Работа по выявлению и развитию способностей учащихся*:

Мункуева Туяна Балдановна

 

Программы внеурочной  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

3 класс

Учитель: Мункуева Туяна Балдановна

Высшая категория

Стаж: 28 лет

                                                                

                                                                                               

 

 Пояснительная записка

            Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана с целью - обеспечения достижения обучающимися планируемых личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования МАОУ «ПРГ», создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу внеурочной деятельности.

            Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся курса внеурочной деятельности.

            Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);

- Образовательной программы ООО МАОУ «Петропавловская районная гимназия»

Программа рассчитана на1 год,  34 час.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития обучающихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развитие  смекалки и сообразительности;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для обучающихся прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами курса внеурочной деятельности заключается в желании обучающихся узнать нечто новое о русском языке.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты

Формируемые  умения

Личностные

     

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • - широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
  • -  познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • - способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

     

Метапредметные

регулятивные

   Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- работать по предложенному учителем плану

познавательные

    Обучающийся научится:

- осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- пользоваться словарями, справочниками;

- пересказывать небольшие тексты.

коммуникативные

  Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнеров;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Как обходились без письма? (1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.(3ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

Тема занятия

Коли-чество часов

В том числе:

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Теория

Практика

1

Как обходились без письма?

1

1

0

-преобразовывать 

информацию из одной формы в другую;

- строить рассуждения;

- слушать и понимать речь других;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

2

Древние письмена.

1

1

0

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

3

Как возникла наша письменность?

1

1

0

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- знать историю возникновения письменности.

- знать элементарные сведения из истории родного языка,

- знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;

4

Меня зовут Фонема.

1

1

0

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- понимать определение «фонема».

- отличать гласные и согласные фонемы.

5

Меня зовут Фонема. Завершение работы.

1

0

1

6

Для всех ли фонем есть буквы?

1

1

0

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;

- определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова;

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения.

7

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

0

1

8

Мягкие и твердые согласные буквы.

1

0

1

9

«Ошибкоопасные» места.

1

1

0

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения.

10

«Ошибкоопасные» места. Завершение работы.

1

1

0

11

Тайны фонемы.

1

1

0

- знать чередование фонем;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения;

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове.

12

Опасные согласные.

1

1

0

- отличать сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения;

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове.

13

Опасные согласные. Способы проверки.

1

1

0

14

На сцене гласные.

1

0

1

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- отличать гласные и согласные фонемы.

15

«Фонемы повелевают буквами».

1

1

0

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ;

-преобразовывать 

информацию из одной формы в другую;

16

Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

1

0

1

- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;

- объяснять, почему эти написания являются традиционными;

- образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями.

-различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

-находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

17

Правила о непроизносимых согласных.

1

1

0

-определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки

-использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными на основе алгоритма проверки написания.

18

Правила о непроизносимых согласных. Завершение работы.

1

1

0

19

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

1

0

- знать термин «самоинструкция». Правила составления самоинструкции.

- составлять самоинструкции.

-работать по самоинструкции.

20

Волшебное средство – «самоинструкция». Обобщение.

1

0

1

21

Память и грамотность.

1

1

0

-тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

- составлять план пересказа, пересказывать тексты.

22

Строительная работа морфем.

1

1

0

- составлять наглядно-образные модели состава слова;

- называть части слова;

- находить корень слова, приставку, суффикс, окончание;

- подбирать однокоренные слова;

23

Где же хранятся слова?

1

1

0

- работать со словарями, находить значение слова по словарю.

24

Поговорим обо  всех приставках сразу.

1

1

0

-формулировать определения приставки;

-объяснять значение приставок в слове.

-выделять в словах приставки.

-образовывать слова с помощью приставки.

25

Поговорим обо  всех приставках сразу.

1

1

0

26

Поговорим обо  всех приставках сразу. Обобщение.

1

1

0

27

Слова – «родственники».

1

0

1

-различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

-работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

28

Кто командует корнями?

1

1

0

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ;

- отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

-работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

29

Кто командует корнями?

1

1

0

30

Кто командует корнями? Обобщение

1

1

0

31

«Не лезьте за словом в карман!»

1

1

0

-изменять форму слова;

- подбирать проверочные слова к изученным орфограммам;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

32

«Не лезьте за словом в карман!» Завершение работы.

1

1

0

33

«Пересаженные» корни.

1

1

0

- работать со словообразовательным словарем;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осуществлять анализ и синтез.

34

Итоговое занятие. Олимпиада.

1

0

1

- разгадывать ребусы, задки, шарады;

- слушать мнения в группе, приходить к общему выводу, решению.

Общее кол-во часов: 34



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности

«Я - пешеход и пассажир»

1 класс

Учитель: Мункуева Туяна Балдановна

Высшая категория

Стаж: 28 лет

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
  • Сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Винограва, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.

 Программа «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Уровень изучения курса базовый.

В программу внесены изменения

 Программа  ««Я — пешеход и пассажир», автор  Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 30  часов, но в соответствии с  Учебным планом  школы для учащихся 1 класса предусмотрено 33 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена  на 33 часа, 1 час в неделю.  

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений,       который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи:

Программа ставит перед собой следующие задачи:

  • научить основным правилам дорожного движения;
  • обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
  • развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать  личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний предметного цикла «Безопасность жизнедеятельности».

Содержание программы «Я – пешеход и пассажир» отличается своей  развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом. Преимущество данной программы состоит и в том, что построена она таким образом, что можно начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний  курс.

Результаты освоения курса

 В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Универсальные учебные действия: 

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
  • определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше и др.);
  • сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
  • объяснять свой путь от дома до школы;
  • от...).
  • определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко — далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «Что обозначает этот знак?»);
  • различать цвет и форму запрещающих знаков;
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;
  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушны

Содержание курса

1 класс (33ч)

Ориентировка в окружающем мире

      Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.)- Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.


п/п

Дата

факт

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

1

На чем люди ездят

- определяют форму предметов окружающего мира ( треугольник, круг, квадрат);

- сравнивают цвет предметов, группируют их по цветовым оттенкам;

- определяют  пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира ( близко-далеко; рядом, около; за; перед;  ближе-

дальше.) ; сравнивают  предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- определяют свой путь от дома до школы;

- определяют свое положение на местности по отношению к важным объектам ( близко-далеко от дом,  школы, рядом со школой, домом,

недалеко от…).

- выделяют из многообразия объектов транспортное средство;

- выделяют  среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения ( изученные), узнают  их, знают назначение ( отвечать на вопрос « Что обозначает этот знак?»);

- различают  цвет и форму запрещающих знаков;

- различают и объясняют  сигналы светофора, действуют в  соответствии с ними;

- находят места переходов по дорожным знакам ( подземный, наземный переход);

- различают  сигналы светофора и объясняют  их значение;

- группируют  транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

2

Близко-далеко, быстро-медленно

3

Чему нас учат правила дорожного движения

4

Мы идем по улице

5

Какие бывают дороги

6

Какие бывают дороги

7

Где мы будем играть?

8

Дорога за городом

9

Дорога за городом

10

Светофоры

11

Светофор

12

Дорожные знаки

13

Дорожные знаки

14

Дорожные знаки

15

Дорожные знаки

16

Дорожные знаки

17

Дорожные знаки

18

Нас увидят в сумерках

19

Мы переходим улицу

20

Мы переходим улицу

21

Перекресток

22

Перекресток

23

Остановка транспорта

24

Мы - пассажиры

25

Мы пассажиры

26

Мы едем на дачу

27

Опасные ситуации

28

Опасные ситуации

29

Опасные ситуации

30

Опасные ситуации

31

Несчастный  случай

32

Проверим себя

33

Проверим себя




Предварительный просмотр:

  Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности

«В мире книг»

1 класс

Учитель: Мункуева Туяна Балдановна

Высшая категория

Стаж: 28 лет

                                                                

Пояснительная записка

            Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,

Программа рассчитана на 1 год,  33 час.

        

 Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);
  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Содержание курса

Здравствуй, книга! (2 ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (4 ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г. Скребицкого.

Формы организации кружковых занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.

.

Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.

Тематическое  плантрование

№.

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

план

факт

Здравствуй, книга

01.09

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

08.09

Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

Книги о Родине и родной природе

15.09

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

22.09

Книги о Родине и природе.

