ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ по основам безопасности жизни в условиях кочевья

Вануйто Елена Александровна

Тематические беседы и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_kmns.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

по основам безопасности жизни в условиях кочевья в образовательных организациях Ямальского района

Подготовила:  Вануйто Елена Александровна

Педагог дополнительного образования

детского сада «Солнышко»

село Яр-Сале 2021 год

Пояснительная записка.

Данный методический материал подготовлен на ненецком и русском языках,  что позволит нынешним дошкольникам,  проживающим в условиях кочевья расширить свой кругозор по основам безопасности, поможет самостоятельно подготовиться к школе  и с любовью относится ко всему, что их окружает.

Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время в России, в которой специально выделяется проблема безопасности детей дошкольного возраста, для родителей которых ведут кочевой образ жизни, как одна из проблем образования.

Современная ситуация обнаруживает острую потребность в образовании дошкольников по безопасности, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства по основам безопасности жизни в условиях кочевья.

Современная идеология образования ориентируется на всестороннее развитие личности дошкольников по безопасности, и дальнейшем  на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути. Известно, что развитие личности детей в семье идет через овладение ими элементарными навыками и умениями, и происходит, прежде всего, в совместной подготовке ребенка с родителями к школе. В основе развития личности - удовлетворить её потребности. Отсюда важное требование к рекомендациям для родителей – оно должно быть личностно – ориентировано.

Данный подход родителям ведущих кочевой образ жизни  позволяет сформировать первоначальные знания и умения по безопасности и его содержания, так как материал, включает основную характеристику для подготовки детей к школе самостоятельно в условиях кочевья. Реализация данного подхода ориентирует детей дошкольного возраста на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Родители с детьми не только самостоятельно изучают особенности для развития дошкольников с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственный образ жизни.

Несомненно, разработка методической информации по безопасности для родителей, живущих в условиях кочевья  для подготовки детей к школе и подготовке полной перемене их образа жизни - актуальная проблема методики обучения, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

 

Возможные источники опасности для детей.

Предметы, которые запрещено брать детям в чуме:

-  спички;

- печь (открытый огонь летом);

маленьким детям запрещено брать ножи, ножницы, иголки, рабочие инструменты;

-  лекарство;

-  горячую жидкость.

Источники опасности на улице, возле чума:

- незнакомые люди;

- оленья упряжка;

- собаки и другие животные;

     - открытый водоём;

-  осенний ледостав, весенний паводок и ледоход;

-  молния, гроза, град, метель;

-  работающий снегоход;

-  работающий бензиновый генератор

Меры предосторожности, применяемые для безопасности детей  в чуме.

     Чум – это традиционное переносное жилище кочующих людей. Его можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Он состоит из шестов, нюков, досок, и внутреннего убранства. В центре него стоит очаг, открытый огонь летом и печь « буржуйка» зимой. Чум ставят взрослые. Дети в это время находятся в стороне – это необходимая мера безопасности.

       Чтобы обезопасить детей во время пребывания в жилище, нужно выполнять несколько правил:

-   женские принадлежности для шитья (иголки, ножницы, нитки, напёрстки и т.д.) должны храниться в специальной сумочке, тщательно закрытой, чтобы маленький ребёнок не смог их достать;

          -  инструменты (топор, пила, рубанок и т.д.) хранятся в определенных ящиках; 

-  лекарство и бытовая химия хранятся в недоступных для детей местах.

- острые, колющие, режущие предметы, так же должны быть спрятаны в специальные ящики;

                         -   не оставлять детей без присмотра у открытого огня или печи.

Меры предосторожности, применяемые на улице, возле чума.

