Инновационная/экспериментальная деятельность
Формирование экологического воспитания обучающихся школы через проектную деятельность: Проект «Мой город – Чистый город» - презентация опыта работы на республиканском этапе Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека-2019». Секция «Воспитание в учебной деятельности»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по биологии.
Курс: «Физиология человека» 9-11 класс.
Курс: «Биологос» 6-7 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.17 МБ | |
| 53.49 КБ | |
| 50.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и образования Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 40 г. Улан-Удэ"
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________________ О.Д.Манзарханова | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №40 ________________________ Б.Д.Цыбикжапов Приказ 48/1 от г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
по биологии
Курс: «Физиология человека»
на 2024-2025 учебный год
Возраст учащихся: 14 - 17 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Уровень программы: базовый
Составитель: Агафонова С.П
учитель географии и биологии
г.Улан-Удэ
2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум». В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Курс внеурочной деятельности «Физиология человека»» развивает представления о человеке и его здоровье, а использование оборудования «Школьного кванториума» при реализации данной программы позволяет создать условия:
- для расширения содержания школьного биологического образования;
- для повышения познавательной активности обучающихся в естественно- научной области;
- для развития личности ребёнка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
- для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие интереса к предмету;
- расширение общего и биологического кругозора обучающихся.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
- углубление знаний обучающимися о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования детского технопарка «Школьный кванториум»;
- воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся возрастной категории от 14 до 17 лет, имеющих базовые знания по биологии (соответственно модулям освоения программы).
Форма обучения и виды занятий: Программа предполагает выбор форм занятий, таких как лабораторные и практические работы, проведение эксперимента, исследовательская и проектная работа, выбор которых обуславливается темой занятия и формой его проведения.
По типу организации взаимодействия педагогов с обучающимися при реализации программ используются личностно-ориентированные технологии обучения (технологии проектной и исследовательской деятельности).
Реализация программы предполагает использование здоровьесберегающих технологий, реализующихся через создание безопасных условий, таких как включение в занятие динамических пауз, периодическая смена деятельности обучающихся, контроль соблюдения обучающимися правил работы на ПК, создание благоприятного психологического климата в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (2 ч).
Цели и задачи, план работы на курсе. Биологическая лаборатория и правила работы с ней.
Науки о человеке. Человек часть природы. Место человека в системе органического мира
Общий обзор организма человека (7 ч).
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов.
Лабораторные и практические работы:
- «Выдвижение гипотезы, измерение концентрации кислорода во вдыхаемом, выдыхаемом воздухе»
- «Изучение строения клетки и тканей организма человека»
- «Изучение ферментативной- ной активности слюны»
- «Изучение микроскопического строения организма человека»
Опорно-двигательная система (7 ч.)
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Мышцы. Работа мышц. Осанка. Предупреждение плоскостопия.
Лабораторные и практические работы:
- «Строение костной ткани».
- «Состав костей»
- «Определение мышечной силы»
- «Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре»
- «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия»
Кровь и кровообращение(11ч.)
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему. Органы кровообращения. Работа сердца. Выявление причин заболеваемости сердца. Профилактика заболеваний.
Лабораторные и практические работы:
- «Микроскопическое изучение крови человека»
- «Определение ЧСС, скорости кровотока»
- «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»
- «Измерение интенсивности сокращений сердечной мышцы. Расшифровка электрокардиограммы»
- «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления».
Дыхание (11 ч.)
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Болезни органов дыхания. Оказание первой медицинской помощи при остановке дыхания.
Лабораторные и практические работы:
- «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
- «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
- «Дыхательные движения» Регуляция дыхания.
- «Определение Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) учащихся. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха»
- «Определение запыленности воздуха»
Пищеварение (6 ч)
Значение пищи и ее состав. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Оказание первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания
Лабораторные и практические работы:
- «Определение местоположения слюнных желез»
- «Действие ферментов желудочного сока на белки»
- «Действие ферментов слюны на крахмал»
Обмен веществ (3 ч)
Рациональное питание. Витаминный обмен. Нормы и режим питания.
