ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Метеостанция в детском саду

Баева Ираида Ильинична
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. В нашем детском саду детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской деятельности, посещая метеостанцию, оборудованную  на территории дошкольного учреждения

Метеостанция – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц).

Оснащение метестанции
Колдунчик и флюгер 

С помощью флюгера, его вращающейся стрелки и указателю сторон света  мы определяем  наличие и направление ветра.  Для определения силы ветра на отдельном шесте  установили  «колдунчик» или ветряной рукав в виде усечённого  полосатого конуса с отверстиями с обеих сторон. Полосы двух цветов, чередующиеся между собой, одинаковой ширины. Именно они определяют силу ветра

Гигрометр 

Для определения влажности воздуха мы используем гигрометр, сделанный из сосновой шишки, закрепленной на диске. Если шишка раскрыта - влажность низкая, если закрыта - высокая

Солнечные часы

На солнечном месте расположены солнечные часы, циферблат которых выложен гравием с нанесением цифр. В центре циферблата  есть стержень, расположенный вертикально, тень от которого и показывает который час. 

Водные и песочные часы

На метеостанции есть водные и песочные часы. сделанные своими руками из подручных материалов  и расчитанные на 1 минуту.

Ловец облаков 

С помощью ловушки для облаков дети  наблюдают за облаками и определяют  их тип. Она представляет собой рамку с вырезанным окошечком посередине. По периметру рамки расположены фотографии разных видов облаков, чтобы  глядя в окошечко можно было сопоставить облако.

Фиксация наблюдений 

Для фиксации наблюдений за погодными условиями, мы  используем стенд «Какая сегодня погода?», в котором используются следующие критерии: облачность, температура в тени и на солнце, влажность, атмосферное давление, характер и количество выпавших осадков, направление и сила ветра. Все  результаты наблюдений заносятся в дневник, который позволяет сравнивать погоду с предыдущим днём, месяцем, сезоном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pirogova_e.a._meteostantsiya.docx93.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы метеостанции в дошкольном учреждении

Пирогова Елена Анатольевна - воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»

Нижний Новгород, Сормовский район

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Дошкольный возраст - это начальный период становления личности. В этот период формируются основы  экологического сознания и экологической культуры.

[3] Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок приобретает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения - развивает познавательные способности.

[1] В нашем детском саду детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской деятельности, посещая метеостанцию, оборудованную  на территории дошкольного учреждения. Метеостанция – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанция позволила расширить экспериментальную исследовательскую деятельность  и  погрузить детей в мир исследований и открытий, основанных  на наблюдениях и экспериментах.

Для  метеостанции  выбрали место, чтобы на нём были и солнечные и теневые  участки. На открытой местности установили флюгер. С помощью флюгера, его вращающейся стрелки и указателю сторон света  мы определяем  наличие и направление ветра.  Для определения силы ветра на отдельном шесте  установили  «колдунчик» или ветряной рукав в виде усечённого  полосатого конуса с отверстиями с обеих сторон. Полосы двух цветов, чередующиеся между собой, одинаковой ширины. Именно они определяют силу ветра.  

Необходимая  вещь  на  метеостанции  это  -  термометр.  Он  позволяет детям  при  помощи  воспитателя  определять  температуру  окружающего

воздуха  и  изучать  такие  понятия  как  «холодно»,  «тепло»,  «жарко». Один термометр мы установили на солнце, другой – в тени. Это позволяет сравнивать температуру воздуха одновременно в разных условиях. Для проведения опытов мы используем и водные термометры, с помощью которых узнаём, как прогревается вода на солнце и в тени.

Так же на нашей метеостанции установлен дождемер, который состоит из  мерного стаканчика  и воронки. Он позволяет определять количество выпавших осадков в сутки. В холодный период года  мы используем снегомер, который позволяет не только определять количество выпавшего снега, но и наблюдать весной за таянием снега.

Для определения влажности воздуха мы используем гигрометр, сделанный из сосновой шишки, закрепленной на диске. Если шишка раскрыта - влажность низкая, если закрыта - высокая. Чтобы определить какое сегодня атмосферное давление, мы сделали барометр. Он состоит из пластиковой банки с широким горлышком, на которое натянут обрезанный воздушный шарик. Сверху к шарику прикрепляется деревянная шпажка, которая опускается при низком давлении и поднимается при высоком. Рядом с банкой стоит шкала, которая помогает фиксировать  изменение движения  стрелки.

На солнечном месте расположены солнечные часы, циферблат которых выложен гравием с нанесением цифр. В центре циферблата  есть стержень, расположенный вертикально, тень от которого и показывает который час.  Кроме того, на метеостанции имеются водные и песочные часы, сделанные руками педагогов.

С помощью ловушки для облаков дети  наблюдают за облаками и определяют  их тип. Она представляет собой рамку с вырезанным окошечком посередине. По периметру рамки расположены фотографии разных видов облаков, чтобы  глядя в окошечко можно было сопоставить облако.

Для фиксации наблюдений за погодными условиями, мы  используем стенд «Какая сегодня погода?», в котором используются следующие критерии: облачность, температура в тени и на солнце, влажность, атмосферное давление, характер и количество выпавших осадков, направление и сила ветра. Все  результаты наблюдений заносятся в дневник, который позволяет сравнивать погоду с предыдущим днём, месяцем, сезоном. (Рис.1)

Рисунок 1 Дневник наблюдений

На территории метеостанции произрастают растения, которые предсказывают погоду (календула, кислица, одуванчик, вьюнок полевой, канны, бархатцы, подсолнухи, клевер). Также нам помогают предсказать погоду деревья нашей экологической тропы (клён, дуб, ива, вишня).

 Всё оборудование метеостанции сделано своими руками. В  этом нам много помогли родители. Вместе с ними подбирали растения и народные приметы для предсказания погоды.

Таким образом,  метеостанция является не только зоной наблюдений, но и центром экспериментирования. Проводя опыты, эксперименты и наблюдения предлагаем детям самим сделать выводы.

«Чем измерить скорость ветра?» «Какой бывает ветер?» «Откуда дует ветер?», «Части света и солнце» «Который час?» «Где выше температура?» «Вестники погоды» «Где быстрее тает снег?» «Что такое ветер?»  «Как сделать ветер?» (с веером) «Плыви, кораблик» (подуть)».  « Есть ли ветер?» «Как заставить ленточки взлететь, если нет ветра?» «Где глубже сугроб?» «Состояние почвы в зависимости от температуры» «Где лучше растёт трава?» «Где платочек высохнет быстрее?» « Какого цвета полоска быстрее нагреется?» «Театр теней» «Измеряем тенями» «Тени исчезают в полдень» «Откуда берётся дождь?» «Как образуются облака?», «Как меняется температура воздуха в течении дня? (утром, днём и вечером)»

Благодаря организованной работе на метеостанции дети стали чаще проявлять интерес к явлениям неживой природы,  устанавливать связи между живой и неживой природой, у детей повысился интерес к экспериментированию.

Список литературы:

[1]  Воропай А. Метеостанция в детском саду своими руками [Электронный ресурс] http://deti-club.ru/meteostanciya-v-detskom-sadu

[2]  Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс, 2004.

[3] Николаева С.Н. Юный эколог – М.: Мозаика-Синтез, 2010.