      Возле чума, маленького ребенка так же подстерегают разного рода опасности. А чтобы не омрачить игру на улице и избежать несчастного случая, нужно принять меры предосторожности, такие как:

  1.  Незнакомый человек. Ребёнок должен знать, что в лице каждого незнакомого мужчины или женщины может таиться угроза. Разговаривать можно только с хорошо знакомыми людьми, с которыми родители познакомили ребёнка.
  2.  Олени и оленья упряжка. Детям нужно объяснять, что к оленям и оленьей упряжке подходить самостоятельно нельзя. Олени в упряжке могут испугаться, начать двигаться по кругу и затоптать того кто рядом. Если внезапно подойти к оленю, то  он может ударить копытом или рогами. 
  3. Оленеводческие собаки. Правильное обращение с животными включает в себя не только то, что их нельзя обижать, но и то, что нельзя подходить к незнакомым животным.
  4. Нельзя выпускать детей на улицу одних во время сильной метели. Ребенок может потеряться и замерзнуть.
  5.  Нельзя находиться под открытым небом  во время сильной грозы. Необходимо объяснять детям, что можно получить удар молнией, что приведёт к очень страшным последствиям;
  6. Объясните ребёнку, что подходить к работающему снегоходу опасно. Ребёнок может нажать рычаг и привезти снегоход в движение.

Ребенок должен уметь определять опасные ситуации и знать не только меры предосторожности, но и как справляться с каждым конкретным случаем, когда есть угроза его здоровью или даже жизни. С детьми необходимо разговаривать о мерах безопасности, объяснять, чтобы безопасность ребенка на улице и в чуме была полной.

Проведение и содержание бесед.

Беседа 1.

                                                 Ход беседы.

Посадить детей вокруг чума, разбирая его, выделять и называть каждый предмет чум, показывая детям что шесты могут упасть и надо быть очень внимальным. Беседа с детьми:

- Выӈгана ненэця" ӈамгэна иле? Тыбертя" ӈамгэна илебату”?  В тундре люди в чём живут? В чуму живут.  Ведь они постоянно каслают.

Дети, естественно, называют жилище оленеводов: мя"- чум. Показывая на чум, сказать: Тюку мя". Это чум. При разборке и сборке чума надо быть особенно внимательным.

- В тундре чум очень удобен, его легко убрать и поставить, собрать, возить
в нартах, ведь оленеводы часто каслают, чтобы найти корм для оленей,
нельзя на одном месте есть ягель, можно всю ягель вытоптать.

Теда мядм' манэкава". Сейчас чум рассмотрим.

Родитель показывает на верхушку чума и называет на ненецком языке:

-Тюку мя" макода. Это верхушка чума. Макода' си - отверстие чума, для выхода дыма.
Далее убирается ея - нюк, дети повторяют это слово:

-    Ӈамгэм' екам'? Что сняла? Ея - нюк. Зимой чум имеет 4 нюка, тет ея”.

Вверхние 2 нюка очень тяжёлые, а далее под ними полегче. Летом пользуются

в наше время двумя брезентовыми нюками.

Сыра' сяӈок ея тара? Зимой сколько нюков надо?

Дети отвечают: Сыра' тетея", та' сидя ея. - Зимой 4 нюка надо, летом-2 нюка. Показать на шесты - ӈу": Тюку ӈамгэ? Это что? Это шесты – тюку ӈу". Мяд" ӈу"-шесты.
Мяд' мярва' е"эмня ӈамгэ тара?   Что надо, чтобы поставить чум?

Дать понять этот вопрос и чтобы дети могли ответить: ӈу" тара. Шесты надо (повторить когда взрослые ставят шесты детям нельзя там ходить и бегать).

-        Правильно, надо шесты, мы без них чум не сможем построить.
Сяӈок ӈу"? Сколько шестов?

Дети подтверждают: Ӈу"  ӈока. Шестов много.

Закрепить слова: мя", макода, ея, ӈу", ӈу" ӈока.

-    Мядм' мюйм' манэкава". Мяд' мюняӈамгэ" таня"?

Рассмотрим чум внутри. Что внутри чума есть? (Обратить внимание на безопасное поведение в чуме)

Ва"ав - постель, мяд' лата - полы в чуме, хор - печка, толь - печка, мяд' нёнзи-двери чума, пыркыбт-подушка. Показывая на постель, сказать:

-        Тюку ва"ав. Это постель. Ва"ав' нинаӈамгэм' пэрӈа? Что делают на постели?
Запомнить вопросительное предложение, некоторые дети могут дать ответ: Ва"ав' нинаӈамды, хоны, нылына. На постели сидят, спят, отдыхают. Дети повторяют предложение, дать совет:

-    Ва" ав' нина санарць вэва. На постели нельзя прыгать. Мя" канна ӈаркавна лаханако ни' тара. В чуме громко нельзя разговаривать. В тундре при беседе нельзя перебивать старших и вмешиваться в их разговор.

Закрепить предметы внутри чума. С детьми разобрать чум, затем собрать, при этом повторить все  части  чума, выделяя  каждую деталь. Задавать детям  вопросы   на  ненецком  и  русском  языках: Каким жилищем в тундре пользуются? Почему чумом? Дети дают полные ответы.  

 

Беседа 2

Ход беседы.

Перед детьми наборы ненецких игр, знакомых им: "Вывко", "Нухукова", картины серии для игры "Ярколава", беседа с детьми:

Вынгана ӈацекы" ӈани сянаку". Сянакубц" хуркари, хуркари сянако".

В тундре дети тоже играют. Разные виды игр, разные игрушки у них, но во время игр надо быть внимательным и аккуратным.

Ханзер" ӈацекы" вынгана сянаку"? Тюку яля вадетына. Теда теневана сянакубц" хэтыда".

Как дети в тундре играют? Я сегодня расскажу. Сейчас назовите знакомые игры.

Дети перечисляют игры с которыми их знакомили: "Путко", "Вывко", "Пейленгова", "Нухокова", "Ярколава".   Закрепить игры, спросить, как играют в ту или иную игру, что нужно для каждой игры, коротко в 2-3 предложениях. Показать где дети играют в "Ярколава", уточнить о правилах безопасного поведения во время различных игр:

Ӈамгэ тара тюку сянакубцхана? Что нужно для этой игры?

Аркан-тынзян. И сказать детям, о том, что нужно быть внимательным при игре с арканом.

Хобцоком' тензебтехава". Загадку вспомним.

Кто-то из детей должен вспомнить, если нет, то припомнить или подсказать первое слово. Проговорить загадку на ненецком языке 2-3 раза: Лым' нгэвта халы. Червь с костяной головой.

Настроить детей на знакомство с новыми играми. Игра "Тыранийко". Перед родителем набор палочек для данной игры.

Тюку сянакубц нюмда "Тыранийко". Сянакода' ӈока ӈэсеты.

Эта игра называется "Тыранийко". Играющих бывает много, поэтому надо не толкаться, не бегать, не прыгать!

Закрепить слово тыранийко. Показать детям, как играть в эту игру. Класть палочки на ладонь, перебрасывают на тыльную сторону руки и снова перекладывают на ладонь, при этом надо постараться поймать нечётное количество палочек. Непарную играющий оставляет у себя.  Игра переходит к другому участнику, когда первый игрок поймает чётное число палочек. Игра считается законченным, если все палочки находятся на руках у детей. Выигрывает тот, у кого их больше всех. Развивает навык счёта, ловкость рук. Дать детям поиграть, воспитатель руководит игрой, соблюдая ход и правила игры, слово тыранийко повторить хором, тихо, шёпотом, громко.