Лабораторные и практические работы:
- «Расчет энергетического баланса»
- «Составление суточного рациона подростка»
Кожа (6ч)
Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Заболевания кожи. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударе. Значение закаливания для организма.
Лабораторные и практические работы:
- «Кожа»
- «Роль кожи в терморегуляции»
Координация и регуляция (5ч)
Гуморальная регуляция. Строение и значение нервной системы. Рефлексы. Рефлекторная дуга.
Лабораторные и практические работы:
- «Внимание и работоспособность»
- «Наблюдение безусловных рефлексов человека и построение рефлекторных дуг»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение курса должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
- отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
- готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
- готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
- понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
- понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
- сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Экологическое воспитание:
- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
- осознание экологических проблем и путей их решения;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
- проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еЕ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
- овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
- применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология,
экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание,
выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов,
характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
- раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
- приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
- выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
- аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические
проблемы;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
- демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
- выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных
источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
- применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
- владеть приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/ п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата изучения | Оборудование | ||
всего | Теория | Лабораторные и практические работы | ||||
Введение. | 2 ч. | |||||
1 | Цели и задачи, план работы на курсе. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. | 1 | 1 | Инструктажи | ||
2 | Науки о человеке. Человек часть природы. Место человека в системе органического мира | 1 | 1 | Презентация | ||
Общий обзор организма человека. | 7 ч. | |||||
3 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | 1 | 1 | Презентация | ||
4 | Лабораторная работа №1 «Антропометрия. Оценка физического развития человека» | 1 | 1 | Медицинские весы, ростомер, санти-метровая лента, таблицы «Нормативные показатели» | ||
5 | Лабораторная работа №1 «Выдвижение гипотезы, измерение концентрации кислорода во вдыхаемом, выдыхаемом воздухе» | 1 | 1 | Датчик кислорода | ||
6 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | 1 | Презентация | ||
7 | Лабораторная работа №2 «Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом» | 1 | 1 | Датчик оп тической плотности. | ||
8 | Лабораторная работа № 3«Изучение ферментативной ной активности слюны» | 1 | 1 | Микроскоп цифровой, микропрепараты | ||
9 | Ткани. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения организма человека» | 1 | 1 | Микроскоп цифровой, микропрепараты тканей | ||
Опорно-двигательная система человека | 10 | |||||
10 | Скелет. Строение, состав и соединение костей | 1 | 1 | презентация | ||
11 | Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани». | 1 | 1 | Микроскоп цифровой, микропрепараты тканей | ||
12 | Лабораторная работа № 6 «Состав костей» | 1 | 1 | Кости (натуральная, декальцинированная, пережженная), препаровальные ваночки | ||
13 | Мышцы. Работа мышц. | 1 | 1 | Презентация, рисунки, таблицы. | ||
14 | Практическая работа №1 «Определение мышечной силы» | 1 | 1 | кистевой динамометр, прибор для измерения становой тяги, сантиметровая лента, секундомер Цифровая лаборатория - Датчик силомер | ||
15 | Практическая работа №2 «Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре» | 1 | 1 | Таблицы, рисунки | ||
16 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | 1 | 1 | Презентация, рисунки. | ||
17 | Практическая работа №3 «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия» | 1 | 1 | презентация «Выявление нарушения осанки», презентация «Определение наличия плоскостопия», лист бумаги, карандаш. | ||
18 | Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 2 | 1 | 1 | Презентация «Первая помощь при травмах», видеоролик «Твоя осанка» | |
Кровь и кровообращение | 11 | |||||
