ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Денис Владимирович Оксузьян

ПУБЛИКАЦИИ РАЗНЫХ ЛЕТ

 

РУССКОЕ  ВОИНСТВО  ПЕРИОДА  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ  1812  ГОДА И  ИСТОРИЧЕСКИЙ  ОБЗОР  ЕГО  ПРАВОСЛАВНЫХ  ТРАДИЦИЙ.

 

Источник публикации статьи: Музей в научно-образовательном процессе: сборник статей / отв. ред. М.И. Бурлыкина. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского Государственного Университета, 2015. – С. 221-231.

 
 
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:  ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ПАНЕВА ЗОСИМЫ ВАСИЛЬЕВИЧА.
 
Источник публикации статьи: Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых: Материалы научно-практической конференции студентов образовательных учреждений СПО г. Сыктывкара. / Сборник статей и тезисов. / Под ред. О.В. Подосенова. — Сыктывкар: ГОУ СПО «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова», 2009. – С.  32-33.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКОЕ  ВОИНСТВО  ПЕРИОДА  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ  1812  ГОДА И  ИСТОРИЧЕСКИЙ  ОБЗОР  ЕГО  ПРАВОСЛАВНЫХ  ТРАДИЦИЙ[1]

ВСТУПЛЕНИЕ

В 1834-1836 годах русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) часто бывал в Зимнем дворце. Звание камер-юнкера обязывало его присутствовать на различных придворных церемониях и торжественных богослужениях. Поэт много раз посещал Военную галерею Зимнего дворца, созданную талантливым английским портретистом Джорджем Фрэнсисом Доу (1781-1829). Её вдохновенным и точным описанием начинается стихотворение «Полководец», написанное в 1835 году, и посвящённое Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли (1761-1818).  «У русского царя в чертогах есть палата;/ Она не золотом, не бархатом богата;/ Не в ней алмаз хранится за стеклом;/ Но сверху донизу, во всю длину, кругом,/ Своею кистию свободной и широкой/ Её разрисовал художник быстроокой./ Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,/ Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,/ Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги,/ Да лица, полные воинственной отваги./ Толпою тесною художник поместил/ Сюда начальников народных наших сил,/ Покрытых славою чудесного похода/ И вечной памятью двенадцатого года./ Нередко медленно меж ими я брожу,/ И на знакомые их образы гляжу,/ И мнится, слышу их воинственные клики…» (1: С. 8).

Расслышать «воинственные клики» былых дней сегодня довольно сложно. Серьёзной проблемой Вооружённых Сил Российской Федерации стало уклонение молодых парней от выполнения своего воинского долга, ослабление воинской дисциплины, боевого духа, потеря чувства взаимовыручки, неуставные взаимоотношения, суицидальные проявления, пьянство, нецензурная брань, употребление наркотических препаратов. С целью оказания положительного влияния и снижения уровня агрессивности среди военнослужащих с 1994 года начато воссоздание института военных священников, деятельность которых в армии и на флоте закреплялась в дореволюционной России особым правовым статусом. В условиях современной России работа в данном направлении ведётся с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и его приемника – патриарха Кирилла. (3) Святейший полагает необходимым ввести должность военного священника и во Внутренних Войсках Министерства Внутренних Дел, поскольку «пастырское окормление воинов и забота об их нравственном благополучии – одно из приоритетных направлений церковной работы» (5).

Военное духовенство призвано сообщить военнослужащим высокую истину: победа складывается из силы оружия и из духовной силы воина. Справедливость этого утверждения демонстрируется путём решения другой глобальной задачи – при передаче военнослужащим богатейшего опыта духовной жизни, заключённого в святоотеческом наследии, и разъясняющем духовную суть всего происходящего, как в душе человека, так и в окружающем его мире. Именно эти знания призваны сформировать незамутнённое сознание людей, от усилий, офицерской чести, справедливости, беззаветной преданности, и самопожертвования которых зависит достижение благополучия граждан Российского Государства. Речь идёт даже не о боевой готовности и боевой способности воинских формирований, не о патриотизме и сплочённости воинских подразделений. Речь идёт о глубинных истоках служения воинов как богатырей Святой Руси, которые своим духом обеспечивают сохранение нашей самоидентичности и продолжение следования заповедям Божиим. Таковы основные положения доклада протоиерея Сергия Привалова, зачитанного им на заседании военной секции в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений (4).

