Работа с одаренными детьми

Жимбеева Нина Шираповна

            Одной из приоритетных задач современной школы является создание эффективной системы работы для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в рамках ФГОС. Наша школа проводит работу с одаренными детьми, создает условия для развития талантливых обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Одаренным детям необходимо обеспечить индивидуальную траекторию развития на основе проектирования индивидуального образовательного маршрута. Реализация данной модели позволила мне оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми.

          Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:

Одной из приоритетных задач современной школы является создание эффективной системы работы для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в рамках ФГОС. Наша школа проводит работу с одаренными детьми, создает условия для развития талантливых обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Одаренным детям необходимо обеспечить индивидуальную траекторию развития на основе проектирования индивидуального образовательного маршрута. Реализация данной модели позволила мне оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
  1. Одна из форм работы с одарѐнными детьми – научно-исследовательская деятельность, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. Принимая участие в научно-практических  конференциях, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

 Как один из организаторов я хотела бы остановиться на работе научного общества учащихся «Эврика», членами которого являются учащиеся нашей школы. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности одаренных детей. В старших классах позволяет утвердиться в правильности выбора своей будущей специальности.    

          Роль исследовательской деятельности многогранна:

  • познавательная – стимуляция мыслительного процесса;
  • развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
  • воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;
  • дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения всех методических приемов.

Учащихся к исследовательской деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Моя задача – обеспечить успех исследовательской работы. Основной своей задачей вижу выявление и воспитание одаренных детей, и стимулирование развития творчества школьников, создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников, которое позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

К учебно-исследовательской работе учащихся относятся и самостоятельные и практические работы учащихся, опыты, наблюдения, творческие работы-исследования практического характера; подготовка сообщений по отдельным темам, т.е. каждый урок, на котором ученик познает, что-то новое, можно назвать исследовательской деятельностью. К серьезной научно-исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. В 6-8 классах готовят небольшие исследовательские проекты, такие как «Комнатные растения и их лекарственные свойства», «Молоко и его свойства», а в старших классах, приобретая опыт исследовательской работы, имея достаточную теоретическую базу, выполняют более серьезные работы, например, «Дефицит йода и здоровье человека», «Экология региона», «Эколого-гигиеническая оценка реки Кодун».

Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Ребята пишут рефераты, фотографируют, занимаются исследовательской деятельностью.   Весной в ходе недели естественнонаучного цикла проводятся конкурсы рисунков, фотографий, плакатов («День птиц», «День Земли»), проектов, экологические викторины, биологические олимпиады.  Члены   НОУ «Эврика»  участвуют  с  исследовательской  работой  на  конференциях муниципального, республиканского, всероссийского уровнях: «Первые   шаги», «Серебряная  альфа», «Шаг  в  будущее»,  «Земля - наш  общий  дом», «Моя  малая  Родина», «Эврика», «Меня  оценят  в  XXI веке», «Национальное  Достояние  России», конференция юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

  1. Особое место среди форм и методов организации внеурочной работы с детьми занимают предметные олимпиады и конкурсы по предмету, интеллектуальные игры, вечера, в ходе предметных недель. Главная задача олимпиад и конкурсов заключается в повышении интереса учащихся к изучению биологии и выявлению способных и одаренных учащихся, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.  

Следует отметить, что обучающиеся  являются победителями и призерами  муниципальных олимпиад и конкурсов  по биологии, экологии и химии, участниками и призерами международной дистанционной олимпиады по биологии «Инфоурок», участниками и дипломантами международного конкурса по биологии проекта «Новый урок», всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа», олимпиады по «Байкаловедению».        

Основным индикаторами результатов собственной педагогической  деятельности можно назвать следующие:

  • количество учащихся с высоким уровнем мотивации и познавательного интереса;
  • процент родителей, поддерживающих учебную работу учащихся;
  • уровень поисковой активности учащихся на уроках;
  • потребность учащихся в самооценке собственных достижений;
  • уровень выполнения итоговых работ по предмету;
  • уровень эмоционального состояния учащихся и учителя;
  • процент учащихся, принимающих участие в Олимпиадах, конференциях разного уровня (республиканский, всероссийский, международный);
  • количество призовых и лауреатских мест на олимпиадах и конференциях различного уровня.

Среди моих учеников есть выпускники, которые продолжают изучать биологию, есть выпускники, которые поступили в медицинские ВУЗы. Среди них яркая звездочка, закончившая  школу на золотую медаль, ныне студентка 4 курса Читинской медицинской академии (бюджет) «Стоматология», успехи которой представлены ниже:

  • 2007 год, грамота за успешное участие в финальном этапе III Республиканской научно – практической конференции «Первые шаги».
  • 2008 год, свидетельство участника Республиканской научно – практической конференции «Первые шаги».
  • 2009 год, свидетельство участника Республиканской научно – практической конференции «Серебряная Альфа».
  • 2010 год, грамота за 4 место в районной научно – практической конференции «Шаг в будущее».
  • 2010 год, сертификат участника всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа».
  • 2012 год, грамота за 4 место в районной научно – практической конференции «Шаг в будущее».
  • 2013 год, грамота за 3 место в районном экологическом конкурсе «День птиц» в номинации «Презентация».
  • 2013 год, грамота за 2 место во II (районном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
  • 2014 год, грамота за 4 место во II (районном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
  • 2015 год, грамота за 4 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
  • 2015 год, грамота за 1 место во II (районном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии.
  • 2015 год, грамота за 2 место во II (районном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
  • 2015 год, грамота за 2 место во II (районном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
  • 2015 год, участница республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.
  • 2015 год, участница Республиканской олимпиады БГУ «Байкальская перспектива» по биологии и химии.
  • 2016 год, сертификат за 3 место в Международном дистанционном конкурсе-исследовании по естественным наукам «Бионик – спектр наук».
  1. В течение нескольких лет в нашей школе функционирует экологический клуб “Эколог”. Членами его являются учащиеся 5–11-х классов, проявившие интерес к экологии и биологии. Главной задачей работы клуба «Эколог» является развитие познавательной активности и творческих способностей у учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии; создание условий для качественного обучения.
  2. Внеурочная деятельность также является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная работа с детьми. За этот период ребята приняли участие в различных экологических мероприятиях (школьного, районного, республиканского, всероссийского уровней).

Работа учащихся в клубе ведётся по различным направлениям:

  • защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек, борьба с мусором);
  • улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора);
  • пропаганда охраны природы (беседы, изготовление плакатов, публикация статей в газетах, проведение экологических акций);
  • исследование природной среды (участие в школьной и муниципальной экологической олимпиаде, научно – практических конференциях).



Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении биологов

              ТЕМА: РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.                   

        Работа с одаренными учащимися – важная составляющая часть работы любого учителя-предметника. Разумеется, учитель должен научить всех и каждого. Каждый учащийся должен получить тот объем знаний, который определяется Стандартом образования. Однако, ни для кого не секрет, что способности учащихся в пределах одного класса существенно разнятся. В большинстве случаев учитель работает для среднего ученика. Только так учитель может рассчитывать на какой-нибудь приемлемый результат во время контрольного среза, зачетного урока, экзамена. К сожалению, учащиеся, имеющие повышенные интеллектуальные способности лишены внимания учителя и могут довольствоваться только скудной для них информацией учебника. К таким детям нужен особый подход, который позволит заполнить тот вакуум, который образуется у них после обычных уроков.

        На мой взгляд, существует два основных направления в работе с одаренными детьми. Во-первых, важно научить ребенка самостоятельной работе. Цель этого направления, мне кажется, научить школьника навыкам учебного труда, сформировать потребность не просто знакомиться с научными фактами, а запоминать их, применять на практике. Во-вторых, важным направлением в работе с одаренными детьми, мне кажется, проблемное обучение. Оба эти направления должны работать только в тесной связи, ведь для поиска решения той или иной проблемы обязательно необходима самостоятельная работа, а при самостоятельной работе у учащихся постоянно возникают и решаются проблемные вопросы.

 Для работы с одаренными детьми исключительную важность имеет желание учителя. Ведь такая работа является дополнительной нагрузкой, которая ложится на плечи учителя. Одаренный ученик требует повышенного внимания, так как ему постоянно не хватает информации, ему интересны книги по любимому предмету, у него постоянно возникают вопросы, с которыми он обращается к учителю. Значит, учителю необходимо обеспечить ученика дополнительным источником знаний.

        Задача науки – объяснить явления, проникая в их сущность. Для учебного познания крайне важно, как именно мысль школьников проникает в сущность явлений. Это ярко сформулировал А. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

        Конечно, большую часть сущности явлений объясняет учитель. Роль мышления учащихся сводится к пониманию, осознанию объяснений, их запоминанию. Здесь имеет место усвоение знаний, преподнесенных в готовом виде. Такая мыслительная деятельность достаточна для усвоения части учебного материала. Но давно доказано, что она мало развивает мышление учащихся, слабо формирует его самостоятельность, критичность, гибкость, широту, глубину, творческий характер и другие качества.

        Организация продуктивной деятельности, требующей самостоятельного поиска сущности, включает:

        1. постановку задания – что должен найти учащийся путем своей собственной мыслительной деятельности. Задание выделяет основное содержание, определяет цель деятельности и, принятое школьниками является ее мотивом. Задание на поиск является проблемным. Проблема (в переводе с греческого – задача, задание; буквально «нечто, брошенное вперед») – сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.

        2. проблемное изложение учителя; оно научно, образно, ярко, интересно описывает какое-либо событие (или часть его) как явление, т. е. сообщает содержание, необходимое для поиска и решения проблемы, но не подсказывает ответа;

        3. создание проблемной ситуации (на основе задания и изложения), т. е. условий, требующих от учащихся и позволяющих им по ходу изложения найти новое, не известное для них;

        4. выявление результативности поиска учащихся.

        Таким образом, целенаправленная деятельность ученика по решению той или иной проблемы должна находиться под постоянным контролем учителя. Однако контроль не должен подавлять самостоятельности ученика в мыслительном процессе и практической деятельности. Контроль должен только осуществлять корректировку работы учащегося. Иначе не получится достигнуть выбранной цели.

        Разумеется, задания, предложенные ученику для решения, могут быть выбраны учителем, но не исключена и инициатива ребенка.

        Видимо следует различать задания широкого и узкого профилей, а также по их главной цели, сочетанию целей: а) овладение сложным содержанием, методами науки; б) овладение навыками, развивающими те или иные познавательные способности, творческое мышление, формирующими умения; в) задания в целях воспитания. Это позволяет яснее представлять их ценность.

        Работу с одаренными детьми следует ставить на одно из первых мест в работе современного учителя.



Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

КОМИТЕТ  ПО  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ МОГСОХОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Могсохон, ул. Базарова, 15 тел. 35-3-88

Проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Тема: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

автор: Балбарова Туяна, ученица 11 класса МБОУ МСОШ

У времени есть своя память – история. Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи.

           Тема      войны   особенно   актуальна  в  наши  дни, когда наша  страна  отмечает  знаменательный  юбилей -  70-  летие  Великой  Победы  над  фашисткой  Германией.  Пожалуй, нет  ни  одной   семьи, которую   бы  война   не  коснулась.  Затронула она и мою большую семью, моих родственников. Моя важная задача – узнать об их участии в Великой Отечественной войне. Это  обстоятельство и  обуславливает актуальность  данного  проекта.

         В рамках празднования  69 – годовщины Великой Победы в нашей школе был объявлен конкурс видеороликов о вдовах ветеранов войны и ветеранах тыла. Я решила подготовить видеоролик о прабабушке. Моя прабабушка Базаржапова  Доржима  Бадмацыреновна 1921 года рождения – вдова ветерана войны и ветеран тыла. Она всю войну проработала дояркой, а ей было всего 10-14 лет. Война отняла у неё детство, а таких было много. К сожалению время не щадит никого и мы должны дорожить каждой встречей с ними.  Моей прабабушке 93 года, она старейшина нашего села и ее воспоминания - это история, которые необходимо сохранить для будущего поколения. Этот видеоролик запечатлел ее  воспоминания о тяжелых годах в военное время. Она и многие наши соотечественники каждодневным трудом приближали Победу.

Также о многом могут рассказать старые фотографии, и ко мне пришла мысль создать  альбом памяти о родственниках ветеранов войны, тыла и о детях войны.  Я провела поисковую работу , узнала много интересного о своих родственниках и  выпустила  альбом «Память поколений» (по материнской линии).

Свою поисковую работу я продолжаю и на сегодня хочу представить вам свой новый проект.

Цель  проекта:   изучение  истории  моей  семьи  в  годы   войны.

Задачи  проекта:         

  1.  сбор  фотоматериалов    для  альбома  памяти (по отцовской линии);
  2.  сбор  и  поиск  информации  о  родственниках  - участниках  войны, тружениках  тыла   и о детях войны для   создания    электронного  приложения  «Родословное  древо»;
  3.  совместно с  членами  историко - краеведческого   кружка  провести  поисково - исследовательскую  работу   для  реализации   проекта  «Аллея Славы»  по  увековечиванию   памяти  ветеранов  войны  и  тыла.

Сроки  реализации  проекта:

Проект  будет  реализован:   январь -  май  2015  г.

План  проведения  проекта:

  1. подготовительный  этап
  • изучение   информации   по  теме  проекта, изучение   имеющихся   документов;
  1. основной  этап
  • сбор  недостающей  информации   и  архивных   документов  о  родственниках - участниках  войны,  тружениках  тыла и о детях войны (встречи, личные  беседы, аудио  и  видеозаписи, фотографии);
  • оформление  собранного  материала.
  1. заключительный  этап
  • подведение  итогов  -  выпуск  альбома  «Память  поколений», создание   электронного  приложения  «Родословное  древо»; установление  гранитной  плиты с именами ветеранов войны и тыла по   увековечиванию  их памяти; защита  проекта;
  • размещение   материалов  на  сайте  ОУ, района и в газете «Долина Кижинги»   

Ожидаемые  результаты:

  • выпуск    альбома «Память  в  фотографиях» (по  линии отца);
  • создание  электронного   приложения   «Родословное  древо»;
  • создание  «Аллеи Славы».

           Практическая    значимость     проекта  заключается в том, что собранные    материалы   будут   представлять  большую   ценность  в  истории   моей  семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН» РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ МОГСОХОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Могсохон, ул. Базарова, 15 тел. 35-3-88 Тема: «Школьный двор – территория детства» Автор: Доржижапова Ешинхорло, ученица 10 класса МБОУ МСОШ

Слайд 2

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы»

Слайд 3

Форма работы над выбором проблемы Интервью с администрацией школы Интервью с родителями Интервью с учениками ПРОБЛЕМА «Благоустройство школьного двора » конкурс проектов «Школьный двор» Посильность задачи для выполнения Реальность для ее решения Материал затраты на выполнение

Слайд 4

Цель и задачи проекта создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы Привлечение педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы. Привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы. Формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

Слайд 5

Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей эстетического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.

Слайд 6

Практическая значимость проекта: эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта улучшение окружающего ландшафта школьного двора привлечение общественности к значимости проекта

Слайд 7

Благоустройство школьного двора Школьная изгородь, тротуарная плитка, фонтан- долгосрочный проект Аллея выпускников, цветник, дорожки аллеи Когда мы будем это делать? Субботники, уроки технологии, акции по благоустройству школьного двора Куда мы обратились за помощью: Администрация школы Ассоциация выпускников Родительская общественность Учителя школы ИП Депутаты МО «Могсохонский сомон»

Слайд 8

I Этап проекта

Слайд 9

Конкурс проектов «Школьный двор»

Слайд 10

Познавательная Функция проектирования собственной деятельности Функция социального закаливания Развивающая Гражданское становление личности Духовно- нравственная Функция

Слайд 11

Ожидаемые результаты Проект «Школьный двор» позволяет создать единый комплекс по ландшафтному оформлению школьного двора, обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде, экологического воспитания, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

КОМИТЕТ  ПО  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ МОГСОХОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, с. Могсохон, ул. Базарова, 15 тел. 35-3-88

Тема: «Школьный двор – территория детства»

Автор: Доржижапова Ешинхорло,

ученица 10 класса МБОУ МСОШ

2018

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

№.

Полное название проекта

Школьный двор моей мечты

1.

Цель проекта

Активизация деятельности по благоустройству, озеленению  и улучшению окружающего ландшафта школьного двора.

2.

Форма проведения

Трудовая деятельность

3.

Специализация проекта

Оздоровление учащихся, занятость учащихся в летнее время.

4.

Краткое содержание проекта

Благоустройство территории, разбивка цветников и создание ландшафтных композиций силами учащихся и общественности, изучение экосистемы школьного двора.

5.

Ожидаемый результат

  • Повышение экологической культуры и заинтересованности, учащихся в защите и сохранении природы родного края.
  • Создание благоприятных  условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, приобщения их к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.
  • Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, предоставление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.
  • Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом  детей, родителей и педагогов.

6.

Автор проекта

 Доржижапова Ешинхорло Эрдэмовна, ученица 10 класса

7.

Название проводящей организации

МБОУ Могсохонская средняя общеобразовательная школа им. Дамдинжапова Ц.Д-Ж.

8.

Адресат проектной деятельности

С. Могсохон, ул Базарова, 15

9.

Телефон, факс, электронный адрес

8-301-41-35-3-88 e-mail: mogsohonsoh.ru

10.

Сроки проведения

2018-2019гг

Обоснование актуальности реализуемой деятельности и ее социальной значимости:

«Театр начинается с гардероба,

а школа со школьного двора,

потому что двор – это лицо школы»

 

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Эту деятельность мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

В 2019 году наша школа отмечает 90 летие. К юбилейному году 90-летия хотелось начать большое, глобальное дело, пусть сложное, долгосрочное, затратное, но нужное и интересное. Обсудив все варианты на ученическом совете, с директором школы, с представителями родительской общественности, мы остановились на проблеме благоустройства зоны отдыха при школе, о которой, как выяснилось позже, мечтали еще наши родители.

Почему эта проблема стала актуальной на данный период? В чем ее важность?

Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у  детей эстетического  вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.

В ходе интервью с учащимися была выдвинута проблема о создании зоны отдыха при парадном входе в школу. Хочется отметить тот факт, что мнения людей разных возрастов совпали.

 Цели:

  • создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы.
  • наиболее рациональное использование школьной территории.

Задачи проекта:

  • Привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы.
  • Формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.
  • Формировать у каждого участника процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.
  • Привлечение педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.
                      Срок реализации проекта: 2018-2019 гг.

Практическая значимость: 

  • привлечение общественности к  значимости проекта;
  • улучшение окружающего ландшафта школьного двора;
  • эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
    Выявив актуальность этой проблемы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы наметили для себя программу действий.
  1. Первый этап производства работ по благоустройству – это вынос проекта в натуру. На этом этапе все элементы дизайна, ранее выполненный макет школьного двора, переносятся на участок – т.е. делается разметка и привязка всех элементов благоустройства. Подготовка территории (корчевание старых деревьев, кустарников, выравнивание почвы, подведение системы водоснабжения для фонтана, системы освещения), посадка кустарников живой изгороди, планировка газонов, разбивка клумб, изготовление и установка скамеек, мощение тротуаров -  1 год.
  2. Изготовление и установка объектов площадки, уличного декоративного освещения, фонтана – 2 года.

Важной частью нашего школьного двора является парадный вход с зоной отдыха.

Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек, вырубке старых деревьев и посадке новых, формировании газонов и клумб, установке урн, уличных фонарей, фонтана.  Эти задачи нам предстоит осуществить своими силами, школьниками и работниками школы. В большинстве случаев, не маловажной целью проекта благоустройства школьного двора является установка удобных лавочек или скамеек, а также создание мини газонов или клумб. Профессионально выполненная работа по реализации данных проектов приводит к тому, что школа становится современным и привлекательным учебным заведением. Места для отдыха должны быть оборудованы декоративными лавочками.

Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух. Многие любят проводить как можно больше времени на природе. Дизайн ландшафта — это искусство, и, так же как и любой вид искусства в нем есть свои правила и нюансы. Для создания не только красивого внешнего вида нашего участка, школа занимается озеленением. Ландшафтное озеленение — это комплекс различных работ, позволяющих улучшить экологическое состояние растений, благодаря чему они будут еще долго радовать вас своими яркими цветами, и создать атмосферу благоприятную для человека. Правильная посадка деревьев способствуют увеличению кислорода на участке, задерживанию пыли и значительному уменьшению шума. Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на природе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала и газона. Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придадут нашему школьному двору неповторимое очарование.
Цветники станут элементами декора школы, послужат прекрасным украшением.

Лучший способ привести участок в порядок — посадка деревьев. Планируем посадить аллею выпускников возле школы.

Вода – неотъемлемая деталь практически любого гармоничного ландшафта. Ее притягательная сила такова, что даже миниатюрный водоем, фонтан, искусственный водопад или источник способен украсить пейзаж и внести в ландшафт особый дух умиротворения и покоя. Однако эстетической функцией роль воды в ландшафтном дизайне не ограничивается. От наличия и характера водоемов в немалой степени зависит микроклимат участка. Вода, движущаяся или стоячая, повышает уровень влажности воздуха, что в любое время года приносит пользу, как растениям, так и людям, отдыхающим в этом парке.

Что может быть изысканнее и благороднее, чем живая изгородь? Она не только обеспечит защиту от ветра. Живая изгородь часто является фоном для декоративных растений, особенно для цветов.

Уличное освещение необходимо для полноценной жизнедеятельности любых населенных пунктов. И оно применяется не только в целях безопасности, но и для украшения отдельных объектов архитектуры. Одним из наиболее распространенных видов опор освещения считаются уличные светильники. Мы остановились на этом варианте, т.к. светильники считают одним из наиболее надежных и эффективных благодаря тому, что в данном случае свет исходит с определенной высоты. А это значит, что он способен охватить большую площадь и является менее подверженным различным механическим повреждениям.

При подготовке проекта мы разбили предстоящую работу по его реализации на следующие этапы, каждый из которых преследует свою цель: подготовительный, проектировочный, практический, аналитико- коррекционный, заключительный.

Вы спросите: Когда мы будем это делать? – На уроках технологии, субботниках, акциях по благоустройству территории, во время работы в отрядах добровольной социальнозначимой деятельности.

Вы спросите: К кому мы обратимся за помощью? - Мы понимаем, что без помощи работающей молодежи, без поддержки администрации школы, поселения, общественности села, ИП, родителей, руководителя дома культуры, спонсорской помощи нам не справиться, но все же, мы нацелены на конечный результат и надеемся, что он будет таким:

- будет благоустроена территория при школе;

- будет создана гуманистическая развивающая среда жизнедеятельности детей, будут представлены им дополнительные возможности для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

- будут созданы условия для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующие духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

Сроки реализации и критерии оценки эффективности:

Название этапа

Цель

Срок выполнения

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта

Январь - февраль 2018 г.

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Февраль 2018 г

3.

Практический

Реализация проекта

Май – сентябрь 2018 г

4.

Аналитико- коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Май – сентябрь 2018 г

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.

Сентябрь 2018 г- май 2019 г

План реализации с указанием основных мероприятий, сроков, места, ответственных за их проведение.

Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили на практике реализовать свои планы. Наметили для себя программу действия.

План мероприятий  подготовительного этапа

Мероприятие

Ответственный

1.

Проведение анализа по благоустройству и эстетическому оформлению школьной территории.

Учитель биологии, географии, технологии

2.

Старт конкурса проектов «Школьный двор» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора

Учитель технологии, классные руководители, учащиеся

План мероприятий проектировочного этапа

Мероприятие

Ответственный

1.

Разработка коллективного проекта школьного двора:

-составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.

Доржижапова Ешинхорло,

Завуч по ВР Цыренжапова Д.Р.

План мероприятий практического этапа

Мероприятие

Ответственный

1.

Конкурс проектов «Школьный двор» по благоустройству школьного двора

Классные руководители, ученическое самоуправление

2.

Вырубка старых деревьев  и обработка почвы

Завхоз по АХЧ школы

3.

Приобретение семян и выращивание рассады цветочных культур

Учитель технологии, биологии, классные руководители

4.

Уход за посаженными цветочными культурами

Дежурный класс по школе

5.

Оформление и установка тротуарной плитки, солнечных фонарей, уличного освещения, скамеек, установка металлических кованых ворот

Завхоз по АХЧ школы

6.

Установка фонтана

Завхоз по АХЧ школы

7.

Посадка кустарников для живой изгороди

Учитель технологии, биологии, классные руководители, учащиеся

8.

Оформление и разбивка цветочных клумб, газона

Классные руководители, учащиеся

9.

Оформление уголка отдыха

Классные руководители, учащиеся

Медиаплан проекта

Наименование этапа проекта

Наименование СМИ

Срок выполнения

1.

Подготовительный

Сайт школы, школьная газеты

2018 г.

2.

Проектировочный

Сайт школы, районная газеты «Долина Кижинги»

2018 г.

3.

Практический

Сайт школы, школьная газета, районная газета «Долина Кижинги»

2018 -2019гг.

4.

Заключительный

Сайт школы, школьная газета, районная газета «Долина Кижинги»

2019 г.

Ожидаемые результаты

Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций:  познавательную, развивающую, духовно- нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Таким образом, проект «Школьный двор» позволяет создать единый комплекс по ландшафтному оформлению школьного двора, обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде, экологического воспитания, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

Проанализировав данные источники, мы пришли к следующим выводам:

1.    Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.

2.    Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании  и воплощении в жизнь, пригодиться ему в жизни.

4. Привлечение обучающихся к активным экологическим исследованиям, делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе.

5. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.