НОУ "Эврика". Публикации учащихся

Жимбеева Нина Шираповна

 

Научно-исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

           В соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками. На современном этапе развития школьного образования одной из важнейших сторон деятельности учителя   является руководство исследовательской деятельностью учащихся,  в ходе которой происходит непосредственное общение с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к   изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.  Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной научно– исследовательской деятельности. Учащиеся могут представить свои исследовательские проекты и работы на различных конференциях, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным. Приоритетным направлением, основой  педагогической деятельности  является  развитие  творческих  способностей   и  навыков  самостоятельной исследовательской   работы  школьников.

           Я являюсь руководителем научного общества учащихся, где учащиеся  НОУ «Эврика» занимаются научно-исследовательской работой и участвуют в  конференциях на школьном, районном, республиканском, всероссийском, международном уровне: «Первые   шаги», «Серебряная  альфа», «Шаг  в  будущее», «Земля - наш  общий  дом», «Моя  малая  Родина», «Эврика», «Меня  оценят  в  XXI веке», «Национальное  Достояние  России», конференция юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Всероссийский творческий конкурс «Рассударики», «Исследователь природы».Каждый исследователь имеет свое «Портфолио исследователя» - папку индивидуальных достижений, где пополняет исследовательский материал научными статьями, отзывами, грамотами, сертификатами.

        Работа в НОУ является кропотливым, затратным по времени, но в то же время интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика - это радость учителя, работавшего с ним. Это и профессиональный рост самого учителя. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН» РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «МОГСОХОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Могсохон , ул. Базарова, 15 тел. 35-3-88 Тема: «Таинственные Е» А втор: Доржижапов Бато - Мунко , ученик 9 класса МБОУ МСОШ

Слайд 2

Актуальность данной работы заключается в том, что питание – очень важный фактор, влияющий на здоровье человека. Человек выбирает пищу не по полезности, а по вкусу. В этом и кроется причина неполноценного и неправильного выбора продуктов питания. Я хочу обратить внимание на наиболее опасные добавки и узнать, как они влияют на нас и наше здоровье. Ведь приходя в магазин, мы постоянно сталкиваемся с различными продуктами, в состав которых входят различные пищевые добавки: консерванты, красители, эмульгаторы и т.д., и при постоянном употреблении в зависимости от индивидуального влияния представляет серьезную угрозу для здоровья.

Слайд 3

Цель исследования : проанализировать какие пищевые добавки используются при производстве газированных напитков, чипсов, сухариков и выяснить их влияние на организм. Задачи : изучить теоретический материал о классификации и характеристике пищевых добавок; проанализировать химический состав распространенных продуктов – чипсов, сухариков, газированных напитков; выявить знания учащихся и учителей школы о пищевых добавках; выработать рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки.

Слайд 4

Пищевые добавки – это природные и синтетические химические соединения, которые не представляют собой источник энергии, как пища, не используются в чистом виде, а только добавляются в продукты для облегчения технологического процесса, продления срока хранения или придания определенной консистенции конечному продукту. Для классификации добавок была разработана система нумерации. Каждой добавке присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е, наличие ее означает, что продукт (изделие) произведено в Европе.

Слайд 5

Код Функциональный класс Применение Е102-Е182 Красители Окраски некоторых пищевых продуктов в различные цвета Е 200 и далее Консерванты Длительное хранение продуктов питания Е 300 и далее Антиокислители Замедление окисления и предохранения продуктов от порчи Е 400 и далее Стабилизаторы Сохранение продукта Е 500 и далее Эмульгаторы Поддержание определенной структуры Е 600 и далее Усилители Усиление вкуса и аромата Е 700- Е 800 Запасные индексы - Е 900 и далее Противопенные вещества Снижение пенообразавания Е 1000 и далее Глазирующие агенты - Классификация пищевых добавок

Слайд 6

Большинство производителей, добавляя в производимые ими продукты пищевые добавки, не указывают их вообще или указывают название веществ, из которых они состоят, которые не понятны для большинства людей. Например, Е 950, на упаковках газированных напитков его указывают как ацесульфам калия. Он содержит метиловый спирт, ухудшающий работу сердечно – сосудистой системы, и аспарогеновую кислоту, оказывающую возбуждающее действие на нервную систему и может, со временем, вызвать привыкание. Безопасная доза не более 1 грамма в сутки.

Слайд 7

Мы провели социологический опрос среди учащихся среднего звена, в котором приняли участие 52 человека, содержащий следующие вопросы: 1. Покупая продукты, обращаете ли вы внимание на их состав? 2. Знаете ли вы, как расшифровываются пищевые добавки, обозначаемые с помощью индекса Е? 3. Знаете ли вы, как они влияют на ваше здоровье? Этот социологический опрос показал, что более 80% опрошенных (42 человек опрошенных) не обращают внимание на состав продуктов и не знают о том, как расшифровываются добавки, а также около 60% ( 30 человек опрошенных) не знают об их влиянии на организм.

Слайд 8

Также в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование среди учителей, учащихся средних классов и их родителей. В анкетировании приняло участие 85 человек, им предлагалось ответить на следующие вопросы: 1. Любите ли вы газированные напитки, сухарики, чипсы и т.д.? 2. Часто ли вы употребляете газированные напитки? 3. Используете ли вы для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре и т.д.)? Анализ анкетирования показал, что все опрошенные нами участники проекта (100 %) употребляют те или иные продукты в своем пищевом рационе, 91% ответили, что очень любят газированные напитки, чипсы, сухарики. Из них 67% употребляют газированную воду и 56% сухарики и чипсы очень часто (практически каждый день). Однако, 87% отметили, что в приготовлении домашней пищи они используют полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (лапша «Ролтон», суповые брикеты, картофельное пюре и т.д.)

Слайд 9

Название Добавки Производитель Вечерком Вкусо-ароматическая добавка Регион хлеб г.Пенза Ломтик Е621, Е551 Диарит г.Тамбов 3 корочки ( томат, зелень) Е621,Е627,Е631,Е160 Бриджтаун Фудс Анализ качественного состава сухариков

Слайд 10

Название Добавки Лейс Е 621, Е 631, Е 627 Читос Е621, Е551 Московский картофель Ароматизаторы , идентичны натуральным Анализ качественного состава чипсов

Слайд 11

Название Добавки Производитель Апельсиновый Е950,Е951,Е952,Е954, Е330,Е211 Золотая корона Буратино Е330,Е952,Е950, бензоат натрия. Лимонадия Лимонад Е330, Е211, Е952, Е951, Е950, фенилаланин Фруктайм Pepsi Е338,Е330,Е124, Е152А Пепси Анализ качественного состава газированных напитков

Слайд 12

В результате исследования образцов чипсов и сухариков было выявлено большое содержание ароматизаторов и усилителей вкуса, таких как Е 621 – глутамат натрия, 551 – диоксид кремния, Е 631- инозинат натрия и многие другие. В результате исследования образцов газированных напитков были обнаружены такие пищевые добавки ,как Е 211 – бензонат натрия, Е 338 – ортофосфорная кислота, подсластители Е 951, Е 952, Е 953, углекислый газ, которые могут привести к серьезным заболевания.

Слайд 13

Мой эксперимент: В стакан с Колой опустил куриное яйцо. Спустя три дня яйцо окрасилось в коричнево – красный цвет. Здесь отчетливо видно, какое количество красителей содержится в одном стакане газированной воды. И можно себе представить, что происходит со стенками желудка при постоянном употреблении Колы. Так же большое содержание красителя может, повредит белую эмаль наших зубов .

Слайд 14

Эксперимент с мясом

Слайд 15

Я стал грамотным потребителем – стараюсь обращать внимание не на красивую упаковку, а на состав продукта. Гипотеза о вреде здоровью продуктов с содержанием пищевых добавок – подтвердилась. Опрос позволил выяснить популярность «молодежных продуктов» среди моих сверстников. Для того чтобы не подвергать свое здоровье опасности желательно в пищу принимать продукты с минимальным содержанием пищевых добавок. При покупках в магазинах не покупать продукты с неестественно яркой окраской и внимательно знакомиться с составом. Конечно , целью моей работы не является убедить всех не употреблять все перечисленные продукты, я попытался доказать что многие «вкусности» не безвредны для организма человека. К тому же опрос старших родственников показал, что «молодежные продукты» их не привлекают. Так давайте прислушаемся к советам родителей и врачей и БУДТЕ ЗДОРОВЫ!



Предварительный просмотр:

Тезисы   доклада

Название работы: «Анализ питания бурятской семьи»

Авторы: Батуевой Норжимо и   Батомункуевой Даримы, ученицы 8 класса

Место выполнения работы: МБОУ Могсохонская СОШ, Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Могсохон

     

То, что человек пьет и ест, - это его пищевой рацион. Он должен быть разнообразным, потому что разные продукты содержат различные вещества, необходимые организму. Углеводы, белки и жиры жизненно важны для активности и роста. Они называются питательными веществами. Витамины, минералы и воды (дополнительные питательные вещества) помогают организму работать правильно.

Данная тема нас заинтересовала, мы  решили провести небольшое исследование, связанное с характером питания современной семьи. Для этой работы была составлена анкета, с помощью которой я провела статистическое исследование, задействовавшее окружающих меня людей (родные, друзья, знакомые).

Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что проблема правильного питания распространена во всем мире. В настоящее время диетологи бьют тревогу, привлекая наше внимание к тому, что пища массового производства таит в себе опасность для здоровья человека.

        Гипотеза:

Характер питания современной семьи не соответствует рекомендациям ВОЗ.

Цель исследования:

Изучить  особенности питания современной   среднестатистической семьи.

Задачи исследования:

  • Изучить теоретический материал;
  • Провести анкетирование среди старших классов и учителей  нашей школы для изучения их пристрастий в еде;
  • Исследовать ежедневный рацион питания обычной семьи;
  • Выявить влияние неправильно составленного рациона и фастфуда на здоровье;
  • Составить рекомендации для правильного питания.

Объект исследования: обычная современная семья

Предмет исследования: питание обычной современной семьи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «МОГСОХОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Могсохон,

ул. Базарова, 15 тел.35-3-88

 Всероссийский конкурс

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Номинация - Публицистика в защиту природы и культуры

Эссе: «Мой родной край»

                                                     

                                     Работа:   Тугултуровой Арюны,

                                                      ученицы 10 класса.

                                              Адрес: 671460,

                                                        Республика Бурятия,

                                                          Кижингинский район,

                                                                       с. Могсохон, ул. Могсохонская, 6

                        Научный руководитель:

                                                                             Жимбеева Нина Шираповна,

                                                                   учитель биологии и химии

с. Могсохон

2016 г.

Я вглядываюсь вдаль, и вижу бурятские степи с ее необозримыми лугами, хранившие в себе свежесть уснувших полевых цветов. Голубое небо, которое покровительствует людям с незапамятных времен, и старые плиты наших предков которые знают и повидали многое на своем веку. Все это находит в моей душе отклик…         Мы живем на лоне природы, где руки человека с его технологиями, большими городами и постройками, частично не затронули среду. Но это лишь сегодня так, мы не можем знать, что будет завтра, после…

        В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф.

        На меня сильное впечатление произвел роман «Плаха» Тавро Кассандры. На примере волчьей семьи автор показал гибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и «человечными», чем «венец творения». Так ради какого блага человек губит природу?

Сегодняшняя действительность такова – массовая вырубка лесов, обмеление рек, эрозия почв, загрязнение воздуха, истощение сельскохозяйственных угодий.…Все это диктует нам необходимость возрождения этнического природопользования. Поэтому природоохранную работу нужно начать с воспитания на народных экологических традициях.

Буддийское отношение к миру и принцип целостности и взаимообусловленности должны являться формирующим фактором нового мира.

Буддийская культура обладает огромным опытом и способами решения многих проблем, в том числе экологических. Буддизм не признает провидения и подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий.

 В XXI веке многие народы стремятся понять, осмыслить свое прошлое, желает осознать свое место и роль в историческом общественном процессе, ведь народ без своего прошлого безлик. И в поисках своего этнического прошлого все чаще обращаем внимание на свои национальные корни.

Особую актуальность приобретает проблема возрождения и использование экологических традиций народа для установления экологического равновесия – основы взаимодействия природы и общества. Эти традиции основывались на важнейшем духовном принципе «непричинения вреда» окружающему, любви, бережного отношения и уподоблению ей. В суровых условиях, борьбы за выживание люди на протяжении веков накопили огромный опыт, частично отраженный в экологических традициях. Преклонение человека перед стихийными силами природы и невозможность противостоять им обусловили формирование многочисленных «табу», запретах по отношению к природе. Они касались самых разных сторон жизнедеятельности наших предков, будь то работа по дому, скотоводство, охота, строительство жилья, заготовка древесины.

        Современная наука и буддийское мировоззрение утверждает о необходимости диалога двух равноправных субъектов: человека и природы. Смысл современной парадигмы научного мышления – снятие барьера между человеком и природой. Природа необходима человеку для его духовного и физического здоровья. Несомненно, человек часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тело животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы.

Наша республика издавна славится уникальной природой, одной из главных ценностей которой считается лес. Таежный, чистый воздух, который в избытке дарят сибирские сосны, кедры, пихты.…Только, к сожалению, далеко не все ценят эти дары природы. В лесах все чаще появляются недобросовестные предприниматели, которые не задумываясь вырубают деревья, предвкушая  легкий вкус наживы в виде больших денег. Поэтому из года в год  сибирские леса редеют.

Лес-место обитания и источник питания животного мира. В лесах мы добываем пищевые продукты, лекарственно-техническое сырье и корм для домашних животных. Он является мощным экологическим  фактором природе. Лес-это достояние многих поколений.

Коренное население нашего региона с почтением относилось к такому богатству природы как лес. Образ дерева связывался с процессами жизни и смерти. Лишь при крайней необходимости срубали дерево, а перед этим они молились и просили прощения у природы. Например, с просьбой даровать здоровье, благополучие потомства буряты ходили молиться к лиственнице. Срубить без причины дерево, значит, укоротить жизнь себе и потомкам. Образ человека воспринимали схожим со стволом дерева, увенчанного головой-кроной, впитывающего солнечные лучи и тепло. Буряты на зиму раньше не заготовляли дров из живого дерева, а использовали для топлива сухостой и валежник. Кедр, ель, лиственница почитались как «мунхэ-модон» - священные вековые деревья, возле них устраивались обряды и приношения.

        Народы Бурятии с малых лет формировали в детях глубокое нравственное, гуманистическое отношение к природе – «Будь всегда добр к природе».

        Они не добывали дичь сверх надобности, не били зря непромысловых рыб, зверей, птиц, старались не рубить живые деревья. Зависимость человека от природы в становлении его сыграло положительную роль. Так человек преклонялся перед стихией, научился бережно, с пониманием относиться к флоре и фауне своего края. Почитанием и различными ритуальными обрядами характеризуется отношение бурят к животным, в основе которого лежит идея общности мира людей и мира животных. Буряты имели богатый опыт общения с животным миром тайги. С раннего возраста буряты своих детей учили на словах и личном примере бережному отношению к природе, внушая мысль, что природа, тайга, степь - это постоянное место их обитания, их дом и, наконец, средство существования. По народным обычаям, запрещалось добывать мясо диких животных больше, чем было необходимо для пропитания семьи, без надобности убивать хищных животных, особенно в период вынашивания детенышей, разорять гнездовья птиц, совершать другие действия в ущерб животному и растительному миру.         Они не допускали охоту в запрещенном месте и в запрещенное время, не оставляли в лесу туши убитых зверей как делают, например, современные добытчики струи кабарги, пантов. Собак использовали только для охоты за соболями и белками, перед началом охоты совершали специальные обряды, прося защиты у природы и удачи на охоте. Охотник не чувствовал себя хозяином тайги, а был ее частью.

В прошлом каждый род имел на территории своих родовых кочеваний общие святые места, на которых совершались ежегодные общественные обряды жертвоприношения духам-хозяевам данной местности («Обоо») - это святилище, место пребывания самого сильного духа, сооружаемое в виде нагромождения камней на вершинах гор, на перевалах, на берегах озер, в степи. Устройство «Обоо» на вершинах гор связано с их культом, ибо все возвышенности на поверхности Земли концентрируют ее жизненную энергию. По шаманской мифологии бурят, в мифах других народов горы - место, где духи земные встречаются, с духами неба…Ежегодно люди поклонялись «эзэнам» местностей. В ведении «эзэна» тайги находился весь животный и растительный мир тайги. «Эзэн» тайги добрый, но не терпящий грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневить его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, бережно относиться к растениям.

Есть надежда, что с возрождением обычаев и традиций нашего народа, отношение к природе, её богатству меняется в лучшую сторону. Я думаю, если каждый из нас на своей малой родине будет почитать и охранять  природу, то мы сумеем сберечь её такой, какую мы хотим оставить своим потомкам.

        Наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами, пытаясь осмыслить окружающий мир, искали скрытую упорядоченность и взаимосвязь, т.е. гармонию. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости, здоровья. Считая себя частицей единой и неделимой природы, человек никогда не старался подчинить ее себе. Традиционное мировоззрение, всегда стремилось слиться с нею воедино, видя в этом предназначение человеческой жизни.

        Ребенок с малых лет учился любить, почитать, охранять ее. С молоком матери прививалось чувство гармонии человека с природой, то, что мы сейчас называем экологическим воспитанием.

        Самой высшей ценностью является живая природа. И все, что существует в природе - деревья, птицы, травы и человек – все неповторимо и уникально.

        Главный виновник современных экологических проблем и бед - сам человек, его потребительское отношение к окружающей среде. Чтобы сохранить то, что даровано нам Небом, приумножить наследованные нами богатства наших предков и передать детям и внукам, мы должны использовать многовековой опыт народа, его нравственную культуру, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и. думаю, останется самый древний культ- культ природы.

        Люди еще могут спасти природу, всему этому может послужить процесс возрождения народных обычаев и традиций. Опыт народов как нравственная культура, формируется сотни, тысяча лет, в которой основополагающими правителями были любовь и уважение к природе, ждут нашего заинтересованного, вдумчивого внимания, они способны о многом напомнить, многому нас научить. Они исчезают только вместе с народом. Народные традиции и обычаи – это объективный компонент жизни. Таковы традиции по отношению к окружающей природной среде у бурят. Поэтому на сегодняшний день самой ошибочной является попытка подчинения природы человеку. Развитие человеческого общества может быть успешным только при уважительном отношении к природе.

        Человек не царь природы, а составная ее часть. Если гибнет какое-то звено этой цепи, то угроза нависает над всеми. Когда мы поймем это? Пора остановится, прекратить самоистребление. Надо жить в гармонии с природой. Тогда мир наступит в душе каждого. Я верю в это.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

КОМИТЕТ  ПО  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ «МОГСОХОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Могсохон, ул. Базарова, 15 тел. 35-3-88

Научно - практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция:  «Медицина»

Тема: «Влияние состава  жевательной резинки на организм человека»

Автор: Анандаева Дычин-Жалма,

                     ученица 9  класса МБОУ МСОШ

                                                       Адрес: 671460, Республика Бурятия,

Кижингинский район,  с. Могсохон,

                               ул. Школьная, 5

                                    Научный руководитель:

Жимбеева Нина Шираповна,

                                         учитель   биологии и химии

Могсохон, 2020 г

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………………….4
  3. Практическая часть……………………………………………………………..6
  4. Заключение………………………………………………………………………8
  5. Список литературы……………………..……………………………………….9
  6. Приложение ……………………………………………………………………..10

Введение

Ежедневно реклама пропагандирует достоинства жевательной резинки не просто как очередного средства удовольствия, а как полноценного гигиенического продукта для профилактики кариеса. Никакой серьезной информации о жевательной резинке как не было, так и нет. Внешне ее мир живет очень благополучной жизнью: скандалов нет, стоматологи с экранов телевизоров часто подтверждают полезность жевательной резинки для зубов. И маленькие пачки жевательной резинки являются предметом большого бизнеса. Потребители жвачки не задумываются о том, полезно ли жевать вообще. Люди не разбирают ни времени, ни места, жуют во время разговора, пренебрегая определенными эстетическими нормами, присущими человеку. Детей в большей степени привлекает внешняя сторона: многообразие красиво упакованных пачек и пластинок с различными названиями, картинками, а также активная пропаганда, ежедневно идущая с экранов наших телевизоров.  

Реклама приписывает жевательной резинке различные чудодейственные свойства: улучшает зубную эмаль, предотвращает появление зубного камня, устраняет запах изо рта, восстанавливает кислотно-щелочной баланс и прочее. Стоматологи относятся к жевательной резинке неоднозначно. Жевательные резинки действительно дезодорируют и освежают полость рта, но этот эффект сохраняется ненадолго - в среднем на 10-15 минут в зависимости от содержания в продукте ментола и других освежающих компонентов. С другой стороны, жевательную резинку только с очень большой натяжкой можно отнести к средствам гигиены полости рта. Достоверные научные данные о положительном влиянии жевательной резинки на зубы существуют только для малочисленного ассортимента резинок с фторидами. Поэтому врачи, которые рекомендуют жевательные резинки для профилактики кариеса с экранов телевизоров поступают не очень добросовестно. Стоматологи против жевательных резинок, которые содержит сахар. Употреблять их все равно, что все время жевать конфеты. Особенно вредно жевать сахаросодержащие резинки детям. Да и с эстетической точки зрения постоянно жующий человек, надувающий шары из резинки, выглядит не очень приглядно. На рынке сейчас представлено очень много жевательных резинок без сахара. Но люди не знают, как жевать резинку, в каких случаях и сколько времени, чтобы не повредить ткани пародонта.  

Цель: изучить состав жевательных резинок и их влияние на организм человека.

 Задачи:

 1.    Изучить  химический состав жевательных резинок.  

2. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны употребления жевательных резинок.  

3. Подобрать методику качественного определения добавок в жевательных резинках.

Объект исследования: влияние химического состава жевательных резинок на организм человека.  

Предмет исследования: качественный состав жевательных резинок.

 Гипотеза: жевательные резинки имеют как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье человека.

В соответствии с задачами исследования были использованы методы:

  • систематизация теоретического материала;
  • социологический опрос учащихся;
  • практическая работа;
  • обобщение накопленного материала.

  Данное исследование заключается в том, что если человек будет владеть необходимыми знаниями о влиянии жевательной резинки на его здоровье, то научиться правильно ее использовать без вреда для здоровья.

Обзор литературы: По данной теме существует небольшое количество литературы на бумажных носителях. В качестве основной литературы использованы книга  Т.С. Крупиной, в которой рассмотрена история жевательной резинки, химические вещества, содержащиеся в резинке, и их влияние на организм человека и приведена методика определения содержания серы и многоатомных спиртов в жевательной резинке и Скурихина И.М., рассматривающего пищу с точки зрения химика. Более широко представлен материал по данной теме в Интернет-ресурсах.

Основная часть

Изучение литературных источников и Интернет-ресурсов показало, что состав жевательных резинок не так прост. Главной составляющей жевательной резинки является синтетическая резиновая основа. В идеале резиновую основу должен составлять сок деревьев каучуконосов, который под действием кислоты или вываривания превращается в мягкую, но довольно упругую массу. Однако еще не выросло столько деревьев, чтобы стало возможным использовать их в массовом производстве. Поэтому сегодня применяются синтетические резиновые основы. Резиновая основа составляет более 20 % от общей массы жевательной резинки, а вот сахар до 60 %. С микробиологической точки зрения такое большое количество сахара делает жевательную резинку безопасной — бактерии не живут при таких концентрациях. Но остаются избыточные калории, нарушение обмена веществ и заболевания зубов, — чему способствует жевательная резинка, как, впрочем, и любая конфета. При покупке жевательной резинки необходимо обращать внимание на наличие в ней сахара или сахарозаменителей. Если в качестве подсластителя используется глюкоза, о дисбактериальных свойствах можно забыть, так как глюкоза является лакомством для бактерий. В то же время усваивать ксилит или сорбит микробы не способны, что позволяет, как говорится в рекламе, «сохранить кислотно-щелочной баланс». Другими компонентами жевательной резинки являются вкусовые добавки, красители, ароматические вещества — все вместе они составляют около 5 %. Значительное количество этих веществ содержится в тайне, равно как и компонентный состав каждого вкуса и аромата. Также в состав жевательных резинок входят многоатомные спирты – полиолы, оказывающие слабительное действие на организм. Фиксаторы вкуса  — одна из страшных коммерческих тайн, однако есть наблюдения, что вкус жевательной резинки с заменителем сахара держится дольше, чем у резинки с сахаром. Самое известное из вкусовых и ароматических составляющих жевательной резинки — это ментол. Для того чтобы сделать вкус и аромат жевательной резинки  достоверным, ее приходится подкрашивать. Красители для жевательной  резинки обязательно должны входить в международный список разрешенных и безвредных веществ. Этот список постоянно пополняется и перепроверяется. Решающим фактором при выборе жевательной резинки является придание свежести дыханию, что во многом определяет вкусовые предпочтения. Потребительские предпочтения зависят и от возраста: для детей важно, можно ли надувать пузыри, для покупателей в возрасте 20-24 лет – как долго сохраняется вкус, для людей старшего возраста – полезность для зубов. Детские жевательные резинки являются предметом большого бизнеса. Но идею детской жевательной резинки нельзя назвать безупречной. Малыши склонны заглатывать кусочки сладкой резины. «Вabblegum» это общее обозначение для надуваемых резинок. В дословном переводе это английское словосочетание обозначает жвачка-пузырь. Пузырь из резинки смачивает кожу вокруг рта и выделяет некоторые пищевые добавки, раздражающие кожу. В России не найти ни одной взрослой жевательной резинки с сахаром — почти вся резинка сделана на основе сахарозаменителей. А вот детской жевательной резинки, начиненной «белой смертью» хоть отбавляй. А сладкие резинки с фантиками поголовно содержат сахар. По сути, его лишены только «Орбит» для детей и «Дирол кидс». В работах стоматологов показано, что чем чаще и дольше контактирует зуб с сахаром, тем больше риск развития кариеса.  

Практическая часть исследования

 Для оценки качественного состава жевательных резинок были использованы марки основных производителей, представленных на российском рынке: orbit, dirol. Результаты представлены в таблице 2 (Приложение).  

 1. Изучение состава жевательных резинок на основе информации, представленной производителями на упаковке.

 Химические вещества, обнаруженные в составе жевательных резинок оказывающие полезное действие на организм:  

  • Изомальт Е 953 – малокалориен, обладает низким гликемическим индексом, не способствует развитию кариеса;  
  • Маннит Е 421 – способствует выведению токсинов;
  •  Ксилит Е 967 – подсластитель, помогающий бороться с кариесом;
  •  Аскорбиновая кислота - влияет на различные функции организма, повышает сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям;
  • Ацесульфам-К – бескалорийный подсластитель,  показан людям, страдающим  сахарным диабетом.

Компоненты резинки, оказывающие вредное влияние на организм:  

  • Е171 – влияет на печень и почки человека.  
  •  Е 420 Сорбит – действует как слабительное и ухудшает пищеварение.
  •  Е 967 Ксилит – вызывает каменно-почечную болезнь.  
  •  Е 421 Манит – действует как слабительное.  
  • Ацесульфам-К (ацесульфам калия) – канцероген. Проведенные в 1970 году исследования показали, что ацесульфам-К может стать причиной развития рака, приводит к нарушениям работы кишечника и аллергическим заболеваниям. Запрещен для употребления в Канаде и Японии. Показан людям, страдающим сахарным диабетом.
  •  Е 965 мальтит и мальтитный сироп – не более 20 г в день. Детям не рекомендуется вообще.  
  •  Е 951 Аспартам - самый распространённый химический сахарозаменитель. Подавляющее большинство независимых экспертов подтверждают, что длительное использование аспартама может вызывать головную боль, звон в ушах, аллергию, депрессию, бессонницу, а у животных и рак мозга. Исследования, проведенные доктором Расселом Блейлоком, показали, что аспартам повышает аппетит и вызывает увеличение веса.
  • Е320- разрушает витамины, нежелательно маленьким детям, запрещено грудным детям. Повышает уровень холестерина.  
  •  Е321- канцероген.  
  • 330 лимонная кислота - канцероген. Одна из наиболее опасных пищевых добавок. При неумеренном употреблении может вызвать раковые заболевания  полости рта.

 Опыт 1. Определение содержания серы в жевательной резинке. Для обнаружения серы взяли пластинку резинки массой 1,4 г, добавили 5 мл воды. Настаивали 10-15 минут, затем профильтровали, а остаток (массой 1г.) вынули, высушили на воздухе и поместили в пробирку. Пробирку закрыли и нагревали на пламени спиртовки, затем добавили  раствор ацетата свинца.

Вывод: Обнаружили образование черного осадка сульфида свинца, что подтверждает наличие резины в жевательной резинке.

Польза жевательной резинки:  

  • жевательная резинка способна очистить зубы после еды;
  •  при жевании происходит обильное слюноотделение, за счет чего также частично очищаются зубы и из ротовой полости удаляются остатки пищи;
  • сахарозаменители (сорбит, ксилит), содержащиеся в жевательной резинке, восстанавливают кислотнощелочной баланс;
  •  постоянное жевание укрепляет десны;  
  •  помогает организму справиться с гингивитом и пародонтозом.

 Вред жевательной резинки:

  • жевательные резинки, содержащие сахар, способствуют развитию кариеса;
  •  вредные вещества, входящие в состав жевательных резинок могут вызвать побочные эффекты  /таблица 3/;  
  •  от постоянного жевания может пострадать височно-нижнечелюстной сустав и возникнуть побочные эффекты, связанные с механическим воздействием жевательной резинки /таблица 4/ ;
  •  жевание на голодный желудок может приводить к появлению или обострению гастрита;
  •  длительное жевание снижается уровень интеллекта, притупляет внимание и ослабляет процесс мышления.  

Заключение

        В процессе исследования на основе систематизации и обобщения теоретического материала о жевательных резинках и небольшого экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что современные производимые жевательные резинки имеют как положительное так и отрицательное воздействие на здоровье человека.  В жевательных резинках содержится значительное количество вредных компонентов, что требует знаний и соблюдения рекомендаций по их использованию.

Рекомендации взрослым:  Выбирать жевательную резинку, не содержащую сахара, желательно крупных брендов. Хорошо, если в составе жевательной резинки присутствует лактат кальция: зубная эмаль получает этот минерал для восстановления микроповреждений именно из слюны. Перед едой можно жевать не более 5 минут. Слюнные железы мгновенно реагируют на присутствие "жвачки" во рту и выделяют пищеварительные ферменты. В мозг поступает сигнал: "приготовиться к приему пищи", и в желудке начинается выработка сока. Но еды нет, и кислота разъедает слизистую. 5 минут - это примерное время, за которое сигнал поступает от мозга к желудку. После обеда или перекусов в течение дня можно пожевать резинку не более 15 минут. Обычно этого бывает достаточно, чтобы предупредить образование мягкого зубного налета и восстановить кислотный баланс. Лучше воздержаться от жевательной резинки с "ароматизаторами, идентичными натуральным". Неполная информация на этикетке уже может классифицироваться как признак низкого качества продукта. Избегайте жевательных резинок, содержащих в своем составе красители – Е 171, Е 102, Е 33, Е 129, Е 132, стабилизаторы вкуса – Е 414, Е 422, эмульгатор – Е 322, которые наносят вред печени.

Рекомендации взрослым для детей: Можно употреблять жевательную резинку примерно с 4 лет и только белую (без красителей). Ребенку нужно объяснить гигиеническое назначение жевательной резинки и приучить выбрасывать ее сразу после того, как перестало быть вкусно. Давайте жевательную резинку только после обеда и полдника и не более чем на 15 минут - иначе привычка жевать закрепится. Сегодняшние постоянно жующие подростки - потенциальные клиенты стоматологических клиник. Не до конца сформировавшаяся эмаль "юных" зубов слишком тонка и легко стирается. Не давайте жевательную резинку перед едой: у ребенка может пропасть аппетит и испортиться желудок.

Список литературы:

  1. Крупина Т.С. «Пищевые добавки»– М.: Сиринъпрема, 2008.
  2. Скурихин И.М. «Всё о пище с точки зрения химика»  М.: «Высшая школа», 1991.
  3. Интернет-ресурсы:

http://stomatology.ru/stomatology/bubblegum/;

Приложение

Таблица 1. Результаты анкетирования

Вопрос /ответ

учащиеся

8 класса

учащиеся

9 класса

учащиеся

10 класса

учащиеся 11 класса

Какую марку жевательной резинки вы предпочитаете?

  1. Orbit

7

9

2

2

  1. Dirol

1

2

2

2

Какой вкус жевательной резинки вы предпочитаете?

  1. фруктовый

3

5

2

3

  1. мятный

5

6

2

1

Сколько времени вы употребляете жевательную резинку?

  1. 15 мин

-

4

4

4

  1. от 30 мин до 1ч

8

7

-

-

Знаете ли вы о вреде жевательной резинки?

  1. Да

-

11

4

-

  1. Нет

8

-

-

2

Знаете ли вы о пользе жевательной резинки?

  1. Да

-

1

-

-

  1. Нет

8

10

4

2

Таблица 2. Результаты исследования

Наименование жевательной резинки

Красители

Подсластители

Органические кислоты

Содержание серы

DIROL

арбуз

ягода

цитрус

мятный

Е 171

сорбит, ксилит, изомальт Е 953, маннит аспартам, ацесульфам-К мальтитный   сироп Е 965

аскорбиновая   кислота

+

ORBIT

яблоко

ментол

цитрус

ягода

E171

сорбит Е420 ксилит Е967 маннит Е421 аспартам Е 951 Антиоксидант Е320

-

+

Таблица 3. Побочные эффекты, связанные с компонентами жевательной резинки

Побочный эффект

Возможные причины

Диарея, боль в животе, метеоризм

сорбит, ксилит и прочие заменители сахара из группы полиолов

Язвы полости рта

ароматизаторы из корицы

Периоральный дерматит (воспаление кожи вокруг рта)

масла из жевательной резинки типа «баббльгум» (надувающейся)

Аллергическая крапивница

Хлорофилл (Е 140), ментол,бутилгидрокситолуол (Е 321)

Кариес

сахара и сиропы из них

Повышение давления и уменьшение количества калия в крови

лакрица (солодка)

Таблица 4.Побочные эффекты, связанные с механическим воздействием

жевательной резинки

  • Разрушение пломб, мостов, коронок и прочих стоматологических конструкций.
  • Синдром височно-нижнечелюстного сустава.
  • Чрезмерное развитие жевательных мышц.
  • Увеличение уровня ртути в организме у лиц с пломбами из амальгамы.
  • Увеличение заглатываемого воздуха (аэрофагия).
  • Непроходимость трахеи, вызванная инородным телом из жевательной резинки.
  • Инородное тело в пищеводе или толстом кишечнике, способное вызвать стойкие запоры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция «Серебряная альфа» Автор: Жимбеева Анастасия, ученицы 5 класса МБОУ МСОШ Тема: «Зимующие птицы села Могсохон»

Слайд 2

Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем селе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители села – часть окружающего нас мира.

Слайд 3

Цель работы: изучение образа жизни и поведения зимующих птиц. Задачи: Определить видовой состав зимующих птиц, используя научную литературу; Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; Привлечь внимание школьников и жителей села к проведению мероприятий, способствующих сохранению численности видового состава птиц села Могсохон.

Слайд 4

В фауне Кижингинского района воробьиные представляют самый многочисленный отряд. Большая синица живет в лесной части района в смешанных лесах, гнездится в дуплах. Поедая будущее потомство вредных насекомых, большая синица приносит огромную пользу садам, полям, огородам, лесам.

Слайд 5

Обыкновенный по́ползень, или ямщи́к — небольшая птица из семейства поползневых . В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами. Обыкновенный поползень — шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков .

Слайд 6

Воробьи встречаются везде, кроме Антарктиды. Основная масса видов приспособлена к жизни на деревьях, некоторые виды перешли к наземному образу жизни. Воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Большинство воробьёв очень активные птицы. Они мелкие и среднего размера. Вес тельца от 4-5 г до 30 г.

Слайд 7

Снегири - птицы чуть крупнее воробья , очень плотного сложения, голубовато-серые сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Щёки и грудь у самцов красные, у самок и молодых птиц — буровато-серые. Летом птицы держатся очень скрытно и редко попадаются на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питаются преимущественно семенами, почками и ягодами.

Слайд 9

Дубонос живет в лиственных и смешанных лесах, рощах, садах, дубравах. Дубонос часто долго сидит на одном и том же месте, мало шевелится и только после некоторого раздумья решается спорхнуть с ветки.

Слайд 10

12 ноября – день покровителя зимующих птиц. В этот праздник принято делать кормушки для птиц и развешивать их на деревьях.

Слайд 11

Правила подкормки птиц: Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм! Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы. По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить! С целью привлечения учащихся в Могсохонской школы проведена акция «Помоги зимующим птицам»: Среди учащихся 2-6 классов было проведено анкетирование. В анкетировании принял участие 21 человек, из них 19 человек повесили кормушки. Подкармливают птиц каждый день. Для подкормки используют семена овса, семечки, пшено, несолёное сало, хлебные крошки. Больше всего птицы предпочитают семечки, сало, крошки. Птицы, прилетающие на кормушки ребят: синички, воробьи, снегири.

Слайд 12

Выводы 1. Исследован видовой состав зимующих птиц. 2. Изготовлены и развешены кормушки, определен маршрут наблюдений. 3. Изучено предпочтение кормов различными видами птиц. 4. Проведены наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке. 5. Проведены мероприятия, способствующие сохранению видового состава птиц.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А втор : Аглеев Арсен, ученика 5 класса МБОУ МСОШ Научно - практическая конференция «Серебряная альфа» Секция: « Биология-животный мир» Тема: «Лошадь как объект номадного животноводства»

Слайд 2

Я выбрал эту тему потому, что мне хотелось узнать об этих благородных и дружелюбных животных. Что делали бы наши предки без самого красивого и благородного из покорённых им животных? Работа, охота, транспорт – в любом деле лошадь всегда была близким и верным спутником человека. И сегодня даже сдав свои позиции автомобильному транспорту, лошадь сохраняет свою привлекательность и славу. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы возрождения и развития номадного животноводства.

Слайд 3

Цель работы : рассмотреть лошадь как объект номадного животноводства во взаимосвязи с экологической культурой бурят. Задачи: Рассмотреть номадное животноводство во взаимосвязи с экологической культурой бурят; Изучить зоотехнические характеристики бурятских пород лошадей; Изучить материальную культуру бурят на примере лошади; Сравнить характеристику бурятских и алтайских лошадей.

Слайд 4

Буряты разводили пять видов скота ( табан хушуун мал) – это верблюды, лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы – таков принятый порядок перечисления скота у бурят. Почему же буряты разводили скот пяти видов? Это объясняется тем, чтобы разумно использовать природные пастбища, а это возможно только при выпасе нескольких видов скота, которые обеспечивали население одеждой, пищей.

Слайд 5

Какой же требуется уход за этими лошадьми ? Вот что рассказал мне мой дядя Булат Раднаевич Санжимитыпов : «Эти кони маленького роста, сказочно красивые, все ими любуются. Они очень выносливые. Выдерживают скачки на большие расстояния. Уход требуется небольшой. Весь день пасутся сами. На ночь их пригоняем, потому что в лесу много волков. По утрам и вечерам даём немного сена и один раз в день – овса. Водим на водопой. Если мало сена, то кормим только овсом. Они неприхотливы к кормам. Эти лошади приспособлены к нашим условиям. Тёплой стайки не требуется, может ночевать в сарае или на улице. Это спокойные дружелюбные животные, хорошо поддаются дрессировке. Надеемся, что таких лошадей у нас в Могсохоне будет больше ».

