Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя

Мункуева Туяна Балдановна

 Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь! Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. Мункуева Т.Б., учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 63 г Улан-Удэ»

Слайд 2

Актуальность темы: современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире.

Слайд 3

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Слайд 4

п.34.2 «… должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности ), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию »

Слайд 5

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

Слайд 6

- личность; - функционировать; -грамотность.

Слайд 7

Функционировать – работать, действовать, внедрять, применять… Грамотность – степень овладения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Слайд 8

Что такое функционально грамотная личность? Л ичность , свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.

Слайд 9

Ч то же такое функциональная грамотность? Это умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе , государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре.

Слайд 11

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО

Слайд 12

Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е . ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Слайд 13

Функциональная грамотность включает: ч итательскую грамотность; е стественно-научную грамотность; м атематическую грамотность; ф инансовую грамотность; г лобальные компетенции; к реативное мышление.

Слайд 14

Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одна из основных задач школьного образования сегодня — подготовить обучающегося к адаптации в современном мире.

Слайд 15

Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности обучающихся: 1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Слайд 16

В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность .

Слайд 17

Какие же дефициты умений по результатам PISA ? 1 . Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение обучающихся работать с предлагаемой информацией : сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д. 2. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий – учитель-ученик.

Слайд 18

Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях выявил основные недостатки в достижении младших школьников: недостаточно владеют смысловым чтением не справляются с задачами на интерпретацию информации затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Слайд 19

Как развить навыки функциональной грамотности. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

Слайд 20

2 . Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение . 3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах

Слайд 21

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку. 5 . Организовывать процесс познания : ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы

Слайд 22

Выпускник начальной школы должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

Слайд 23

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

Слайд 25

Содержание Предисловие………………………………………………… Формирование функциональной грамотности млад- ших школьников на уроках в начальной школе: опыт работы. Задания по русскому языку………………………………… 12 Задания по окружающему миру……………………………. 14 Анализ знаково-символических объектов (4-й класс)……… 16 Задания по литературному чтению………………………….. 18 Задания по математике……………………………………….. 20 Задания для проверки метапредметных результатов (3–4-е классы)…………………………………………………. 22

Слайд 26

Методические разработки уроков Урок по предмету «Окружающий мир». Тема « Московский Кремль » (3-й класс ) Урок по предмету «Окружающий мир». Тема «Что такое деньги ?» ( 3 класс ) Проектная задача «День рождения ослика ИА» ( метапредметный урок)

Слайд 27

Методические разработки внеклассных мероприятий Внеурочное занятия по теме : « Спешите делать добро » Задания по олимпиаде по экологии (1-й класс ) Задания по олимпиаде по экологии (2-й класс ) Задания по олимпиаде по экологии (3-й класс ) Задания по олимпиаде по экологии (4-й класс )

Слайд 28

Задания по русскому языку 3–4-е классы 1. Даны прилагательные: хитрый, неуклюжий, косой. Кто лишний ? Лев , медведь, заяц, лиса 2. Какое из предложений не может быть ответом на вопрос. Саша ходил в кино вчера:  нет, в понедельник  нет, бабушка  нет, с друзьями  нет, в театр

Слайд 29

Анализ знаково-символических объектов Рубашка из коттона : Рубашка из вискозы: 1 ._______________1.______________ 2 ._______________2 . __________ 3 . __ 3 . _________________________ 4. ________________________4. По каким из приведённых в описании позиций обе рубашки имеют одинаковые характеристики?

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!