Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
консультация

Ильиных Ирина Александровна

Консультации для родителей

 «Уроки милосердия в современной семье»

 «Воспитание чувства милосердия»

«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»

«О воспитании милосердия»

«Воспитание   сердца»

«Зорко одно лишь сердце»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditely.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Уроки милосердия в современной семье»

Все люди созданы разными. Некоторые отличаются от большинства: кто – то глух, кто-то слеп, кто-то отстаёт в развитии. Это игра природы, и каждому человеку выпадает его собственная, уникальная судьба. Залог счастья не в том, чтобы вытащить счастливый билет природы красоты и стопроцентного физического здоровья, а в том, чтобы каждый день был прожит насыщенным и содержательным, в том, чтобы вырасти порядочным и полезным человеком. Задача родителей - помочь ребёнку полностью развить свой потенциал. Это в равной мере относится ко всем родителям: будь их дети вундеркинды, просто здоровые дети или дети, поражённые недугами.

Чем проще и спокойнее относится к дефекту ребёнка его родители, тем скорее и безболезненнее ребёнок адаптируется к внешнему миру. Такие родители ведут себя с больным ребёнком спокойно, уважительно и твёрдо.

Они не делают вид, что дефекта нет. Когда в семье с больным ребёнком растут ещё и другие дети - жизнь берёт своё: здоровых малышей нужно водить в парк, в цирк, в гости, на занятия. Им необходимо читать и играть с ними. Если уделять внимание только больному ребёнку, то вы искусственно станете тормозить развитие здоровых детей. Если вы направите своё внимание на развитие здоровых детей, то очень легко упустите образовательные и социальные нужды больного малыша. Как найти баланс? Как отрегулировать сложные процессы общения в подобной семье?

Вот некоторые правила внутрисемейного общения:

1. Нормализовать ситуацию, приняв болезнь ребёнка как факт жизни. Научиться говорить о нём в кругу семьи по мере необходимости простыми и честными словами.

2. Приходить на помощь, если здоровые дети дразнят больного ребёнка.

3. Учить здоровых детей не оскорблять больного ребёнка, не унижать его.

4. Учить больного ребёнка уметь постоять за себя, уважать себя и принимать себя таким, какой он есть.

5. Научиться самим и научить детей помочь больному ребёнку освоить всевозможные навыки самообслуживания, общения, дисциплины.

Вашим детям нужна ваша любовь, поддержка и уважение. Любовь заключается в простом факте: неважно, какой ребёнок родился,- мама и папа любят именно его и не променяют его на на какого другого ребёнка, даже пусть им предложат хоть сто здоровых деток со всеми десятью пальчиками (зрячих, слышащих, умных, без родимого пятна, без горба).Вы любите его, безусловно, и не за что – либо, а за сам факт его существования и наличия вашей уникальной связи, объединившей родителей и ребёнка. Ваши здоровые дети будут расти в атмосфере любви, и любить больного брата за сам факт его существования и будут смотреть на его дефект как на данность. Здоровым детям, как и больным, в равной мере необходимо знать, что родители любят своих детей не за талант и красоту, а за то, что они их дети.

Поддержка заключается в том, что вы понимаете горечь и раздражение больного ребёнка, когда на него оглядываются на улице, когда задразнили сверстники или обидел бестактный ребёнок.

Быть не таким, как большинство окружающих, нелегко. Однако родителям надо научиться делать множество важных вещей, справляться со сложными задачами, хорошо относиться к людям. И тогда ребёнок непременно завоюет уважение людей. Ему посчастливится встретиться с умными людьми, которые разумно относятся к факту природы: все люди созданы по уникальному плану, и есть люди, непохожие на большинство. Такие добрые и чуткие люди станут его друзьями.

Наше общество восстанавливает утраченные ценности, одной из которых является милосердие. Пожалуй, стоит потрудиться душой, чтобы в нашей современной семье царили ласковое слово, восхищённый взгляд, светлая улыбка.

Консультация для родителей

«Воспитание чувства милосердия»

Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувтва они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым.

