Всероссийский конкурс "Воспитать человека-2019"

Агафонова Светлана Петровна

 

«Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека» 

                                                                                                                              /М.И.Калинин/

И мне приятно и радостно, что я выбрала именно эту прекрасную профессию, ибо она благородна. Ощущаешь свою значимость и предназначение, чувствуешь ответственность перед людьми, обществом, страной.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»                                                   

/Василий Осипович Ключевский/

 С ранних лет я выбрала себе профессию. Любимой игрой была игра в школу: собирала соседских ребятишек, давала им задания, ставила оценки. Они ждали меня, когда я вернусь из школы. Помню, что я всегда подражала своей первой учительнице Утенковой Симме Ивановне, самой доброй на свете!  Будучи сама ещё ребёнком, я испытывала огромную любовь к детям: не могла пройти мимо ни одного обиженного или плачущего.

«Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирождённый такт»  

  /А.Дистервег/ 

Мои родители были простыми сельскими рабочими, не было родственников – педагогов, откуда же во мне была такая тяга к педагогике, к детям? Я думаю, это ниспослано мне свыше, и я стараюсь оправдать этот дар.

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами»                                                                                                                   /Али Апшерон/

 

Время не стоит на месте, меняются технологии, и чтобы успевать за веяниями времени, педагог обязан учиться. За время своей профессиональной деятельности прошла много курсов, семинаров, училась у коллег, сейчас много можно получить через Интернет.  Нельзя стоять на месте, надо всё время идти вперёд! Почувствовала, что могу не только сама что-то создавать, но и предлагать своим коллегам разработки, методики. И вот сегодня, я участник этого значимого конкурса «Воспитать человека -2019», который позволит участникам не только обменяться опытом своей практики, но и в очередной раз поднимет престиж нашей профессии.

 

Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…

Ю. Рюриков

За весь период моей работы в школе было несколько выпусков. Все ребята были такие разные: грустные и веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень, романтики и прагматики, озорные и смешные, наивные,трогательные, но, самое главное, – все они состоялись, состоялись как личности. Это САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации. Мои ученики стали учителями, переводчиками, врачами, архитекторами, специалистами разных профессий,  они работают в разных городах нашей страны.  Таков идеал. Путь к нему достаточно долгий и непростой. Как сделать так, чтобы он был прямым и светлым?

Педагогический смысл в понятии воспитание приоткроется, если задуматься над значением самих педагогических действий в процессе воспитания. Какие же это действия?

Во-первых, объяснять то или иное значение поступка или события, обращаться к ребенку, вызывая его к собственным размышлениям о происходящем, к переживаниям.

Во-вторых, вызвать эмоционально положительное отношение к новой деятельности, к важному усилию, обязанностям.

В-третьих, включать общее дело, общие заботы, во взаимодействие с другими людьми.

В деятельности воспитания опору и помощь я вижу, со стороны родителей моих воспитанников. Не скрою, что в этом мне повезло.

Следующая опора - классный коллектив, где каждый знает свои обязанности и без особых напоминаний исполняет порученное дело. Очень много внимания уделяю тому, чтобы мои воспитанники занимались в системе дополнительного образования. Занятость и постоянные творческие поиски помогают им заполнить пустоту, которая образовалась в нашем обществе, объединяют их, а мне помогают достичь нужной цели.

На мой взгляд, главной задачей воспитания сегодня, является задача привития детям чувства сострадания и любви к ближнему.

 Неизменный факт в нашем изменяющимся обществе то, что школа была, есть и будет центром развития и воспитания личности будущего. Каким будет результат воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от этого зависит благополучие и мир нашей Родины.

Выпуская очередной класс, я думаю, что мне больше не хватит сил, добра, тепла, терпения для новых детей…

Наступает сентябрь, и я вижу улыбки детей…. и…

Значит, снова – работа, тревоги, заботы, удачи, огорчения, – все это будет, потому что я – классный руководитель.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Агафонова С.П.., учитель географи и биологии МАОУ СОШ №40 г.Улан-Удэ

МАСТЕР-КЛАСС

  по теме «Здоровое сердце»

Предмет: биология

Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса

Тема: «Здоровое сердце»

Тип занятия: практикум. 

Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить».   Франсуа Рабле

Цель: Познакомить детей с работой человеческого сердца через практику измерения артериального давления; показать значение сердца для всего организма. 

