Урочная деятельность

Агафонова Светлана Петровна

   

Участие в методической работе школы.

Длительное время (2007-2017гг) являлась руководителем  школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла. Как руководитель МО координировала и организовывала, оказывала помощь учителям в освоении и разработке инновационных программ и технологий. В настоящее время, принимаю активное участие в объединении. 

 . Рассматриваем различные вопросы, направленные на улучшение успеваемости и качества знаний, используем индивидуальный подход к учащимся, проводим открытые уроки. Посещаем открытые уроки всех коллег школы, занимаемся внеклассной работой по предметам географии, биологии и химии. Дети  участвуют в олимпиадах и конкурсах, развиваем их творческие и интеллектуальные способности, проводим кружковую работу и проектно-исследовательскую деятельность, занимаемся самообразованием, обмениваемся опытом, методическими наработками, посещаем семинары,  повышаем свою профессиональную квалификацию.

Темы, над которыми я работала в течение 5 лет: «Современные образовательные технологии и их эффективное использование», «Метод проектов на уроках географии».

 Активно выступаю на заседаниях педагогических и методических советах школы, ежегодно даю открытые уроки.

Посещаю семинары, которые помогают. определиться с линией учебников, знакомлюсь с методической литературой, совершенствую владение и использование передовых инновационных технологий.  На заседаниях МО, педагогических советах, семинарах делимся опытом работы с коллегами, посещаем августовские семинары и совещания.

         

год

Тема выступления

Где заслушивалась

2019

Проект «Мой город – Чистый город»

Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитание в учебной деятельности»  МАОУ ДО ГДДЮТ

2019

Внеклассная работа по экологии

Республиканский этап «Воспитание во внеучебной деятельности»

2018

Участие в деятельности экспертного совета СМИ «Педразвитие»

Дистанционное всероссийское образование

2016

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя.

Педагогический совет школы

2016

Инновационный урок географии: формы и методы

Педагогический совет школы

2014

Использование электронно-образовательных ресурсов в преподавании географии и биологии.

 Педагогический совет школы

2013

«Учитель и культура – вызовы XXI века»

Выступление в  роли эксперта по географии, при апробации модели итоговой аттестационной процедуры для оценки метапредметных результатов 9 классов.

V Байкальский образ. форум

2013

Семинар – практикум «Новая модель итоговой аттестации 9 классов»

Педагогический совет школы

                  

       

Тема

год

уровень

Мастер-класс «Здоровое сердце»

2019

Республиканский 

МАОУ СОШ №26

Участие в городском проекте "Путь к успеху". Проведение открытого родительского собрания "Мы выбираем ЗОЖ", приуроченный к XII общегородскому родительскому собранию

2019

Муниципальный. Школьное ТВ -Телекомпания Тивиком выпуск от 20.04.2019, газета "Номер один"

Цена минуты

2018

Школа

Главные особенности Земли – 7 кл

2016

Школа

Определение географических координат – 6 кл

2015

Школа

Обобщение по теме «Атмосфера» - 6 кл

2014

Школа

Топливно-энергетический комплекс России – 9 кл

2013

Школа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный урок географии: формы и методы

Слайд 1.  Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика.

Слайд 2. Целью данной работы является изучение современных форм и методов проведения инновационного урока географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие  «инновации» и «инновационный урок»;

2. Определить основные методологические принципы инновационного урока;
4. Подобрать формы и методы, которые соответствовали требованиям инновационного урока;

         Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных формах и методах обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, к числу таких предметов относят и географию.

Слайд 3. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере

Слайд 4. Инновационный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.

В его основе могут быть:

• элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;

• обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);

• научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;

• применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

Слайд 5.

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  • Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Слайд 6.  Выделяют следующие виды инновационных уроков. Рассмотрим некоторые из них подробнее. 

Слайд 7.  Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся.  При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся.  Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме. 
На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции учителя и ученика:

• позиция учителя: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему, буду учить); 
• позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени. 

Слайд 8. Исследовательский урок. В основе такого урока – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта). 

Слайд 9. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности. 

Слайд 10. Уроки дифференцированного обучения. Уровень знаний детей и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. На уроках дифференцированного обучения процесс освоения определенной темы, раздела может повторяться несколько раз, до тех пор, пока школьник не научится определенным действиям. 

