Занятие "День рождения Бабы Яги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Баева Ираида Ильинична
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были»- так начинается большинство сказок. И вот мои ребята  смотрят  широко раскрытыми глазами. Они уже почувствовали интерес и жаждут узнать, что же будет дальше… Кто-то из психологов сказал, что во время слушания сказок у человека в бессознательном создается «картотека» банка жизненных ситуаций. Сказка – это некий эталон, через который ребёнок будет учиться жить, это некая призма, через которую он научиться видеть современный мир. Оказывается, с древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Однажды после просмотра спектакля про Домовенка Кузю, в группе зашел спор между ребятами: Баба Яга - положительный или отрицательный сказочный персонаж. Так, наши воспитанники подарили нам идею создания конспекта «День рождения бабы Яги».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 450»Рябинка»

Конспект занятия для детей подготовительной группы

по социально-коммуникативному  развитию

 «День рождения Бабы Яги»

Авторы:

Пирогова Е.А.- воспитатель  первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 450»

Нижний Новгород,  2019

Содержание

Пояснительная записка

3

Цели и задачи

3

Интеграция

4

Предварительная работа

4

Методы и приемы

4

Материал

5

Методическое обеспечение

5

Ход занятия

5

Приложение 1

11

Приложение 2

Документы

PowerPoint

Пояснительная записка

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были»- так начинается большинство сказок. И вот мои ребята  смотрят  широко раскрытыми глазами. Они уже почувствовали интерес и жаждут узнать, что же будет дальше…

Кто-то из психологов сказал, что во время слушания сказок у человека в бессознательном создается «картотека» банка жизненных ситуаций. Сказка – это некий эталон, через который ребёнок будет учиться жить, это некая призма, через которую он научиться видеть современный мир. Оказывается, с древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей.

Однажды после просмотра спектакля про Домовенка Кузю, в группе зашел спор между ребятами: Баба Яга - положительный или отрицательный сказочный персонаж. Так, наши воспитанники подарили нам идею создания конспекта «День рождения бабы Яги».

  1. Цели и задачи, связь с образовательной программой

Конспект занятия

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 450»

Цель: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки.

Цель : создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями , подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Продолжать знакомить с  русскими народными и авторскими сказками, (Золушка Ш.Перро, Цветик - семицветик В.Катаев, Дюймовочка Г.-Х.Андерсен, Под грибом Сутеев, р.н. сказки «Каша из топора», «Царевна- Лягушка», «Кот , Петух и Лиса» );
  2. Побуждать соотносить   нравственный облик героя сказок с его поведением;
  3. Развивать умение анализировать пословицы «В тесноте, да не в обиде» через содержание сказок.

Развивающие

  1. Побуждать классифицировать  героев (добрый, злой, положительный, отрицательный, разное поведение), обосновывать свой выбор;
  2. Создавать условия для проявления эмпатии к сверстникам, умение выделять положительные качества характера друзей.
  3. Активизировать слуховое внимание, умение узнавать сказки без наглядной опоры.

Воспитывающие

  1. Создавать  условия для выстраивания своего поведения  в ситуациях морального выбора;
  2. Воспитывать потребность следовать нравственным нормам поведения.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Нравственное воспитание:

  • Способствовать  усвоению морально- нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, учить помогать им.
  • Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

Развитие социального и эмоционального интеллекта :

  • Развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Поощрять проявление таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость.

Развитие общения

  • Формировать умение слушать собеседника, не перебивать его.

Усвоение общепринятых норм поведения

  • Развивать саморегуляцию, организованность

Образовательная область

«Речевое развитие»

  • Пополнять литературный багаж сказками

2.Интеграция:

Области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

3.Предварительная работа:  чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок и пословиц о добре и дружбе, беседа «Правила поведения в гостях».

4.Методы и приёмы:

Словесные: пословицы, поговорки, чтение стихотворения, вопросы проблемного характера.

Игровые : игра «Подбери продукты для каши из топора», п\и «Паршют» д\и «Салат из сказок», «Волшебный сундучок».

Практические: проблемная ситуация «Письмо».

Ситуации морального выбора  «Три дороги», «Поделись качеством».

Наглядные методы:

Демонстрация презентации , элементы костюмов, атрибуты для игр

5.Материал:

Интерактивная доска, музыка, атрибуты костюма Бабы Яги, Сундучок (2 шт), бусы, письмо, 2 обручи, картинки со сказочными героями , горшок, топор, салатник, продукты питания (крупа, масло, макароны), парашют.

6. Методическое обеспечение

Приложение № 1

Приложение № 2- презентации к занятию (документ Power Point )

7.Ход занятия

Вводная часть:

В группу почтальон приносит письмо. Воспитатель с детьми рассматривают  конверт.

Воспитатель: смотрите здесь интересные символы

Дети описывают , что видят : веточка от метлы, куриные лапки, хвоя .

Воспитатель: 

Что вы здесь видите на конверте?

Откуда оно могло прийти,

Если из леса, то от кого?

Дети рассуждают, от кого могло прийти письмо, вспоминают сказочных героев (Баба Яга, Кащей, Леший и т.д.)

Воспитатель: - Ну что ж, откроем письмо

Воспитатель читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня День рождения.  Мне исполнилось 300 лет!  У меня совсем не осталось друзей, мне так скучно, даже поздравить меня некому.  А мне так хочется праздника, гостей, поздравлений. Обещаю, что не буду злой старухой, не буду вредничать и хулиганить.  Я вас очень жду в гости!!!»

- Как вы думаете, от кого письмо?

Дети: от Бабы Яги

Воспитатель:

-Ребята, мы принимаем приглашение?

Варианты ответов детей: принимаем или если не принимают, то по какой причине.

Воспитатель: - Как вы думаете, если мы не примем приглашение, она расстроится? Почему расстроится?

Варианты ответов детей: когда не приходят на день рождения, очень грустно, Баба Яга обещала быть доброй и другие варианты.

Воспитатель:- На чем же отправимся?

- На каком сказочном средстве передвижения можно попасть в сказочную страну?  Варианты ответов детей: Сапоги, печка, ступа, ковер- самолет.

Останавливаем выбор на ковре-самолёте, дети объясняют почему: чтобы все поместились.

Дети садятся на коврик

Воспитатель: А про подарок мы забыли!

Воспитатель: На день рождение с пустыми руками не ходят. Что мы подарим Бабе Яге?

Варианты ответов детей.

Воспитатель приглашает детей к полочке  и  предлагает выбрать подарки : ролики, метла, бусы.

Дети обосновывают выбор: метла у нее есть, на роликах кататься опасно по лесу, можно подарить бусы.

Воспитатель : подарим ей бусы , но бусы не простые, а волшебные.

Воспитатель:  Каждый берет по бусине и придумает добрые пожелания, пока мы летим.

«Отправляемся мы в путь

Взять с собою не забудь

Силу, смелость, быстроту,

И, конечно доброту.

В гости к нам стучится сказка,

Закрывайте дружно глазки». (Звучит аудиозапись…)

Воспитатель: Ну вот мы с вами очутились в сказочной стране.

Подходим к избушке на курьих ножках, воспитатель надевает элементы костюма Бабы Яги

Баба Яга (удивлённо):

Сколько у меня гостей!

Сколько вокруг хороших друзей!

Всех девчонок и мальчишек,

Шалунов и шалунишек

Я зову на представленье

Под названьем – день рожденья!

Дети: Здравствуй, Бабушка Яга, с днём рождения, тебя!

Баба Яга: Что это у вас за бусины?

Дидактическая игра «Волшебные бусы»

(дети нанизывают бусины на нитку и называют пожелания)

Варианты ответов детей: мы дарим тебе «добрые» бусы, желаем добра, здоровья, радости, отзывчивости и т.д.

Баба Яга: Спасибо, ребята! Я вас приглашаю за праздничный стол. Буду угощать вас «Салатом из сказок» (Ставит салатник и читает)

Дидактическая игра «Салат из сказок»

(рассказывается сказка- путаница, в которой перемешаны знакомые детям сказки, задача детей - запомнить и назвать все сказки, без опоры на наглядные картинки )

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван Царевич. Пустил стрелу в чисто поле и пошёл искать её. А навстречу ему Красная Шапочка несёт кувшин с окрошкой, который журавль передал для лисы.  Красная Шапочка и говорит: «Буратино, отдай ключик, иначе превращу тебя в лягушку».  А он отвечает: «Не превращай меня в лягушку, брось меня в воду, и скажи по- щучьему велению, по моему хотению и я исполню три твоих желания». Желание исполнилось -  вырос цветик - семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке золотой ключик от чердака Карлсона, который живёт на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Баба Яга: Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке

Варианты ответов детей: «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик – семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше», «Лиса и журавль»

Баба Яга: Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Посмотрим, как вы различаете, добрых и злых героев.