Участники (Н.Н. Фадеева, О.В. Уваровская, Н.Г. Комарова, Е.И. Морозова) Международной научно-практической конференции «Музей в научно-образовательном процессе», прошедшей 5-7 февраля 2014 года в городе Сыктывкаре, предложили свои варианты решения задач по духовно-нравственному становлению и патриотическому воспитанию учащихся. Первые два докладчика указали на музей, и, в частности, на Музей Боевой Славы (Н.Н. Фадеева), как на ту среду, которая всегда является эмоционально насыщенным средством воспитания патриотизма у учащихся. Е.И. Морозова в качестве своей прикладной модели выбрала агитационные листовки и плакаты периода Великой Отечественной войны, хранящиеся в фондах Национального Музея Республики Коми.

Одним из основных направлений в работе конференции «Музей в научно-образовательном процессе» стала демонстрация способов взаимодействия музеев с архивами, библиотеками и иными учреждениями в области культуры. Яркой и познавательной формой творческого общения сотрудников Национальной библиотеки Республики Коми с работниками Российского государственного исторического архива, Государственного архива Вологодской области и Национального архива Республики Коми явилась подготовка электронного информационного ресурса – мультимедийного диска «Отечественная война 1812 года и Коми край. Архивные документы. Публикации». Диск был выпущен в 2012 году и состоит из шести основных разделов, состоящих из подразделов.

 В первом разделе «Официальные документы» представлены манифесты, указы и приказы Императора России – Александра I, предписания и распоряжения Вологодского и Витебского губернаторов и рапорт Усть-Сысольского градоначальника. Документы затрагивают вопросы сбора средств на ополчение, сопровождения военнопленных, празднования юбилеев Отечественной войны 1812 года.

Во втором разделе «Войны 1812-1815 гг.» особую ценность представляют архивные документы, освещающие тему: «Коми край в период войны», «Рекруты» и «Ополчение».

В январе 1814 года уездный город Усть-Сысольск (ныне - Сыктывкар) стал местом содержания 100 военнопленных армии императора Наполеона. Материалы, имеющие отношение к этим событиям, размещены в разделе «Военнопленные», который разбит на рубрики: «Документы», «Статьи», «Местечко Париж».

В разделе «Память о войне 1812 г.» выделены подразделы, куда вошли архивные документы и статьи, рассказывающие о подготовке и проведении праздничных торжеств (в том числе, и в Усть-Сысольске), организованных по случаю 100-летнего и 200-летнего юбилеев победы в Отечественной войне 1812 года. В подразделе «Ветераны» представлены архивные документы, повествующие о процессе поиска в Усть-Сысольском уезде ветеранов Отечественной войны 1812 года и их потомков. В подразделе «200-летний юбилей» приведены материалы, на основе которых можно составить представление о выставке: «Мой Париж. Отечественная война 1812-1814 гг. в истории Усть-Сысольска», которая была организована в Национальном музее Республики Коми в 2012 году.

В разделе «Война в искусстве» выделены подразделы: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Литература». Три первых подраздела содержат, в основном, материалы, заимствованные из сети «Интернет». В подразделе «Скульптура» представлена также информация о скульптурной группе «Гусарская баллада», выполненной Владимиром Рохиным, ведущим скульптором Республики Коми.

В подразделе «Литература» размещены лишь некоторые произведения о войне: стихи, песни, анекдоты, рассказы и воспоминания очевидцев военных событий, главный персонаж которых – солдат ополчения. Здесь же представлены произведения литераторов Республики Коми – рассказы Михаила Лебедева и стихи Виктора Кушманова.

В шестом разделе «Библиография» размещён библиографический указатель «Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы 1813-1815 гг.». В нём представлены издания на русском и коми языках, опубликованные до 1917 года, и с 90-х годов XX века по настоящее время. Включены книги, статьи, авторефераты диссертаций, электронные ресурсы. В этом же разделе размещены статьи с обзорами архивных документов, публикаций, имеющих отношение к Отечественной войне 1812 года и к Заграничным походам 1813-1815 годов.

