конспекты занятий

Вануйто Елена Александровна

Разработка НОД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kubik_vrashchaem.docx20.06 КБ
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx22.04 КБ
Файл rastitelnyy_mir_tundry.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Тема: «Кубик вращаем по северным тайнам»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Вануйто Елена Александровна

Яр-Сале 2021 год

Цель: познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Задачи: познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Образовательные: Познакомить с легендами и сказаниями людей, проживающих в тундре.

Воспитательные: Расширить кругозор детей и воспитывать дружеские чувства.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, учить рассказывать стихи и сказки.

Словарная работа: Стойбище, сопка, орнамент, пастбище.

Оборудование: Картины с изображением посуды, хорея. Изделия из оленьего меха. Поделки из дерева, разновидности нарт. Одежда (малица, ягушка, детские игрушки).

Предварительная работа: разучивание загадок, стихов, танцев и  подвижных игр. Изготовление атрибутов для игр (маски). Рассматривание иллюстраций, картин. Экскурсия в музей.

Ход  занятия

 (Звучит тихая музыка)

  1. Организационный момент (Приготовить кубик с цифрами1,2,3).

Педагог:Сегодня мы с вами будет помощником волшебный кубик, итак, видим на нем цифру 1, тут нужно послушать легенду о Ямале, а  я посмотрю кто у меня самый внимательный слушатель.

«Здесь, на земле Ямала, под шатром небес,

  Как будто в чуме под северным сиянием

  Блестящим бисером, мозаикой чудес

  Рассыпаны легенды и предания…»

Послушайте народную легенду о ЯМАЛе

Легенда о Ямале

Из чистой глади океана,

Искрясь небесной синевой,

Вдруг чайка вынырнула рьяно

И закружилась над водой…

Сюжет легенды иль былины?

Но слухи все, же к нам дошли,

Что в клюве был кусочек глины,

Вернее, «семечко земли».

Упало это семя в воду,

И появились острова,

Цветы, деревья и народы –

Средь них Ямальская земля…

Сиянье звезд, шамана бубен

Источник жизни в мир несут,

Легенда жить веками будет

И у костра найдет уют…        

У каждого народа есть свои сказки, загадки, легенды, песни. Есть свои сказки и предания и у ненцев – коренных жителей нашего края. Для чего рассказываются сказки, легенды? Для того, чтобы следующие поколения знали свой край: все чем богата наша земля, чтобы дети учились быть смелыми, умелыми. Сказки рисуют яркие картинки жизни и быта оленеводов, охотников, рыболовов; знакомят с преданиями и обычаями.

  1. Основная часть. (Ищем на кубике цифру 2).
  1. Раздается топот бегущего олененка. Вбегает олененок, ищет защиты у людей, за ним бежит ведьма Парнеко, хочет поймать олененка. Олененка прячут в чуме люди.

Парнеко: Отдайте мне олененка

Дети: Нет

Парнеко: Хорошо, тогда отгадайте мои загадки и олененок останется у вас:

Лежит у порога меховое кольцо-

Чужого в дом не пустит. (Собака).

Ме- не- ме

Туча – не – туча-

То по тундре кочует. То на одном месте кружит. (Оленье стадо).

Олень от них убегает,

А они не отстают. (Нарты).

Дети отгадывают загадки и прогоняют Парнеко.

Олененок выходит из чума с гордо поднятой головой.

Педагог:

Он в тундре живет с незапамятных времен

 И север представить нельзя без оленя.

 Олень – это тундры пятнистый ковер,

 Вдохновение ее, откровение.

У ненцев нет надежней друга,

 Чем северный олень.

 Зимой хозяина в любую вьюгу

 Всегда он привезет домой.

Физминутка. А теперь ребята поиграем с олененком.

По земле ползет поземка,

Перепутывая тропы…

А олени бродят в тундре,

Снежный наст они копятят,

Вкусный ягель достают

И с оленями кочуют

По заснеженным просторам

Люди, знающие тундру,

Люди северных широт.

  1. Звучит тихая музыка, педагог продолжает:

Давным-давно жил рыбак, ловил рыбу, кормил свою семью. Радовался всему живому, пел свои дивные песни, слушал песни птиц. Так изо дня в день трудился. Но однажды день изменился. Солнце спряталось, птицы перестали петь. Все звери попрятались в свои норы. Казалось, жизнь остановилась. Люди в страхе спрятались в свои жилища. На небе повисли тяжелые тучи. Всю эту тревогу принесла с собой злая ведьма Парнеко. Все боялись ее гнева. Люди отдавали ей в жертву  оленей, рыбу, добычу, чтобы она полюбила их. Только один молодой рыбак не испугался, вступил с ней в поединок. Он вспомнил, что старики говорили: ведьма боится огня. Так вот, он развел большой костер, заманил ведьму и сказал, что если она поймает его, то он будет ее пленником. Стала ведьма его догонять, а он ловко перепрыгнул через костер. Ведьма не смогла перепрыгнуть и исчезла. И опять в тундре наступил праздник, не стало Парнеко. Добро  победило зло.

3.Заключение.(Крутим кубик, находим цифру 3).

