Организация коррекционно-развивающей образовательной среды
Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете служит стимулом речевого развития дошкольника. Создание развивающей среды - одна из задач коррекционной программы, реализуемой на логопедических занятиях.
В своем кабинете стараюсь проектировать предметную среду в соответствии с «Программой коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (с 5 до 6 лет), (с 6 до 7 лет)», разработанной Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Руководствуюсь следующими принципами:
- принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми.
- принцип активности – это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения.
- принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития).
- принцип доступности (наглядно-дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей).
- принцип вариативности (пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах).
- принцип системности.
- принцип здоровьесбережения.
Мой логопедический кабинет небольшой, всего 8 кв.м, на рабочие зоны разделить сложно, поэтому я стараюсь организовать пространство таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Так, в кабинете есть следующие методические уголки: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи», «Развитие лексико-грамматической стороны речи», «Развитие связной речи», «Развитие сенсомоторной сферы» (презентация «Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете»).
Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете
Методический уголок |
|
Фонетико-фонематическая сторона речи |
|
Лексико-грамматическая сторона речи |
|
Связная речь |
|
Сенсомоторная сфера |
|
Оборудовано место для занятий у зеркала. В качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики использую картинки и игрушки, например «Мимический куб» с изображением пиктограмм с различной мимикой, бегемотик Жужа с большим открывающимся ртом, подвижным язычком и зубками, чтобы веселее выполнять артикуляционную гимнастику.
Есть в кабинете школьная доска, магнитная доска, коврограф для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий ребята выполняют на них индивидуальные задания.
Находится в кабинете настенная «Говорящая азбука». Детям очень нравится играть с этим пособием. Ведь так интересно выполнять задания Букварёнка, отвечать на его вопросы и в ответ слышать похвалу.
Хочется обратить внимание на «Дом для звуков и букв», сделанный своими руками по материалам статьи Н. Буренко в журнале «Обруч» №1.-2000г. Целью этого пособия является развитие фонематического восприятия, дифференциация понятий «звук» и «буква». Дело в том, что дети с ОНР очень трудно запоминают буквы и не различают понятий «звук» и «буква». Пособие «Дом» помогает им в решении данных трудностей, т.к. в основе обучения детей с ОНР лежит принцип наглядности.
Регулярно пополняю свой методический уголок различными пособиями, как готовыми, так и сделанными своими руками, настольно-печатными играми, что делает мою работу более интересной и увлекательной, т.к. ведущий вид деятельности у дошкольников – игра.
Так, изготовила пособие «Рисуем пальчиками», целью которого является развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения, развитие воображения, ориентировки на листе. Это рисование пальчиками по манной крупе. У детей эта игра вызвала неподдельный интерес, эмоциональный отклик. Так приятно чувствовать микроскопические крупинки манки на своих пальчиках, да ещё и рисовать!
Недавно появился в моем кабинете ноутбук, что оказало несравнимую помощь в ведении документации и проведении занятий. Ребятам очень нравиться выполнять физминутки и динамические паузы под музыкальное и зрительное сопровождение. А сколько много игр и презентаций для автоматизации звуков! Но я учитываю возрастную норму, допустимую для нахождения детей у компьютера.
Есть в моем кабинете шкаф-антресоль для специальной и методической литературы. За 19 лет работы мною приобретено большое количество разнообразных книг классических авторов и новинок – современных педагогических технологий в логопедии и дефектологии.
Я стараюсь позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребёнок идёт с желанием и удовольствием, т.к. именно это обеспечивает максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. И я вижу, что дети с радостью идут ко мне на занятия, немаловажным фактором является и добрая, доверительная атмосфера общения.
