Главные вкладки

    НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Курьерова Галина Александровна

    Актуальность:

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
    Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

     В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

     В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

    Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл madou_no92_konspekt_nod_kurerova_g.a.docx37.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

    Конспект

    непосредственно – образовательной деятельности

    по нравственно – патриотическому воспитанию

    в подготовительной к школе группе

    Тема: «Хоровод дружбы»

    Составила:

    Курьерова Галина Александровна,

    воспитатель высшей категории

                                           

    г. Сыктывкар, 2016г.

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему

    «Хоровод дружбы»

    Никто не учит маленького человека: 

     «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, 

     попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
     Все дело в одной, в очень важной закономерности 
    нравственно-патриотического воспитания.           
    Если человека учат добру - учат умело, умно, 
     настойчиво, требовательно, в результате будет добро. 
     Учат злу (очень редко, но бывает и так), 
    в результате будет зло.       
     Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, 
     потому, что и человеком его надо воспитать». 
      В.А. Сухомлинский
     

    Актуальность: 

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
    Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

     В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

     В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

    Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

          Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим.

    Цель: Познакомить детей с людьми разных национальностей, проживающих в России (татары, грузины, чукчи, украинцы, русские).

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
    2. Формировать представление о национальных особенностях народов: чукчи, татарского, украинского, грузинского, русского; национальной одежды, типичных занятиях (охота, оленеводство, рыболовство, садоводство, земледелие).

               Развивающие:

    1. Поддерживать интерес  к истории и культуре России и народов, её населяющих.
    2. Продолжать работу по расширению кругозора  детей.
    3. Развивать связную речь, обогатить словарный запас детей: Российская Федерация, россияне, тюбетейка, шаровары, садоводство, земледелие.

                Воспитательные:

    1. Воспитывать духовно – нравственное отношение к культурному наследию; толерантное отношение к представителям людей разных национальностей, проживающим в России; эмоциональную отзывчивость; доброжелательность.
    2. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

                 Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

       Оборудование, демонстрационный материал:

    • Мультимедийные оборудование;
    • Слайды: карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; песни о Родине;
    • предметы национальных головных уборов народов России; магнитофон:
    • куклы в национальных костюмах.

        Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, книг по теме; знакомство с материками, странами и народами; чтение художественных произведений по теме; тематические беседы.

         Словарная работа: Тюбетейка, сарафан, кокошник, плахта, спыдница, кошуля, шаровары.

         Индивидуальная работа: Закрепить умение правильно называть национальную одежду разных народов.

    Ход НОД:

    (дети заходят в группу под песню «Дружба народов» Аделина)

    Слайд №1 (на экране дети, держащиеся за руки)

    В. Сколько добрых лиц вокруг,

         Приглашаю всех я в круг.

         Давайте за руки друг друга возьмём!

         Слова любви произнесём!

    Д. Любим, любим всех вокруг,

         Как хорошо, что рядом друг!

    (Дети садятся на стульчики перед экраном)

    Слайд 2 (на экране политическая карта)

    В: Посмотрите на эту карту. Как вы думаете, почему она раскрашена яркими цветами?

    Д: разными цветами отмечены страны

    В: На карте мы видим много разных стран, давайте вспомним, какие страны вы знаете?

    Д: Дети называют страны.

    В: Предлагаю поиграть в игру «Кто, где живёт?»

    (воспитатель называет страну, а дети – народ, который в ней проживает)

    В: Франция – французы

         Италия – итальянцы

         Япония – японцы

          Китай – китайцы

          Германия – немцы

          Англия – англичане

          Украина – украинцы

          Америка – американцы

    В: Ребята, как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)

    В: Что это слово значит для вас?

    Правильно, Родина – это место, где вы живёте, город, в котором вы живёте, страна, в которой вы живёте.

     

    Слайд 3 (на экране картинка людей разных народов и карта стран)

    Ребёнок читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом»

    На карте мира не найдёшь

    Тот дом, в котором ты живёшь.

    И даже улицы родной

    Ты не найдёшь на карте той,

    Но мы всегда с тобой найдём

     Свою страну, наш общий дом.

    Слайд 4 (на экране буквы С О Р И С Я)

    В: Ребята, посмотрите, буквы. Какое слово можно составить из этих букв?

    Д: Дети составляют слово – РОССИЯ

    В: Ребята, а как называется наша страна?

    Д: Россия, Российская Федерация.

    В: Правильно, Россия.

    Слайд 5 (на экране слово – РОССИЯ)

    Д: ребёнок читает стихотворение:

    Нет края на свете красивей,

     Нет Родины в мире светлей!

    Россия, Россия, Россия, -

    Что может быть сердцу милей?

