Мини-музей "Тукоця" - "Огонёк"

Вануйто Елена Александровна

Паспорт мини-музея 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzeya_.docx233.36 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Эмблема детского сада.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Паспорт мини-музея «Тукоця»- «Огонёк»

Автор разработки: педагог дополнительного образования

 Вануйто Елена Александровна

Яр - Сале 2023 год

Содержание

1

  1. Паспортные данные

3

2

  1. Аспекты музейной деятельности

4

3

  1. Функционирование Этно-холла «Тукоця»

5

4

  1. Характеристика мини-музея «Тукоця» «Огонёк»

6

5

  1. План работы по созданию мини-музея

12

6

  1. Перспективный план работы мини-музея

13

7

  1. Тематический план проведения занятий в мини-музее

15

8

  1. Перспектива развития мини-музея

17

9

  1. Заключение

17

10

  1. Список литературы

17

  1. Паспортные данные мини-музея «Тукоця» «Огонек»

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных обычаев, традиций и обрядов, проследить их развитие.  

Дата открытия мини-музея: 1 сентября 2021 года

Профиль музея:  этнографо-краеведческий.

  1. Название - Образовательный этно-холл «Тукоця» - «Огонёк» как компонент, сохраняющий родной (ненецкий) язык и развивающий национальные традиции, обычаи, культуру народов Севера в системе современного дошкольного образования.

Цель: Организация этнокультурного мини-музея – создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с культурой и историей родного края, его коренными малочисленными народами Севера ненцев. Создан этно-холл «Тукоця» как компонент социокультурной образовательной среды, способствующий  формированию единого образовательного этнокультурного пространства детского сада «Солнышко»,  этно-холл единое пространство, где сочетаются традиционная ненецкая культура, современные технологии и самобытность. Также мини-музей, как  социокультурное пространство, которое помогает научить детей говорить на родном (ненецком) языке, знать пословицы, поговорки, приметы о родном крае, воспитывает любовь к малой родине, сохраняет национальные традиции и обычаи.

Задачи:

  1. Способствовать формированию единого образовательного этнокультурного пространства для дошкольников, родителей и педагогов. Сохранению и популяризации культур народов, проживающих на территории России, ЯНАО, Ямальского района, Яр-Сале и реализовать его на современном уровне.
  2. Внедрена модель этно-холла  «Тукоця».
  3. Обеспечена вариативность современных дополнительных общеобразовательных программ по изучению ненецкого языка. Данная форма привлекает не только воспитанников, но их родителей.

С точки зрения позиционирования этно-холла  как образовательного этнокультурного пространства  выбрано название Этно-холла «Тукоця» в переводе с ненецкого означает «Огонёк».

Актуальность. Отторжение подрастающего поколения, от общественно - исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, что - бы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский религиозный философ В.В.Зеньковский.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре ненцев играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей. Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого национального народного праздника.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

•  принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

  1. Аспекты музейной деятельности

 Мини-музей создан для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   поисковая;

    -   научная;

    -   экспозиционная;

    -   познавательная.

  1. Педагогические функции мини-музея:

- Апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками и их семьями.

- Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста ненецкой культуры, традиций, воспитание любви к малой родине.

- Формирование исторического самосознания.

- Развитие познавательных способностей детей.

- Помощь в овладении навыками поисково-исследовательской деятельности.

- Создание условий для формирования культуры поведения в культурно-досуговых местах.

  1. Содержание мини-музея «Тукоця» - «Огонек»:

- проведение НОД, кружков, мастерских, национальный кукольный театр;

- организация  мероприятий с привлечением родительской общественности - «День открытых дверей», «День Оленевода. В гостях в  «Тукоця»; «Вечера национального творчества»; проведение недели родного языка и т.д.

- проведение экскурсий, мастер-классов по ДПИ (использование природного материала, сукна, фетра, бисера) для дошкольников, педагогов, родителей и гостей  выставок (в том числе интерактивных).

  1. Оформление мини-музея «Тукоця» - «Огонек»:

В образовательной модели мини-музея «Тукоця» - «Огонек» представлены составные части (отделения), в которых сочетаются традиционные ремесла, предметы быта народов Севера, современные технологии анимации, иллюстрирующие самобытность ненецкой культуры, игры и игрушки ненцев.

