Кружок по родному языку "Пэдавако"

Вануйто Елена Александровна

Кружковая работа по ненецкому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_rodnomu_1.docx367.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Принято

на заседании педагогического совета

Детского сада «Солнышко»

Протокол № 5 от «15» мая 2021 г.

«Утверждаю»

Заведующая

Детским садом «Солнышко»

_________О.Е. Чечикова

Приказ № 126 – о

от «17» августа 2021 г.

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

по обучению родному (ненецкому) языку

«Знатоки родного края – Пэдавако»

для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет

(срок реализации 1 год)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d4b/000dc8ea-b3549867/2/img13.jpg

Педагога дополнительного образования

Вануйто Елены Александровны

с. Яр-Сале, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Стр.

1.1.Пояснительная записка.

3

1.2.Актуальность.

3

1.3.Цель и задачи программы.

3

1.4.Принципы и педагогические подходы в реализации программы.

4

1.5.Возрастные особенности детей .

5

1.5.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет.

6

1.6.Планируемые результаты освоения программы.

6

1.7. Срок реализации программы. Объем образовательной нагрузки.

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.Учебно-тематический план.

7

2.2.Содержание образовательной деятельности.

9

2.3.Взаимодействие образовательной деятельности с родителями.

13

2.4. Формы подведения итогов.

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Материально-техническое обеспечение.

14

3.2. Методическое обеспечение.

14

3.3. Список литературы.

14

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Старинная мудрость гласит: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Изучение истории, культуры родного края открывают перед детьми новые горизонты, формирует нравственные ценности, которые становятся фундаментом развивающийся личности.

Ребенок, который с детства знает свои «Корни»: родителей, родной язык, историю, культуру края, вырастает духовно здоровым.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю следует с дошкольного возраста.

В целях воспитания у детей интереса, любви к родному краю и развитию речи на родном языке возникла необходимость организации кружковой работы.

1.2. Актуальность

В настоящее времяизучение родного языка в Ямало-Ненецком автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско-ненецкое двуязычие представляет собой явление массовое, охватывающее все возрастные и социальные слои населения.

        В семьях коренной национальности (ненцы), в смешанных семьях, живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.

       Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.

1.3.Цель и задачи программы.

Основная цель работы кружка направлена на обучение дошкольников родному языку, на развитие устной речи детей дошкольного возраста;приобщать дошкольников к истокам ненецкой культуры, развивать речь на родном языке, способствовать раскрытию перед детьми богатства культуры и традицийсеверного народа, укреплять интерес и эмоциональную отзывчивость ко всему прекрасному, развивать творческие способности детей.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить детей с историей и современной жизнью народов Ямала;
  • Познакомится с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
  • Овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности по теме: «История Ямала».

Развивающие:

  • Развитие речи на ненецком языке, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к историческому наследию

Методы и приемы, используемые для реализации работы кружка:

  1. Целевые прогулки и экскурсии;
  2. Наблюдения;
  3. Рассказ, объяснения педагога в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
  4. Беседы с детьми;
  5. Игры;
  6. Использование художественной литературы, фольклора (пословиц, поговорок, загадок, песен);
  7. Разучивание с детьми песен и стихотворений, постановка сценок, инсценировка сказок.

1.4. Принципы и педагогические подходы в реализации программы.

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи по родному языку.

Программа основывается на принципах:

- принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого

развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

1.5. Возрастные особенности детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5 -6 лет. Родной язык посещают дети коренной национальности, и дети других национальностей по желанию детей и их родителей.Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.

1.5.1. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

Критерии для старшей группы (для детей 5-6лет)

1. Критерии для определения словарного запаса детей.

- понимает и умеет отвечать на вопросы «Хибя?» «Пыдар нюмл н,амгэ?» «Ханяна илева?» «Мят тер хибя?» «Хэвхананд хибя н,амды?»;

- правильно называет слова, обозначающие предметы, их действия, цвет, величину на ненецком языке;

- понимает и называет значение обобщающих слов.

