Рабочие программы, результаты оценки индивидуального развития детей

Елена Ивановна  Мелехова

Краткая аннотация раздела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopobrazovanie.docx168.89 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.

Основные характеристики 

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи Программы

5

1.3

Планируемые результаты

6

2.

Содержание общеразвивающей программы

2.1.

Учебный план

7

2.2

Учебный (тематический) план

8

3.

Организационно-педагогические условия

3.1.

Календарный учебный график

9

3.2.

Условия реализации программы

15

3.3

Форма контроля и оценочные материалы

19

4.

Список методической литературы

22

  1. Основные характеристики
  1. Пояснительная записка.

Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли. Другими

словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный мир оригами» (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.1 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- В соответствии с методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»

- Уставом МАДОУ «Детский сад «Капелька»».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир оригами» направлена на художественно-эстетическое развитие детей, развитие их творческих способностей в процессе конструирования поделок из бумаги.

Направленность Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Оригами - увлекательнейшее занятие для детей 5 – 6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях оригами у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки конструктивного творчества. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Актуальность.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций –мышления, памяти, внимания. Проблема развития мелкой моторики детей актуальна в нашем современном мире. В настоящее время дети испытывают трудности при складывании бумаги, при пользовании ножницами.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;

- включение в программу не только обучения оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций в представленной технике;

- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

1.2 Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. 

Задачи программы.

Обучающие

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и некоторыми базовыми формами оригами («треугольник», «двойной треугольник», «книжка», «воздушный змей», «блин», «дверь», «дом»).

- Формировать умение следовать устным инструкциям, умение работать по схеме, по пооперационной карте.

- Обучать различным приемам работы с бумагой.

- Развивать у детей пространственное воображение, память, логическое мышление.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

- Развивать концентрацию внимания, память, логическое и пространственное воображения, самостоятельность, наблюдательность.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

1.3 Планируемые результаты.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень развития детей:

- знают об искусстве складывания из бумаги - оригами;

- создают изделия различными приемами работы с бумагой по показу, по инструкции педагога, а также используя пооперационные карты и схемы;

- умеют ориентироваться на листе бумаги;

- разовьют концентрацию внимания, память, логическое и пространственное воображения, самостоятельность, наблюдательность;

- проявляют творчество в продуктивных видах деятельности;

- увеличивается количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.

Общие правила при обучении технике оригами: 

• Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

• Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

• Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

• При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

• Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение детьми, показ второго - выполнение детьми.

• Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

• Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

• После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

2. Содержание общеразвивающей программы

2.1 Учебный план

Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 года для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется, в основном, индивидуальная работа, при подготовке к участию в конкурсах – возможно создание коллективных работ, а также выполнение работ в парах.

Оптимальное количество детей в группе – 10-12 человек.

Формы проведения занятий: практические занятия, интегрированные занятия, выставки детских работ.

Количество занятий -30 занятий -30 учебных недель.

Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 минут.

2.2 Учебный (тематический) план.

Тема

1. Знакомство с оригами.

1

2. Знакомство с условными знаками и приемами оригами.

1

3. Бумага. Учимся складывать.

1

4. Базовая форма «Треугольник».

4

5. Базовая форма «Двойной треугольник»

2

6. Базовая форма «Воздушный змей».

7

7. Базовая форма «Книжечка».

1

8. Базовая форма «Дверь».

1

9. Базовая форма «Дом».

2

10. Базовая форма «Блин».

4

11.Конструирование с использованием смешанных форм

5

12. Итоговое занятие.

Итого

30

Диагностика

2

  1. Организационно-педагогические условия

3.1 Календарно-учебный график

Дата

проведения

Тема

Цель

источник

4 неделя сентября

Диагностика

Определить степень знаний и умений ребенка на начальном этапе освоения данной программы

ОКТЯБРЬ

1 неделя

октября

Знакомство с искусством оригами (организационное)

Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами.

Познакомить детей с работой кружка. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами.

Т.И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»

2 неделя

октября

Знакомство с основными терминами, принятыми в оригами

«Сказка квадратика»

Учить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с терминами: сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, верхняя сторона, нижняя сторона и др

Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Т.И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»

3 неделя

октября

Учимся складывать. Конструирование гусеница.

Научить детей мастерить гусеницу из 5 квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем.

С.В. Соколова «Оригами для самых маленьких»

4 неделя

октября

Знакомство условными знаками и приемами оригами

Складывание базовая форма: «треугольник» (косынка) -

Кошечка

Познакомить с условными знаками: линия сгиба, перегнуть и разогнуть, и основными приёмами складывания бумаги.