Счастье человеку не падает с неба, оно готовится родителями с детства. Счастье - и в ощущении места в учебном и трудовом коллективе, и в признании своей социальной значимости, и в трудовой удовлетворённости, и в умении радоваться не только тому, что он берёг для себя, но и тому, что он даёт другим. Чему способен радоваться ребёнок, зависит от взрослых, от тех условий, в которых он растёт. Нам, взрослым, нельзя забывать простую, но мудрую мысль: чем легче достаются радости и блага в детстве, тем меньше оставляем для них подлинного счастья на всю последующую жизнь, ибо ощущение счастья и радости теряет свою остроту.

Во многих семьях, желание ребёнка - есть закон. В дальнейшем, выходя на путь самостоятельной жизни приходится осознавать, что путь усыпан не только цветами.

Формировать гуманные представления невозможно только с помощью замечаний, наставлений, порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. Эта способность выражается в умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают, в готовность прощать нечаянно причинённую боль, извиняться, если виноват, в умении считаться с желаниями и интересами товарищей, в чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутьё к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Консультация для родителей

Воспитание у детей чувства доброты и милосердия.

«Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые! »

                                                                                           актер Е. Леонов

 Наша с Вами задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам,  «братьям нашим меньшим» – животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

  Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво.

Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.

С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.

В старшем же дошкольном возрасте у детей уже есть определенное мнение о том, что такое доброта. Задавая воспитанникам этот вопрос, я услышала очень много ответов, но многие и затруднялись, хотя и подбирали синонимы к этому слову: «хорошо», «красота», «внимание» и т. д. А на вопрос: «Кто такой добрый человек? » было названо огромное количество определений этого словосочетания, в итоге же все дети пришли к выводу, что с таким человеком все хотели бы общаться и дружить.

Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, наши уважаемые помощники и партнеры в нелегком, но благородном деле воспитания детских душ.

В воспитании доброты и милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину.

Очень поучительны рассказы:

Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы».

 В.Осеевой – «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушку не нашел.

Стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н.Артюховой, «Вовка – добрая душа» А.Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Рассказ Э.Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы  неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды.

Сказка   В.Катаева «Цветик-семицветик» учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело,  становится сама счастливее.

 Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.  В чуткости к настроению другого человека. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

И, в заключение, хочется привести слова: «Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости».

Консультация для родителей

 «О воспитании милосердия»

Милосердие как величайшая духовная ценность предполагает деятельное сострадание, прощение, терпимость во взаимодействии с другими людьми и имеет огромное значение для развития личности дошкольников.             Любовь и терпение родителей и педагогов способны «оживить» детские сердца, сделать их любящими и милосердными, а правильно выбранные формы и методы воспитания позволят развить эти необходимые качества.

Их формирование начинать лучше всего еще в утробе матери. Именно тогда ритмические процессы организма ребенка синхронизируются с ритмами жизнедеятельности мамы: происходит внутренняя настройка на другого человека, объединение двух людей в одну энергоинформационную систему. Неслучайно будущим мамам рекомендуется чаще переживать положительные чувства, читать добрые стихи, слушать классическую, народную музыку, воздействуя тем самым на эмоциональную сферу ребенка.

Нравственное поведение матери выступает основой для положительного энергетического посыла младенцу в виде добрых мыслей, светлых чувств, гуманных поступков. Доказано, что долговременная разлука с матерью в первые 3-5 лет жизни ребенка приводит к нарушениям его психического здоровья, сильно тормозит развитие познавательной сферы личности и нарушает баланс положительного взаимодействия с окружающими. Экспериментально установлено, что первые эмпатические реакции возникают на 2-3-м месяцах жизни малыша. Шестимесячные дети, как подтверждают исследователи, плачут при виде расстроенной матери, годовалые - не только плачут, если при них обижают кого-то, но часто пытаются утешать обиженного. Дети болезненно реагируют на все проявления агрессии, раздражительности, на повышенный тон со стороны взрослых. Следовательно, милосердие формируется с помощью взрослых.

       Это происходит через ласковые руки бабушки, тихий, спокойный голос воспитателя, готовность отца, дедушки в любую минуту прийти на помощь, благодаря доброму отношению старшего брата к щенку или котенку и, конечно, через обращенный к ребенку материнский фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, которые помогают ему в определении жизненно важных отношений с миром. Особенность русского фольклора - педагогичность: его воспитательное влияние трудно переоценить.

Мир фольклора, в котором человек живет в гармонии с природой, дает возможность ребенку войти в атмосферу поэтических образов, прочувствовать необходимость милосердного, отзывчивого поведения. Заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам, считалки учат детей замечать радость и проблемы окружающего мира. Разнообразные народные песни показывают, как богата душа русского человека. Печальные - раскрывают детям способы выражения сострадания и сочувствия другим; хороводные, игровые - учат пользоваться невербальными средствами общения.

Столетиями передавались из поколения в поколение тексты материнского фольклора, например, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно отчетливо увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закреплялось в образных, рифмованных, легко запоминающихся текстах. К сожалению, современные молодые мамы не знают русских колыбельных песен. А ведь в них поется обо всем, что окружает малыша в первые месяцы и годы жизни. В этих песнях мама, обращаясь к ребенку, желает ему спокойной ночи, благополучия. В них поется о животных и птицах, которые помогают матери убаюкать малыша. Эти коротенькие незамысловатые песенки помогают ребенку познавать мир. Они становятся для ребенка первыми, а часто незабываемыми уроками заботы, терпения, доброты, т.е. тех основ, без которых в будущем человек не сможет стать милосердным. Сон позволяет обработать информацию, накопившуюся за день, при этом особое значение для душевного состояния ребенка имеет то, что он слышит перед сном. Поэтому для его целенаправленного развития сопереживания, сердечной чуткости тематика вечерних бесед должна акцентировать внимание на осмыслении проблем милосердия и бесчеловечности, толерантности и агрессивности. Спокойная интонация, тихий голос, душевная близость, нежные прикосновения, поглаживания позволят снять его эмоциональное напряжение, накопившееся за день. Следовательно, педагогические возможности фольклора как источника духовной силы создают основы для развития у детей способности сопереживать в горе, т.е. проявлять милосердие. Погружение в фольклорную среду в крестьянской семье начиналось с рождения и продолжалось в течение всей жизни.

В современном семейном воспитании использование фольклора сужено. Очень часто мамы просто не знают, что потешки, пословицы, поговорки, сопровождаясь телесными играми с маленьким ребенком, помогают ему эмоционально ощутить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками. Например, мама бережно и нежно поглаживает пальчики ребенка, головку, предплечья, ножки и тихо приговаривает:

 — Ножки, ножки, где вы были? — За грибами в лес ходили. — Что вы, ручки, работали? — Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели. Вот и Ванечка с грибком, С подосиновиком!

 Через тактильные ощущения во время игр-забав («Сорока», «Ладушки», «Коза» и др.) ребенок знакомится с материнским теплом. Прикосновения и поглаживания стимулируют деятельность ЦНС, способствуют возникновению чувства доверия к миру, повышают психическую устойчивость. Впоследствии это закрепится в его сознании как один из способов проявления эмоционального содействия другому человеку: пожалеть, передав часть своего телесного и душевного тепла.

 Многовековой опыт народной педагогики раскрыл такое эффективное средство воздействия на личность ребенка, как сказка. Именно в ней глубинно воплощаются и реализуются ментальные установки оптимистического видения мира и гуманного отношения к окружающим. Ребенок, подрастая, начинает слушать сказки, в которых для него открываются главные ценности доброго и милосердного поведения. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих нравственных черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, постепенно и естественно дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия («Лиса и заяц», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Крошечка - Хаврошечка» и др.). Проходит небольшой временной отрезок от 3 до 6 лет, и ребенок проделывает огромную работу по усвоению общечеловеческих ценностей, моральных норм и правил поведения.

Недостатками в организации педагогической работы на этом этапе становятся привлечение внимания детей преимущественно к отрицательным проявлениям в отношениях между сверстниками, отсутствие должного одобрения положительных эмоциональных отношений между ними, а также частое выпадение из воспитательного процесса знакомства со способами милосердного отношения друг к другу. В этот возрастной период необходимо научить дошкольников жертвовать чем-либо значимым ради благополучия другого, быть внимательными к товарищам, пожалеть слабого.

