Внеурочная деятельность "Байкальский сундучок"

Жимбеева Нина Шираповна

Программа по внеурочной деятельности по биологии "Байкальский сундучок".

  Цели  и задачи предмета:

  • подготовка детей к  природоохранному и ресурсосберегающему поведению,  формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка всемирного природного наследия.

Задачи обучения:

  • расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережьях, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, об особенностях природных условий и современного состояния;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;
  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
  • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;
  • формирование социального опыта школьника;
  • осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
  • воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
  • использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Кижингинский район»

Районный отдел образования

МБОУ Могсохонская средняя общеобразовательная школа им. Дамдинжапова Ц-Д.Ж.

                

671460, Республика Бурятия, у. Могсохон, ул. Базарова,15

e-mail: mogsohonsoh@rambler.ru 

тел (факс) 3014135388

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____/Батомункуева Т.Ш../

                       

«____»_____20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________/Доржижапов Э.Ц./                 Приказ №_______  

от  «____»_______2019 г.        от

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«БАЙКАЛЬСКИЙ СУНДУЧОК»

        ПРЕДМЕТ______________БИОЛОГИЯ_____________________________

КЛАСС____________________5-7___________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД_____________2019-2020___________________________

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ____1ГОД______________________

УЧИТЕЛЬ_________ЖИМБЕЕВА_НИНА_ШИРАПОВНА______________

         

у. Могсохон

2019 г.

  1. Пояснительная записка

Программа по курсу внеурочной деятельности «Байкальский сундучок» для 5-7 классов составлена на основе с:

  • Федеральным  законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки  России от 28 декабря 2010 № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г;
  •  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

        Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами МБОУ Могсохонская СОШ:

  •  Уставом МБОУ Могсохонская СОШ;
  • ООП ООО МБОУ Могсохонская СОШ;
  • Учебным планом МБОУ Могсохонская СОШ:
  •   Положением о внеурочной деятельности МБОУ Могсохонская СОШ.

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Бабиков В, Дагбаева Н.

«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект:

  • Карточки «Живой мир Байкала».
  • Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала».
  • Карта «По заповедным тропам Байкала».
  • Компакт-диск.

2012

Улан-Удэ, Издательство Бурятского госуниверситета.

2

Пронин Н.П.

Красная книга Республики Бурятия

2013

Улан-Удэ, Издательство БНЦ СО РАН

1.2. Количество часов, отведенных на изучение предмета

Согласно учебному плану  МБОУ Могсохонская  СОШ данная программа реализуется в течение одного учебного года, предусматривает   34 часа, 1 час занятий в неделю. Программный материал по внеурочной деятельности в 5-7 классах выполняется в объеме 34  часов.

1.3.  Цели  и задачи предмета:

  • подготовка детей к  природоохранному и ресурсосберегающему поведению,  формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка всемирного природного наследия.

Задачи обучения:

  • расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережьях, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, об особенностях природных условий и современного состояния;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;
  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
  • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;
  • формирование социального опыта школьника;
  • осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
  •  воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
  • использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура;
  • ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
  • этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
  • осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической и биологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметные

Коммуникативные УУД:

  • обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • определять общую цель и пути её достижения;
  • проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать познавательную задачу;
  • составлять план и последовательность действий;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
  •  способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • выбирать средства и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.

     Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
  • сбор, обработка и передача информации различными способами;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий и причинно – следственных связей;
  • осуществлять рефлексию способов и условий действий;
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
  • презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Предметные

  Ученик получит возможность научиться: 

  • сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природе;
  • осознавать ценность Байкала и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • узнать о Байкальском регионе: флоре и фауне Байкала, географии озера; об основных притоках  озера;
  • выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
  • собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел / тема

Содержание

Раздел 1

«Байкал – чудо

Природы»

(7 ч)

Где находится Байкал? Почему наше озеро зовётся Байкалом?

 День рождения Байкала. Самое глубокое…

Байкальская горная страна.

 Полуостров Святой Нос.

336 рек, впадающих в Байкал. Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала.

Маленькие озёра у большого Байкала.

