ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Денис Владимирович Оксузьян

"ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "ПОКРОВСКИЕ ВСТРЕЧИ". Источник публикации статьи: Журнал «Народное Образование». – 2018. - № 1-2. – С. 122-126.

 

"О ЗНАКОМСТВЕ С КНИГОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ". - Источник публикации статьи: Газета «Епархиальные Ведомости». – 2013. - № 5(221). – С. 20-22. 

 

"ТЕКСТ МОЛИТВЫ И ЕГО СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ". - Источник публикации статьи: "Семиозис и культура: от реальности к тексту – от текста к реальности". – Вып. 7. – Сыктывкар, 2014. – С. 310-311. 

 

УХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МАТЕРИАЛОВ САЙТА СВЯТО-ТРОИЦКОГО ПРИХОДА ГОРОДА СЫКТЫВКАРА". - Источник публикации статьи: Роль визуальных источников в изучении региональной истории: Сборник статей по итогам всероссийской научно-практической конференции (Сыктывкар, 20-24 сентября 2016 г.). – Сыктывкар, 2017. – С. 258-263. 

 

"МИССИОНЕРСКИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ  АПОСТОЛА ПАВЛА КАК  ИСТОЧНИК  РАСПРОСТРАНЕНИЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ". - Источник публикации статьи: Человек. Культура. Образование. – 2013. - № 3. – С. 166-172.

 

""ПОДГОТОВКА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ". - Источник публикации тезисов: Проблемы истории материальной и духовной культуры народов Рос­сии и зарубежных стран: IX Всероссийская научная конференция студен­тов и аспирантов: Тезисы конференции / Отв. ред. С. Л. Егорова. Сыктыв­кар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2005. – С. 102-104. – Текст тезисов был согласован с профессором Сыктывкарского государственного университета Золотарёвым Василием Павловичем.

 

«РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИИ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». - Источник публикации статьи: «Епархиальные Ведомости». – 2013. - № 11(227). – С. 4-5. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН

«ПОКРОВСКИЕ ВСТРЕЧИ»[1] 

В России на современном этапе её социального развития всё чаще создаются благотворительные фонды, проводятся различные конкурсы и телевизионные викторины, круглые столы и встречи.

Организаторы этих встреч ставят своей целью познакомить молодых людей с историей России, её городов, сёл и посёлков, с примерами мужественности, храбрости и героизма, с детьми-инвалидами, которые ежедневным трудом и упорством приобретают большие возможности для реализации своих многочисленных талантливых устремлений.

На основе этих образцов действительно могут выработаться или окрепнуть доблесть, самостоятельность, отвага, придти в согласие воля, любовь и милосердие – духовно-нравственные качества целых народов и каждого человека.  

Важной формой духовно-нравственного воспитания в Республике Коми (наряду со многими другими) является мероприятие, проводимое накануне или после православного праздника Покрова Божьей Матери, и потому названное - духовный марафон «Покровские встречи».

Традиционной целью Духовного марафона «Покровские встречи» является воспитание и формирование основ гражданского патриотизма молодежи республики. Эти встречи, в которых участвует Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим, носят как религиозный, так и светский характер, так как в содержании мероприятий затрагиваются и духовные православные темы, и темы нравственного и эстетического воспитания в семье и в школе.

Духовный марафон «Покровские встречи» проводится в Республике Коми на базе Муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 3» города Инты с 2008 года. Марафон проводится ежегодно, и каждый раз имеет различную тематику. В 2008 году тема участникам беседы было предложено рассмотреть роль женщины в окружающем нас мире («Мир начинается с женщины»).  

Важным событием этого «Духовного марафона» можно считать представление книги краеведа Малофеевской Любови Никитичны «Декабристки» эпохи сталинизма». В этой книге было рассказано о судьбе Лавровой Ольги Петровны и Куликовой Веры Георгиевны. Куликова Вера Георгиевна, подобно жёнам декабристов, приехала к ссыльному мужу в студёное село «Приполярье». Устроившись на работу в Центральную больницу Сангородка, она, будучи эрудированным человеком, занималась в самодеятельности – ей очень нравилось играть в театре. Вера Георгиевна Куликова была убеждена: театральное искусство лечит, становится постоянным напоминанием о существовании других условий бытия и человеческих отношений. В одном из спектаклей Куликова Вера Георгиевна сыграла роль княгини Екатерины Ивановны Трубецкой (1800-1854), которая отказавшись от всех своих титулов, сменила своё видное положение в столичных салонах на место в длинном конвое декабристов, отправленных в политическую ссылку в сёла Сибири после неудачного восстания. – [URL: https://sites.google.com/site/pokrovskievstreci/pokrov-2008].

Тема 2009 года - «Небесные воины России». Участниками этой встречи были названы образцы храбрости и героизма нашего народа и русских солдат, которые помогали отстоять независимость России. Героические поступки русских солдат и полководцев - это сила русского характера, любовь к Отечеству и к земле предков.

Заметным событием «Духовного марафона» 2009 года явилось представление видеоролика «Страницы боевого прошлого», в котором за 3 минуты были развернуты страницы боевой славы русских воинов от «Былины о трёх богатырях» до воинов современности, краткий рассказ о вооружённых конфликтах в Афганистане и в Чечне. В видеоролике «Молитва матери» авторы показали боль и надежду каждой матери, которая ждет возвращения своего сына домой с войны - живым и не искалеченным – ни морально, и ни физически – [URL: https://sites.google.com/site/pokrovskievstreci/pokrov-2009].

На очередном марафоне 2010 года все участники стремились поделиться друг с другом чувством своей любви к Родине и к окружающим их людям, приглашая всех «Под покров Любви». Слова из послания «К Коринфянам» апостола Павла о любви не раздражающейся, долготерпеливой, милосердствующей, не превозносящейся и сорадующейся истине (1 Кор: 13, 4-8)  помогли собеседникам понять и услышать друг друга, проявить чувства доброты, милосердия и терпения.

На «Покровских встречах» 2010 года в процессе обсуждения основной темы «Нравственный долг учителя» была представлена «Презентация» об учителях начальных классов, протянувших руку помощи своим ученикам, пострадавшим от войны. Были кратко пересказаны биографии и дано описание героических поступков 22-х учителей, подтвердивших статус «Учителя с большой буквы». Предложенная презентация – это рассказ о школьных учителях из обстрелянного Беслана. Каждый из этих педагогов, находясь перед лицом смертельной опасности, преподал учащимся важный урок – урок нравственности и героизма, отдав свою жизнь и жизнь собственных детей и даже внуков во имя спасения учеников от грозившей им гибели. – [URL: https://sites.google.com/site/pokrovskievstreci/pokrov-2010].

В центре внимания организаторов и участников VIII Духовного марафона (в 2011 году) оказалась тема «Детство – колыбель души». Рассказы о необычных детях, история их святости, различные формы проявления у детей, в том числе у детей-инвалидов, феноменальных способностей, острые случаи безучастия к судьбам детей послужили основой серьезной и эмоциональной беседы на марафоне в 2011 году.

На этом «Духовном марафоне» было зачитано стихотворение «Ребёнка заново откройте…» и представлен рассказ о пианисте Владиславе Михайловиче Тетерине (р. 1957), отдавшем многие годы своей жизни тому, чтобы на лучших сценических площадках мира и с лучшими музыкантами мира играли дети-инвалиды – дети, которых Бог одарил виртуозными музыкальными способностями.

В рамках этой же встречи были представлены героические поступки российских детей, церемония награждения которых состоялась в Самарской области в 2009 году. Было рассказано о подвиге девятилетней Арнольд Евгении, выведшей из дома, объятого огнём, четверых детей, о героическом поступке Антона Барцева, спасшего в период половодья двух учащихся первого класса, о подвиге пятнадцатилетнего Вадима Леонтьева и Вячеслава Вильданова – [URL: https://sites.google.com/site/pokrovskievstreci/pokrov-2011].

В 2012 году на IX Духовном марафоне «Покровские встречи» чтение стихотворений и демонстрация видеороликов объединились двумя большими темами – произошло обсуждение событий, связанных 1150-летием Российской государственности и 150-летием торжественного открытия в Кремле города Новгорода памятника «Тысячелетие России». Единение Государства и Церкви послужило ярким напоминанием о важности уважительного отношения к своей стране, почитания родных корней и лучших традиций, о необходимости сохранения талантов и приумножения веры – [URL: https://sites.google.com/site/pokrovskievstreci/pokrov-2012].  