19 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | 1 | 1 | Микроскоп цифровой, микропрепараты | ||
20 | Лабораторная работа №7 «Микроскопическое изучение крови человека» | 1 | 1 | Микроскоп цифровой, микропрепараты | ||
21 | Иммунитет и группы крови | 1 | 1 | Презентация. Игра. | ||
22 | Движение крови по сосудам. | 1 | 1 | презентация | ||
23 | Практическая работа №4 «Определение ЧСС, скорости кровотока» | 1 | 1 | Цифровая лаборатория по физиологии (датчик ЧСС) | ||
24 | Практическая работа №5 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | 1 | 1 | Цифровая лаборатория по физиологии (датчик ЧСС) | ||
25 | Органы кровообращения. Работа сердца. Выявление причин заболеваемости сердца. Профилактика заболеваний. | 1 | 1 | Презентация. Видеоролик. | ||
26 | Практическая работа №6 «Измерение интенсивности сокращений сердечной мышцы. Расшифровка электрокардиограммы» | 1 | 1 | Датчик ЭКГ | ||
27 | Артериальное давление. Лабораторная работа №8 «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления». | 1 | 1 | Секундомер или часы с секундной стрелкой, тонометр. | ||
28 | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях. | 2 | 1 | 1 | Жгут, бинты | |
Дыхательная система | 11 | |||||
29 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | 1 | Презентация. Видеоролик. | ||
Практическая работа №7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 | 1 | Сантиметровая лента | |||
29 | Лабораторная работа № 9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | 1 | Цифровая лаборатория по экологии (датчик окиси углерода, кислорода, влажности) | ||
30 | Дыхательные движения. Лабораторная работа № 10 «Дыхательные движения» Регуляция дыхания. | 2 | 1 | 1 | Цифровая лаборатория по физиологии (датчик частоты дыхания) | |
31 | Практическая работа №8 «Определение Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) учащихся. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха» | 1 | Воздушные шарики, линейка, калькулятор, секундомер. | |||
32 | Болезни органов дыхания. Практическая работа №9 «Определение запыленности воздуха» | 2 | 1 | 1 | Цифровая лаборатория по экологии (датчик окиси углерода) лаборатория по физиологии (датчик частоты дыхания) | |
33 | Оказание первой медицинской помощи при остановке дыхания. | 3 | 1 | 2 | Презентация. видеоролик | |
Пищеварительная система. | 6 | |||||
34 | Значение пищи и ее состав. Практическая работа №10 «Определение местоположения слюнных желез» | 1 | 1 | Электронные таблицы и плакаты. Цифровая лаборатория по экологии (датчик рН) | ||
35 | Лабораторная работа № 11 «Действие ферментов желудочного сока на белки | 1 | 1 | Датчик оп тической плотности | ||
36 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | 1 | 1 | Презентация. таблицы | ||
37 | Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | 1 | Цифровая лаборатория по экологии (датчик рН) | ||
37 | Оказание первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания | 2 | 1 | 1 | Презентация. видеоролик | |
Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | |||||
38 | Рациональное питание. Витаминный обмен. Нормы и режим питания. | 1 | 1 | Презентация, рисунки | ||
39 | Практическая работа №11 «Расчет энергетического баланса» | 1 | 1 | Таблицы, формулы | ||
40 | Практическая работа №12 «Составление суточного рациона подростка» | 1 | 1 | Справочное пособие «Химический состав продуктов» | ||
Кожа | 6 | |||||
41 | Строение и функции кожи | 1 | 1 | Презентация. Рисунок. | ||
42 | Практическая работа №13 «Кожа» | 1 | 1 | лупа, датчик температуры, компьютер, секундомер, синий и красный пищевые красители, 3 стакана, микроскоп, микропрепарат срез кожи, оконное стекло. | ||
43 | Практическая работа №14 «Роль кожи в терморегуляции» | 1 | 1 | Цифровая лаборатория по физиологии датчик температуры и влажности) | ||
44 | Гигиена кожи. Заболевания кожи. | 1 | 1 | Презентация | ||
44 | Оказание первой медицинской помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударе | 1 | 1 | Видеоролик | ||
45 | Значение закаливания для организма. | 1 | 1 | Презентация | ||
Координация и регуляция | 5 | |||||
46 | Гуморальная регуляция | 1 | 1 | Презентация | ||
47 | Строение и значение нервной системы | 1 | 1 | Презентация | ||
48 | Практическая работа №15 «Внимание и работоспособность» | 1 | 1 | секундомер, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25. | ||
49 | Рефлексы. Рефлекторная дуга. | 1 | 1 | Рисунок учебника | ||
50 | Практическая работа №16 «Наблюдение безусловных рефлексов человека и построение рефлекторных дуг» | 1 | 1 | вата, карандаш с укрепленным на конце ластиком. | ||
51 | Индивидуальная работа над проектами | 9 | ||||
52 | Защита проектов | 2 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 72 | 27 | 32 |
Темы проектно-исследовательской деятельности:
#1056;абота санитарно-эпидемиологической службы вашего города
2. Современные гипотезы происхождения и эволюции человека.
3. Современные методы изучения организма человека.
4. Фармакология: настоящее и будущее.
5. Подростковый травматизм; причины и меры, направленные на снижение его уровня.
6. История изобретения вакцин, работы Э. Дженнера и Л. Пастера.
7. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.
8. Охрана окружающей среды как мера профилактики заболеваний
органов дыхания.
9. Желудочно-кишечные инфекции: причины и профилактика.
10. Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ: анорексия и булимия.
11. Наследственные и врождённые заболевания человека: причины,
меры профилактики и лечение.
12. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.
13. Мочеполовые инфекции. Меры их предупреждения.
14. Психика и поведение человека: роль обучения и воспитания.
15. Полезные и вредные привычки.
16. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.
17. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковка, штрих-коды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.
18. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
19. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
20. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.
21. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приёмам пищи), сопоставление с нормативами.
22. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания;
улучшение состояния,
23. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени
физической подготовки, правильности питания.
24. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Воронина Г. А., Иванова Т. В., Калинова Г. С. Биология. Планируемые результаты . Система заданий . 5—9 классы . Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. Г С . Ковалевой, О . Б . Логиновой . — М. : Просвещение, 2017.
- Жеребцова Е. Л. ЕГЭ . Биология: теоретические материалы. — СПб . : Тригон, 2009
— 336 с
- Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9-й класс . Подготовка к итоговой аттестации- 2009: учебно-методическое пособие . — Ростов н/Д: Легион, 2009. — 176 с .
- Никишов А. И., Петросова Р. А. и др . Биология в таблицах . — М. : «ИЛЕКСА», 1998.
- Пасечник В. В. Биология . Методика индивидуально-групповой деятельности . — М. : Просвещение, 2016
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: —
- Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]:
- Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: — URL: http://www. dissercat . com/.
- Научная электронная библиотека «Elibrary. ru» [Электронный ресурс]: — URL: https://elibrary. ru.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование лаборатории детского технопарка «Школьный Кванториум»
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Оборудование лаборатории детского технопарка «Школьный Кванториу
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и образования Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 40 г. Улан-Удэ"
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________________ О.Д.Манзарханова | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №40 ________________________ Б.Д.Цыбикжапов Приказ 48/1 от г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
по биологии
Курс: «Биологос»
на 2024-2025 учебный год
Возраст учащихся: 12 - 13 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Уровень программы: базовый
Составитель: Агафонова С.П
учитель географии и биологии
г.Улан-Удэ
2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум». В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИОЛОГОС»
Курс внеурочной деятельности «БИОЛОГОС»» развивает представления о ботанике, как науке, изучающей строение и жизнедеятельность растений. Тематика курса представлена в формате профессий, которые изучают разные разделы ботаники. Использование оборудования «Школьного кванториума» при реализации данной программы позволяет создать условия:
- для расширения содержания школьного биологического образования;
- для повышения познавательной активности обучающихся в естественно- научной области;
- для развития личности ребёнка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
- для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие интереса к предмету;
- расширение общего и биологического кругозора обучающихся.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
Обучающие:
- сформировать представления учащихся о роли растений в природе и жизни человека;
- способствовать расширению и углублению знаний у учащихся о морфологическом, систематическом и экологическом разнообразии растений Земли;
- способствовать формированию представлений о природной флоре Республики Бурятии, в том числе о растениях Красной книги;
- Знакомить с биологическими специальностями;
- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования детского технопарка «Школьный кванториум»;
Развивающие:
- сформировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
- сформировать навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, справочной и научно-популярной литературой;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению растений и биологических дисциплин в целом.
Воспитывающие:
- воспитать бережное и ответственное отношение к природе;
- воспитать самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие;
- способствовать формированию чувства гордости и патриотизма, уважения к природе малой родины.
Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся возрастной категории от 12 до 14 лет, имеющих базовые знания по биологии (соответственно модулям освоения программы).
Форма обучения и виды занятий: Программа предполагает выбор форм занятий, таких как лабораторные и практические работы, проведение эксперимента, исследовательская и проектная работа, выбор которых обуславливается темой занятия и формой его проведения.
По типу организации взаимодействия педагогов с обучающимися при реализации программ используются личностно-ориентированные технологии обучения (технологии проектной и исследовательской деятельности).
Реализация программы предполагает использование здоровьесберегающих технологий, реализующихся через создание безопасных условий, таких как включение в занятие динамических пауз, периодическая смена деятельности обучающихся, контроль соблюдения обучающимися правил работы на ПК, создание благоприятного психологического климата в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 ч).
Цели и задачи, план работы на курсе. Биологическая лаборатория и правила работы с ней. Инструктажи по ТБ.
Тема 1. Почувствуй себя флористом (7 ч).
ФЛОРИСТИКА — раздел ботаники, занимающийся изучением и систематическим описанием видов растений, образующих флору земного шара или определенных его частей.
ГЕРБАРИСТ– ученый, занимающийся собиранием трав для гербария.
Кто придумал делать из растений гербарий? Самый древний гербарий. Для чего делать гербарий?
Что можно сделать из гербария? Правила изготовления и хранения гербария. Иммортель - Сухоцветный букет.
Лабораторные и практические работы:
1. Сбор гербарного материала. Монтирование гербарий.
2. Определение и классифицирование собранного материала. Составление альманаха (списков видов) пришкольного участка.
3. Оформление гербарного альбома.
4. Составление флористической композиции, составленной из сухих (высушенных) частей растений.
5. Организация и проведение общешкольного конкурса букетов и осенних композиций.
6. Повторение и обобщение темы «Почувствуй себя флористом» тестирование.
Тема 2. Почувствуй себя токсикологом (5 ч.)
Токсикология — область медицины, изучающая ядовитые (токсичные) вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы. История нитратных открытий.
Простые методы определения нитратов в продуктах. Нитрометр.
Лабораторные и практические работы:
- Правила работы с нитрометром.
- Проектно -исследовательская работа «Нитраты в овощах»
- Участие в общешкольной ярмарке «Золотая осень» (организация и работа в пункте контроля и качества овощей).
Тема 3. Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое (4 ч.)
История возникновения микроскопов. Виды микроскопов. Строение микроскопа. Техника безопасности при работе с микроскопом (инструктаж).
Лабораторные и практические работы:
1. Изучение микроскопа на практике.
2. Лабораторная работа №1 «Изучение строение микроскопа»
3. Тестирование – «Строение микроскопа)
Тема 4. Почувствуй себя цитологом (5 ч.)
Цитология – наука о клетке. История открытия клетки.
Лабораторные и практические работы:
- Лабораторная работа №2 «Строение клетки». Изучение готовых микропрепаратов.
- Лабораторная работа №3. Изготовление микропрепаратов.
- Практическая работа №1 - Создание модели клетки из пластилина или глины.
- Тестирование – строение клетки
Тема 5. Почувствуй себя гистологом (4 ч.)
Наука гистология. Виды тканей растений и животных.
Лабораторные и практические работы:
- Лабораторная работа №4. «Строение тканей растений и животных»
- Тестирование «Виды тканей»
Тема 6. Почувствуй себя фенологом (6ч.)
Наука фенология. История возникновения. Роль фенологов в выращивании растений.
Лабораторные и практические работы:
- Заложение пробы семени фасоли, пшеницы, ржи и подсолнуха.
- Практическая работа №2 «Составление макета этапов развития семени фасоли»
Тема 7. Почувствуй себя микологом (6 ч.)
Наука микология. История возникновения. Роль грибов в природе, значение для жизни и деятельности человека. Грибоподобные организмы.