На диске представлены также биографии полководцев и простых солдат – прославленных участников военных кампаний Отечественной войны 1812 года. Тем не менее, эта информация никак не связана с Православными традициями русского воинства. Возможен и такой вариант: отдельные черты Православного мировоззрения перечислены, но они не выделены, на них не сосредоточено особого внимания. Поэтому текст данной статьи является непосредственным дополнением к рассмотренному диску. При этом названный электронный информационный ресурс, пополненный сведениями, приведёнными автором настоящей статьи, способен оказать помощь священникам,  осуществляющим в различных  частях  Вооружённых Сил  Российской  Федерации духовное  наставничество, которое направлено на снижение уровня агрессивности среди военнослужащих.

РАСКРЫТИЕ  ТЕМЫ

В докладе протоиерея Сергия Павлова отмечалось, что «патриотизма без духовности не бывает, нравственности без духовности не бывает. Это не отвлечённые категории, это мировоззренческие ориентиры, которые возникают из закона духовной жизни, который выше любых ограничений правовой системы. Чтобы жить и служить по закону любви, надо самому становиться святым. Это делание занимает всю жизнь. Но чем ярче миссия, тем и радостнее жизнь. Когда через преодоление себя, своих немощей и своего эгоизма, своей самости и гордыни, ты становишься нравственным ориентиром для близких и родных, для сослуживцев, для тех людей, которые оценивают эффективность государственного устройства по потенциалу органов внутренних дел» (6).

Выдающиеся военные способности русских полководцев периода Отечественной войны 1812 года сочетались с их внутренним нравственным потенциалом, с умением достичь высочайшего уровня самопожертвования во имя устроения лучших условий жизни простых солдат, их семей, и даже представителей других народов. Это преломление своего эгоизма и делает возможным, что личности русских полководцев, генерал-майоров, полковников, или атаманов казачьих войск с особой силой притягивают к себе наше внимание, несмотря на столетние, двухсотлетние или иные разрывы во времени.

Невозможно не вспомнить, как в 1808 году молодой и красивый 29-летний полковник Александр Алексеевич Тучков (1777-1812) был назначен шефом Ревельского пехотного полка. Отличившись в боях Куопио и Иденсальми на территории Финляндии, А.А. Тучков был произведён в генерал-майоры. Весна 1809 года была в Финляндии на удивление поздней и холодной – в марте стояли морозы до 30-35-ти градусов, и лежал глубокий снег. А.А. Тучков воевал под Торнео. Благодаря заботе генерала в его полку вовсе не оказалось тех, кто получил обморожение и отстал (1: С. 168).

Генерал-майор Николай Григорьевич Репнин-Волконский (1778-1845) в марте 1812 года получил в командование 9-ю кавалерийскую дивизию, и во главе её сражался под Клястицами, Полоцком и Чашниками. В 1813 году, командуя авангардным отрядом, он перешёл Одер близ Кюстрина и занял Берлин. Затем участвовал в сражениях под Дрезденом, Кульмом и Лейпцигом. Был назначен на почётный пост генерал-губернатора Саксонского королевства.

Находясь на этом посту, Н.Г. Репнин-Волконский учредил комиссию для прямой помощи населению и пятидесяти тысячам раненым и больным солдатам и офицерам всех национальностей, которые нуждались в заботе и в лечении. Бесплатно или на льготных условиях комиссия выдавала продовольствие, зерно для посевов, распределяла рабочий и племенной скот, отпускала дрова и материалы для восстановления жилищ. Многие пошлины были отменены, а остальные снижены. По всему государству отстраивались разрушенные войсками Наполеона общественные здания, исправлялись дороги. В Дрездене была восстановлена арка каменного моста через Эльбу, открылись места общественных гуляний – Брюлевская терраса и Гросс Гартен. Возобновлялась и упорядочивалась деятельность судебных, административных и почтовых учреждений. По приказу генерал-губернатора большое количество дворцового столового серебра было перечеканено на монету. Уплата по государственным долгам не прекращалась, и кредит страны, управляемый русским наместником, постепенно укреплялся. Важно заметить, что русский генерал-губернатор не только ничего не нажил за время своего управления страной, но ещё и потратил значительные собственные средства, щедро расходуемые на благотворительность, на возобновление деятельности инженерной, артиллерийской, лесной и горной академий и академии художеств. В медико-хирургическую академию Н.Г. Репнин-Волконский пригласил несколько новых профессоров. При академии были учреждены две новые клиники и бесплатная поликлиника для бедных (1: С. 156, 157, 158).  