    Слайд 6 (на экране карта России, звучит музыка-минусовка «Россия»)

    В: Ребята предлагаю поиграть в игру «Я начну, а ты закончи»

    1. Наша страна называется…..(Россия)
    2. Наша страна очень…..(большая, огромная и т.д.)
    3. В ней много …..(рек, озёр, животных, лесов, городов)
    4. Люди, которые живут в нашей стране, называются…..(россияне)

               В: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать,  на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолёте лететь почти сутки. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами…

    Д: Россияне

    В: Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Как

    вы думаете, люди каких национальностей живут в нашей стране?

    Д: Русские, грузины, башкиры, татары, чукчи и другие.

    В: Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю,

    культуру, традиции. Они и разные, и похожи друг на друга.

    Слайд 7 (на экране иллюстрации с изображением людей

    в национальных костюмах)

    В: К нам приезжают жить и украинцы, и татары, и грузины, и многие

    другие народы. Отличаются люди и цветом волос, и разрезом глаз. Люди по-разному поют, танцуют, носят одежду. Наша страна очень гостеприимная.

    Слайд 8 (на экране иллюстрации с изображением людей

    в национальном костюме – русские)

    В: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одета

    женщина?

    Д: Сарафан, рубашка.

    В: В старину женщины носили нарядные сарафаны, рубашки, а на

    голове носили кокошник, а поверх кокошника платок.

    В: Как одет мужчина? 

    Д: Штаны, рубашка, шапка.

    В: Мужчины носили штаны, рубаху, подвязанную поясом, на голове

    кепку.

    Слайд 9 (на экране иллюстрации с изображением людей

    в национальном костюме – народов чукчи)

    В: Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные,

    трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?

    Д: На Севере очень холодно.

    В: Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном,

    которая называется кулянка. Как называется рубаха с капюшоном? Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

    Слайд 10 (на экране иллюстрации с изображением людей

    в национальном костюме – украинцы)

    В: Украинские национальные костюмы очень нарядные. В мужском

    костюме есть широкие брюки – шаровары, рубаха расшитая национальным орнаментом, она повязывается широким поясом – кушаком. Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме - это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха - овчины, шерсти, сукна. В числе последних - высокая барашковая шапка - кучма.

    В: Женщины украинки носят рубахи – кошуля, сверху плахта в

    крупную клетку и узкие юбки – спидныца с фартуками, на голову надевают венки с цветными лентами. Как называется рубаха, жилетка, головной убор украинки?

    Д: кошуля, плахта, венок с цветными лентами.

    Слайд 11 (на экране иллюстрации с изображением людей

    в национальном костюме – грузины)

    В: Женщины носили длинные, сильно приталенные платья,

    отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты. Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола. Головной убор (тавхурва) грузинок состоял из картонного ободка (чихта) по размеру головы, обтянутого тканью, и тонкого валика из ваты, покрытого шелковой тканью. К картонному ободку прикреплялась головная повязка (тавсакрави) - узкая полоска из бархата. Под ободок особым образом надевалась вуаль (лечаки). Престижным считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные. Один конец вуали свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.

    - Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи

    (перанги), сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов (шеидиши), широких верхних штанов (шарвали), сработанных чаще из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов. Верхней довольно короткой одеждой служил архалук, на который надевалась черкеска (чоха) длиной ниже колен. Верхняя одежда подпоясывалась узким наборным серебряным поясом с пряжкой. К поясу подвешивался кинжал.

    Слайд 12  (на экране иллюстрации с изображением людей

    в национальном костюме – татары)

    В: Обратите внимание на национальную одежду татар. И мужчины и

    женщины носят шаровары и рубашки. Кто знает, как называется головной убор у татар? Мужчины носят тюбетейку, а женщины вышитую бархатную шапочку – калфак? Как называется головной убор татар?

    Д: тюбетейка, калфак.

    В: Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать

    его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

    Физкультурная пауза

    В: Обратите внимание на столик, на котором лежат головные уборы

    людей разной национальности. Подойдите к столу, возьмите один понравившийся головной убор, примеряйте.

    (дети подходят к столу, выбирают головной убор, примеряют)

    В: Люди какой национальности носят этот головной убор? Как

    называется головной убор, который ты взял? Спасибо всем, присаживайтесь за столы.

    (дети садятся за столы)

    В: Читает стихотворение В.Степанова «Российская семья»

    Живут в России разные

    Народы с давних пор

    Одним – тайга по нраву,

    Другим – степной простор.

    У каждого народа

    Язык свой и наряд.

    Один – черкеску носит.

    Другой надел халат.

    Один – рыбак с рожденья,

    Другой – готовит мёд.

    Одним – милее осень,

    Другим – милей весна.

    А Родина Россия

    У нас у всех – одна!

    В: Ребята, а вы знаете, у каждого народа есть своё национальное

    богатство – это традиции, народные сказки и пословицы, национальные блюда, национальные игры.  Я вам расскажу об основных промыслах людей разных национальностей.

