Организация коррекционно-развивающей образовательной среды

Кузичева Виктория Викторовна

Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете служит стимулом речевого развития дошкольника. Создание развивающей среды -   одна из задач коррекционной программы, реализуемой на логопедических занятиях.

            В своем кабинете стараюсь проектировать предметную среду в соответствии с «Программой коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (с 5 до 6 лет), (с 6 до 7 лет)», разработанной Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

 

 Руководствуюсь следующими принципами:

 

  • принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми.
  • принцип активности – это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения.
  • принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития).
  • принцип доступности (наглядно-дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей).
  • принцип вариативности (пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах).
  • принцип системности.
  • принцип здоровьесбережения.

 

Мой логопедический кабинет небольшой, всего 8 кв.м, на рабочие зоны разделить сложно, поэтому я стараюсь организовать пространство таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Так, в кабинете есть следующие методические уголки: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи», «Развитие лексико-грамматической стороны речи»,  «Развитие связной речи», «Развитие сенсомоторной сферы» (презентация «Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете»).

 

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете

 

Методический уголок

 

Фонетико-фонематическая

сторона речи

  • Набор звучащих предметов
  • Символы звуков
  • Артикуляционная гимнастика в картинках
  • Профили звуков
  • Звуковые домики
  • Звуковые линейки
  • Звуковые часы
  • Логопедическое лото-мозаика
  • Слоговое лото
  • Картинки для автоматизации звуков
  • Различные игры для автоматизации и дифференциации звуков
  • Азбука разрезная, в картинках и др.

 

Лексико-грамматическая сторона речи

  • Предметные картинки по лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Обувь», «Мебель» и т.д.
  • Предметные картинки для формирования грамматических категорий: «Чей хвост», «Большой – маленький», «Скажи наоборот» и др.
  • Картинки - символы предлогов

Связная речь

  • Схемы для составления рассказов
  • Сюжетные картинки
  • Серии сюжетных картинок
  • Наборы текстов для пересказа
  • Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов

Сенсомоторная сфера

  • «Почтовый ящик» - набор геометрических фигур
  • Мозаики различной конфигурации и сложности
  • «Чудесный мешочек»
  • «Четвертый лишний»
  • Счетные палочки
  • Картинки для штриховки
  • Разнообразные шнуровки
  • Сенсорный куб
  • Пальчиковый бассейн из манки
  • Прищепки
  • Мыльные пузыри
  • Ватные шарики
  • Баночки – пузырьки
  • Колючие шарики
  • Султанчики, вертушки и т.д.

 

Оборудовано место для занятий у зеркала. В качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики использую картинки и игрушки, например «Мимический куб» с изображением пиктограмм с различной мимикой, бегемотик Жужа с большим открывающимся ртом, подвижным язычком и зубками, чтобы веселее выполнять артикуляционную гимнастику.

Есть в кабинете школьная доска, магнитная доска, коврограф для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий ребята выполняют на них индивидуальные задания.

Находится в кабинете настенная «Говорящая азбука». Детям очень нравится играть с этим пособием. Ведь так интересно выполнять задания Букварёнка, отвечать на его вопросы и в ответ слышать похвалу.

 Хочется обратить внимание на «Дом для звуков и букв», сделанный своими руками по материалам статьи Н. Буренко в журнале «Обруч» №1.-2000г. Целью этого пособия является развитие фонематического восприятия, дифференциация понятий «звук» и «буква». Дело в том, что дети с ОНР очень трудно запоминают буквы и не различают понятий «звук» и «буква». Пособие «Дом» помогает им в решении данных трудностей, т.к. в основе обучения детей с ОНР лежит принцип наглядности.

Регулярно пополняю свой методический уголок различными пособиями, как готовыми, так и сделанными своими руками, настольно-печатными играми, что делает мою работу более интересной и увлекательной, т.к. ведущий вид деятельности у дошкольников – игра.

 Так, изготовила пособие «Рисуем пальчиками», целью которого является развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения, развитие воображения, ориентировки на листе. Это рисование пальчиками по манной крупе. У детей эта игра вызвала неподдельный интерес, эмоциональный отклик. Так приятно чувствовать микроскопические крупинки манки на своих пальчиках, да ещё и рисовать!

Недавно появился в моем кабинете ноутбук, что оказало несравнимую помощь в ведении документации и проведении занятий. Ребятам очень нравиться выполнять физминутки и динамические паузы под музыкальное и зрительное сопровождение. А сколько много игр и презентаций для автоматизации звуков! Но я учитываю возрастную норму, допустимую для нахождения детей у компьютера.

Есть в моем кабинете шкаф-антресоль для специальной и методической литературы. За 19 лет работы мною приобретено большое количество разнообразных книг классических авторов и новинок – современных педагогических технологий в логопедии и дефектологии.

Я стараюсь позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребёнок идёт с желанием и удовольствием, т.к. именно это обеспечивает максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. И я вижу, что дети с радостью идут ко мне на занятия, немаловажным фактором является и добрая, доверительная атмосфера общения.