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о декоративно-прикладном искусстве ненцев, подборка дидактических игр на тему «декоративно-прикладное искусство ненцев» такие как: «Кому что нужно?», «Найди чем отличаются», «Узнай по части»; а также консультация для родителей.

  1. Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Краеведение», «Художественное творчество»; «Развитие речи»; «Занятия по родному языку».

«Сами своими руками»        

Основная часть сувениров, такие как: «Чум», «Ненецкие игры и игрушки», «Нарты», «Деревянные макеты оленей» выполнены педагогами, родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

 «Библиотека»

Здесь собрана различная литература на русском и ненецком языках: Например: ненецкие сказки, загадки, стихи,  произведения о декоративно-прикладном искусстве народов Севера, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

   Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Функционирование Этно-холла «Тукоця»:

- проведение НОД,  кружков, мастерских, национальный кукольный театр;

- организация  мероприятий с привлечением родительской общественности - «День открытых дверей», «День Оленевода. В гостях в  «Тукоця»; «Вечера национального творчества»; проведение недели родного языка и т.д.

- проведение экскурсий, мастер-классов по ДПИ (использование природного материала, сукна, фетра, бисера) для дошкольников, педагогов, родителей и гостей  выставок (в том числе интерактивных).

- В образовательной модели Этно-холла  «Тукоця» представлены составные части (отделения), в которых сочетаются традиционные ремесла, предметы быта народов Севера, современные технологии анимации, иллюстрирующие самобытность ненецкой культуры, игры и игрушки ненцев.

IV. Характеристика мини-музея «Тукоця» - «Огонек»

- Центральное звено этно-холла – оборудованный  чум.

- Для гостей детского сада «Солнышко» проходят образовательные экскурсии по этно-холлу, где они не только познакомятся с образовательными условиями дошкольников, сколько смогут окунуться в культуру и образ жизни коренных народов Севера ненцев.

  Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тундры.         По - ненецки - `мя`. В русский язык слово перешло из коми языка.

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

Обычно чум оленеводов - ненцев состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.

Главный элемент чума – шест. Их готовят долго и тщательно. Шест обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Шесты служат тундровикам не одно десятилетие.

С давних времен олений волос на покрышках – нюках подстригали. Объяснялось это тем, что зимой снег набивается в длинный мех, затем подтаивает и образует ледяную корку, которая утяжеляет мех, давит на шесты, не дает покрытию «дышать». И этим нарушается тепловой режим.

Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.

Зимний чум – сырэй мя. Это традиционный чум.

Летний чум – таӈы мя. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом.  В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.

Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.

Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.

Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест — симзы, который считался священным. На нём помещают семь голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы находится священное место — си. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи и рода. Там также хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны.

Место не — для женщины, оно находится напротив си — у входа. Здесь женщина занимается всеми домашними хлопотами.

Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой.

Летом спальное место отгораживают пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют подушками. Дети лежат рядом с родителями. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи, а также гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров.

Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с места на место, поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь.

До появления передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в который погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для отряхивания снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.

Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке особыми ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.

Чум, в котором во время эпидемии умирали все члены семьи, становится могильным. В этом случае срубали основания шестов и роняли чум на землю. Хотя обычно умершего обычно хоронят в специальном наземном гробу, внутрь которого кладут все необходимые вещи, которые необходимы для жизни в мире мёртвых.

Правила жизни в чуме

Для женщин

В ведении женщины находится очаг. Традиционно только женщина могла прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривала с пламенем, высказывая пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство, кроме прихожей чума, находится под её покровительством.

Для мужчин

Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу.

Для гостей

Гостей-мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей-женщин размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.

В каждом чуме в тундре есть набор инструментов: ножи, топор, шило и другие. Каждый мужчина был столяромплотникомкожевником, вязальщиком сетей, скульптором и ювелиром. Из инструментов только топоры и пилы покупались у русских, всё остальное изготавливалось самостоятельно.