Знакомство с другой игрой, разновидность игры "Путко", называется "Пейленгова". Дети складывают ладони друг на друга. Ведущий поднимает верхнюю ладошку и говорит:

Варӈэханада. Ворона взяла. Тот, кому принадлежит ладошка, должен тут же, подражая голосу птицы, произнести:

Кар-кар-кар. - и полетать вокруг детей

Так каждый по очереди подражает птице или зверю, о котором говорит ведущий. Кто ошибся, выбывает из игры.    В начале желательно вспомнить, как называются животные и птицы на ненецком языке, вспомнить их повадки, движения, звуки, издаваемые ими. В данной игре закрепляются названия птиц и животных на ненецком языке. А также, нужно сказать детям, что детям нельзя уходить самостоятельно  далеко от чума, быть внимательным к птицам и животным в тундре.

Например: хорки (куропатка) - ко-ко-ко; ябто (гусь) - га-га-га, нябы (утка) - кря-кря-кря, тэвасико (заяц) - движения зайца, прык-скок, писяко (мышь) - пи-пи-пи, движения, варк (медведь) - рычит, движения показать, сармик (волк) - у-у-у, движения волка, теня (лиса) - плавные движения лисы, ты (олень) - показать рога, движения   ног и т.д. Игра проводится несколько раз.

Есть в тундре отдельные подвижные игры, которые требуют особо внимания по технике безопасности характерные только для мальчиков: "Прыжки через нарты", "Метание тынзяна", "Ныхыдарма" (перетягивание палки).

В конце беседы повторить все игры, дать поиграть в любую понравившиеся. Ненецкие игры: "Вывко", "Путко", "Тыранийко", "Пейленгова", "Ярколава", "Нухукова", "Мядикова" и т.д.

В свободное время почитать детям стихотворение про санки.   Ведь на севере дети очень любят кататься на санках. Сказать детям, во время катания на санках нужно быть аккуратным, не носить скользящую обувь, скатываться с горы по одному и ходить кататься на санках, под присмотром взрослого.  

Игры для развития речи, внимания, мышления по безопасности

(Родитель переводит игры при необходимости на ненецкий язык)

  1.         Игра: «Будь внимателен!»

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать:

•        металлические предметы,

  • съедобные,
  • тяжелые,
  • мягкие,
  • белые,
  • круглые,
  • длинные,
  • деревянные,
  • маленькие,
  • прямоугольные,

которые можно повесить за нитку.

  1. Игра «Угадай настроение».

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход. Родитель  изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание родителя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

  1. Игра. «Отгадай и обойди».

Цель. Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет. Чем опасно.

Ход. Родитель называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный - руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по  плоскости стола).

  1. Игра «Найди недостаток на картинке».

Цель. Учить видеть недостающие предметы на картине или предмете.

Ход. Детям раздаются изображения. Родитель предлагает определить недостающие предметы  и дорисовать их карандашом.

  1. Игра « Собери пазл».

Цель. Научить детей составлять целое из частей.

Ход.  Детям даются изображения неживой и живой природы. Дети собирают пазл.

  1. Игра «Волны».

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается  «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

  1. Игра. «Игра Шторм».

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Ход. Родитель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

  1. Игра «Чего не стало?».

Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Родитель закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.

  1. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

  • подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
  • фигуры, отличающиеся двумя признаками;
  • тремя признаками (подбери самые непохожие).

2). "Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

  • муха и бабочка;
  • дом и избушка;
  • стол и стулья;
  • книга и тетрадь;
  • вода и молоко;
  • топор и молоток;
  • пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет?

Чем отличаются друг от друга?

  1. Игра – упражнение «Опиши игрушку »

Цель. Учить внимательно, рассматривать игрушку, давать словесное описание.

Ход игры. Родитель предлагает детям рассмотреть игрушку внимательно и описать. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки круг, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

  1. Игра «Найди в природе яркие и блёклые цвета»

Цель: Учить детей находить цветовые контрасты

 в окружающей природе, называть их. Ход игры.

Родитель предлагает посмотреть

в чуме всем детям яркие и блёклые цвета

в предметах, растениях, природных явлениях

  1. Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».

Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход игры. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Оленей, грибы, чум, дом и т.д.» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.