При подготовке «Покровских встреч» организаторами тщательно выверяется  текст и продумывается оформление докладов, что требует кропотливой краеведческой  работы и её художественного воплощения. Основной идеей образовательного проекта может являться биография известной или малоизвестной личности, житие святого, история одного из монастырей России, вопросы восстановления и строительства храмов на территории Республики Коми. Во всех докладах учитывается как их просветительское содержание, так и их эстетическое воздействие на слушателя и зрителя.

Педагоги, которые руководят детскими проектами, помогают участникам готовить доклады. На этом творческом этапе подбирается  список источников и художественных/публицистических произведений, отбирается и систематизируется краеведческий материал. Поэтому представляемые на марафоне работы по краеведению - всегда результат напряжённой исследовательской деятельности педагогов и обучающихся Гимназии. – [URL: https://sites.google.com/site/pokrovskievstreci].

Каждый Духовный марафон «Покровские встречи» - это особая воспитательная среда, где глубоко и с разных сторон совершается попытка сформировать человеческие идеалы и сильные качества личности, происходит процесс самовоспитания учащихся, вспоминаются неизменные нравственные ценности, закладываются основы взаимодействия с учителями и сверстниками. Раскрывается то понимание понятия «встреча», при котором это слово приобретает значение действия, совершаемого разными людьми, но думающих и действующих в одном и том же направлении.

В рамках проводимого ежегодного мероприятия «Покровские встречи» оживают в памяти участников нравственные и духовные уроки, рождённые совместными усилиями учителей, детей и священнослужителей. Кроме уроков любви и взаимоуважения, темы марафона решают задачу формирования гражданского патриотизма. Патриотизма, понимаемого не с точки зрения удовлетворения классовых или узко корпоративных интересов. Скорее, патриотизма как любви к Отчизне, подвигающей соотечественников на принесение своим согражданам всяческих благ.

Важным результатом этих мероприятий является также просвещение родителей в разрешении сложных вопросов укрепления семьи и выстраивания позитивных взаимоотношений со своими детьми.

 Остаётся лишь сожалеть о том, что организаторы Духовного марафона «Покровские встречи» не предоставляют более точных сведений о сценаристах показанных видеороликов, биографических данных о поэтах и художниках, кратких характеристик их произведений, фамилий, имён и отчеств создателей «Презентаций». Присутствие этой информации ещё сильнее укрепило бы ассоциации по противоположности, по сходству, по порядку времени, по единству места, ассоциации рассудочные, ассоциации по сердечному чувству, что на некоторое время предохранило бы участников «Духовного марафона» от возможного разрыва ассоциаций памяти – от переживания чувства забвения [1, с. 236-248].

Литература.

  1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: «Педагогика», 1990.


[1] Источник публикации статьи: Журнал «Народное Образование». – 2018. - № 1-2. – С. 122-126.



Предварительный просмотр:

О ЗНАКОМСТВЕ С КНИГОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ.

О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ,  ДЕЯТЕЛЬНОЙ  И  ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ  ЕЁ  РОЛИ  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБЩЕСТВЕ[1]

Несмотря на тот факт, что книга – с детства знакомые нам, сшитые в один переплёт листы бумаги, информация и иллюстрации, содержащиеся на этих листах, - почти повсеместно, приобретает сегодня вид бездушный, электронный, стандартизированный, начитанность, любовь к чтению, не становится каким-то архаичным и абсолютно забытым явлением. Чтение – процесс восприятия написанного, произношения про себя или воспроизведения на аудиторию определённого текста – ещё способно отсылать наше сознание к делам давно забытых дней – к преданию старины глубокой. Подобное воспоминание позволяет представить, что после Крещения Руси просвещение народа на её территории становилось одной из важнейших задач. Многие князья, особенно Ярослав Мудрый, любили книги, приобретали их для своих библиотек, хотя это было дорогое удовольствие, - книги ценились очень высоко. Обособляясь от соседних народов, князья, тем временем, не теряли связи с внешним миром, пытались сделать княжество своё центром не только политической власти, но и оплотом просвещения, - культурного и духовного. Важно было не уступить соседям не только в силе военной, но и в количестве монастырей, церквей, школ, богатейших княжеских библиотек, в числе образованных людей, которые были бы в состоянии просветить светом духовности своих соотечественников и представителей других этносов, людей, находящихся во тьме неведения. Именно такой подвиг совершил 630 лет назад просветитель народа Коми Стефан Пермский, - создатель азбуки, первый переводчик на язык коми Богослужебных книг Православного содержания, епископ Пермской (Усть-Вымской) епархии. Со времени составления азбуки славянской и перевода в 863 году на церковнославянский язык: Святого Евангелия, Апостола, Псалтири, литургических книг и избранных служб, равноапостольными первоучителями и просветителями из Греции, святыми братьями Кириллом и Мефодием, наполовину ещё языческое население Древней Руси, через визуальное или слуховое восприятие содержания книг, стало приобщаться к самым лучшим образцам эллинистической культуры той поры. Если говорить об издании православной литературы сегодня, то нужно исходить из того, что подобная литература рассчитана не на одноразовый просмотр. Книги этого направления перечитываются и используются не одним поколением, они покупаются людьми, которые испытывают потребность в культурном и, что самое важное, - в духовном обогащении. Именно поэтому, открывается возможность через содержание таких книг демонстрировать примеры совершения подвигов любви к ближнему своему, раскрывать вселенную духовной красоты, представленную в житиях святых,  сообщать сведения об истории, культуре, многообразии мира Православного. Ибо мир Православия удивителен, наполнен поиском истины, правды и смысла жизни, хранит многовековой опыт нравственного преображения человеческого естества. Чтобы подобное преображение состоялось, необходимо понять, из чего состоит воспитательная, деятельная и просветительская роль книги православной? Воспитательная роль понуждает нас пребывать не столько во внимательном слушании чтения Божественного Писания в церкви, сколько в усердном извлечении пользы из Священных книг дома. «Ибо от чтения книг этих образуется речь наша, душа окрыляется и делается возвышенною, освобождаясь от нечистоты помыслов порочных и наслаждаясь великим миром и спокойствием. Чтение и слушание текстов Божественного Писания представляет собой духовную пищу. Духовная пища эта укрепляет ум, душу делает сильною, твёрдою и мудрою, не позволяет душе увлекаться неразумными страстями, но, напротив, облегчает полёт её и возносит её на самое небо», - писал святитель Иоанн Златоуст. Деятельная роль Святого Евангелия призывает нас относиться к словесам Божественным с крайним благоговением и вниманием. В чтении Евангелия «ничего нельзя принять за маловажное, за то, что может выйти из области нашего внимания. Читая о прокажённых, слепых, хромых, беснующихся, Господом исцелённых, важно помышлять, что душа наша, подобно этим больным, носит в себе многоразличные язвы греха. Научаться нужно вере в то, что Господь, подавший исцеление больным этим, исцелит и читателя Евангельских повествований, если читатель будет сопровождать своё чтение молитвой об исцелении телесных и душевных язв своих, и исполнением читаемого на деле», - такого мнения придерживались святители Иоанн Златоуст и Игнатий Брянчанинов. «Если ум ещё юн и не может принять пищи твёрдой, млеком деятельности должны вы напитаться, чрез постижение текстов, написанных святым Марком Подвижником, Симеоном Новым Богословом, Петром Дамаскиным и Кассианом (Римлянином). Сёстрам читать надобно сочинения аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и жития святых отцов, исключая главы о молитве», - советовал преподобный Макарий Оптинский. «Чтение духовных книг способно просвещать наш разум и показывать путь ко спасению, питать душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию. Познавая свою немощь, мы просим помощи Божией, каемся, смиряемся. А на тех, кто способен смириться, «Бог презирает» (Пс. 112, 6), и «подаёт им благодать Свою» (Притч. 3, 34)», - прибавлял преподобный Макарий Оптинский. Воспитательная, деятельная и просветительская роль книги православной, и суетность книги светской, способны раскрыться в процессе ежедневного прочтения поучений Отцов церкви, размещённых на страницах «Православных календарей». Епископ Мефодий отмечал в Слове «О слепом»: «В наши дни страшной духовной запутанности и недоверия к духовным авторитетам чаще, чем когда-либо, следует прибегать к слову Божьему. И читать его надо с простотой, доверчивостью и вниманием. Господь помазал глаза слепца брением, потому что снизошёл к немощам человека, к слабости веры нашей, и дал нам образ внешнего обряда, соединённого с духовной милостью. Все мы слепцы духовные, и Слово Божие просвещает нас. Именно поэтому внимательный читатель постоянно будет открывать в Слове Божьем всё новые и новые жемчужины, служащие к украшению и разъяснению обстоятельств нашей жизни». Старец Паисий Святогорец приходил к следующему заключению: «Если исчезнет Божественное просвещение, то пользы от всего того, что люди станут говорить и писать, не будет. Псалтирь написана с помощью Божественного просвещения, и вы только посмотрите, насколько глубоки её смыслы! Собери хоть всех нынешних богословов и философов и увидишь: им не сочинить даже одного-единственного псалма с такой глубиной. И Церковь сегодня лихорадит, потому что нет Божественного просвещения, и каждый судит и рядит, как ему вздумается. Люди должны настойчиво просить Божественного просвещения, ведь познание лишь себя самого стоит больше, чем все знания мира. Человека, который смиренно познаёт себя, признают и другие». Наставляя христиан в познании правил поведения в церкви, протоиерей Валентин Мордасов подавал такие советы: возвратясь со службы, «дома расскажи, что слышал и узнал на службе, о чём была проповедь. Слушая Божие Слово, слушаешь Господа. Божиим Словом надо пропитать душу». Повествуя «О знании истинном и суетном», упомянутый служитель Церкви Православной поведал: «Грешно любопытство к книгам содержания греховного: детективам, дышащим убийством. Любовным романам, разжигающим блудные мечтания. Фантастике, распаляющей мечтательность и рассеянность ума. При чтении книг [подобной направленности], рядом находится дьявол, который искушает, толкает на грешные поступки и предприятия». «Евангелие, - говорил архипастырь Антоний, святитель Воронежский и Задонский, - нужно не для одних монахов. Мирские люди находятся в море житейском. Частые треволнения угрожают их кораблю. Если не будут держаться за Слово Божие, и полагать его в основание своих мыслей, чувствований и поступков, то погибнут, не доплывут к желаемому отечеству – к Небесам». Русский поэт Фёдор Николаевич Глинка (1786-1880) в стихотворении «Не верят» (сборник «Духовные стихотворения», 1869 года издания) точно отразил мрачность духовного состояния людей века сего, при котором: «Не верят, Господи, не верят, Не верят люди ничему: Твой ум неизмеримым мерят По их короткому уму. Смеются званию пророков, Твоим смеются чудесам; Минующих не видят сроков, Не зрят, что Ты подходишь Сам! Всё грех на грех, порок к пороку; Наш я – всемирный стал кумир; Не верят страшному уроку, Что дал нам допотопный мир… Но млат предчувствуя могучий, Уже стучит у врат сердец, И взгляд пронзающий и жгучий, Наводит на детей Отец». Дабы несколько исправить сложившееся положение, следует оторваться от суеты житейской и отпереть наш ум к познанию Священного Писания. А уразуметь то, что в Писании написано, можно лишь после того, как человек начнёт выполнять то, что Писание требует исполнять. Ибо Священное Писание – это руководство в жизни: как жить, как думать, что говорить. Оно исправляет ум человека, повреждённый грехом». Чтобы чтение текста книги православной не вменилось нам в осуждение, подобное чтение должно находиться в соответствии с тем образом жизни, в котором большую часть своего времени мы пребываем. Иначе будем мы «наполняться мыслями хотя и святыми, но не исполнимыми самим делом и возбуждающими бесплодную деятельность лишь в воображении и желании. Дела благочестия, приличествующие нашему образу жизни, будут ускользать из рук наших. Мало того, что мы сделаемся бесплодными мечтателями. Мысли наши, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в сердце нашем смущение, а в поведении неопределённость, которые окажутся тягостными и вредными для нас и ближних наших», - по слову святителя Игнатия Брянчанинова. Ибо надобно помнить: святые отцы не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби, и оставили нам как богатое наследие, как хранилище надежды, Богодухновенные свои словеса, которые легли в основу нашего исторического, культурного и духовного пути. Поэтому необходимо нам, подобно жителям Древней Руси, возгореться благодарением к Господу, который ниспослал сей дар и сохранил его для нас. Положить начало поучению в словесах сих, и приложить глаголы сии к язвам нашим, аки «целительный бальзам» к ранам незаживающим.