Задачи урока:

Образовательные:  

  • Сформировать знания учащихся об особенностях работы сердца, о понятиях

«артериальное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление», «пульс», «тонометр»;

  • Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающая:

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);
  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
  • здоровьесбережения (умение применять знания о работе сердца, артериального давления в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательная:

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание необходимости соблюдения правил ЗОЖ;
  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности
  • Воспитывать культуру общения при участии в беседе;
  • Формировать нравственные качества у учащихся: чувства ответственности

Практическая: применять теоретические знания, сопоставлении, обобщении новых фактов, установлении их причин, следствий, значения.

Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, факторы, влияющие на здоровье сердца.

Проблемные вопросы: Самый важный орган человека? Сердце должно быть каким? Как оно работает? Каковы причины ритмичности сокращения сердца? Как сохранить работоспособность сердца?

Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля: Были созданы условия для самообразования учащихся, что можно отчетливо увидеть при выполнении практической работы

Методы:

  • словесный (рассказ);
  • наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа со схемой и таблицами);
  • практический (выполнение практических заданий, создание образовательного продукта).
  • частично-поисковый (эвристическая беседа);
  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)
  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);
  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, решение проблемных задач)
  • индивидуальная работа (выполнение заданий индивидуально).

Национально-региональный компонент: релаксация под бурятскую мелодию «Цветок Байкала».

Оборудование:

Технические:

  • ПК, колонки
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер (на подготовительном этапе)

Программные:

  • Приложения Microsoft Office PowerPoint
  • Программа Мedia player

Другие материалы: карточки для занесения результатов индивидуальной работы

Подготовительная работа:

  • Создание презентации
  • Отбор видеоматериалов и монтаж фильма по теме «Сердце»
  • Отбор и нарезка ауди
  • Подготовка карточек для индивидуальной работы.
  • Подготовка вопросов проблемного характера.
  • Изготовление макетов «шкала нормы артериального давления» , «сокращение сердца»

Продолжительность занятия: 25 минут.

Планируемые результаты:

  • учащиеся получают знания об особенностях функционирования сердца человека, о понятиях «артериальное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление», «пульс», «тонометр»;
  • учащиеся развивают универсальные учебные действия (УУД): познавательно-деятельностные, коммуникационные, здоровьесбережения;
  • у учащихся формируется осознание значения сердца в сохранении своего здоровья, потребности в организации здорового образа жизни.

План занятия:

  1. Организационный этап (2 мин). Подведение обучающихся к теме занятия, подтверждение значимости сердца по занимательным задачам.
  2. Целеполагание. (2 мин). Просмотр видеоролика и беседа, приводящая к целеполаганию самими учащимися, его конкретизация учителем.
  3. Создание образовательной напряженности (16 мин)
  •  Знакомство с нормами артериального давления и пульса (3 мин)
  • Получение информации о тонометре и правилами его использования (2 мин)
  • Постановка проблемы (0,5 мин)
  • Проведение практики по измерению артериального давления (6,5 мин)
  •  Проведение физической нагрузки (зарядки) (1,5 мин)
  • Проведение релаксации (расслабление) (1,5 мин)
  • Дополнительное объяснение учителя (1 мин)

       4. Этап сравнения с культурно-историческим аналогом. (2 мин)

  • Составление правил сохранения здоровья сердца. (2мин).

5.Этап рефлексивного осмысления результатов урока (2мин)

  • Самостоятельность учащихся в подведении итогов (1,5 мин)
  • Рефлексивное сердце (0,5мин).

6.Заключительный этап (1 мин)

  • Заключительное слово.

                                                                         Ход занятия:

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. (2 мин). 

Слайд №1. Добрый день, дорогие ребята!

Я рада видеть вас и приветствую всех на нашем занятии.

Предлагаю поработать и надеюсь, что время проведём с пользой для вас.

Проблемная ситуация.  

Наше занятие, будет посвящено особому, в своем роде уникальному органу человека. Предлагаю несколько подсказок.

Слайд №2   - 25 сентября люди всего мира отмечают его День

Слайд №3 - Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.

Слайд №4 - Греки считали его вместилищем духа

Слайд №5-  Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье

Слайд №6 - Секундная   стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы.  

Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце).

Что для вас значит сердце?  

Для каждого человека – очень важно, чтобы сердце было каким?

Пожалуйста, определите тему нашего занятия?

Просмотр видеоролика «Сердце»

2.Целеполагание (2 мин)

Как сделать так, чтобы наше сердце служило нам долго?

Ребята, значит необходимо следить за своим здоровьем! Сердце надо беречь и тренировать.

Цель: научиться следить за своим здоровьем

 Задачи: 1. Ознакомиться с особенностями работы сердца, с новыми понятиями, связанными с ними.

2. Научиться измерять артериальное давление, обосновать его значимость для здоровья человека

3. Создание образовательной напряженности (16 мин)

Учитель: Есть самый простой способ как следить за здоровьем сердца в течение всей жизни. У вас на столах лежат приборы, которые вы уже, наверное, видели, как они называются и для чего они предназначены?

