Консультации для педагогов

Густенкова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

Сообщение к педагогическому совету

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, в основном, заключается в следующем:

  • подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;
  • знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом;
  • знакомство с периодикой,
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
  • создание электронной почты, ведение сайта;
  • создание презентаций в программе Power Point.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить»ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Целью работы при использовании ИКТ в ОД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами стали:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

  • дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения коли чества иллюстративного материала;
  • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
  • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

  • Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
  • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
  • Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
  • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
  • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
  • Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
  • Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
  • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
  • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
  • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
  • Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Можно применять в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет нам:

  • значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.
  • развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
  • развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Практика показывает, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста значительно повышается.

При организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

  • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
  • Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
  • Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
  • Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
  • Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад №23

                                                   
 

Консультация для воспитателей.

Тема: «Использование игр для развития мелкой моторики рук».

                           

 

 

 

         Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

 

      Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие  и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений простых жестов (например, захват игрушки.)  Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

       У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

       По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

      Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. 

     Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

    

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

     Смять лист бумаги (формируя «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния, кто больше накатает «шариков», у кого самый большой «шарик»).

   Рвать, захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки, кусочки. Эти полоски, кусочки мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая из коробки, затем собираем в коробку.

    Сделайте аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее скатать на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).

4. Перелистывание страниц

Разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится нанизывать на верёвочку и перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

 

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и пазлов

Для детей с 3 лет выбирают мелкие пазлы и мозаики с мелкими частями. Пазлы также тренируют воображение.

 

 16. Пальчиковая гимнастика

«Капуста".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

"Зайка"

Ушки длинные у зайки,

из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

веселит своих зайчат.

 

   Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое общение

Слайд 2

Педагогическое общение – система взаимодействий учителя и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания.

Слайд 3

Структура, функции и условия эффективности педагогического общения

Слайд 4

Функции педагогического общения обучающая воспитывающая фасилитативная функция, функция облегчения (учитель позволяет, помогает ученику выразить себя) информационная – передача и прием интеллектуального и нравственного социального опыта социально-перцептивная – создание, моделирование образа личности учащегося интерактивная – обмен идеями, действиями, организация взаимодействия аффективная – создание эмоционально положительного фона функция самопрезентации – самоподача, самовыражение учителя, его личностных особенностей, внутреннего мира.

Слайд 5

Средства общения Вербальные (словесные): - организующие (инструкция, наставление, совет, предупреждение), - оценочные (похвала, осуждение, одобрение, критика), - дисциплинирующие (замечание, повышение интонации). Невербальные: - мимика - жесты - поза - межличностное пространство - интонация и др.

Слайд 6

Взгляд Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела.

Слайд 7

Визуальный контакт

Слайд 8

Мимика

Слайд 9

Жестикуляция

Слайд 10

Организация социального пространства при общении в системе «учитель – ученик»

Слайд 11

Оптимальная организация пространства при общении в системе «учитель – класс»

Слайд 12

Виды общения Монологическое общение - педагог рассматривает учащегося как объект своего воздействия. - Императивное общение представляет собой авторитарное, директивное взаимодействие учителя с учеником для достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. - Манипулятивное общение – тип общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Слайд 13

Условия диалогического общения психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу “здесь и теперь”); использование безоценочного восприятия личности партнера; восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения; содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы; вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Слайд 14

Стили общения Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, устойчивая форма способов и средств педагогического взаимодействия учителей и учеников.

Слайд 15

Авторитет роли – это авторитет власти учителя, признание учащимися его права учить, делать замечания, отвечать за учебный процесс. Авторитет личности – признание за учителем права принимать значимые для учащихся решения, обусловленное его индивидуально-личностными качествами.

Слайд 16

Автократический стиль формальные характеристики содержательные характеристики Форма воздействия: приказ, распоряжение, указание Тон речи: командный Характер речи: сухой, неприветливый Требования к учащимся завышены и усреднены Подавляет проявление чувств учащихся. Не обращает внимания на характер обратной связи Характерно негативное восприятие большинства учеников, выражена отрицательная установка на неформальное общение с учащимися. Учащиеся такого преподавателя боятся Редко хвалит учащихся, оценка эффективности их деятельности субъективна Учащиеся воспринимаются как бесправные объекты деятельности Учитель четко планирует свою деятельность и требует того же от учащихся Сам инициативен, пресекает инициативу учащихся; свое мнение считает единственно правильным Деятельность учащихся обеспечивает за счет «волевого нажима» Характерны трудности в общении. Часто сам бывает инициатором конфликтных ситуаций Обладает авторитетом роли