Погода на Байкале. Байкальские ветры.

Раздел 2

«Чудеса

Байкальской

Воды» (6 ч)

Уникальные свойства воды Байкала.

Почему меняется цвет байкальской воды? Байкальские волны.

Байкальские льды.

Живые фильтры байкальской воды: байкальская губка, бокоплавы Венеры и бормаши.

Чудо озера – байкальская эпишура.

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

Раздел 3

«Над водой и

под водой»

(5 ч)

Птицы Байкала.

 Птицы побережья.

Рыбы Байкала.

 Байкальская нерпа.

 Думаем, играем, экспериментируем, творим!

Раздел 4

«По

заповедным

тропам

Байкала»

(8 ч)

Под охраной государства. Охраняемые территории Байкала.

Заповедники: Баргузинский, Джергинский, Байкальский,

Байкало-Ленский.

Национальные парки: Тункинский, Забайкальский. Заказники:

Фролихинский, Энхалукский.

Жители Байкальской страны: эвенки, буряты, русские.

Экологические традиции и обычаи народов Бурятии.

Экологические проблемы Байкала и побережья.

Хозяйственная деятельность человека на Байкале.

Проблема мусора на побережье Байкала.

Раздел 5

«Интересно и

занимательно»

(8 ч)

Первые известия о Байкале.

Отечественные учёные. Хронология исследований Байкала.

 «Миры» на Байкале.

Подводная экосистема Байкала.

Байкал в цифрах

Байкальские легенды и сказки.

Бурятские народные сказки. О Байкале – с любовью...

Итоговое занятие по курсу «Байкальский сундучок»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Количество

часов

Вид контроля

Теоретические занятия

Проектная деятельность

Практические занятия

Проверь себя!

1

Раздел 1 «Байкал – чудо Природы»

7

7

-

-

-

2

Раздел 2 «Чудеса Байкальской Воды»

6

6

1

2

1

3

Раздел 3 «Над водой и под водой»

5

5

1

1

4

Раздел 4 «По заповедным тропам Байкала»

8

8

1

1

5

Раздел 5 «Интересно и занимательно»

8

8

1

34

34

2

3

3

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ

К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ

Сентябрь

4

I четверть

9

I полугодие

16

Октябрь

4

II четверть

7

II полугодие

18

Ноябрь

4

III четверть

10

Всего

34

Декабрь

4

IV четверть

8

Январь

3

Всего

34

Февраль

4

Март

3

Апрель

4

Май

4

Всего

34

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве __1_ урока в неделю, всего __34_ урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило _34__ урока.

  1. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Бабиков В, Дагбаева Н.

«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект:

  • Карточки «Живой мир Байкала».
  • Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала».
  • Карта «По заповедным тропам Байкала».
  • Компакт-диск.

2012

Издательство Бурятского госуниверситета.

2

Пронин Н.П.

Красная книга Республики Бурятия

2013

Улан-Удэ, Издательство БНЦ СО РАН

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Байкальский сундучок»

Тема

Содержание изучаемого материала

Цели

УУД

Формы занятий

Дата

Раздел 1 «Байкал – чудо Природы» (7 часов)

1

Введение. Почему наше озеро зовётся Байкалом?

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие озера Байкал.

Рисунок любимого места на Байкале. Историческая справка о названиях озера Байкал.

Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия.

Рассмотреть перевод слова «Байкал» с разных языков.

Личностные УУД:

  • мотивация учения; формулировать и удерживать познавательную задачу;

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;
  •  задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Беседа.

Поиск на картах и республики Бурятия, озера Байкал.

Рисунки на тему: «Всемирный день моря».

2

День рождения Байкала.

Легенды о возникновении озера.

Дать общее представление о рождении Байкала, о его месторасположении названии.

Круглый стол.

Поиск на карте местоположение озера, работа со словарём.

3

Байкальская горная страна.

Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.

Познакомить учащихся с горным окружением озера. Знакомство с рельефом побережья Байкала.

Беседа.

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Фотографии.

4

Полуостров  Святой Нос.

Географические особенности побережья озера.

Познакомить с рельефом побережья Байкала.

Беседа.

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Фотографии.

5

336 рек, впадающих в Байкал.

Воды Байкала.

Познакомить  с реками, впадающими в Байкал. Ангара - единственная река, вытекающая из Байкала.

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками.

6

Маленькие озера у большого Байкала.

Водоёмы около Байкала. Нарисовать озёра.

Познакомить учащихся с разнообразием природы около Байкала.

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками.

7

Погода на Байкале Байкальские ветры.

Метеорологические понятия, особенности погодных условий на озере Байкал. Названия и отличительные особенности байкальских ветров

Познакомить учащихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале, с многообразием байкальских ветров. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).

Журнал.

Работа с  таблицами, рисунками. Нарисовать ветры Байкала.

Раздел 2 «Чудеса Байкальской Воды» (6 часов)

8

Уникальные свойства воды Байкала.

Свойства воды.

Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами воды.

Предметные: называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ.

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа.

 Проектная работа «Чистая река». Карты, рисунки. Что ты запомнил о чудесах байкальской воды. Практическая работа.

9

Почему меняется цвет байкальской воды? Байкальские волны.

Свойства воды.

Познакомить со свойствами воды. Показать особенность воды Байкала.

 Развитие логического мышления.

 Воспитание культуры общения.

Практическая работа. Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками.

10

Байкальские льды.

Толщина льда.    Время замерзания, период таяния. Факторы, влияющие на процессы замерзания и таяния льда на Байкале.  

Познакомить с названиями льда. Дать представление о ледовом режиме.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

11

Живые фильтры байкальской воды: байкальская губка, бокоплавы Венеры и бормаши.

Биофильтры байкальской воды.

Познакомить с живыми биофильтрами  воды.

Журнал.

Работа с учебником, электронным пособием.

12

Чудо озера – байкальская эпишура.

Бокоплав – байкальская эпишура.

Познакомить с чудом Байкала, его роль.

Журнал.

Работа с учебником, электронным пособием.

13

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

Обобщение знаний.

Контроль и проверка знаний и умений по изученным темам. Систематизировать знания по изученным темам, заострив внимание на основных вопросах.

Работа с картой и тестами.

Раздел 3 «Над водой и под водой» (5 часов)

14

Птицы Байкала.

Надводные обитатели Байкала. Какие птицы встречаются на берегах Байкала?

 Познакомить с птицами Байкала.

Регулятивные: учитывать ориентиры действия в новом материале;

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать объекты, явления.

Коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе. Испытывать чувство гордости за уникальность родной природы.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием. Подготовка к НПК «Серебряная альфа».

15

 Птицы побережья.

Околоводные птицы.

Познакомить с околоводными птицами Байкала.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой.

16

Рыбы Байкала.

Знаменитые рыбы Байкала. Какие рыбы живут в водах Байкала?

Узнать о рыбах Байкала. Какие из них встречаются только на Байкале.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой.

17

 Байкальская нерпа.

Эндемик Байкала.

Познакомить с единственным представителем млекопитающих в озере.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой.

18

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

Обобщение знаний.

Контроль и проверка знаний и умений по изученным темам. Систематизировать знания по изученным темам, заострив внимание на основных вопросах.

Урок- практикум (решение экологических задач).

Работа с картой и тестами.

Раздел 4 « По заповедным тропам Байкала» (8 часов)

19

Под охраной государства. Охраняемые территории Байкала.

ООПТ, задача ООПТ. Красная книга.

Познакомить с особо охраняемыми природными территориями.

Что такое ООПТ? Особенности ООПТ.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ.

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формулировать и удерживать познавательную задачу;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой. Подготовка к олимпиаде по «Байкаловедению».

20

Заповедники: Баргузинский, Джергинский, Байкальский,

Байкало-Ленский.

Охраняемые природные территории.

Узнать какие заповедники существуют  вокруг Байкала, их особенности. Флора и фауна заповедников.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой.

21

Национальные парки: Тункинский, Забайкальский. Заказники:

Фролихинский, Энхалукский.

Национальные парки, годы основания, задача парков.

Познакомить с национальными парками, флорой и фауной национальных парков.

Проект «Одетые с иголочки». Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой.

22

Жители Байкальской страны: эвенки, буряты, русские.

Как заселялись земли на Байкале?

Узнать о жителях, проживающих вокруг Байкала, о культуре и традициях.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой.

23

Экологические традиции и обычаи народов Бурятии.

Действия человека в природе.

Дать представление об экологических традициях народов Бурятии.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием, картой.

24

Экологические проблемы Байкала и побережья.

Экология, экологические проблемы.

Экологические проблемы озера Байкал. Формировать представления обучающихся о факторах угрожающих живой природе.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

25

Хозяйственная деятельность человека на Байкале.

Этапы хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Раскрыть тапы хозяйственной деятельности человека.

Беседа. Урок-практикум.

Работа с учебником, электронным пособием.

26

Проблема мусора на побережье Байкала.

Загрязнение побережья Байкала.

Экологические проблемы озера.

Работа с учебником, электронным пособием.

Раздел 5 «Интересно и занимательно» (8 часов)

27

Первые известия о Байкале.

Русские землепроходцы. Европейские исследователи.

Познакомить учащихся с историей открытия озера Байкал. Первые известия о Байкале.

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии  и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

28

Отечественные учёные. Хронология исследований Байкала.

Верещагин Г.Ю, Кожов М.М, Галазий Г.И. Хронологические исследования.

Познакомить с отечественными ученными, основоположниками лимнологии.; с учёными-байкаловедами.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

29

 «Миры» на Байкале.

«Миры», исследования.

Познакомить с научно- исследовательскими глубоководными обитаемыми аппаратами для океанологических исследований и спасательных работ; с современными методами изучения Байкала.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

30

Подводная экосистема Байкала.

Водоросли диатомовые. Вольвокс. Улотрикс. Ряска трехдольная. Рдест плавающий. Уруть. Элодея канадская.

Познакомить с удивительно богатым миром растений и живых организмов в глубинах Байкала.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

31

Байкал в цифрах.

Байкал в цифрах.

Байкал в цифрах. Топонимика Байкала.

Беседа.

Работа с учебником,  таблицей, электронным пособием.

32

Байкальские легенды и сказки.

О том,  как произошел Байкал. О названии Байкала. Красавица Ангара.

О том,  как произошел Байкал.

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

33

Бурятские народные сказки.

Сказки о Байкале.

О Байкале – с любовью...

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.

34

Итоговое занятие по курсу «Байкальский сундучок»

Обобщающий урок.

Обобщение знаний за курс «Байкальский сундучок»

Беседа.

Работа с учебником, электронным пособием.



Предварительный просмотр:

Викторина «Байкал»

1 тур

1. Какой организацией и когда Байкал был признан участком Всемирного наследия? (ЮНЕСКО, 1996)

2. на какие котловины делится ложе озера? (Северная, Средняя, Южная)

3. Чем уникален Байкал? (самое глубокое озеро, древнейшее озеро, 20% мировых запасов пресной воды и тд.)

4. какие озера являются родственниками Байкала? (Хубсугул, Ньяса, Танганьика, Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио, Эри)

5. Чем обеспечивается чистота воды Байкала? (рачком эпишурой, долгим отстаиванием)

6. Назовите 5 крупных притоков Байкала (Селенга, В. Ангара, Кичера, Баргузин, Снежная)

7. назовите живородящее чудо Байкала (голомянка)

8. назовите крупные острова Байкала (Ольхон, Большой Ушканий,  Малый Ушканий, Бакланий)

9. Назовите первых землепроходцев, достигших Байкала (протопоп Аввакум, Николай Спафарий)

10. назовите 4 залива озера (Баргузинский, Чивыркуйский, Провал, Посольский сор)

11. какие имена имеются у Байкала? (Ламу, Тенгис, Байгал, Бэйхай, Бахр ал-Бака)

12. Назовите 5 эндемиков Байкала (голомянки, бычки, нерпа, губка, толстун  и тд.)

2 тур.

1. Самый теплый залив озера (Чивыркуйский)

2. назовите ученых, внесших вклад в изучние Байкала ( Гмелин, Паллас, Кожов, Георги, Тугарина)

3. назовите самый крупный полуостров (Святой нос)

4. Назовите геологические памятники природы Байкала (Малочеремшанская пещера, Камешек Безымянный, Бурхан)

5. Какие ООПТ расположены на Байкале (Прибайкальский, Забайкальский нацпарки, Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники)

6. Назовите 5 краснокнижников Байкала. (Орлан-долгохвост, лебедь-кликун, нерпа, кизильник блестящий,черный аист)

7. какие народности проживают около Байкала? (эвенки, буряты, русские)

8. назовите проблемы Байкала (ЦБК, сточные воды Селенги, ГРЭС,)

9. Что произошло в новогоднюю ночь в 1831 году? (образование залива Провал)

10. что является излюбленным кормом нерпы? (голомянки, бычок, широколобка)

11. когда празднуют День рождения Байкала? (последнее воскресение августа)

12. сколько лет Байкалу? (35 млн)



Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «Я ПОЗНАЮ - БАЙКАЛ».


Цели:

  • Развитие любознательности, наблюдательности, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
  • Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
    Задачи:
  • Познакомить учащихся с природой Байкала;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли.
    План: 
  1. Вступление.
  2. Легенда о Байкале.
  3. Викторина: « Знаешь ли ты Байкал»
  4. Экология Байкала.
  5. Заключение.

            Ведущий: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам немного отдохнуть. Вы любите отдыхать? А где вы отдыхаете? Где самый лучший отдых? Да, мы с вами согласны, действительно, самый лучший отдых на природе озера Байкал. Тысячи любители природы стремятся к нему в любое время года, и совершить увлекательное путешествие на Байкал нам поможет познавательная викторина «Я познаю Байкал»
Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребенком—сказочный и беспечный, с юной девушкой—романтичный, со взрослым—задумчивый, со стариком- мудрый.

          Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него , как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них- бурятская: « С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток- не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: «Не нужно счастья от счастья искать». Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли- нет такого места, где все было не так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться».

А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нем снова и снова. Первые жители этих мест-курыкане, а затем и, сменившие их, буряты, считали, что в каждом местечке на Байкале живут духи или Боги. Поэтому вода байкальская, да и земли вокруг нее не слышали ругательств или грубых слов от людей, живущих здесь. Местные люди свято верили в то, что подобного поведения Байкал не простит.

А теперь, ребята, переходим на нашу познавательную викторину.

(Слайдовая презентация Озера Байкала)

  1. Что такое Байкал?

Байкал- это самое глубокое озеро на земном шаре. Байкал- это самое чистое на земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Байкальская вода воистину живая. В отличие от многих глубоководных озер мира, в которых нижние слои мертвы, так как отравлены сероводородом. В мире больше не сохранилось таких огромных открытых водоемов с пресной водой, пригодных для розлива питьевой воды.

Большинство видов животных и растений, живущих, в озере больше нигде в мире не встречаются.

Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяется учеными в 25 – 30 миллионов лет.

  1. Откуда название – Байкал?

Наиболее известные названия Байкала пришли к нам из глубины веков: ЛАМУ, ТЕНГИС, БЭЙХАЙ, ДАЛАЙ, БАЙГАЛ, БАЙКУЛЬ, БАЙКЕЛЬ. В названии озера, в истории его происхождения открываются судьбы многих сибирских народов, живущих на берегах Байкала.

Раньше жили якуты, они называли озеро «БАЙКЕЛЬ» - богатое озеро. Буряты и монголы называют «БАЙГАЛ – ДАЛАЙ» или «БАЙГАЛ». Слово «БАЙГАЛ» на русском языке означает «стоящий», «существующий», значит слово «БАЙКАЛ» можно перевести как «вечно стоящее море».

Как устроен Байкал?

Вдоль берегов Байкала протянулись высокие обрывистые склоны Приморского, Байкальского хребтов, так же некоторые части озера окружают хребты ХАМАР-ДАБАН, УЛАН-БУРГАСЫ, БАРГУЗИНСКИЙ.

На Байкале насчитывается 6 крупных заливов. Самый большой из них – БАРГУЗИНСКИЙ. Между БАРГУЗИНСКИМ и ЧИВЫРКУЙСКИМ заливами расположен крупный горный массив – полуостров Святой Нос, который несколько тысячелетий назад был островом.

Самый крупный остров на Байкале – ОЛЬХОН, высшая точка ОЛЬХОНА – гора ИЖИМЕЙ.

  1. Почему чиста байкальская вода?

В Байкал впадает более 300 рек и речушек, и из атмосферы в течение года попадает очень много осадков. Чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.

Особую роль в очистке воды играют мельчайшие рачки – ЭПИШУРЫ. В поисках корма они пропускают через собственный организм сотни кубометров воды. Вместе с пищей в теле ЭПИШУРЫ остаются загрязняющие вещества.

  1. Какие реки Байкала вы знаете?

СЕЛЕНГА, БАРГУЗИН, ВЕРХНЯЯ АНГАРА, КИЧЕРА, МОЛОКОН.

Какие рыбы обитают в озере Байкал
В озере Байкал обитают ценные промысловые рыбы: сиг, таймень, ленок.

Омуль – деликатесная рыба Байкала. В озере живут 4 вида омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская, посольская. Белый и черный хариус. Белый хариус, на нерест идет в реки ДЖИДА, ХИЛОК, ЧИКОЙ. Живет более 10-12 лет. Длина тела достигает 48 см., масса тела 1-2 кг. Это хищная рыба. Она питается мальками, мелкой рыбкой.

  1. Что такое ГОЛОМЯНКА?

Голомянка – это рыбка, живородящее чудо Байкала. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Голомянка в отличие от всех других рыб, живущих в Байкале, рождает живых личинок, которые сразу же после появления на свет способны питаться эпишурой, мальками рачков.

  1. Какие животные обитают на берегах Байкала?

Байкальский тюлень или нерпа – единственный представитель млекопитающих, обитающий в озере. Байкальская нерпа – крупное животное, достигающее в длину 160 – 170 см., вес 50 – 140 кг.

Баргузинский соболь – «царь дикой пушнины».

  1. Что такое «АРШАН»?

Аршанами называют минеральные источники. Это родники с углекислыми, сероводородными, железистыми водами бьют из земли, они бывают горячими и холодными. Их очень много вокруг Байкала и во многих районах нашей Бурятии. Особенно богаты «живой водой» районы ТУНКИ, ОКИ, КУРУМКАНА, СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКА, БАРГУЗИНА.

  1. Что такое национальный парк или заповедник? Какие парки и заповедники вы знаете на Байкале?

Это охраняемая природная территория. Здесь под особым контролем растения и животные. В национальных парках и заповедниках запрещена любая деятельность человека, доступ людей крайне ограничен. На берегах Байкала создано 3 заповедника и 3 национальных парка. Это:

1.Прибайкальский национальный парк

2.Забайкальский национальный парк

3.Государственный национальный парк «Тункинский»

1.Баргузинский биосферный заповедник

2.Байкало-Ленский заповедник

3.Байкальский государственный заповедник.

9. Что такое Красная книга?

Заключение – вывод:

5 декабря 1996 года в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия.

Это решение начинает новую эпоху в охране озера.

1. Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования.

2. Байкал сейчас может быть единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить.
3.Воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия, чем во всех других водоемах.

Итог познавательной викторины «Я познаю - Байкал».



Предварительный просмотр:

Кроссворд по теме: « Байкал»

1

2

 

 

 

 

 

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

5

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

  1. Розово-белая прозрачная рыбка, не имеющая чешуи. . Голомянка
  2. Самый большой остров на Байкале. Ольхон
  3. Ученые, изучающие озера. Лимнологи
  4. Организмы, не встречающиеся больше нигде. Эндемики
  5. Крупное озеро на Алтае, младший брат Байкала. Телецкое
  6. Ученый, изучавший озеро Байкал. Обручев
  7. Северо-восточный ветер на Байкале. Баргузин
  8. Коренное население побережья озера Байкал. Буряты
  9. Река , вытекающая из озера Байкал. Ангара
  10. Водная жемчужина России. Байкал
  11. Ураганный ветер на Байкале. Сарма