Азбука юного эколога.

Мункуева Туяна Балдановна

Сетевая программа "Азбука юного эколога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сетевая программа78.3 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЕСУРСНЫЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

Принята на заседании

педагогического совета

от «____» ____________2023 года

Протокол №_________

Утверждаю:

Директор ГБУ ДО «РЭБЦ РБ»

________________В.Н. Тимофеев

Приказ № «__» __________2023  г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Азбука юного эколога»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации: 4 года

Уровень программы: продвинутый

Авторы-составители:

Тирских Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования

Мункуева Туяна Балдановна

Улан-Удэ, 2023 г.

Рекомендована

методическим советом

Протокол №

от «    » _________2023 г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УИиВР

ГБУ ДО «РЭБЦ РБ»

_________________Е.Н. Митыпова

                  «    »____________2023 г.

при внесении изменений

в последующие годы:

Протокол №

от «    » _________2023 г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УИиВР

ГБУ ДО «РЭБЦ РБ»

_________________Е.Н. Митыпова

                  «    »____________2023 г.

Внутренняя рецензия от:

1.

Внешняя рецензия для аттестации на высшую квалификационную категорию от:

2.

Программа реализуется в ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» с 2010 г.

Программа переработана и дополнена:

в __________г.

в __________г.

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы………………………………………………………

3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………...

3

  1. Цель, задачи, ожидаемые результаты…..………………………………………..

8

  1. Содержание программы………………………………………………………….

11

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………….

32

2.1. Календарный учебный график……………………….………………………...

32

2.2. Условия реализации программы………………………………………………...

32

2.3. Формы аттестации………………………………………………………………

33

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………………..

33

2.5.Методические материалы……………………………………………………….

33

2.6. Список литературы……………………………………………………………...

37

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Основные характеристики программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука юного эколога» (далее Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".

https://docs.cntd.ru/document/420207400 

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
  • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

  • Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 03.12.2014 г.№2046.

http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/ustav.pdf

  • Положение об электронном журнале и Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) утв. Приказом директора ГАУ ДО РБ «РЦХТТ «Созвездие» от 31.08.2020 г. № 88-П.

 http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/88-p_polozhenie_o_distante_i_elektronnom_zhurnale.pdf

  • Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.

http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/polozhenie_o_razrabotke_i_strukture_dopolnitelnoy_obshcherazvivayushchey_programmy.pdf

Актуальность:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука юного эколога» реализуется в рамках естественнонаучной направленности и предназначена для учащихся 2-5 классов. Раскрывает для детей основополагающие темы взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой, а также темы, связанные с познанием природы, ее закономерностей.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать окружающую природную среду.

Школьники должны вовлекаться в самостоятельные поиски и дискуссии, прогнозировать последствия своего поведения и дел в природе. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую, игровую, творческую, практическую. Во время экскурсий и прогулок, воображаемых путешествий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, творчества и трудовых десантов.

Известно, что любая личность формируется в деятельности, но не в процессе деятельности вообще, а в ходе осуществления определенных по содержанию и структуре конкретных форм деятельности. Важным средством соединения обучения с производительным трудом и подготовкой учащихся к жизни служит опытническая работа. Соединение обучения с полезным трудом создает самые благоприятные условия для воспитания у учащихся стремления к расширению знаний, овладению различными навыками, полезными обществу и человеку.

Учебно-опытный участок – необходимая лаборатория под открытым небом для практического ознакомления учащихся с растениями, их сортовым разнообразием, приемами выращивания. Подготовка учащихся для работы на Учебно-опытном участке начинается с выработки умения и навыка наблюдать природу, анализировать полученные данные и проверять гипотезы на несложных учебных опытах. Накопленный опыт использовать в практической работе на занятиях, в условиях природы, при выращивании и использовании различных растений.

Всё это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного окружения человека, прививает детям первичные знания и навыки в области экологического образования и воспитания, расширяя, углубляя и дополняя, таким образом, знания детей, полученные по школьной основной программе. В этом актуальность программы. Новизна программы – в объединении в понятии «окружающая среда» двух составляющих: природной и социальной; в представлении природного и социального как неразрывного целого, единого жизненного континуума; в неразрывности и преемственности 4-х летнего цикла формирования нового экологизированного типа мышления и восприятия мира.

Ежегодно программа дорабатывается и дополняется. На 2017-2018 учебный год добавлен раздел для обучающихся 3 года обучения «Агротехника цветочных культур, учет и фенологические наблюдения на примере выращивания петунии». В 2018-2019 - практические занятия: посадка семян петунии в теплице РЭБЦУ, полив, фенологические наблюдения и учет всходов семян, пикировка рассады и высадка на Учебно-опытном участке РЭБЦУ.

В связи с увеличением в настоящее время, как количества, так и разнообразия твёрдых бытовых отходов, появилась необходимость включения в программу разделов, связанных с твердыми (коммунальными) бытовыми отходами (далее ТБО). Данные тематики добавлены в учебно-тематический план 4 года обучения на 2019-2020 учебный год с 14 по 18 пункты.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

Окружающий мир, биология, география, история.

Вид программы:

Тематическая разработка программы осуществлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Азбука юного эколога», составитель Василевская Светлана Геннадьевна, Великий Новгород, 2009 г. Модификация заключается в добавлении регионального компонента, а именно: тематическая привязка к территории Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, его окрестностям, п. Орешково, территории Республиканского эколого-биологического центра учащихся, с добавлением тем по самостоятельной работе, заданий, лабораторной и экспериментальной части.

Направленность программы:

Естественнонаучная.