Педагог: А тут слушайте, ребята написаны такие слова. Учитесь любить, уважать, понимать друг друга, уважать людей, которые вас окружают.

Давайте поиграем в ненецкие народные игры. Дети играют в игры «Ловкий оленевод», «Важенка и оленята», «Олени и пастух».

Рефлексия.Я вам подготовила  ленточки, если вы считаете, что у вас всё получилось, выберите ленточку белого цвета, если что-то не получилось или плохо получилось,  выберите ленточку синего цвета.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект интегрированного занятия по краеведению

в старшей группе

Тема: «Северные тайны»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Вануйто Елена Александровна

Яр-Сале 2021 год

Цель:знакомить детей с бытом и народными традициями ненцев.

Задачи:

Образовательная: приобщение детей к национальной ненецкой культуре, закрепить знания детей о ягодах тундры. Уточнить и обобщить знания детей о названиях ягод - черника, голубика, морошка, брусника, клюква.

Развивающая: развитие познавательных способностей детей, творческой активности детей, их нравственных качеств. Способствовать развитию мышления, умению классифицировать факты и делать обобщающие выводы. Развивать умения применять знания в практической деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Воспитательная:воспитывать чувство любви и гордости за свой край, воспитать уважение культуре ненецкого народа, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: ножницы,  клей,  природный материал (осенние листики), белый картон, салфетки, клеенки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог (приветствие): Здравствуйте, ребята! Какое, у вас сегодня настроение? Если у вас хорошее настроение похлопайте в ладоши, если грустное – потопайте ножками.

Сюрпризный момент: (Под краем коврика осенний листок). Ребята посмотрите, что это такое? Смотрите, какие интересные осенние листики, ночью дул сильный осенний ветер и эти листочки залетели к нам в окно детский сад, и на них фотография. Ребята, это волшебные листочки, и на них фотография стойбища из трех чумов, на которой приглашают нас в путешествие в тундру. А вы хотите отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Педагог: А в путешествие мы отправимся на оленьих упряжках,

садимся удобнее, поехали.

(звучит ненецкая песня).

  1. Основная часть: (Стойбище из трех чумов)

Педагог:

(Первый чум)Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в ненецком стойбище и нас приглашают в первый чум. Ненцы очень гостеприимные люди.  В тундре, оленеводы, когда приезжают к ним в гости, они встречают гостей на улице,  знакомятся и приглашают в чум, где подготавливают различные угощения. Какое время года сейчас в тундре? А по каким признакам вы определили, что время года осень?

Ответы детей: Дни стали короче, ночи стали темные, солнце показывается редко, листья желтеют и опадают. Наступают ночные заморозки и т.д.

Сейчас в осеннее время тундра богата различными ягодами.

А чтобы узнать какие названия ягод вы знаете, которые растут в тундре, нужно отгадать загадки.

1). Созревая, я желтею. 
 Но не так, как брюква. 
Я похожа на малинку. 
А расту, как клюква. 
Я могу по скалам мокрым.
Лазить — загляденье. 
Собирать меня — морока, 
Кушать — обьеденье.
                     (Морошка)

2). Я порой чернее ночи. 
Неба синего синей. 
Кто побольше съесть захочет — 
Разукрасится сильней. 
                         (Черника)

  1. Что за ягода такая - голубая – голубая? 
    На болоте, там и тут эти ягоды растут. 
    Ягодка как капелька, чуть продолговатенька, 
    На кустике качается, как она называется?
                                          (Голубика)

Молодцы, ребята, вы знаете загадки про ягоды тундры.

Ягоды, которые растут на Севере, очень богаты, витаминами, полезными для здоровья, и поэтому ненцы очень бережно относятся к природе родного края.

Педагог (Второй чум).

Ребята, мы с вами отправимся  во второй чум, здесь мы познакомимся, с трудом в тундре. Ненцы в стойбище все время, чем то заняты, мужчины пасут оленей, делают нарты, плетут арканы, для ловли оленей, идут за водой, кто-то заготавливает дрова для костра, а женщины заняты рукоделием, это шитье одежды, выделывание оленьих лап, плетение из бисяра, ниток, шитье орнаментов. А детишки помогают своим родителям и  играют различные ненецкие игры.

Физминутка: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем, все встаем.

Только выйду я из чума

Авка сразу тут как тут

Хлеба дам – он ждет добавки

Травки дам – все мало Авке.

А одна причина тут:

Ножки Авкины растут.

Подрастай скорее, Авка,

А как вырастешь, потом

Будешь ты в упряжке,

Быстроногим вожаком!

Через кочки и овражки

Ты помчишь, копытя снег

Полетит моя упряжка

Дальше всех, быстрее всех!

Педагог (третий чум - творческий):Итак, отправляемся в третий чум.

Ребята, время года осень и мы с вами сделаем необычную аппликацию, из осенних листочков (природный материал) сделаем чум и нарты. Вспомним правила поведения при работе ножницами (Надо быть внимательными и аккуратными при работе с ножницами, клеем и листиками. Не пробовать на вкус клей! Не отвлекать других ребят! Следить за порядком, на рабочем месте).

