Самообразование

Самообразование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад» Островок пгт. Смирных

Муниципального образования городской округ «Смирныховский»

Сахалинской области

Самоанализ по теме:

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

                                                       Учитель-логопед: Леонова.Н.Д.

                     пгт.Смирных

                                                                      2018

Общие понятия по теме:

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

Актуальность темы: 

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания.. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.

• Детям, артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка

• Дети, смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» является актуальной, так как благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.


Цель:

Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо)

4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.

5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

6. Пополнить развивающую среду кабинета.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься

2.Воспитывать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно, умение работать с зеркалом

3.Научить выражать свои чувства и эмоции

4.Воспитывать слуховое внимание, усидчивость детей.

5.Научить детей говорить четко, внятно, понятно.

Обучающие:

1.Укрепить мышцы артикуляционного аппарата

2.Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции

3.Научить ребенка удерживать определённую артикуляционную позу.

Развивающее:

1.Развмвать интонационную выразительность голоса

2.Развивать речевое дыхание, умение детей измять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

План работы на 2017-2018 учебный год

                  Мероприятия

        Сроки

1

Изучение научно-методической, учебной литературы.

  • Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.
  • Н.В.Нищева «Веселая мимическая гимнастика»
  • Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
  • Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках.
  • Косинова Е. Гимнастика для развития речи.
  • Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.

              Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка.и др.

  Обследование органов артикуляции у детей старшей и подготовительной логопедических групп

В течении учебного года

                сентябрь

2

Проведение семинара – практикума для воспитателей: 

«Артикуляционная гимнастика».

«День открытых дверей»- для родителей. Показ занятий учителем-логопедом с детьми логопедической группы «АБВГДейка».

 октябрь

3

Изготовление буклета для педагогов «Комплексы артикуляционной гимнастики»

 ноябрь-декабрь

4

Систематизировать опыт работы по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи

В течении

учебного года

5

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме:

- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

- стихи, считалки, сказки  для проведения арт. гимнастики

В течении

учебного года

6

Составление слайдовых презентаций по артикуляционной гимнастики и использование их в своей дальнейшей работы

июнь

Итоги работы по самообразованию.

Мною было проведено обследование артикуляционного аппарата детей логопедической группы «АБВГДейка», выяснилось, что у большинства детей очень слабая артикуляционная моторика, саливация, что является одной из причины нарушения речи.  Детям предлагалась артикуляционная гимнастика в картинках, в сказках «Веселый язычок», что детей это очень заинтересовало, которая выполнялась ежедневно на индивидуальных занятиях.

Присутствовали на занятиях по артикуляционной гимнастики в индивидуальной форме родители и были даны рекомендации, как правильно выполнять в игровой форме в домашних условиях гимнастику для языка. Были предоставлены буклеты родителям по артикуляционной гимнастики.

Так же работали над речевым дыханием, учились делать вдох носом, выдох ртом, при этом использовались такие игры как: «Вьюга», «Бабочка», «Футбол», «Фокус», «Палочки». У детей логопедических групп улучшилась мимика, подвижность и свобода произвольных движений, укрепились мышцы языка, губ и щёк, дикция стала более чёткой, чисто стали произносить звуки. Все запланированные мероприятия были выполнены.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад»

Островок» пгт.Смирных муниципального образования городской округ

«Смирныховский» Сахалинской области.

       

         Отчет по самообразованию «Развитие связной речи у детей с ОНР и ФФНР».

                                                             Составитель: учитель-логопед Леонова.Н.Д.

п.г.т. Сминых

2019

    Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

   Для детей с ОНР и ФФНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски. 

   По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. В ходе обследования связной речи детей, было выявлено, что дети не могут составить рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, пересказать короткие тексты, в речи присутствуют аграмматизмы. Поэтому мною и была выбрана тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР и ФФНР». 

   Таким образом, в работе с детьми с ОНР и ФФНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.

    Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через дидактическую игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

   Актуальность: массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяются недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

    Задачи:

- Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

- Формировать грамматический, лексический строй речи;

- Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

- Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

- Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

- Пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр;

- Развивать мелкую моторику рук.

     Ожидаемые результаты: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

     Прежде, чем приступить к работе, изучила работы ведущих деятелей в коррекционной педагогике: Глухова В.П., Бородича А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др. Изучение методической литературы и опыта известных педагогов позволили разработать систему НОД, классифицировать их по видам, формам, уровню сложности. В основе работы обучения детей пересказу лежит методика обучения детей пересказу с опорой на графические схемы Воробьевой В.К.

    Период работы над темой: 2018-2019 год. Этапы работы над темой 2018-2019:

Подготовительный: подбор методик, наглядного материала по составлению рассказов по сюжетным и серии сюжетных картин. Практический: коррекционная работа с детьми ОНР и ФФНР. Итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, выводы, полученных в ходе коррекционной работы.

    Коррекционная работа с детьми ОНР и ФФНР в логопедической группе по развитию связной речи проводилась согласно перспективному тематическому планированию, 2-3 раза в неделю по подгруппам и индивидуально. В ходе коррекционной работы  были разработаны схемы для составление описательных и сравнительных рассказов таких как игрушки, посуда, животные, мебель и.т.д. Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают детям овладения этим видом связной речи. Кроме того наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными полными, последовательными.

    Занятие по составлению описательных рассказов являлись частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР и ФФНР. При этом ставились следующие задачи :

- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;

- формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;

- овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;

- практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.

Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды работы:

- подготовительные упражнения к описанию предметов;

- формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

- описание предметов по основным признакам;

- обучение развёрнутому описанию предмета

- закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;

- подготовку к обучению сравнительному описанию предметов;

- обучение сравнительному описанию предметов.

Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:

- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);

- формирование у детей практических навыков словоизменения;

- упражнения в правильном построении фраз;

- формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;

- активизация и обогащение словарного запаса.

На занятиях по описанию предметов детям предъявлялся ряд предметов, относящихся к одной группе. Перед составлением описания дети называли все предметы. При этом особое внимание уделялось различию их по внешнему виду. Это помогало детям осуществлять выделение основных признаков объекта описания и способствовало закреплению соответствующих сообщений и противопоставлений. Объект описания выбирался либо логопедом, либо самим ребенком (в зависимости от конкретных задач данного занятия и степени подготовленности детей).

В ходе обучения использовался ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей с ОНР и ФФНР, по мои наблюдениям, является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Приём описания предмета по выполненному рисунку, или картинки, муляжи предметов, является эффективным для усвоения детьми с ОНР и ФФНР навыков самостоятельного описания.

  После выполнения рисунка какого-либо предмета или игрушки ребёнку предлагалось дать его описание по определённому плану. Рисунки выполнялись цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они выставлялись на магнитной доске и дети поочерёдно рассказывали об изображенных предметах. Педагог давал краткий анализ высказываний детей (полнота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств).

   Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи, на мой взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям.

  Значительное место в работе над формированием связной речи, проводила упражнениям по составлению серии сюжетных картин (рассказы, сказки). Включала в занятия доступные задания творческого характера (составление рассказа по аналогии с пересказываемым текстом, продолжение к действию, изображенному на серии сюжетных картинок и др.).

Этапы работы по составлению рассказов по картине.
  Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
Виды подготовительной работы: рассматривание, беседа по картине, чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
 При проведении занятий ставились 
следующие задачи :

- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строилась с учётом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедической группы. Большое внимание уделяли овладению детьми навыками планирования связных развёрнутых высказываний. Обучение на основе каждого текстового или картинного материала проводилось как минимум на двух, трех учебных занятиях.

  Таким образом, в настоящее время существует множество методик, предлагающих разные способы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста. Все методики построены на принципе постепенного усложнения заданий и постепенного увеличения самостоятельности при составлении предложения, что в конечном итоге повышает уровень развития связной монологической и диалогической речи.

Заключение

Умение общаться с взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка. Целью самообразования было обследование связной речи детей 5-6 лет с ОНР и ФФНР. Результаты показали, что речь детей с ОНР и ФФНР отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи. Методы и методики исследования исходили из психических особенностей детей.

 Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи.  

 Полученные данные о недостаточной сформированной связной речи у детей старшего дошкольного возраста получили подтверждение. Целенаправленное обучение детей с ОНР и ФФНР рассказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии.

Могу отметить, что применяемые методики эффективно повлияли на связную речь детей, не которые дети научились составлять рассказы описательные по сюжетной и серии сюжетных картин. В течении года была создана папка по составлению рассказов, в которой находится наглядный материал ( картинки: рассказы, сказки, мнемотаблицы, игры).

У детей улучшилась связная речь, грамматический строй речи, пополнился словарный запас. В новом учебном году планирую включить творческие рассказы и проводить их на подгрупповых занятиях, с целью повышения уровня речевого развития.