1

Писатели детям

29.09

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

06.10

Книги-сборники писателей-классиков о детях

1

13.10

Книги о детях современных писателей.

1

Народная мудрость. Книги-сборники

20.10

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок.

1

27.10

Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку»

1

По страницам книг В.Г.Сутеева

10.11

По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения).

1

17.11

В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

1

24.11

Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева».

1

Сказки народов мира

01.12

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

08.12

Книга-сказка.

Большеформатные книги с одним произведением.

1

15.12

Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе.

1

Книги русских писателей-сказочников

22.12

Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

12.01

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.

1

19.01

Игра - викторина «Наш любимый Буратино»

1

Детские писатели

26.01

Книги С.Я. Маршака. Выставка книг.

1

02.02

Книги-сборники произведений К.И. Чуковского.

1

09.02

Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.

1

Сказки зарубежных писателей

16.02

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий.

1

02.03

Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»

1

09.03

В гостях у сказки. Игра – викторина.

1

Книги-сборники стихотворений для детей

16.03

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

23.03

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

Дети – герои книг

06.04

Дети-герои книг детских писателей.

1

13.04

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

20.04

По страницам любимых книг. Выставка книг.

1

Книги о животных

27.04

Книги В.В. Бианки.

1

04.05

Книги Г.А. Скребицкого.

1

11.05

Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

33.

34.

18.05

25.05

Здравствуй, лето! Рекомендации по летнему чтению.

2



Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Название конкурса

ФИ участника

Уровень

Место

Год

НПК «Земля- наш общий дом»

Плюснина Т

Муницип.

1

2015

Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии»

Сухарев А

муниц

2

2015

Конкурс фотографий «Зима»

Шагинян К

муниц

1

2015

Олимпиада по математике

Шагинян К

муниц

1

2016

НПК «Первые шаги» секция «Литература»

Орсоев М

муниц

1

2016

НПК «Первые шаги» секция «Литература»

Боков Т

муниц

 3

2016

Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии»

Боков Т

муниц

3

2017

Конкурс чтецов, посвящ.70-летию М.Р.Чойбонову

Дымчиков В

муниц

1

2017

Олимпиада по окруж миру для уч-ся 4 кл

Якимова Л

муниц

1

2017

Олимпиада по окруж миру для уч-ся 4 кл

Оропов Р

муниц

2

2017

Олимпиада по русскому языку для уч-ся 4 кл

Болхонова И

муниц

1

2017

Региональный этап Всероссийской интел олимп «Ученик XXI века – пробуем силы- проявляем способности »

Тогочеева С

республ

Призер в номинации «Математика»

2017

Региональный этап Всероссийской интел олимп «Ученик XXI века – пробуем силы- проявляем способности »

Боков Т.

республ

Призер в номинации «Литературное чтение»

2017

Региональный этап Всероссийской интел олимп «Ученик XXI века – пробуем силы- проявляем способности »

Орсоев Т

республ

3

2017

Олимпиада на знание Правил Дорожного Движения

Гармаева Ю

респ

1

2017

Олимпиада по окружающему миру

Садаева Э

респ

1

2017

Конкурс чтецов «Живая классика»

Шигапова А

муниц

1

2017

НПК «Первые шаги» секция «Научная лаборатория»

Бадмаев А

муниц

3

2017

Олимпиада по окр миру

Мыдыгмаев З

муниц

1

2018

Олимпиада по математике

Курилов В

муниц

1

2018

Олимпиада по математике

Раднаев А

муниц

1

2018

Олимпиада по литер чтению

Преловская А

муниц

1

2018

Олимпиада по литер чтению

Ванчиков Д

муниц

3

2018

Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии»

Ким Арсений

муниц

1

2018

Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии»

Бальчугова У

муниц

3

2018

Конкурс рисунков

Гармаева Ю

муниц

3

2018

Олимпиада по логике

Батуева Р

междунар

1

2018

Олимпиада «Экологический марафон»

Преловская А

междунар

2

2018

Олимпиада по окр миру

Мыдыгмаев З

межрегиональная

1

2018

Олимпиада по окр миру

Преловская А

межрегиональная

2

2018

Олимпиада по окр миру

Цыдыпов О

межрегиональная

3

2018