Мои логопедические конспекты по развитию речи

Мои логопедические конспекты по развитию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад» Островок» п.г.т.Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

   

                                       Составитель: учитель-логопед Леонова.Н.Д.

                                                 п.г.т.  Смирных

                                                       2017 год

Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков и букв Ж-Ш.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;
  2. закрепить навык различения звуков и букв Ж-Ш;
  3. развивать умение определять позицию звуков в словах;
  4. развивать фонематический слух;
  5. развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
  6. развивать общую и мелкую моторику.

Обучающие:

  1. закрепить знания о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;
  2. познакомить с правилом написания жи-ши.

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркала; карточки с буквами Ж и Ш; счетные палочки; индивидуальные карточки с рядом слогов (с буквами Ж и Ш); карточки со словами с пропущенной буквой И (на закрепление правила написания жи-ши).

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляция звуков.

3. Характеристика звуков.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Письмо букв в воздухе.

6. Физкультминутка.

7. Правило.

8. Закрепление правописания жи, ши.

9. Развитие внимания.

10. Выкладывание из счетных палочек.

11. Работа в тетрадях.

12. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1 Организационный момент.

Логопед вешает на доску

карточки с буквами, просит

детей взять зеркала, счетные

палочки и сесть на свои места.

Далее – предлагает задание.

- Посмотрите, пожалуйста, на

 доску. Какая буква здесь

 написана?

- А давайте подумаем, на что

похожа буква Ш?

- Молодцы. Буква Ш с тремя

шипами – не хватать ее

руками.

Логопед показывает на другую

карточку.

- А это какая буква?

- А на что или кого похожа буква Ж?

- Ж похожа на жука, только не жужжит пока.

- Ребята, вы уже, наверное, поняли, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

- О каких?

Дети берут зеркала и счетные палочки, садятся за парты.

- Ш.

Дети выдвигают предположения.

- Ж.

Дети выдвигают предположения.

- Да.

- [Ж], [ш].

3 мин

2 Основная часть.

1. Артикуляция звуков.

- Правильно. Давайте сначала вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно.  Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок?

- Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Далее - то же со звуком [ж].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

2. Характеристика звуков.

- А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]?

- Почему он согласный?

- А почему глухой?

- Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует?

- А какой звук [ж]?

- А почему он звонкий?

- Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация?

- Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

- А чем они отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

- А теперь внимательно меня слушайте.  Я буду говорить слова, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши.

Словарный материал:

Жук, жизнь, машина, моржи, ежик, кошка, шуба, кожа, жар, уши.

- Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слове есть звук [ш].

Словарный материал:

Крыша, лужа, шарик, флажок, лошадь, мышь, жираф, журавль.

4. Письмо букв в воздухе.

- Вам понравились задания?

 - Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж.

Логопед показывает.

- Наверху.

Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш] сначала вместе, а затем по очереди.

Дети произносят [ж-ж-ж] все вместе и по одному.

- Согласный, твердый, глухой.

- Потому что не поётся.

- Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш].

- Нет.

- Согласный, твердый, звонкий.

- Горлышко дрожит.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж].

-Да.

- Согласные, твердые.

- Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий.

Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ж].

Дети хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ш].

- Да.

Дети рисуют буквы в воздухе.

10 мин

3 Физкультминутка.

- Хорошо, но вы, наверное, устали? Потому все дружно встали и давайте вспомним стишок про снег.

Снег, снег, белый снег.        

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.        

Сегодня из снежного мокрого кома        

Мы снежную бабу слепили        

у дома.  

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не пройдет, никто            

не пройдет,  

Знакома она уже всей детворе.

А Жучка все лает: «Чужой во дворе».

Логопед проговаривает стих и показывает движения.

Дети за логопедом повторяют стих и движения.

Дети машут руками перед собой,

«встают» на лыжи,

«бегут».

Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком,

рисуют руками в воздухе три круга,

Грозят указательными

пальчиками,

Идут по кругу.

2 мин

4 Основная часть (продолжение).

1. Правило.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь давайте вспомним правило, которое вы учили в прошлый раз и дома. Кто мне первый его расскажет?

Далее – логопед спрашивает всех детей.

2. Закрепление правописания жи, ши.

Логопед показывает детям карточку со словом, в котором пропущена буква И.

- Правило мы с вами повторили, все его знаем. А теперь посмотрите на карточку. Это слово ЛЫЖИ. Но одна буква здесь не дописана. Какой звук в этом слове последний?