Нарты. Для изготовления нарты и упряжи ненцы традиционно использовали дерево (лиственница, береза, ель, кедр), кожу (олень, морской зверь), кость (олень, морской зверь, мамонт). Ненецкая косокопыльная нарта с пазовым креплением отличается большой жесткостью, точной подгонкой всех элементов (мастер пользуется рукой как модулем для определения и выверки пропорций деталей). Основа нарты — пара длинных полозьев с загнутыми кверху носами, над которыми наращивается вся остальная конструкция. К изготовлению полозьев ненцы подходят особенно тщательно, начиная с подбора «парных» кусков дерева, имеющих нужное направление волокон. Заготовки основательно просушиваются, после чего им придается сложная форма с переменными сечениями, что обусловлено разными нагрузками, воздействующими на полоз. На полозе в четырехугольных пазах устанавливаются высокие копылья, попарно связанные копыльными вязами, в зависимости от вида нарт ставится от 3 до 7 пар копыльев. Сверху на копылья крепятся два нащепа, между носами — один-два головных (головочных) вяза, на колыльные вязы — дощатый настил, выполняющий функцию сиденья (легковая нарта) или грузовой площадки (грузовая нарта). Финальный, самый ответственный этап сборки нарты — затяжка носов. Носовая часть полоза загибается вверх и крепится к окончанию нащепа. Это создает напряжение, которое связывает всю конструкцию воедино, придавая ей необходимую жесткость. Полозья расположены с опорой на внутреннюю сторону, расстояние между ними сзади шире, чем спереди. Равноудаленные пары копыльев размещены в задней части нарт и закреплены в пазах полозьев под наклоном вовнутрь и назад. Расхождение полозьев и наклон копыльев придают нарте устойчивость при движении, повышают ее амортизационные свойства и грузоподъемность. Для улучшения скольжения задний конец полозьев затесывается кверху. Мужская легковая нарта дополняется спинкой и невысокими бортами, женская — крытой шкурами каркасной кибиткой, грузовые нарты — высоким дощатыми бортами или ларем-ящиком. Для перевозки шестов чума, половых досок и матов, очажного листа и запасов дров, лодок используется грузовая нарта более простой конструкции: у нее 2–3 пары невысоких копыльев, поставленных под прямым углом или слегка наклонно, дощатый настил чаще всего отсутствует. Ездовая нарта отличается от грузовой легкостью и тщательностью обработки. Вне зависимости от типа и легковые, и грузовые нарты имеют жесткое пазовое соединение деталей: на концах одних деталей вырезаются четырехугольные «шипы», которые пригоняются в отверстия в соответствующих местах других деталей и закрепляются деревянными шпеньками, спинка сидения и боковые борта «пришиваются» кожаными ремнями. Для предохранения от быстрого изнашивания (особенно в бесснежные периоды) к полозьям нарт «нашивается» подполозник - набой из крепкого дерева, чаще всего из лиственницы, что значительно увеличивает срок их службы. Оленья упряжь легковой нарты — это сложная система лямок и ремней с прилагающимися к ним переходниками и гарнитурой. Она включает сложный недоуздок, пояс, сложную наплечную лямку, длинный и короткие потяги.  Недоуздок состоит из двух налобных (у передового оленя) и двух нащечных пластин (дополнительно у пристяжных оленей) из кости (бивня мамонта, клыка моржа, оленьего рога), соединенных между собой кожаными ремешками таким образом, что при надевании плотно охватывает голову оленя, и стягивается на затылке с помощью костяных пуговиц (пясиков). К подшейному ремню недоуздка передового оленя крепится вертлюг из кости или металла, к нему привязывается кожаный повод. Пояс представляет собой широкую полосу сыромяти или кожи морского зверя, который перекидывается через спину оленя и соединяется с лямкой, у передового оленя слева к поясу крепится костяной или металлический держатель повода; наплечная лямка — полоса кожи с петлями на концах, в которые продевается застежка потяга; потяг (тяж, пострамка) — кожаный ремень, соединяющий лямку с нартой.

 Олени из дерева -  олень для ненца – самое важное в жизни: это и еда, и одежда, и дом; из шкур пяти оленей шьётся зимняя мужская одежда, а для чума – традиционного каркасного жилища – нужно не менее тридцати оленьих шкур. Олень также и средство передвижения: современные снегоходы могут сломаться в самый неподходящий момент и требуют топлива, поэтому чаще используется старое доброе средство передвижения – оленья упряжка. Кочевать, или каслать (по-ненецки) с оленьими стадами, перегонять оленей на новые пастбища, необходимо довольно часто. У оленеводов них нет выходных, им приходится охранять оленьи стада ночью от полярных волков и росомах в метели и лютые морозы. Олени могут отбиться от стада во время пурги, а иногда осенью во время гона домашние самочки-важенки откликаются на зов диких самцов, и тогда оленеводам приходится подолгу их искать по двое-трое суток.