Слайд 6

Техника выпаса лошадей как элемент экологической культуры бурят. Наши предки сохраняли своеобразную технику выпаса скота, когда он мог обходиться без подкормки. В этом случае использовали тебенёвку (зимняя пастьба по ветошам). Как же ведут себя лошади в разные времена года? На этот вопрос мне также ответил мой дядя: к огда весна наступает, в свои права в рационе лошадей появляется пырей, мятлик, житняк, дикий лук. С приходом лета содержание разнотравья в рационе увеличивается. В наших широтах осень наступает рано, поливают дожди. Это очень кстати для лошадей, ведь на зиму надо запастись питательными веществами. Лошади запасают энергию в своем теле, в подкожной клетчатке. Зима - это самый суровый и жесткий период года для лошадей. Нужно укрыться от проникающего под шкуру ветра с морозом, но самое главное найти себе корм. Глубокий снег лошадь разгребает передними конечностями, разрывая копытами лед на куски. Затем опускает в лунку морду и добирается до находящихся под снегом листьев и стеблей.

Слайд 7

Показатели Бурятская лошадь Алтайская лошадь Кобыла Жеребец Кобыла Жеребец Высота в холке 137,5 140,6 137,5 140,2 Косая длина туловища 140,4 145,9 145,6 148,6 Обхват груди 172,0 181,9 169,9 178 Обхват пясти 17,5 18,5 17,5 18,5 Живая масса (кг) 406 436 415 449 Промеры (см) и живая масса бурятской и алтайской лошадей. Вывод: Для лошадей бурятской породы характерны массивная голова, мясистая шея с низким выходом, низкая холка, глубокая грудь, длинное туловище, ровная спина, несколько укороченный круп, короткие костистые конечности.

Слайд 8

У нас в Кижингинском районе лошади представлены 4 группами пород: тяжеловозы, верховые, рысистые и аборигенные. В районе около 3 тысячи голов, в том числе кобылиц 951, жеребцов 149. В нашем селе Могсохон поголовье лошадей составляет около 220. При переезде и перевозках на короткое расстояние удобнее и выгоднее использовать лошадиную силу, чем иметь дело с машинами, которые нужно заправлять привозным, да ещё постоянно дорожающим горючим.

Слайд 9

Лошади как основной транспорт, объект конного дела, источник молочных и мясных продуктов не потеряли своей значимости и сегодня. Мы, жители сельской местности все больше обращаемся к её помощи. Они не прихотливы (могут пастись круглый год) Содержание этих животных мало затратное (экономичное и экологичное ) Они отличаются стойкостью к болезням, жаре и холоду. Имеют более развитый материнский инстинкт. Продукция этих животных более питательна, имеет хорошие вкусовые качества ( экологична ). Поэтому номадное животноводство на селе сегодня вновь возрождается. Народы занимаясь своим традиционным хозяйством, сохраняют своё «лицо», свой этнос.

Слайд 10

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

X Региональная конференция XXVII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Секция: Медицина

Тема:  «Дефицит йода и здоровье человека»

                                                   Автор:   Анандаева Дычин-Жалма

Баировна,

ученица 9  класса

                             Адрес: 671460,

                                              Республика Бурятия,

                                                Кижингинский район,

                                                                       у. Могсохон, ул. Школьная , 5

                                          Научный руководитель:

                                                              Жимбеева Нина Шираповна,

                                        учитель биологии

Место выполнения работы: МБОУ «Могсохонская СОШ»,

Республика Бурятия

Оглавление:

Введение

Глава I. Основная часть……………………………………………….…………..…………..5

   1.  Йод как химический элемент. Его открытие и свойства...............................................5

   2.  Применение йода………………………………………………………........…..….…....6

   3. Роль йода в развитии организма человека…………………….......................................6

   4.  Йод в организме…………………………………………………………….………....…7

  5.  Способы профилактики йододефицита……………………….…….……………….…7

 Глава II. Практическая часть………………………………………………..……………......8

     2.1 Способ определения йода в организме………………………….….……..…….…….8

    2.2.Динамика движения детей и взрослого населения с ДУЩЖ…….…….…….……....9

    2.3 Анкетирование учащихся………………………………………..….….………….......10  Заключение……………………………………………………………….……….…..……….11  Список литературы………………………………………………………………..….…….…15 Приложения № 1, № 2, №3………….……………………………………….……...………...16

   

Введение

Актуальность темы: За последние годы заболевание щитовидной железы стало самой распространённой эндокринной патологией и составляет 79,4 % от всех эндокринологических заболеваний.

Проблема недостатка йода волнует 153 страны мира. Дефицит йода в организме испытывает более 1,5 млрд. жители планеты. В нашей стране более 35% населения страдает от йоддефицита, часто не зная об этом. Республика Бурятия  тоже является территорией с недостаточным содержанием йода в воде, почве, продуктах питания и нарушенным балансом в биоценозе данного микроэлемента.

Йод – один из важнейших микроэлементов в организме человека: он регулирует множество непрерывно происходящих процессов. Очень часто он поступает в организм в недостаточном количестве. В условиях постоянного дефицита йода нормальная выработка гормонов щитовидной железой нарушается. Недостаток йода в организме вызывает серьёзные нарушения обмена веществ, способствует развитию йододефицитных  заболеваний.

Гипотеза: продукты питания не могут обеспечить человека необходимой суточной дозой йода.

Объектом моего исследования: учащиеся нашей школы и взрослое население нашего села.

Предмет исследования – проблема йододефицита.

        Целью моей работы: изучение этой проблемы у учащихся, т.е. исследование содержания йода в организме учащихся и продуктах питания, потребляемых ими.

Для решения своей цели я поставила несколько задач:

  1. Изучить информацию о проблеме йододефицита в литературных источниках и Интернете.
  2. Провести исследование среди учащихся с целью выяснения, достаточно ли йода у них в организме.
  3. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения, потребляют ли они продукты, содержащие йод.
  4. Проанализировать все результаты, сделать выводы и дать рекомендации.

При работе были использованы следующие методы: опрос, анализ литературы и интернет-сайтов, анкетирование, наблюдение. В работе использовались  методы сбора и анализа данных медицинского учреждения села о «Динамике  движения детей и взрослого населения с Диффузным увеличением щитовидной железы за 2017-2019 годы».

Хронологические рамки исследования включают период с 2017 по 2019 годы.

Практическая значимость работы заключается в том, что приведенные данные  можно использовать  в школе (в целях профилактики) на уроках, внеклассных мероприятиях, с профилактических беседах с населением и на страницах  местных газет и журналов. А также результаты  исследований доказывают возможность  восполнения недостатка йода в организме за счёт йодсодержащих продуктов питания без специальных медицинских препаратов.

Структура доклада состоит из введения, 2-х глав основного содержания,   заключения и приложений.  Список литературы состоит из 6 наименований.

        

Глава I. Основная часть

  1. Йод как химический элемент. Его открытие и свойства.

        Йод (I) – неметаллический химический элемент VII группы главной подгруппы периодической системы элементов. Относится к классу галогенов. При обычных условиях - твердое черно-серое вещество с металлическим блеском и специфическим запахом.

        Йод был открыт в 1811 году ученым Б.Куртуа. Он обрабатывал горячей серной кислотой сильнощелочной раствор, полученный из золы морских водорослей и используемый для производства селитры. В результате ученый пронаблюдал выделение фиолетовых паров, которые при конденсации превратились в серые кристаллы. Также независимо от него в 1813 году ученые Х.Дэви и Ж.Гей-Люссак получили такие же кристаллы и установили их элементарную природу. Они же и предложили название йод (от латинского «iodum» - «фиалкоподобный»).

                             Свойства йода.

Атомный номер

                  53

Атомная масса

           126,9045

Плотность

          4,94 г/см3

Температура кипения

         184,350С

Температура плавления

          113,60С

Содержание в земной коре

          0,00003%

Твердость

              2-2,5

Электроотрицательность

               2,66

Конфигурация внешнего электронного слоя

             5s2p5

   

        

Йод – очень редкий элемент земной коры. И так как йод достаточно активен, то в свободном виде он практически не встречается. Но зато примеси соединений йода находят практически повсеместно. В небольших количествах йод содержится в буровых водах нефтяных и газовых скважин. Оттуда его и извлекают в промышленности. Кроме того, он присутствует в морской воде (0,4·10-5—0,5·10-5%), йодиды находятся в морских водорослях, сам йод входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы.

        Качественная реакция на йод – взаимодействие с крахмалом, при котором образуется синяя окраска. Может соединяться с металлами (NaI – йодид натрия), с галагенами (IF7,ICl, IBr), не реагирует с кислородом, хотя известны его кислородосодержащие соединения (IO2, I2O4, I2O5, I2O3 – неустойчив).

  1. Применение йода.

        Йод применяется в разных областях, одной из которых является медицина. Здесь употребляется настойка йода или 2% раствор йода и 2,5% раствор йодида натрия в спирте. В этом случае он широко применим как антисептик для дезинфекции порезов, ранок и царапин. Иногда йодид калия применяют при лечении зоба, который вызывается дефицитом йода в щитовидной железе. Из этого следует, что йод необходим для нормального функционирования организма, в частности щитовидной железы. Кроме того, радиоактивный йод используют при лечении и диагностики заболеваний щитовидной железы. Для того, чтобы поддерживать уровень йода в организме, люди применяют различные пищевые добавки, содержащие йодиды натрия или калия.        

  1. Роль йода в развитии организма человека.

        Йод – необходимый для животных и человека микроэлемент. В первую очередь он необходим для нормального функционирования щитовидной железы. Она играет важную роль в обмене веществ. На это нам могут указывать различные нарушения в работе щитовидной железы, приводящие к нарушению основного обмена. В состав щитовидной железы входит вязкий секрет – коллоид, в состав которого входит особый гликопротеид – йодтиреоглобулин. Он представляет собой запасную форму тироксина – основного гормона щитовидной железы.

        Последовательность синтеза гормонов щитовидной железы впервые была изучена при помощи радиоактивного йода. Было доказано, что введенный меченый йод обнаруживался сначала в молекуле монойодтирозина, затем – дийодтирозина и только потом – тироксина. Этот вывод дал основание думать о том, что монойод- и дийодтирозины являются предшественниками тироксина. Биологическое действие гормонов щитовидной железы распространяется на множество физиологических функций организма. Например, они регулируют скорость основного обмена, рост и дифференцировку тканей, обмен белков, углеводов и липидов, водно-электролитный обмен, деятельность центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы и другое. Естественно, что поэтому нарушение и недостаточная функция щитовидной железы или повышенная секреция гормонов вызывает глубокие изменения и расстройства физиологического статуса организма. При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь  (по имени врача, описавшего это явление) или гипертиреоз. Резкое повышение обмена веществ сопровождается усиленным распадом тканевых белков, что приводит к развитию отрицательного азотистого баланса. Наиболее характерными проявлениями базедовой болезни являются тахикардия, пучеглазие (экзофтальм) и зоб, то есть увеличенная в размерах щитовидная железа. У больных развивается общее истощение организма, а также психические расстройства, повышена утомляемость, дрожание рук, резкая потливость и другое.        

  1. Йод в организме.

        Йод может поступать в организм различными способами: с пищей, водой, воздухом. Например, он легко всасывается через кожу, слизистые, в парообразном состоянии – через легкие. Но основной источник йода – растительные продукты. Поступая в организм, йод проходит всю пищеварительную систему. Всасывание йода проходит в передних отделах тонкого кишечника. Но скорость всасывания зависит от качества пищи. Кроме того, йод может накапливаться в разных частях организма. Например, в мышцах примерно 10 – 25 мг, а в щитовидной железе около 6 – 15мг (норма). В сумме же эта цифра в пределах нормы может доходить до 20 – 50 мг.

Выделение йода из организма идет преимущественно через почки (до 70 – 80 %), через молочные, слюнные и потовые железы; частично с желчью. При этом с мочой выделяется  около 50 мкг йода. Поэтому йод может накапливаться в тех органах, через которые выделяется.

        Суточная потребность в йоде для человека может колебаться в зависимости от места проживания, веса, возраста. Но в среднем это составляет около 3 мкг на 1 кг массы. Эта потребность возрастает при усиленном росте, беременности и охлаждении. При недостатке йода возникают различные заболевания, а при введении в организм йода повышается основной обмен, усиливаются окислительные процессы, поднимается тонус мышц, стимуляция половой функции

  1. Способы профилактики йододефицита.

Профилактика йододефицита – актуальная тема для сегодняшнего дня. Для нашей местности характерен дефицит йода. Но чтобы избежать этого, нам всем нужно совсем немногого. Для профилактики йододефицита всем следует придерживаться, по мере возможностей, некоторым правилам. При этом также следует проконсультироваться у специалистов.

Методы профилактики:

  • употреблять в пищу йодированную соль;
  • принимать биологически активные добавки (Приложение №4). Дошкольникам и учащимся младших классов вполне достаточно утром принимать по 1 таблетке ЙОДОМАРИН 100 в день, школьникам средних классов (с 12 лет)  и старшеклассникам – ЙОДОМАРИН 200. Лучше, если этот процесс в каждой семье станет осознанным для ребёнка (например, приём таблетки в завтрак в игровой форме: «Поел сам – накорми свою “щитовидку”!»).
  • ваш рацион должен включать продукты, богатые йодом (морепродукты, овощи, фрукты)

Глава II . Практическая часть

  1. 2.1. Способ определения йода в организме

Можно ли самостоятельно определить, хватает йода собственному телу, или нет? Можно! Способом, предложенным  Старожук Б.А.

Естествоиспытатель Старожук Б.А. работал 15 лет над изучением методики лечения щитовидной железы методом синего йода. В результате своей деятельности предлагает методику определения уровня содержания йода в организме. Для этого с вечера наносится йодная сетка на внутреннюю часть бедра или нижнюю часть живота. Для этого накрутите на тонкую палочку ватку (проще всего воспользоваться специальными гигиеническими палочками), смочите ее 3-5%-ным спиртовым раствором йода и начертите на коже вертикальные и горизонтальные пересекающиеся полосы так, чтобы получилась табличка с квадратиками 1см на 1 см. Почему именно такие квадратики? Было просчитано, что это идеальная геометрическая фигура для равномерного распространения нанесенной жидкости: и всасывается достаточно быстро, и действует эффективно. Но главное – дать просохнуть сетке.

Итак, если йодная сетка исчезнет через три часа - организму йод просто необходим, 6-8 часов - нехватка йода не так заметна, через сутки - йод в организме в норме либо даже в избытке. Но даже в этом случае йодная сетка не помешает как противовоспалительное средство. При нанесении на кожу она оказывает местное раздражающее действие, расширяет кожные капилляры, способствует оттоку части крови и уменьшению ее застоя в воспаленных тканях. Поэтому йодную сетку можно использовать как отвлекающее противовоспалительное средство при лечении заболеваний органов дыхания, а также при болях, вызванных остеохондрозом, невралгией, неврастенией.

Проба на йод у учащихся нашей школы методом йодной сетки.

 Учащимся было предложено:

  1. взять 3-5% раствор йода и смочить им ватную палочку;
  2. нанести раствор йода на внутреннюю поверхность бедра в виде сетки;
  3. клеточки должны быть размером примерно 1х1 см;
  4.  после нанесения сетки пронаблюдать, через какое время она исчезнет.

 Если сетка исчезает через:

  • 3-4 часа, то йод организму просто необходим;
  • ≈ 6-8 часов – нехватка йода не так заметна;
  • сутки – йод в организме в норме.

При проведении этого исследования   соблюдается  одно немаловажное условие: так как область с нанесенной йодной сеткой находится в зоне контакта кожи с одеждой, нужно  следить за тем, чтобы сетка попросту не стёрлась, иначе проба покажет неверный результат.

В нашем исследовании приняли участие 35 учащихся среди 8-11 классов, а также 17 учителей нашей школы. Всего учащихся с возможным йододефицитом – 17 человек, а среди учителей – 6. Количество не слишком велико, но настораживает. В среднем у учащихся и учителей наблюдается средний уровень йода в организме, что указывает на необходимость профилактики йододефицита. Иначе он может развиться в более тяжелые формы.

Можно сделать вывод, что ближе к периоду полового созревания количество йода в организме уменьшается, к тому же, это сопровождается возрастанием умственной нагрузки в школе. Как следствие, ребенку нужно большее количество микроэлементов для нормальной работы организма. А так как наиболее употребляемая пища не богата йодом, возникает его дефицит. Хотя процент таких детей не велик. В общем, у детей наблюдается средний уровень йода в организме. А поддерживать его можно с помощью биологических добавок к пище. Но перед этим лучше проконсультироваться с врачом.

2.2.  Динамика  движения детей и взрослого населения с Диффузным увеличением щитовидной железы за 2017-2019 годы.

Могсохонской врачебной амбулаторией были предоставлены сведения о количестве учащихся в Диффузным увеличением щитовидной железы за период с 2017 по 2019 год (см. приложение 2, таблица №3).

Год

Выявлено лиц с увеличением Щитовидной железы I степени

Выявлено лиц с увеличением  щитовидной железы  II степени

Всего

Взрослые

Подростки

Дети

Всего

Взрослые

Подростки

Дети

2017

39

19

6

14

2018

41

20

9

8

2

2

2019

44

20

15

5

2

2

Наблюдается динамика, причем устойчивая, поэтому необходимо принимать дополнительные меры по профилактике йододефицита.

Изучив данные можно сделать некоторые выводы:

  • количество заболеваний растет с каждым годом;
  • население мало употребляет продуктов, содержащих йод в большом количестве.

Кроме того, следует проводить профилактические работы с населением. Следует разъяснять людям основы здорового образа жизни. Для этого можно использовать некоторые рекомендации:

  1. Употреблять продукты, содержащие йод (например, морепродукты, овощи, фрукты);
  2. Принимать биологически активные добавки к пище, которые также помогут вам сохранить баланс йода в организме;
  3. Помните, что при сильном кипячении йод способен разрушаться в количестве до 50%;
  4. Употребляйте в пищу йодированную соль.                                

2.3. Анкетирование учащихся с целью выявления потребления продуктов, содержащих йод (Приложение №1 табл. 1,2)

        Исследуемой группе учащихся предложено ответить на один вопрос анкеты: «Какие продукты вы употребляете чаще всего?».  

        Подведя итоги анкетирования, выяснилось, что продукты, богатые йодом учащиеся употребляют меньше всего. Возможно, такая тенденция возникает потому, что не всем они по карману или просто не доступны в нашей местности из-за удаленности от моря и теплых регионов.

Зато картофель, стал наиболее популярным продуктом, что и не удивительно. Это самый распространенный продукт в нашей местности и без него, в принципе, невозможно представить себе свой рацион.

        Основываясь на этих результатах, я установила, что продукты, богатые йодом учащиеся употребляют меньше всего. Это дает основание полагать, что именно это является одной из причин возникновения йододефицита. Поэтому вопрос о заболеваниях щитовидной железы, возникающих из-за дефицита йода, стоит очень остро.

        Чтобы предотвратить эти проблемы, можно пользоваться теми рекомендациями, которые были приведены выше.

Сделав выводы, я поняла, что:

  • нам следует большее внимание уделять своему рациону;
  • использовать методы профилактики заболеваний щитовидной железы;
  • использовать раннюю диагностику на нахождение йода в организме.

Заключение.

        Проведя  исследования, я достигла поставленной мною цели. Выяснила, какое воздействие оказывает щитовидная железа на развитие организма. Кроме того, изучила различные заболевания, связанные с патологиями щитовидной железы и с йододефицитом. На основе этого мною были составлены некоторые рекомендации по профилактике и предотвращению заболеваний щитовидной железы.

        Также, я проследила динамику роста числа заболеваний, вызванных йододефицитом, в нашем селе. Сделав выводы, я поняла, что эта проблема стоит довольно остро и с каждым годом все возрастает. Поэтому нам следует больше внимания уделять этой проблеме, ведь с ней может столкнуться каждый.

        

Список литературы:

  1. Биология. Первое сентября. № 4,5,6,11.  2008, 2009г
  2. Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1986.
  3. Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1989.
  4. Покровский В.И. Малая медицинская энциклопедия, том 2. Москва: Советская энциклопедия, 1991.
  5. Северин Е.С. Биологическая химия. Учебник для ВУЗов. Москва: издательский дом Гэотар-мед, 2003.
  6. Энциклопедия Кирилла и Мефодия; CD-диск.

                                                                     

                                                      Приложение 1

                                                                                                             Таблица №1

Основные источники йода                                      

Дары моря

Рыба, рыбий жир, мидии, креветки, морская капуста.

Овощи

Свекла, салат, шпинат, помидоры, морковь, картофель, капуста, лук репчатый, фасоль, чеснок.

Фрукты, ягоды, орехи

Хурма, яблоки, виноград, вишня, слива, абрикосы, фейхоа, земляника, грецкие и кедровые орехи.

Крупы

Гречневая, пшено.

Молочные продукты

Сыр, творог, молоко.

----

Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия,1989.

Таблица №2

Содержание йода в продуктах (мкг на 100г сырого продукта).

Жир печени трески

350-700

капуста

9,5

хек

160,0

Булки пшеничные

9,5

минтай

150,0

пшено

9,4

навага

140,0

масло

9,0

Соленая сельдь

77,0

печень

8,7

треска

60,0

свекла

6,8

Горбуша, зубатка, ледяная, кета

50,0

морковь

6,7

фасоль

12,8

картофель

5,8

мясо

11,4

молоко

5,8

Горох лущеный

10,5

Гречневая крупа

3,5

яйца

10,2

Мука пшеничная

9,7

----

 Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия,1989.

                                                               

Приложение 2    Таблица №3      

Динамика роста числа заболеваний щитовидной железы за период с 2017 по 2019 год (по данным Могсохонской врачебной амбулатории)

Год

Выявлено лиц с увеличением Щитовидной железы I степени

Выявлено лиц с увеличением  щитовидной железы  II степени

Всего

Взрослые

Подростки

Дети

Всего

Взрослые

Подростки

Дети

2017

39

19

6

14

2018

41

20

9

8

2

2

2019

44

20

15

5

2

2

Таблица №4

               

Приложение № 3

Препараты и биологически активные пищевые добавки.

  1. ЙОД-АКТИВ

Эта биологически активная добавка к пище рекомендована Минздравом РФ как источник йода. Она создана на основе многолетнего уникального опыта лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы. ЙОД-АКТИВ - органическое соединение йода, встроенного в молекулу молочного белка. Это аналог природного соединения йода, которое мы начинаем получать уже с первыми каплями материнского молока. Уникальность ЙОД-АКТИВА заключается в том, что это "умный йод": при дефиците йода - активно усваивается, а при избытке - выводится из организма, не поступая в щитовидную железу. Это происходит благодаря тому, что йод отщепляется от молочного белка под действием ферментов печени, которые вырабатываются при недостатке йода. Когда йода в организме достаточно, ферменты не вырабатываются и ЙОД-АКТИВ выводится естественным путем, не всасываясь  в кровь.

  1. К лекарственным средствам, являющимся источниками йода, принадлежат

ЙОДБАЛАНС 200 и ЙОДОМАРИН 200. Эти препараты  восполняют дефицит йода в организме, препятствуют  развитию йододефицитных заболеваний и способствуют нормализации функции щитовидной железы, нарушенной недостатком йода.

  1. Полностью обеспечивает рекомендуемую ежедневную норму потребления йода

для организма человека витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ, созданный с учетом взаимодействия входящих в него компонентов. Это более чем на 30% увеличивает его эффективность.