Приступаем к работе.

  1. Возьмем белый картон
  2. Подготовим ножницы и клей
  3. Проверим, у всех ли на столах есть листики (Природный материал).

Нам нужно вырезать из листиков чум, а затем нарты и приклеить на картон.

Вот, мы с вами справились с творческой работой, нам пора отправляться в детский сад, садимся на упряжки и помчались на оленях по осенней тундре.

3.Итог занятия.

Педагог: Мы вернулись в детский сад. Где, мы сегодня побывали с вами?

Что нового узнали на сегодняшнем путешествии? Что вам больше всего понравилось делать?

Рефлексия. Я вам подготовила флажки, если вы считаете, что у вас всё получилось, выберите флажок белого цвета, если что-то не получилось или плохо получилось,  выберите флажок синего цвета.

Молодцы, ребята! До свидания!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект интегрированного занятия по краеведению

Тема: «Растительный мир тундры»

Подготовительная группа

Подготовила: педагог дополнительного образования

Вануйто Елена Александровна

Яр-Сале 2021год

Тема: «Растительный мир тундры»

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о растительном мире тундры; о пользе лекарственных растений для человека; понимание взаимосвязи строения корней с особенностями почвы (вечная мерзлота) в тундре.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить представления детей   с  различными видами растений, растущими в нашей местности.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к жизни тундры, память, связную речь, умение анализировать.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказок о деревьях тундры «Живите в дружбе с природой»; постановка опыта за неделю до занятия «Какие корни у растений тундры?»

Оборудование: демонстрационные картины из серии «Деревья», «Ягоды», «Цветы»;  гербарий растений тундры: иван-чай, ромашка, багульник, пушица, брусника, голубика, черника, морошка; лупа для каждого ребенка; прозрачные пластмассовые стаканы с луковицами –2.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог: Сегодня к нам в гости пришла девочка (в ненецком костюме), её зовут Несэйне. Она приглашает нас  к себе в чум, где угостит вкусным чаем. (Дети встают и выполняют движения в соответствии с текстом)

В тундру осеннюю на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По  тундре гулять пойдём,

Может быть, в тундре осенней

Чудеса друзья найдём.

  1. Основная часть

Педагог: Беседа о растениях севера и о том, в каких условиях они произрастают:

Дети, сегодня мы с вами поговорим о растениях нашего края, о том, почему у нас не растут некоторые растения (например, дуб или клевер), какие они северные растения, рассмотрим картины и гербарии.

Задание детям: выбрать только те растения, которые произрастают в нашей местности (заранее на ширме выставить картины растений)

Выяснение с детьми особенностей тундры: длинная, холодная зима, короткое  лето, повышенная влажность.

Вспомнить с детьми сказку (предварительная работа), где деревья спорили о своей красоте и не позаботились о приспособлении к суровым условиям Севера.

Педагог: (Сформулировать вывод)  мы с вами выяснили, что не все растения могут выдержать суровые условия севера, а растут только те, которые смогли приспособиться к холодной и долгой зиме; короткому лету.

Выяснение приспособления растений на примере карликовой березы: листья маленькие и покрытые воском  - такие листья мало испаряют влагу;  ива: листья сверху гладкие, а снизу пушистые, ласковые, мягкие – такие листья тоже мало испаряют влагу.

Рассматривание листьев карликовой березы и ивы под лупой.

Рассказ детей о растениях.

3 часть.  (Экспериментирование)

1. Каждому ребенку раздается по гербарию северного растения, дети по очереди рассказывают о признаках данного растения и о значении, используя следующиеопорные вопросы: Как называется это дерево, куст или трава?

Какие листья у растения? Как человек использует?

Педагог: Сделать вывод о том, как дети знают и любят растения.

2 .  Выяснение результата опыта (предварительная работа):

- Что мы брали ( 2 стакана с почвой, 2 луковицы).

- Что делали (посадили и поставили один стакан на теплый подоконник, а второй на холодный).

- Какие изменения произошли с луковицами (в первом стакане корни растут в бок, они распространились только в верхнем слое почвы).

- Почему в стакане на теплом подоконнике корни тянуться вниз (там почва теплая и корни разрослись во всей почве).

- Почему корни на холодном подоконнике только в верхнем слое почвы (в верхнем слое почва теплее и только там разрослись корни, а внизу почва холодная, мерзлая и там корни не растут).

Задание детям: зарисовать результаты данного опыта.

4 часть. Заключение

Воспитатель: Дети мы сегодня в гостях у Несэйне убедились, что в очень суровых условиях севера растут растения, их надо беречь, не ломать, не обижать. Давайте запомним народные пословицы и поговорки: «Растение – земли украшение», «Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». А нам пора возвращать в детский сад.

С тундры осенней прогулки,

Через кочки и овраги….

Мы вернулись в детский сад.

Рефлексия. А сейчас ребята давайте покажем свое настроение, если вы считаете, что у вас все получилось, выберите листик зеленого цвета, если вы считаете, что у вас что-то не получилось или плохо получилось, выберите листик красного цвета.