Игра «Герои из сказок»

Игра  по типу «Блоков Дьенеша»: разложить картинки с изображением героев сказок по обручам, объяснить выбор. Детям предлагается следующий набор картинок сказочных героев: положительные герои: Красная Шапочка, Золушка, Царевна Лягушка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Петушок, Чудовище из Аленького цветочка; отрицательные герои :  Кащей бессмертный, Змей Горыныч, Гуси- лебеди , лиса. И добрые и злые герои: серый волк, баба Яга

Проблемная ситуация: кого можно отнести и к положительным, и к отрицательным героям, куда положить этих героев, подвести детей, что можно сделать пересечение обручей.

Баба Яга : В этом сундучке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из мешочка вы достанете доброго героя – кладёте его в красный обруч, если злого героя – в чёрный.

Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош.

Б-Я: Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие?

Варианты ответов детей: хороших героев больше

Баба Яга: А мне куда встать, в какой обруч?

Дети:  в пересечение обручей, потому что вы и добрая и злая.

Баба Яга: Каких еще сказочных героев, которые могут быть и добрыми и злыми , вы знаете? (Серый волк)

Баба Яга:  С какими героями  вы хотели бы дружить?

Варианты ответов детей: дружить лучше с добрыми.

Баба Яга: как вы думаете, почему сказочный герой стал злым?

Варианты ответов детей: никто не дружит, плохой характер, жадные

Баба Яга: Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей.

Баба Яга: А у вас, дети, есть друзья? (Ответы детей)

Игра «Паутинка дружбы»

(игра с клубочком, ребенок передает ниточку тому, с кем дружит и называет, почему он с ним дружит)

 Баба Яга берёт клубок, передаёт одному из детей (Мише) со словами: Мне нравится дружить с Мишей, потому что никогда никого не обижает (при этом оставляет у себя в руках кончик клубочка). Далее Миша передаёт клубок другому ребёнку, называя его положительную черту характера и т.д. В результате получается паутинка.

Баба Яга: Какая у нас получилась замечательная паутинка дружбы.

Угощу – ка я вас кашей  .Заходил тут ко мне касатик- солдатик, да топор оставил. Говорит, что из него вкусная каша получается. Он ее варил у одной бабушки, да не доварил и мне принес доваривать. А я не знаю как. Достает горшок с топором.

Игра «Каша из топора»

(Игровая задача - выбрать продукты, которые солдат просил у бабки для каши)

Баба Яга: узнаете, из какой сказки солдат приходил? Поможете мне  сварить кашу?

Дети – поможем.

Баба Яга: вот мои продукты, чем богаты, тем и рады, снимает салфетку, выбирайте те продукты, из которых солдат сварил кашу.

Дети выбирают продукты.

Баба Яга: ай да солдат, хитер. А мне говорил, каша из топора, почему солдату пришлось проявить смекалку, чтобы кашу сварить.

Дети : бабка жадная оказалась.

Б-Я – солдат оставил интересный предмет, не знаю, что это

Дети : парашют

Игра с дидактическим пособием «Парашют»

Каждый ребенок выбирает цветной сектор парашюта, берется за петельку. Все идут по кругу, воспитатель называет цвета, которые должны поменяться. Парашют поднимается вверх и названные цвета должны успеть пробежать под парашютом и поменяться местами.

Баба Яга:

Парашют, лети, лети

Красный (розовый, синий, цвета выбираются по очереди) цвет, перебеги.

Баба Яга: Вижу, что вы шустрые, а вы-то сами смекалистые? Сейчас и проверим, садитесь на стульчики.

Игра  «Как пословица со сказкой дружила»

Игра с использованием мультимедийной доски, на которой слайд с изображением иллюстраций из русских народных сказок. Задача - выбрать сказку, которая подходит к пословице и объяснить выбор.

Баба яга: Ребята, я вам называю пословицу, а вы выбираете сказки, к которой она подходит.

Из предложенных на экране сказок нужно выбрать несколько, соответствующих поговорке.

- «В тесноте, но не в обиде» (р.н. сказка «Теремок», В. Сутеев «Под грибом»)

Баба Яга я думаю, что к этой пословице подойдет сказка «Маша и медведь», Маше тесно в коробе (преднамеренная ошибка)

Дети объясняют, что сказка «Маша и медведь» не подходит.

Баба Яга: А вы еще знает пословицы, которые подходят  к сказкам «Под грибом», «Теремок»

Дети : тесна изба, да тепла.

Баба Яга: Вижу, что вы сообразительные. Засиделись вы, но чтобы домой попасть, надо выполнить последнее задание.