Печь – это традиционное устройство для обогрева чума и приготовления пищи. Печь всегда располагается посередине чума. Эта диагональ разделяет в чуме "чистое" и "нечистое" пространство, отделяла мужскую и женскую половину. В ней готовят пищу, пекли хлеб, сушат одежду, продукты, в подпечке зимой держат дрова.

 Ма́лица — нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами[15]. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Летом ненцы ходят в старых малицах с откинутым капюшоном, а зимой — в новых. В них даже совершают поездки на короткие расстояния. Малица имеет капюшон — сава. С лицевой части капюшон стягивается ремешками. К малице обязательно пришиваются рукавицы — Ӈоба. Их делают из лобных шкурок мехом наружу. Малица непременно подпоясывается поясом — ни, который делают из кожи. Снаружи обшивают красным сукнами и двумя-тремя рядами медных пуговиц. Украшают пояс и подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом. В стужу, в пургу и при дальних поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов. Совик бывает обычно белого цвета, но иногда его делают в шахматную клетку.

Ягушка. Более сложной была женская одежда. Это распашная шуба — паны. Верхняя часть шубы делается из шкур с верхней части оленьих ног — камусов чёрного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Поверх паны чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор — меховой капор сава шьётся отдельно. В отличие от мужской одежды, он не скрепляется с шубой.

Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Ненецкие сумочки и мешочки. Различают три следующих типа сумок: пад, туця' (русское название – сумочки и мешочки) и падко. Типы выделены по нескольким характерным особенностям: назначению, размеру, форме, способу закрывания. 

Пад — большая, вытянутая горизонтально, сумка. Для закрывания ее служили парные ровдужные ремешки. В пад хранили одежду, меховую женскую и мужскую обувь, шкурки пушных зверей. Иногда в пад складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. Обычно пад служила долго, 40-50 лет. 

Туця — небольшая сумка, вытянута вертикально. Сверху затягивается ровдужной вздёржкой. В туця женщины хранили швейные принадлежности — кусочки камуса, сухожилия, ножницы. У хозяйки чума туця всегда была под рукой, постоянно использовалась, и изнашивалась быстро.

Падко (уменьшительное от пад) — самая малая по размеру ненецкая сумка, ширина и высота ее почти равны. Также, как и пад, завязывется парой ровдужных завязок. Падко использовали для хранения сукна, ниток из жил, пуговиц, мелких домашних вещей.

 Ненецкая женская сумка имеет рациональную конструкцию. Она образована из двух частей: основы (собственно сумка, мешок) и устья. Основная часть состоит из передней и задней стенок. У туця они всегда соединены с помощью меховой или ровдужной вставки, проходящей через бока и дно, что позволяет придать сумке необходимый объем.

Если основную часть сумки всегда украшали орнаментом или чередующимися полосками меха, то устье никогда не орнаментировали. Его пришивали к основной части, которую обычно присобирали. Нижние углы у сумок всех типов закругляли, вследствие чего форма сумки очень приближена к овалу.

 Туця всегдашняя спутница женщины, т.к. в ней хранят предметы рукоделия. Где хозяйка — там и ее туця. Продолжательница рода постоянно что-то шьет, ремонтирует, и для удобства сумка часто находится возле женской постели в чуме.

 IMG_20190331_140344 Ӈухуко - голова   сделана из утиного или гусинного клювика. Пол куклы определялся по одежде, кроме этого - по наличию кос и украшений, которые изготавливались из полосок сукна, бисера, мелких пуговиц и цепочек. Куклы, изображающие женщин, украшались серьгами и нашейными украшениями из ниток бисера.

  Вывко – эта игра заключается в том, что концы ниток одеваются на пальцы и игрушка взмахом руки закручивается и издает определенный звук. Звук похож на завывание ветра. Ребята, послушайте, как в тундре завывает ветер. У ненцев есть такое поверье: с помощью «Вывко» в жаркую погоду, в безветрие просить ветер, чтобы он пришел в стойбище и принес с собой прохладу.