В России, тем временем, деятельно заботился о нуждах солдат старейшего Семёновского полка его командир, генерал-адъютант Яков Алексеевич Потёмкин (1781-1831), которому Оксфордский университет преподнёс почётный диплом доктора права.

В годы мира, при содействии Я.А. Потёмкина, в полку была устроена школа грамотности, расширены огороды, на которых выращивались овощи. Солдат регулярно отпускали на «вольные работы». Многие из них обучались мастерству, которое обеспечивало хороший приработок к скудному жалованью.

По воспоминаниям офицера Семёновского полка М.И. Муравьёв-Апостола (1793-1886), «1812, 1813 и 1814 годы познакомили и сблизили нас с нашими солдатами. Все были проникнуты долгом службы. Добропорядочность солдат зависела от порядочности поведения офицеров. Каждый из нас чувствовал своё собственное достоинство, поэтому умел уважать его в других. Служба не страдала от добрых отношений между солдатами и офицерами. С назначением генерал-майора Потёмкина нашим полковым начальником, доблестно служившего прошлую войну, любимого солдатами и уважаемого офицерами, человека доброй души, наш полк ещё больше возвысился в нравственном отношении. Поэтому естественно, что телесные наказания (под которыми наши солдаты умирали как в армии, так и в гвардии) после заграничных походов не только стали неизвестны, но и немыслимы в старом Семёновском полку. Они были отменены по согласию всех ротных командиров и с разрешения Я.А. Потёмкина» (1: С. 151).

За излишнее мягкосердие Яков Алексеевич Потёмкин силой был перемещён на Дунай, и летом 1829 участвовал в боях на Кавказе под Арзрумом и Бейбуртом. До самой своей смерти, настигшей его 25 января 1831 года в Житомире, генерал-майор имел мужество не скрывать сочувствия к прежним своим подчинённым: он с гордостью носил форму Семёновского полка. «Демократические» основы жизни солдат-семёновцев были разрушены. С целью «подтянуть полк» были возвращены не только телесные наказания за самые ничтожные провинности. Заслуженных гренадёров осыпали площадной бранью, били по лицу, в бешенстве рвали солдат за усы. Ученьями, которые проводились даже в праздники, солдат лишали возможности иметь приработка. В то же время от них требовали такого щегольства в одежде и амуниции, что семёновцы были вынуждены тратить собственные деньги на обмундирование и снаряжение. Жалоба заслуженных ветеранов сочли за бунт против командира полка – Шварца. Роту, не оказавшую сопротивления, и весь батальон, отправили под арест в Петропавловскую крепость. Семёновский полк был распущен, а его офицеры и солдаты либо отданы под суд, либо переведены в различные армейские части.

Прямо противоположным было отношение к родному Войску Донскому у Матвея Ивановича Платова (1751-1818) – прославленного донского атамана. С вверенной ему значительной частью корпуса казаков, собранного 9 декабря 1790 года под Измаилом, М.И. Платов сражался с турецкими войсками в верховьях реки Калалах, при осаде Силистрии, у Татариц. Поражения, нанесённые казаками наполеоновской коннице 28 июня у Мира и 2 июля у Романова, задержали движение неприятельских сил. После боя при Салтановке густая завеса платовских отрядов прикрыла фланговое движение Багратиона, а после соединения русских армий у Смоленска донской атаман встал во главе общего арьергарда. Под Бородином конница Уварова и Платова совершила лихой рейд в тыл армии Наполеона, значительно задержав и ослабив наступление врага на центр русских позиций.

Громкая слава донских «летучих» полков доставила М.И. Платову исключительную популярность во всей Европе. Лондон преподнёс драгоценную саблю. Оксфордский университет – почётный диплом доктора наук. В его честь выбиты памятные медали (во второй раз, в первый раз – после победы над татарскими всадниками в 1774 году). Его имя присвоили спущенному на воду военному кораблю. Матвеями называли многих новорождённых мальчиков. Бесчисленные портреты: поясные, в рост, на коне, в окружении родных казаков на походе, выполнялись английскими, немецкими, и австрийскими художниками.