Слайд 11. Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.   В проблемном обучении применяют основные 3 метода:

  1. Проблемное изложение.
  2. Частично-поисковый;
  3. Исследовательский.


Слайд 12. Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:
• подбор необычных заданий, дидактического материала; 
• организацию: 

Какая бы форма урока не была выбрана учителем – главное должен реализовываться деятельностный подход в обучении.

Слайд 13. Для организации деятельностного подхода на уроках географии необходимо руководствоваться следующими рекомендациями..(на слайде)

Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока.

Слайд 14.

Методы

  • Словесно-книжный метод (для учащихся 5 – 7 классов). Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать текст и подбирать альтернативную информацию.
  • Наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
  • Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает большие возможности для работы с географическим и картографическим материалом, для получения новых знаний;
  • Метод проблемного изложения материала сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование ее.
  • Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
  • Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы.

Слайд 15. Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся. 



Предварительный просмотр:

Портфолио  Агафоновой Светланы Петровны, учителя географии МАОУ СОШ № 40

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Главные особенности природы Земли          7 класс

Цели:

  • - Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».
  • - Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; использовать ресурсы ЭОР; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.
  • - Развивать память, пространственное мышление и логику.
  • - Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся (с применением  ЭОР)

Методы  и формы обучения:   частично-поисковый,  практический, фронтальная (фронтальная беседа); индивидуальная.

Средства обучения: учебник, компьютер, ЭОР.

Используемые  ЭОР:

  • Выбранный ресурс расположен в Единой Коллекции Цифровых Образовательных ресурсах.

Адрес: http://school-collection.edu.ru 

Интерактивная  карта  Мирового океана. Мировой океан (N 191149)

  • Выбранный ресурс расположен в Федеральном Центре Информационно-Образовательных ресурсах

Адрес: http://www.fcior.edu.ru

1. Природа Земли - главные закономерности. Тематическая контрольная работа. К2

http://www.fcior.edu.ru/card/2218/priroda-zemli-glavnye-zakonomernosti-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k2.html

2.Природа Земли - главные закономерности. Тематическая контрольная работа. К3

http://www.fcior.edu.ru/card/2242/priroda-zemli-glavnye-zakonomernosti-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k3.html

ХОД УРОКА

Этапы учебного занятия

Образова-тельные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные результаты

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

Учитель приветствует учащихся,   проверяет  готовность их к уроку. Проводит краткий инструктаж «Техника безопасности при работе с ПК»    

Работа с ПК не должна превышать 25 минут

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место.

Личностные (готовность и способность к саморазвитию, образ хорошего ученика, установка на здоровый образ жизни)

Целеполо

гание

      Вступительное слово учителя

 

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Поэтому после изучения главных особенностей природы Земли, давайте мы с вами совершим небольшое путешествие. А ваши знания, полученные при изучении раздела «главные особенности природы Земли» помогут нам преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном корабля буду – я, а вы – юнгами. Итак, в путь! Но хочу вас предупредить, что юнга, наиболее успешно  выполнивший задания будет награждаться медалью моряка. Заработавший наибольшее количество медалей, получит орден. Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем корабле «Природа Земли».

Личностные (мотивация учебной деятельности, эмпатия, эмоционально-нравственная отзывчивость)

Внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится.

 

Актуализация опорных знаний

Обобщение, систематиза-ция, коррекция и контроль знаний

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и плыть дальше, необходимо выполнить первое задание. Вам необходимо дать определение следующим терминам. Стоимость одного термина – 1 медаль.

– Платформа;

– Климат;

– Изотермы;

– Водные массы;

– Природный комплекс;

– Широтная зональность;

– Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому, чтобы нам немного порассуждать  для того, чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак «Объяснялки». Правильный ответ – 1 медаль.

1.Почему рельеф Земли очень разнообразный?

2.Почему атмосферные осадки на Земле распределяются неравномерно?

3.Как вы понимаете утверждение: «Солнце – вот что движет воды океана»?

4.Что называется географической оболочкой? Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?

5.Почему Землю называют уникальной планетой?

 Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине Атлантического океана протянулся гигантский хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего спасения придётся потрудиться, надо справиться ещё с одним заданием. В каждой строчке есть лишнее слово, необходимо его найти и объяснить, почему оно является лишним.

1.Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.

2.Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.

3.Река, море, залив, пролив, океан.