Повторить и закрепить с детьми складывание и название базовых форм.

Складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Развивать глазомер детей. Конструирование кошечки.

Воспитывать аккуратность в работе и интерес к результату своего труда.

Квадрат 15 х 15

Т.И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»

5 неделя

октября

Базовая форма: «книжка»

«Ежик»

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Развивать глазомер детей. Конструирование ежика.

Воспитывать аккуратность в работе и интерес к результату своего труда.

Интернет ресурсы

НОЯБРЬ

1 неделя

ноября

Базовая форма: «дверь»

Домик

Познакомить с базовой формой «дверь» Закрепление базовой формы «дверь», «треугольник», основных элементов складывания.

Интернет ресурсы

2 неделя

ноября

Базовая форма:

«дом»

Познакомить с базовой формой «дом». Повысить интерес к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

3 неделя

ноября

Базовая форма: «Воздушный змей»

Познакомить с базовой формой «воздушный змей». Повысить интерес к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

Интернет ресурсы

4 неделя

ноября

Ромашка для мамы

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Открытка с цветком ромашки в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

Интернет ресурсы

ДЕКАБРЬ

1 неделя

декабря

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.

Интернет ресурсы

2 неделя

декабря

Снежинка

Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем с опорой на схему «воздушный змей». Развивать моторику рук. Вспомнить изготовление базовой формы «воздушный змей»

Интернет ресурсы

3 неделя

декабря

Новогодняя елка

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое. Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей.

Интернет ресурсы

4 неделя

декабря

Дед Мороз

Продолжать учить складывать бумажные фигурки из двух деталей, учит четко выполнять инструкции педагога.

Интернет ресурсы

ЯНВАРЬ

1 неделя

января

Снеговик

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой.

Интернет ресурсы

2 неделя

января

Пингвин на льдине

Коллективная композиция

Закрепить умения складывать базовую форму «Треугольник». Воспитывать аккуратность в работе с ножницами, клеем. Упражнять детей выполнять коллективную композицию

Интернет ресурсы

3 неделя

января

Снегирь

Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Интернет ресурсы

4 неделя

января

Гномик

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Интернет ресурсы

ФЕВРАЛЬ

1 неделя февраля

Базовая форма: «Блин»

Корона

Познакомить с базовой формой «Блин»

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

Интернет ресурсы

2 неделя февраля

Кораблики в море

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Интернет ресурсы

3 неделя февраля

Поздравительная открытка к 23 февраля

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея.

Продолжать учить составлять композицию на половине альбомного листа, аккуратно наклеивая детали.

Интернет ресурсы

4 неделя февраля

Мамин праздник

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

Интернет ресурсы

МАРТ

1 неделя

марта

Весна красна

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

Интернет ресурсы

2 неделя

марта

Клоун

Вспомнить выполнение базовой формы «Блин». Закрепить правила безопасности при работе с ножницами. Развивать эстетический вкус

Интернет ресурсы

3 неделя

марта

Закладка для книг

Совершенствовать умения складывать базовую форму «Треугольник». Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.

Интернет ресурсы

4 неделя

марта

Базовая форма «Двойной треугольник»

Подснежник

Познакомить с базовой формой «Двойной треугольник»

Продолжать работу по преобразованию базовой формы «двойной треугольник» и получению нового результата. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Интернет ресурсы

АПРЕЛЬ

1 неделя

апреля

Самолет

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.

Интернет ресурсы

2 неделя

апреля

Ракета

Вспомнить последовательность складывания базовых форм «Блин», «Воздушный змей». Воспитывать аккуратность, развивать глазомер.

Интернет ресурсы

3 неделя

апреля

Бабочка

Воспитывать интерес, творческую активность, аккуратность и внимательность в работе. Развивать мелкую моторику кистей рук. Закрепить умения складывать базовую форму «Двойной треугольник».

Интернет ресурсы

4 неделя

апреля

Итоговое занятие

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей

Интернет ресурсы

5 неделя

апреля

Диагностика

Определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.

Итоговая

работа

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Наименование

Количество

1

Бумага офисная белая

12

2

Бумага цветная

12

3

Картон цветной

12

4

Картон белый

12

5

Ножницы

12

6

Цветные карандаши

12

7

Простой карандаш

12

8

Линейка

12

9

Клей карандаш

12

10

Набор магнитов

3

11

Салфетки для рук

12

12

Клеенки

12

13

Мольберт

1

14

Столы

6

15

Стулья

12

16

Методические материалы

Схема – плоское изображение, которое нельзя развернуть, а можно только увидеть и выполнить поделку, опираясь на знаки в схеме.

