ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Занимательное экспериментирование

Баева Ираида Ильинична
«Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
 Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и уверенности, является всеобщим способом функционирования психики» 
Н.Н. Подъяков
Оснащение группового уголка экспериментирования в старших группах.
Наша мини-лаборатория

 

         

Предметы- помощники для глаз: различные виды луп,увеличительных стекол. микроскоп

 

 

Измерительные приборы для измерения количества, времени, пространства, температуры: весы,мерные ложечки, стаканы, компас,градусник

 

 

Приборы- помощники для игр с сыпучими и жидкими веществами : различные сосуды, сита,мельница, воронки

 

 

Приборы-помощники для игр со светом : цветные стиекла, очки, лупа

 

 

Готовые игры - экспериментирования (выращивание кристаллов. яиц, травянчики).

 

В нашем уголке есть игра "Юный геолог", где необходимо с помощью специальных инструментов- молоточка и скребка разбить камень и найти игрушку.

 

Карточки для проведения опытов 

 

     

Правила поведения в лаборатории

 

Индивидуальные детские дневнички для зарисовки опытов 

 

    

 

 

Шапргалка для воспитателя "Оснащение уголка экспериментирования"

 

№ п\п

Вид оборудования

Содержание

1

Приборы- помощники

Микроскоп, увеличительные стекла, весы, песочные часы, компасы, бинокль, магниты.

2

Емкости

Прозрачные и непрозрачные сосуды, стаканы, ковши.

3

Природный материал

Камешки, ракушки, птичьи перья, листья, скорлупа, песок , уголь, пух, мох, семена и т.д.

4

Бросовый материал

Кусочки ткани, пробка, проволока, вкладыши от наборов конфет, катушки из-под ниток и др, цветные пластмассовые стекла, пластмассовые зеркала, фольга

5

Технические материалы

Гайки, болты, винты

6

Красители

Ягодные красители, акварельные краски, сангина, глиттеры

7

Медицинские материалы

Колбы, мерные ложечки, мерные стаканчики, деревянные шпатели , резиновые груши разного объема

8

Коллекции

Коллекция разных видов бумаги, в том числе и самодельной

Коллекция камней

Коллекция семян

Коллекция крупы

9

Дидактический материал

Дидактические игры

Водяная мельница

Ванны для игр с песком и водой

Схемы опытов, наблюдений.

Дневники детей с зарисовками наблюдений, результатами личных опытов и т.д.

 

Картотека занимательных опытов и экспериментов

ссылка на документ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шпаргалка для воспитателя  

«Оснащение уголка экспериментирования в группе»

Составила Пирогова Е.А.- воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»

№ п\п

Вид оборудования

Содержание

1

Приборы- помощники

Микроскоп, увеличительные стекла, весы, песочные часы, компасы, бинокль, магниты.

2

Емкости

Прозрачные и непрозрачные сосуды, стаканы, ковши.

3

Природный материал

Камешки, ракушки, птичьи перья, листья, скорлупа, песок , уголь, пух, мох, семена и т.д.

4

Бросовый материал

Кусочки ткани, пробка, проволока, вкладыши от наборов конфет, катушки из-под ниток и др, цветные пластмассовые стекла, пластмассовые зеркала, фольга

5

Технические материалы

Гайки, болты, винты

6

Красители

Ягодные красители, акварельные краски, сангина, глиттеры

7

Медицинские материалы

Колбы, мерные ложечки, мерные стаканчики, деревянные шпатели , резиновые груши разного объема

8

Коллекции

Коллекция разных видов бумаги, в том числе и самодельной

Коллекция камней

Коллекция семян

Коллекция крупы

9

Дидактический материал

Дидактические игры

Водяная мельница

Ванны для игр с песком и водой

Схемы опытов, наблюдений.

Дневники детей с зарисовками наблюдений, результатами личных опытов и т.д.



Предварительный просмотр:

Карточки-схемы

проведения опытов и экспериментов

для детей старшего дошкольного возраста

(картотека)

Составлено Пироговой Е.А.-

воспитателем МАДОУ «Детский сад № 450»


Потребности растения

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: 4 баночки, фасоль, предварительно замоченная на 24 часа, этикетки, вата, непрозрачная емкость, вода.

Что делать:

  • Наклеиваем на баночки этикетки: «Без воды», «Без тепла», «Без света», «С водой, светом и теплом».
  • В каждую кладем по 3 фасолины, накрываем ватой.
  • Добавляем немного воды во все, кроме той, естественно, что без воды.
  • Банку «Без тепла» ставим в холодильник, «Без света» — накрываем непрозрачной емкостью. Например, можно взять цветочный горшок, у нас был бумажный стаканчик.
  • Ждем, заглядываем каждый день, обновляем воду, просим детей наблюдать и замечать, что меняется.