 Особую сложность у детей вызывает позитивное принятие внешне непривлекательного ребенка, поэтому очень важно объяснить им, что некрасивым можно стать по разным причинам: из-за болезни, несчастного случая (это должно вызывать чувство сострадания, желание помочь, утешить, поддержать), а можно - из-за злобы, зависти, жестокости.

К счастью, дети с течением времени начинают постепенно понимать, что некрасивой может быть не только внешность, но и чувства, поступки людей. Они-то, как правило, и становятся причиной, по которой человек теряет свою привлекательность. Знание способов регуляции и коррекции взаимоотношений со сверстниками с учетом милосердных проявлений (простить, уступить, пожалеть, понять и т.д.) очень важно для развития личности ребенка дошкольного возраста. Значимой характеристикой эмоционального аспекта понятия «милосердие» является эмпатия. Выделяют две личностные формы эмпатии: сопереживание - как более простая форма, которой свойственны импульсивность, неосознанность, и сочувствие, характеризующееся осознанностью эмоциональных проявлений обусловленное в значительной мере усвоенной моральной нормой и опытом взаимоотношений с окружающими.

Эмпатия рассматривается как «способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей» (Т.П. Гаврилова), как «процесс проникновения, вчувствования в эмоциональное состояние других, где сопереживание и сочувствие являются различными формами ее проявления» (А.В. Петровский). Бесспорно, очень важно создавать такую эмоциональную среду, которая могла бы стать основой для развития эмпатийных процессов, поэтому всегда нужно поощрять ребенка за добрые поступки и даже просто за намерение совершить их. И наоборот, если мы вовремя не позволим ребенку проявить жалость или сострадание к кому-то, то на их место придет эгоистическая замкнутость.

А если у ребенка есть наклонность к грубому и надменному отношению к окружающим, необходимо пробуждать в нем милосердие, создавая условия для его реализации в практической деятельности.

Важный вид деятельности, в процессе которой дети могут развивать способность чувствовать душевное состояние окружающих, - различные игры, особенно сюжетно-ролевые («Дочки-матери», «Больница» и др.). Продуманное игровое общение создает реальную возможность индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию эмоциональной отзывчивости дошкольников. Правильный подбор ролей помогает каждому ребенку пережить эмоции, связанные с осознанием деятельного сострадания, чуткости, заботы. Игры помогают детям овладеть некоторыми приемами и правилами, способствующими бесконфликтному, сострадательному поведению не только в игровой деятельности, но и при непосредственном общении. Они таковы: — делись с товарищем, не старайся взять себе все самое лучшее; — не ссорься; — не зазнавайся, если у тебя получилось что-то лучше, чем у других; — не завидуй, а радуйся успехам товарищей; — не смейся над неудачами других; — помоги другу, если он попал в беду.

С целью знакомства с мимикой эмоциональных проявлений у детей можно использовать специальные игры-упражнения, включать в занятия психогимнастику, которая способствует осознанию ими широкого спектра эмоционального реагирования. В этюдах на выражение радости, страдания, печали отрабатываются умения пользоваться невербальными средствами общения, помогающими проявить чувства любви, сострадания и т.д. Чтобы дети могли усвоить нравственные принципы жизни, взрослые должны воплотить их в единстве действия, образа и слова, стимулируя нравственную активность ребенка с учетом его возрастных, индивидуальных и культурологических особенностей. При этом следует помнить, что и деятельное сострадание требует от детей огромных душевных усилий и напряжения воли, поэтому взрослые, и прежде всего родители, должны стать их активными и терпеливыми помощниками.

