Методы и формы организации деятельности обучающихся
Представлены технологии и методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения географии.
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение материала, частично-поисковые, исследовательские, ИКТ с применением ЭОР, контроль и взаимопроверка.
Формы: индивидуальная, в паре, групповая, дифференцированная, фронтальная.
Средства: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради для проверочных работ, итоговые комплексные работы), наглядные (таблицы, карты, приезентации, видеоуроки)
технические средства (компьютер у учителя).
Педагогические/образовательные технологии: технологии критического мышления, проблемного обучения, проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.07 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день в рамках внедрения ФГОС ООО актуальным становится использование электронно-образовательных ресурсов в процессе обучения. При этом происходят изменения в деятельности учителя, которые позволяют учителю перестроить процесс обучения, сделать его более эффективным и современным.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств у школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).
В 2012 году, я прошла дистанционное обучение в НОУДПО «Институт «АйТи» г. Москва по теме «Использование ЭОР в преподавании географии и биологии».
В результате обучения, я как учитель знаю:
- содержание и специфику современных коллекций ЭОР и ЦОР по географии на сайтах Единой коллекции www.school-collection.edu.ru и ФЦИОР www.fcior.edu.ru, их существенные характеристики;
- специфику деятельности учителя географии по отбору ЭОР и ЦОР, по подготовке, организации и проведению уроков на основе их использования;
- основные направления и модели использования, современных ЭОР и ЦОР по географии при подготовке и проведении уроков разных типов;
- особенности деятельности учителя при построении процесса обучения географии на основе использования ЭОР и ЦОР для формирования универсальных учебных действий;
умею:
- организовывать, деятельность учащихся в условиях современной информационно-образовательной среды основной школы;
- осуществлять отбор содержания для обучения географии на основе электронно-образовательных ресурсов;
- разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе электронно-образовательных ресурсов при обучении географии.
понимаю:
- особенности современной информационной образовательной среды основной школы и специфику деятельности учащихся и учителей в ее условиях;
- специфику современных электронно-образовательных ресурсов по географии и их возможности для формирования элементов географического содержания, основ теоретической подготовки, универсальных и специфических умений географической деятельности, в т.ч., картографических;
- специфику восприятия и освоения географической информации при использовании электронно-образовательных ресурсов учащимися разного возраста;
- специфику деятельности учащихся по моделированию природных и социальных явлений, изучению географических объектов, установлению причинно-следственных связей, реализации краеведческого принципа в процессе обучения географии на основе электронно-образовательных ресурсов.
Успешно реализую типовую образовательную программу, обосновываю самостоятельный выбор учебников и учебных комплектов, вношу необходимые допустимые изменения в программный материал.
В современных условиях важнейшей задачей образования является не только получение учениками определенной суммы предметных знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Задача формирования информационной культуры школьника, а, следовательно, повышение его компетентности, является одной из важнейших задач любого учителя-предметника работающего в рамках деятельностно-компетентностного подхода.
Школьная география - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, так и пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.
Чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний.
Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.
Организуя урок, я стремлюсь так, управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями.
Практикуя применение электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) использую как в традиционном обучении, так и инициирую применение инновационных образовательных технологий.
В настоящее время применяю метод творческих проектов на уроках географии, а также компьютерных технологий.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа, применение на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
По характеру деятельности учащегося в учебном процессе выделяю следующие группы методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративные. Использую содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности. Учащийся пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д.
2. Репродуктивные. Использую ЭОР НП для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний. Практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму; контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление пройденного.
3. Проблемное изложение изучаемого материала. Применяю как для построения учебного процесса, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения. В ходе урока, опираясь на проблемное содержание ЭУМ, активизирую деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогаю им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Использую ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления. Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение домашнего задания по заданным ЭУМ), предлагаю учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.
4. Частично-поисковые. Использую ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под моим руководством. Организую самостоятельную работу обучающихся поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.
5. Исследовательские. ЭОР НП использую при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение практических работ, создание учебных проектов.