2. Критерии для определения сформированности правильного звукопроизношения на ненецком языке.

-способность к переключению артикуляционных движений с одного слога на другой;

- умение выделять и изолированно произносить специфические звуки ненецкого языка по их символам;

- умение находить и произносить специфические звуки ненецкого языка в словах и предложениях;

- умение определить темп речи;

3. Критерии для определения усвоения детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний.

- осознанное восприятие и умение отвечать на вопросы;

- усвоение простых типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

- правильное использование категории отрицания и вопросительных частиц;

- усвоение и использование образования множественного числа существительных и глаголов на родном языке.

4. Критерии для определения степени развития связной речи детей на ненецком языке.

- понимание и выполнение просьбы или указания, высказанные с помощью простых предложений;

- составление диалогов, состоящих из 2-3 предложений по конкретной предложенной ситуации;

- исполнение в ролях или с помощью кукол отрывки из сказок;

- понимание содержания и рассказывание 2-3 стихотворений наизусть;

- умение составлять рассказ о себе и о членах семьи, состоящих из 3-4 предложений.

Система мониторинга.

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг достижения детьми результатов деятельности) проводится два раза в год: вводный (сентябрь), итоговый (май).

1.7. Срок реализации программы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Набор детей для обучения по программе дополнительного образования по обучению родному языку осуществляется согласно заявления родителей.  Формирование группы осуществляется в начале учебного года.

Образовательная деятельность осуществляется с детьми 5-6 лет, имеющими желание учить родной язык.

Количественный состав группы -15 человек.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и рассчитана на проведение 2 часа в неделю – 72 часов в год.  Периодичность проведения занятий – согласно сетке занятий, длительность – согласно возрастным особенностям дошкольников.

  1. Содержательный раздел
  1. Учебно-тематический план

Программный материал по разделу

Количество НОД

Итоговое мероприятие

1

 Я и моя семья.

теория

практика

Семейное фото я и моя семья

2

2

2

Ненецкий сувенир - подарок

2

2

Выставка работ «Игры моего народа».

3

Моё село Яр-Сале

3

2

Фотовыставка «Однажды в Яр-Сале»

4

Растительный мир тундры.

3

2

Лепка с использованием бисера «Ягода тундры»

«Что лишнее?».

5

 Одежда – национальные изделия из бисера, сукна и меха.

4

2

Экскурсия в краеведческий музей.

6

Рисование

«Мой Северный край»

2

2

Рисование «Ягода тундры».

«Что лишнее?».

7

 Знакомство ненецкими с поэтами и писателями.

3

2

Слушание музыки С. Н. Няруя.

8

 Сказки Народов Севера (драматизация сказок).

2

2

Театрализация сказки

«Вы тер сармик».

9

 Загадки и пословицы Народов Севера.

3

2

Е.Г. Сусой «Хадахобцоко».

10

Домашние животные тундры

3

2

Инсценировка сказки – «Вэнеконядамдапюма».

11

 Профессии.

История Ямала «Сихиртя»

3

2

Просмотр фильма: «Уроки предков»

12

 Животные тундры.

3

2

Аппликация «Вы сармик»

Животные тундры

13

 Транспорт.

3

3

Оригами «виды ненецких нарт» Просмотр фильма про жизнь ненцев.

14

«Край родной, навек любимый»

2

2

Деловая игра «Звездный час».

15

Путешествие по родному краю.

2

2

Литературная викторина «В гостях у ненцев».

Итого                                                                       41        31

        72 часа

  1. Содержание образовательной деятельности.

Дата

Тема

Задачи

Содержание

«Я и мое имя».

Знакомство. Научить называть имя, фамилию, отчество. Воспитывать дружелюбие, доброту.

Беседа; дидактическая игра «давайте познакомимся».

«Моя семья».

Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи. Закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семью.

Беседа, рассматривание фотографий. Рассказ.