[1] Источник публикации статьи: «Епархиальные Ведомости». – 2013. - № 5(221). – С. 20-22. – Электронный ресурс: http://syktyvkar-eparchia.ru/index/vedomosti/0-199 . – (Дата обращения: 14.05.2018).



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ МОЛИТВЫ И ЕГО СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ[1]*

Выдвижение в центр исследовательского внимания установленного канонического текста, произносимого при обращении к Богу и к святым, объясняется тем, что молитва в России издавна воспитывала в человеке стремление жить в духе любви к Богу и уважения ко всякому человеку, видоизменяла ментальность и движения души. Возбуждала на полезный труд во имя блага окружающих, сберегала культурно-историческое своеобразие страны, поскольку сама являлась частью этого своеобразия. Тем самым становились возможными незаметные переходы от текста  к  реальности  и  от  реальности  к  тексту.

Итак, молитва есть «беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога, и  нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и всё даётся нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою» (2: 36).

Подобная подчинённость не допускает произношения слов, раскрытие смысла которых может привести к распространению слухов о немощах или о благополучии ближнего своего, по суетному желанию блеснуть красивым словцом, к игре словами, к переиначиванию их смысла. В противоположность всем этим целевым установкам, на сегодняшний день прочно закреплённым в современной модернизирующейся России в области создания текстов, человек, исповедающий христианство, помнит постоянно, что «язык – огонь, прикраса неправды. Язык воспаляет круг жизни. Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3: 6, 8).

В дореволюционной России это изречение святого апостола Иакова приходило на ум всем, кто имел в доме своём Евангелие или Библию, и кто возносил свои молитвы к Богу. А в соответствии с “Толковым Молитвенником” 1915 года издания, молиться следовало «во всякое время, непрестанно, по слову апостола Павла (1 Сол. 5: 17)». Молиться надлежало: «утромъ, по пробужденiи от сна, чтобы благодарить Бога за сохраненiе насъ въ ночи, и просить его благословенiя на наступающiй день. При началъ дъла, чтобы просить Божiей помощи. По окончанiи дъла, чтобы благодарить Бога за помощь и успъхъ въ дълъ. Предъ объдомъ, чтобы Богъ благословилъ пищу во здравiе. Послъ объда, чтобы благодарить Бога питающаго. Вечеромъ, предъ отхожденiем ко сну, чтобы благодарить Бога за проведённый день и просить Его храненiя в ночи». Молиться нужно было «во всякомъ мъстъ»; особенным же местом молитвы служил для христиан «Божiй храмъ», который должно было «посъщать въ установленныя времена Божественной службы, а особенно въ воскресные и праздничные дни и посты» (5: 3-5, 7).

В рассматриваемый период в богословской среде было закреплено, что «общественная молитва, по своей торжественности и по участiю въ ней многихъ, болъе соотвътствуетъ величию Господа Бога, общаго нашего Отца, нежели частная, въ которой мы одни предстоимъ предъ Нимъ; общественная молитва болъе способна назидатъ насъ, возбуждать и поддерживать въ насъ чувство благоговънiя къ Богу и чувство любви къ ближнимъ, нежели молитва частная, въ которой мы лишены и примъра и возбужденiя посторонняго, въ которой, именуя Бога Отцемъ нашимъ, мы не можемъ даже ощущать вполнъ всей силы сихъ словъ» (1: 599-600).

Сегодня молитва тоже может быть неотъемлемой частью, скажем, культуры ежедневного приёма пищи, ибо произнесение одобренных Отцами Церкви Богодухновенных слов помогает несколько отойти от современной практики скорого принятия еды, отстраниться от всего негативного, стрессового, а потому и - греховного, что в нас входит. Важно ведь чтобы «на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища; чтобы дух наш был бы весел после еды, а тело крепко и бодро» (6: 124).

Молиться за тех, кто обидел нас, особенно мимоходом, и вовсе не задумался о последствиях совершаемых действий, и произносимых слов, вообще дело совершенных. Не так-то легко приучить себя к беззлобию, на это требуется время и труд. Святые отцы просили, чтобы Господь послал им такого человека, кто бы их обидел, обругал, оскорбил. Исторжение из сердца и души духа обиды и злобы вообще способно привести к наиболее объективному оцениванию той, или иной затруднительной ситуации, в семье и в обществе сложившейся, к нахождению наиболее безболезненного выхода из неё.

Риск внезапной потери здоровья, и самой жизни утверждает христиан в ежедневном чтении молитв «К Ангелу-хранителю», потому что Ангелы «хранят нас во всех путях и оберегают от всякого зла» (Пс. 90. 10, 11). Своего ангела-хранителя имеет «не только каждый человек», но и «каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство» (Дан: 10, 12; Пс. 33: 8-90, 10, 11). Мы не можем сказать, как беседуют друг с другом эти ангелы, эти бесчисленные духи, служители Божии, присутствием которых наполнена вся вселенная. Тем не менее, мы знаем, что «они беседуют между собою и понимают одни других». Они «понимают также язык душ наших, когда мы обращаем к ним наши молитвы» (3: 18, 17).  

Ангелам-хранителям, защитникам душ и телес наших грешных, избавляющих нас от всякаго лукавствия противнаго, святым посланникам Божиим, православные христиане приносят тройную жертву: жертву почитания, жертву благоговения и жертву сердечного доверия. Христиане верят, что все мы обязаны уважением к ангелам-хранителям по причине их присутствия с нами, благоговением – по причине благотворной их любви к нам, доверием – по причине неусыпной стражи их над нами (4: 33-34).

Невидимо сберегают нас от опасностей и неприятностей жизни и ушедшие из этого мира печали духовные пастыри, родители, отцы, братьи и сестры, друзья и благодетели, которые уходят от нас всё чаще. Христиане молятся за ушедших в мир иной не как за умерших, а как за усопших, потому, что они непременно воскреснут при гласе Архангела и схождении с неба Самого Господа (1 Фес: 4: 16), поскольку «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк: 20: 38).

В заключение своего сообщения хочу сказать следующее.

Текст молитвы, в своём завершённом виде, и её Богодухновенные слова, (по мере проникновения в их смысл), направлены на вразумление омрачённых людей неразумными страстями. На отвлечение их от земных узко-эгоистичных пожеланий, становящихся с каждым днём всё более изощрёнными, на поминание тех, кто отошёл в вечность, покинул земные просторы навсегда, но своим молитвенным заступничеством пред Богом подавал при жизни, и по своём успении продолжает подавать нам великие щедроты и богатые милости. Молитва становится неотъемлемой частью мира повседневности человека, его культуры. Отношения между текстом молитвы и сознанием человека выстраиваются так, что в ходе прочтения молитвы в сердце человека входит покой, а ум и душа приобретают способность отвлечься от всяческой суеты земной, от злобы, ненависти, тщеславия, раздражения, памятозлобия. Таким образом, выявляются очень тесные взаимоотношения между Богом, ниспосылающим на молящихся безмерную Благодать, и теми, кто твёрдо верит, что вся судьба его содержится в Божественной длани.

Важнейшее смысловое значение текста молитвы состоит в том, что текст этот является ведущим в жизнь вечную источником просвещения самых сокровенных и трудно постижимых областей естества человека – его души и сердца. Такое просвещение способно и малым количеством сведений просветить всего человека. Просвещение это сообщает человеку познание истин религиозных и нравственных, и не только уму, не только памяти, а сердцу и всему существу человека даёт возможность опытно ощутить эти познания. Распространение религиозных и нравственных истин духовно обновляет человека, совершенно изменяет его понятия, желания, стремления, заставляет его ощутить в себе как бы новую жизнь. Человек очищается от всего греховного, мрачного и унылого, ему даётся чистое и радостное сердце, в котором напечатлевается образ Христов, а в душе созидается Царствие Божие[2].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агафангел, епископ, и Феодор, архимандрит. Какъ по ученiю Иисуса Христа должно творить милостыню, молиться и поститься. Объясненiе Евангелiя отъ Матфея, гл. VI, ст. 1-8, цит. по кн.: Сборникъ статей по истолковательному и назидательному чтению ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛIЯ, съ библиографическимъ указателемъ. / Составилъ инспекторъ Симбирской духовной семинарии М. Барсовъ. Изданiе второе. Томъ первый. – САНКТПЕТЕРБУРГЪ, Синодальная типография, 1893. – М. Барсов. Толкование Четвероевангелия. Сборник статей для назидательного чтения. Том первый. Репринтное издание. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

2. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. / Сост. протоиерей Серафим Слободской. – Киев, 2004.  

3. Размышления христианина об Ангеле Хранителе на каждый день месяца с приложением канона и молитвенного обращения к Ангелу Хранителю. – М.: Издательство «Отчий дом», 2005.

4. Там же.

5. Толковый Молитвенникъ. Молитвы, Символъ Въры, Заповъди и тропари двунадесятыхъ праздниковъ съ объясненiями, составленными для народныхъ училищъ Д.И. Протопоповымъ. – Изданiе 22-ое (стереотипное). – С.-Петербургъ, Типографiя Министерства Путей Сообщенiя, 1915.

6. Шумов В, священник. О молитве перед едой. // Год души. Православный календарь с чтением на каждый день. 2010 год. Сост. И.А. Смолькин. - М.: ООО “Синтагма”, ООО “Полипринт”, 2009.


[1]* Статья создана по благословению иерея Стефана Козака, священника Смоленского храма Свято-Троицкого прихода г. Сыктывкара.

[2] Источник публикации статьи: Семиозис и культура: от реальности к тексту – от текста к реальности. – Вып. 7. – Сыктывкар, 2014. – С. 310-311. – Электронный ресурс: http://www.xpa-spb.ru/libr/Oksuzyan-DV/tekst-molitvy.html . – (Дата обращения: 13.05.2018).

 



Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МАТЕРИАЛОВ САЙТА СВЯТО-ТРОИЦКОГО ПРИХОДА ГОРОДА СЫКТЫВКАРА[1]*

Вступление

Организаторами Всероссийской научно-практической конференции «Роль визуальных источников в изучении региональной истории» (Сыктывкар, 20–24 сентября 2016 г.) в «Информационном письме» сообщалось: «Визуальные  источники  становятся сегодня  не  просто  иллюстративным дополнением к исследованиям. Они всё чаще выступают в роли неофициальных свидетельств исторических событий, повседневной жизни людей. Чрезвычайно актуально для учёных историков, этнографов, культурологов и музейных сотрудников, хранителей коллекций выработать эффективные методики извлечения информации (описания, атрибуции) из подобного рода источников. Освоение методов работы с кино-фотодокументами, в том числе методов визуальной антропологии, обмен информацией о коллекциях визуальных источников по разным темам в музейных собраниях, каталогизация коллекций необходимо для расширения информационного поля и базы использующихся источников в гуманитарных исследованиях».

К числу перечисленных в «Программе» форума этнографических, антропологических, краеведческих и исторических изысканий представляется возможным прибавить и опыт историко-социального изучения.

Рассмотрение духовно-нравственной направленности материалов сайта Свято-Троицкого прихода города Сыктывкара является важным для показа примера наполнения пространства сети Интернет душеполезным содержанием, которое может способствовать сбережению созидательных устремлений воли человека от негативного воздействия времени. Укрощению его нрава – ума и сердца, переключению внимания с неуклонного желания творить зло, с чрезмерного «усердия» изобретать разнообразные формы ненависти к добру, с активного не приятия всего созидательного.

Раскрытие темы

Нужно обратить внимание на то, что Свято-Троицкий приход является общиной; община обычно состоит из нескольких храмов; в состав Свято-Троицкого прихода входит два храма: Смоленский храм и храм Троицкий. Последний храм, естественно, является главным. Тем не менее, именно в храме Смоленской иконы Божией Матери проходят Богослужения, и вокруг него концентрируется вся приходская деятельность. Поэтому сайт храма очень часто пополняется материалами, благодаря которым с 2013 года ведётся ежегодная и круглогодичная фото и видео летопись. Всё это служит побудительным мотивом к более подробному освещению основных этапов возведения именно этого храма.

Рамки статьи не дают возможности представить историю возведения храма Смоленской иконы Божией Матери во всех исторических подробностях. Желающих ознакомиться с ними отсылаю на соответствующую запись на сайте храма – [URL:  http://troica.cerkov.ru/istoriya/].