4.Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.

5.Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

 Проведём физминутку.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее задание по вариантам: http://www.fcior.edu.ru/

 1 вариант:

Природа Земли - главные закономерности. Тематическая контрольная работа. К2

http://www.fcior.edu.ru/card/2218/priroda-zemli-glavnye-zakonomernosti-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k2.html

 2 вариант:

Природа Земли - главные закономерности. Тематическая контрольная работа. К3

http://www.fcior.edu.ru/card/2242/priroda-zemli-glavnye-zakonomernosti-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k3.html

 Задание 5. Учитель: Путешествуя, мы побывали в различных уголках нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое» встретилось нам в Мировом океане?

Работа с Интерактивной  картой  Мирового океана. Мировой океан (N 191149) http://school-collection.edu.ru

Необходимо не только назвать, но и показать на карте. Примеры:

Самый большой океан Земли? (Тихий)

Самая длинная река мира? (Нил)

Самый высокий водопад Земли? (Анхель)

Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

Самое солёное море мира? (Красное)

Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок попадали и перепутались  приборы. Помогите всё привести в соответствие, установите соответствие приборов и элементов погоды. Кто самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А) Барометр             1. Температура.

Б) Осадкомер          2. Скорость ветра.

В) Термометр         3. Количество осадков.

Г) Флюгер                 4. Направление ветра.

Д) Гигрометр          5. Атмосферное давление.

                                  6. Влажность воздуха.

Время на выполнение – 3 мин.

 Учащиеся отвечают  дают определения данным понятиям

Метапредметные (осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль)

Учащиеся отвечают на вопросы, объясняют утверждения

 Предметные  (узнают, называют объекты, устанавливают причинно-следственные связи)

Учащиеся выполняют задания

Предметные  (узнают, называют объекты, устанавливают причинно-следственные связи)

   

  Ребята под музыку выполняют упражнения.

 Предметные (логические, информационные)

Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания  с последующей самостоятельной проверкой.

 Метапредметные (саморегуляция, оценка)

 Работают с картой

 Предметные (информационные, знаково-символические, логические)

Работа у доски комментируют свои результаты

Личностные

 Итог   урока

Учитель: Итак, наш корабль «Природа Земли» подошёл к конечной точке нашего пути. Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки те, у кого больше всего медалей? Кто же получает почётный орден моряка?

 Учитель предлагает учащимся сказать о полезности изученного материала и определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели.

 Учащиеся определяют уровень достижения цели.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Личностные

ИНСТРУКЦИЯ №28

по охране труда для учащихся при работах с компьютером

1. Учащийся во время работы обязан:

 

  1. Не включать ПК без разрешения преподавателя.
  2. Выполнять только ту работу, которая ему была поручена.
  3. Соблюдать правила эксплуатации ПК в соответствии с инструкциями по эксплуатации.
  4. Не производить отключение и подключение кабелей при включенном электропитании ПК.
  5. Не переносить аппаратуру, включенную в сеть питания.
  6. Не подвергать ПК толчкам и вибрации.
  7. Соблюдать расстояние от глаз до экрана в пределах 600–700 мм.
  8. Бережно обращаться с дисками: аккуратно вставлять в дисковод, не изгибать, не сдавливать, не трогать руками открытые участки магнитного покрытия.
  9. Не касаться телом и второй рукой заземленного оборудования, не прикасаться к задней панели при включенном питании.

2. Порядок окончания работы

  1. С разрешения преподавателя: 

- завершить всю работу на ПК;

 - выйти из оперативной системы Windows и дождаться разрешения на выключение ПК;

- извлечь диск или флешку из дисковода;

- выключить ПК;

2. Диск положить в коробку

3. Привести в порядок рабочее место

 

3. Комплекс упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя, стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

http://img.rg.ru/pril/46/50/41/5430_23.gif




Предварительный просмотр:

Портфолио  Агафоновой Светланы Петровны, учителя географии МАОУ СОШ № 40

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: география, 6 класс

Тема: Обобщение по теме «Атмосфера»

 Цель урока: обобщить знания учащихся по теме “Атмосфера”, оценить и проверить усвоение пройденного материала, развивать географические знания, речь учащихся, умение работать с ресурсами ЭОР, интерес к изучению географии.