Применение электронных образовательных ресурсов оказывают существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, помогают инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Применяю следующие модели уроков на основе использования электронно-образовательных ресурсов нового поколения:
- Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.
- Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся.
- Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока.
- Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП.
- Урок-дискуссия на основе использования ЭОР НП.
- Урок — групповая дискуссия.
- Урок — обсуждение (выдвижение) идей.
- Урок - проблемный семинар.
- Проектная деятельность учащихся.
В качестве примера представляю вам собственные разработки уроков с использованием ЭОР, размещенные на сайте «Электронные образовательные ресурсы» (см. Приложение к разделу II).
Уроки географии–должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют расширить географический кругозор обучающихся.
В своей практике использую мультимедийные учебники:
- 6 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 2008год);
- 7 класс - учебник по курсу "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны." (авторы: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.);
- 10 класс -"Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов)
Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:
- информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;
- углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;
- организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
- контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяю следующие положительные стороны:
- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
- создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
- имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты (физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико-ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.
Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
Как органично включить компьютер в канву урока?
Опробовав разные варианты, использую два: первый, совместная форма работы с компьютером на уроке (один компьютер на класс, изображение с которого выводится на интерактивную доску) для 6-8 классов. Второй, для детей старшего возраста (9-10 класс), которые имеют личные планшеты и выход в Интернет, провожу групповую форму работы. Такие формы использования компьютера помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Показ элементов презентации.
Варианты организации деятельности с презентациями:
- Учитель объясняет тему с использованием презентации.
- Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.
- Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.
- Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.
- Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих и др.
Например: при изучении темы «Развитие географических знаний о Земле» в компьютерном классе или самостоятельно дома. Предлагаю составить презентацию по заданной теме (один из уроков заявленной темы), алгоритм выполнения работы и ссылки ресурсов раздаю каждому.
В качестве обязательных слайдов предлагаю создать по заданной теме следующие: Слайд 1 – «Эпиграф, название, автор»; Слайд 2 – «Портрет исследователя, краткие биографические сведения о нём»; Слайд 3 – «Важнейшие экспедиции, их цели, 50 кем были организованы, кто в них принимал участие». Слайд 4 – «Карты маршрутов экспедиций»; Слайды 5-7 – «Описание экспедиции, фотографии, рисунки, иллюстрирующие экспедиции». Слайд 8 – «Результаты экспедиций, вклад исследователя в развитие географических знаний о земле»; Слайд 9 – «Имя исследователя на современной карте», Слайд 10 - «Перечень информационных ресурсов». Представление работ, их обсуждение, аргументация оценок, обязательно провожу на уроке.
Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик и описаний географических объектов, планы практических работ. Это значительно экономит время на уроке. Повышается активность на уроке, улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс, объясняется это следующими причинами:
- работа над презентацией в программе Power Point сама по себе привлекательна,
- необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию,
- возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет,
- публичность защиты, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками. Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны,
- создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества.
Презентации удобны тем, что при подготовке к урокам отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. За годы работы мною были разработаны циклы уроков с использованием мультимедийных презентаций. Сейчас это законченный цикл к урокам географии в 6-8 классе, которые внесены в рабочие программы по географии.
Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, процесса землетрясения, разрушительного цунами. Составляют синоптические карты, розы ветров, диаграммы осадков, и т. д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Если описание какого-либо объекта можно найти в книге, то спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса доведется не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер становится и для учителя и для ученика помощником.
Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.
Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений была оценена мною в ходе анкетирования школьников ещё в 2013 году. В опросе участвовали учащиеся 6-8, 10 классов, всего — 192 человека. Им предлагались следующие вопросы:
Вопросы анкеты для учащихся | 6 класс 48 чел. | 7 класс 67 чел. | 8 класс 53 чел. | 10 класс 24 чел. |
1. Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках географии? | 81% | 88% | 94% | 100% |
2. Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса? | 54% | 89% | 90% | 100% |
3. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам географии? | 24% | 43% | 45% | 89% |
4.Имеете ли вы возможность работать с ПК: а. ПК есть дома | 39% | 43% | 88% | 86% |
б. другие источники | 12% | 9% | 45% | 16% |
в. не имею возможности работать с ПК | 60% | 52% | 12% | 12% |
Из общего числа опрошенных 90,7 % отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет возродить такие формы проведения занятий как исследовательский метод обучения и метод проектов. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.