В свободное от работы время ненцы охотно уделяют различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, карты. Как шахматные доски, так и фигурки многие ненцы мастерят сами из дерева или кости. Интересно, что у ненецких шахмат особый вид. Ненцы придают фигуркам облик человечков, чумов, шаманов и духов, хотя правила игры остаются такими же, как и везде.

 IMG_20190118_162320 «Хобцоко» - то  головоломка  состоит из плоской деревянной дощечки с тремя отверстиями, через которые протянут тоненький кожаный ремешочек. На этом ремешочке висят два колечка, выточенных из рога оленя. Задача этой головоломки заключается в том, чтобы перекинуть кольцо с одной петли на другую, ко второму кольцу, не развязывая узелков на концах шнурка. Затем снова разъединить кольца. Похожие головоломки есть у всех народов мира. Они не только увлекательны, но и хорошо помогают тренировать внимание, ум, воображение и развивают ловкость пальцев.

Игрушка - гладкие палочки, по-ненецки «Нямдко». Длиной они в 10-15 сантиметров, а толщиной в карандаш. Их горстью брали в ладонь и невысоко подкидывали. Они должны были упасть на тыльную сторону кисти; затем опять подбросить, и палочки должны были упасть на ладонь. Эта игра развивает и физически укрепляет пальцы, развивает зрение и ловкость рук.

IMG_20190118_155246 Волчок - очень распространённая игрушка во всём мире, на ненецком её называют «Сюрна», переводится как «вращающийся». Эту игрушку делали из круглых деталей сломанных механизмов часов или из дерева. Вращаясь, «Сюрна» постоянно крутится по кругу. А круг у всех народов во все времена круг имеет одинаковое значение – это изображение солнца, символ сил, которые несут жизнь и положительную энергию. Но волчок – это не просто игрушка, а оберег, который помогает ребенку, вырасти здоровым человеком.

Тыранйко – «На обратной стороне ладошки» играют деревянными палочками, длинной 10-12 см. в количестве 10-12 шт. палочки кладут на ладонь руки и перебрасывают с ладони на обратную ладони и обратно на ладонь. Во время перебрасывания нужно поймать как можно больше палочек; палочки отсчитывают по парам и палочку без пары играющий оставляет себе. Если у играющего все палочки парные, то игра переходит следующему игроку. Выигрывает тот игрок, у которого больше палочек по количеству. Эта игра развивает мелкую моторику.

«Тоба̓ лы», «Игры с косточками» – играют косточками из оленьих копыт. Косточки в количестве 7 штук раскладывают на столе, на ровном месте, игрок производит несколько манипуляций рукой и забрасывает одну косточку вверх в воздух ловит со стола в ладонь все косточки по порядку в ладонь.

Игры в оленей (малоподвижная, её играют  - Игрушечный олень из деревянного брусочка (10см×2 см.) слегка загнутыми лучинками, изображающие рога.

  1. План работы по созданию мини-музея

«Обычаи, традиции и культура ненцев»

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Проведение консультации  с родителями: Мини музей «Тукоця» в детском саду;

Сентябрь

Вануйто Е.А.

2

Проведение бесед с  родителями о создании музея в этно-холле «Тукоця»  корпусе№2

Сентябрь

Вануйто Е.А.

3

Информационный блок

(наглядная информация)

Оформление информации о проведении проекта:

 на стендах в группах в родительских уголках

В течение года

Вануйто Е.А.

4

Создание картотеки музеев

октябрь

Вануйто Е.А.

5.

Совместные   экскурсии  родителей и детей  в музеи;

Ноябрь

Вануйто Е.А.

Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми;

В течение года

Вануйто Е.А.

6.

Определение тем для выставок и экскурсий                                                                

сентябрь

Вануйто Е.А.

Практический этап (или этап реализации проекта)

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Создание мини-музея в этно-холле в корпус №2

Октябрь -декабрь

Вануйто Е.А.

2.

Сбор экспонатов для музея;

В течение года

Вануйто Е.А.

3.

 Разработка экскурсий.

Октябрь- декабрь

Вануйто Е.А.

4.

Пополнение музея экспонатами

 В течение года

Родители, дети

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Открытие мини-музея «Тукоця» в этно-холле корпуса №2;

Сентябрь

Вануйто Е.А.

2.

Экскурсия в мини-музей детей по группам;

 В течение года

Вануйто Е.А.

3.

Приглашение гостей, родителей;

В течение года

Вануйто Е.А.

4.

Разработка различных видов экскурсий для музея;

В течение года

Вануйто Е.А.

5.

Проведение образовательной деятельности в мини-музее.

В течение года

Вануйто Е.А.

6.

оформление мини – музея:

альбома;

презентации;

паспорта; картотеки экспонатов

Апрель - май

Вануйто Е.А.

  1. Перспективный план работы мини-музея «Тукоця» «Огонёк»

на 2023 – 2024 учебный год

Наименование мероприятия

Цель

Срок исполнения

Экскурсия в мини – музей.

Знакомство с названием мини-музея и его значением, расширить кругозор детей о родном крае.

Сентябрь

Экскурсия в мини-музей. Беседа о Родине и малой Родине.

Закрепить название нашей страны, столицы, название родного села. Воспитывать патриотические чувства.

Беседа на тему: «Село в котором я живу».

Закрепить название села, беседа о достопримечательных местах.

НОД «Знакомство с символикой Яр-Сале»

Развитиепознавательного интереса, речи.

Выставка рисунков «С днём рождения, Яр-Сале»

НОД «Игры и игрушки народов Ямала»

Познакомить детей с новыми национальными играми и игрушками Народов Севера.

Научить изготавливать ненецкую куклу «НУХУКО»

Закрепить навыки работы с бумагой, с тканью.

Октябрь

НОД «Падкоця» -ненецкие сумочки (мешочки, кошельки)

Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре.

Развлечения ко Дню народного единства «Ненецкие игры с детьми», заучивание стихотворений и поздравлений на родном языке;

Выставка «Деревянная посуда ненцев»

НОД «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Дать детям знания о своеобразии жизни ненцев: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

Ноябрь

Театрализация сказки

«Вы тер сармик».

Знакомство ненецкими с поэтами и

писателями.

Этно - литературная гостиная «Творчество С. Н. Няруй»

Фото-акция «Мои семейные традиции» в национальной ненецкой ягушке, приуроченное к Дню матери;

НОД Коллективная работа-аппликация «Белый медведь»

Освоить с детьми технику аппликации - обрывание. Закреплять умение аккуратно работать ножницами, клеем, приклеивать детали к контуру изображения

Декабрь

Выставка «Животные Севера»

Развлечение для детей ко дню рождения ЯНАО «Самое сильное звено»

Фотовыставка к Дню округа «Мир Ямальских профессий»;

 НОД «Кочевье в зимнее время»

Продолжать знакомить детей с жизнью ненцев.

Январь

Развлечения и игры с Ямальским дедом Морозом Ямал Ири.

Фотовыставка в зимнее стойбище

«День родного языка».

НОД Знакомство с творчество ненецкого писателя Л.В. Лапцуя

Воспитыватьинтерес к творчеству Л. В. Лапцуя.

Февраль

5.Фотовыставка по творчеству ненецкого писателя Л.В. Лапцуй;

Профессии.

Беседа «История Ямала «Сихиртя»

Систематизация, обобщение знаний о Ямале, о профессиях.

Воспитание удетей чувства патриотизма

март

Просмотр фильма: «Уроки

предков»

Выставка«Наш Северный край»

«Праздник День оленеводов»

Вызвать у детей чувство уважения и гордости за любимый край.

Апрель

Конкурс стихов и песен о родном Ямале

Этно - фотозона   к традиционному празднику оленеводов

НОД «День Победы»

Формирование системы знаний о жизни народа во время войны, о подвигах людей в годы Великой Отечественной Войны.

Май

Беседа «Тихие герои.Животные-герои Великой Отечественной войны»

Показать роль оленей в ВОВ.

Выставка "Никто не забыт, ничто не забыто".

НОД «Птицы и насекомые в тундре»

Повторение знаний о родном крае.

Июнь, июль, август

НОД «Лето в тундре».