Цели урока:

•        Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме «Атмосфера»;

•        обобщить материал как систему знаний;

•        развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты;

                развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

Развивать умение работать с ресурсами ЭОР;

•        воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Методы  и формы обучения:   частично-поисковый,  практический, фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока); индивидуальная (карточки с заданиями).

Средства обучения: раздаточный материал, компьютеры, ЭОР.

Тип урока: закрепление пройденного материала; комбинированный (с применением ИКТ и ЭОР)

Используемые  ЭОР:

  • Выбранный ресурс расположен в Единой Коллекции Цифровых Образовательных ресурсах.

Адрес: http://school-collection.edu.ru 

Информационные блоки:

Климатическая карта мира (N 182416)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f99f93f0-e3be-4e62-b968-43aa7f4ab1c3/?from=5b40ef4

Карта включает в себя следующие содержательные слои: климатические пояса и области, среднемноголетние температуры (январь, июль, среднегодовые), давление воздуха и циркуляция атмосферы (январь, июль), среднемноголетние осадки, сезонность выпадения осадков.

  • Выбранный ресурс расположен в Федеральном Центре Информационно-Образовательных ресурсах

Адрес: http://www.fcior.edu.ru

1. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Тематическая контрольная работа. К2

http://www.fcior.edu.ru/card/1878/atmosfera-vozdushnaya-obolochka-zemli-tematicheskaya

В данном ЭУМ содержатся контрольные задания по теме "Атмосфера воздушная оболочка Земли"

2.Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Тематическая контрольная работа. К3 . В данном ЭУМ содержатся контрольные задания по теме "Атмосфера воздушная оболочка Земли"

http://www.fcior.edu.ru/card/1882/atmosfera-vozdushnaya-obolochka-zemli-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-

Дополнительные ссылки для подготовки домашнего задания:

  1. Контроль. Атмосфера (углубленное изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/3694/kontrol-atmosfera-uglublennoe-izuchenie.htm

Данный модуль содержит тестовые задания для проверки сформированности основных понятий темы: климатообразующие факторы, постоянные ветры, климатические пояса, типы климата. При выполнении заданий проверяется умение читать климатограммы. Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися на углубленном уровне. Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний.

  1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Атмосферное давление. И1 http://www.fcior.edu.ru/card/6691/atmosfera-vozdushnaya-obolochka-zemli-atmosfernoe-davlenie-i1.html В данном ЭУМ содержится учебная информация об атмосферном давлении, факторах, влияющих на его изменения,

ХОД УРОКА

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы достижения образовательных результатов

1.

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

Учитель приветствует учащихся,   проверяет  готовность их к уроку. Проводит краткий инструктаж «Техника безопасности при работе с ПК»

 (работа с компьютером не должна превышать  25минут)

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

Личностные (готовность к саморазвитию, принятие образа хорошего ученика; установка на здоровый образ жизни)

2

Целепологание

     1. мотивация урока

 

– Человек всегда стремился подняться над Землей, об отражении этой мечты он рассказывал в сказках, рассказах. Известный писатель А.И.Куприн совершил в 1911 году полет на воздушном шаре и описал его. “Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные ковры – самолеты, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяжестью Земли…”

Внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится.

 Личностные ( мотивация учебной деятельности,  эмпатия – как понимание чувств других)

2. Формулировка темы и целей урока.  

– Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, реку.  У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но мы можем сделать это заочно в своем воображении. Для этого нам необходимо вспомнить все, что мы изучали по теме “Атмосфера”. И тема нашего урока: обобщение по теме “Атмосфера”.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, предлагая  рассмотреть следующую  ситуацию.

Но прежде, чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так, в 1862 году естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, – бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 8 км. Воздух там сильно разряжен, дышать очень трудно, а температура опустилась до минус 25 градусов. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.

Почему так произошло?

Идет обсуждение, предлагаются различные версии. Проанализировав ситуации формулируют цели урока.

 Личностные (навыки сотрудничества, умение находить выходы из спорных ситуаций)

3. Актуализация опорных знаний

Задание 1.

– Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает Землю. А вы знаете, что такое атмосфера?

– Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Мы изучили ее. Сейчас 3 учащихся выполнят задания на карточках.

– Пока ребята работают, ответьте на вопрос:

Для чего нужна атмосфера?

– Проверим, как выполнили задания на карточках.

Чтобы вовлечь учащихся в работу, учитель предлагает рассмотреть материал, который   поможет лучше понять и осмыслить новый материал:

Задание 2.

– Чтобы подняться в воздух нам необходимо вспомнить все понятия, которые мы изучили в этой теме.

Откройте тетради, запишите “Цифровой диктант”.

1. Состояние тропосферы в данный момент и в данное время.

2. Движение воздуха в горизонтальном направлении.

3. Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.

4. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

5. Сила, с которой воздух давит на землю.

6. Скопление водяных капелек в воздухе.

7. Сгущение водяных паров в нижних слоях тропосферы.

– Проведем самопроверку. На доске правильные ответы: 2,4,1,6,3,5,7.

Проверти, поставьте оценки.

   Проведение физминутки.

Учитель предлагает рассмотреть следующий материал: Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Атмосферное давление. И1 http://www.fcior.edu.ru/card/6691/atmosfera-vozdushnaya-obolochka-zemli-atmosfernoe-davlenie-i1.html

И выполнить  Задание 3.

В полете нам необходимо постоянно контролировать высоту подъема. Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту 3000 метров над уровнем моря. Решите задачу: Чему равна температура воздуха и АД на этой высоте, если у поверхности земли температура +17, а давление 760 мм рт. ст.?

– Чтобы решить эту задачу, давайте вспомним, как изменяется температура и давление при подъеме вверх? ( Ответ: температура – 1, АД 460 мм)

Задание 4.

– Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении. Вы, конечно, догадались, о каком атмосферном явлении написал С.Я.Маршак.

Сегодня старый ясень сам не свой,

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему – никто сказать не может.

– Назовите, о каком атмосферном явлении идет речь?

– Назовите причину возникновения ветра?

– Подумайте и объясните, в каком направлении полетит воздушный шар, если он поднимется из точки А, где давление 750 мм рт.ст.  ( В 750 мм, .С 735 мм)

 Отвечают на поставленные учителем вопросы

Индивидуальная работа по карточкам

Личностные (способность к саморазвитию)

Выполняют диктант и его самопроверку

Предметные  (информационные, логические)

 

Выполняют физминутку

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

3

Первичная проверка  и закрепление знаний  

 Выделить главные и существенные приёмы и действия.

 

Задание 5. Работа с картой. http://school-collection.edu.ru

Климатическая карта мира (N 182416)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f99f93f0-e3be-4e62-b968-43aa7f4ab1c3/?from=5b40ef4

– Путешествуя, мы с вами должны учитывать еще одну особенность, характерную для нашей местности. Это климат.

– Что такое климат?

– Дайте по карте характеристику климата нашей местности.

Практическая работа выполняется учащимися всего класса.

 Метапредметные  (преобразование практической задачи в познавательную)

Учащиеся комментируют свои действия и результаты

4

проверка  и закрепление знаний  

 Контрольный тест и самопроверка

 

Учащиеся работают самостоятельно с контрольным модулем   на  http://www.fcior.edu.ru

Работа по вариантам:

1 вариант выполняет тестовые задания (8 заданий)

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Тематическая контрольная работа. К2

по ссылкеhttp://www.fcior.edu.ru/card/1878/atmosfera-vozdushnaya-obolochka-zemli-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k2.html

2 вариант выполняет тестовые задания (9 заданий)

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Тематическая контрольная работа. К3

По ссылке http://www.fcior.edu.ru/card/1882/atmosfera-vozdushnaya-obolochka-zemli-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k3.html

 Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания  с последующей самостоятельной проверкой.

 Метапредметные  (выбор действий в соответствии с поставленойзадачей,, контроль, коррекция, оценка)

5

 Итог   урока

Учитель предлагает учащимся сказать о полезности изученного материала и определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

 Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели.

 Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Учащиеся определяют уровень достижения цели.

Личностные

6

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель задает домашнее задание для всех учащихся

тестовые задания - Контроль. Атмосфера (углубленное изучение) по ссылке

http://www.fcior.edu.ru/card/3694/kontrol-atmosfera-uglublennoe-izuchenie.htm

Учитель благодарит всех за урок.

Принимают и записывают информацию о домашнем задании




Предварительный просмотр:

Портфолио  Агафоновой Светланы Петровны, учителя географии МАОУ СОШ № 40

            ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Учебный предмет: география, 6 класс

Тема: Определение географических координат


Цель урока: закрепить и систематизировать знания и умения по теме урока.