Что должно получиться: естественно, прорасти должна та фасоль, которая была в тепле, с водой и светом. Еще может дать росток та, что была без света. Но эти ростки будут белые и слабые, скорее всего, в итоге отпадут. У нас в отсутствие света и, видимо, без достаточной циркуляции воздуха эти бобы просто начали портиться. Самым интересным было дать детям возможность понаблюдать за изменениями, а потом посадить в землю те из них, что проросли. В идеале — попросить детей записать то, что они наблюдали во время опыта.

Сколько времени займет: от 3 дней, чтобы увидеть, как фасолинки повели себя при разных условиях.


Как растения пьют воду

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: китайский салат и / или капуста, стаканчики, пищевые красители, вода.

Что делать:

  • Развести красители в воде.
  • Поставить в каждый стакан лист салата.
  • Наблюдать за волшебством.

Что должно получиться: листы начнут пить воду и изменят цвет. Мы сначала проводили этот эксперимент, используя вместо пищевых красителей гуашь. С гуашью ничего не получилось. Листы завяли, но сохранили свой природный цвет. Зато если проводить опыт с пищевыми красителями, то по завершении его можно не только объяснить ребенку, как растение пьет воду, но и сделать необычный разноцветный и вполне съедобный салат.

Сколько времени займет: 3 часа, но уже через несколько минут можно увидеть, как цвет растений начнет меняться.

Фараонова змея

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: просеянный песок, сода, сахарная пудра, спирт, спички.

Что делать: эксперимент нужно проводить на поверхности, которая не боится огня. Мы взяли обычный противень. Поскольку в опыте есть открытый огонь, обязательно делать его вместе с родителями.

  • Делаем небольшую горку из песка.
  • Поливаем ее спиртом (удобно использовать шприц), сверху делаем небольшое углубление, как у вулкана.
  • Тщательно смешиваем 1 ч. л. сахарной пудры и 1/4 ч. л. соды.
  • Аккуратно кладем смесь в «кратер». Столько, сколько поместится, не надо высыпать все.
  • Поджигаем спирт и наблюдаем.

Что должно получиться: сначала смесь начнет превращаться в черные шарики, а когда через некоторое время спирт прогорит, сода с пудрой резко почернеют и начнет появляться «змея».

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: фараонова змея — это название опытов, в которых реактивы увеличиваются во много раз и становятся похожи на змею. Есть много веществ, которые для этого можно использовать в специальных лабораториях, но для дома лучшей альтернативой будут таблетки глюконата кальция, которые можно купить в любой аптеке.

Лава-лампа

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: растительное масло, сода (напомните ребенку, что в химии она называется гидрокарбонатом натрия), лимонная кислота, пищевой краситель, вода.

Что делать:

  • Наливаем масло в прозрачную емкость.
  • В отдельном стакане тщательно смешиваем 1 ст. л. соды с 1 ст. л. лимонной кислоты.
  • Высыпаем смесь в емкость с маслом.
  • Отдельно добавляем немного красителя в воду.
  • Выливаем окрашенную воду в банку.
  • Емкость должна оставаться открытой.

Что должно получиться: благодаря воде начнется реакция между содой и лимонной кислотой, в результате которой появляется углекислый газ. Газ образует пузырьки, которые поднимают окрашенную воду наверх. После того как они попадают в воздух, вода снова опускается вниз, потому что она тяжелее масла. Можно обратить внимание, что в масле сода и лимонная кислота не вступают в реакцию, потому что не растворяются в нем. Если захочется сделать меньше краски и пузырьков, воды надо брать, соответственно, меньше.

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: вместо лимонной кислоты можно взять уксус. Тогда порядок действий будет такой:

  • Наливаем масло.
  • Кладем в эту же емкость соду.
  • В небольшое количество уксуса добавляем пищевой краситель.
  • Выливаем уксус в масло.
  • Обратите внимание, что вода в таком случае не нужна.

Фокус со спичками

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: 2 спички, свечка.

Что делать: эксперимент нужно проводить с родителями.

  • Соединить в руках 2 спички под углом так, чтобы их головки прикасались друг к другу.
  • Поджечь, не разъединяя.
  • Сразу же задуть огонь.

Что должно получиться: спички приклеятся друг другу.

Сколько времени займет: 3 минуты.

Как еще можно провести этот опыт: можно попробовать провернуть то же самое с 4 спичками, тогда это будет уже задание на командную работу для 2 человек.

Невидимые чернила

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: лимон, бумага, зубочистка, утюг.