- Правильно. Мы слышим Ы. Но пишем ЖИ-ШИ всегда с И. Поэтому здесь я напишу букву И. Запомнили?

- Хорошо, давайте попробуем вместе. Посмотрите на карточку. Здесь написано слово ЖИРАФ. Но буква после Ж пропущена. Какой звук мы слышим после Ж в слове жираф?

- Хорошо. Но мы с вами знаем правило, что жи-ши пишется с И. Значит, какую букву мы напишем после Ж? Ы или И?

- Правильно. Запомните, в слогах ШИ-ЖИ мы слышим Ы, но пишем И.

- Какой звук мы слышим в слогах ЖИ-ШИ?

- А какую букву пишем?

3. Развитие внимания.

Логопед раздает детям карточки с рядом слогов жи, ши, жа, жу, ша, жа и др.

- А сейчас посмотрите на карточки. Здесь написаны слоги с буквами Ж и Ш. Внимательно слушайте, что вам нужно сделать. Подчеркните только те слоги, где есть буква  Ж.  Кто сделает, поднимет ручку, я подойду – проверю.

Логопед проверяет выполненное детьми задание.

4. Выкладывание из счетных палочек.

- А теперь возьмите счетные палочки и выложите 2 первых слога. Вот эти.

Логопед показывает.

- Все поняли задание?

5. Работа в тетрадях.

- Хорошо. А теперь запишите все слоги, которые у вас на листике себе в тетрадь.

Дети садятся.

Ребенок поднимает руку и рассказывает.

- Жи, ши пиши через И.

Все дети рассказывают правило.

Дети смотрят на карточку.

- [ы].

- Да.

Дети смотрят на карточку.

- [ы].

- И.

-[ы].

-И.

Дети внимательно слушают, затем подчеркивают слоги с буквой Ж, после чего поднимают руку.

Дети берут счетные палочки и выкладывают слоги.

- Да.

Дети записывают слоги в тетрадь.

13 мин

5. подведение итогов занятия.

- Хорошо, молодцы.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено.

- [Ж], [ш].

- Рисовать в воздухе.

- Хорошо.

2 мин

30 мин



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад» Островок» п.г.т.Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

Конспект логопедического фронтального занятия по лексической теме для ребенка 6 лет с ОНР

                                                                                                  Составитель: учитель-логопед Леонова.Н.Д.

п.г.т.  Смирных

2017 год

                                   Логопедическое фронтальное занятие по лексической теме для ребенка 6 лет с ОНР

Вид

Тема

Цель, задачи

Оборудование

Ход занятия

Время

ОНР, стертая форма псевдобульбарной дизартрии.

Посуда.

Цель: закрепление знаний детей о посуде, ее составных частях и основных видах.

Задачи:

образовательные:

1) обогащать словарный запас детей по теме «Посуда».

Коррекционные:

1) развивать фонематический слух;

2) упражнять в работе над слоговой структурой слова;

3) совершенствовать умения звукового анализа слов;

4) упражнять в словоизменении;

5) упражнять в словообразовании;

  1. развивать умение

употреблять предлоги в предложении;

  1. развивать фразовую речь.

Воспитательные:

1) воспитывать

внимание, мышление;

2) воспитывать общую и мелкую моторику.

Предметные и индивидуальные сюжетные картинки по теме «Посуда», картинка с «наложенными» изображениями посуды, карточки для звукобуквенного анализа.

  1. Организационный момент.

Логопед просит детей встать в кружок.

Логопед: Ребята, за парту сядет тот, кто верно ответит, как назвать несколько предметов (множественное число). Одна – чашка. А если  их много, то это …

При необходимости приводится пример.

Дети отвечают и садятся за парты.

Словарный материал: блюдце, тарелка,

бокал, стакан, чайник, кружка,

селедочница, сковородка, кастрюля,

ложка, вилка, банка, поварешка,

сахарница.

3 мин

       2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Всё, что я называла – это что?

Дети: Посуда.

1 мин

     3. Беседа о посуде.

Логопед: Правильно. Какие предметы посуды вы знаете?

Дети отвечают.

Логопед: А теперь назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды. А в какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда? Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Кто знает, как называется эта посуда? А как называется посуда, из которой мы едим? Назовите мне столовую посуду, какую вы знаете. А в какую посуду кладут хлеб (салат, горчицу, конфеты, селедку)? Что кладут в масленку (солонку)? Что наливают в супницу (соусницу, кофейник, чайник)?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

5 мин

     4. Определение частей посуды.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку, которая висит на доске.