Задачи урока:

  • Содействовать формированию у учащихся целостной системы знаний по определению географических координат на географической карте.
  • Развивать умение ориентироваться по географической карте.
  • Способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте. Создать условия для развития географического мышления, формирования познавательного интереса.

Тип урока:  

  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Технология проблемного обучения.

Методы  и формы обучения:   частично-поисковый,  практический, фронтальная ; индивидуальная (публичное выступление с показом презентацией).

Средства обучения: компьютер, ЭОР.

Тип урока: закрепление пройденного материала; комбинированный (с применением ИКТ и ЭОР)

Используемые ЭОР:

  1. Выбранный ресурс расположен в Единой Коллекции Цифровых Образовательных ресурсах.

Адрес: http://school-collection.edu.ru 

Информационные блоки:

1. Анимация "Географическая широта" (N 142606)

Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая широта, показано угловое расстояние между экватором и выбранной точкой.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f067a08c-683e-4173-ab33-df3517db39a8/

2. Анимация "Географическая долгота" (N 142595)

Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая долгота, показано угловое расстояние между нулевым меридианом и выбранной точкой.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/

3. Анимация "Определение географических координат" (N 142577)

Позволяет увидеть в трехмерном пространстве способ определения географических координат.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/

4. Контурная карта мира для нанесения учениками дополнительных объектов (6 класс) (N 211633)

Карта основывается на базовой карте мира из комплекта школьной ГИС. Карта состоит из ряда базисных слоев (рельеф, гидрография, горные вершины и города без названий, математическая и геодезическая основа карты). Карта предназначена для нанесения объектов в ходе изучения начального курса географии (6 класс).

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/66666ee7-05bf-43bf-8cb1-c98107969d0d/

  1. Выбранный ресурс расположен в Федеральном Центре Информационно-Образовательных ресурсах

Адрес: http://www.fcior.edu.ru/card/22304/globus-i-geograficheskie-koordinaty-kontrolnye-zadaniya.html

5. Глобус и географические координаты. Контрольные задания.

Электронный учебный модуль «Глобус и географические координаты. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний детьми, затрудняющимися в освоении предмета на базовом уровне. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Географические координаты», «Параллели и меридианы», «Географическая широта», «Географическая долгота», «Определение географических координат».

Контрольный модуль   представляет тестовые задания. В модуль включены 5 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний.

  1. Дополнительная ссылка на опережающее домашнее задание

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Википедия – свободная энциклопедия

  1. Дополнительные ссылки для подготовки опережающего домашнего задания:

         http://www.fcior.edu.ru/card/11793/praktikum-globus-uproshennyy-variant.html

  Практикум: Глобус (упрощенный вариант).

Модуль предназначен для закрепления материала по теме "Источники географической информации. Географические модели". Рекомендуется для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне.

ХОД УРОКА

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Достижения образовательных результатов

 Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

Учитель приветствует учащихся,   проверяет  готовность их к уроку. Проводит краткий инструктаж «Техника безопасности при работе с ПК»

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

Личностные -самоопределение (Готовность к саморазвитию, принятие образа хорошего ученика)

Целепо-логание

1. Создание проблемной ситуации

 

Сегодня мы совершим заочное путешествие по карте. Помогут нам в этом лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Мэри и Роберт Грант, Джон Манглс, герои фильма «Дети капитана Гранта»

Однажды матросы яхты «Дункан» лорда Эдуарда Гленарвана в водах Шотландии поймали рыбу-молот. Внутри рыбы нашли бутылку с письмом-просьбой о помощи, написанном на трёх языках: английском, немецком и французском. Несмотря на то, что вода сильно испортила текст, удалось разобрать, что английское судно «Британия», пропавшее в море за год до начала событий романа, потерпело крушение, после которого остались в живых три человека: капитан Грант и двое матросов, и что они нашли убежище на какой-то земле, лежащей на 37° южной широты. Долготу же, как и саму землю, на которую выбрались жертвы крушения, определить не удалось. Подумайте над проблемным вопросом: “Почему героям фильма “ Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие?”

Внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится.

Идет обсуждение ситуации, предлагаются различные версии

Личностные – мотивация учебной деятельности;

Ориентированный взгляд на мир;

2. Формулировка темы урока.   Проведение фронтального опроса.

Учебно – познавательная

- умение работать с картой

-анализиро

вать

Учитель обращается к субъективному опыту учеников. Подводит к постановке целей урока.

Понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

Чтобы вовлечь учащихся в познавательный процесс учитель задаёт вопросы:

1. Какую тему мы с вами изучаем?

2.     Какие линии на географической карте вы знаете?

3.     Что образуют эти линии?

Учитель предлагает выполнить Географический диктант.

Соотнесите  букву и цифру

А) полюса            

 б) экватор          

 в) параллели      

 г) меридианы      

 д) градусная сеть.

Вопросы:

1.     Назовите точки пересечения воображаемой земной оси с земной поверхностью.

2.     Сочетание линий меридианов и параллелей.

3.     Линия, соединяющая точки двух полюсов.

4.     Линия, все точки которой расположены на одинаковом расстоянии от экватора.

5.     Линия, разделяющая земной шар на два полушария.


Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

Метапредметные – формулируют и удерживают учебные задачи.

Отвечают на вопросы, в ходе работы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит  правильно находить географические координаты

4. Актуализ ация опорных знаний

Знаете ли вы, кто первым заговорил о географических координатах? Сообщение о Гиппархе.

Для того чтобы отправиться в путь, закрепить знания

учитель предлагает поработать с ЭОР

Анимация "Географическая широта" (N 142606)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f067a08c-683e-4173-ab33-df3517db39a8/

Анимация "Географическая долгота" (N 142595)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/

Анимация "Определение географических координат" (N 142577)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/ Какую широту имеет город Санкт-Петербург?

После повторения учитель предлагает практическую работу с контурными картами в парах

Контурная карта мира для нанесения учениками дополнительных объектов (6 класс) (N 211633)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/66666ee7-05bf-43bf-8cb1-c98107969d0d/

Нанесите объекты координаты которых известны:

1. 16 ю.ш. и 47 з.д

2. 3 ю.ш. и 34 в.д.

3. 26 ю.ш.и 149 в.д.

4. 9 с.ш., 39 в.д. город Адис-Абеба

5. 52 с.ш., 15 в.д. город Берлин

6. 39 с.ш., 116 в.д.город Пекин

Выступление уч-ся с опережающим домашнем заданием (презентация PowerPoint) на тему Сообщение о Гиппархе.

Предметные - общеучебные

Выполняют задания

Личностные –навыки сотрудничества

Самостоятельная работа в парах

Метапредметные – выбирают действия в соответствии с задачей

1. Город Бразилиа

2.Озеро Виктория

3. Гора Косцюшко

4.. город Адис-Абеба

5. город Берлин

6. город Пекин

Физминутка

проверка  и закрепление знаний  

 Контрольный тест и самопроверка

 

Учащиеся работают самостоятельно с контрольным модулем     на http://www.fcior.edu.ru

http://www.fcior.edu.ru/card/22304/globus-i-geograficheskie-koordinaty-kontrolnye-zadaniya.html

Глобус и географические координаты. Контрольные задания.

Электронный учебный модуль «Глобус и географические координаты. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний детьми, затрудняющимися в освоении предмета на базовом уровне. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Географические координаты», «Параллели и меридианы», «Географическая широта», «Географическая долгота», «Определение географических координат».

 Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания  с последующей самостоятельной проверкой.

Метапредметные-саморегуляция

Предметные - информационные

Итог   урока

Итог урока. Рефлексия

Молодцы! Путешествие оказалось очень интересным. А теперь мы подошли к проблеме, которая была поставлена в начале урока: – “Почему же героям фильма “Дети капитана Гранта”” пришлось совершить кругосветные путешествие?

– Они знали только 1 координату и поэтому не могли установить местоположение острова.

Учитель предлагает учащимся сказать о полезности изученного материала и определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

 Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели.

 Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Учащиеся определяют уровень достижения цели.

Информа-ция о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель задает домашнее задание

  1. Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты.

  Определите местоположение острова. Прочтите    роман Жюля Верна или посмотрите экранизацию.

  1. Практические задания с ЭОР

http://www.fcior.edu.ru/card/11793/praktikum-globus-uproshennyy-variant.html

  Практикум: Глобус (упрощенный вариант).

Учитель благодарит всех за урок.

Принимают и записывают информацию о домашнем задании