    Слайд 13 (на экране иллюстрации,

    отображающие основные промыслы татар)

    В: Традиционное занятие татар – пашенное земледелие и скотоводство.

    Для татар характерна особая любовь к лошади – как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитьё, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и другое.

    Слайд 14 (на экране иллюстрации, отображающие

    основные промыслы народа чукчи)

    В: Основное занятие народов чукчи – оленеводство, рыболовство,

    охота. Одежду народ чукчи шьёт из оленьих шкур и украшает её орнаментами.

    Слайд 15  (на экране иллюстрации,

    отображающие основные промыслы украинцев)

    В: Украинцы любят работать на земле, занимаются садоводством и

    овощеводством. Обратите внимание, какие мастерицы живут на Украине. Украинские мастерицы славятся своим рукоделием.  

    Слайд 16 (на экране иллюстрации,

    отображающие основные промыслы грузин)

    В: Первым по важности – ювелирный промысел, изготовление

    оригинального оружия, особенно холодного.

    Слайд 17 (на экране иллюстрации,

    отображающие основные промыслы русских)

    В: С давних времён на Руси пахали землю и сажали хлеб. «Весенний

    день – год кормит» - говорили в народе. Основное занятие русского народа земледелие и скотоводство.

    Ребята, наша Россия – многонациональная страна. О каких народах мы

    сегодня разговаривали, вспомните, какие национальные костюмы они носят? Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Наряди куклу». В папках есть две куклы и разная национальная одежда. Одна кукла одета, а другая нет. Вам нужно подобрать и надеть на куклы не достающиеся элементы национального костюма.

    (дети выполняют задание)

    В: Какой национальности у вас куклы?

    Д: Русские, грузины, украинцы, татары, чукчи

                                 Слайд 18 (на экране иллюстрации национальных костюмов русского, грузинского, украинского, татарского, чукчи)

    В: Давайте проверим себя, правильно ли мы выполнили задание.

    Молодцы, все справились с заданием.

    Слайд 19 (на экране картинка «Мы разные, но мы вместе»)

    В: У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один

    народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и историю нашего государства. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Никогда нельзя забывать свою Родину. И даже когда вы вырастите и может быть уедите жить в другую страну, всегда помните о своей Родине.

    В нашей России сейчас много приезжих: и взрослых, и детей

    разных национальностей. И хотя вы ещё дети, но уже можете внести свой вклад в то, чтобы жизнь была у вас мирной, дружной. Как вы думаете, что вы можете для этого сделать?

    Д: Не говорить плохих слов, не обзываться, делиться игрушками,

    помогать друг другу, дружить.

    В: Правильно, нужно дружить друг с другом. Предлагаю создать свой

    символ дружбы народов. Представим себе. Что ваша ладошка – это планета Земля, а пальчики – разные народы. Все мы живём на одной планете. Давайте сейчас соединим наши руки в знак большой дружбы и устроим большой хоровод.

    (дети образовывают круг, соединяют руки)

    Слайд 20 (на экране иллюстрация – макет земли,

    вокруг макета хоровод детей разной национальности)

    В: Читает стихотворение

    Пусть крепнет дружба наша!

    Счастливым будет каждый здесь народ!

    Мы на одной земле под небесами.

    Мысль эту каждый пусть поймёт.

    Когда все вместе – сила мы большая!

    Когда все вместе – нас не победить!

    Да здравствуют же все народы края!

    Нам  надо крепко Родину любить!

    Звучит песня в исполнении ансамбля

    «Непоседы» «Я, ТЫ, ОН, ОНА…»

    Итог занятия (обсуждение с детьми, вопросы к детям)

    - Что сегодня ты узнал нового?

    - Про какие национальности мы сегодня говорили?

    - Люди каких народов живут в нашей стране?

    - Что тебя удивило на занятии, что порадовало?

    - Какие у вас впечатления остались после нашего занятия?

    - О чем (о ком) вы расскажете дома?

              В: Ребята, на память предлагаю Вам раскраски с людьми разных национальностей. Дома Вы поделитесь знаниями с родителями, вспомните какие костюмы носят люди разных национальностей и раскрасите рисунки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье"

    Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заметить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Семья - дает "образ мира" в котором ребенк...

    Методическая разработка по работе с родителями на тему: "Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье"

    В статье предложена информация, как воспитывать в детях любовь к родному городу...

    «Круглый стол» для родителей с детьми "Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье".

    Задачи:- объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей среднего возраста к познанию своего города, округа;- распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о се...

    Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»

    Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и  краю  в детском саду и семье всегда был и остается важным.Данная консультация поможет родителям детей старшего дошкольного возраста....

    «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»

    Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и  краю  в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённ...

    "Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье"

    "Воспитание любви к родному краю  в детском саду и семье"    Цель - совершенствование нравственного воспитания, развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к ро...

    «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»

    Родительское собрание в логопедической группе с ФФНР. Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэто­му не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного р...