Лабораторные и практические работы:
- Лабораторная работа №5. «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»
- Практическая работа №3 «Выращивание грибов -Вешенка обыкновенная, опята"
- Практическая работа №4 «Чайный гриб»
Тема 8. Почувствуй себя антропологом (4 ч.)
Антропология как наука. Методы исследования в антропологии. Интересные факты в антропологии.
Лабораторные и практические работы:
- Практическая работа №5. Построение ленты времени, по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития.
Тема 9. Почувствуй себя биохимиком 4(ч.)
Знакомство с оборудованием «Экознайка» для исследования состояния окружающей среды.
Лабораторные и практические работы:
- Лабораторная работа №6. Исследование снежного покрова школьного
Тема 10. Почувствуй себя селекционером (6 ч.)
Наука селекция. История возникновения. Русские селекционеры и их достижения. Способы выведения культурных растений.
Лабораторные и практические работы:
- Практическая работа №6 «Выведение новых сортов»
Тема 11. Почувствуй себя лихенологом (4 ч.)
Наука лихенология. Внешнее строение и видовое разнообразие. Лишайники Бурятии.
Лабораторные и практические работы:
- Практическая работа №7 «Составление каталога лишайников Бурятии»
Тема 12. Почувствуй себя альгологом (5 ч.)
Наука альгология. История возникновения.
Лабораторные и практические работы:
- Практическая работа №8 «Водоросли под микроскопом»
- Практическая работа №9 «Изучение водорослей озера Байкал»
- Практическая работа №10 «Оформление буклета по теме»
Тема 13. Почувствуй себя экотуристом (4 ч.)
Красная книга и для чего она создана. Красная книга Бурятии
Лабораторные и практические работы:
Практическая работа №7. Создать агитационные листки (плакаты) по Красной книге Бурятии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям различные биологические объекты: растения, грибы, лишайники;
проводить описание организма растения по заданному плану, выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, грибов, лишайников;
раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников, описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления, выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Её величество – клетка!
- Загадочный мир клетки
- Микромир в банке
- Цветы бывают разными
- Искусство создания цветочной радости
- Вредоносные нитраты
- История возникновения микроскопов.
- Эти удивительные грибы
- С любовью к природе: дневник фенологических наблюдений
- Методы исследования в антропологии.
- Исследование снежного покрова школьного двора.
- Я – юный селекционер
- Чистота кроется в лихенологии
- Водоросли Байкала
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Сайт Министерства образования и науки РФ (нормативно-правовое поле ФГОС ООО).
- Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (нормативно-правовое поле ФГОС ООО, видеолекции, методические рекомендации).
- Сайт Федерального агентства по образованию (нормативно-правовое поле ФГОС ООО).
- Сайт издательства «Просвещение» (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации).
- Сайт Российского общеобразовательного портала (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
- – для учителей «Я иду на урок биологии». Статьи по
- – «FLORANIMAL энциклопедия» – описание растений и животных. Выбираем по названию – открывается описание и фото.
- – Жизнь растений. Занимательно о ботанике. Бактерии. Лекарственные растения.
- – Биология для школьников. Краткая информация по разделу «Ботаника».
- – Фестиваль педагогических идей – «Открытый
- http:// – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Оборудование лаборатории детского технопарка «Школьный Кванториум
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Всего | Кол-во часов | Формы проведения / основное содержание | Сроки проведения | Оборудование | |
Теория | Практика | ||||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | Беседа. Знакомство с коллективом курса и планом работы (социально-психологическая игра «Знакомство») Заполнение журнала по ТБ. | 1 неделя сентября | Журнал по ТБ. | |
2 | Почувствуй себя флористом. | 7 | 2 | 5 | Теория. Лекция.