Ограничусь перечислением лишь тех событий, совершение которых сопровождалось участием епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима (архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского, на сегодняшний день), и священнослужителей города Сыктывкара.

Вначале было получено благословение епископа Сыктывкарского и Воркутинского на создание в микрорайоне Давпон Православной Христианской общины. Указом № 1820 от 20 апреля 2004 г. настоятелем и председателем Приходского совета Православного прихода Свято-Троицкого храма г. Сыктывкара  был назначен протоиерей Михаил (Козак).

2005 год. Начало возведения храма в честь иконы Божией Матери «Смоленская», или иначе: «Одигитрия» - «Путеводительница».

7 июня - забита первая свая, 11-го — установлен Крест, а 12 июня состоялось освящение Креста Правящим епископом.

28 апреля епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом были освящены купола и кресты, и 12 мая они были установлены на храме.

29 июля храм был освящен священническим чином и 30 июля 2006 г. отслужена первая Литургия.

24 сентября состоялось освящение храма Архиерейским чином.

В октябре 2006 года из г. Ярославля в храм были доставлены колокола, и 14 октября состоялось их освящение.

На Пасхальной неделе, 10 апреля 2007 года, в храме была отслужена Божественная Литургия Архиерейским чином.

14 августа 2007 г. была доставлена икона Божией Матери «Смоленская», подаренная храму игуменом монастыря Рождества Пресвятой Богородицы (села Важкурья) отцом Михаилом (Ветошкиным).

28 сентября 2007 г. Администрацией МО ГО г. Сыктывкара было подписано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В настоящее время ведутся работы по подготовке к строительству основного Свято-Троицкого храма, который имеет свою, особую архитектуру — вид восьмиконечной звезды, лучи которой направлены во все стороны света, просвещая и собирая под своими сводами всех, желающих идти путём спасения.

Почти одновременно с завершением возведения храма Смоленской иконы Божией Матери был создан сайт храма. Его платформой выступила  сеть православных сайтов Prihod.ru – [URL: http://prihod.ru/], с возможностями которого многие пользователи познакомились в 2009 году. Разработка проекта Церковь.ру, частью которого являлся конструктор Prihod.ru, была начата после получения благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

На сегодняшний день в сети Prihod.ru зарегистрировано 25015 православных организаций

Целью проекта Prihod.ru, который функционирует благодаря усилиям его основателя и исполнительного директора – Клочкова Павла и целой команды профессиональных программистов, является выведение православного Интернета на принципиально новый качественный уровень и способствование его эффективному использованию, как одной из самых значимых информационных площадок нашего времени – [URL: http://prihod.ru/o-proekte/].  

Материалы, которые размещаются иереем Стефаном (Козаком), и автором этих строк несколько раз в год, и снабжаются небольшими текстами резюме, делают сайт – [URL: http://troica.cerkov.ru/] храма Смоленской иконы Божией Матери города Сыктывкара довольно насыщенным информативным ресурсом.

 Сайт состоит из нескольких рубрик.

 В разделе «Строительство» размещены фотографии фотохудожника Фомичёва Бориса Витальевича – специалиста по связям с общественностью ГАУДО РК «Республиканского Центра Дополнительного Образования». На этих снимках представлены основные этапы возведения храма Смоленской иконы Божией Матери, начиная с завоза и установки свай под фундамент и завершая чином освящения храма – [URL: http://troica.cerkov.ru/2013/03/14/fotogallereya/].

Во вкладке «Видео» содержится документальный фильм режиссера и оператора Анатолия Тимошенко. «Строительство храма в местечке Давпон» - [URL: http://troica.cerkov.ru/2012/01/10/stroitelstvo-smolenskogo-xrama-m-davpon/#comments], разделённого позднее на три части и получившего название «Великое в малом» - [URL: http://troica.cerkov.ru/category/video/]. В течение всего фильма демонстрируются сцены трудового процесса, который сопровождается благоговейным, ответственным отношением к делу. Показан подъём и установка первого бревна, установка других брёвен, и возложение их на тёплую основу, которая выложена из лесного мха. Передано волнение отца Михаила (Козака) – настоятеля храма, его прошения о ниспослании Божией благодати на это Богоугодное дело. В процессе внешнего утепления мхом деревянного сруба принимали участие и пожилые прихожане. Передан отрывок «Молебна» на укрепление сил всех трудящихся и на снисхождение на них Божественной помощи, а также совершение пения молитвы «Отче наш» перед началом каждой трапезой. За кадром звучит песнопение «Яко с нами Бог» и другие духовные православные музыкальные композиции. Чувствуется, что под покровом Пресвятой Богородицы, несмотря на суету городской жизни, участники строительства действительно совершают «Великое в малом».

В процессе просмотра этой кинохроники вспоминаются времена из истории России и Коми края, когда люди совместными усилиями за один день поднимали церковь или небольшой храм, не имеющий в себе ни единого гвоздя. Вокруг этого храма селились и жили люди, и все их поведенческие устремления были направлены на воплощение на земле высших духовных ценностей и Евангельских истин (именно такой была жизнь жителей сёл и деревень, описанная социологом Питиримом Александровичем Сорокиным в начале автобиографического романа «Долгий путь»).  

Возвращусь к фотоснимкам, размещённым на сайте храма Смоленской иконы Божией Матери в отделе «Фото». На этих снимках запечатлеваются самые важные моменты ежегодных Рождественских и Пасхальных Служб, Служб, отслуженных Архиерейским чином. Заметное место в этой фото-летописи отводится посещению священнослужителями храма детей, находящихся на лечении в Детской Республиканской Больнице, поздравлению их с Рождеством Христовым в январе 2016 года – [URL: http://troica.cerkov.ru/category/photo/], для придания им сил справляться с физическими недугами.

 Здоровью детей, и не только физическому, но самое главное – духовно-нравственному их самочувствию и развитию, в Свято-Троицком приходе уделяется исключительно повышенное внимание. Данное направление является очень важным, потому что, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «вера тесным образом связана с нравственностью, и наличие веры зависит от нравственного состояния личности. Нравственность позволяет человеку сохранять целостность своей личности и бытия. Когда мы разрушаем нравственное начало, то вместе с тем разрушаем и человеческую личность. Итак, нравственность лежит в основе целостности человеческой личности. Если эта целостность повреждена, если сама личность разрушена, то способна ли она сконцентрировать все свои силы – умственные, душевные, интеллектуальные, - все свои чувства, чтобы на высоте этого духовного подъёма вспыхнул пламень веры?» [2, с. 181].

Работу с детьми и молодёжью по раскрытию в их душах образа добродетельной жизни, при храме Смоленской иконы Божией Матери, организуют руководители Детской воскресной школы.

Учащиеся этой школы были заняты в 2014 году в съёмках и озвучивании кукольного фильма «Волшебное яблочко» по мотивам русской народной сказки. Идея создания этого кукольного фильма принадлежала матушке Ольге Козак.

Фильм рассказывал о том, как жену благочестивого крестьянина и единственную дочь царя — жену разумную и дочь красивую — болезнь крепко приковала к кровати. Все усилия врачей оказались тщетными. Между тем, у благочестивого крестьянина было три сына. Старшие сыновья были ленивы и неприветливы с людьми, а младший сын от рассвета до зари работал в саду, и отвечал на приветствие каждого человека. Поэтому у младшего сына созрели яблоки румяные и сладкие.

Тем временем, царь решил созвать самых мудрых старцев в государстве и спросить у них совета. Мудрая старица подсказала, что как только царевна съест яблочко, добрыми руками выращенное, так сразу обретёт здоровье.

Люди отозвались на призыв царя. Понесли во дворец свои яблочки. Но добрые молодцы и девицы румяные о шумных пирах и о ярких нарядах думали.

Принесли во дворец свои неспелые яблоки и три сына.
Старшие сыновья не приветствовали на своём пути мудрого старичка: они на него и не смотрели, головного убора перед ним не снимали. Поэтому когда они пришли во дворец, все их яблоки превратились в лягушек и в червей.

Младший сын тоже понёс во дворец яблочко наливное, румяное, созревшее, и только переживал о здоровье царевны.

Перед встретившимся мудрым старичком младший сын поклонился. Рассказал всю правду о том, куда идёт, и что в корзинке несёт.
Всю правду раскрыл. Поэтому, как только откусила царевна кусочек от его яблочка, счастливее всех людей в королевстве стала. И тотчас обрела здоровье жена благочестивого крестьянина

Царевна вышла замуж за младшего сына, который никогда и не думал об устройстве личного счастья.