Выставка «Птицы Севера»

Выставка «Национальные спортивные игры народов Севера»

  1. Тематический план проведения занятий в мини-музее

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

1.

Чум

Познание, коммуникация

Формировать представления о традиционном жилище ненцев

сентябрь

2.

«Ягоды и грибы тундры»

«Растения и деревья тундры»

Познание, коммуникация

Художественное творчество

 Развивать навыки аккуратности в работе.

сентябрь

3.

Деревянная посуда ненцев и ее значение

Познание

коммуникация

Продолжать давать представления о посуде и ее значение, активизировать речь в играх.

октябрь

4.

Создание из картона и цветной бумаги поделки «Падкоця» ненецкие сумочки (мешочки, кошельки)

Познание, аппликация

Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре.

октябрь

5.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением  сувениров

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Формировать логическое мышление с помощью загадок, дать представление о понятии «сувениры».

ноябрь

6.

Выставка «Животные Севера»

Коллективная работа-аппликация «Белый медведь»

«День Округа ЯНАО»

Художественное творчество

Продолжать совершенствовать умение работать  в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе

декабрь

7.

«Кочевье в зимнее время»

Лепка  «Олень»

 Фотовыставка в зимнее стойбище

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Художественное творчество

Развивать мелкую моторику рук.

январь

8.

«День родного языка»

Творчество ненецкого писателя Л.В.Лапцуй

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Закрепление навыков работы по изобразительному искусству

февраль

9.

Ненецкие нарты «Грузовые и ездовые»

Создание аппликации «Нарточка»  

 Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Формировать логическое мышление с помощью загадок

март

10.

«Праздник День оленеводов»

Этно - фотозона   к традиционному празднику оленеводов

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Формировать представления о традиционной одежде ненцев

апрель

11.

Итоговая выставка

Подведение итогов работы за год

Подведение итогов за год и оставление плана на новый учебный год

май

12.

«Птицы и насекомые в тундре»

 Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему Художественное творчество

Формировать представления о насекомых и птицах в летнее время в тундре

Июнь

Июль

13.

«Традиционная ненецкая люлька» «Колыбельные песни ненцев»

Рисование «Ненецкая люлька»

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему Художественное творчество

Закрепление навыков работы по изобразительному искусству

Август

  1. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

– Подбор детской литературы,  детских мультфильмов и наглядного материала  

(сюжетной картинки).

– Проведение экскурсий для родителей, детей.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

  1. Заключение

Мини-музей «Тукоця» «Огонек» - неотъемлемая часть предметно-развивающей среды  детском саду. В дальнейшем мы планируем пополнять музей экспонатами, привлекать детей в качестве экскурсоводов, продолжать сотрудничать с родителями.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада «Солнышко» заключается в следующем: дети узнают о ненецких традициях и обычаях, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории Ямала, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Таким образом,  у дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда музея рассматривается нами как “встреча” образов истории, культуры, взрослых людей  - носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка - носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музеи с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации экспозиций в этно-холле.

Список литературы

  1. Явтысый П.Я., Ледкова М.И. «Вы’терко». Книга для допол. чтения в подготовительном-первом классах ненецких школ: Пособие для учащихся. Л., Просвещение, 1980.-191с., ил.
  2. Пушкарёва Е.Г., Лапцуй А.Т., Н.М. Янгасова, И.А. Богданов «Нюдекоцяинзелена». Маленький слушатель: Хрестоматия для детских дошк-х учреждений (нен.яз.)/ Е.Т. Пушкарёва, А.Т. Лапцуй, Н.М. Янгасова и др. авторы-составители. – С.П.Б.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994. – 224 с.: ил.  
  3. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. -  СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239 с.: ил.
  4. Саблина В.А. «Едэйко». Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»: 2008. – 63 с.: ил.
  5. Окотэтто Е.Н. Развитие родной речи в младших группах ненецкого детского сада (пособие для воспитателей детских садов). – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1994 – 115 с.
  6. Кокорева Н.Я. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит. дошк. образ. учрежд. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008
  7. Приходько  М.С. «Хомаку». Картинный словарь русско-нещанского языка.

          Санкт-Петербург, «Морсар АВ», -  2000.  

8.   Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол.:       В. Г.       Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М.: Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

9.  Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008