Практика 1. Сбор гербарного материала. Монтирование гербарий. 2. Определение и классифицирование собранного материала. Составление альманаха (списков видов) пришкольного участка. 3. Оформление гербарного альбома. 4. Составление флористической композиции, составленной из сухих (высушенных) частей растений. 5. Организация и проведение общешкольного конкурса букетов и осенних композиций. 6. Повторение и обобщение темы «Почувствуй себя флористом» - тестирование | 1– 4 неделя сентября | гербарная сетка, гербарная папка, бумага для закладки (на "рубашки"), определитель растений Бурятии под редакцией О.А. Аненхонова -2001г., компьютер, интерактивная панель. Презентация. |
3 | Почувствуй себя токсикологом | 5 | 1 | 4 | Теория.
Практика.
| 1-3 неделя октября | Презентация. Нитрометр. Тест – полоски. Овощи и фрукты. |
4 | Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое. | 4 | 1 | 3 | Теория.
Практика. 1. Изучение микроскопа на практике. 2. Лабораторная работа №1 «Изучение строение микроскопа» 3. Тестирование – «Строение микроскопа» | 3 неделя октября -2 неделя ноября | Журнал по ТБ. Микроскопы. Микропрепараты. Презентация. |
5 | Почувствуй себя цитологом. | 5 | 1 | 4 | Теория.
Практика.
| 2 -4 неделя ноября- | Микроскопы. Микропрепараты по ботанике. Для изготовления временных микропрепаратов (предметные стекла, препаровальные иглы, пипетки йод, салфетки, покровное стекло). Презентация. Пластилин. |
6 | Почувствуй себя гистологом | 4 | 1 | 3 | Теория.
Практика.
| 1 -2 неделя декабря | Микроскопы. Готовые микропрепараты (ткани растений и животных). |
7 | Почувствуй себя фенологом | 6 | 1 | 5 | Теория.
Практика.
| 3-3 неделя января | Семена фасоли, пшеницы, ржи, подсолнуха, портретные рамки, картон, клей. |
11 | Почувствуй себя микологом | 6 | 1 | 5 | Теория. #1053;аука микология. История возникновения. 2. Роль грибов в природе, значение для жизни и деятельности человека. 3. Грибоподобные организмы. Практика. Лабораторная работа №5. «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом» Практическая работа №3 «Выращивание грибов -Вешенка обыкновенная, опята" Практическая работа №4 «Чайный гриб» | 4 неделя января – 1 неделя февраля | Микроскопы. Плесень. Чайный гриб. Мицелий Вешенки, опят. Почва для орхидей. Термометр, гигрометр. |
9 | Почувствуй себя антропологом. | 4 | 1 | 3 | Теория.
Практика. Практическая работа №5. Построение ленты времени, по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития. | 2-4 неделя февраля | Презентация. Ватман, краски и карандаши. |
10 | Почувствуй себя биохимиком | 4 | 1 | 3 | Теория.
Практика. Лабораторная работа №6. Исследование снежного покрова школьного двора. | 1-2 неделя марта | Комплект цифровых приборов для оценки экологического состояния в школе. |
11 | Почувствуй себя селекционером. | 6 | 2 | 4 | Теория.
Практика. Практическая работа №6 «Выведение новых сортов» | 3 неделя марта – 2 неделя апреля | Почвогрунт. Семена гибридов и простых растений. Два вида кактуса. |
12 | Почувствуй себя лихенологом. | 4 | 1 | 3 | Теория.
Практика. Практическая работа №7 «Составление каталога лишайников Бурятии» | 3-4 неделя апреля | Образцы лишайников. Альбом. Канцелярия. |
13 | Почувствуй себя альгологом | 6 | 1 | 5 | Теория.
Практика. Практическая работа №8 «Водоросли под микроскопом» Практическая работа №9 «Изучение водорослей озера Байкал» Практическая работа №10 «Оформление буклета по теме» | 1-3 неделя мая | Водоросли живые. Микроскоп. Альбом. Канцелярия. |
14 | Почувствуй себя экотуристом | 5 | 1 | 4 | Теория.
Практика. Практическая работа №7. Создать агитационные листки (плакаты) по Красной книге Бурятии. | 3-4 неделя мая | Красная книга. Бумага. Канцелярия. |
15 | Резервное время. Индивидуальная работа над проектом. Защита проектов | 5 | |||||
Итого: | 72 | 16 | 51 |