Адресатом программы:

Адресатом программы являются обучающиеся 8-11 лет без учета гендерных различий.  

1 год обучения – обучающиеся 2 классов;

2 год обучения – обучающиеся 3 классов;

3 год обучения – обучающиеся 4 классов;

4 год обучения – обучающиеся 5 классов.

Срок и объем освоения программы:

Программа рассчитана на 4 года, 108 часов в год.

Количество часов в неделю в каждой группе – 3 часа (академический час).

Форма обучения:

Программа «Азбука юного эколога» может реализовываться в формате очного и дистанционного обучения. Дистанционное обучение будет проводиться при помощи облачных конференц-платформ, таких как Zoom и Skype, мессенджера Viber, социальной сети VK и других платформ, позволяющих проводить занятия в режиме видеоконференции с количеством участников до 50 человек.

Особенности организации образовательной деятельности:

Группы одновозрастные. В целом состав групп остается постоянным, однако может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Режим занятий:

22 часа в неделю, 792 часа в год.

  1. Цель, задачи ожидаемые результаты

Цель: привить основополагающие ценностные ориентиры для дальнейшего формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с возрастом и способностями;
  2. Формировать умение анализировать, строить причинно-следственные связи явлений и природных процессов;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса через практическую деятельность;
  4. Научить применять на практике полученные знания;
  5. Показать положительное и отрицательное влияния человека на окружающий мир.

Развивающие:

  1. Формировать представление о едином природном и социальном окружении, в котором человек является одним из его субъектов;
  2. Развить умение сравнивать, самостоятельно формулировать выводы на основе результатов исследований и самонаблюдений;
  3. Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
  4. Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами;
  2. Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  3. Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению занятий на свежем воздухе;
  4. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.

Ожидаемые результаты:

                 По окончании первого года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • «Экология», «почва», «вода», «воздух», «погода»
  • Правила поведения в природе
  • Роль природы в жизни человека

Уметь:

  • Наблюдать природу
  • Проводить наблюдения в природе
  • Оценивать экологические ситуации в природе и ближайшем окружении
  • Воплощать полученные компетенции в различных видах деятельности.

По окончании второго года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • «Профессии», «транспортные магистрали», «городские постройки», «места обитания»
  • Разнообразие животных и мест их обитания в городе.
  • Живые существа в квартире.
  • Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

Уметь:

  • Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме;
  • Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  •  Оформлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших схем, рисунков, описаний.

По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • Природные сообщества, искусственные сообщества, многообразие растений, жизнедеятельность человека.
  • Влияние природных сообществ на окружающую человека среду
  • Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.
  • Разнообразие организмов экосистем своей местности, примеры связей между ними;
  • Основные среды обитания живых организмов: водная, воздушная, почва, живой организм иного вида;

Уметь:

  • Выполнять правила поведения среди природы;
  • Применять знания и умения при обращении с живыми организмами;
  • Участвовать в деятельности по охране природы своей местности;
  • Участвовать в посильном труде по уходу за домашними животными и культурными растениями сада, огорода и комнатными растениями.

По окончании четвёртого года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

  • Человек – природное существо и член общества;
  • Условия, влияющие на сохранение здоровья или способствующие возникновению болезней.

Уметь:

  • Заботиться о питании, полезном для здоровья, двигательной активности, закаливании и об оздоровлении окружающей среды (квартиры, класса, школьного двора, двора у своего дома)
  • Овладеть методами учебно-опытной, исследовательской работы;
  •  Составлять план исследования, обобщать результаты, делать выводы.

  1. Содержание программы

«Азбука юного эколога»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебный план

Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.

Наименование темы

Количество часов

Теор-е занятия

Практич-е занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Связи человека с окружающей средой.

1

2

3

3

Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.

1

2

3

4

Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.

2

3

5

5

Методы познания окружающей среды

2

4

6

6

Познание окружающей среды с помощью СМИ

2

4

6

7

Познание окружающей среды средствами искусства.

1

3

4

8

Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды

2

4

6

9

Тела природы

2

4

6

10

Вода

2

4

6

11

Воздух

2

4

6

12

Живые тела

2

4

6

13

Растения

2

4

6

14

Животные

2

4

6

15

Почва

2

4

6

16

Человек и окружающая среда.

2

4

6

17

Человек – член общества.

1

3

4

18

Доброжелательное отношение к людям.

1

2

3

19

Итоговое занятие

1

1

2

20

Подготовка и участие в мероприятиях

5

11

16

21

Итого

36

72

108

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Городская среда и человек

  №

Наименование темы

Количество часов

Теор-е занятия

Практич-е занятия

Всего

часов

1

Введение

1

2

3

2

Город, в котором вы живёте.

2

6

8

3

Где и кем работают люди в городе.

2

4

6

4

Эстетическая выразительность городской среды

2

4

6

5

Дороги и транспорт в городе. Их назначение.

2

4

6

6

Дороги в городе

2

4

4

7

Отрицательное влияние транспорта и дорог

2

6

8

8

Правила поведения на транспортных магистралях.

2

2

4

9

Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

2

6

8

10

Дома в городе.

2

4

6

11

Назначение городских построек

2

4

6

12

Дом, в котором вы живёте.

2

4

6

13

Квартира, в которой вы живёте.

2

4

6

14

Кто живёт в квартире и доме.

1

3

4

15

Природа в городе.

2

4

6

16

Разнообразие животных и мест их обитания в городе.

2

4

6

17

Комнатные растения в квартире и школьном помещении

2

4

6

18

Домашние животные в квартире.

2

4

6

19

Итоговое занятие

2

1

3

20

Подготовка и участие в мероприятиях

10

24

34

21

Итого

46

98

144

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения человека с природными сообществами.