Слайд 17

Либеральный стиль формальные характеристики содержательные характеристики Форма воздействия непоследовательна: то просьба, то угроза Тон речи: ласково-заискивающий или нерешительный Характер речи: торопливый Требования к учащимся непостоянны и противоречивы Неспособен объективно оценить итоги работы (неустойчивая завышенная самооценка) Безынициативен в профессиональной деятельности Нет четкого плана действий Не обеспечивает эффективной учебной деятельности, но не мешает инициативе класса Общителен с людьми, никогда не участвует в производственных конфликтах; в конфликтных ситуациях, касающихся его лично, проявляет либо плаксивость, либо агрессивность Авторитет роли

Слайд 18

Демократический стиль формальные характеристики содержательные Форма воздействия: совет, просьба, пожелание Тон речи: дружеский, товарищеский Характер речи: спокойный, приветливый Требования к учащимся адекватны их возможностям, ситуации. Учитель чутко реагирует на реакцию учащихся, специально организуя обратную связь Является неформальным лидером учебного коллектива. Умеет общаться и во внеурочное время, не допуская панибратства Находит возможность хвалить учащихся за поступки, действия; осторожен в оценке формальных показателей. Предпочитает положительные стимулы Имеет четкий перспективный план действий Ученики выступают для него как субъекты деятельности Проявляет разумную инициативу, побуждает к творчеству учащихся. Способен критически оценивать свою деятельность Обеспечивает эффективную деятельность учащихся за счет организованной помощи. Авторитет личности. Умеет погасить зарождающийся конфликт

Слайд 19

В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили общения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Слайд 20

Проблемы в общении учителя и учащихся проблемы целей: цель учителя – учить, а цель ученика может отличаться от «учиться»; педагогические проблемы : несоответствие уровня сложности учебного материала и индивидуальных возможностей ученика; отсутствие у ученика интереса к изучению определенного предмета; проблемы общения – разнообразные смысловые коммуникативные барьеры.

Слайд 21

Коммуникативные барьеры «Я сам». Неуверенный в себе учитель, боясь, что ситуация на уроке может выйти из-под контроля, практически не привлекает к работе учащихся. «Робот». Неуверенный в себе учитель, не настроенный на диалог с учащимися, не может адаптировать свое поведение в конкретной ситуации (методично раскрывает все пункты плана урока). «Монблан». Учитель «живет» наукой, не замечая учащихся, воспринимая их как объект деятельности. «Китайская стена». Чувство превосходства над детьми. «Тетерев». Слушает только себя, «закрыт» для детей, основное чувство – самолюбование. «Гамлет». Боясь неудачи, учитель стремится заручиться поддержкой каждого ученика, что ставит его в зависимую позицию. «Приятель». Учитель недооценивает значимость своей личности, в общении с учащимися закрыт маской «своего». «Локатор». Учитель работает только с одной категорией детей (очень сильных или очень слабых).

Слайд 22

«Эффекты» межличностного восприятия Эффект проекции Эффект средней ошибки Эффект "ореола" Эффект "первичности" Эффект "новизны" Эффект стереотипизации

Слайд 23

Смысловые барьеры ученик и учитель по-разному понимают смысл предъявляемых требований; неприятие учеником формы предъявления требований учителя; неприятие учеником личности учителя.

Слайд 24

Учитель, реализующий субъект – объектные отношения «выспрашивание»: «Вы поссорились? Ты их обидела?»; «советы»: «Перестань плакать, подойди к ребятам и спроси, почему они не хотят с тобой играть?», «Не играй с ними, они нехорошие»; «критика»: «С такой плаксой никто не захочет дружить»; «нотации»: «Все должны дружить, хорошие девочки не ябедничают, они разбираются между собой»; «уход от проблемы»: «Нечего плакать, давай мы с тобой сейчас лучше разберем тетради, почитаем»; «приказания»: «Перестань плакать! Немедленно успокойся!»; «утешения»: «Успокойся, не плачь, все будет хорошо»; «догадки»: «Наверное, ты сама виновата, ты их чем-то обидела».

Слайд 25

Учитель, реализующий субъект – субъектные отношения уточняет: «От тебя все-все убегают? Тебе не дают игрушки?»; перефразирует: «То есть, когда ты подходишь к ребятам, они не откликаются на твою просьбу поиграть? Или они не принимают тебя в свою игру?» резюмирует отражает чувства: «Тебе обидно, что ребята сейчас все вместе, а ты одна. Тебе грустно».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности познавательной деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи Причины: Осложнения во время беременности и родах у матери; Недоношенность, незрелость при рождении; Частая заболеваемость, соматическая ослабленность в первые месяцы и года жизни; небольшие мозговые дисфункции, с нарушением мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Слайд 2

Осложненный вариант ОНР: неврологическая симптоматика (негрубое повреждение отдельных мозговых структур); синдром повышенного внутричерепного давления; (повышенная нервно-психическая истощаемость); синдромы двигательных расстройств(нарушения мышечного тонуса .