 Необходимо оберегать целостность детской легкоранимой души, не внося в нее неискренность, нетерпимость, раздражительность, целенаправленно воспитывая с раннего возраста способность сознательно и бескорыстно проявлять сочувствие и сопереживание к окружающим. В этой связи важно сказать об организации преемственности в работе по воспитанию милосердия. Эффективность этой работы зависит от согласованности действий как со стороны воспитателей ДОУ, так и со стороны родителей, от установления тесного контакта между ними. С целью повышения уровня теоретических и практических знаний по воспитанию милосердия в семье целесообразно проводить традиционные формы работы с родителями: консультации, с учетом индивидуальной диагностики детей, тематические родительские собрания («Основы милосердного поведения»), конференции («Почему человеку нужно быть милосердным?»), совместные праздники («Путешествие в мир доброты»).

Не стоит забывать и о книжных выставках, информационных тематических листках по теме воспитания милосердия в семье, а можно использовать и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, например, педагогическая мастерская «Милосердие — это активная доброта».

Для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что его любят и заботятся о нем, что он желанный в семье. Это не только рождает уверенность в защищенности, гарантирует любовь близких, теплоту отношений, но имеет большое значение для всей его будущей жизни, так как рождает первые эмоциональные проявления доброты, заботы, участия, любви, т.е. учит быть милосердным. Неслучайно выдающийся педагог Я. Корчак писал: «Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей, где можно найти представителей всех типов людей и образцы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых». Нам нельзя забывать об этом никогда!

Консультация для родителей

«Воспитание   сердца»

«Зорко одно лишь сердце»

                                                                                        

Сегодня у нас с вами самый главный разговор о сердце ребёнка и его воспитании. Самый главный потому, что сердце- «солнце» организма, а ритм сердца- ритм жизни. Научим сердце ребёнка гореть - и рядом с ним будет тепло каждому; научим верному ритму- и будет он здоров физически и морально.

Вряд ли мы найдём хотя бы ещё одно слово, у которого так много стойких эпитетов: сердце пламенное, горячее, чуткое, доброе, мягкое, чистое. Лучшие человеческие качества - милосердие и сердечность - связал народ с сердцем. Лучшие чувства - любовь, дружба, симпатия, отзывчивость - идут от сердца. Чуткое сердце различает многие движения другой души и даже природы. Сердце вздрогнет первым, затрепещет первым, сердце узнает обо всём намного раньше, чем рассудок дерзнёт помыслить. Чувствуем мы сердце редко, а работает оно постоянно. Но чтобы стать чутким, оно должно быть воспитанным, культурным, утончённым. Невоспитанное сердце некультурно, нечутко, а порой и жестоко.

Так что же и как воспитывать?

Эксперимент с детьми 4-7 лет.

Показатель уровня интеллекта зашкаливал до одарённости, а личностные показатели оказались фактически не сформированными. Дети находились под наблюдением и уже через год благодаря специальной воспитательной системе мы увидели перемены: прибавилось сердечности, эмоциональности в восприятии других, мира и себя в мире.

Родители соревнуются: чей ребёнок раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека, мало кто воспитывает сердце. Между тем воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенные оказываются пропущенными навсегда. Не сформированные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.

Какие же сроки оптимальны для воспитания сердца? Чем раньше, тем лучше. Оптимальный срок - ещё до рождения ребёнка. Сердечная любовь матери к своему будущему ребёнку - вот начало воспитания сердца.

Воспитание сердца возможно только при прямом на него воздействии- от сердца к сердцу. Наверняка у каждого есть человек (необязательно родной), с которым существует родство сердечное. Вот к такому чувству сердечного родства надо стремиться, воспитывая ребёнка. Ребёнок перенимает всё от  взрослых – и благожелательность, и добросердечие, и др. качества. Любой наш промах без осуждения и оценки примет в своё сердце малыш, возьмёт в свой арсенал качеств.

Воспитывать чуткость сердца легче всего с сочувствия, с совместного чувствования. В психологии это называется эмпатией, способностью эмоционально входить в положение другого человека, ставить себя на его место.

Эмпатия: 1 Сочувствие  

                2 Сопереживание.

