Система работы с детьми старшего дошкольного возраста через технологию проектной деятельности в работе учителя-дефектолога
методическая разработка по коррекционной педагогике

Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста через технологию проектной деятельности в работе учителя-дефектолога

Леонтьева А.В.

учитель-дефектолог

Актуальность

ФГОС ДО п. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста предполагают: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей: не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.»

ФГОС ДО п. «В целях эффективной реализации Программы дошкольного образования должны быть созданы условия для организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми».

По мнению Н. Е. Веракса проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают бояться высказать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ, проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.

Опираясь на имеющийся педагогический опыт коррекционной – развивающей работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта, могу утверждать, что проектная деятельность является эффективным средством для их успешной адаптации, социализации и сплочению детско-родительского коллектива.

Реализуя технологию проектной деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития, учитель - дефектолог ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель: всестороннее познавательное и личностное развитие, направленное на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений, подготовка к обучению в школе и социальной адаптации.

Задачи:

  • развитие познавательной активности, любознательности;
  • формирование предпосылок интеллекта;
  • развитие и совершенствование всех сторон коммуникативной деятельности;
  • максимальная коррекция и компенсация имеющихся недостатков в развитии;
  • воспитание предпосылок поисковой деятельности;
  • развитие способности формулировать выводы и умозаключения.

Несмотря на разнообразие видов проектной деятельности, в практике работы с дошкольниками с задержкой психического развития, чаще других используются следующие:

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении природы с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Также реализуются проекты различные по продолжительности (краткосрочные и долгосрочные), по количеству участников (групповые и индивидуальные).

Как правило, работа над проектом включает в себя несколько этапов:

Первый этап – это целеполагание, при котором учитель – дефектолог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели.

Третий этап реализации проекта – это практическая часть.

Наконец, заключительная составляющая проекта – это подведение итогов и определение задач для новых проектов.

При структурировании проекта желательно придерживаться определённой последовательности действий, что позволяет впоследствии достичь максимальных результатов своей работы:

  • Начинать следует с выбора темы проекта, количества участников.
  • Далее учителю - дефектологу целесообразно продумать различные варианты проблемы, которую важно исследовать в рамках намеченной тематики. Саму же проблему выдвигают воспитанники при обязательном участии учителя-дефектолога, задача которого оказать детям помощь, подвести к её формулированию наводящим вопросом, проблемной ситуацией, подсказкой, наконец.
  • Важным моментом является дальнейшее распределение поставленных задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Здесь и определяется возможный продукт проектной деятельности. Для учителя-дефектолога главное - поддержать познавательную активность детей, помочь ей развернуться.
  • Затем следует работа воспитанников группы с обязательным участием родителей по своим задачам, намеченным в рамках реализации проекта. Учитель - дефектолог регулярно проводит промежуточные обсуждения полученных результатов, даёт рекомендации, оценку деятельности.
  • Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, где происходит презентация полученного в ходе реализации проекта продукта.
  • Коллективное обсуждение проделанной работы, формулировка выводов, определение новых проблем для дальнейшей работы.

В работе с детьми с ЗПР до недавнего времени полагали, что для данной категории детей он окажется неэффективным. Ведь, как правило, такие дети обладают плохой памятью, несообразительностью, имеют проблемы с вниманием, речевые трудности и отсутствие желания учиться. Дети с ЗПР затрачивают больше времени на запоминание информации, в особенности, они испытывают трудности с кратковременной памятью. У этих детей ниже интенсивность овладения новыми знаниями и навыками по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Что касается внимания, то данная категория детей часто испытывает сложности в связи с необходимостью удерживать его во время обучения, в тоже время, отвлекаясь на несущественные или вообще посторонние детали.

Большая часть таких детей проявляет выраженное отсутствие интереса к обучению или решению возникающих проблем. Дети с ЗПР, как правило, быстро сдаются и отказываются от приложенных усилий, либо ожидают помощи в ситуациях, требующих решения. Они обладают низкой познавательной активностью, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту, которые необходимы для начала обучения в школе. У большинства из них плохо развита тонкая моторика, что отрицательно сказывается на таких видах продуктивной деятельности, как лепка, аппликация, рисование и конструирование.

В игровой деятельности дети с задержкой психического развития не умеют без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом. Для них характерны: недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Задержка психического развития также накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.

Дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.

Исходя из этого, из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально- значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности, по моему мнению, является наиболее подходящим для решения данной задачи.

Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"

В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является техно...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...

Консультация для педагогов "Технология проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Технология проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста...