ИЗО

Густенкова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка рисовать?

Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:

  • Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
  • Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
  • Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
  • Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
  • Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
  • Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
  • Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
  • Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

организованной образовательной деятельности в старшей группе

компенсирующей направленности с ТНР

по нетрадиционной технике рисования

Кляксография

 

Воспитатель: Густенкова А.В.

Цель: Учить рисовать портрет девочки, используя нетрадиционную технику рисования (кляксография с трубочкой)
Задачи:
- учить нетрадиционной технике «кляксография с трубочкой»;
- развивать творческое воображение, активность;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Материал и оборудование:
- коктейльные трубочки, простой карандаш, набор красок гуашь, вода, кисти, салфетки, тряпичная кукла с разноцветными локонами.
Предварительная работа:
- игры с выдуванием воздуха через трубочку.

Ход занятия:

Организационный момент (на ковре)
(Дети стоят вокруг воспитателя)
- Здравствуй, небо голубое,
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, близкий мой сосед,
А далёкому – привет!
Дружбой крепкой мы сильны,
Другу помогаем,
Если он попал в беду,
Мы его спасаем!
Воспитатель: - Ребята, к нам в гости пожаловала наша старая знакомая девчушка по имени Веселушка (показываю тряпичную куклу). Пришла она совсем не весёлая, а даже грустная. Хотела бабушке своей в деревню фотографию отправить, но фотограф-недоучка сделал чёрно-белую фотографию и ей она очень не нравиться.
- Ребята, что же делать? Как помочь Веселушке?
(Предложения детей)
Воспитатель: - А хотите, я покажу вам новый способ как можно нарисовать красками портрет нашей Веселушки. (ответы детей).
Воспитатель: - Тогда занимайте места за столами. Для работы нам понадобятся листы бумаги, краски, вода, кисточка и коктейльные трубочки, простой карандаш.
Поэтапное рисование (показ)
Воспитатель: Располагаем лист по вертикали, рисуем тонкими линиями овал-лицо, в верхней части лица рисуем глаза внутри которых цветной кружок. Цвет глаз выберите сами. Посередине под глазами нос-картошка, и ещё ниже улыбающийся рот с высунутым кончиком языка. А вот пышные, разноцветные волосы нашей Веселушке мы изобразим способом, который называется кляксография.
- Какое интересное слово – кляксография (разбор значения слова).
- Означает оно, что рисовать мы будем кляксами, а как именно я вам сейчас покажу.
Берем кисточку, макаем ее в воду, потом в краску и капаем на бумагу, вот и получилась у нас маленькая клякса, их можно поставить не одну, а несколько. Кисть уберите в сторону. Теперь с помощью трубочки мы раздуваем кляксы по направлению роста волос, а именно вверх и в стороны. Тоже мы проделываем с кляксами другого цвета.
И вот что у меня получилось!
(Показ готовой работы) 

- Но прежде чем вы начнете, разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
Пальчики готовы - приступаем к работе.
Рефлексия.
- Ребята, какие интересные работы у вас получились. На каждой Веселушка получилась разная, но весёлая. Она сама выберет какой рисунок отправить бабушке.
Вы здорово потрудились! Скажите, а чем мы сегодня рисовали? 
(ответы детей)
Как называются техника, которую мы использовали в своей работе?
Я вижу, что вы все научились рисовать в данной технике. Вы большие молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по рисованиюв технике «Печать листьями»

в группе компенсирующего вида

                                                                               подготовила: Густенкова А.В.

 

 Задачи: систематизировать знания ребенка о осени и осенних явлениях;

познакомить с новым видом изобразительной технике печать растениями;

учить смешивать краски прямо на листьях; развивать у ребенка видение художественного образа и замысла через природные формы; учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона.

   Материал: альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, тополя, дуба), гуашь, широкую кисть, баночку с водой, влажные салфетки, лист бумаги или клеенку (подложить под раскрашиваемые листья), музыкальное сопровождение, картина с осенним пейзажем.

   Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений о осени беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рисование деревьев с осенней листвой.

   Ход занятия: А, ты знаешь, как называется осеннее явление, когда листики падают с деревьев?

   Ребенок: это листопад.

   Художественное слово: Падают, падают листья,

                                             В нашем лесу листопад.

                                             Красные, желтые листья

                                             По ветру вьются, летят.

   Вместе с ребенком рассмотрите осенние листья и определите, с какого дерева каждый лист.

Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки-веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок-палочку, с помощью которой листики держаться на веточках. Черенок напоминает ствол.

   Сегодня мы с тобой будем рисовать осенние деревья, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики- мы будем ими печатать.  

   Игра малой подвижности: Мы листики осенние,

                                                 На ветках мы сидим, (ребенок машет руками)

                                                 Дунул ветер-полетели. («летает» по группе)

                                                 Мы летели, мы летели,

                                                 И на землю снова сели. (садится на коврик)

(игра повторяется 2 раза)

 Практическая часть: Ребенку при помощи кисточки надо покрыть краской любой понравившийся листок и сделать отпечаток: окрашенной стороной прижать к листу всей ладонью, не двигая его. Для получения отпечатка листочка оранжевого цвета научите ребенка смешивать красную и желтую краски. Когда рисунок весь заполнится отпечатками, дорисовываем стволы тонкой кистью.

   Под пьесу «Осень» из цикла «Четыре времени года» А. Вивальди ребенок выполняет задание.

   Рассмотрите с ребенком полученное изображение. У тебя получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли тебе создать такие причудливые кроны и нарисовать необычные деревья.

   



Предварительный просмотр:

Конспект по художественному творчеству в старшей группе на тему «Осенние деревья» (техника пластилинография)

|Кравченко Евгения Викторовна

Осень удивительное время года. Данная работа позволит в интересной форме закрепить навыки работы с пластилином, сформирует умение видеть прекрасное в окружающей природе.  Выполнение  детьми  предложенной работы поможет сформировать чувсто любви к родной природе, что является одной из основ развития патриотических чувств детей.

Конспект ООД

 по художественному творчеству в старшей группе

на тему

        «Осенние деревья»        

(техника пластилинография)

Программное содержание:

1. Закреплять представление о сезонных изменениях природы.

2.Продолжить знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж.

3. Закреплять умение детей использовать в работе знакомые приемы лепки:

- умение отщипывать от большого куска пластилина небольшие кусочки;

- раскатывать пальцами или между ладонями колбаски и  небольшие шарики;

- надавливать на пластилиновые шарики пальцами сверху;

4. Развивать самостоятельность и творчество.

5. Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений.

6. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материал: Плотный картон синего (голубого) цвета формата А5,  набор  пластилина, стеки, презентация

Ход НОД:

Воспитатель: 3дравствуйте дорогие ребята, я приветствую вас на нашем занятии.

Давайте встанем в круг и подарим друг другу  частичку своего хорошего настроения.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:  Посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте поздороваемся с ними и пройдём на стульчики.

Воспитатель предлагает детям загадку:

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

День все больше убывает,

Когда это бывает?

Ответы детей: (осень)

Воспитатель: Осень — очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: чуть горьковатой прелой листвой, ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Все чаще осенью льют затяжные дожди:

Ходит Осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит Осень, бродит Осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый, кленовый.

Воспитатель: Какие признаки осени вы ещё знаете?

Ответы детей: (звери готовятся к зиме, насекомые прячутся в щели, под кору деревьев, птицы улетают в тёплые края.)

Воспитатель: Верно. Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядными, одетые в разноцветные листочки. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, а как  листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?

Ответы детей: (листопад)

Воспитатель: Совсем недавно было жаркое лето, все кругом было зеленым. Сейчас на дворе чудесная, волшебная пора — осень, которая разукрасила природу в разные яркие цвета.  (презентация слайды № 1-8)

Во время показа презентации воспитатель читает стихотворение Г. Галина

Золотятся между сосен,

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукой

Меж узорною листвой

Яркие рубины!..

И качаются березы

В разноцветных кружевах,

Лишь у елки на ветвях

  Блещут только слезы.            

Осень – настоящая художница, она мастерски разукрашивает природу в самые разные цвета и оттенки. Художники под впечатлением красоты осенней природы брались за кисть и писали картины.  Педагог дает возможность детям полюбоваться репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень». (слайд №9)

Воспитатель  во время просмотра читает четверостишье 3. Федоровской:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите — роща золотом одета»...

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как называются картины с изображением природы?

Ответы детей: (Пейзаж).

Воспитатель: Верно. Сегодня вам и предстоит создать осенний пейзаж, но не красками, а при помощи пластилина. Силуэты деревьев из пластилина будут слегка выпуклыми  и объёмными.

Воспитатель показывает слайд №10  с осеннего парка. Предлагает детям рассмотреть, какие деревья растут в этом парке.

Дети: Это берёзы, клены, рябины, ели.

Воспитатель  предлагает детям рассмотреть и уточнить строение каждого дерева

Воспитатель приглашает одного ребенка, который рассказывает про березу.

Ребёнок: У березы ствол белый, веточки напоминают дугу, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.(слайд№11)

Воспитатель приглашает другого ребенка, который рассказывает про клен.

Ребёнок: У клена ствол прямой, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянуться наверх, а чем ниже веточки на дереве, тем длиннее. (слайд№12)

Воспитатель приглашает другого ребёнка, который рассказывает о ели

Ребёнок: У елочки — прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу — самые длинные, вверху — самые короткие..(слайд№13)

Воспитатель приглашает другого ребёнка, который рассказывает о рябине

Ребёнок: У рябины ствол гибкий,  ветки тянутся вверх, чем выше  ветки, тем они короче, на ветвях висят гроздья рябины..(слайд№14)

Воспитатель:  Ребята, как вы же говорили в парке помимо деревьев, ещё растут  различные кусты. Давайте рассмотрим с вами строение куста. У куста нет ствола, а несколько веток . У него все веточки тянутся вверх и растут снизу вверх.   (слайд №15)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного размяться

Физкультминутка:

«Листопад»

Тучи в небе кружатся,                     Дети плавно покачиваются с ноги на ногу, руки вверху.

          Что ни шаг, то лужица.                   Ходьба на месте.

          День осенний хмурится,

          Листопад на улице.                       Руки на поясе – повороты влево вправо

          По дороге стелется

          Жёлтая метелица.                         Плавно покачиваясь, опуская руки вниз присаживаются.

Ветер дует нам в лицо. Помахать руками на лицо

Закачалось деревцо. Покачаться из стороны в сторону

Ветер тише, тише, тише. Присесть, помахать руками вверх-вниз

Деревцо всё выше, выше. Потянуться вверх

Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь на стульчики.  Давайте теперь вместе с вами вспомним способы лепки деревьев.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми способы лепки деревьев. (слайды №16-20)

Берёзка. Смешать одну часть чёрного пластилина и три части белого не доводя до однородной массы. Раскатать из получившегося пластилина колбаску – ствол березки. Накатать тонких   колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать  веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. (слайд №16)

Клён. Скатать и закрепить ствол как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо – влево в направлении вверх.(слайд №17)

Рябина. Раскатываем колбаску из коричневого пластилина аналогично предыдущим деревьям. Далее раскатываем более тонкие колбаски для веточек и крепим их в шахматном порядке к стволу по обе стороны. Далее выполняем гроздья рябины из красного пластилина. (слайд №18)

Елочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета — ствол, прижать ее к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.(слайд№19)

Куст. Для выполнения куста нам понадобятся жгутики, выполненные из коричневого пластилина. Несколько таких жгутиков мы начинаем выкладывать на лист снизу вверх из одной точки. Не забываем из более тонких жгутиков выполнять маленькие веточки на каждом из деревьев, кроме елочки. (слайд№20)

Воспитатель с помощью  детей делает карандашный набросок леса (определяется место каждого дерева, его величина).

Дети приступают к работе. В процессе работы воспитатель повторяет последовательность и способы лепки, обращает внимание, что регулировать длину веток можно стекой, просто убирать лишний пластилин.

Предложить детям изобразить на деревьях осеннюю листву.

Дополнительная физкультурная разминка во время занятия (сидя за столом).

Мы березку посадили,         Выпрямляемся за столами.

                                        Мы водой ее полили,           Руку согнуты к плечам, ладони вперед.

                                        И березка подросла,

                                        К солнцу ветки подняла,     Руки вверх

                                        А потом их наклонила        Руки вниз, спина прямая.

                                        И ребят благодарила.          Поклоны головой.

По окончании  работы рассмотреть с детьми, получившиеся осенние пейзажи, похвалить детей, проявивших творчество в работе. Деревья красивые и разные, одинаковых деревьев нет.

Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. У меня для вас небольшой сюрприз (угощение).  На этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свиданья.  



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Художники по соломинкам»

(мастерим из коктейльных трубочек)

Цель: познакомить педагогов с методами и приемами развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

- познакомить с нетрадиционной техникой  использования коктейльных трубочек с элементами пластилинографии;

- закрепить технику пластилинографии;

- развить мелкую моторику пальцев;

- научить применять знания и умения в работе с детьми;

- раскрыть творческий потенциал педагогов.

Найдется ли ребенок, которому не нравится пить молоко или сок из трубочки и бурлить остатками жидкости в стакане? Но не многие знают, что разноцветные, красочные коктейльные трубочки - замечательный материал для игр и поделок. Из нарезанных на фрагменты трубочек можно составлять разнообразные конструкции, использовать их в качестве мозаики. Но основа этих работ будет выполнена в технике пластилинографии. А  можно  сделать музыкальные инструменты, яркие украшения для маленьких леди, прекрасные рамки для фотографий  и еще множество других фантастических идей, которые  доставят много радости «художникам по соломинкам».

Материалы и инструменты:

- пластилин разноцветный;

- белый картон;

- ножницы;

- простой  и цветные карандаши, фломастеры;

- разноцветные коктейльные трубочки.

Этапы выполнения:

D:\sMCeIS2WDyQ.jpg

I вариант – «Веселая мозаика» 

Мозаика из коктейльных трубочек – это интересное и полезное занятие для детей, развивающее усидчивость, мелкую моторику. Поделки из коктейльных трубочек не сложные, но потребуют терпения и времени.

- Нарисуйте на картонном листе любого персонажа:  бабочку, лягушку,  рыбку, солнышко и др.

- Вырежьте.  А можно и не вырезать, а  сделать аппликацию на листе.

- Возьмите немного пластилина необходимого цвета и размажьте его по рисунку.

Если есть цветные элементы, сначала покройте пластилином их, а затем уже весь рисунок. Старайтесь не делать слишком тонкий слой, так как детали мозаики могут плохо на нем держаться. Но и в очень толстом слое кусочки трубочек затеряются. Еще очень важно равномерное нанесение. Тогда итоговый вид получится более целостным и гармоничным.

- Далее нарежьте коктейльные трубочки на мелкие части - колечки, около 5 мм.

- Вставляйте колечки в пластилин, чтобы не было пустот, начиная с края рисунка. Но, если есть цветные вставки, первым делом заполняйте мозаикой их.

II вариант – «Цветочная композиция» D:\M2WFkNbqqt0.jpg

Такое панно украсит любую стену.  Можно в уголок природы, а можно попробовать сделать с детьми подарок для бабушки или мамы на 8 марта. От длины нарезанных трубочек зависит, будет цветок пышный, полный. Выбор цветовой гаммы зависит от вашей фантазии.

