отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
материал по художественной литературе (старшая группа)

Головкина   Светлана   Васильевна

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посредством  русских   народных  сказок "  подводит  итог   проделанной   работы     с  родителями,    детьми  и  педагогами   по  данной   теме.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_golovkinoy_s.v.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное   общеобразовательное   учреждение

          « Веневский   центр   образования  № 1  имени  И.И. Мусатова»

               структурное   подразделение  « Детский   сад № 5 »

ОТЧЕТ   ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ  НА  ТЕМУ :

«Воспитание  нравственных  качеств  у  детей

            старшего  дошкольного  возраста

            посредством  русских  народных  сказок»

                            2021- 2022  уч. год

                                                Подготовила : Головкина  Светлана  Васильевна

                                                г.Венев

Актуальность   данного  исследования  состоит  в  том, что  современный мир  требует  от  воспитателя  формирования  всесторонне  развитой личности   дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника  происходит  в  семье  и  детском  саду.

       Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально  ценным  во  всех сферах   его общественной  и  личной жизни.

      Старший   дошкольный   возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, доступные пониманию ребенка  - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

      В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг  к  другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Проводя   наблюдение за   детьми,   я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание  делиться  игрушками, помочь  сверстнику в трудной ситуации.

      Для  решения  данной  проблемы  выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки   близки   мышлению   ребенка,  его  представлению.

       Исходя  из  всего этого,  поставила перед собой  следующую цель.

Цель:  изучение   влияния   русских народных сказок на развитие нравственных  качеств  детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3.  Разработать перспективное планирование  для работы с детьми и родителями.

4. Формировать представление о добре и зле, показать  необходимость   добрых    поступков  в жизни людей.

5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании  ребенка.

Этапы  реализации   задач:

1.Теоретический

Изучила   психолого – педагогическую   литературу:

1. Л. И.Бажова  « О   нравственном  развитии  и  воспитании  детей»

2. Н.  Виноградова  « Воспитание  нравственных  качеств  дошкольника»

3. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева «  Практикум   по   сказкотерапии»

4.  Изучение   методик  и   технологий   педагогов   в  интернете   и   применение  их  на  практике

5.  Ю.А. Лебедев  « Сказка  как   источник   творчества   детей»

6.  А. Ф.  Островская  «Беседы   с  родителями   о   нравственном  воспитании   дошкольников »

7. О. Н.  Пахомова  « Добрые   сказки « ( Этика   для  малышей )

8.  В. Петерина  « Воспитание   культуры  поведения  у  детей   дошкольного   возраста »  

9. Л. Б.  Фесюкова  « Воспитание  сказкой»

10. Т.А. Шарыгина  «  Вежливые  сказки »

2. Практический

Составила    план    работы  с  детьми:

- подбор художественной литературы (сказок), соответствующих возрасту детей;

-разработка конспектов НОД с детьми;

- чтение   русских  народных   сказок   и   работа   над   такими   нравственными   понятиями, как : « добро  и  зло»;  анализ   и   обсуждение сказок;

-проведение  викторины  «  В  гостях   у  сказки»;

- проведение   игр -  драматизаций   по  сказкам ( « Заюшкина  избушка »);

- проведение  дидактических   игр   по   русским   народным  сказкам;

- проведение   выставки   детских   работ  по  русским  народным  сказкам

(  рисунки «  Мой  любимый  сказочный  герой», «  Моя  любимая   русская  народная   сказка » и  д.р ).

     

Свою  работу  я  начала  с  подбора  сказок,  соответствующих возрасту детей.  В   группе  создан   книжный   уголок ,  уголок   ряженья, в   котором  имеются  маски   и    костюмы   для   самостоятельной   игры.  

       Я собрала  большую библиотеку русских народных сказок по этому  возрасту  с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Использовала  метод –  чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно,  меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки.