Ученики: отвечают на заданные вопросы.

Учитель: Они называются – Тонометры и предназначены для быстрого и точного измерения артериального давления.

Использование макета «Шкала нормы АД»

Учитель: Артериальное давление - давление крови внутри сосудов и артерий на их стенки. Есть два участника давления – это сердце и сосуды. Измеряется АД в мм рт.столба          

Слайд №7. Обратите внимание на дисплей - верхний показатель – это верхнее давление систолическое – это то давление, которое оказывает кровь на стенку сосуда в момент сердечного сокращения. Сердце расслабляется давление опускается, сокращается – давление поднимается. Норма в вашем подростковом возрасте от 80 до 120 мм.рт.ст., повышается давление при стрессе или физической нагрузке.

Второй показатель – это нижнее давление диастолическое – это давление крови на стенку сосуда в период отдыха сердца, когда сердце расслабляется и снова наполняется кровью. Оно всегда ниже систолического. Ваша норма от 50 до 80 мм.рт.ст., если выше необходимо обратиться к врачу. Это может говорить скорее всего о заболеваниях почек.

Использование макета «сокращение сердца»

Третий показатель – это пульс. Он говорит о ритмичности сердца, определяется силой сокращения сердца и тем с какой силой сердце выбрасывает кровь. Ваша норма – 60-75 ударов в минуту.

 Также, внизу экрана есть значок –индикатор аритмии. Если, имеется патология, то он загорается.

Пульс мы можем определить и сами, зная точки, методом пальпации, но сегодня за нас это сделает прибор. 

Сегодня мы будем учиться следить за своим здоровьем и отработаем технику измерения артериального давления. Мы возьмём три пробы, и каждый раз будем заносить свои показатели в таблицу, которая есть у каждого на столе.  Также здесь есть норма давления подросткового возраста.

Для начала процедуры необходимо:

  • сесть удобно и опереться на спинку стула
  •  наденьте манжету аппарата на левую руку и  расслабьте её.
    Манжета должна располагаться выше локтевого сустава на 2-3 см. Между манжетой и предплечьем обязательно должно присутствовать свободное пространство, в которое легко проходил бы палец взрослого человека. Манжета должна быть на уровне сердца.
  •  Ноги не нужно скрещивать.  Готовы? Во время измерения не рекомендуется двигаться и разговаривать.
  •  Включаем прибор, старт.

Ученики: выполняют указания учителя.

Учитель: Снимаем манжету и фиксируем свои показания, заносим их в сою таблицу.  Это показания нормального вашего состояния. Как себя чувствуете? Выключаем прибор. Кто желает озвучить свои показания?   Есть отклонения от нормы?  

Ученики: делают выводы.

В жизни бывают разные ситуации, высокая физическая нагрузка, стрессы, переживания, чтобы справиться с этим, необходимо тренировать сердце.  

А чтобы наше сердце заработало сейчас сильнее, предлагаю вам подвигаться, придадим небольшую нагрузку, потренируем сердце.

Ученики: выполняют зарядку под музыку.

Измеряют давление и делают выводы.

Учитель: Пульс участился, необходимо успокоится и расслабиться.

Ученики: успокаиваются (релаксация) под музыку «Бурятские мелодии – Цветок Байкала».

Релаксация: Наша родная земля- Бурятия. Красива, горда и величественна, непокорна и сурова. Снежные горы и солнечные долины, быстрые реки и чистые озера, живописные таежные леса и спящие вулканы –

Люблю тебя моя родина!

Учитель: Посмотрим, что происходит с вашим сердцем.

Ученики: Измеряют давление, фиксируют и заносят свои показатели.

Учитель: Чем быстрее произойдёт возврат к прежней частоте пульса, тем выше способность к саморегуляции сердечной деятельности.

Учитель: И так, ребята, мы отработали технику измерения артериального давления. Пожалуйста, схематично изобразите кривую изменения давления.

Этап рефлексивного осмысления результатов урока (2мин)

Учитель: К чему мы пришли? Предлагаю вам каждому занести несколько правил в свои графики о здоровье сердца.

Ученики: делают вывод (Для здоровья сердца, необходимо, чтобы каждый день вы выполняли физическую нагрузку (делали зарядку, ходили пешком, занимались спортом, вели активный образ жизни, т.е. тренировали сердечную мышцу, чтобы в экстренной ситуации сердце смогло справиться с нагрузкой, а также делали релаксацию, отдыхали, высыпались ….)

Ученики: формулируют правила и по очереди произносят их.

Заключительный этап (1 мин)

И в заключение давайте вместе составим синквейн на слово СЕРДЦЕ.

Слайд №8. Стих из 5 строчек:

1- существительное (объект)

2-два прилагательных

3- три глагола

4- фраза из нескольких слов (емко и кратко отражает объект)

5- слово –резюме (обобщает, передает отношение, значение)

Учитель: Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! На память о нашей встрече я хочу вам оставить Частичку своего сердца! Я вас благодарю -вы способные, активные добрые ребята.  Спасибо всем, будьте здоровы!

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

 

Данное занятие по биологии.

Тема: «Здоровое сердце»

Цели: 

Образовательные:  

  • Сформировать знания учащихся об особенностях работы сердца, о понятиях

«артериальное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление», «пульс», «тонометр»;

  • Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающая:

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);
  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
  • здоровьесбережения (умение применять знания о работе сердца, артериального давления в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательная:

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание необходимости соблюдения правил ЗОЖ;
  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности
  • Воспитывать культуру общения при участии в беседе;
  • Формировать нравственные качества у учащихся: чувства ответственности

Практическая: применять теоретические знания, сопоставлении, обобщении новых фактов, установлении их причин, следствий, значения.

На данном занятии я поставила следующие задачи, направленные на формирование УУД:

Личностные УУД:

  • формирование умения следить за своим здоровьем
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;

Познавательные УУД:

  • умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  • умение работать по заданному алгоритму;

Коммуникативные УУД:

  • умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • умение организовывать индивидуальную д
  • умение вести монолог, отвечать на вопросы.
  • Результаты: учащиеся получили знания об особенностях функционирования сердца человека и навыки измерения АД 

Тип занятия: практикум. 

Он включал в себя 6 этапов 

Структура:

  1. Организационный  этап (2 мин). Подведение обучающихся к теме занятия, подтверждение значимости сердца по занимательным задачам.
  2. Целеполагание. (2 мин). Просмотр видеоролика и беседа, приводящая к целеполаганию самими учащимися, его конкретизация учителем.
  3. Создание образовательной напряженности (18 мин)
  •  Знакомство с нормами артериального давления и пульса (3 мин)
  • Получение информации о тонометре и правилами его использования (2 мин)
  • Постановка проблемы (0,5 мин)
  • Проведение практики по измерению артериального давления (6,5 мин)
  •  Проведение физической нагрузки (зарядки) (1,5 мин)
  • Проведение релаксации (расслабление) (1,5 мин)
  • Дополнительное объяснение учителя (1 мин)
  • Составление правил сохранения здоровья сердца. (2мин).

4.Этап рефлексивного осмысления результатов урока (2мин)

  • Самостоятельность учащихся в подведении итогов (1,5 мин)
  • Рефлексивное сердце (0,5мин).

5.Заключительный этап (1 мин)

  • Заключительное слово.

При проведении занятия я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:

 - Технология активных методов обучения

             - Здоровьесберегающая технология

             - Личностно-ориентированное обучение

Чтобы добиться цели занятия, я подобрала материал и задания, соответствующие возрастным особенностям (восьмиклассники изучают данную тему «Артериальное давление» во второй четверти по биологии)

Материал занятия оказался сложным, но интересным для учащихся. 

В ходе занятия была организована индивидуальная и фронтальная работа учащихся. Где при управлении учебно-познавательной деятельностью, совместно работали над единой задачей.

Наиболее эффективной оказался практический вид работы, потому что учащиеся использовали приборы для измерения артериального давления.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной практики).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: 

Технические:

  • ПК, колонки
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер (на подготовительном этапе)

Программные:

  • Приложения Microsoft Office PowerPoint
  • Программа Мedia player

Другие материалы: карточки для занесения результатов индивидуальной работы

Подготовительная работа:

  • Создание презентации
  • Отбор видеоматериалов и монтаж фильма по теме «Сердце»
  • Отбор и нарезка ауди
  • Подготовка карточек для индивидуальной работы.
  • Подготовка вопросов проблемного характера.
  • Изготовление макетов «шкала нормы артериального давления», «сокращение сердца»

Темп занятия быстрый и динамичный.

Время использовалось рационально. Учащиеся показали умения организовать свою деятельность на рабочем месте в соответствии с заданными целями урока, мобилизовать себя не только на восприятие новой информации, но и на практическую часть.

Мне   удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести занятие. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).  

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … потому что ….

Результаты урока совпадают с целью занятия.

Я полагаю, что все научились пользоваться тонометром, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

В целом мастер-класс можно считать поставленных целей и задач достиг.


Предварительный просмотр: