Рабочие программы, результаты оценки индивидуального развития детей
Предварительный просмотр:
Содержание | ||
1. | Основные характеристики | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи Программы | 5 |
1.3 | Планируемые результаты | 6 |
2. | Содержание общеразвивающей программы | |
2.1. | Учебный план | 7 |
2.2 | Учебный (тематический) план | 8 |
3. | Организационно-педагогические условия | |
3.1. | Календарный учебный график | 9 |
3.2. | Условия реализации программы | 15 |
3.3 | Форма контроля и оценочные материалы | 19 |
4. | Список методической литературы | 22 |
- Основные характеристики
- Пояснительная записка.
Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли. Другими
словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный мир оригами» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.1 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- В соответствии с методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»
- Уставом МАДОУ «Детский сад «Капелька»».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир оригами» направлена на художественно-эстетическое развитие детей, развитие их творческих способностей в процессе конструирования поделок из бумаги.
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Оригами - увлекательнейшее занятие для детей 5 – 6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях оригами у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки конструктивного творчества. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Актуальность.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций –мышления, памяти, внимания. Проблема развития мелкой моторики детей актуальна в нашем современном мире. В настоящее время дети испытывают трудности при складывании бумаги, при пользовании ножницами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- включение в программу не только обучения оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций в представленной технике;
- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
1.2 Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы.
Обучающие
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и некоторыми базовыми формами оригами («треугольник», «двойной треугольник», «книжка», «воздушный змей», «блин», «дверь», «дом»).
- Формировать умение следовать устным инструкциям, умение работать по схеме, по пооперационной карте.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Развивать у детей пространственное воображение, память, логическое мышление.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, память, логическое и пространственное воображения, самостоятельность, наблюдательность.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.3 Планируемые результаты.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень развития детей:
- знают об искусстве складывания из бумаги - оригами;
- создают изделия различными приемами работы с бумагой по показу, по инструкции педагога, а также используя пооперационные карты и схемы;
- умеют ориентироваться на листе бумаги;
- разовьют концентрацию внимания, память, логическое и пространственное воображения, самостоятельность, наблюдательность;
- проявляют творчество в продуктивных видах деятельности;
- увеличивается количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.
Общие правила при обучении технике оригами:
• Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
• Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
• Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
• При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
• Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение детьми, показ второго - выполнение детьми.
• Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
• Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
• После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1 Учебный план
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 года для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется, в основном, индивидуальная работа, при подготовке к участию в конкурсах – возможно создание коллективных работ, а также выполнение работ в парах.
Оптимальное количество детей в группе – 10-12 человек.
Формы проведения занятий: практические занятия, интегрированные занятия, выставки детских работ.
Количество занятий -30 занятий -30 учебных недель.
Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 минут.
2.2 Учебный (тематический) план.
Тема | |
1. Знакомство с оригами. | 1 |
2. Знакомство с условными знаками и приемами оригами. | 1 |
3. Бумага. Учимся складывать. | 1 |
4. Базовая форма «Треугольник». | 4 |
5. Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 |
6. Базовая форма «Воздушный змей». | 7 |
7. Базовая форма «Книжечка». | 1 |
8. Базовая форма «Дверь». | 1 |
9. Базовая форма «Дом». | 2 |
10. Базовая форма «Блин». | 4 |
11.Конструирование с использованием смешанных форм | 5 |
12. Итоговое занятие. | |
Итого | 30 |
Диагностика | 2 |
- Организационно-педагогические условия
3.1 Календарно-учебный график
Дата проведения | Тема | Цель | источник |
4 неделя сентября | Диагностика | Определить степень знаний и умений ребенка на начальном этапе освоения данной программы | |
ОКТЯБРЬ | |||
1 неделя октября | Знакомство с искусством оригами (организационное) | Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Познакомить детей с работой кружка. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами. | Т.И. Тарабарина «Оригами для начинающих» |
2 неделя октября | Знакомство с основными терминами, принятыми в оригами «Сказка квадратика» | Учить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с терминами: сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, верхняя сторона, нижняя сторона и др Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, воспитывать усидчивость, аккуратность. | Т.И. Тарабарина «Оригами для начинающих» |
3 неделя октября | Учимся складывать. Конструирование гусеница. | Научить детей мастерить гусеницу из 5 квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем. | С.В. Соколова «Оригами для самых маленьких» |
4 неделя октября | Знакомство условными знаками и приемами оригами Складывание базовая форма: «треугольник» (косынка) - Кошечка | Познакомить с условными знаками: линия сгиба, перегнуть и разогнуть, и основными приёмами складывания бумаги. Повторить и закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Развивать глазомер детей. Конструирование кошечки. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к результату своего труда. Квадрат 15 х 15 | Т.И. Тарабарина «Оригами для начинающих» |
5 неделя октября | Базовая форма: «книжка» «Ежик» | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Развивать глазомер детей. Конструирование ежика. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к результату своего труда. | Интернет ресурсы |
НОЯБРЬ | |||
1 неделя ноября | Базовая форма: «дверь» Домик | Познакомить с базовой формой «дверь» Закрепление базовой формы «дверь», «треугольник», основных элементов складывания. | Интернет ресурсы |
2 неделя ноября | Базовая форма: «дом» | Познакомить с базовой формой «дом». Повысить интерес к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. | |
3 неделя ноября | Базовая форма: «Воздушный змей» | Познакомить с базовой формой «воздушный змей». Повысить интерес к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. | Интернет ресурсы |
4 неделя ноября | Ромашка для мамы | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Открытка с цветком ромашки в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. | Интернет ресурсы |
ДЕКАБРЬ | |||
1 неделя декабря | Сова | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. | Интернет ресурсы |
2 неделя декабря | Снежинка | Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем с опорой на схему «воздушный змей». Развивать моторику рук. Вспомнить изготовление базовой формы «воздушный змей» | Интернет ресурсы |
3 неделя декабря | Новогодняя елка | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое. Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей. | Интернет ресурсы |
4 неделя декабря | Дед Мороз | Продолжать учить складывать бумажные фигурки из двух деталей, учит четко выполнять инструкции педагога. | Интернет ресурсы |
ЯНВАРЬ | |||
1 неделя января | Снеговик | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой. | Интернет ресурсы |
2 неделя января | Пингвин на льдине Коллективная композиция | Закрепить умения складывать базовую форму «Треугольник». Воспитывать аккуратность в работе с ножницами, клеем. Упражнять детей выполнять коллективную композицию | Интернет ресурсы |
3 неделя января | Снегирь | Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | Интернет ресурсы |
4 неделя января | Гномик | Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. | Интернет ресурсы |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 неделя февраля | Базовая форма: «Блин» Корона | Познакомить с базовой формой «Блин» Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону. | Интернет ресурсы |
2 неделя февраля | Кораблики в море | Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. | Интернет ресурсы |
3 неделя февраля | Поздравительная открытка к 23 февраля | Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на половине альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. | Интернет ресурсы |
4 неделя февраля | Мамин праздник (поздравительная открытка к 8 Марта) | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. | Интернет ресурсы |
МАРТ | |||
1 неделя марта | Весна красна | Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. | Интернет ресурсы |
2 неделя марта | Клоун | Вспомнить выполнение базовой формы «Блин». Закрепить правила безопасности при работе с ножницами. Развивать эстетический вкус | Интернет ресурсы |
3 неделя марта | Закладка для книг | Совершенствовать умения складывать базовую форму «Треугольник». Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие. | Интернет ресурсы |
4 неделя марта | Базовая форма «Двойной треугольник» Подснежник | Познакомить с базовой формой «Двойной треугольник» Продолжать работу по преобразованию базовой формы «двойной треугольник» и получению нового результата. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Интернет ресурсы |
АПРЕЛЬ | |||
1 неделя апреля | Самолет | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. | Интернет ресурсы |
2 неделя апреля | Ракета | Вспомнить последовательность складывания базовых форм «Блин», «Воздушный змей». Воспитывать аккуратность, развивать глазомер. | Интернет ресурсы |
3 неделя апреля | Бабочка | Воспитывать интерес, творческую активность, аккуратность и внимательность в работе. Развивать мелкую моторику кистей рук. Закрепить умения складывать базовую форму «Двойной треугольник». | Интернет ресурсы |
4 неделя апреля | Итоговое занятие | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей | Интернет ресурсы |
5 неделя апреля | Диагностика | Определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка. | |
Итоговая работа | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей | ||
- Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование | Количество |
1 | Бумага офисная белая | 12 |
2 | Бумага цветная | 12 |
3 | Картон цветной | 12 |
4 | Картон белый | 12 |
5 | Ножницы | 12 |
6 | Цветные карандаши | 12 |
7 | Простой карандаш | 12 |
8 | Линейка | 12 |
9 | Клей карандаш | 12 |
10 | Набор магнитов | 3 |
11 | Салфетки для рук | 12 |
12 | Клеенки | 12 |
13 | Мольберт | 1 |
14 | Столы | 6 |
15 | Стулья | 12 |
16 |
Методические материалы
Схема – плоское изображение, которое нельзя развернуть, а можно только увидеть и выполнить поделку, опираясь на знаки в схеме.
Карта предлагает объёмный образец. Кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.
Натуральные объекты (поделки из бумаги в стиле оригами)
Раздаточный материал (Схемы изготовления поделок), пооперационные карты
Работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации:
∙зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)
∙осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём),
∙слух (ребёнок слушает комментарии педагога).
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей обучающихся старшего дошкольного возраста. У детей данного возраста происходит формирование универсальных человеческих способностей, важных для всего последующего.
Для решения задач развивающего, индивидуально- ориентированного обучения, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, как средство обучения, широко используется игра.
Игра – это неотъемлемая часть каждого занятия.
Отдельные игровые моменты делают занятия интересными, эмоционально насыщенными. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. В качестве средств обучения используются наглядные пособия (схемы, плакаты, образцы изделий) аудио и видео записи.
Занятия будут достигать успеха, если дети будут заинтересованы и
увлечены работой. Для этого необходима организация и продуманная методика проведения занятия.
Почти все занятия строятся по одному плану:
- Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на столе).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений,
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
безопасности).
- Введение в новую тему (вводная беседа с использование загадок,
стихов, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о
предмете занятия).
- Общее знакомство с поделкой, ее анализ (название; базовая форма,
отделка готовой фигурки).
- Повторение правил техники безопасности.
- Практическая часть составляет 2/3 занятия, включая в себя
непосредственно изготовление поделки.
- Пошаговое совместное выполнение действий педагога с детьми.
- Оформление игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- Заключительная часть занятия: игры, творческие задания, мини-
выставки.
- Анализ работы обучающегося.
- Большое внимание на занятиях оригами уделяться подбору оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.
- Занятия по оригами могут быть: традиционные, комбинированные и
практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
В процессе обучения используются следующие методы:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагога, работа по образцу и др.).
Практический (самостоятельная работа, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Игровой (использование игровых моментов, игр-соревнований, игр-путешествий).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
Объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
Исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися.
- индивидуально-фронтальный
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Кроме того, в образовательном процессе используются относительно новые специфические методы работы с обучающимися:
Метод цветовой терапии (оформление панно, сказочных персонажей в соответствующих цветовых гаммах)
Метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.)
На занятиях используются следующие формы обучения: Беседы, расширяющие кругозор, дающие новые знания об оригами и окружающем мире. Обсуждения, диалоги. Обучающие и развивающие игры, позволяющие активизировать творческий процесс познания.
- Форма контроля и оценочные материалы
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный – в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание№3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание№5
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
Задание№6
Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.
Инструкция: полученный треугольник сложи пополам сверху.
По итогам диагностики заполняется таблица:
№ | ФИ ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Итог. пок-ль | |||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
Итоговый показатель
Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов). Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям.
Средний уровень: (от 10 до 15 баллов). Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения
ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов). Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, неправильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.
- Список методической литературы
• Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, изд. Ярославль: "Академия развития", 1997
• С. В. Соколова, Оригами для дошкольников. изд. Детство-Пресс, 2008г.
- Е. Черенкова, Оригами для малышей. 200 простейших моделей, изд. Дом 21 век, 2011
• И. М. Петрова, Объёмная аппликация, изд. Детство-пресс, 2008
• О. М. Жихарева, Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ, М. 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уровень освоения ребенком дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волшебный мир оригами»
Начало года Конец года
Низкий уровень – 8 детей (38%) Низкий уровень - 0
Средний уровень – 13 детей (62%) Средний уровень – 6 детей (28%)
Высокий уровень – 0 Высокий уровень – 15 детей (72%)
Вывод: Большинство детей (15 человек) самостоятельно складывают лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживают линию сгиба. Правильно называют (показывают) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держат ножницы и режут ими по прямой. Следуют устным инструкциям.
6 детей пока испытывают затруднения при складывании листа пополам и по диагонали, им требуется помощь.
Затрудняются следовать устным инструкциям.
Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику. По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающей программы «Волшебный мир оригами» реализована на достаточном уровне.