Лепка «Ненецкий сувенир в подарок».

Повторить приему лепки, особенности ненецкого орнамента ( форма, цвет, …)

Беседа, рассматривание, объяснение. Самостоятельная работа детей.

Разучивание ненецкой игры «Ярколава».

Разучить ненецкую игру «Ярколава». Воспитывать дружелюбие.

Беседа, игра

Моё село Яр-Сале

Повторение знаний о малой родине  и родном селе; достопримечательностях.

Беседа, рассматривание иллюстраций. Видео экскурсия по Яр-Сале

Рисование «Северный край».

Развитие творческого воображения. Обобщить знания о пейзаже. Развития навыков рисования крупного изображения.

Беседа, рассматривание иллюстраций. Рисования детей.

Прослушивание сказки «Вэнеконядамдапюма..» сказка о том как собака искала себе друга

Знакомство с содержанием сказки. Развитие речи, внимания. Воспитание дружбы в группе.

Беседа, чтение педагога.

Распределение ролей инсценировка

Рассказывание по картинке « В чуме»

Формирование знаний об убранстве и украшение чума. Умения распределять обязанности в тундре.

Беседа, рассматривание иллюстраций. Сюжетно ролевая игра «Чум»

Малые формы фольклора.

Уточнить представление детей о жанрах, особенностях, о назначение пословиц, поговорок, загадок.

Беседа, разучивание, повторение, объяснение, дидактическая игра «Продолжи…»

Труд и занятие сихиртя (история Ямала) в прошлом

Формирование знаний о занятостях ненцев в прошлом.

Беседа, рассматривание иллюстраций. Видео экскурсия в музей Шемановскогог.Салехард

Лепка «Туця» ненецкий мешочек

Научить лепить ненецкий мешочек. Воспитать самостоятельность и творчество

Беседа, рассматривание. Самостоятельная деятельность детей.

Дидактическая игра «Назови ненецкое блюдо».

Использование игры как средства познавательно-речевого развития. Учить придумывать новый сюжет, правила к народным играм

Беседа, рассматривание фотографий. Игра.

Изготовление традиционного блюда с родителями

Музыкальные ненецкие инструменты

Знакомить детей с ненецкими народными инструментами. Воспитывать интерес к культуре ненецкого народа

Беседа, игра, рассказ.

Рассматривание видов музыкальных инструментов.

Прослушивание ненецких песен

Игровое занятие «Народные обычаи и традиции ненецкого народа».

Ознакомление и повторение знаний об обычаях, традициях ненецкого народа.

Беседа, рассказ, игра.

Рассказывание сказки «Вы сармик» сказка о животных тундры

Знакомство с содержанием ненецкой народной сказки. Воспитывать интерес к чтению сказок.

Беседа, рассказ, чтение воспитателем сказки. Рассказывание. Инсценировка

Аппликация «Роспись ненецкого орнамента»

Формирование у детей художественного вкуса и умение сочетать материалы.

Беседа. Анализ образца. Самостоятельная работа детей.

Экскурсия в музей

Вызвать интерес к историческому прошлому ненецкого народа. Воспитать интерес к изучению родного края

Беседа, показ. Рассматривание.

Беседа «Маня садиква» «Мой детский сад»

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.

Беседа, рассказ, рассматривание фотографий.

Разучивание стихотворения Ф. Рахимгуловой  «Откуда родом ты?» в переводе на ненецкий язык

Разучить стихотворение, развитие речи, памяти.

Беседа, чтение воспитателем. Разучивание.

Беседа по теме «Национальный ненецкий костюм»

Формирование представления об особенностях ненецкого национального костюма.

Беседа, показ. Рассматривание костюмов. Рассказ воспитателя.

Ненецкий поэт Леонид Лапцуй заучивание стихотворений и поэм

Знакомство с творчеством Л.Лапцуй

Систематизировать представления о поэте ненецкого народа. Воспитание патриотических чувств.