       При   чтении   сказок  старалась   акцентировать  внимание  детей  на  таких   нравственных  понятиях,  как :  добро  и  зло, лень  и   трудолюбие,  хвастовство  и  скромность,  жадность  и  щедрость  и  д.р ( сказки « Лиса и  кувшин», «  Сивка – бурка », « Крылатый,  мохнатый  и  масляный», « Заяц -хваста », « Царевна – лягушка»  и  многие  другие.) Дети   не  просто  отвечали  на   вопросы   воспитателя,  а  глубоко  анализировали,  обсуждали  сказку,  давали  оценку  поступкам  главных  героев :  поступил  не   просто  хорошо/ плохо, а  старались  давать  более  развернутый  ответ  на  вопрос:  Что  заставило  его  поступить  так,  а  не  иначе ?  Как  бы  ты  поступил  на  месте  главного  героя  сказки?  Вопросы   такого   рода   учат  ребят   рассуждать,  мыслить,  развивают  воображение,  фантазию.

       Также   проводила  с  детьми   викторины  по  сказкам :  «  В  гостях  у  сказки », « Мои  любимые   русские   народные   сказки »  и  т.д ,  которые  были  направлены  на  закрепление  знаний  детей  о  русских  народных  сказках.

        Игры  -  драматизации  ( например « Заюшкина  избушка»)  и  многие  другие  всевозможные   театральные   постановки   способствуют  развитию  творческих  способностей   детей  дошкольного  возраста:  играя   ту  или  иную  роль,   ребята   проявляют   артистизм, у  них   развивается  поистине  «актерские  таланты», речь   становится  красочной,  выразительной. « Работая  на  публику», они  стараются   преодолеть  страх, ведут  себя  более  раскованно,  уверенно.

       Также   на   своих   занятиях   по  развитию  речи   при  работе  со  сказками   использовала   дидактические   игры : « Отгадай   сказку», « Из какой  я  сказки? » ( на   определение  сказочного  героя), « Собери   сказку »

( пазлы ), « Один  начинает – другой   продолжает » и т.д ).  Такие   игры  способствуют   развитию   памяти,  мышления,  внимания, речи.  Я  недаром   выбрала   именно  данного   рода   игры,   так   как   именно   память  и   мышление   в  недостаточной   степени   развиты   у  большинства  детей  нашей   группы .

         Развитию   фантазии,  воображения  способствует   проведение  совместных   выставок    детей  с   родителями  (  конкурс   рисунков   по

русским  народным   сказкам )

Работа по предметно-   пространственной   развивающей среде :

1.Пополнение  библиотеки  русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

2. Внесение в  уголок  ряженья  масок , костюмов  для самостоятельной игры

3.Пополнение  театрального  уголка  кукольными , настольными  театрами.

План   работы  с   родителями:

-пополнение  книжного  уголка  новыми   книгами   со  сказками;

-проведение   консультаций: «  Сказка  как  средство  нравственного  воспитания  ребенка », « Как  и  для  чего  читать  детям  сказки? »,

« Роль  семьи  в  нравственном  воспитании  ребенка »и д.р;

- проведение  совместной   выставки  рисунков  детей  и  родителей

« Моя  любимая  русская  народная  сказка»;

- проведение  этических  бесед « Добрые  дела  нашей  семьи »,

« Традиции  нашей  семьи», « Любимый  театр   нашей  семьи »

- презентация «  Русская   народная  сказка   как  средство  нравственного  воспитания  детей  старшего   дошкольного   возраста»

Работа   с   педагогами :

- выступление  на  педагогическом  совете  с  консультацией

« Русская   народная  сказка   как  средство   нравственного  воспитания  детей  старшего   дошкольного  возраста » ( презентация )

3. Обобщающий

Результаты :

Я  считаю,  что  поставленные  мною  задачи  были   реализованы:

- у  детей  сформировалось  представление о добре, как  важном нравственном качестве  человека, через поступки героев русских народных сказок;

- у  ребят  повысился  интерес  к  чтению  художественной  литературы;

- они  научились  анализировать  сказки,  давать  более  развернутую  характеристику   поступкам   и  характерам   главных  героев;

- дети   стали   вести   себя   более   раскованно, уверенно  в   процессе   участия  в  играх -  драматизациях,  театральных   постановках.

- ребята   научились   понимать  смысл  сказок,  давать  оценку  нравственным  качествам   героев;

-произошло  взаимопонимание   благодаря   совместной   работе детей  и  родителей (  участие  в  совместных  выставках :  рисование  иллюстраций  к  сказкам )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...