Наименование темы

Количество часов

Теор-е занятия

Практ-е занятия

Всего

часов

1

Введение.

1,5

1,5

2

Природные сообщества и человек.

1,5

1,5

3

3

Искусственные сообщества

3

3

6

4

Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов

3

3

6

5

Влияние природных сообществ на окружающую человека среду.

3

3

6

Лес, парк и человек.

3

3

6

7

Леса – естественные сообщества живых организмов.

3

3

6

8

Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.

3

6

9

Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение.

3

3

6

10

Луг, поле и человек.

3

3

11

Многообразие растений и животных на лугу

3

3

6

12

Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека.

3

3

13

Поля – искусственные сообщества культурных растений.

3

3

14

Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека.

1,5

1,5

3

15

Разнообразие водоёмов.

3

3

6

16

Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных.

1,5

1,5

3

17

Биологическое разнообразие растений

3

3

6

18

Строение растений

3

3

6

19

Основные требования к постановке опыта

1,5

1,5

3

20

Агротехника цветочных культур, учет и фенологические наблюдения на примере выращивания петунии.

3

3

6

21

Итоговое занятие

1,5

1,5

22

Подготовка и участие в мероприятиях

15

15

Итого

54

54

144

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения с окружающей средой.

Наименование темы

Количество часов

Теор-е занятия

Практ-е занятия

Всего

часов

1

Введение.

1

1

2

2

Природа – среда жизни человека.

1

2

3

3

Природные ресурсы

1

2

3

4

Природное окружение – источник эстетических переживаний человека.

1

2

3

5

Здоровье человека и окружающая среда.

1

2

3

6

Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека.

2

4

6

7

Здоровый образ жизни.

2

4

6

8

Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека.

1

2

3

9

Проблемы сохранения здоровья в современных условиях

2

4

6

10

Труд и жизнь человека.

2

4

6

11

Значение труда людей в создании искусственной среды

2

4

6

12

Различные виды труда людей.

2

4

6

13

Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей.

2

4

6

14

Твердые бытовые отходы и их классификация.

2

4

6

15

Проблема твердых бытовых отходов: её история и современные масштабы.

2

4

6

16

Классы опасности ТБО

2

4

6

17

Утилизация и переработка ТБО. Коды переработки.

2

5

7

18

СанПиН и закон о ТБО

2

5

7

19

Итоговое занятие

1

1

2

20

Подготовка и участие в мероприятиях

5

10

15

21

Итого

36

72

108

  1. Содержание учебно-тематического плана

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Представление об окружающей человека среде. Вступительная беседа о природе, её роли в жизни человека, отношение к ней детей, о целях изучения предмета. Инструктаж по технике безопасности.

Практические занятия:

Дидактическая игра «Природный-рукотворный мир» (с использованием иллюстраций), мозаика «Живое - неживое», игра «Что меня окружает».

Тема 2: Связи человека с окружающей средой.

Теоретические занятия:

Природное и социальное окружение – среда жизни человека. Цели и задачи изучения окружающей среды.

Практические занятия:

Игра «Кто тебя окружает?», игра «Я знаю 5 животных», «Я знаю 5 деревьев», прогулка по району с играми «С какого дерева лист», «С какой ветки эти детки».

Тема 3: Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.

Теоретические занятия:

Восприятие человеком окружающего мира. Органы чувств и их роль в восприятии и познании природной и социальной среды человека. Гигиена органов чувств.

Практические занятия:

Занятия по определению органов чувств, игры «Закрываем мы глаза», «Какого вкуса?», «Угадай по звуку».

Тема 4: Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.

Теоретические занятия:

Разнообразие форм, красок, звуков, ароматов, предметов и явлений окружающей среды и их восприятие органами чувств человека.

Практические занятия:

Игры по определению цвета, звука, запаха, определение явлений природы по звукам (аудиозапись).

Тема 5: Методы познания окружающей среды

Теоретические занятия:

Наблюдение и опыты. Требования к проведению наблюдений и опытов. Обобщение результатов наблюдений.

Практические занятия:

Работа с мини-метеостанцией. Определение температуры воздуха, направления и силы ветра, количества осадков. Наблюдение за погодой, записи в дневник наблюдений.

Тема 6: Познание окружающей среды с помощью СМИ

Теоретические занятия:

Познание окружающей среды с помощью книг, журналов, газет, кино, телевидения, компьютерной техники.

Практические занятия:

Составить сообщение о погоде при помощи газеты, телевизора, составить сообщение о животном при помощи журнала.

Тема 7: Познание окружающей среды средствами искусства.

Теоретические занятия:

Пейзажисты, анималисты. Музыка дождя, океана.

Практические занятия:

Экскурсия в Художественный музей им. Ц. С. Сампилова.

Тема 8: Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды

Теоретические занятия:

Тела природы и тела (предметы) сделанные человеком.

Практические занятия:

Игры «Природа – не природа», экскурсия по микрорайону.

Тема 9: Тела природы

Теоретические занятия:

Живые и неживые, связи между ними. Тела твёрдые, жидкие, газообразные.

Практические занятия:

Опыты (выращивание фасоли и камня), необходимость света, воды, земли, тепла для роста растений.

Тема 10: Вода

Теоретические занятия:

Вода – жидкость, её свойства: текучесть, бесцветность, отсутствие запаха, растворимость. Три состояния воды. Значение воды в природе и жизни человека.

Практические занятия:

Демонстрация «Сколько воды на планете», свойства воды и её очистка, свойства льда и снега.

Тема 11: Воздух

Теоретические занятия:

Воздух – газообразное тело природы. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость, плохая теплопроводность, использование их человеком. Значение воздуха для жизни.

Практические занятия:

Демонстрация (ветер, наличие воздуха в комнате, рождение облаков), демонстрация опытов «Воздух и его свойства», исследовательская работа «Источники загрязнения воздуха в нашем районе», «Роль растений в очистке воздуха».

Тема 12: Живые тела

Теоретические занятия:

Живые тела (организмы, существа) и их отличия от тел неживой природы. Многообразие живых организмов. Условия, необходимые для жизни живых организмов.

Практические занятия:

Игра «Рассели по домам», чтение и обсуждение сказки «Как Солнце, Вода и Почва поспорили», демонстрация опыта «Влияние воды на жизнедеятельность растений».

Тема 13: Растения

Теоретические занятия:

Растения – составная часть природного окружения человека. Строение растений (на примере цветкового растения). Жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья. Значение растений в жизни человека и животных.

Практические занятия:

Игра «Какое растение потеряло лист?», рассматривание комнатных растений (кактус, сансевьера, колеус и т. д.), экскурсия в природу, рисование растений.

Тема 14: Животные

Теоретические занятия:

Животные – Основная часть природного окружения человека. Строение животных (на примере млекопитающих). Разнообразие животных. Группы животных: черви, насекомые, пауки, рыбы, земноводные (лягушки, жабы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), черепахи, птицы, звери. Условия жизни животных. Значение животных в жизни человека.

Практические занятия:

Изучение строение тела животного (работа с презентацией), игра «Угадай животное», подготовка сообщения о своём любимом животном, экскурсия в «Живой уголок» Республиканского эколого-биологического центра учащихся.

Тема 15: Почва

Теоретические занятия:

Почва – твёрдое тело природы. Почва – среда жизни растений и животных, её отличие от тел неживой природы: глины, песка, камня. Улучшение почв человеком.

Практические занятия:

Рассматривание коллекций «Камни», «Почва». Опыты «Растворение почвы в воде», «Разрушение камня», «Разрушение почвы», работа с таблицей «Почвы».

Тема 16: Человек и окружающая среда.

Теоретические занятия:

Человек – часть живой природы. Связь человека с природным окружением. Признаки человека как живого организма. Строение тела человека. Сходство с телом животного. Отличие человека от животных (мышление, речь, труд).

Практические занятия:

Рассматривание таблицы «Человек», игра «Похоже - не похоже».

Тема 17: Человек – член общества.

Теоретические занятия:

Общество людей – условие жизни каждого человека. Значение обучения в жизни, развитии и воспитании каждого человека. Права и обязанности школьников.

Практические занятия:

Интервьюирование одноклассников «Знаете ли вы права и обязанности школьников».

Тема 18: Доброжелательное отношение к людям.

Теоретические занятия:

Правила поведения человека на улице, в транспорте и других общественных местах. В природной среде.

Практические занятия:

Игра «Зеркало», игры – имитации «В транспорте», «В магазине», «На улице», «День вежливости».

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Городская среда и человек.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природное и преобразованное трудом окружение человека. Предметы и изделия, созданные человеком, их значение в жизни людей (населённые пункты, дома, транспорт, одежда, мебель, продукты питания, лекарства, музыкальные инструменты и т. п.).

Практические занятия:

Игра «Я знаю». Рисование «Мой город», моделирование «Транспортная система моего города».

Тема 2: Город, в котором вы живёте.

Теоретические занятия:

Название города. История возникновения города. Его расположение.

Практические занятия:

Экскурсия по городу, сообщения «Мой Улан-Удэ».

Тема 3: Где и кем работают люди в городе.

Теоретические занятия:

Профессии, предприятия города, сфера обслуживания населения города.

Практические занятия:

Интервьюирование родителей «Зачем городу ваша профессия?», рисование «Профессия моей мамы».

Тема 4: Эстетическая выразительность городской среды.

Теоретические занятия:

Архитектурные памятники, парки, транспорт, магазины, культурно-просветительские учреждения, аптеки, больницы, стадионы и т. п.

Практические занятия:

Исследование «Архитектурные памятники Улан-Удэ», сообщение «Транспорт города», интервьюирование одноклассников «Что вам нравится в нашем городе?».

Тема 5: Дороги и транспорт в городе.

Теоретические занятия:

Назначение дорог. Транспорт – средство перевозки людей и грузов. Из истории транспорта в России. Эстетическая привлекательность машин (формы, окраска). Разнообразие транспортных средств в городе: машины специального назначения, грузовые и пассажирские.

Практические занятия:

Рисунок «Город и машины».

Тема 6: Дороги в городе.

Теоретические занятия:

Назначение дорог. Чем покрыты дороги в городе.

Практические занятия:

Экскурсия по микрорайону, исследования «Виды дорог и их покрытия».

Тема 7: Отрицательное влияние транспорта и дорог.

Теоретические занятия:

Отрицательное влияние транспорта и дорог на жизнь живых организмов, в том числе и человека: шум, выхлопные газы, травматизм.

Практические занятия:

Исследования «Уровень шума у дороги». Определение уровня загрязнения снега методом биотестирования.

Тема 8: Правила поведения на транспортных магистралях.

Теоретические занятия:

Запреты игр и хождения по проезжей части дороги, выполнение правил перехода на перекрёстках с помощью светофора. Знакомство с дорожными знаками.

Практические занятия:

Игры «Мы – пешеходы», «Друг наш Светофорыч», рисование  плакатов по ПДД.

Тема 9: Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

Теоретические занятия:

Состав выхлопных газов, влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.

Практические занятия:

Экскурсия по микрорайону, исследование «Состояние деревьев и кустарников возле магистралей».

Тема 10: Дома в городе.

Теоретические занятия:

Дома в городе. Их назначение. Эстетическая привлекательность домов и других архитектурных сооружений. Природные материалы, из которых построены различные дома.

Практические занятия:

Исследования «Из чего построен дом», интервьюирование родителей «В чём проблема нашего дома?», конкурс «Что нам стоит дом построить?».

Тема 11:Назначение городских построек.

Теоретические занятия:

Жилые дома, магазины, поликлиники, учебные заведения, театры. Музеи, промышленные предприятия, банки. Профессии людей, создающих дома.

Практические занятия:

Игра «Для чего построен дом?», сообщения учащихся о людях создающих дома.

Тема12: Дом, в котором вы живёте.

Теоретические занятия:

Внешний вид дома: архитектура, окраска стен, наличие балконов, зелёных площадок перед домом. Из каких природных материалов сделан дом, в котором вы живёте. Забота жильцов дома о его сохранности и благоустройстве. Территории, прилегающие к дому.

Практические занятия:

Проект: дом, в котором ты хотел бы жить.

Тема13: Квартира, в которой вы живёте.

Теоретические занятия:

Санитарное состояние квартиры: освещение, отопление, цвет обоев, пола, потолка. Разнообразие вещей в квартире (мебель, посуда, бытовые приборы, одежда и обувь)

Практические занятия:

Создание плана квартиры, сообщение «Проблемы современных квартир».

Тема14: Кто живёт в квартире и доме.

Теоретические занятия:

Ваша семья. Взаимоотношения членов семьи. Занятия членов семьи. Обязанности. Соседи – жильцы вашего дома, доброжелательные отношения с ними. Дружеские отношения со сверстниками. Забота о маленьких детях, больных и престарелых людях. Культура общения с людьми.

Практические занятия:

Игра «Ежели вы вежливы», интервьюирование соседей «Кто живет с тобой рядом».

Тема15: Природа в городе.

Теоретические занятия:

Зелёные насаждения в городе: естественные сообщества, парки. Их назначение: эстетическое, гигиеническое и рекреационное. Многообразие растений в городских посадках: деревья, кустарники, травы.

Практические занятия:

Исследования «Проблемы растений в городе». Экскурсия в парк им. Орешкова.

Тема16: Разнообразие животных и мест их обитания в городе.

Теоретические занятия:

Разнообразие животных и мест их обитания в городе. Забота горожан о привлечении животных в парки. Борьба с животными и насекомыми, приносящими вред здоровью людей и их хозяйству (мыши, крысы, клопы, тараканы, мухи).

Практические занятия:

Изготовление кормушек, организация кормления птиц.

Тема17: Комнатные растения

Теоретические занятия:

Комнатные растения в квартире и школьном помещении, их эстетическое, гигиеническое и познавательное значение. Многообразие  комнатных растений. Правила их расстановки. Уход за комнатными растениями с учётом их приспособленности к условиям существования.

Практические занятия:

Полив, рыхление, пересадка комнатных растений

Тема18:Домашние животные в квартире

Теоретические занятия:

Домашние животные и цели их содержания. Кошки и собаки – друзья человека. Правила ухода за ними. Участие детей в уходе за домашними животными. Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных в квартире.

Практические занятия:

Сообщение «Мой друг», организация фотовыставки «Я и мой друг».

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения человека с природными сообществами.

Тема 1:Введение.

Теоретические занятия:

Природа – часть окружающей человека среды, среда обитания живых организмов. Человек и его связи с природой. Изменение природы под влиянием деятельности людей. Забота людей о состоянии природы.

Практические занятия:

Исследования «Забота горожан о природе», «Как изменил природу человек».

Тема 2:Природные сообщества и человек.

Теоретические занятия:

Разнообразие сообществ живых организмов в природе.

Естественные (природные) сообщества: лес, луг, озеро, река, болото.

Практические занятия:

Сообщения по теме, рисование природных сообществ.

Тема 3: Искусственные сообщества

Теоретические занятия:

Искусственные сообщества, созданные человеком – парк, поле, пруд.

Практические занятия:

Исследования близлежащих сообществ города, экскурсия в природу.

Тема 4: Природные сообщества

Теоретические занятия:

Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов.

Практические занятия:

Игра «Крестики – Нолики» по теме «Природные сообщества».

Тема 5: Влияние природных сообществ на окружающую человека среду.

Теоретические занятия:

Влияние природных сообществ на окружающую человека среду. Связи человека с природными сообществами.

Тема 6:Лес и человек.

Теоретические занятия:

Лес – природное сообщество. Связи человека с лесом. Значение леса в жизни человека.

Практические занятия:

Встреча с интересными людьми (лесничим).

Тема 7: Леса – естественные сообщества живых организмов.

Теоретические занятия:

Многообразие живых организмов лесного сообщества; связи между ними: пространственные, пищевые – как примеры приспособленности живых организмов к условиям существования.

Практические занятия:

Экскурсия в Центр защиты леса.

Тема 8: Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.

Теоретические занятия:

Правила поведения человека в лесу. Деятельность человека по сохранению и восстановлению лесов.

Тема 9: Парки и сады

Теоретические занятия:

Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение. Роль парков и садов в жизни местного населения. Создание школьниками мини – парков на территории школы, у дома, на пустырях.

Практические занятия:

Посадка цветников на территории Республиканского эколого-биологического центра, уход за растениями.

Тема 10:Луг и человек.

Теоретические занятия:

Связи человека с луговыми сообществами. Луга – естественные сообщества травянистых растений, животных, грибов, бактерий.

Практические занятия:

Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля».

Тема11: Многообразие растений и животных на лугу

Теоретические занятия:

Многообразие растений и животных на лугу, их взаимосвязи. Приспособленность. Места обитания, пища. Влияние животных на улучшение плодородия почвы, увеличение многообразия и численности луговых растений.

Практические занятия:

Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля», обзор литературы по теме, рисование животных луга и поля.

Тема12: Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Теоретические занятия:

Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека. Влияние деятельности людей на улучшение или ухудшение качества лугов. Культура поведения человека на лугу.

Практические занятия:

Составление правил поведения на лугу, чтение и обсуждение сказки про шмеля.

Тема13: Поля

Теоретические занятия:

Поля – искусственные сообщества культурных растений. Из истории культурных растений. Выращивание культурных растений. Их значение в жизни людей. Сорняки. Профессии людей, занятых выращиванием культурных растений и домашних животных.

Практические занятия:

Участие в  сельскохозяйственных работах на территории Республиканского эколого-биологического центра учащихся. Работа с гербарием, исследования «Откуда приехали растения поля».

Тема14:Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека.

Теоретические занятия:

Связи человека с водоёмами: водоснабжение, рыболовство, рыбоводство, отдых, транспортные магистрали. Эстетическое значение водоёмов, их художественное отображение в произведениях искусства. Познавательное и практическое значение водоёмов.

Практические занятия:

Встреча с интересными людьми, экскурсия к реке.

Тема15: Разнообразие водоёмов.

Теоретические занятия:

Естественные – реки, озёра, болота. Искусственные – пруды, каналы, водохранилища. Влияние хозяйственной деятельности человека на чистоту водоёмов, многообразие водных растений и животных.

Практические занятия:

Работа с таблицами «Сообщества реки», «Сообщества пруда», исследования воды (на чистоту, наличие примесей), экологическая сказка «Жила-была река», рисование плакатов в защиту водной среды.

Тема16: Водоёмы

Теоретические занятия:

Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных. Народные традиции в отношении использования водоёмов. Поведение человека у воды и на воде. Участие школьников в операциях по очистке родников, берегов рек и озёр.

Практические занятия:

Участие в акции «Чистый берег», создание правил поведения у воды.

Тема 17: Биологическое разнообразие растений.

Теоретические занятия:

Полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные, комнатные, лекарственные культуры.

Практические занятия:

Экскурсия в цветочную теплицу, сад, дендрарий, оранжерею РЭБЦУ

Тема 18: Строение растений

Теоретические занятия:

Корень, стебель, лист, цветок, соцветие, плод.

Тема 19: Основные требования к постановке опыта

Теоретические занятия:

Выбор участка для опыта. Подготовка делянок. Инструктаж по технике безопасности во время работы в теплице, на Учебно-опытном участке и во время проведения полевых опытов.

Тема 20: Агротехника цветочных культур, учет и фенологические наблюдения на примере выращивания петунии

Теоретические занятия:

Ботаническое описание петунии. Агротехника петунии. Уход, размножение. Фенологические наблюдения.

Практические занятия:

  1. Посадка семян петунии в теплице РЭБЦУ
  2. Полив, фенологические наблюдения и учет всходов
  3. Пикировка рассады петунии
  4. Высадка рассады петунии на Учебно-опытный участок, учет и наблюдения.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Взаимоотношения с окружающей средой.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Природное и социальное окружение – среда жизни, труда и отдыха человека. Забота об окружающей среде – долг и обязанность каждого человека.

Практические занятия:

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема 2: Природа – среда жизни человека.

Теоретические занятия:

Связи человека с природой. Потребности человека в воздухе, воде, пище, тепле, одежде.

Практические занятия:

Исследования «Откуда пришла одежда», «Откуда пришла пища».

Тема 3: Природные ресурсы

Теоретические занятия:

Природные ресурсы, необходимые для жизни и деятельности человека: воздух, вода, почва, горные породы, растения, животные, грибы и другие живые организмы. Использование человеком продуктов природы для изготовления продуктов питания, одежды, жилья, лекарств и т. п.

Практические занятия:

Исследования природных ресурсов, создание альбома «Природа и человек».

Тема 4: Природное окружение

Теоретические занятия:

Природное окружение – источник эстетических переживаний человека. Видеть красоту в природе. Эстетическая выразительность линий, форм, красок, звуков, предметов и явлений природы. Что портит эстетическую выразительность природного окружения.

Практические занятия:

Экскурсия в природу, подготовка фотовыставки «Природа любимая».

Тема 5: Здоровье человека и окружающая среда.

Теоретические занятия:

Физическое, духовное и психическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье.

Практические занятия:

Интервьюирование родителей «Факторы, определяющие здоровье», игры на свежем воздухе.

Тема 6: Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека.

Теоретические занятия:

Здоровье человека и состояние окружающей природной и социальной среды: связи и зависимости.

Практические занятия:

Исследования «Влияние природы на настроение», «Влияние городского шума на общее состояние организма».

Тема 7: Здоровый образ жизни.

Теоретические занятия:

Водные и воздушные процедуры и их роль в укреплении здоровья человека. Требования к использованию водных процедур, воздушных и солнечных ванн.

Практические занятия:

Составление распорядка дня, анализ распорядка.

Тема 8: Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека

Теоретические занятия:

Отдых среди природного окружения. Виды активного отдыха в природе: игра, спорт, труд, познавательная, творческая, промысловая деятельность. Культура отдыха в природном окружении. Отдых в условиях города: посещение парков, театров, музеев и т. д., занятия спортом на катках, водоёмах, спортивных площадках и др.