- Возьмите трубочки нужных вам цветов.

- Приготовьте плотный картон: белый.

- Нужного цвета трубочки  нарежьте  под углом 45 градусов, длина будет зависеть от того какой вы хотите сделать цветок.

- Далее  на картон  наносим пластилин бугорком в тех местах, где будет располагаться цветок.

- На приклеенный пластилин втыкаем по кругу  трубочки.

- Далее у цветов делаем лепестки, нанося на картон зеленый пластилин и прикрепляя трубочки I  или II вариантом на выбор.

- В заключении выполняем рамку. Можно украсить также трубочками, а можно оформить фломастерами.

Все, наша работа готова и мы начинаем ею любоваться!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Эти удивительные кошки»

(мастерим из одноразовых тарелок)

Цель: развитие изобразительной деятельности детей средствами современных нетрадиционных техник рисования и конструирования.

Задача:

-Познакомить детей с нетрадиционной техникой художественного конструирования «Поделки из бумажных тарелок»

-Раскрыть творческий потенциал дошкольников.

Одноразовая посуда может сослужить добрую службу не только во время праздника или на пикнике — при желании ее легко превратить в многофункциональный материал для детского творчества.

Поделки из одноразовой посуды отличаются простотой изготовления, объемностью, четкостью форм и разнообразием. Ребятишки с удовольствием превращают привычные стаканчики, ложки, вилки в необычные образы. Особенно легко перевоплощаются в различные изделия одноразовые тарелки.

Изготовить различные поделки из одноразовых тарелок своими руками — для детей вполне выполнимая задача, независимо от возраста и мастерства каждого ребенка. Они с удовольствием будут действовать по инструкции взрослого, чтобы получить нужный результат. А затем своими руками ребенок сможет их раскрасить, украсить различными декоративными элементами и превратить в самые необычные персонажи при помощи канцелярского клея.

Самый простой вариант работы – взять за основу одну тарелку, раскрасить ее в нужный цвет и приклеить различные элементы для создания нужного образа. Характерные детали вырезаются из картона, цветной бумаги или вылепливаются из пластилина.

Материалы и инструменты:

- одна бумажная тарелочка;

- пара кружочков для глаз;

-красная салфетка для носика;

- краски акриловые или гуашевые;

- кисточка, баночка для воды;

- карандаш, резинка, ножницы, клей, черный фломастер;

- полоски белой бумаги;

- образец.

Этапы выполнения:D:\поделки из тарелок\Activities-For-Kids-Paper-Plate-Black-Cat.jpg

На одной тарелочке рисуем туловище, голову и хвост кошечки.

Красим внутреннюю сторону тарелки в любой цвет и оставляем на просушку.

Вырезаем детали.

Используя клей, прикрепляем на голове: нос (из салфетки), пару глаз (оживляем фломастером, рисуем зрачки).

Чего же еще не хватает нашему пушистому красавцу? Правильно: главной кошачьей гордости – усов! Полоски бумаги можно закрутить на карандаш и приклеить их по обе стороны от носа.

Теперь собираем все детали и приклеиваем друг к другу.

И в заключении рисуем полоски на туловище, голове и хвостике.

Вот и все!

Кошечка готова!

С нашим разноцветными котами (а они получились, прямо как живые) вам будет везти всегда и везде! Еще бы: изогнутый хвост и острые уши с особой силой притягивают хорошее настроение и веселье. Осмелимся заявить, что лучшие домашние любимцы – это поделки из одноразовых тарелок!

D:\поделки из тарелок\detsad-28232-1409976442.jpg



Предварительный просмотр:

«Учите детей изображать!»

 

 

 

 

                                                            Подготовила: Густенкова А.В.

 

 

 

Мы часто с Вами недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребёнка. Такой подход к детскому изображению далёк от истины.

Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное, полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, ребёнок учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всём многообразии красок он познаёт окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение.

По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника. К примеру, если рисует малыш с преобладанием чёрной, серой, тёмно-коричневой красок – значит, отчего-то ему тоскливо, он в разладе с самим собой или близкими. Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью жёлтой, оранжевой, красной красок.

Необходимо создать дома условия для занятий изобразительным творчеством. Уже с двух лет у малыша должен быть такой уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше взять в руки орудия труда: карандаши и краски. Проводимые исследования показали повальное увлечение семей фломастерами и карандашами. Реже даётся пластилин. И совсем нетипичное явление – дошкольник рисует красками в условиях семьи. Фломастеры – это хорошо, но сочетание с другими изобразительными возможностями.

Изображать можно различными материалами. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка. Что же мы порекомендуем завести в уголке творчества для детей, начиная с 3-4-х лет?

1. В идеале – детский мольберт или простой столик, можно откидной.

2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, восковые мелки, спички (очищенные от серы, косточки различных размеров, клеевые щётки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, пух, природный материал, бархатную бумагу, кусочки целлофана, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, разноцветную тушь, сюжетные открытки, хороший клей, белую и цветную бумагу, белый картон, красивой формы небольшие гладкие камушки, кусочки разнообразных тканей.

А теперь, нам всем нужно научить детей разумно пользоваться этим многообразием.

Чтобы облегчить процесс обучения малыша навыкам рисования, можно использовать разные методы обучения, например:

Рисование в воздухе – рисование в воздухе линий и фигур при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого метода помогает ощутить правильное направление движения, и запомнить его на двигательном уровне. Можно рисовать пальцем и на любой гладкой поверхности (на стекле, на столе).

Рисование вместе со взрослым – взрослый рисует для ребенка, или взрослый вкладывает карандаш или фломастер в руку ребенка, берет его руку в свою, и водит рукой ребенка, при этом карандаш (или фломастер) оставляет след на бумаге и получается изображение. Параллельно взрослый комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш (фломастер), надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

Дорисовывание деталей – ребенку предлагают заготовку сюжетного рисунка, ребенок дорисовывает отдельные детали картинки. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста малыша и уровня его умений.

Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету, или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Конечно, чаще всего у детей в руках могут быть бумага и карандаши, фломастеры. Но ведь не только они. Существует более разнообразные и в то же время более простые способы обучения детей изображать. Они заключаются в нижеследующем подборе методов и приёмов:

Рисование вдвоём на длинной полоске бумаги

В данном случае длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоём, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. И даже в этом случае ребёнку теплее от локтя мамы или папы. А потом, желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослый и ребёнок договариваются, кто, что будет рисовать, что бы получился один сюжет. Комментировать такие совместные изобразительные действия, думается, будет излишним.

Рисование с секретом в три пары рук

Данный метод заключается в следующем. Берётся прямоугольный лист бумаги, три карандаша. Распределяются взрослые и ребёнок: кто будет рисовать первый, кто второй, а кто третий.

Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (к примеру – шея). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно – туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. А возможно, заложенный первым участником сюрприз приведёт к совершенному несоответствию целого и его трёх частей.

Рисование через копировальную бумагу

Изображение через такую бумагу требует от детей движений в слепую, на ощупь, что тоже немаловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага ложится блестящей поверхностью вниз, а затем мы показываем ребёнку, что двигая по бумаге кончиком ногтя или тупой палочкой, карандашом – можно изобразить какие хочешь предметы. Для удобства нужно белую и копировальную бумаги скрепить вместе. Важно также не давить сильно ногтём или палочкой, а мягко водить по поверхности копирки. Детям нравится, что цвет изображаемых линий зависит от цвета копирки. Нравится и дальнейшее продолжение работы: ведь полученный рисунок можно обвести, дорисовать и подарить.