Педагогические технологии
Использование современных педагогических технологий в обучении предмета географии
В настоящее время в педагогику вошло такое понятие как педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить, как совокупность методов, приемов в их логической последовательности, составляющих процесс обучения.
Учитель географии имеет широчайший спектр возможностей использования на уроках современных педагогических технологий, предлагаю краткую характеристику и несколько примеров применяемых на моих уроках.
Особенностью своих уроков считаю их построение по технологии критического мышления. Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, учитель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Для достижения поставленной цели и задач на уроках применяю технологию проблемного обучения, который включает в себя создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов, задач. В условиях совместной учебной работы учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для этого использую групповую и парную форму работы, при выполнении которой дети свободно общаются, разговаривают и доказывают свою точку зрения.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
- выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.
При этом в процессе преподавания географии в школе использую следующие формы работы:
- лекции с мультимедийным сопровождением;
- создание учениками мультимедийных презентаций по темам
- организация исследования на уроках и внеурочной деятельности
- поиск информации в сети Интернет;
- тренинги навыков с использованием компьютеров;
- контроль обученности средствами интерактивного тестирования.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации обучающихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной – схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.
Игровые технологии
Игровые моменты всегда оживляют урок, делают его более интересным и содержательным. Применяемые на уроках географии игровые технологии оказывают положительное влияние на качество знаний учащихся.
Часто использую такие формы учебной деятельности:
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях;
уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок;
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал;
уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, интервью, урок – путешествие с путешественниками;
Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, диспут, клуб знатоков;
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, комментарий, мозговая атака, рецензия;
Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Проектная работа выполняется учащимся с большой степенью самостоятельности.
Проектные технологии применяются в основном как внеурочная деятельность, только результат которой можно продемонстрировать другим учащимся в форме выступления на уроке или конференции., или участие в научных проектах.
Данный метод дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности», формирует у современного школьника готовность к саморазвитию, самообразованию.
Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
На заключительном этапе проектной деятельности ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Применение метода проектов на уроке географии хороший способ развития коммуникативных умений школьников.
При организации проектной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Здоровьесберегающие технологии обоснованно можно считать важными в процессе формирования личности обучающего. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки в повседневной жизни. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта учащихся. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессосодержащая система организации образовательного процесса и проведения уроков. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость обучающихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Педагог не должен отказываться от небольших пауз на уроках. В средней и старшей школе этому уделяется мало внимания, но дети-старшеклассники устают не менее малышей, а иногда переключение внимания, пауза просто необходимы для нормального усвоения материала и даже для здоровья учащегося. При изучении курсов физической географии (6, 7 и 8 классы) особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой. Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки– путешествия (особенно располагает к путешествиям программа курса « География материков и океанов» (7 класс). Занятия я стараюсь строить, чередуя виды деятельности: дети в рамках одного часа смотрят видеоматериал по теме, работают в группах, обсуждая увиденное, моделируют маршруты путешествий, иллюстрируют дополнительный материал. В старших классах более эффективными является такой интерактивный метод обучения, как групповая дискуссия.
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.
Естественно, что на каждом уроке невозможно применять большие интерактивные, игровые технологии, но на небольшие элементы по здоровьесбережению время найти можно:
- Выйти к карте и показать объекты.
- Закрыв глаза, послушать звуки природы и представить ее обитателей.
- Движение по классу (при изучении темы «Ориентирование»)
- Организация мобильных групп при групповой работе в старших классах
- Выполнение коллажей
Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки обучающегося, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать сохранению здоровья участников образовательного процесса на уроке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.56 МБ |