Беседа. Рассказ воспитателя. Чтение и заучивание стихотворений Л.Лапцуй.

«Спортивное представление – досуг «Маленький охотник», «Ловкий оленевод»

Познакомить с ненецкими подвижными играми. Развитие ловкости, выносливости.

Игры (подвижные). Объяснения правил игры

Импровизированная выставка «Наш Северный край».

Систематизация, обобщение знаний о Ямале, о Ямальских профессиях. Воспитание у детей чувства патриотизма

Беседа, показ. Рассматривание предметов. Рассказ воспитателя

Дидактическая игра «Тицинябииба» (теплый и холодный)

Познакомить с содержанием игры. Развитие речи, мышления, памяти, ловкости. Воспитание дружелюбия.

Дидактическая игра.

Разучивание стихотворения «Мань небянитолхам» «Буду как мама».

Разучить стихотворение, развитие речи, памяти. Воспитание любви и уважения к маме

Разучить стихотворения (автор - Г. Гумерова) в переводе на родной язык

Рассказ (диалог) «Мань небяминядабим»; «Как я помогаю маме»

Развитие речи, памяти. Воспитание любви и уважения к маме

Беседа, рисование открыток мамам с использованием бисера. Оформление выставки детских работ.

Декоративная аппликация с использование бисера и ниток «Чум»

Учить использовать бисер и нитки, вырезать из бумаги силуэты. Закреплять умения самостоятельно украшать поделку. Развивать художественный вкус

Беседа. Показ. Объяснение. Самостоятельная работа, выставка  детских работ

Деловая игра «звездный час». Тема: «Край родной, на век любимый».

Повторения знаний о родном крае.

Беседа, совместные развлечения. Прослушивание ненецких песен и просмотр клипов

Беседа о лени и трудолюбии. Ненецкие пословицы и поговорки о труде.

Знакомство детей с пословицами и поговорками. Развитие речи, внимания.

Беседа, разбор пословиц. Рассматривание иллюстраций.

Транспорт.

Познакомить с одним из видов транспорта характерным для образа жизни ненецкого

народа –аргиш, мюд (санный поезд, состоящий из нескольких нарт). Каждая нарта имеет своё название и назначение. Обогащать словарь детей, дать понятие аргиш, для чего он служит. Дать понятие, что олень-транспорт в жизни тундрового населения.

Оригами «виды ненецких нарт» Просмотр фильма про жизнь ненцев

Тематическое занятие «Дети разных национальностей».

Систематизация знаний о том, что в нашей республике проживают дружно представители разных национальностей

Беседа. Рассказ о том, что в нашей стране проживают представители разных национальностей

Разгадывание кроссворда «Моя тундра».

Повторение, обобщение знаний об истории родного края. Развивать интерес к изучению своего края; прививать чувство радости за него.

Беседа, разгадывание кроссворда. Рассматривание иллюстраций, альбома.

Тематическое занятие «День Победы»

Формирование системы знаний о жизни народа во время войны, о подвигах людей в годы Великой Отечественной Войны.

Беседа. Рассказ педагога. Рассматривание иллюстраций. Прослушивание мелодий.

Литературная викторина «В гостях у ненецкой сказки»

Повторение знаний о разных видах сказок

Беседа. Рассказ. Семейный вечер с родителями

Декоративная аппликация «Хойнянамэта хан» (нарты, разнообразие и виды).

Учить вырезать из бумаги силуэты. Закреплять умение самостоятельно украшать поделку. Развивать художественный вкус.

Беседа. Показ. Объяснение. Самостоятельная работа, выставка детских работ.

Е.Г. Сусой «Хадахобцоко

Побуждать детей отгадывать загадки на ненецком языке. Развивать мышление, память

Отгадывание загадок.

Заучивание стихотворения на родном языке

Конкурс стихов и песен о родном Ямале.

Повторение стихотворений, песен. Вызвать у детей чувство уважения и гордости за любимую республику.

