Публикации учителя

Жимбеева Нина Шираповна

Исследовательская деятельность учителя как ресурс развития образовательного пространства.

            Профессиональное развитие педагога - важнейший ресурс образовательного учреждения. Умение обобщать, презентовать и тиражировать свой опыт - важнейший показатель уровня компетентности педагога. Опубликованы статьи в сборниках на республиканском, всероссийском и международном уровнях, такие как «Семья как основа нравственного воспитания у бурят»,  «Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся  по экологии в школе», «Информационное образовательное пространство на уроках биологии».

      С развитием современных компьютерных технологий важнейшими педагогическими средствами диссеминации опыта работы          являются образовательные ресурсы Интернет. Открытый и свободный доступ к информации дает возможность каждому пользователю  максимально развить свои личностные качества и поделиться опытом. Я являюсь активным пользователем не только  образовательных ресурсов, но и участником педагогических форумов и сайтов. Стараюсь регулярно обновлять материалы на сайте,  делясь с коллегами опытом и получая взамен полезную информацию.

    На сайте «Учительский сайт» создана страничка   http://учительский сайт/Жимбеева-Нина-Шираповна/, который  позволяет работать со всеми ресурсами проекта "Инфоурок": размещать материалы, получать возможность обобщить свой опыт, опубликовать статьи, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, рабочие программы по предметам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер –класс Метод Кроссенс

Слайд 2

Цель: ознакомить с методом кроссенс и научить использовать приемы в своей педагогической деятельности. Цель метода: развитие логического и творческого мышления на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности.

Слайд 3

Инновационные технологии и методики Технологии проблемного обучения. Проектно – исследовательская деятельность. Технология личностно – ориентированного обучения. Информационно – коммуникационные технологии. Ожидаемые результаты Развитие творческой личности учащихся, готовой к решению нестандартных проблем в любой ситуации. Осмысление своей деятельности с позиций ценностного подхода. Развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Формирование ключевых компетенций личности.

Слайд 4

Наши ожидания от совместной творческой работы: у знать о методе кроссенс ; усвоить интересные методические приемы .

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 6

1 – Началом живого является клетка; 2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток; 3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные; 6 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин; 9 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»; 8 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект; 7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека; 4 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом; 5 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.

Слайд 7

Алгоритм составления кроссенса : 1 ) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.



Предварительный просмотр:

Контрольно-оценочная деятельность в условиях реализации ФГОС

на уроках биологии

Общество нуждается в образованных высоконравственных представителях, способных самостоятельно оценивать эффективность своих действий и принимать взвешенные решения.

 В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем,  предоставляя  ученику  возможность самоанализа и тактично  направляя его,  учитель   помогает  формировать самооценку, объективно воспринимать внешнюю оценку.

         Одним из условий эффективного взаимодействия учителя и учащихся является развитие реалистической самооценки, основывающейся на сравнительном анализе. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Движение на основе личных результатов учащихся целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это нивелирует часть отрицательных эмоций и страх потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности, также стимулирует повышение мотивации обучения, положительномусамовосприятию и самоотношению. Самым главным в учебной деятельности становится поворот на самого себя («чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть»). Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка поддерживает познавательный интерес.

Какой урок будет самым эффективным? Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник  начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

          В оценивании следует учитывать возможность первоначальной самооценки результатов деятельности учащихся во избежании некритичного к ней отношения, либо отвержения. Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

Основная педагогическая идея состоит в переводе ученика из пассивного объекта всубъекта обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.  

Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратное, учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

  • контрольно-оценочная деятельность учителя;
  • самоконтроль и самооценка;
  • взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает  в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.

Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний. Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.

Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности, воспринимает ее как полезную для себя, знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов, уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОД НА  УРОКАХ

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

  1. Постановка цели
  2. Выработка критериев
  3. Организация учебной деятельности
  4. Оценка
  5. Отметка

Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть?  Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.

Например, урок в 5 классе по теме «Живые царства. Бактерии»

Цели урока (результаты)

Цель ученика (результат)

формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Уметь распознавать признаки царства Бактерии.

Уметь объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека.

Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания, учится сам ставить познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.

Одной из особенностей современного урока является организация самостоятельной деятельности учащихся. Но это не значит, что учитель готовит серию заданий, а ученик их выполняет и получает отметку.

С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оценке достижений требований стандарта.  Критерии оценивания разрабатываются учителем совместно с учащимися.     Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает, что конкретно будет оцениваться.

В процессе учебной деятельности ученик должен научиться  наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

Наглядно структура выглядит таким образом.

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить его виды.

1.     Предварительный. Используется для установления исходного уровня и его учета при введении  нового материала.

2.     Процессуальный, или текущий. Позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения материала учащимися.

3.     Итоговый (в конце урока, темы или года). Дает возможность оценить результаты обучения.

 Для формирования   контрольно - оценочных способностей учащихся я применяю различные виды  и приемы деятельности.

До начала работы, на уровне предварительного контроля можно использовать следующие приемы:

- «Мозговой штурм» (что вы уж знаете по данной теме?) или «Корзина идей» (называют все свои предположения с последующим отбором правильных)

- «Белые пятна» (включает в себя серию вопросов в зависимости от ситуации на уроке: Что бы вы хотели узнать по данной теме? Сможете ли вы выполнить задание? С какими трудностями вы можете столкнуться? В чем именно заключается трудность? )

- «Маршрутный лист» (Составьте план работы. Какие вопросы необходимо рассмотреть? С чего лучше начать и почему? Что для этого необходимо «взять с собой в дорогу»? )

- «Ошибкам – нет!» (На что обратить внимание? Какого рода ошибки я могу допустить? Нужна ли мне помощь и какая?)

Процессуальный контроль сопровождается оценкой, ученик все время сверяет результат и действия с эталоном.

Так, при изучении темы в 6м классе «Строение клеток живых организмов» ребята получают задание: «Используя предложенную инструкцию, начертите схему клетки, какие функции выполняют органоиды. После чего ребята сверяют свою работу с эталоном и заносят заработанные баллы в оценочный лист.

В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». С этой целью в ходе процессуального и итогового контроля можно использовать карту промежуточного контроля, рабочую карту урока, карточку достижений, а также итоговый оценочный лист. Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока, позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки полученного знания. 

 среднем звене наиболее эффективной является групповая форма работы, так как ребята учатся работать в команде на общий результат. При этом они высказывают свое мнение и приводят свои аргументы, слушают мнение одноклассников, корректируют его, осознают ответственность  за общее дело. При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие,  резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.

Применяю такие варианты организации групповой работы:

1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы независимо от других;

2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы;

3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами.

Для оценки работы группы на начальном этапе можно использовать небольшие анкеты (подчеркни необходимое):

В группе работали (все; половина; в основном один человек)

Мое участие (без меня бы с работой не справились; работал, как и все, в равной степени; иногда помогал)

Работа моей группы (понравилась, не понравилась)

Поставь «крестик» на векторе – на сколько баллов ты оцениваешь свой вклад в работу группы.

Если группа работала на общий результат, который был оценен, то мы с ребятами определяем КА (коэффициент активности) по 3хбалльной системе:

3 балла – активно работал весь урок;

2 балла – активно работал, но иногда отмалчивался;

1 балл – работал, но не активно;

0 баллов – не активен.

В последующем можно предложить ребятам другие варианты самооценки.

Например, эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала группа в целом, или вписывать имена участников группы.

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

 

 

 

 

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

 

 

 

 

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно

 

 

 

 

4. Мы помогали друг другу с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

 

 

 

 

ОЦЕНКУ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАБОТЕ МАЛОЙ ГРУППЫ можно предложить в следующей форме.

Насколько хорошо я работал со своими товарищами?

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей

 

 

 

 

Я усердно работал над заданием

 

 

 

 

Я высказывал новые идеи

 

 

 

 

Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи

 

 

 

 

Я подбадривал остальных

 

 

 

 

ДЛЯ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УЧАЩЕГОСЯ В ДИСКУССИЮ

можно выбрать несколько учеников для наблюдения и оценки. Оценка по каждому показателю может выставляться по пятиуровневой системе, либо можно использовать такие критерии, как «всегда», «обычно», «иногда», «никогда», помечая отметки в столбике под именем ученика.

Поведение ученика

Ф. И.

ученика

Ф. И.

ученика

Ф. И.

ученика

Ф. И.

ученика

 

 

 

 

Помогает определять вопросы для обсуждения

 

 

 

 

Усердно работает над вопросом

 

 

 

 

Является интересным и внимательным слушателем

 

 

 

 

Сравнивает преподаваемые идеи со своими собственными

 

 

 

 

Обдумывает информацию, представляемую другими учениками

 

 

 

 

Обобщает идеи, когда это необходимо

 

 

 

 

Приходит к заключениям, которые приводят к новому пониманию

 

 

 

 

Общая оценка

 

 

 

 

Для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках широко применяю и такие приемы, как «Логические цепочки», работа с текстом в стратегии «Инсерт», «Кластер», «Дерево предсказаний», «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов», «Рыбий скелет», «Концептуальная таблица». Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут использоваться на разных этапах урока.

ДЛЯ ОЦЕНКИ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

(сообщение по теме, презентация) используем следующие критерии

Для каждой категории поставьте оценку от 1 до 5.

Имя учащегося___________________________________

Учтивость

Показал ли выступающий соответствующее поведение и навыки вежливой речи, когда говорил о

других участниках и их выступлениях?

Презентация

Использовал ли выступающий эффективные технологии выступления: зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и т.д.?  

Ясность

Была ли информация, представленная выступающим, четкой, ясной и краткой?  

Логика

Была ли информация хорошо организована,

структурирована и логична?

Убеждение

Продемонстрировал ли выступающий убежденность в ценности своей позиции?

Знания

Показал ли выступающий знание вопроса? Знание позиции оппонентов? Представил ли адекватные доказательства в поддержку своей позиции?

Последствия

Прояснил ли выступающий, что, по мнению

сторонников его позиции, будет позитивными или негативными результатами этого действия?

Ответы

Отвечал ли выступающий своевременно на вопросы?

 

 

 

 

Что касается итогового контроля (по результату, по завершению задания), то здесь главное  вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали. Это может быть отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме, т.е. что сделано хорошо, а что и как можно исправить. Причем, ребята могут не согласиться с отзывом, привести свои аргументы.

Необходимо, на мой взгляд, на заключительном этапе уделять внимание анализу ошибок, сомнений: Кто кому и в чем помог? С кем приятно работать? Почему? Кого можно поблагодарить за хорошую работу? Были ли такие варианты, которые отвергли, а они оказались правильными? О чем это говорит? Какие ошибки я допустил и почему? Что можно было предпринять, чтобы избежать данной ошибки?

Можно использовать контрольно-измерительные материалы различного уровня сложности. При этом тесты, кроме выбора одного или нескольких ответов, должны включать задания на соответствие, установление последовательности, работу с текстом и рисунками. Для развития мыслительных операций учащихся ответы в тесте можно зашифровать.

В тесте должны проверяться умения учащихся «свернуть» информацию и, наоборот, «развернуть» информацию. При  работе с текстом в КИМы вводятся и другие задания: «Прочитай текст, найди и исправь в нем ошибки», «Оцените следующие суждения», «Найдите правильный ответ и объясните, почему он правильный, а другие ответы неправильные», «Какая важная информация в тексте упущена?» и др.

И, конечно, должны присутствовать вопросы «Почему?», требующие доказательств и аргументов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.

На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также критерии оценивания домашнего задания.

Чтобы перевести оценку в отметку, мы часто используем накопительную систему, когда ребята зарабатывают баллы на разных этапах урока, а затем они переводятся по заданной шкале в отметку.

Для выявления уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности учащихся целесообразно ввести сравнительный коэффициент совпадения оценок учителя и ученика, а также коэффициент совпадения в системе «взаимооценка-самооценка» по отдельным контрольно-измерительным материалам и заданиям (задания на выработку критериев, оценка по критериям, задания на исправление ошибок и др.). Первоначально расхождения могут быть значительными (учащиеся либо завышают, либо занижают оценки), то в дальнейшем коэффициент совпадений приближается к 80-90%).

Из всего выше сказанного вытекают три функции учителя нового типа:

1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, для создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на внешнюю оценку его деятельности.

Выставляя оценку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации

ФГОС на уроках биологии

Учитель биологии МБОУ Могсохонская СОШ

Жимбеева Н.Ш.

          Сегодня мир не только стал другим - открытым, где масса людей свободно перемещается, а живущие за десятки тысяч километров друг от друга находятся в едином информационном пространстве, но, главное, современный человек по – новому понимает, осмысливает и этот мир, и себя в нем. Поэтому вопрос о создании эффективной системы образования, отвечающей запросам времени, именно сегодня является чрезвычайно острым и актуальным. Традиционная классно – урочная система, снижение мотивации к обучению основные причины нынешнего образования. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний, что и должно обеспечить реализация ФГОС вообще и на уроках биологии в частности.  

           В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески, мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.              

          Основной целью работы любого учителя  должно стать повышение качества образовательного процесса через  реализацию ФГОС на уроках. Для этого необходимо:

- провести отбор содержания с учетом индивидуального подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности;

- дать представления об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

          Сущность реализации ФГОС – это отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, деятельностный подход к учебному процессу, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить:

1. Единство образовательного пространства Российской Федерации;

2.Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

3. Повышение мотивации к обучению.

          Одной из базовых целей общего образования  является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие  общества, формирование  социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом: сформировать способности к осуществлению ответственного  выбора  собственной  индивидуальной образовательной траектории. Итак, цель основной образовательной программы основного общего образования: создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования обучающихся. В предметных  результатах: наличие  инициативного, самостоятельного  действия с учебным материалом.

          В метапредметных  результатах: у обучающихся сформированы предпосылки для  индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).

         В личностных  результатах: плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования. Основной задачей в работе нового учителя нужно считать осмысление, усвоение принципов ФГОС, основных технологий обучения, а также внедрение их в практику. Это проблемно – диалогический урок - (изучение нового материала) – «решение задач» - «саморегуляция». Данной технологией достигается цель научить самостоятельно решать проблемы посредством совместного открытия знаний. Урок состоит из трёх этапов: постановка проблемы, поиск и нахождение решения проблемы, и создание продукта. Приведу пример. Проблемная ситуация и актуализация знаний: диалог Антошки и Биолога (диалог начинает изучение каждого нового материала) даёт возможность учащимся предположить основной вопрос урока, который вместе с учителем корректируются, сравнивается с авторским вариантом. После чего возникает диалог учитель – ученик, который помогает учащимся вспомнить материал темы. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

       Технология продуктивного чтения – (продуктивное чтение, чтение и понимание текстов) – «коммуникация». Цель – самостоятельно понимать текст через приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. До чтения учащиеся прогнозируют содержание текста – возникает мотивация к чтению, во время чтения возникает читательская интерпретация, после чтения – беседа и уточнение позиции автора. Чтобы проверить своё предположение учащиеся читаю текст, ведя диалог с автором используя обозначения: В – задай вопрос автору текста; О – спрогнозируй ответ; П – проверь себя по тексту. После чтения текста делается вывод по проблеме.

Технология оценивания учебных успехов – (контроль результатов) – «саморегуляция» - развиваем контрольно – оценочную самостоятельность через коренное изменение школьных правил оценивания. Для этого нужно соблюдать два правила. 1.Что оцениваем – умения применять знания – качественной оценкой, переводимой в отметку. 2.Кто оценивает – ученик в диалоге с учителем.

         Для развития  творческой, активно действующей личности и формирования системы интеллектуальных знаний и умений  уместен метод творческих проектов. Он дает обучаемому на «выходе» индивидуальный опыт самообразования и продуктивной деятельности. Выполнение творческих проектов позволяет, прежде всего, заинтересовать ученика в конечном результате деятельности - готовом программном продукте. Работа над творческими проектами  является логическим продолжением изучения материала, требует от ученика активизации различных психологических процессов памяти, воображения, творческого мышления. Вся работа направлена  на стимулирование самостоятельной образовательной деятельности.

          Здоровьесберегающие технологии направлены на рациональную организацию учебного процесса, обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение и укрепление их здоровья. Для решения этих проблем используются методы и методики обучения, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (игровые моменты, физминутки, разминка и т.д.). При подготовке и проведении уроков отбирается материал (в том числе и наглядный), позволяющий активизировать внимание учащихся, формировать их интерес к предмету, использовать возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно – логической, эмоциональной).

         Опора на технологию не означает, что уроки должны быть однообразны по своей структуре и организации. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

          I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению по данному курсу;

          II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики, итоговой за первое полугодие;

         III этап – диагностика по итогам второго полугодия;

       IV этап - итоговая диагностика.

        Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

         - выявить и измерить уровень успешности обучения по предмету каждого ученика  класса;

         - определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

         - выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

        - дифференцировать учащихся по успешности обучения.

        Внедрение ФГОС имеет место, т.к. ведёт к развитию мотивации к обучению, которое позволит ориентироваться ученику в различных предметных областях.

Список литературы

1. Министерство образования и науки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.: М. «Просвещение» - 2011

2. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 – 9 классы.: М. «Просвещение» - 2011

3. Примерные основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.: М. «Просвещение» - 2011

4. Фундаментальное ядро ФГОС.: М. «Просвещение» - 2011



Предварительный просмотр:

Направление: Этническое своеобразие семейного воспитания в странах Азиатско - Тихоокеанского региона

Тема: «Семья как основа нравственного воспитания у бурят»

Авторы:

Бадмаева Дулма Будадармаевна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ Могсохонская средняя общеобразовательная школа имени Дамдинжапова Ц-Д.Ж.;

Буянтуева Сэсэгма Гудоржиевна, учитель начальных классов  

МБОУ Могсохонская средняя общеобразовательная школа имени Дамдинжапова Ц-Д.Ж.;

Жимбеева Нина Шираповна, учитель биологии МБОУ Могсохонская средняя общеобразовательная школа имени Дамдинжапова Ц-Д.Ж.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формирования национального самосознания, освоения детьми родной культуры. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». [1. с. 3]

         Для успешного воспитания толерантности важно знать не только культуру, традиции и обычаи своего народа, но и других народов. Необходимо, чтобы молодежь стала носителем, творческим продолжателем этнокультурных традиций своего народа, для чего необходимо знакомство с культурой, формирование убеждения ценностей этих традиций, приобщение к ним. Изучение культурного наследия делает мир интересным, активизирует навыки саморазвития, самообразования.  

В истории многовекового развития народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения и навыки, необходимые в жизни.

Среди них особое место у бурят занимают устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.

Собирание и бережное хранение родословной, её передача будущему поколению – одна из традиций бурятского народа. С детства ребёнок знакомился со своей родословной. Дети должны были знать имена своих предков до 7- го колена, знать, откуда они родом, какого они племени и рода. Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребёнок не терял своих корней, гордился своими родственниками. Через это осуществляется связь поколений. Недаром современные исследователи справедливо подчёркивают опасность разобщения поколений, утраты традиции, распада всей системы наследования, культурно-исторического опыта. Чем теснее и глубже преемственность поколений, тем лучше для воспитания молодых, для жизни старших и престарелых.

Рассматривать основные традиции и культуру семьи необходимо начинать с фундамента строения семьи, в том числе взаимоотношения супругов, детей и родителей. Без них, то есть без понимания этих семейных отношений не будет ясна система нравственного воспитания.

        Устойчивость семейного уклада поддерживалась воспитанием детей в духе уважения к обычаям и правилам, которые определяли взаимоотношения людей в семье и обществе. Основным рычагом нравственного воспитания считалось внушение детям почтительного отношения не только к своим родным, а ко всем взрослым. Младшие к старшим обращались на «Вы», прибавляли к имени почтительные определения «ахай» (для мужчин) и «абгай» или «эгэшэ» (для женщин). К старшим сестрам и братьям также обращались на «Вы», но только без добавления имени. «Ахай», «дунда ахай» и «жаа ахай» называли братьев, «абгай»,  «дунда абгай», «хээтэй» - сестер.

Испокон веков у бурят культивировалось уважение друг к другу, независимо от имущественного состояния и родовой принадлежности, запрещалось унижение достоинства. Так, обращение на «ты» (по-бурятски «ши») осуждалось окружающими, поэтому к взрослым обращались на «Вы» (по-бурятски «та»), что свидетельствовало об уважении к собеседнику, все это настраивало на деловой лад. С особым почтением относились к старшим по возрасту, им уступали место в юрте, на сходах и зрелищах (спортивных).  

Самой святой обязанностью считалось почитание родителей. С малых и сознательных лет детям внушалось, что они обязаны «оплатить» родителям долг за то, что они их вырастили (ашыень харюулха). Также они обязаны создать условия для нормальной, спокойной и безбедной старости. Не признавать и оставить родителей считалось огромным грехом. А вообще, раньше среди бурят не было ни одного пожилого человека, который был бы оставлен детьми без присмотра и без внимания. Даже раньше в деревнях бездетных пожилых не оставляли без малейшего внимания.                                                                    

Дети с младенческих лет на примере родителей учились гостеприимству. Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, находил приют и покой в доме бурята. Заплатить за гостеприимство чем-нибудь, означало оскорбить хозяина. Раньше существовало устойчивое выражение: «Зоной айл, зон үгы айл» (Семья, посещаемая народом и не посещаемая народом). Первая считалось гостеприимной, а ко второй относились пренебрежительно. В народе ходила старинная поговорка: «Хүниие хүндэлхэ, өөрыгөө хүндэлхэ» (Уважишь и угостишь человека – уважишь и угостишь себя). Старики при каждом подходящем случае приводили поговорки о том, что человек без людей не имеет силы, не может жить - «hүрэгhөө таhарhан мал шонын хүнэhэн, нүхэрhөө таhарhан хүн дайсанай хүнэhэн» (Скот, отбившийся от стада - пища для волков, человек, оторвавшийся от товарищей - пища для врага).

Каждый человек, гость или случайный путник, встречал радушный прием. Хозяева считали своим долгом накормить гостя. Отказ принять гостя, даже совершенно незнакомого человека и любой национальности, рассматривался сородичами как позор для доброго имени народа. Ни одного человека, пусть даже ближайшего соседа, не выпускали из юрты без угощения. Все это сопровождалось вежливыми жестами, то есть прием на должном уровне. За стол садились строго по возрастному принципу, первым на почетном месте садился самый старший, рядом следующий по возрасту. Если же оказались ровесники, то первым садился, тот, у кого старше отец. Для угощения самых близких родственников и сватов, давно не бывавших у них, хозяева специально резали овцу, чтобы накормить мясом. Провожая гостей из юрты, выходили вместе с ним. Отвязывали коня и подавали гостю повод обеими руками.

В каждой бурятской семье постоянно стремились вырастить детей порядочными продолжателями своего имени, поэтому родители уделяли внимание не только правильному воспитанию детей, но и их семейному устройству. К созданию будущей семьи своих детей готовились заранее. Поэтому этот процесс начинался с выбора невесты родителями будущего жениха. Каждая семья стремилась иметь трудолюбивую, добрую и красивую невестку (по-бурятски «бэри»). Основным критерием, которым руководствовались при выборе невесты, была ее родовая принадлежность («уг гарбал»). Буряты издавна знали, что вступление в брак, лиц одного рода ведет к ослаблению умственного и физического здоровья потомства, а иногда рождению умственно отсталых, то есть неполноценных детей.  [2 с.110]

Одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности школы является развитие нравственной личности и патриота Родины. Каждый классный руководитель в  воспитательной программе класса отражает все этапы изучения этнической культуры народа: работа по изучению этнокультуры начинается с составления генеалогического древа, с изучения имен человека, постепенно границы познания расширяются, углубляются.

В целом в программе отражены различные стороны бурятской национальной культуры, поэтому школьники получают довольно полное представление об этнокультуре своего народа, усваивают систему духовно-нравственных ценностей, что является положительным фактором в современном образовании.

Список литературы.

  1. Мархаева С.Ж. «Единство национальных традиций: язык. Культура, религия». Улан-Удэ, «Бэлиг» 2013.
  2. Санжадаева Г.С. Экологические традиции и традиционной культуры Бурятского народа //Опыт традиции этнического преобразования природопользования в Байкальской Сибири. - Улан-Удэ, 2001. - С.110.