Сопереживание - полное «вхождение» в ситуацию другого с потерей себя, своего взгляда. Это более пассивная позиция (ты плачешь, и я плачу вместе с тобой)

Сочувствие даёт понимание ситуации другого (ты плачешь - я утешаю)

(исследования: повторный инфаркт случается чаще у людей эгоистически направленных на себя, а не на помощь другим)

Почаще ставьте ребёнка на место другого: когда читаете книги (А как бы ты поступил? Тебе было бы приятно, если бы…) Помните, Вы сами- самый главный пример и источник возникновения в маленьком сердце отзвука- СОЧУВСТВИЯ. Вы можете и себя проверить на эмпатийность и развить её, если посчитаете её недостаточной.

Попробуйте посчитать, часто ли к Вам обращаются посторонние люди в течении дня (как пройти, который час)  Норма 3-4 обращения.

Воспитывая сердце, помните: даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть мужественным, стойким. Не закрывайте детям глаза на жизнь, пусть видят и «негатив» Наша задача- научить ребёнка правильному отношению к событиям положительным и отрицательным, «вырастить» в ребёнке стержень, который будет обеспечивать его устойчивость в дальнейшем.

Одной эмпатии недостаточно для воспитания сердца. Эмпатия без рефлексии, без оценки себя в ситуации может привести к нетактичности, к утомительной навязчивости. Умение видеть себя со стороны также следует воспитывать у детей как можно раньше.

Советы родителям: Дома вечером, перед сном, присядьте к нему на кроватку и напомните, чем хорош был прошедший день, что хорошего ребёнок сделал. О плохом нужно сказать в мягкой форме. «Это получилось плохо, да? Завтра мы это исправим». «Ты уже , наверно, пожалел, что так вышло?». В детском саду  воспитатель в конце дня подводит итог: «Мы сегодня много узнали, многому научились. Давайте вспомним, чему именно. Сегодня лучшими моими помощниками были…Кто? Кто самый аккуратный, самый быстрый?» Пусть дети учатся замечать и анализировать качества своих ровесников -так легче  перейти к себе.

Многие дети во всех своих неудачах винят других. Принятие взрослым такой позиции закрепляет его убеждения в том, что всё плохое случается с ним из-за других. («Я хороший, ты –плохой»). Во взрослом состоянии человек не сможет оценить себя адекватно, как и тот у кого сформирована недооценка («Я плохой, ты хороший»). Последнее ещё опаснее, т. к. порождает «неудачливость» человека. Формированию адекватной, объективной самооценки способствует ежедневный «разговор полётов», который одновременно воспитывает сердце, прежде всего такое качество, как справедливость.

Ещё одно качество относится к воспитанию сердца,- ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость к мнению, позиции, поведению другого человека). Терпимость- принятие, терпимость- терпение, терпимость-понимание, терпимость-безразличие, терпимость-подчинение.

Какую же толерантность мы воспитываем?

Воспитываем, прежде всего, собственную позицию ребёнка, его морально-этический стержень. (Пример: Одного послушаешь - он прав, другого – тоже прав. Кому верить?)  Это пример принятия любого мнения, поскольку нет своего. Воспитываем внутренний стержень, и не страшны будут чужие мнения, устоит ребёнок и перед наркотиками, и перед навязываемыми вредными привычками.

Существует неразрывная связь ума и сердца. Именно гармония ума и сердца даёт наилучшие результаты. Ум без сердца рационален, холоден, даже жесток; сердце без ума безрассудно, порой бесполезно самоотверженно.  Вспомните, сколько раз ваш сердечный порыв останавливался рациональным умом, и тогда гармонии не было. Сколько несделанных добрых дел, несказанных добрых слов, не оказанной помощи.

Воспитание благодарности сердца - профилактика мстительности, агрессивности. Самое действенное воспитание сердца достигается не назиданием, а примером, от сердца к сердцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства доброты и милосердия у дошкольников.

В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не ...

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"

Приёмы и методы, которые помогут родителям воспитать в своём ребенке чувство доброты и милосердия....

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия».

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»....

Воспитание у детей чувства сострадания и милосердия через художественные произведения гуманистической направленности

    В презентации рассматривается роль художественной литературы в воспитании уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, заботливое отношение к малышам, пожилым ...

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия".

Наша с Вами задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви....

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"

Консультация для родителей«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты в...