Дидактическое упражнение в ситуациях морального выбора

 «Объясни свой выбор» с использованием мультимедийной доски.

Баба Яга: на  слайде камень с текстом : «Прямо пойдешь- встретишь дедушку, которому нужно помочь дойти до скамейки, чтобы сесть и почитать газету. налево пойдешь- встретишь старушку, которой нужно подсказать, где находится аптека, направо пойдешь- найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Баба Яга: ребята, выбрать надо только одно направление! Кто решил, куда он пойдет? Нам надо выбрать только одну дорогу.

Варианты ответов детей:  Если мы пойдем за игрушкой, то будет хорошо только нам. Если поможем дедушке - хороший поступок, но газета может подождать, а вот здоровье, ребята ждать не может. В первую очередь выбираем помощь  бабушке- больному человеку.

Игра «Волшебный сундучок»

Сундучок с бусинами.

Баба Яга: За вашу доброту и отзывчивость я хочу подарить вам волшебный сундучок. Он старый и очень красивый. В нём хранятся все богатства мира, в том числе качества характера. Каждый может взять из сундука то качество, которое он хотел бы получить, но только одно. Это может смелость, удача, здоровье, радость или что-то другое.

Дети берут бусины и садятся на ковер, воспитатель снимает атрибуты костюма Бабы Яги и присоединяется к детям.

Рефлексия

Воспитатель: что у вас в руках

Дети: качества характера, их дала баба Яга

Воспитатель : если не секрет, какие качества вы себе выбрали?

(Дети называют то качество, которое они считают важным для себя. Воспитатель обсуждает с детьми возможность приобретения данных качеств и что для этого нужно сделать (чтобы стать сильнее, нужно делать зарядку, заниматься спортом и т.д.)

Воспитатель: Жаль, что мне не досталось качества, что же делать?

Дети предлагают свое решения данной проблемы.

Приложение № 1

Методическое обеспечение конспекта

Рисунок 1 Письмо

Рисунок 2 Бусы для Бабы Яги

Рисунок 3 Аудиозапись для полета на Ковре- самолете

Рисунок 4 Атрибуты костюма Бабы Яги

Рисунок 5 Салатник для игры "Салат из сказок"

Рисунок 6 Коробочка  для игры "Герои из сказок"

Рисунок 7 Картинки для игры "Волшебный сундучок"

Рисунок 8 Игра "Паутина дружбы"

Рисунок 9 Атрибуты для игры "Каша из топора"

Рисунок 10 Игра Парашют

Рисунок 11 Сундук для игры "Волшебный сундучок"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание Объясни свой выбор

Слайд 2

Прямо пойдёшь- встретишь дедушку, которому нужно помочь дойти до скамейки, чтобы сесть и почитать газету; Налево пойдёшь- встретишь старушку, которой нужно подсказать, где находится аптека; Направо пойдёшь- найдёшь игрушку, о которой давно мечтал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра « Подбери сказку к пословице»

Слайд 2

« В тесноте, но не в обиде»

Слайд 3

« В се силы отдай, а друга из беды выручай»

Слайд 4

« Друзья познаются в беде »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг для детей средней группы "День рождения Бабы Яги".

Физкультурные развлечения и праздники  проходят эмоциональнее, если на них присутствует сказочный герой.Баба Яга - один из самых любимых отрицательных  героев сказок. Но ведь она не всегда б...

Сценарий развлекательного досуга "День рождение бабы-Яги"

Сценарий развлекательного досуга для детей старшего дошкольного возраста "День рождения бабы- Яги". Проводится весной или летом....

Праздник с родителями "День рождения Бабы Яги"

Развлечение для детей младшей-средней группы....

Спортивный праздник "День рождения Бабы-Яги"

День рождения Бабы - ЯгиПредварительная работа: разучивание стихов с детьми, повторение знакомых песен, украшение участков, подготовка инвентаря для игр, сладких призов.Дети собираются на ...

Развлечение: "День рождения Бабы Яги"

В гости на День рождения к Бабе Яге приходят дети, ее внучка Бабка Ежка, Змей Горыныч, кот Матвей и приносят подарки. на празднике у Бабы Яги они веселятся, танцуют, поют песни и играют вигры. праздни...

Спортивный праздник для старшего дошкольного возраста. "День рождения Бабы Яги"

Цель данного мероприятия - создание условий для удовлетворения естественной потребности детей в движении; пропаганда здорового образа жизни; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи;  разви...