Карта предлагает объёмный образец. Кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.

Натуральные объекты (поделки из бумаги в стиле оригами)

Раздаточный материал (Схемы изготовления поделок), пооперационные карты

Работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации:

зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)

осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём),

слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей обучающихся старшего дошкольного возраста. У детей данного возраста происходит формирование универсальных человеческих способностей, важных для всего последующего.

Для решения задач развивающего, индивидуально- ориентированного обучения, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, как средство обучения, широко используется игра.

Игра – это неотъемлемая часть каждого занятия.

Отдельные игровые моменты делают занятия интересными, эмоционально насыщенными. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. В качестве средств обучения используются наглядные пособия (схемы, плакаты, образцы изделий) аудио и видео записи.

Занятия будут достигать успеха, если дети будут заинтересованы и

увлечены работой. Для этого необходима организация и продуманная методика проведения занятия.

Почти все занятия строятся по одному плану:

  • Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на

инструменты и материалы, лежащие на столе).

  • Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений,

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники

безопасности).

  • Введение в новую тему (вводная беседа с использование загадок,

стихов, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о

предмете занятия).

  • Общее знакомство с поделкой, ее анализ (название; базовая форма,

отделка готовой фигурки).

  • Повторение правил техники безопасности.
  • Практическая часть составляет 2/3 занятия, включая в себя

непосредственно изготовление поделки.

  • Пошаговое совместное выполнение действий педагога с детьми.
  • Оформление игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • Заключительная часть занятия: игры, творческие задания, мини-

выставки.

  • Анализ работы обучающегося.
  • Большое внимание на занятиях оригами уделяться подбору оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.
  • Занятия по оригами могут быть: традиционные, комбинированные и

практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

В процессе обучения используются следующие методы:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагога, работа по образцу и др.).

Практический (самостоятельная работа, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Игровой (использование игровых моментов, игр-соревнований, игр-путешествий).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

Объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.

Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

Исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися.

- индивидуально-фронтальный

- групповой – организация работы в группах.

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Кроме того, в образовательном процессе используются относительно новые специфические методы работы с обучающимися:

Метод цветовой терапии (оформление панно, сказочных персонажей в соответствующих цветовых гаммах)

Метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.)

На занятиях используются следующие формы обучения: Беседы, расширяющие кругозор, дающие новые знания об оригами и окружающем мире. Обсуждения, диалоги. Обучающие и развивающие игры, позволяющие активизировать творческий процесс познания.

  1. Форма контроля и оценочные материалы

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный – в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае.

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам

Инструкция: «Сложи лист пополам»

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание№3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;

1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;

2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;

1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

Задание№5

Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.

Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;

2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя;

1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.

Задание№6

Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.

Инструкция: полученный треугольник сложи пополам сверху.

По итогам диагностики заполняется таблица:

ФИ ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Итог. пок-ль

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Итоговый показатель

Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов). Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник,

треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям.

Средний уровень: (от 10 до 15 баллов). Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения

ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов). Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, неправильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.

  1. Список методической литературы

• Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, изд. Ярославль: "Академия развития", 1997

• С. В. Соколова, Оригами для дошкольников. изд. Детство-Пресс, 2008г.

  • Е. Черенкова, Оригами для малышей. 200 простейших моделей, изд. Дом 21 век, 2011

• И. М. Петрова, Объёмная аппликация, изд. Детство-пресс, 2008

• О. М. Жихарева, Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ, М. 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уровень освоения ребенком дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 

«Волшебный мир оригами»

             

Начало года                                                                                                  Конец года

Низкий уровень – 8 детей (38%)                                                                  Низкий уровень - 0

Средний уровень – 13 детей (62%)                                                              Средний уровень – 6 детей (28%)

Высокий уровень – 0                                                                                     Высокий уровень – 15 детей (72%)

Вывод: Большинство детей (15 человек) самостоятельно складывают лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживают линию сгиба. Правильно называют (показывают) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держат ножницы и режут ими по прямой. Следуют устным инструкциям.

6 детей пока испытывают затруднения при складывании листа пополам и по диагонали, им требуется помощь.

        Затрудняются следовать устным инструкциям.

Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику. По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающей программы «Волшебный мир оригами» реализована на достаточном уровне.