Что делать:

  • Выжать немного лимонного сока.
  • С помощью зубочистки, спички или, например, ватной палочки написать лимонным соком на бумаге все, что вздумается. Приятно проводить этот опыт, если у вас есть перо для письма.
  • Когда сок высохнет, можно прогладить лист утюгом (или осторожно подержать над свечкой).

Что должно получиться: надпись проявится от нагрева.

Сколько времени займет: 10 минут.

Как еще можно провести этот опыт: невидимые чернила можно сделать разными способами. В каждом случае свой проявитель.

  • Воск + зубной порошок.
  • Крахмал + йодная настойка.
  • Стиральный порошок с оптическим отбеливателем + свет ультрафиолетовой лампы.
  • Яблочный сок + нагрев.
  • Молоко + нагрев.
  • Сок лука + нагрев.

. «Шагающая» вода»

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: стаканчики, пищевые красители (или гуашь), бумажные салфетки, вода.

Что делать:

  • Наполнить 3 стаканчика водой, 3 оставить пустыми.
  • Развести в воде красители.
  • Салфетки аккуратно сложить и опустить так, чтобы один конец был в стакане с водой, а другой — в пустом.

Что должно получиться: постепенно вода начнет «переходить» из полного стаканчика в пустой, окрашивая салфетку. Это произойдет благодаря капиллярному эффекту. Это явление подъема или опускания жидкости в узких трубках или пористых телах (как наши салфетки). Такой эффект можно увидеть, когда вытираешь руки полотенцем. Кстати, в опыте «Как растения пьют воду» мы тоже наблюдаем капиллярность.

Сколько времени займет: от 2 часов, мы дождались полного эффекта на следующий день.

Как еще можно провести этот опыт: сначала мы использовали не пищевые красители, а гуашь. Вода тоже поднималась по салфеткам, но она еще и очищалась от краски. В итоге этот эксперимент проиллюстрировал работу очищающего воду фильтра.

. Плотность вещества

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: стеклянная емкость, пищевой краситель, вода, масло, спирт, мед или кукурузный сироп, мелкие предметы из разных материалов.

Что делать:

  • Аккуратно наливам мед (примерно 1/4 емкости), потом в таком же количестве окрашенную воду, масло и спирт.
  • Не взбалтываем и не смешиваем.
  • Аккуратно опускаем в емкость маленькие предметы. Пуговица, семечка, кнопка, скрепка, блестка, шарик из фольги, бусина — все подойдет.

Что должно получиться: все жидкости распределятся по слоям из-за того, что они обладают разной плотностью. Предметы же тоже найдут свое место на разных уровнях в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Этот эксперимент наглядно показывает детям, что такое плотность вещества.

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: можно налить по плотности жидкости в закрытую пробирку или другую емкость, аккуратно перевернуть ее и понаблюдать, как работает сила притяжения. Кстати, мед можно заменить жидким мылом.

Слайм

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Что понадобится: нужно обратить внимание на рекомендации, написанные на банке с клеем. Возможно, работать придется в перчатках.

  • Обязательно: клей ПВА (не любой клей подойдет для слайма, нужно это заранее проверить в интернете), тетраборат натрия (продается в любой аптеке, стоит недорого).
  • Дополнительно: пена для бритья, крем для рук, шампунь (мыло, гель для душа), красители, блестки.

Что делать:

  • Клей наливаем в емкость, в которой будем делать слайм.
  • Добавляем пену для бритья, крем для рук, шампунь. Количество клея и дополнительных ингредиентов зависит от того, насколько большой слайм вы хотите сделать. Соотношение особой роли, как ни странно, не играет.
  • Перемешиваем все тщательно.
  • Добавляем 1–2 капли тетрабората натрия. Здесь количество важно, потому что если налить сразу много, то слайм получится очень жесткий и будет рваться.
  • Перемешиваем долго. Смесь будет становиться гуще, постепенно она должна начать отлипать от стенок и тянуться. Если этого не происходит, можно очень аккуратно добавить еще 1–2 капли тетрабората.
  • Когда слайм приобретает нужную консистенцию, то есть хорошо отлипает от стенок емкости и тянется, можно добавить в него краситель, блестки и другие украшения на свой вкус.

Что должно получиться: одна из самых модных игрушек сегодняшнего дня на радость любому ребенку. Для родителей это тоже отличный антистресс. Хранить его надо в закрытой емкости, иначе засохнет.

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: для опытных «слаймеров» не секрет, что есть множество рецептов, от которых зависит консистенция и цвет слайма. Остается только гуглить и экспериментировать.


Комментарии

много лет работаю по теме экспериментирования, но все равно почерпнула много интересного : правила работы в центре экспериментирования, рабочие карточки для самостоятельного проведения детьми опытов