Практические занятия:

День здоровья, рисунок «Какой должен быть школьный двор».

Тема 9: Проблемы сохранения здоровья

Теоретические занятия:

Проблемы сохранения здоровья в современных условиях, забота об окружающей среде – забота о здоровье человека.

Практические занятия:

Участие школьников в благоустройстве ближайшего природного окружения (во дворе дома, у школы, на улице), встреча с интересными людьми (мед. работник).

Тема 10: Труд и жизнь человека.

Теоретические занятия:

Труд – основа жизни каждого человека и человеческого общества. Отличие сознательного труда людей от разнообразной деятельности животных.

Практические занятия:

Сообщения «Мой труд», «Труд моих родителей», «Труд животных». Работа на учебно-опытном участке Республиканского эколого-биологического центра учащихся.

Тема11: Значение труда людей в создании искусственной среды

Теоретические занятия:

Значение труда людей в создании искусственной среды – среды жизнедеятельности человека, в получении продуктов питания, одежды, лекарств, создании произведений искусства и другой деятельности. Труд и здоровье человека.

Практические занятия:

Интервьюирование родителей «Значение труда людей в создании искусственной среды», сообщения о профессиях людей.

Тема12: Различные виды труда людей.

Теоретические занятия:

Различные виды труда людей. Машины – помощники человека в его трудовой деятельности. Качества человека – труженика.

Практические занятия:

Интервьюирование «Качества человека – труженика».

Тема 13: Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей

Теоретические занятия:

Положительное и отрицательное влияние трудовой деятельности людей на окружающую среду. Эстетическое и санитарно – гигиенические качества природного окружения и их влияние на здоровье человека. Забота людей о сохранности и благоустройстве окружающей среды.

Практические занятия:

Проект «Город будущего».

Тема 14: Твердые бытовые отходы и их классификация.

Теоретические занятия:

Понятие твёрдые бытовые (коммунальные) отходы. Их состав. Классификация. Воздействие ТБО на живую природу.

Практические занятия:

Работа с карточками «Состав и классификация ТБО»

Тема 15: Проблема твердых бытовых отходов: её история и современные масштабы.

Теоретические занятия:

Источники, масштабы и проблемы ТБО. ТБО в некоторых странах и в России.

Практические занятия:

Просмотр и обсуждение документального фильма «Под властью мусора»

Тема 16: Классы опасности ТБО

Теоретические занятия:

Классы опасности, присвоенные коммунальным ТКО и их характеристика.

Практические занятия:

Экологическая игра «Мусорознайка», «Бытовые отходы – в доходы».

Тема 17: Утилизация и переработка ТБО. Коды переработки.

Теоретические занятия:

Технологии захоронения, переработки и утилизации отходов. Как устроены свалки ТБО.

Практические занятия:

Просмотр и обсуждение фильмов «Переработка отходов в Росси», «Щвейцария – страна без мусорных свалок»

Тема 18: СанПиН и закон о ТБО

Теоретические занятия:

Санитарные правила и нормы регламентируют принципы обращения с утильсырьем (СанПиН по ТБО). Федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»)

Практические занятия:

Игра «Мусорный калейдоскоп».

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Календарный учебный график

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

180

Продолжительность каникул

осенние – с 24 по 30 октября 2022 года; зимние (новогодние) – с 26 декабря 2022 года по 8 января 2023 года включительно; весенние – с 27 марта по 2 апреля 2023 г.; летние – с 25 мая по 31 августа.

Даты начала и окончания учебного года

14 сентября 2022 – 26 мая 2023

Сроки входной аттестации

19-23 сентября 2022 года

Сроки промежуточной аттестации

19-23 декабря 2022 года

Сроки итоговой аттестации

22-26 мая 2023 года

  1. Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

1. Дендрарий, дендропарк, плодово-ягодный сад, учебно-опытный участок, цветочная и овощная теплицы, зооуголок, мини-ферма, учебные классы.

2. Карты, методические игры, гербарий; коллекции насекомых; коллекции камней; коллекции почв;

глобус; микроскопы; лупы; чашки Петри, портативные весы; ноутбук;

видеопроектор; интерактивная доска;

Информационное обеспечение

презентации по темам;

аудио материалы (голоса птиц, голоса животных, звуки природы);

видеоматериалы по темам;

электронные энциклопедии;

научно-популярные фильмы.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

  1. Форма аттестации

Формами аттестации являются:

Уровень усвоения образовательной программы осуществляется на основе входного, промежуточного и итогового контроля – тестирование, зачет. Также проводится текущая диагностика по ходу занятия или прохождении блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности обучающегося, в игровых ситуациях, экскурсий в природе, самоконтроля, участие в учебно-исследовательских конференциях, конкурсах, олимпиадах.

  1. Оценочные материалы.

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И. Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

Тестирование, зачет

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой)

2.5 Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Дискуссионный
  • Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Беседа
  • Встреча с интересными людьми
  • Диспут
  • Игра
  • Мастер-класс
  • Олимпиада

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология модульного обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология дистанционного обучения
  • Технология исследовательской деятельности
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Инструкции

  1. Рабочая программа воспитания

Цель воспитания: способствовать нравственному и эмоциональному развитию личности, бережно относящейся к окружающей среде, умеющей мыслить и строить свою деятельность на основе природосохранения и здоровьесбережения.  

Особенности организации воспитательного процесса: воспитательная работа в объединении проводится в течении всего учебного года. Наиболее эффективными формами и средствами воспитания экологической культуры являются экскурсии, акции, фестивали, конкурсы и занятия, приуроченные к экологическим датам. Сотрудничество с учеными высших учебных заведений г. Улан-Удэ в рамках проведения мероприятий и занятий способствует экологическому воспитанию обучающихся. Знакомство и встречи с интересными людьми повышает интерес к профессиональному самоопределению.