Беседа. Чтение стихотворений педагогом. Повторение песен о родном крае. Просмотр видео о Северном крае.

Домашние животные тундры

Расширить представления о рыбах, закрепить внешние особенности рыб. Воспитывать детей ухаживать за рыбками, которые живут в аквариуме, наблюдать за ними, рассматривать их строение.

Инсценировка сказки – «Вы тер сармик».

Профессии.

История Ямала «Сихиртя

Расширить представление о профессиях необходимых в тундре, развивая и обогащая речь детей на ненецком языке.

Просмотр фильма: «Уроки предков»

  1. Взаимодействие образовательной деятельности с родителями

Дата

Тема

Задачи

Содержание

«Моя семья»

Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи. Закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семью.

Беседа, рассматривание фотографий. Рассказ. Семейное фото или коллаж

Дидактическая игра «Назови ненецкое блюдо»

Использование игры как средства познавательно-речевого развития. Учить придумывать новый сюжет, правила к народным играм

Беседа, рассматривание фотографий. Игра.

Изготовление традиционного блюда с родителями

Деловая игра «звездный час». Тема: «Край родной, на век любимый»

Повторения знаний о родном крае

Беседа, совместные развлечение с детьми родителями и педагогом

Литературная викторина «В гостях у ненецкой сказки»

Повторение знаний о разных видах сказок

Беседа. Рассказ. Семейный вечер с родителями

2.4. Формы подведения итогов

В конце занятия организуется выставка детских работ или инсценировка сказок на родном языке. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.

Также дети принимают участия в различных конкурсах.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

МОДЕЛИ, МАКЕТЫ

Модель чума с утварью

Для занятий и игровой деятельности. Для постоянной экспозиции.

шесты деревянные длина 2м – 15 шт.

шест сымзы – 1шт, шесты-перекладины – 2 шт., – крюк для котла - 1, лист для очага – 1, столик 1.

Брезент 1,5м х 20м2 – 10-15м длина,

ситец для есера – 4м.

шкурки оленьи, подушки

1

Сумки женские (традиционные)

Пад (из сукна),

туця’ (из сукна)

1

1

Нарты

Аргиш женский и мужской (настольный)

Длина нарты – 1,3м. Хорей – 1,5м

Аргиш настольный: женский 4 нарты, мужской – 3 нарты. Хорей – 2 шт

1

1

1

Аркан

Длина 10м

1

Рыболовные сети

Длина 5 м

1

Детская одежда для мальчика - малица

Малица из сукна, размер 28-30

1

Детская одежда для девочки - паница

Паница из сукна, размер 28-30

1

  1. Методическое обеспечение

Учебные и методические пособия:

  • - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
  • - образцы;
  • - схемы;
  • - шаблоны, трафареты;
  • - фотографии лучших работ;
  • - перспективные тематические планы;

Техническое обеспечение

  • -интерактивная доска,
  • -ПК

3.3. Список литературы

  1. Бармич М.Я. «Ебцотакотохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учебное пособие для ненецких детск. садов и нач. школ. –Санкт-Петербург отделение издательства «Просвещение», 2000г.
  2. Кокорева Р.Я.  Программа «Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей ДОУ. – Санкт-Петербург: «Просвещение», 2008. – 64 с.:ил. сост. Программа «Лаханатохолкудм» (учусь говорить), Яр-сале, 2001.
  3. Няруй В.Н., Няруй С.Н. Колыбельная для тундровичка: Ебцотако’ нюкубц: Сборник песен / Авторы-составители – Санкт-Петербург.: филиал издательства «Просвещение», 2001.
  4. Окотэтто Е.Н.Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит. Дет. Садов Ямала.-СПб.: отделение издательства «Просвещение», 1998
  5. Окотэтто Е.Н.Ненецкие игры в детском саду –Санкт-Петербург, Просвещение, 2002
  6. Окотэтто Е.Н.  Ненецкие игры в детском саду –Санкт-Петербург, Просвещение, 2002