Слайд 3

Особенности развития психических процессов у детей с ОНР Недостаточность различных видов восприятия: слухового, зрительного, пространственного; трудности при ориентировки в пространстве; сложности при распределении внимания; низкая активность припоминания; быстрая истощаемость (слабость нервной системы); снижение темпа деятельности

Слайд 4

Особенности мышления: Словесно-логическое; Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения; Снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания; Общее недоразвитие мелкой моторики Особенности развития психических процессов у детей с ОНР

Слайд 5

Личность ребенка с ОНР имеет свои психологические особенности: Несформированность средств общения; Заниженная самооценка; Коммуникативные нарушения; Тревожность; Агрессивность разной степени выраженности. Особенности развития психических процессов у детей с ОНР

Слайд 6

Психологические особенности детей с нарушениями речи. Замедляются темпы развития мышления Сложности с общением Плохо формируются пространственные представления Трудность переключения с одного вида деятельности на другой. Рассеянность, медлительность, нуждаются в помощи.

Слайд 7

Психологические особенности детей с нарушениями речи Эмоциональная неустойчивость. Преобладание астенических эмоций. (Страх, печаль и т.д.). Заниженная самооценка. Замкнутость. Агрессия, раздражительность. Нарушение внимания.

Слайд 8

Виды нарушений речи. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

Слайд 9

Виды нарушений речи. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Слайд 10

Виды нарушений речи. Афазия – это системное нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм и т.д. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №23

Доклад к педсовету №4 на тему:

«Педагогический пробег. Итоги работы за год»

                                                                           Подготовила и провела:

Густенкова А.В.

                                             

                                              2020 год

 Годовой отчёт воспитателей о проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе за 2019-2020 учебный год воспитателей старшей группы.

Воститатели: Густенкова А.В и Понькина В.М.

Общая характеристика группы

В старшей группе работают два воспитателя, учитель-логопед и помощник воспитателя. Списочный состав группы составил 15 детей, из них 6 девочек, и 9 мальчиков.Возраст детей от 5 до 6 лет. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

Воспитательно-образовательный процесс ориентирован на  реализацию  рабочей программы разработанной на основе Образовательной программы дошкольного образования МДОУ № 23.

Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы. В течение года соблюдался режим дня и санитарно-гигиенические требования  пребывания детей в  МДОУ.

С детьми систематично проводилась организованная образовательная деятельность. При проведении организационной образовательной деятельности использовались как традиционные наблюдения, беседы, сравнение так и нетрадиционные методы работы - пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Для работы с детьми создана «оздоровительная папка».

Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и художественной литературы.  Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. В связи с этим воспитательно-образовательный процесс в группе опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка и с использованием здоровье сберегающих технологий.

Основываясь на новейших образовательных технологиях используя на мультимедийном оборудовании: электронные презентации, наглядно-демонстрационный материал, аудио сказки, развивающие и обучающие мультфильмы.  Этот методический материал способствует развитию процессов и повышению интереса к образовательной деятельности.

В учебно-образовательной и повседневной игровой деятельности дети получили знания о труде людей, о сезонных изменениях в природе, об условиях необходимых для роста растений, о домашних и диких животных, птицах перелётных и зимующих. Проводилось много бесед о явлениях общественной жизни, о родной стране, о членах семьи и об их заботе друг о друге и о её значимости.

Дети умеют различать: в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар; правила проведения с незнакомыми людьми; правила дорожного движения и поведения на улице; сигналы светофора; специальный транспорт; правила поведения в общественном транспорте.

Все воспитанники группы любят инсценировать отрывки из знакомых сказок, используя фигурки настольного театра. Ещё не все ребята произносят чётко звуки, затрудняются в составлении рассказов из личного опыта и по картинке. Углубленная работа по этой теме будет продолжена.

Большинство детей заинтересованы познавательно-исследовательской деятельностью по конструированию и математике. Они умеют группировать предметы по форме, цвету, величине и выделять один предмет из группы. Находить в окружении предметы одинаковой формы. Различать геометрические фигуры. Понимают слова: впереди, сзади, вверху, внизу, над, под. Не все ребята решают простейшие арифметические и логические задачи со счётом в пределах «10». Усвоение программного материала вызывает затруднения у некоторых дошкольников. С этими детьми продолжаем   решать проблему в развитии познавательной сферы используя индивидуальную работу и дидактические игры.