Формы и содержание воспитательной деятельности:

Название мероприятия

Цель

Сроки проведения

1.

Первичный инструктаж по ТБ.  (Правила поведения на экскурсиях, при пожарах, на дорогах,  при ЧС)

Научить правилам поведения и технике безопасности в различных ситуациях.

Сентябрь

2.

Межрегиональная олимпиада «Байкаловедение»

Привлечение интереса учащихся к изучению экологического состояния озера Байкал и формирование гражданской ответственности по сохранению природного наследия.

3.

Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы»

Развитие познавательного интереса

октябрь

4.

Плановые мероприятия в период осенних каникул

Развитие познавательного интереса

5.

Фестиваль энергосбережения #Вместеярче

Бережное отношение к ресурсам

октябрь-ноябрь

6.

Синичкин день

Воспитание любви и бережного отношения к живой природе

ноябрь

7.

Республиканский этап всероссийского конкурса «Моя малая родина»

Повышение интереса к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

декабрь

8.

Экологическая акция «Зимующим птицам – нашу заботу»

Привлечение внимания к проблемам питания зимующих птиц

9.

Природоохранная акция «Сохраним леса Байкала»

Активация природоохранной деятельности

10.

Конкурс «Юный исследователь окружающей среды»

Привлечение внимания к  экологическому состоянию окружающей среды

январь

11.

Плановые мероприятия в период зимних каникул

Развитие познавательного интереса

12.

Республиканский этап всероссийского лесного конкурса «Подрост»

 Развитие интереса в области рационального природопользования профессионального самоопределения

13.

День заповедников

Бережное отношение к природе

14.

Этноэкологический праздник «Сагаалган»

Повышение интереса к  национальной культуре

февраль

15.

Этноэкологический праздник «Масленица»

Повышение интереса к  национальной культуре

16.

Конференция «Мы – друзья природы»

Повышение интереса к учебно-исследовательской деятельности

март

17.

Конкурс рисунков «Моя Россия»

Воспитывать интерес к   межнациональной культуре

18.

Детский экологический форум «Зеленая планета»

Способствовать развитию творческого интереса

19.

Плановые мероприятия в период зимних каникул

Развитие познавательного интереса

20.

Всемирный день птиц

Привлечение внимания к проблемам перелетных птиц

апрель

21.

Международный день воды

Бережное отношение к водным объектам

22.

Республиканская конференция «Земля – наш общий дом»

Повышение интереса к учебно-исследовательской деятельности

23.

День Земли

Бережное отношение к земле и природным ресурсам

24.

Конкурс рисунков «Лес – наш главный интерес»

Бережное отношение к природным ресурсам

май

Планируемые результаты воспитания:

- Повышение познавательного и творческого интереса у обучающихся;

- Повышение и формирование гражданской ответственности по сохранению окружающей среды;

- Повышение интереса к учебно-исследовательской деятельности.


Литература

Список основной учебной литературы для педагога:

  1. Андреева Н.Д.Теория и методика обучения экологии/Н.Д.Андреева,В.П.Соломин,Т.В.Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. – М.: Академия, 2009. - 203 с.
  2. Клепинина З. А. Развитие экологической грамотности учащихся / З. А. Клепинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С.93-97.
  3. Брыкина Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» / Н.Т. Брыкина // Москва  «Вако» 2004 – 316с.
  4. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир". К учебному комплекту А.А. Плешакова ФГОС / Е.М. Тихомирова // Издательство «Экзамен» 2013.

Список основной учебной литературы для обучающихся:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая // М.: Перспектива 2012 – 127с.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая // М.: Перспектива 2013 – 143с.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова // М.: Перспектива 2013 –224с.
  4. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология / А. Е Чижевский// М.: АСТ 2005 – 432 с

Список дополнительной учебной литературы для педагога:

  1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Москва: Просвещение, 2005
  2. Практикум по экологии: учебно-методическое пособие.Под общ. ред. И.С. Белюченко и Л.Б. Попок.Краснодар: изд-во Кубанского ГАУ, 2010. - 293 с.
  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты. Москва Т Ц. «Сфера» 2005 – 235с.
  4. Руднянская Е.И., Черезова Л.Б. Уроки экологии в начальной школе. Москва Т Ц. «Сфера» 2007 – 137с.
  5. Черемисина Л.Д. Основы экологии – младшим школьникам. М.: «Аркти» 2006 – 82с.
  6. Бояркина В.И. Экологическая компетенция - свежий взгляд / В. И. Бояркина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2010. - № 1 (зима). - С.52-54.
  7. Ермаков Д. С. Интерактивные упражнения и игры по экологии: (материалы для внеклассных занятий) / Д. С. Ермаков, Г. Д. Петрова // Дополнительное образование. - 2004. - № 11. - С. 17-21.
  8. Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательская деятельность: (опыт проектной технологии на примере химии) / Ю. В. Железнякова // Открытая школа. - 2010. - № 7. - С.35-39.

Список дополнительной учебной литературы для обучающихся:

  1. Чижевский А.Е. Энциклопедия «Я познаю мир. Экология». Москва «Астрель» 2006 -411 с.
  2. Бровкина Е., Сивоглазов В.И. Большой атлас природы России. Иллюстрированная энциклопедия для детей. М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест. – 2007 – 480 с.
  3. Дроздов Н.Н. Серия книг для детей «Живая природа с Николаем Дроздовым».

Издательство «Мнемозина».