Конспект конкурсного занятия

Вануйто Елена Александровна

«Путешествие по весенним проталинкам в тундре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_nentsev_urok_goda_2022_.docx102.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Материалы для участия

Районном конкурсе «Талант и успех»

Тема занятия: «Путешествие по весенним проталинкам в тундре»

Автор разработки: Педагог дополнительного образования

Вануйто Елена Александровна

Конкурсные материалы: сценарий методической разработки занятия

Яр - Сале 2022 год

Тема: «Путешествие по весенним проталинкам в тундре»

Тип занятия: интегрированное занятие

Продолжительность: 25 минут

Возраст детей: 5 лет

Цель: Познакомить дошкольников с устным народным  творчеством ненцев. Это народные песни, загадки, сказки. И закрепить ранее изученные сказки, песни.

 Задачи:

 - показать устное народное творчество ненцев, расширить кругозор детей об истории и быте ненецкого народа;

- воспитывать чувство любви и гордости к «малой родине»; бережное отношение к природе Ямала;

- воспитывать уважение к истории ненецкого народа, традициям и культуре, труду людей;

- развивать речь, творческие способности.

Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации «Ненецкие танцы», изображение остановок «Угадай-ка», «Ненецкие песни», «Сказочная», «Детский сад - Солнышко».

План проведения:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть:
  • Отгадывание загадок, знакомство с приметами ненцев, повторение ненецких песен «Тэталь - Вэталь» (Милый малый), «Сенгакоця»; «Пук Ямбакоми»;
  • Выполнение танцевальных движений под музыку «Суляко - оленята».
  • Вывод и рефлексия.

Содержание деятельности педагога и воспитанников на этапах подготовки и проведения НОД

Мотивационный этап

1.Организационный момент. Нани торава! Поприветствуем друг друга.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто-то оставил следы? Пойдемте вместе со мной по следам и посмотрим, куда они нас ведут? И тут волшебная проталинка «И на ней написано – Ребята, вы оказались в весенней тундре идите по следам находите проталинки с заданиями, а в конце пути найдете того, чьи это следы».  

- Ну что ребята, отправимся в путь? Только следуйте за мной, чтоб никто не заблудился и не потерялся в тундре.

Основная часть:

2. Актуализация знаний.

Определение темы

-Мы с вами будем путешествовать по следам, находить волшебные проталинки и выполнять различные задания.

1. Педагог:  Мин,ава, мин,ава, варёкоцям хова - мы идем, идем, и проталинку нашли.

Проталинка – «Загадки»

Очень интересны и широко распространены ненецкие загадки.

Начинаем отгадывать загадки.

  1. Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках (ножках) дрожит, а обсохнет – вслед за мамой побежит. (Оленёнок - Суляко)
  2. Он на Севере живёт,

 Нарты по снегу везёт,

Гордо носит он рога,

Не страшна ему пурга.

На морозе целый день, Это… (Северный олень - ты)

  1. Маленький беленький по тундре он скачет,

На мягком снегу следочек остается, кто же это?  «Тэвасико - Заяц»

  1. Ночью он чутко спит

Оленье стадо сторожит

Оленеводу верный друг

А зовут его друга….(вэнеко - собака)

  1.  Словно треугольник в тундре стоит,

      В небе над ним дымок дрожит.

В летний зной и в холода

Служит людям он всегда (мя - чум)

  1. Проталинка «Танцевальная»

Педагог: - Вы отлично умеете отгадывать загадки. Отправляемся дальше по следам дальше, нам же нужно найти, того, кто, все таки оставил следы.

Проталинка -  «Танцевальная». (Тарана - варёкоця ) Здесь мы с вами потанцуем танец «Маленького олененка - Суляко».

  1. Проталинка  «Ненецкие песни»

Педагог: Самым любимым жанром ненцев были эпические

песни – сюдбабц и ярабц. Колыбельные песни, песенки о игрушках, песенки о друзьях и т.д.

Педагог: Например, ненецкая колыбельная песня отличается от колыбельных многих других народов. У ненецкого народа создавались песни, как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом. Каждому малышу сочиняется своя личная мелодия, первая песня в жизни.

Педагог: Многое изменилось сегодня и в тундре, и в культуре ненецкого народа. Но интерес к самобытному творчеству коренных жителей Ямала не угасает.

Ребята, а вы какие ненецкие песни вы знаете? Повторить песню «Сенгакоця»; «Тэталь-Вэталь»; «Пук ямбкоми»

  1. Проталинка «Сказочная»

Педагог:– А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказочная”.

Среди жанров ненецкого фольклора видное место занимает сказка (лаханако). Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете ненецкие сказки.

                            Повторение знакомых сказок.

Сказка «Мядико»

Нет для ребёнка никого ближе, чем отец и мать. Поэтому каждый ребёнок должен слушать всё, что они говорят, о чём просят, чему учат. Если вам вдруг захочется ослушаться старших, вспомните глупых и непослушных детей Кукушки.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по проталинкам в тундре и мы нашли того, чьи это следы. Кто это? (Вэнеко – Собака).  Отправим собачку к его хозяевам оленеводам, чтоб больше не терялся.  

   Ну, а сейчас посчитаем, сколько проталинок мы с вами нашли (счет на ненецком языке).

Ребята, посмотрите, а на одной проталинке фотография нашего детского сада, и это нам говорит, о том, что мы каким-то волшебным образом оказались в детском саду и нам пора возвращаться в группу.

Рефлексия: (Если у вас все получилось, похлопаем в ладошки, ну а если было трудно и что-то не получилось, потопаем ножками).

Подведение итогов:

Педагог: Что нового мы узнали сегодня? Что можем рассказать о песнях и сказках? Что для вас сегодня было самым интересным?  Отвечают на вопросы.