При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной.
Выделяю следующие типы учебных проектов: информационно-познавательные, творческие, практико-ориентированные, игровые и исследовательские. По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
Например: практико-ориентированный проект «Города Центрального района» по теме «Центрального района» 9 класс.
Учащимся предлагается средствами ШГИС «Живая география» (получают ссылки) составить карту Золотого Кольца. Ориентируясь на полученный список городов: Александров, Боголюбово, Владимир и др.
Учащиеся открывают «Базовую карту России», масштабируют ее до появления на экране Центрального экономического района (1 : 5 000 000 или 1 : 2 000 000), убирают лишние слои (растительность и т.д.). Создают пользовательскую карту, обозначают условными знаками города Золотого Кольца России из списка, выделяют города основного кольца и соединяют их линиями. Практика показывает, что подобная практическая работа способствует формированию прочных знаний номенклатуры городов ЦЭР.
На основе созданной карты Золотого Кольца учащиеся анализируют, почему именно эти города сосредотачивают такое количество памятников истории, культуры и архитектуры. Домашнее задание. Подготовить сообщение о развитии туристической индустрии в городах Золотого Кольца. Какие города из списка и почему развивались только как туристические центры (монофункциональные), а какие приобрели многофункциональное значение?
Творческие проекты, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты. Это делается для того, чтобы в дальнейшем дать возможность учащимся участвовать в различных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях и, возможно, занимать призовые места.
Также презентации своих проектов дети реализуют на уроках, например, учащиеся 8 –х классов создают мини-проекты «Маршруты туристических зон Бурятии»; 7 классы творческий проект «Географическая оболочка – Мировые достопримечательности».
С учащимися 9-х классов разрабатываем проект «Мое собственное дело» при изучении темы «Агропромышленный комплекс». Создавая свое предприятие, учащиеся готовят пакет документов, необходимых для его открытия, разрабатывать структуру предприятия, бизнес – план, рекламную кампанию.
Чем старше становятся дети, тем весомее у них проекты и их презентации. Учащиеся 10-х классов с большим энтузиазмом создают проекты летне-курортного сезона. Ребята описывали сам тур, производили расчёты времени, предполагаемые остановки, возможные экскурсии, места проживания, питание, стоимость затрат и конечную стоимость такого тура. Лучшие проекты были заслушаны на школьной декаде географии. Успешно прошла защита проекта 8-х классов «Каким я хочу видеть свой Улан-Удэ», где ребята рассуждают о возможном будущем нашего города, что они бы сделали для процветания нашего, предлагают возможные решения существующих проблем нашего города.
Применяю здоровьесберегающие технологии на каждом уроке, которые идут на пользу здоровью учащихся. Практикуя использование компьютерных технологий, строго слежу за нормами, утверждёнными СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», учитывая продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.
Разработала серию физкультурных минуток, которые провожу для снятия локального утомления в следствие психических, статистических и динамических нагрузок на отдельные органы и на весь организм. Например, предлагается учащимся на уроках по теме «Атмосфера» в 6 классе игра «Флюгер», где учащимся предлагается имитировать движение ветра, направление, силу ветра. В 6-8 классах «Авторалли по Бурятии», каждый раз меняя пункт направления (тем самым изучая географию Бурятии). Очень нравятся детям музыкальные ритмичные паузы («Клуб лайф») или минуты релаксации. Планируя уроки с активной динамической нагрузкой, соблюдение санитарных норм, учёт индивидуальных особенностей достигаю высокую работоспособность среди учащихся, психологический комфорт и хорошее настроение.