Несмотря на шум заслуженных рукоплесканий, последние годы жизни Матвей Иванович Платов провёл в Новочеркасске, ещё в 1801 году, по ходатайству М.И. Платова, перенесённый на более высокое место по причине ежегодного разлива реки Дон. Занятый делами родного Войска Донского, Матвей Иванович Платов много внимания уделял помощи сиротам казаков, погибших на войне. Основал первые в Донском крае гимназию и типографию, проявлял заботу о развитии конных заводов, об устройстве донской артиллерии (1: С. 147-149).

Ограниченный объём настоящей статьи не позволяет рассказать обо всех традициях Русского воинства, имеющих непосредственную связь с Православным мировоззрением и мировосприятием.

Достаточно напомнить о постоянном стремлении капитана Петра Гавриловича Лихачёва (1758-1812) сделать всё возможное, чтобы избежать кровопролития, и как можно дольше сохранить жизнь вверенных в его подчинение солдат. Об отмене им плац-парадной муштры. О введении черкесских папах, свободных зелёных курток и штанов, высоких сапог и заплечных холщовых мешков. Такая одежда обеспечивала лёгкость и быстроту передвижения, что было невозможно при ношении узких мундиров, гамашей на пуговках и ранцев (1: С. 132).

Поучительными являются отдельные штрихи биографии генерал-майора Василия Григорьевича Костенецкого (1769-1831). Этот воин бросался на помощь к своим подопечным, обороняя пушки картечью, палашами и банником – дубовой толстой палкой с волосяной щёткой-ершом на конце, предназначенной для чистки ствола пушки и досылания в него заряда. Под Аустерлицем гвардейская конная артиллерия под командованием полковника В.Г. Костенецкого не раз вылетала навстречу французским войскам, била картечью почти в упор и успешно маневрировала вместе с конницей.

Помимо замечательной физической силы и храбрости, В.Г. Костенецкий был известен и чисто спартанской строгостью житейского уклада. Он не признавал иной обстановки своей комнаты, кроме простого стола и лавок, на одной из которых спал. Обливание холодной водой в летнее время и обтирание снегом зимой составляли его утренний туалет. Простота и добродушие в обращении с подчинёнными и редкостная щепетильная честность по отношению к казённым средствам дополняли цельный характер этого оригинального человека (1: С. 123-125).

Полководцам периода Отечественной войны 1812 года было хорошо известно, что более всего русский солдат и последней четверти XVIII, и первой половины XIX века страдал от хищений предназначенных ему казной скудных средств. Нижних чинов плохо кормили и почти не лечили в случае болезни. Высокая смертность была выгодна командиру части. Умершие солдаты долгие месяцы числились здоровыми и на них получали провиант, обмундировочные деньги, жалованье. Смертность и дезертирство среди солдат в мирное время были таковы, что на войну полки зачастую выходили в половинном составе. Рассказывая в своих записках об ужасных условиях жизни солдат в царствование Екатерины II, генерал Ланжерон объяснял блестящие победы русских войск, прежде всего, «прекрасными свойствами русского солдата» (1: С. 136).

Проникаясь сочувствием и искренним уважением к простому русскому солдату, генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) благодарил гарнизон одной из крепостей за доблестную службу, говорил с офицерами, ходил между собравшимися солдатами, - тому слово, тому – два, кому руку на плечо положит, кого по голове погладит.

«Главная обязанность ротных и эскадронных командиров смотреть [наблюдать] за здоровьем нижних чинов, [которые] всегда нужны государству и заслуживают отеческой попечительности». «Солдата нужно учить и готовить быть победителем, а не изнурять». «Всякий начальник должен стремиться приобрести любовь и доверие своих подчинённых и никогда не должен пренебрегать ими как единственными своими сотрудниками, с [которыми он] разделит славу…». Эти слова вносил в свои приказы Пётр Иванович Багратион (1765-1812), - превосходный генерал, бескорыстный, доступный, вникавший во все мелочи быта двадцати тысяч солдат, проявлявший заботу о санитарном состоянии частей и о снабжении их продовольствием (1: С. 77-82).

Ярчайшее восхищение русскими солдатами и их подвигами было высказано фельдмаршалом, главнокомандующим всеми вооружёнными силами России Михаилом Илларионовичем Кутузовым (1745-1813), умудрённым огромным и разнообразным опытом государственной деятельности, не допустившим потери национальной независимости России под напором шестисоттысячной армии Наполеона Бонапарта.

После ноябрьского сражения под Красным М.И. Кутузов приказал склонить перед русскими солдатами только что захваченные французские знамёна и произнёс: «Нагните их пониже, пусть кланяются молодцам!» Когда же вслед за этим один из офицеров в порыве восторга крикнул: «Ура спасителю России!» - и войска единодушно подхватили этот возглас, взволнованный полководец возразил: «Полноте (достаточно), друзья, полноте! Что вы! Не мне эта честь, а слава русскому солдату!» - и, подбросив вверх свою фуражку, и возвысив голос, воскликнул: «Ура! Ура! Ура доброму русскому солдату!» (1: С. 71)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Православные традиции русского воинства периода Отечественной войны 1812 года и главный смысл его служения заключался в способности воспринимать немощи своего и других народов, разделять боль и многоразличные скорби, проникаться состраданием к бедным, к тем, кто пострадал в ходе этого военного конфликта. Всё это побуждает и нас «с особым благоговением и вниманием относиться к каждому человеку, вне зависимости от того, насколько он отличен от нас» (2).

Между военачальниками высшего звена и простыми солдатами устанавливались доверительные взаимоотношения, наполненные бескорыстной и жертвенной любовью. Полководцы не только выстраивали гениальные стратегии бесчисленных сражений и битв. Опытные наставники обращали внимание на моральные и физические страдания солдат, на обеспечение их удобной одеждой, заботились о раскрытии их разнообразных дарований, подавали личный пример бескорыстного служения Родине.

Чем выше были военные достижения полководцев и их положение в обществе, чем бóльшим они окружались почётом, тем охотнее они исполняли заповеди Иисуса Христа о любви к своему ближнему. Тем с большей лёгкостью и с удовольствием они отвергали собственную волю, жертвовали своими интересами. Поэтому груз ответственности не ощущался на их плечах или превращался в крылья, благодаря которым перенесение тягот военной поры сочеталось с незаметным переходом к созданию условий для жизни в мирное время.

Благодаря всем этим действиям народы России в едином патриотическом порыве ежедневно устремлялись к Победе духа – к источнику всех побед нашего оружия, к источнику нашей государственности и нашего миросозерцания.

Достойным продолжением этих великих побед послужит сохранение памяти о Православных традициях русского воинства периода Отечественной войны 1812 года, их консервация, с целью воспитания на их основе последующих поколений защитников Российского государства.

ЛИТЕРАТУРА  И  ИСТОЧНИКИ.

  1.   Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Военная Галерея Зимнего Дворца. – Л.: Ленинградское отделение издательства “ИСКУССТВО”, 1981.

  1.   Кирилл, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Рождественское Послание 2014 года. – Москва, 2013-2014. – URL: http://syktyvkar.eparchia.ru .

  1.   Кирилл, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Исповедание христианской веры – наше общее дело. / Доклад на открытии XXII Международных Рождественских образовательных чтений. – Январь 2014 года. – URL: http://www.pobeda.ru .
  2.   Перспективы института военных священников в Российской армии // “Вестник военного и морского духовенства”:  Интернет-журнал: 11 января 2012 года. – URL: http://www.kapellan.ru .
  3.   Привалов Сергий, протоиерей. Духёовное наследие преподобного Сергия Радонежского и задачи военного духовенства по пастырскому окормлению российского воинства. / Доклад на заседании военной секции в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений. – Январь 2014 года. – URL: http://www.pobeda.ru .  

  1.   Привалов Сергий, протоиерей. Значение духовного наследия преподобного Сергия Радонежского в патриотическом и нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел России. / Доклад на заседании секции МВД XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». – Январь 2014 года. – URL: http://www.pobeda.ru .  

 


[1] Источник публикации статьи: Музей в научно-образовательном процессе: сборник статей / отв. ред. М.И. Бурлыкина. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского Государственного Университета, 2015. – С. 221-231.



Предварительный просмотр:

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:  ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ПАНЕВА ЗОСИМЫ ВАСИЛЬЕВИЧА[1] 

Взаимопонимание власти и общества, чрезвычайно редко достигаемое в наши дни, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) всё более крепло в ходе «битвы за хлеб», которую вела Сысольская районная партийная организация совместно с простыми колхозниками в течение зимы 1943 и осени 1944 года. Подробности этого сражения запечатлены в воспоминаниях секретаря Сысольского районного комитета партии, а в будущем - Председателя Верховного Совета Коми Автономной Советской Социалистической Республики – Панева Зосимы Васильевича (1914-1994), столетие со дня рождения которого руководство Республики Коми и её общественность будет отмечать в 2014 году.

Содержание первой книги З.В. Панева «По ступенькам памяти», 1990 года  издания, вошедшей в книгу воспоминаний под общим названием «Вехи в пути»  (Сыктывкар, 2000 год), и составило основу моего доклада.      

Именно в этой первой книге Зосима Васильевич рассказал о круглосуточном  поиске сена для прокорма висячих на верёвках в стойлах пахотных лошадях [1, С. 28-29]. Об обходе отдалённых колхозов, в которых «люди голодны, слабы, особенно плохо выглядят дети, в школу ходят далеко не все», а кормов и семян не имеется [1, С. 31]. О распределении уполномоченным Койгородского отдела рабочего снабжения С.А. Чугаевым, на свой страх и риск, 180-ти тонн зерна орса  Койгородского леспромхоза, и об организации горячего питания два раза в день -  утром в 4 часа и днём в 12 часов [1, С. 29,  33]. Скорейшая потребность вывоза  навоза [1, С. 35] приводила к необходимости ремонта тракторов и посевных машин и  к поиску исправных телег. Освобождённые на десять дней от занятий в школе,  дети вместе с родителями выходили на поле и вилами разбрасывали навоз [1, С. 36].  Премированием за самоотверженный труд по уборке хлеба считалась раздача  прямо на поле двух, трёх, а отличившимся особо, - даже четырёх шанег [1, С. 45].  Спавший не более 3-4  часов в сутки, а порой - и  не  ложившийся вовсе  [1, С. 33],  Зосима Васильевич Панев находил в себе силы жать серпом, дабы «поднять дух  людей» [1, С. 48], и приходить на помощь упавшей в обморок от переутомления  или от истощения старушке с мертвенно-бледным лицом [1, С. 49]. Борьба за жизнь  людей сочеталась с борьбой с пьянством, враньём, воровством, с бесхозяйственностью, со случаями утайки зерна [1, С. 51, 55-59, 63, 67], с борьбой, ведение которой потребовало беспримерного личного мужества и красноречия. И вновь секретарь райкома З.В. Панев «был на поле и работал наравне со всеми» [1, С. 53]. В деревне же Палауз  пришлось выяснять, как и почему с тракторного агрегата упала трактористка,  производившая культивацию земли [1, С. 59-62]? И каким же высоким было чувство  ответственности перед Зосимой Васильевичем, и перед теми, кто сражался на  фронте, когда девушка эта, «с румянцем на девичьем лице», продолжала работать, после довольно продолжительного обморока, вызванного тремя бессонными ночами!

Окончательно «битва за хлеб», направленный в фонд Красной Армии и оккупированных территорий, завершилась в 1946 году награждением работников Сысольского района орденами и медалями Советского Союза, а Панева Зосимы Васильевича - Орденом Ленина [1, С. 73].

Самый главный урок пересказанной истории состоит в том, что «подлинная  власть всегда связана с ответственностью и с подвигом, в том числе и с духовным  подвигом. Потому что служить ближним своим, служить людям - это всегда самого себя отдавать, а в некоторых случаях, - самого себя распинать во благо тех,  кому ты призван служить» [2, С. 4].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Панев З.В. Вехи в пути. Воспоминания. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,  2000.

2. Яковлева Елена. Служение. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – о том, что есть подлинная власть // “Российская газета”, 4 марта 2010 года. - № 45.


[1] Источник публикации статьи: Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых: Материалы научно-практической конференции студентов образовательных учреждений СПО г. Сыктывкара. / Сборник статей и тезисов. / Под ред. О.В. Подосенова. — Сыктывкар: ГОУ СПО «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова», 2009. – С.  32-33.