10-минутный фильм – [URL: http://troica.cerkov.ru/2014/03/02/koncert-2014-01-07-2/#comments] - напоминает нам об уходящих в прошлое лучших качествах характера каждого человека: о послушании, терпении, отзывчивости, скромности и честности.

Упомяну, что в «Рождественском Послании» 2016 года [URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4312445.html] Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл призвал всех чад многонациональной Русской Православной Церкви принести Богомладенцу Христу, подобно библейским волхвам, свои дары: золото — нашу искреннюю любовь к Богу, ладан — теплое моление, смирну — приветливое и заботливое отношение к ближним и дальним.

Так и поступили воспитанники «Воскресной школы» 15 января 2016 года. Получив благословение настоятеля храма — отца Михаила (Козака) — участники Рождественского детского концерта, пропев «Тропарь» Праздника, рассказали о его истории и его символах — зелёной ели и игрушках, особенностях Церковной Службы, поделились со зрителями настроением наступившего Рождества. – [URL: http://troica.cerkov.ru/2016/01/13/koncert-voskresnoj-shkoly-v-rozhdestvo-xristovo/#comments].

Заключение

Как можно было уже заметить из описаний фото – и видео материалов, сайт храма Смоленской иконы Божией Матери города Сыктывкара, является ресурсом для ознакомления людей с основами православной культуры и православного Богослужения.

Весьма важным для дальнейшего наполнения этого ресурса представляется разрешение вопроса о степени востребования – потребности в предоставлении, в нужности, в полезности того, или иного вида информации.

Изучение количества просмотров фото – и видеозаписей в «Консоле» сайта храма, на сайте «You Tube» и в социальной сети «В Контакте» позволяет говорить  о том, что у потенциальных потребителей информации сайта Свято-Троицкого прихода увлечение зрительными образами явно доминирует над интеллектуально-вербальной передачей своих впечатлений.

Подобная ситуация должна послужить для нас – наполнителей сайта видео, фото и текстовым содержанием – дополнительным стимулом к тому, чтобы попытаться пробудить в сознании посетителей сайта желание высказывать своё мнение любой эмоциональной окраски, и вносить посильный вклад в сокровищницу неиссякаемых духовно-нравственных знаний.

Чтобы это желание чаще воплощалось в конкретных действиях, мы будем и впредь следить за тем, не является ли предоставляемая нами информация по количественным показателям – избыточной, а по качественным параметрам – пустой и ненужной, а, может быть, и вредной? Не вызывает ли она «информационного невроза», не должно ли её сократить, в соответствии с положениями «сенсорной экологии», по причине появлений симптомов информационного отравления, или, выражаясь мягче, - отторжения [1, с. 585, 608]?[2]

Литература.

1. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб: «РЕЧЬ». – 2007.

2.  Патриарший календарь на 2016 год. – Календарь содержит слова и проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015.


[1]* Статья создана по благословению иерея Стефана (Козака), священнослужителя храма Смоленской иконы Божией Матери и настоятеля храма Успения Божией Матери на территории Центрального кладбища города Сыктывкара.

[2] Источник публикации статьи: Роль визуальных источников в изучении региональной истории: Сборник статей по итогам всероссийской научно-практической конференции (Сыктывкар, 20-24 сентября 2016 г.). – Сыктывкар, 2017. – С. 258-263. – Электронный ресурс: http://museumkomi.ru/bitrix/uploads/2017/06/Sbornik_2017_NazMuzei-20-24.-2016-1.pdf . – (Дата обращения: 13.05.2018).



Предварительный просмотр:

МИССИОНЕРСКИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ  АПОСТОЛА ПАВЛА КАК  ИСТОЧНИК  РАСПРОСТРАНЕНИЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ[1]

Внезапное прозрение, осенившее сознание апостола Павла по дороге в Дамаск, убедило его в том, что языческая интеллектуальная практика выводится из интеллектуальной практики христианской, «неясные предчувствия язычества освещаются Христоцентрическим пониманием истории религии» (3: 339).

После этого события иудей Савл из колена Вениаминова, родом из Тарса, ученик уважаемого всем народом еврейским законоучителя Гамалиила, перестал жестоко гнать и опустошать Христианскую Церковь Божию, как «неумеренный ревнитель отеческих своих преданий» (Гал.: 1, 13-14). Проходя служение миссионера в Пафе и Малой Азии, в Дервии и Листре, в Ефесе, и, как принято считать, в Испании, апостол бескорыстной и созидающей любви всё с более крепнувшим стремлением начал уклоняться от зла и творить благо, исцелять обольщения Иудеев мыслями горделивыми. Ибо Иудеи желали иметь учение, которое оправдывало бы возвышение их мнимых прав и преимуществ.

Возвышение это приводило к развитию, по большей части, надуманных противоречий, распутать клубок которых, и, одновременно, «отточить и отшлифовать свой ум в соприкосновении с умами других» (5: 6), призван был всемирный проповедник небесных высот, учитель языков, великий подвижник и страдалец апостол Павел, в период совершения трёх своих миссионерских путешествий.

Первое миссионерское путешествие продолжалось с 45 по 51 годы по Р.Х. Апостол Павел вместе с апостолом Варнавой прошли весь остров Кипр. В городе Пафе, в котором располагалась резиденция римского проконсула – правителя Кипра – апостолы встретили уроженца Самарии, Симона Волхва, по имени Вариисус (значение имени переводится как – «сын Иисуса»). Это был иудеянин, хотя и носил арабское имя Елима, может быть потому, что просто присвоил себе это имя, дабы прослыть за восточного мудреца. Волхв этот – чародей, колдун - входил в состав свиты проконсула Римского правительства Сергия Павла. Сергий Павел не находил удовлетворения в религии языческой и держал при себе волхва иудейского, надеясь с помощью его мудрости стать субъектом интеллектуального пространства Иудейской культуры. Разочаровавшись в премудрости Волхва, проконсул Сергий пожелал обратиться к проповедникам нового учения – христианства. Елима, из боязни потерять своё влияние, не давал возможности Сергию услышать слова проповеди Евангелия, за что апостол Павел поразил волхва слепотой. Обличение волхва и последующее ослепление произвели такое впечатление на проконсула, что он без колебаний уверовал во Христа (Деян.: 13, 1-12). «О, исполненный всякого коварства (всякой льсти) и всякого злодейства! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» (Деян.: 13, 11), - с такими словами обратился апостол Павел к Симону Волхву. «Выражение «до времени», очевидно, было словом не наказывающего, а обращающего, иначе Павел сделал бы его слепым навсегда. Говорит: «до времени», чтобы подействовать на проконсула, так как даёт этим знать, что от самого волхва зависит получить снова зрение: нужно изменить на лучший свой образ жизни. Необходимо было посредством именно такого наказания вразумить того, кто прежде был увлечён магией» (2: 106-107).

Шествуя по пути своего миссионерского подвига во второй раз, апостол Павел, в 52 году по Р.Х. посетил Афины, - центр греческого чувственного культа, искусств и богатства, изящества и пленительности. Город был полон храмов, алтарей и статуй многочисленных «неведомых божеств». Пребывая в столице Греческого государства, апостол ежедневно вступал в разговоры и споры с представителями многочисленной интеллектуальной элиты. Более понятными и доступными широким массам оказались в это время доктрины эпикурейцев и стоиков – последователей грубого материализма и нигилизма, самозамкнутой гордости.

Желание узнать, «что хочет сказать этот суеслов?», слух, что апостол «кажется, проповедует о чужих божествах», повседневное праздное стремление «говорить и слушать что-нибудь новое» (Деян.: 17, 18-21), побудило философов привести апостола Павла в Ареопаг – место на Марсовом поле близ Акрополя. Здесь происходили заседания Верховного Совета греческой республики, в состав которого входили лучшие и образованнейшие люди того времени. Апостола Павла, «суеслова», - ничтожную птицу, имевшую обыкновение собирать на перекрёстках зёрна, - пригласили, чтобы он имел возможность изложить своё новое учение.

Павел для обращения язычников в христианскую веру, в начале, пользуется всем известным, понятным и дорогим для язычников, но далее, отворачивая взор афинян от родных и близких им вещей, обращает внимание к неизвестному, неудобопонятному и до сей поры презренному. От надписи на жертвеннике, посвящённому «неведомому Богу», (почитаемому греками из-за страха потерпеть когда-либо поражение от неприятелей), проповедует Бога близкого ко всем, «не в рукотворенных храмах» (Деян.: 17, 24), а в душе человеческой живущего, и лишь вследствие печального заблуждения ума уподобленного произведениям искусства, веществу, обделанному руками людей.

Словами собственных Греческих поэтов – Арата, из Соли Киликийской, Клеанфа из Ассоса Мизийского, Пиндара, Беотийца из Кинокефала, с соблюдением стихотворного размера их произведений, - апостол отождествляет Род Человеческий с Родом Божиим, а в судилище Греческом напоминает о дне всеобщего Суда. Говорит о Боге живом, из мертвых воскресшем. Демонстрирует, что идея Богопочтения имеет одни общие основания, как у народов, поклоняющихся истинному Богу, так и у народов языческих, ибо в самой природе человека есть нечто, связывающее его с Богом. Близость Бога доказывает посредством чувственного примера: невозможно не знать, что воздух разлит всюду и находится не только близ каждого из нас, но и в нас самих. Апостол утверждает, что мир и всё, что в нём, - дело Божие (Деян.: 17, 26), и, тем самым, подрывает авторитетность мнения эпикурейцев, что всё произошло само собою и из атомов.

Прослушивание прекрасной миссионерской проповеди сей поспособствовало раскрытию интеллектуального и духовного зрения греков: ибо многие «уверовали» (Деян.: 17, 34).

Будучи сосудом любви альтруистической, Павел, придя в греческий Ареопаг, не стал унижать верований и обычаев того народа, среди которого находился, но воздал им должное уважение, поскольку Бог христианский любит каждый народ, и заботится о нём, так как самобытность всякого народа Ему дорога (Деян.: 17, 26, 28). Апостол с замечательной мудростью «находит точку соприкосновения своего учения с воззрениями греков, и оттуда начинает строить свою речь, которая нашла достойное и внешнее выражение, удовлетворявшее всем требованиям стройности светского слова» (6: 406).

Переходя от простых версий описания к более глубокому смысловому наполнению языка, Павел преподал азы христианского вероучения и раскрыл механизм формирования интеллектуального пространства христианской культуры мышления.

Надо отметить: состояние современного гуманитарного знания таково, что расширение поля исследовательской деятельности приводит к невротическим разделениям и к соперничеству проводников этого знания, причина возникновения которых заключена в развитии интеллектуального само – возношения - тщеславия. Данная ситуация имеет некоторое сходство с теми противоречиями, суть которых ярко описал апостол Павел в «Первом Послании к Коринфянам».

Павел, осуществив свой план посещения на Пасху Иерусалима, начал своё третье миссионерское путешествие из Антиохии, и, «прошедши по порядку верхние страны – Галатийскую и Фригию» (Деян.: 18, 22-23), прибыл в 58 или 59 году по Р.Х. в Ефес для утверждения здесь Церкви Христовой (Деян.: 19, 1). До апостола стали доходить сведения о возникновении в церкви Коринфской сект и религиозных партий – партии Аполлосовых, Петровых, Павловых и Христовых – названных так по имени представителя того, или иного учения, завоевавшего себе расположение большего числа христиан из Коринфа. Каждый коринфянин, превознося себя, как ученика уважаемого им проповедника, пренебрегал множеством других проповедников, не желая внимать словам даже апостола Павла. Считая себя слугами своих учителей, Коринфяне, воображали, и это было чертой их национального характера, что они уже достигли совершенства христианского (1 Кор.: 6, 9-10), особенно в отношении к познанию.

Изображая нелепость деления коринфян на партии, Павел пишет, что проповедники Евангелия, из-за личностей которых поднялся спор, суть всего лишь служители на ниве Божией. Возможность достижения успеха в деле проповеди зависит не от них, а от Бога (1 Кор.: 3, 5-20).

Порицая развитие принципа «партийности», апостол умоляет христиан из Коринфа «говорить одно», дабы «не было между вами разделений», но чтобы были соединены «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.: 1, 10).

Мудрецы сей временной жизни, - греческие философы, Иудейские учёные-раввины, - вступавшие в диспуты с теми, кто приходил к ним учиться, - не в силах были привести человечество к мысли о спасении. Спасёт людей от нравственной погибели Бог, через высшее проявление Любви. При этом мудрость человеческая, в бездну заблуждений погружаемая, со стыдом должна будет удалиться с арены деятельности своей (1 Кор.: 1, 19-20, 21).

«Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор.: 8, 1). Человек, не имеющий любви, не способен проникнуть в сущность вещи или явления, потому как приближает познающего к объекту познания – любовь, и она же устанавливает между тем и другим тесную, внутреннюю связь. Таким образом, любовь является необходимым условием всякого истинного познания (7: 5; 13; 17; 27; 57).  

Любовь альтруиста – человека, готового бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами, – проявилась и в перенесении апостолом на четырнадцать лет своего намерения отправиться в путешествие в Иерусалим (Гал.: 2, 1). Причина отсрочки состояла в желании Павла вынести своё понимание Христианского Учения на суд более опытных проповедников, приглашая их стать цензорами его проповеди. Так следовало поступить не от того, что Павел сомневался в православности своих теоретических положений. Подобное соборное утверждение необходимо было больше для других, - как для верующих, так и для тех, кто пребывал в сомнениях. Вопрошая старейшин, принимая их добрые советы, не опытные в вере могли в полной мере исполнить слова пророка Иеремии (Иер.: 6, 16): «Остановитесь на путях своих, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой и утешение душам вашим» (4: 78-80).

Покой и утешение в души современников вносил и апостол Павел, ведая интеллектуальные сомнения учеников и недоброжелателей своих, «любовию объемля всех, словом спасения дальних и ближних достизáя» (1: 18-19), мечом любви терния обольщений пустых посецая, в течение двадцати одного года своих миссионерских путешествий.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу (Икос 8). – Издание осуществлено по благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила для нужд Южно-Сахалинской и Курильской епархии. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.
  2. Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. – Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2011.

  1. Зеньковский В.В., протоиерей. Апологетика. – М.: «Лепта-Пресс», 2004.

 

  1. Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион. (В серии «Духовная сокровищница») / Предисл. и прим. свящ. Александра Гумерова. – 2-е изд., испр. – М.: Изл-во Сретенского монастыря, 2009.

  1. Монтень М. Опыты: в 3 кн. СПб: «Кристалл», «Респекс», 1998. Кн. 1-2, цит. по: Павильч А.А. Репрезентация компаративного знания в сравнительных исследованиях культуры: исторический и теоретический аспекты. // “Человек. Культура. Образование”: Научно-образовательный и методический журнал. – 2012. - № 2 (4).

  1. Руководство к изучению книг Священного Писания Новаго Завета: Обозрение Четвероевангелия, Книги Деяний Апостольских, Апостольских Посланий и Апокалипсиса. / Учебное Пособие для воспитанников Духовных Семинарий, Студентов Богословских Институтов, Богословских факультетов Университетов и Учащихся Духовных Училищ. / Сост. инспектор Владимирской Духовной Семинарии Иванов А.В. – СПб: «Воскресенiе», 2008. – Репринт издания 1914 года.

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. С иллюстрациями. Издание преемников А.П. Лопухина. – Т. 11. – НОВЫЙ ЗАВЕТ. – Петербург, Бесплатное приложение к журналу “СТРАННИК”, 1913. – Второе издание осуществлено Институтом Перевода Библии. – Стокгольм, 1987. – Т.  3.


[1] Источник публикации статьи: Человек. Культура. Образование. – 2013. - № 3. – С. 166-172. – Электронный ресурс: http://www.nbrkomi.ru/page/3931#%D0%9E . – (Дата обращения: 13.05.2018).



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

В докладе архимандрита И. Экономцева на заседании Архиерейского собора в октябре 2004 г., говорилось о том, что «православное образование стало важнейшей частью духовной жизни Российского общества. Почти повсеместно открываются православные гимназии, лицеи и воскресные школы». По словам игумена Филиппа (Филиппова), секретаря Сыктывкарской и Воркутинской епархии, за период 2003 года в Республике Коми было открыто 6 новых воскресных школ. Почти все эти религиозные образовательные учреждения испытывают постоянную потребность в книгах и в молодых преподавателях.

 Тема предлагаемого исследования получила довольно слабое освещение в отечественной историографии. В работе богослова и историка церкви Н.К. Никольского (1870-1901) «О западнославянском влиянии на идеологию и письменность Руси» упоминается письмо, написанное княгиней Ольгой германскому королю Отгону, в котором она впервые попросила (в 954 г.) прислать на Русь епископа и учителей христианской веры. В исследовании православного богослова и историка Георгия Флоренского (1893-1979) «Восточные отцы V-VIII веков» (М., 1992, Издание 2-е) перечислены главные требования, предъявляемые к русским священнослужителям. В своём капитальном труде "Очерки по истории русской церкви" (М., 1997) известный богослов А.В. Карташев (1875-1960) упоминает основные этапы обучения русских священнослужителей и оценивает уровень их подготовки. В сборнике «Древняя Русь в свете зарубежных источников» (М., 1999) содержатся данные о количестве русских книг, находящихся в одном из русских монастырей в Византии.

 Сведения, полученные из вышеперечисленных исследований, свидетельствуют о том, что подготовка священнослужителей являлась наиболее важной и актуальной задачей на начальном этапе введения христианства на территории Древнерусского государства.

 Как было замечено выше, впервые вопрос о подготовке русских пастырей был поставлен княгиней Ольгой. При этом она «не требовала себе миссионеров для крещения народа, а лишь просила себе епископа, который бы указал русским "путь истины". В переводе на современный язык это средневековое выражение означает требование не миссионеров, а учителей, которые научили бы правой вере.

В годы правления князя Владимира подготовка и обучение священнослужителей были сопряжены с немалыми трудностями. Об этом говорит тот факт, что в X веке собственно русские церковные книги не получили ещё широкого распространения и по большей своей части находились за пределами Древнерусского государства. Библиотека одного из русских монастырей, находившегося в Византии, согласно описи 1142 года, насчитывала 48 томов. Можно предположить, что учились русские священнослужители именно по этим книгам.

Следует обратить внимание на то, что обучение русских священнослужителей было довольно быстрым и потому поверхностным. По сообщению А.В. Карташева, «будущие клирики приводились к архиереям и здесь наскоро проходили нехитрую науку грамоты, или только изустного способа совершения богослужения». После окончания курса обучения русские священнослужители долгое время не могли выполнить требования Кольского просветителя лопарей Блаженного Феодорита (ум. в 1571 г.), который старался в самой языческой мудрости найти опорные и отправные точки для обращения к истинной вере. В более позднее время широкому распространению христианства во многом способствовали проповеди Стефана Пермского, обращенные к местным, хозяйственным, бытовым (военным и охотничьим) представлениям и традициям населения Русского государства и Коми края. В годы жизни известного проповедника гораздо лучше была организована работа церковно-приходских школ.

 Широкое распространение христианства на территории современной России и Республики Коми возможно при условии самого глубокого и всестороннего обучения молодых преподавателей религиозных школ. Именно эти учителя христианской веры смогут привнести в жизнь подрастающего поколения нравственные и духовные ценности, и  тем самым, сообщить развитию всей системы образования России и Республики Коми новый, дополнительный стимул.[1]


[1] Источник публикации тезисов: Проблемы истории материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран: IX Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов: Тезисы конференции / Отв. ред. С. Л. Егорова. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2005. – С. 102-104. – Текст тезисов был согласован с профессором Сыктывкарского государственного университета Золотарёвым Василием Павловичем.



Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИИ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»[1]

Международная научная конференция с таким названием состоялась 1-2 октября 2013 года в городе Сыктывкаре. Форум собрал большое количество гостей – сотрудников высших духовных заведений, священников, учёных, работников музеев, библиотек, учащихся «Гимназии искусств».

Темы исследований соотносились с 1025-летием Крещения Руси, с 630 - летием создания Пермской (Усть-Вымской) епархии, с событием вхождения Коми края в состав Московского государства, с влиянием Православной веры на образ жизни людей, на процесс формирования национальной культуры народов России. Было проведено два больших пленарных заседания. Слово о процессе «Возрождения Православия на Коми земле» было озвучено Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским в стенах Большого зала Государственного Совета Республики Коми. В рамках работы первого пленарного заседании был также заслушан доклад о «Православии как основной черте русской цивилизации» (А.В. Семёнова, академик РАЕН, Москва). На выездном пленарном заседании, проведённом 2 октября в зрительном зале Дома культуры села Усть-Вымь, было заслушано около десяти докладов. О процессах, действующих в области экономики, и их влиянии на духовно-нравственное состояние российского общества говорилось в лаконичном, но очень глубоком докладе иерея Максима Стырова, кандидата экономических наук (Республика Коми, Сыктывкар). Большой интерес в среде духовного руководства Республики Коми вызвало сообщение Плаксиной Натальи Евгеньевны, заместителя директора Национальной галереи Республики Коми (Республика Коми, Сыктывкар). Докладчик представила видеоинформацию о «Церковных древностях села Усть-Вымь». Утром 2 октября, перед выездом в село Усть-Вымь, в Национальном музее Республики Коми, вниманию участников конференции, был предложен рассказ о трудах и духовных подвигах крестителя коми-зырян – просветителе Стефане Пермском. Был продемонстрирован его посох, каждую изобразительную часть которого можно было детально рассмотреть с помощью специально разработанной компьютерной программы. Вкратце было рассказано о древних книгах, которые содержатся в книгохранилище Национального музея. «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих», - сказано в Святом Евангелии (Мф: 4, 4). Зная об этом, участники форума продемонстрировали находки новых рукописей, созданных в конце XV – начале XVI века в Усть-Вымском епархиальном книгописном центре (Морозов Б.Н., кандидат исторических наук, Институт славяноведения РАН, Москва). Подвели итоги реконструкции личных библиотек духовенства Коми края (Краева Н.В., заведующая отделом книжного фонда Национального музея Республики Коми, Сыктывкар). Раскрыли значение “Духовной книги” на фоне становления Вологодской гражданской печати XIX – начала XX веков (Орлова О. В., заведующая отделом музейно-исследовательской работы Национальной галереи Республики Коми, Сыктывкар). Сообщили о содержании частных коллекций духовенства XIX – начала XX века, хранящихся в фондах Национальной библиотеки Республики Коми (Холопова Л. А., ведущий библиотекарь Национальной библиотеки Республики Коми, Сыктывкар). Познакомили слушателей с удивительным миром православной книги (Оксузьян Д., выпускник исторического факультета Сыктывкарского государственного университета). В ходе работы конференции были проведены также заседания восьми секций.  Насыщенными фактическим материалом и пропитанные нравственным содержанием являлись доклады, представленные на заседании первой секции: «Актуальные проблемы богословия и церковной жизни». Нужно назвать некоторые из этих докладов. «О проблемах современной медицины в свете христианской антропологии» рассказал архимандрит Филипп (Филиппов). «О проблемах современного религиозного образования» говорил протоиерей Андрей Чикунов, кандидат богословия, проректор Сыктывкарского Духовного училища. Нахождение путей диалога Церкви и молодёжи и поддержание традиций священнического служения в Республики Коми. Своевременность освещения двух этих процессов была показана в докладах диакона Иоанна Коюшева и краеведа Малыхиной Анны Георгиевны, в сообщениях других юных участников конференции (Яремчук Екатерины). О том, что Бог рад принять в свои отеческие объятия самого падшего в духовном отношении человека. И только Бог способен утешить человека, обогреть лучами Божественной Любви скорбящее сердце. Об этом сообщил иерей Димитрий Гераськин, в своей замечательной работе: «О миссионерских аспектах библейской герменевтики», выбрав в качестве объекта изучения родословную Иисуса Христа. Участники конференции испробовали тёплого Усть-Вымского хлеба с солью из рук добросердечных жителей этого села. Молитва перед мощами святителей Герасима, Питирима и Ионы, вкушение трапезы в стенах Усть-Вымского мужского монастыря объединило людей из разных регионов нашей страны. Не дадим же искушениям нашего смутного времени предать забвению то, как мы, исполнившись Святого Духа и любви к своей Родине, славили дела Божии и запечатлели в своих изысканиях Его благодатное присутствие на территории Дальнего и Ближнего зарубежья и на бескрайних просторах Русского Севера!


[1] Источник публикации статьи: «Епархиальные Ведомости». – 2013. - № 11(227). – С. 4-5. – Электронный ресурс: http://syktyvkar-eparchia.ru/index/vedomosti/0-199 . – (Дата обращения: 14.05.2018).