В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками. Познакомились с декоративной росписью Гжельская, Дымковская и др. Дети научились лепить по представлению героев из сказок (медведь, лиса и зайчик). Научились лепить с натуры (овощи, фрукты, посуда, игрушки). А также лепить посуду из целого куска пластилина. Правда не все ребята без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер.  У детей усовершенствован навык работы с ножницами. Ребята могут вырезать бумагу на короткие и длинные части, вырезать круги из квадратов. Все работы представлены в видео фильмы «Творчество старшей группы.

Очень успешно на протяжении года велась работа по ознакомлению с художественной литературой.  Воспитанники заинтересованно слушают сказки, рассказы, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении.  Дети познакомились со сказками, произведениями поэтов и писателей А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», и др. В группе обеспечены условия и проводится систематическая работа для нравственного воспитания детей. Дети учатся дружно играть и помогать друг другу при затруднениях, вежливо здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения - адекватно ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального партнерства для личного гармоничного развития в социуме. Сложность в группе создаёт поведение гиперактивных детей, мы постоянно проводим работу и в дальнейшем особое внимание будем уделять и учить детей жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами и соблюдать правила поведения в детском саду.

В течение года в группе регулярно проводилась воспитательно–образовательная и физкультурно-оздоровительная работа, а также наш дет -садовский проект «Азбука дыхания». Проводились закаливающие и профилактические мероприятия на прогулке и в группе. Ежедневно проводились утренние зарядки, прогулки с подвижными играми, бодрящая и дыхательная гимнастика, физкультминутки.

Детям вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета, красиво и правильно принимать пищу, хотя есть исключения: но они стараются соответствовать уровню других ребят. Трудовое воспитание на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места. Предполагаемая причина данного явления - самостоятельность и заинтересованная активность детей.

В учебной зоне собран богатый материал по всем разделам программы. По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию и т. д.

В период с сентября по январь обновлялась и пополнялась развивающая среда в группе: изготовлены стенды  по правилам дорожной безопасности, по Санкт- Петербургу ,  дидактические игры ( папки – передвижки с информацией для родителей,  раздаточный материал ).

В нашей группе оснащена игровая деятельность.   Представлены сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Военные», для магазина родители изготовили прилавок. У детей данной возрастной группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Я как воспитатель отдавала предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Часть из них организуется и используется как средство решения определенных задач.  Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. У детей наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Есть различный строительный материал, развивающие мозаики и конструкторы, который дети часто используют как предметы-заместители.  

Оборудован музыкальный уголок, где в наличии музыкальные и шумовые инструменты, театральный уголок. В группе в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для художественного творчества дошкольников (карандаши, краски, кисти, пластилин, доски для лепки, стеки, ножницы, иллюстративный материал и т.д.). Детские творческие работы выставляются на «Стене творчества».

Для формирования у детей элементарных математических представлений   имеется материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине и форме предметов, цифры, часы, и развивающие игры.

Для речевого развития дошкольников есть книжный уголок в соответствии с возрастом детей, подборка тематических иллюстраций.

В нашей группе также уголок дежурства.

И все же предметно-развивающая среда нашей группы не полностью укомплектована в соответствии с современными требованиями.

          Взаимодействие с  родителями  воспитанников.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток, общение на сайте группы «Светлячки». На протяжении учебного года   родителям предоставлялась возможность участвовать в проектах. Наиболее яркими были проекты: «По странам мира. Страна Мексика», «Азбука дыхания».  Родители принимали активное участие жизни группы на субботниках. Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада; выставки совместных поделок и рисунков детей и родителей; участие в праздниках и досугах, совместной проектной деятельности, спортивных мероприятиях.

      Краткая характеристика мероприятий с детьми в течении года

В течение года в группе были проведены мероприятия, с детьми, которые подготовили воспитатели совместно с музыкальным руководителем, и с физкультурным работником. В период сентября по май дети старшей группы с большим интересом принимали участия в тематических праздниках: День Знаний, Праздник осени, День Матери, Новогодний праздник, Масленица, Международный женский день, Пасха, День Защитников Отечества, День Победы.

  Воспитатели и музыкальный руководитель и физкультурный работник                                      совместно с детьми принимали активное участие в совместной проектной    деятельности «По странам мира. Страна Мексика», «Маленькие звёздочки».

