Проектная деятельность в работе классного руководителя

Андрюхина Анжела Петровна

В современном информационном обществе требуется  человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. 

Метод проекта актуален и эффективен. Он дает школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменениям в школьном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Мы помним!»

В любые века у простого солдата, 
На пике копья и стволе автомата,
На древнем щите, и под флагом державы ,  
Покоится их непомерная слава.
Идут прямо в вечность простые ребята,
Великой России родные солдаты. 
Без страха и боли, и громкого слова,
Без тени сомнений и с верою в Бога.
Уходят на веки ревнители долга,
Их подвиг и слава не требуют толка.
Пусть всё не успели, и жизнь была краткой,
Но тоже любили, и страстно, и сладко.
И, в краткий тот миг, сделав выбор единый,
За мирную жизнь погибают мужчины.
И сколько бы лет не прошло, но поверьте:
Их подвиг для всех  остается бессмертен!


1.Введение.

Быть патриотом без хорошего знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств наших предков невозможно.

В истории нашей страны были победы и поражения, но сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала.

Русской  Православной Церковью были установлены специальные «викторианские дни» (от  Виктория – в римской мифологии богиня Победы). Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.      

        Возрождая одну из лучших российских традиций , 10 февраля 1995г. Государственная Дума  Российской Федерации приняла закон «О днях воинской славы». В федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь  и слава русского оружия были неотъемлемой  частью величия Российского государства. Далее в законе указано, что  днями воинской славы  России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Для своего проекта отряд юнармейцев МБОУ «СОШ №5» г Усинска выбрали даты с декабря по февраль.

  • -24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год); 
  • 23 февраля - День защитника Отечества; 
  • 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против

немецко- фашистских войск в битве под Москвой (1941год); 

  • -2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских

войск в Сталинградской битве (1943 год);

  • - 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

Мы, молодое поколение юнармейцев, обязаны помнить и свято чтить героическое прошлое нашего народа, потому что во все времена подвиги предков вдохновляли не одно поколение русских воинов на ратные подвиги в лихие для нашего Отечества времена

Мы решили  разработать проект  о днях воинской славы России с тем, чтобы ознакомить учащихся, взрослых  с героическими датами нашей истории, получил целостное представление о днях воинской славы России, ведь кому как не нам, молодому поколению, предстоит продолжить славные традиции наших воинов-предков.

Тема : «Мы помним.»

  2. Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В ходе проекта у современных школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи. При завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военных периодах страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов.  Встречи в школе, выставки, презентаций, выпуск газет, листовок, - позволит не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскроет значимость побед нашего народа, пропустив ее уроки через наши сердца, сердца современных школьников, каждого участника проекта.

Слайд 8 3. Цель проекта:

  • воспитание интереса и уважения к истории своей страны;
  • ознакомление учащихся школы и жителей микрорайона с историей дней воинской славы
  • приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах;
  • развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;
  • формирование толерантности и стремления к проявлению.

Слайд 9 4. Задачи:

  • создать условия для воспитания патриотических чувств у учащихся через взаимодействие с ветеранами и участниками войны;
  • воспитывать у детей уважение к защитникам Родины;
  • воспитание  внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них.

5. Ожидаемые результаты:

  1. Развитие общественной активности учащихся, овладение ими практическими навыками поисковой деятельности.
  2. Формирование патриотических качеств личности учащихся.
  3. Сплочение детей и родителей.

6. Сроки исполнения.

              Декабрь  – февраль 2017/18 года

7. Участники проекта.

              Юнармейский отряд МБОУ «СОШ №5» г. Усинска

8.Содержание социального проекта

Патриотическое воспитание  современной молодежи сегодня актуально как никогда. В молодежной среде  культивируются ложные ценности, потребительство, агрессия. Поэтому, проблема формирования в молодых людях гражданского долга, патриотических чувств, гордости за национальную историю и культуру, сохранение культурного и исторического наследия требует  серьезного решения.  

Проектом «Мы помним» мы создаем  условия для социальной активности молодежи, осуществляющей связь поколений, осознающей свое единство с малой Родиной и Отечеством, готовой к защите своей страны. Ведь именно такая молодежь  формируют не только свой собственный успех, но и сохраняет наследие прошлого для будущих поколений.

Формы работы были выбраны следующие:

1.  Классные часы, беседы, диспуты.

2.  Внеклассные мероприятия разного плана (посещение библиотеки, музея).

3.  Выпуск плакатов, стенгазет, буклетов

4.  Проведение информационных дней.

5.  Участие в различных акциях.

6.  Поездки по историческим местам.

7.  Анкетирование.

План работы по проекту.

Наименование мероприятия

1.

Оформление классных стендов к Дням воинской славы

2.

Оформление школьных стендов к Дням воинской славы

2.

Провести акцию «Посылка солдату»

3.

Организовать  концерт к 23 февраля

4.

Проведение классных часов к дням воинской славы

5.

Оформление фотовыставки «Герои подвиги»

6

Выпуск стенгазет

7.

Выпуск видеороликов

8.

Выпуск буклетов и информационных листов. Работа по информированию с жителями микрорайона

Размещение информации в группе «Юнармейский отряд МОУ «СОШ №5» г. Усинска»

Проведение информационно-игрового мероприятия «Память жива»

Поисковая работа о Гребневой Е.А,  бывшем учителе нашей школы, ставшей одной из девушек служивших прототипом для создания статуи «Родина-мать зовет!»

Принять участие в мероприятиях городской детской библиотеки «О Сталинграде горькая строка», «Право на жизнь».

Принять участие в мероприятиях городского музея «Боевой и трудовой славы»

Организовать и провести «Вахту памяти», ко дню гибели Евгения Климовца, учащегося нашей школы, погибшего при исполнении воинских обязанностей

Провести классные часы для учащихся начальной школы

Принять участие во  встрече-митинге «Будущее помнит» ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

Проведение школьной конференции «Знаменательные даты 2018 года»

Экскурсионная поездка в г. Волгоград

В течение заявленного периода, юнармейцы оформляли классные и школьные стенды, для того, чтобы проинформировать учащихся школы о Днях воинской славы: их истории, подвигах героев. Информационные стенды рассказывают о тяжелых временах блокады Ленинграда, о героях и защитниках города Сталинград, о истории праздника 23 февраля и о многом другом. Школьники с интересом изучали информацию, подготовленную для них.

Ребята вместе с родителями, классными руководителями выпускали информационные видеоролики , например, рассказывая о блокаде Ленинграда, декламировали стихотворения. Слайд 15 На слайде вы можете видеть ролик, посвященный блокаде Ленинграда, которая  длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

        Все видеоролики размещались в группе «Юнармейский отряд МБОУ «СОШ №5» г. Усинска и в общей сложности набрали около 2 тысяч просмотров, а это значит, что каждый просмотревший получил полезную информацию, а главное, необходимую информацию.

         Ребята выпускали информационные буклеты, которые содержат основную информацию о Днях воинской славы изложенную лаконично и четко, Основная цель такого буклета – заинтересовать и проинформировать  жителей микрорайона и учащихся школы.

В рамках реализации проекта "Память поколений" юнармейцы провели в 3 в классе уроки мужества для учащихся начальной школы. На встрече ребята рассказали об истории возникновения Дней воинской славы и провели увлекательную викторину .

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом – одна из наиболее значимых страниц летописи Великой Отечественной войны . Именно 2 февраля 2017 года в МБОУ "СОШ №5" г. Усинска прошло мероприятие "Память жива", в котором приняли участие более 30 кадет
Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых ярко проявились лучшие качества воинов-патриотов — от солдата до маршала. Ребята рассказали о подвиге Матвея Путилова, Михаила Паникахи, Виктора Рогальского, Михаила Нечаева, Якова Павлова.Узнали о истории битвы. А так же, в завершении беседы, проверили свои знания в игре "Ты в памяти и в сердце, Сталинград!".

Юнармейцы посетили мероприятия, проводимые  детской библиотекой, ЦДОД, молодежным центром: музейные занятия , литературно – музыкальные композиции , квесты, выставки

 Полученной информацией ребята делились на классных часах и на странице группы в социальных сетях.

Слайд 22 Знаете ли вы, что для статуи Родина-мать в городе Волгоград позировала замечательный учитель физической культуры, прекрасный человек Екатерина Аракеловна Гребнева, проработавшая в нашей школе 20 лет (с 1986 по 2006 год)? Не знаете? Тогда мы познакомим вас с интересной историей, в которой много загадок. 
…В Сталинград из Новочеркасска Ростовской области 17летняя Катя Геворкянц (Гребнева) приехала в 1959 году. Девушка поступила в Сталинградский техникум физической культуры. В будущем, она стала одной из 4 девушек, позировавших для скульптуры «Родина-мать зовет!»
 (фильм)

Ежегодно в нашей школе проходит встреча-митинг «Будущее помнит» ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день принято вспоминать не только ветеранов войны в Афганистане, но и соотечественников, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны. 
23 сентября 2008 года во дворе СОШ 5 г. Усинска открыт Сквер памяти. 
На мемориальной плите высечены имена 6 выпускников усинских школ, шесть имен молодых парней, погибших исполняя свой воинский долг в Афганистане и Чечне Для всех нас символическая дата - 15 февраля это не только исторически значимое событие, ознаменовавшее начало нового этапа политической жизни России, но также день светлой памяти и глубокой скорби!

В новогодние каникулы усинские кадеты совершили удивительное путешествие, посетив Москву, Волгоград, Элисту и Серафимович. 
В первый день ребята выехали на обзорную экскурсию "Город-герой Волгоград" с посещением историко-мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом Кургане. Экскурсия познакомила кадет с основными памятными местами и достопримечательностями города.

конференцией "Знаменательные даты 2018 года".Желающих выступить было очень много, и конференция была проведена в 2 этапа. 24 учащихся выступили со своими докладами. Тематика была разнообразной, дети рассказывали о подвиге А. Матросова и Н. Гастелло, Ивана Сусанина, о битве под Прохоровкой, Ледовом побоище, о Сталинградской битве и многих других важных событиях в истории нашей страны. 

9. Итоги социального проекта «Мы помним»

В начале процесса реализации проекта ребята искали информацию о днях воинской славы, работая с информационными материалами библиотеки, Интернета.  Учащиеся учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, пройдя через проект у школьников формировались патриотические качества. У детей появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании. Вся работа над проектом учит детей быть неравнодушными. Из вышесказанного можно выделить следующие ожидаемые результаты:

  1. Формирование патриотических качеств у школьников, учитывается  активное участие детей в проекте.
  2. Проявление внимания и уважения ветеранам, участникам боевых действий.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества
  4. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.
  5. Положительные отзывы детей и определение системы дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Приложение

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)

  Во время одной из русско-турецких войн (1787-1791), русские войска под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова, проявили храбрость при штурме крепости Измаил 24 декабря 1790 года.

  Построенная под руководством французских и немецких инженеров, крепость Измаил считалась неприступной. Ее оборонял 35-тысячный гарнизон с 265 орудиями. Штурм, которому предшествовала длительная артиллерийская подготовка, начался в 5 час. 30 мин. И закончился в 16 часов взятием Измаила и полным уничтожением гарнизона.

Турки потеряли 26 тыс. человек убитыми, 9 тысяч плененными, всю артиллерию, 345 знамен, русские – 4 тыс. человек убитыми и 6 тыс. человек раненными. Взятие Измаила позволило русским войскам закрепиться в низовьях Дуная.

Падение крепости Измаил вынудило Турцию заключить мир с Россией.

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)

  Новое тяжелое испытание русский народ перенес во время Крымской войны 1853-1856 гг. Это была война между коалицией Турции, Англии, Франции с одной стороны и России – с другой, стремившейся отстоять свои экономические и политические интересы на Черном море, укрепить влияние на Балканах.

На Черном море русский флот блокировал силы турецкого флота. В Синопской бухте (1 декабря 1853 года) эскадра под командованием П. С. Нахимова, благодаря героизму и выучке русских моряков, флотоводческому мастерству, решительным и инициативным действиям командиров кораблей, уничтожила турецкую эскадру.

Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Крымская война закончилась так называемым Парижским миром, по условиям которого Россия потеряла право иметь флот на Черном море. Но русский народ всегда находил в себе силы не падать духом, давать отпор врагу и не сдаваться.

23 февраля – День защитника Отечества

Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, но и внешними - продолжалась Первая мировая война, и боевые действия шли на территории России.

Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет "Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 11 февраля декрет "Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота" - (РККФ). В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооруженных защитников Отечества.

18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 15 декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики.

21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием "Социалистическое Отечество в опасности!".

23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от "кайзеровских войск". Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск.

С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника, как День Рождения Красной Армии. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером - торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона.

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)

  Битва под Москвой длилась в общей сложности около семи месяцев (30 сентября 1941 г . – 20 апреля 1942 г .) и явилась крупнейшей к тому времени битвой во второй мировой войне. С обеих сторон в ней участвовало более 3 млн. человек, до 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, св. 22 тыс. орудий и минометов.

В ходе контрнаступления под Москвой силами войск Западного (командующий – генерал-полковник Г. К. Жуков), Калининского (командующий – генерал-полковник И. С. Конев) и Брянского (командующий – генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) фронтов группе армий «Центр» был нанесен сокрушительный удар. 38 гитлеровских дивизий потерпели поражение. Особенно большие потери понесли танковые соединения врага, которым отводилась решающая роль в войне.

В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150- 400 км. ликвидирована угроза захвата Москвы, облегчалось положение Ленинграда. Были освобождены от захватчиков Московская, Тульская, частично ряд других областей, Срыв блицкрига, разгром немецко-фашистских войск в битве под Москвой положили начало коренному перелому в войне.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

2 февраля 1943 года завершилась наступательная операция советских войск в Сталинградской битве. В ходе контрнаступления под Сталинградом, войска Юго-Западного (командующий генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (командующий –генерал-полковник А. И. Еременко) и Донского (командующий – К. К. Рокоссовский) фронтов, отразили попытку немецкой группы армий «Дон», освободить окруженные в Сталинграде войска, нанести сокрушительное поражение. Остатки 6-й немецкой армии (91 тысяча человек) во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом 2 февраля 1943 года сдались в плен. Общие потери противника в Сталинградской битве составили 1,5 млн. человек. Эта победа внесла решающий вклад в развитие коренного перелома в войне.

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)

В своих планах войны против СССР в 1941 году руководители Германии особое значение отводили взятию Ленинграда. Уже в ночь на 23 июня 1941 года вражеская авиация первый раз бомбила Ленинград. Пламя войны вплотную подступило к городу на Неве. В этой чрезвычайно тяжелой и опасной обстановке развернулось строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

Не сумев захватить Ленинград лобовым ударом, фашистские войска предприняли попытку замкнуть вокруг него второе кольцо, чтобы перерезать узкую полоску водного пространства Ладожского озера, по которой осуществлялось снабжение населения огромного города, войск фронта и флота. Немецко-фашистское командование решило сломить защитников Ленинграда блокадой, варварскими артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Обстрелы начинались всегда внезапно, а когда люди шли на работу или возвращались по окончании смены домой, когда улицы заполнялись народом, противник открывал ураганный огонь.

Осада поставила в чрезвычайно трудное положение снабжение города оружием, техникой, боеприпасами, топливом, электроэнергией, сырьем, продовольствием. Было принято решение о снижении хлебных норм. Голод усугублялся наступившими сильными морозами (до – 30 С). Все это резко увеличило смертность среди населения города. Оставался только один выход – строительство по льду Ладоги зимней дороги, которая называлась Дорогой жизни. По ней доставлялись боеприпасы, продовольствие, эвакуировались в тыл страны промышленное оборудование, материальные и культурные ценности.

18 января 1943 года силами 1-го отдельного батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта было очищено от войск противника южное побережье Ладожского озера и тем самым прорвана блокада Ленинграда, восстановлена прямая сухопутная связь города со страной. 27 января 1944 года полностью и бесповоротно была снята блокада Ленинграда. В честь героических защитников Ленинграда вокруг города был создан пояс Славы протяженностью более 200 километров (таков был периметр блокадного кольца).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Усинск

        2019год

Не всё доверить можно

Знакомым и родным,

Не всё сказать возможно

Родителям своим.

Когда устанут нервы,

Сразит отчаянья недуг,

Придет на помощь первым

Твой самый верный друг.

Твой верный друг всегда найдет

Проблем решенье суть,

Всегда с советом подойдет,

Направив в нужный путь.

С тобой он будет вместе

И в радости и в горе.

Всегда укажет он без лести

Твои ошибки в споре.

Всегда он защитит, поможет,

Сражаться будет за тебя,

И никогда предать не сможет

Твой верный друг - уверен я.

Друзей по жизни очень мало,

И в жизни надо дорожить

Своими лучшими друзьями,

Безмерно уважать, ценить.

Ведь смысл дружбы в жизни нашей

Переоценить нельзя никак,

И чем становимся мы старше,

Тем крепче дружбы наш кулак!

Актуальность

        Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ

Андрюхина А.П. – классный руководитель 5 в класса,

Родительский комитет,

Министерство спорта и здравоохранения класса –

ИНФОРМАЦИЯ  ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ

        

Исполнителем данного проекта  является новая структура школьного самоуправления  «Министерство дружбы», во главе которого будут находиться учитель-куратор и ученик, возглавляющий министерство. От каждого класса выбирается один представитель, который будет являться школьным министром, а впоследствии и проводить работу в своем классе. Любой классный коллектив среднего звена может являться исполнителем данного проекта.

Чтобы охватить больший объем информации планируется приглашать на встречи с учениками социального педагога, психолога, участкового милиционера.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРАХ И СПОНСОРАХ

        Для совместной деятельность по реализации данного проекта в качестве партнеров можно привлечь следующие группы:

  1.  учащиеся 5 в класса;
  2. администрация школы;
  3. школьное самоуправление (президент школы, кураторы министерств, министры спорта, образования, права и порядка).

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА.

История человечества — это хронология кровавых войн, интриг политиков, насилия, ненависти, жестокости. Жизнь человека зачастую состоит из служебных конфликтов, семейных скандалов и глумления над слабым. Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов . Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Предмет исследования - взаимоотношения подростков.

Цель исследования - поиск путей профилактики конфликтов между подростками.

Задачи исследования:

1. Установление причин межподростковых конфликтов.

2. Разработка методики предупреждения и преодоления таких конфликтов.

Методы исследования:

1. Анализ специальной литературы.

2. Беседы с подростками, педагогами, родителями.

Новизна работы заключается в том, что установлены причины межподростковых конфликтов, определены возможности общеобразовательной школы по предотвращению и преодолению конфликтов между подростками; раскрыто и обосновано содержание воспитательной  работы школы с подростками, способствующей освоению ими способов взаимоотношений, основанных на диалоге (разбор ситуаций, разыгрывание ролей, "круглый стол", "часы откровений", памятки для подростков и т.п.).

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Причины конфликтов.

У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

  1. достаётся за то, за что ты не несешь ответственности;
  2. тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;
  3.  награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?
  4.  тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?
  5.  ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?
  6. перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.

Было проведено анкетирование 5 в класса, в результате которого были выявлены следующие причины возникновения  конфликты «ученик-ученик» возникают  в таких ситуациях:

  1. из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
  2. из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
  3. в связи с борьбой за лидерство - 7%;
  4. из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
  5. в связи с общественной работой - 6%;

  1. Считают, что конфликтов у ученика не было - 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам - 61% школьников.
  2. Основные причины ненависти к сверстникам:

  1. подлость и предательство - 30%;
  2. подхалимство, существование «липовых отличников и любимчиков учителей - 27%;
  3. личная обида - 15%;
  4. ложь и высокомерие - 12%;
  5. соперничество между одноклассниками - 9%.

        МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

        Данный проект предполагает проведение (участие) различных мероприятий как в школе, так и за ее пределами, неправленых на привлечение внимания к проекту, заинтересованности и участия в нем детей.

        

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2010 года):
  1. Создание в школе министерства дружбы
  2. Определение рода деятельности
  3. Разработка мероприятий
  1. Этап реализации – сентябрь-май 2010-2011 уч. Года
  2. Аналитический этап – июнь 2011 года.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Наименование мероприятия

Дата

Участники

Результат

1.

Проведение анкетирования «Конфликты в школах: в чем причины?»

Ежемесячно публиковать материалы в школьной газете «Алфавит»        

сентябрь

Учащиеся 5- 9 классов

2.

Классный час-тренинг

«Конфликты в нашей жизни».

Заседание министерства «Дружбы».

октябрь

2-3 представителя классов среднего звена

В конце каждого триместра

Министры  дружбы

3.

Игра "Мирное разрешение конфликтов в школе: поколения в контакте"

1 раз в триместр проводить заседание конфликтной группы.

ноябрь

2-3 представителя классов среднего звена

Конфликтная группа

4.

Конкурс творческих работ (стихотворений рисунков) о дружбе

декабрь

5-9 классы

5.

Диспут «Разрешаем конфликты дружно!!!»

январь

5-7 классы

6.

Игровое занятие: "Умеем ли мы договариваться?"

февраль

8-9 классы (5-7 представителей от класса)

7.

Фотоконкурс «Мои друзья»

март

5- 9 классы

8.

Диспут «Если ты попал... в конфликт»

апрель

Представители 5-9 класоов

9.

Игровое занятие-тренинг по профилактике конфликтов

май

Представители 5-9 классов

Планируется создать в школе конфликтную комиссией, в которую войдут старшеклассники и представители педагогического коллектива, представители администрация школы, классные руководители, учителя предметники. На совет приглашаются родители нарушителей дисциплины.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Создавая проект, мы разработали критерии эффективности. Наиболее важные из них:

  1. Количество и доля внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур),
  2. Количество детей - жертв правонарушений, получивших удовлетворение (восстановили чувство справедливости и безопасности, снизили чувство враждебности и угрозы со стороны детской среды);
  3. Количество детей-правонарушителей, проявивших деятельностное раскаяние (возмещают вред, который был причинен совершенным им правонарушением/преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред).
  4. Количество детей, вовлеченных в  деятельность министерства;
  5. Количество несовершеннолетних, вовлеченных в проект, получивших новые гражданские знания и навыки  по праву.

ПЛАН ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

        Данный проект должен реализовываться постоянно на протяжении последующих лет, с привлечением большего количества участников. Могут меняться (добавляться, видоизменяться мероприятия), но структура должна быть сохранена.