Логопед: Посмотрите на картинку. Это что нарисовано? Из каких частей состоит чайник? Назовите и покажите их на картинке.

Дети отвечают, показывают части чайника.

Далее – аналогичное задание (кастрюля, стакан).

Логопед: Хорошо. А чем отличается кастрюля от сковороды? А что мы делаем с помощью кастрюли? А с помощью сковороды?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

4 мин

     5. Задание на развитие зрительного внимания.

Логопед: Молодцы. Посмотрите теперь на другую картинку.

Логопед показывает картинку с «наложенными» друг на друга изображениями посуды.

Логопед: Здесь спряталась разная посуда. Что вы здесь видите?

Дети верно отвечают.

2 мин

     6. Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.

Логопед: Правильно. А теперь я раздам вам картинки, внимательно их рассмотрите.

Логопед раздает детям индивидуальные картинки.

Логопед: Каждый ответит мне на вопрос, который я задам,  полным предложением. Хорошо? Что девочка убирает в шкаф? Что стоит в шкафу? Из чего девочка пьет чай? Что стоит на столе? Откуда идет пар? Что стоит на столе? В чем (где) у мальчика налит суп? Чем мальчик ест суп? Что держит в руках девочка? Что держит в руке мальчик? Чем мальчик ест кашу? В чем (где) у детей каша? Из чего девочка пьет чай?

Каждый ребенок составляет предложение.

7 мин

     7. Физкультминутка.

Логопед: Молодцы, но вы, наверное устали? Встали все в кружок и повторяем за мной слова и движения.

Вот большой стеклянный чайник, 

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,        

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос —      

Он посуду нам принес.

Дети выполняют задание.

2 мин

      8. Развитие фонематического слуха.

Логопед: А теперь внимательно послушайте. Я буду говорить слова- предметы посуды, и если вы услышите в слове звук [к], хлопните в ладоши.

Дети хлопают в ладоши, если логопед произносит слово-предмет посуды со звуком [к].

3 мин

     9.         Работа над слоговой структурой слова.

Логопед: Отхлопайте слово по слогам (чашка, тарелка, блюдце).

Дети отхлопывают слова по слогам.

3 мин

10. Звуковой анализ слов.

Логопед: А теперь найдите в словах гласный звук и выложите схему слов  из карточек.

Дети выкладывают схему слов.

3 мин

  1. Домашнее задание.

Логопед: Хорошо. Дома обведите на картинке только предметы посуды.

Логопед вклеивает задание в тетрадь ребенка.

1 мин

  1. Итог занятия.

Логопед: А теперь скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего запомнилось?

Дети отвечают.

Логопед: Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено.

1 мин

Всего: 35 мин



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад» Островок» п.г.т.Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

План конспект «Дикие животные   

                                   

                                                      Составитель: учитель-логопед Леонова.Н.Д.

                                             

                                                            п.г.т.  Смирных

                                                                2018 год

                                            Тема: «Дикие животные-1»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (памяти, внимание, мышление).

Оборудование. Картинки с изображением диких животных, детёнышей, лечебницы доктора Айболита, мебели

Ход занятия.

1. Оргмомент. Разгадывание загадок о диких животных.

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки с изображением диких животных, отметить их внешний вид и признаки. Уточнить названия частей тела. Рассказать, кто где живет (берлога, дупло, нора, логово). Вспомнить, кто чем питается. Закрепить в словаре обобщающее понятие «дикие животные»

3. ДИ "Угадайте кто?"

Бурый, косолапый, неуклюжий…..

Серый, зубастый, страшный…….

Хитрая, рыжая, пушистая…….

Маленький, длинноухий, пугливый…        

4. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке», Физминутка «Зайка»

5. Упражнение «Кто с кем?» - посмотрите на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита? (лиса с лисёнком, зайчиха с зайчонком…)

6. Упражнение «Назови ласково» - назвать детёнышей ласково, как называл их доктор Айболит.

Лисенка доктор называл…, а лисят –….

Лосенка доктор называл…, а лосят - …

Медвежонка доктор называл …, а медвежат  -

Ежонка доктор называл …, а ежат - …

7. Упражнение «Прятки» - закончить высказывания (с опорой на картинки). Маленький бельчонок очень боялся лечиться у доктора Айболита. Он прятался от мамы-белки. Давайте поможем найти сынка.

Сначала он спрятался (куда?)… под стул, но мама достала его (откуда?)… из-под стула. Потом бельчонок спрятался (куда?)…за шкаф, но мама вытащила его (откуда?)… из-за шкафа. Тогда бельчонок прыгнул (куда?)… в коробку. И на этот раз белка достала его (откуда?)… из коробки.

8. Упражнение «Подскажи словечко».

Ежу вылечили лапку. Чью лапку вылечил доктор? …(ежиную)

Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? …

Лосю доктор вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? …

Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор?...

Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор?...

Белке вылечил ухо. Чьё ухо вылечил доктор?...

9. Итог занятия, «оценка» деятельности детей.

План-конспект. Тема: «Дикие животные - 2»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие мелкой моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов.

Оборудование. Картинки с изображением диких животных, картинка – нелепица, небольшой мячик, разрезные картинки

Ход занятия.

1. Оргмомент. Отстукивание ритмического рисунка слов

2. Упражнение «Скажи наоборот» с мячиком - закончить высказывание.

Лось большой, а заяц…

Белка слабая, а волк …

У волка хвост длинный, а у медведя…

Лиса хищное животное, а заяц….

3. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» - закончить высказывания (подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий). Например:

Медведь (какой?) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный…

Медведь (что делает?) – переваливается, ищет, ревет, спит…

4. Упражнение с шариком Су-джок – «Маленький ёжик»

5. Упражнение «Было – стало» - по картинкам.

Было … две белки – стало …пять белок.

Было …две лисы – стало …пять лис.

Было …два ежа – стало …пять ежей.

Было …5 медвежат – стало... 2 медвежонка.

Было… пять лосят – стало… два лосёнка.

Было… пять зайчат – стало.. два зайчонка.

6. Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя слова-действия: «выбежала», «побежала», «убежала».

                Лиса.

Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лёд. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом?

7. Упражнение «Нелепицы» - посмотрите на картинку. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

8. ДИ «Разрезные картинки»

9. Итог занятия, «оценка» деятельности детей.


План-конспект. Тема: «Домашние животные - 1»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (памяти, внимание, мышление).

Оборудование. Картинки с изображением домашних животных, детёнышей, индивидуальные карточки разрезные картинки

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки с изображением домашних животных,  их детенышей. Рассказать (уточнить), чем кормят их, какую пользу приносят человеку, как человек за ним ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

3. Упражнение «Что у кого?» - обратить внимание на отличительные особенности животных. – Покажите по картинкам и назовите части тела домашних животных.

У коровы – рога, …

У свиньи – пятачок, …

У лошади – грива, …

У собаки – лапы, …

4. Физминутка.

5. Упражнение назови ласково» - назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного. Например: Кот – котик, кошка – кошечка, котенок – котеночек…

6. Упражнение «В гости к поросенку» - Индивидуальные карточки.

У маленького поросенка праздник. Решили домашние животные поздравить его с днем рожлдения. Посмотрите на картинку. Назовите животных, которые пришли к поросенку на праздник. Как называются их домики? Соедините каждое животное с его домиком цветной линией-дорожкой. Как вы думаете, что подарил каждый из гостей? Соедините линиями гостей и их подарками.

7. Упражнение «Портрет на память».

Решили животные нарисовать портрет поросенка на память. Обведите  поросенка по пунктирным линиям, раскрасьте его.

8. ДИ «Разрезные картинки»

9. Итог занятия, «оценка» деятельности детей.


План-конспект. Тема: «Домашние животные - 2»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие общей моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (внимание, мышление).

Оборудование. Картинки с изображением домашних животных, индивидуальные карточки план-схема рассказа

Ход занятия.

1. Оргмомент. Отгадывание загадок о домашних животных.

2. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» - закончить высказывания. Подберите и назовите как можно больше слов-действий. Например: Собака (что делает?) – лает, нюхает, рычит, грызет, охраняет…

3. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?  - Индивидуальные карточки. Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? Помоги художнику: дорисуй недостающие части тела.

4. Упражнение «Скажи одним словом» - закончить высказывания. Например: У козы нет рогов. Она безрогая. Я дорисовал рога, и теперь она рогатая.

5. Физкультминутка.

6. Упражнение «Расскажи-ка» - составить рассказы о домашних животных по предложенному плану: название – как называется его домик? – чем его кормят? – какую пользу приносит? – как за ним ухаживают?

7. Развитие зрительно-моторной координации. Индивидуальные карточки -  лабиринт: «Помоги детёнышу найти свою маму»

8. ДИ «Четвертый лишний»

9. Итог занятия, «оценка» деятельности детей



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад» Островок» п.г.т.Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

   План конспект «Огород-овощи»   

                                   

                                                     Составитель: учитель-логопед Леонова.Н.Д.

                                                 п.г.т.  Смирных

                                                       2019 год

                         

                          План-конспект. Тема: «Огород - Овощи - 1»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие общей моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (мышление).

Оборудование. Картинки с изображением овощей, мячик, изображения геометрических фигур, индивидуальные карточки по развитию зрительно-моторной координации.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Назвать полностью свои фамилию, имя и отчество.

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки с изображением овощей, уточнить в словаре детей названия овощей, отметить внешние признаки: форма, цвет, размер. Рассказать, что можно приготовить из овощей. Закрепить - обобщающее понятие «овощи».

3. ДИ «Один - много». Игра с мячом:

Огурец – огурцы                                

Помидор – помидоры

Кабачок – кабачки

Баклажаны – баклажан

Луковицы – луковица

Репы – репа…

4. Развитие зрительно-моторной координации. Соединить линиями овощи с соответствующими фигурами. Назвать форму каждого овоща по образцу: «Огурец овальный»

5. ДИ "Назови ласково"

Огурец - огурчик

Помидор - помидорка

Капуста - капустка

     Лук - лучок

     Свекла - свеколка

     Картошка – картошинка

6. Физминутка.

7. ДИ «Жадина». И: «Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: «Чей это огурец?», «Чья капуста?»… »

8. Развитие зрительно-моторной координации – обвести по точкам и заштриховать.

9. Загадки об овощах.

10. Итог занятия, «оценка» деятельности детей.


План-конспект. Тема: «Огород - Овощи - 2»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие мелкой моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (мышление, внимание, память, воображение).

Оборудовании. Картинки с изображением овощей на огороде, индивидуальные карточки с заданием , наглядный план описания

Ход занятия.

1. Оргмомент. ДИ «Четвёртый лишний»

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки. Рассказать (уточнить), где растут овощи и как их убирают с грядки. Закрепить в словаре детей значения слов «срезать», «выкапывать», «срывать», «выдёргивать»

3. Изменить слова по образцу: «поливает – поливают».

Растет – растут

Зреет – зреют

Зеленеет – зеленеют

Спеет – спеют

Краснеет – краснеют

Сажает – сажают

Копает – копают

Окучивает – окучивают

Рыхлит – рыхлят

Убирает - убирают…

4. Упражнение «Что купила белочка в магазине» - рассмотреть рисунки, сравнить их и назвать, что увезла белочка из магазина.

5. Развитие мелкой моторики «Солим капусту»

6. Упражнение «Из чего – какой?». Индивидуальные карточки. И: «Обведи пунктирные линии и назови, из каких овощей и что приготовила мама. Какой (какая, какое) это сок (салат, пюре, запеканка)?»

Из картофеля мама приготовила картофельный суп. Из моркови мама приготовила морковный сок. Из помидора, огурца и лука мама приготовила овощной салат.

7. Упражнение «Расскажи-ка» - составить рассказ об овощах по предложенному наглядному плану: что это – цвет – форма – что можно приготовить – вкус.

8. Инсценировка сказки «Репка»

9. Подведение итога, «оценка» деятельности детей.

План-конспект. Тема: «Сад - Фрукты- 1»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие общей моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (внимание, мышление).

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, индивидуальные карточки по развитию графо-моторных навыков.

Ход занятия.

1. Оргмомент. ДИ «Скажи наоборот» - антонимы.

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки с изображением фруктов, уточнить в словаре детей названия фруктов, отметить внешние признаки: форма, цвет, размер. Рассказать, что можно приготовить из фруктов. Закрепить - обобщающее понятие «фрукты».

3. ДИ «Жадина»

4. ДИ «Где спрятался» - назвать место нахождения загаданного фрукты,  применив слова «справа, слева, сверху, снизу, между/посередине».

5. Закончить высказывания, вставляя пропущенные слова (опора на картинки).

Мама купила фрукты, вымыла и положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели …(яблоки). На тарелки не осталось ни одного …(яблока). Мы съели все ….(яблоки). Мы ели … (груши). На тарелки не осталось ни одной…(груши). Мы съели все … (груши). Мы ели … (сливы). На тарелки не осталось ни одного …(яблока). Мы съели все …. (сливы). Мы ели … (вишни). На тарелки не осталось ни одной …(вишни). Мы съели все … (вишни). На тарелки нет больше … (яблок, груш, слив, вишен).

6. Физминутка.

7. ДИ «Какой (какая, какое)?»

Апельсин (какой?) ... (оранжевый, сочный, сладкий, круглый…)

Яблоко (какое?) … (круглое, спелое, вкусное, красное…)

Груша (какая?) … (вытянутая, сладкая, желтая, сочная …)

Мандарин…., абрикос…, лимон….

8. Развитие графо-моторных навыков (дорисовать по точкам каждой груше веточку, каждой сливе веточку с листочком, яблоки раскрасить)

9. Итог занятия, «оценка» деятельности детей


План-конспект. Тема: «Сад - Фрукты- 2»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие мелкой моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (памяти, внимание, мышление).

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, индивидуальные карточки

Ход занятия.

1. Оргмомент. Назвать ласково мужское и женское имя (Например: Ира – Ирочка, Костя – Костенька…)

2. «Разрезные картинки»

3. Упражнение «Поваренок» - рассказать, что нужно сделать, чтобы приготовить компот? (фрукты моют, чистят, режут на дольки, варят.) Сок? Пирог?

4. Упражнение «Из чего – какой?» Индивидуальные карточки. И: «Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой (какая, какое) это сок (варенье, пирог, компот)?»

Из яблока мама испекла яблочный пирог. Из слив мама сварила сливовое варенье. Из банана, лимона и апельсина мама приготовила фруктовый сок.

5. Составить высказывания по картинкам.

На …(ветке) выросло … (яблоко), а на … (дереве) выросли много … (яблок). Я съел маленькое … (яблочко). На …(ветке) вырос … (апельсин), а на … (дереве) выросли много … (апельсинов). Я съел маленький … (апельсинчик). На …(ветке) выросло … (слива), а на … (дереве) выросли много … (слив). Я съел маленькую … (сливку).

6. Развитие мелкой моторики.

7. Упражнение «Расскажи-ка» - составить рассказ о фрукте по предложенному наглядному плану: что это – цвет – форма – что можно приготовить – вкус.

8. Развитие зрительно-моторной координации («Помоги ёжику, белочке, обезьянке добраться до фруктов» - лабиринты)

9. Подведение итога, «оценка» деятельности детей.


План-конспект. Тема: «Лес – Ягоды»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие мелкой моторики; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (памяти, внимание, мышление).

Оборудование. Картинки с изображением ягод, индивидуальные карточки , разрезные картинки

Ход занятия.

1. Оргмомент. «Волшебная дорожка» - Пройти ногами по линии на полу, пальчиками по верёвочке на столе.

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки. Познакомить (уточнить) с названия ми ягод. Рассказать, где растут и что готовят из ягод. Закрепить в словаре обобщающее понятие «ягоды».

3. Упражнение «Ягодка лесная, ягодка садовая» - индивидуальные карточки – соединить линиями лесные ягоды с картинкой «лес», а садовые ягоды с картинкой «сад».

4. Физминутка

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» - закончить высказывание: подбери и назови как можно больше слов-действий.

Ягоды на веточках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают.  Люди в лесу ягоды - ….    В корзину ягоды - ….   В стакан сок - ….

6. ДИ «Скажи наоборот» - закончить высказывания:

Клубника крупная, а земляника …  Крыжовник твердый, а голубика…  

Малина сладкая, а смородина…

7. Составить высказывания:

Таня в саду собрала много … (клубники, черной смородины, крыжовника).

Ваня в лесу собрал много … (голубики, красной смородины, земляники).

8. ДИ «Помоги Незнайке» - дополните высказывания Незнайки маленькими словами.

Ягоды рябины растут … дереве.

Ягоды клубники сорвали … веточки.

Кустики черники искали … траве.

Ягоды крыжовника падают … куста.

Ягоды ежевики выложили … корзины.

Ягоды смородины выглядывали … листиков.

9. Упражнение «Что склевал воробей?» - индивидуальные карточки: рассмотрите рисунки. Сравните их и определите, что склевал воробей.

10. ДИ «Разрезные картинки»

11. Итог занятия.


План-конспект. Тема: «Лес – грибы»

Цели. Обогащение словаря по теме; Формирование грамматического строя речи; Развитие связной речи; Развитие общей моторики; Развитие графо-моторных навыков; Развитие познавательной сферы; Развитие психических процессов (памяти, внимание, мышление).

Оборудование. Картинки с изображением грибов, индивидуальные карточки

Ход занятия.

1. Оргмомент. Психогимнастика.

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки. Рассказать (уточнить), где растут грибы (в лесу, в чаще, на пеньках, в траве), что готовят из грибов (салат, икру, запеканку, суп). Обратить внимание на то, что гриб, растущий по осиной называется подосиновик, под березой – подберёзовик и т.д.

3. Упражнение «Жадина».

Познакомить детей с многозначными словами, объяснить разницу в значениях этих слов (шляпка, ножка, лисички).

4. Физминутка.

5. Упражнение «Скажи наоборот». Закончить высказывания (с опорой на картинки).

Старый подберёзовик большой, а молодой подосиновик ….маленький.

У боровика толстая ножка, а у подосиновика - ….тонкая.

Сыроежка – съедобный гриб, а мухомор - … ядовитый…

6. Упражнение «Сосчитай и назови». Индивидуальные карточки. Посчитай и назови, сколько грибов и каких нашел каждый грибник в лесу? Расскажи, кто нашел съедобные грибы, а кто несъедобные. 

7. Упражнение «Ёж – грибник». Индивидуальные карточки. Рассмотри картинку. Науди и обведи в кружок все грибы. Расскажи, где ёжик сушил грибы. Дорисуй ёжику ещё 2 гриба.

Ёжик сушил грибы под столом. Ежик сушил грибы над печкой. Ёжик сушил грибы возле кровати…

8. ДИ «Четвёртый лишний».

9. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф».

Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [ф] и [ф`], знакомство с буквой Ф.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ф] и [ф`];
  2. закрепить навык различения звуков [ф] и [ф`];
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать навыки фонематического анализа;
  5. упражнять в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных);
  6. упражнять в употреблении предлогов в, на.;
  7. развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
  8. развивать общую моторику.

Обучающие:

  1. познакомить с буквой Ф;
  2. закрепить знания о звуках [ф] и [ф`].

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – карточка с буквой Ф; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); карточки со словами для игры «Измени слово»; картинки с изображением Буратино с золотым ключиком, филина; фотоаппарат; флажок.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Показ буквы.

3. Артикуляция звуков.

4. Характеристика звуков.

5. Речевая зарядка.

6. Дидактическая игра «Светофор».

7. Дидактическая игра «Измени слово».

8. Загадки.

9. Физкультминутка.

10. Дидактическая игра «Путаница».

11. Работа в тетрадях.

12. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1 Организационный момент.

Логопед просит детей взять

 пеналы и сесть на свои места.

- Ребята, сначала внимательно послушайте маленькое стихотворение.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

- Какой звук чаще других слышится в стихотворении?

- Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Дети берут пеналы и  садятся за парты.

Дети внимательно слушают стихотворение.

- [ф].

- [ф], [ф`].

2 мин

2 Основная часть.

1. Показ буквы.

- Молодцы. А теперь посмотрите,

 пожалуйста, на карточку.

Логопед показывает карточку с буквой Ф.

- Какая буква здесь написана?

- А давайте подумаем, на что похожа буква Ф?

- Молодцы.

Всем известно без подсказки,

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Логопед показывает детям картинку с

 Изображением Буратино с золотым ключиком,

 напоминающим букву Ф.

2. Артикуляция звуков.

- А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звуки [ф] и [ф`]. Сначала скажем все вместе [ф-ф-ф]. Говорим правильно.  Нижняя губка у нас прижата к верхним зубам. Верхние зубки видны. Воздух у нас проходит через щель между верхними зубами и нижней губой. А теперь попробуйте правильно сказать. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Далее - то же со звуком [ф`].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

3. Характеристика звуков.

- А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ф] и [ф`]. Назовите мне первый звук в слове флажок.

- Правильно, а звук [ф] – он какой?

- Почему он согласный?

- А почему глухой?

- Молодцы. А назовите мне первый звук в слове филин.

- Хорошо. Чем похожи звуки [ф] и [ф`]?

- Да, а чем они отличаются?

4. Речевая зарядка.

- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

- Фа-фу-фи-фе.

- Сфа-сфо-сфу-сфы.

- Иф-лиф-лифт.

- Аф-уф-иф-еф.

- Пфа-пфо-пфу-пфи.

- Аф-фа-фла-флаг.

- У Фани фуфайка, у Феди туфли.

5. Дидактическая игра «Светофор».

- Хорошо. А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки.

- Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?

- Правильно. А зеленым?

- Хорошо. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку  или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук [ф], а зеленую – если [ф`]. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание?

- Хорошо.

Словарный материал:

Федя, фабрика, книга, шофер, фикус, светофор, ферма, дверь, фокус, дым, филин, факел, телефон, фен, ведро, фартук, футбол, финиш.

6. Дидактическая игра «Измени слово».

- Молодцы. Ребята, а теперь я буду вам показывать карточки со словами, а вы должны будете заменить в этом слове первый звук на звук [ф]. Всем понятно задание?

- Тогда посмотрите на карточку. Какое слово здесь написано?

- Хорошо. А если мы заменим первый звук на звук [ф], то какое слово получим?

Словарный материал:

плот, бантик, норма, марш, вены, вата.

7. Загадки.

- Правильно. А теперь я загадаю вам загадки, а вы отгадайте. Давайте попробуем?

- Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок –

Красный маленький …

- Правильно, угадали.

Логопед показывает детям флажок.

- Какой первый звук в этом слове?

- Молодцы, а если у нас не один флажок, а их несколько, то это уже..

- Правильно. Следующая загадка.

- Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

- Да.

Логопед показывает детям картинку с изображением филина.

- А в слове филин какой первый звук?

- А если несколько филинов, то как мы скажем?

- Правильно. И последняя загадка.

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

Логопед показывает детям фотоаппарат.

- Молодцы. А какой первый звук в этом слове?

- А если у нас не один фотоаппарат, а их несколько, то это…

Дети рассматривают букву.

- Ф.

- На ключ.

Дети внимательно рассматривают картинку.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети произносят [ф-ф-ф] сначала вместе, а затем по очереди.

Дети произносят [ф`-ф`-ф`] сначала вместе, а затем по очереди.

-[ф] .

- Согласный, твердый, глухой.

- Потому что не поётся, воздух при произношении встречает преграду.

- Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

- [ф`].

- Они согласные, глухие.

- [ф] – твердый, а [ф`]- мягкий.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют цепочки слогов и предложение.

Дети берут карточки в руки.

- Твердый.

- Мягкий.

- Да.

Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков [ф] и [ф`] карточки не поднимают.

- Да.

Дети смотрят на карточку.

- Пара.

- Фара.

Дети выполняют задание.

- Давайте.

Дети внимательно слушают загадку.

- Флажок.

- [ф].

- Флажки.

- Филин.

- [ф`].

- Филины.

- Фотоаппарат.

- [ф].

- Фотоаппараты.

12 мин

3 Физкультминутка.

- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Хлопаем в ладошки —

Пусть попляшут ножки. Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся,

А когда скажу «Вставай»,

Им рукой не помогай.

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения.

Дети хлопают в ладоши;

«пляшут»;

ставят две ножки рядом, затем - на расстоянии;

«скрещивают» ноги, садятся;

встают;

прыгают в одну сторону, в другую;

грозят пальчиком.

2 мин

4 Основная часть (продолжение).

1. Дидактическая игра «Путаница».

- Молодцы, ребята, присаживайтесь.

- А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Путаница». Я буду вам называть слова, а вы должны составить предложение. Понятно задание?

- Тогда слушаем: дельфин, море, плавать, в.

Словарный материал:

Фикус, окно, стоять, на. Кофейник кофе варить в. Фрося купить ароматный вафли. Футбол ребята играть в. Фабрика, на, мама, работать. Мама конфеты любить. Фея, сказка, жить, в. Федя фильм сниматься. Лес, филин, спать, в.

2. Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

- Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите букву Ф, слоги и слова с ней по образцу (Ф, ф, Фа, Фи, Фен, Граф). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку.

Логопед при необходимости оказывает помощь.

- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

- А теперь все присаживайтесь.

Дети садятся.

- Да.

- Дельфин плавает в море.

Дети составляют предложения.

Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

Дети садятся.

12 мин

5. подведение итогов занятия.

- Хорошо.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой сегодня. Занятие окончено.

- [ф], [ф`].

- Загадки.

- Хорошо.

2 мин

30 мин