Продолжаем с детьми работать над проектом «Азбука дыхания», где была представлена на педагогическом совете презентация «Дыхательная гимнастика». Принимали участие в конкурсе: «Шаг за шагом к здоровью» 3 -место, «Лучший уголок по   безопасности», игра презентация «Воспитание безопасной игрой. В гостях у Пыша» 2-место.

 Принимали участие в районом конкурсе «Разукрасим мир стихами».   Посещали с детьми библиотеку «Мир сказок», «Сказки А.С.Пушкина».



Предварительный просмотр:

Анализ занятия

Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО РФ, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольников.

 Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь в учебно – воспитательной деятельности, это задачи образовательной программы МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 36»:

  1. Заботиться о здоровье эмоциональном благополучии и современном всестороннем развитии каждого ребенка.
  2. Максимально использовать разнообразные виды деятельности для повышения эффективности образовательного процесса.
  3. Обеспечить условия для коррекции и развития речи детей.
  4. Координировать подходы к воспитанию детей в ДОУ и семье.

Для решения поставленных задач работаю по примерной общеобразовательной  программе  воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А Васильевой (2011), программе ДОУ, рабочей программе, дополнительно использую методику «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей их уровень достижений.

  Цель НОД: закрепление навыков работы рисования пальчиками круглых форм (предметов).

  НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

   На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

  Организационный момент был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

  Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам СаНПиН для детей данного возраста – 20 минут.

  Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Беседа - сидя на ковре, перемещение по комнате – имитирование осьминогов, экспериментирование, пальчиковая гимнастика и рисование – сидя за столом. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

    Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала детей к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции. Из шести присутствующих детей, пять активно участвовали,  в беседе, в играх. Один ребенок был менее активен (индивидуальные особенности), с ним следует закрепить пройденный материал.

  По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная цель решена. Достигнутый результат  соответствует цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный подход к обучению детей со сложной структурой дефекта Подготовлена Воспитателем д.с . №23 г .о . Жуковский Густенковой А.В.

Слайд 2

«Учитель глухонемых должен считать себя счастливым за тот крест, который приходится ему нести, хотя он и очень тяжел - трудно представить себе работу труднее обучения глухонемых. Это складывание здания по песчинке: медленное, кропотное… однако, как ни тяжел этот труд, глухонемой может и должен стать равным нам, слышащим». Сурдопедагог И. Васильев.

Слайд 3

Виды специальных образовательных учреждений I вид - для глухих детей ; II вид - для слабослышащих и позднооглохших детей; III вид - для незрячих детей; IV вид - для слабовидящих детей; VI вид - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; V вид - для детей с нарушением речи; VII вид - для детей, имеющих ЗПР; VIII вид - для детей, имеющих УО .

Слайд 4

Сложный дефект – это сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития.

Слайд 5

Факторы, влияющие на возникновение нарушений развития: неблагоприятная экологическая и радиационная обстановка; наследственность; родовые травмы; болезни во время беременности; токсикозы; асфиксия новорожденных; внутричерепные травмы; масса тела при рождении менее 1,5 кг; применение лекарственных препаратов во время беременности ( фуросемид , хинин, аспирин); патология челюстно-лицевого скелета у новорожденных; проведение интенсивной терапии ребенку после рождения; искусственная вентиляция легких более 5 дней.

Слайд 6

Структура сложных дефектов

Слайд 7

Варианты происхождения сложных дефектов: Один дефект имеет генетическое, а второй - экзогенное происхождение. Оба дефекта генетически обусловлены, но независимы друг от друга. Каждый первичный дефект обусловлен разными экзогенными факторами, которые действуют независимо. Все первичные нарушения представляют собой разные проявления одного генетического синдрома. Дефекты возникли в результате одного экзогенного фактора .

Слайд 8

К группе высокого риска относятся: дети с выявленным поражением какой-либо одной системы организма (тяжелое поражение ЦНС, глубокое поражение слуха, зрения, движений); дети с врожденными множественными пороками развития; глубоко недоношенные дети; дети, матери которых перенесли во время беременности инфекционные заболевания ( краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, грипп и др.); дети, перенесшие нейроинфекцию (менингит или менингоэнцефалит ) в раннем возрасте; дети, рожденные матерями, имеющими такие хронические заболевания (диабет, хронические заболевания почек, рассеянный склероз, гепатит и др.); дети из семей, где отмечалось рождение родственников с множественными поражениями; дети, у которых сразу после рождения обнаруживаются трудности глотания и сосания из-за сужения или атрезии хоан.

Слайд 9

Комплексный подход предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого- социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

Слайд 10

Структура комплексного подхода КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр: