6. Методические материалы для студентов

Денисова Марина Борисовна

В данном разделе опубликованы методические материалы для студентов по дисциплинам и профессиональным молулям

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский техникум бизнеса и технологий»

Методические рекомендации

для написания и оформления реферата

по дисциплинам и профессиональным модулям

Составитель:

преподаватель М.Б. Денисова

Дзержинск,2019        


Методические рекомендации по написанию реферата

Методические рекомендации содержат указания и рекомендации к выполнению самостоятельной работы.

 Написание реферата является - одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов; - одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.

Реферат (от лат. refero– докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним. Реферат — письменная работа объемом 12-25 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.

При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.

Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.

Функции реферата: Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная. Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует. Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Основные этапы работы над рефератом

В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.

Написание реферата.

Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.

Структура реферата

Введение

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата, который мы определили (12-25 страниц), - 1,2 страницы.

Основная часть.

В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение.

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.

Список использованных источников.

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.

Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

1.        Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

2.        Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3.        Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.    

Формулировка темы.      

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.

Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

 Создание текста. Общие требования к тексту. Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста. С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата. Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов – компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы. Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

•        поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

•        в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

•        дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

Об особенностях языкового стиля реферата.

      Для написания реферата используется научный стиль речи.

     В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

Предметом дальнейшего рассмотрения является…

Остановимся прежде на анализе последней…

Эта деятельность может быть определена как…

С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

При этом … должно (может) рассматриваться как …

Рассматриваемая форма…

Ясно, что…

Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

Логика рассуждения приводит к следующему…

Как хорошо известно…

Следует отметить…

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

Не следует писать        Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…        Таким образом, в ряде случаев…

Представляет собой        Представляет

Для того чтобы        Чтобы

Из таблицы 1 ясно, что…        Согласно таблице 1.

Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.

- Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)

- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.

Варианты переходных конструкций:

•        Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

•        Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

•        Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу

•        В заключение можно сказать, что...

•        На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

•        Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...

     При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида. Группы глаголов, употребляемые при реферировании.

      1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

       Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).       Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

      2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье: Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что. Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...    

      3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором: (Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).    

     4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.: Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

     5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.): Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.    

6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором: Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему. Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.    

7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов: Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...

8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера: - передающие позитивное отношение автора: Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого. - передающие негативное отношение автора:

Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

Обязательные требования к оформлению реферата.

Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей отметки

1.        Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.

2.        Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.

3.        В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.

4.        Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.

5.        Сноска может быть сделана двумя способами:

— традиционный вариант (через «вставка / сноска»)

— «построчная» способом [5.210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая - номер страницы.

6.        Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

1.        Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

2.        Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

3.        Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

4.        Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

5.        Использование литературных источников.

6.        Культура письменного изложения материала и оформления материалов работы.


Методические рекомендации к построению текста

Текстовый документ выполняется на стандартных листах формата А4

(210297мм).

1.4 Большие таблицы и иллюстрации допускается выполнять в виде приложений на листах формата А3 (297420мм).

1.5 Работу выполняют на одной стороне листа белой бумаги одним из следующих способов:

•        машинописным. Текст работы печатают через полтора интервала. Шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм, лента только черного цвета (полужирная);

•        рукописным - чертежным шрифтом с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Цифры и буквы необходимо писать четко черной тушью;

•        с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ.

1.6 Вписывать в текст, отпечатанный машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки (рукописным способом), а также выполнять иллюстрации следует черными чернилами, пастой или тушью.

Опечатки, описки и графические неточности, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

1.7 В текстовом документе, отпечатанном на компьютере, допускается часть информации (текст, таблицы, рисунки, чертежи) выполнять рукописным, машинописным и типографским способами, а также любым сочетанием этих способов.

1.8 Текст документа следует выполнять через один–полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

1.9 Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

1.10 Допускается выполнять перенос слов без соблюдения грамматических правил.

1.11 Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 1,27 см. Текст абзацев должен быть выровнен по ширине листа.

1.12 Следует соблюдать следующие размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 25 мм.

Критерии оценки:

- актуальность темы исследования;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота разработки поставленных вопросов;

- значимость выводов для дальнейшей практической деятельности;

- правильность и полнота использования литературы;

- соответствие оформления реферата стандарту;

- качество сообщения и ответов на вопросы при защите реферата.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский техникум бизнеса и технологий»

Методические рекомендации

по подготовке творческих работ

по дисциплинам и профессиональным модулям

Составитель:

преподаватель М.Б. Денисова

Дзержинск,2019        


Методические рекомендации по подготовке творческих работ

Подготовка творческого домашнего задания

Творческие домашние задания – одна из форм самостоятельной работы студентов, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы.

Творческое задание – задание, которое содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

  • качестве главных признаков творческих домашних работ студентов выделяют:

- высокую степень самостоятельности;

-умение логически обрабатывать материал;

- умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать материал; - умение классифицировать материал по тем или иным признакам;

- умение высказывать свое отношение к описываемым явлениям и

событиям;

        - умение давать собственную оценку какой-либо работы и др.

Выделяют следующие виды домашних творческих заданий:

I. Задания когнитивного типа

  1. Научная проблема – решить реальную проблему, которая существует

  • науке.

  1. Структура – нахождение, определение принципов построения различных структур.

  1. Опыт – проведение опыта, эксперимента.
  2. Общее в разном – вычленение общего и отличного в разных системах.

  1. Разно-научное познание – одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта.

II. Задания креативного типа

  1. Составление – составить словарь, кроссворд, игру, викторину и т.д.

  1. Изготовление – изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, видеофильм.

  1. Учебное пособие – разработать свои учебные пособия.

III. Задания организационно-деятельностного типа

  1. План – разработать план домашней или творческой работы, составить индивидуальную программу занятий по дисциплине.

  1. Выступление – составить показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, занятие.

  1. Рефлексия – осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного отрезка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

  1. Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого студента, подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

Примерный список тем домашнего творческого задания представлен в программе дисциплины.

Студенту целесообразно выделить в рамках выбранной темы проблемную зону, постараться самостоятельно ее изучить и творчески подойти к результатам представления полученных результатов.

Вычленить «рациональное зерно» помогут статистические, справочные

  • специализированные источники информации (данные социологических исследований).

Требования к написанию и оформлению творческого домашнего задания.

Работа выполняется на компьютере (гарнитура Times New Roman, шрифт 14) через 1,5 интервала с полями: верхнее, нижнее – 2; правое – 3; левое – 1.

Отступ первой строки абзаца – 1,25.

Сноски – постраничные.

Должна быть нумерация страниц.

Таблицы и рисунки встраиваются в текст работы.

Объем работы, без учета приложений, не более 10 страниц. Значительное превышение установленного объема является недостатком

работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать и переработать необходимый материал.

Оформление творческого задания

  1. Титульный лист.
  2. Форма задания.
  3. Пояснительная записка.
  4. Содержательная часть творческого домашнего задания.
  5. Выводы.
  6. Список использованной литературы.

Титульный лист является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. В приложении 1 представлен образец оформления титульного листа творческого домашнего задания.

  • пояснительной записке дается обоснование представленного задания, отражаются принципы и условия построения, цели и задачи. Указывается объект рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Проводится оценка своевременности и значимости выбранной темы.

Содержательная часть домашнего творческого задания должна точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Материал должен представляться сжато, логично и аргументировано.

Заключительная часть предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

Список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данной работы. Общее оформление списка использованной литературы для творческого домашнего задания аналогично оформлению списка использованной литературы для реферата (см. Методические рекомендации при подготовке реферата). В список должны быть включены только те источники, которые автор действительно изучил.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством преподавателя.

Цели проектной деятельности:

  1. Расширить и закрепить знания, умения, полученные при изучении дисциплины.

  1. Выработать умение самостоятельно собирать материал по избранной теме, анализировать его, делать выводы и формулировать собственную позицию.

  1. Приобщиться к исследовательской деятельности.

  1. Развивать в себе креативность (творчество), эстетический вкус, инициативность, логическое мышление.

Завершением творческой проектной деятельности является создание творческого продукта, который необходимо публично защищать на итоговом занятии по дисциплине (на защиту продукта отводится 5-10 минут).

Творческим продуктом может быть: мультимедийная презентация, видеоролик, выставка каких-либо предметов, «живое» выступление с литературно-музыкальной композицией (литмонтажом, драматизацией какого-либо сюжета), аналитический доклад с иллюстративными материалами.

Работа над творческим проектом может быть как индивидуальной, так и коллективной.

В творческую группу может входить не более пяти человек. При формировании творческой группы надо учитывать общность интересов еѐ членов, желание работать вместе, а также способность каждого ответственно выполнять какой-либо вид деятельности (например, производить видео- или фотосъемку, готовить презентацию, оформлять текстовый материал, читать стихи, петь и т.д.).

Этапы работы над творческим проектом

ЭТАП І: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  1. Выбор темы творческого проекта.

Студентам предоставляется право свободного выбора темы творческого проекта. Тема проекта согласовывается с преподавателем. Выбор темы должен основываться на:

а) осознании проблемы для вас, вашего народа, вашей семьи; вычленении конкретной потребности;

б) оценке возможного творческого решения проблемы; в) собственном интересе и способностях;

г) оценке материальных возможностей для производства творческого продукта.

  • связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи проекта. Формулируя цель проекта, следует помнить, что цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути еѐ достижения.

2. Планирование работы над проектом.

После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности по производству проектного продукта:

а) сбор материалов по истории или теории вопроса;

б) сбор материалов о культурных традициях и современных тенденциях; в) анализ имеющихся материальных ресурсов; г) технологический (то есть, разбитый на отдельные операции) процесс

производства творческого продукта; д) дизайнерские способы, приемы, техники представления творческого

продукта.

План необходим для определения основных направлений исследования

  • сбора материала.

Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.

  1. Работа с литературой включает в себя:

а) отбор и изучение литературы по теме проекта;

б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.

При чтении книг, статей и др. необходимый материал фиксируется в виде:

  • цитирования с указанием источника информации, автора цитаты,
  • ксерокопий или сканирования текста,

  • конспектов статей.

Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.

4. Разработка технологической последовательности подготовки творческого продукта.

Планирование процесса подготовки производится в соответствии с возможностями и ресурсами:

а) материально-технической базой колледжа;

б) творческими способностями авторов проекта;

в) собственными материальными ресурсами авторов проекта.

ЭТАП ІІ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Оформление творческого проекта и творческого продукта, который защищается публично. Обязательным условием является соблюдение правил техники безопасности и культуры труда.

ЭТАП ІІІ: ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

  1. Авторы (автор) проекта в течение 5-10 должны представить свою работу в самом выигрышном виде, причем все участники 6 представления творческого проекта должны себя как-то проявить, не перепоручая это кому-то одному.

  1. Если творческий продукт является художественным творчеством, надо в выступлении дать аннотацию (краткое описание) на него:

а) проблема, определившая тему проекта;

б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом; в) задачи, которые решались для достижения цели; г) новые знания и умения, полученные в процессе работы;

д) трудности работы над проектом и его продуктом и способы их преодоления;

е) соответствие полученного результата цели.

  1. В процессе защиты можно использовать заранее подготовленный наглядный материал.

  1. Требования к изложению материала:

а) Изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора.

б) Изложение материала должно быть логичным, т.е. излагать мысли последовательно, не противоречить самому себе.

в) Изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка.

Выступление на защите должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки познания авторов проекта по предмету. После выступления авторам задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.

Работа над текстом творческого проекта.

После изучения литературы, анализа и обобщения материала приступают к работе над содержанием проекта.

Первый шаг – подготовка чернового варианта. Рекомендуется черновой вариант писать на отдельных листах. Для обозримости содержания в целом текст проекта разбивают на разделы, главы, параграфы, пункты, подпункты. По окончании написания текста названия глав, параграфов, разделов выносят

  • «Содержание». Можно пойти и другим путем: сначала наметить «Содержание» (план), а затем подбирать материал под это содержание.

Помимо основного текста в работу включают разнообразный иллюстративный материал, но обязательно с комментариями. Проверяется грамотность, исправляются ошибки.

Черновой вариант согласовывается с преподавателем. После этого работа окончательно дорабатывается и печатается в окончательном варианте.

Структура творческого проекта.

Творческий проект состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.

Во Введении мотивируется выбор темы; определяется еѐ актуальность (теоретическое и практическое значение); определяется цель и задачи; возможно, выдвигается гипотеза (предполагаемый результат исследования).

  • основной части должен быть представлен сам творческий продукт в виде видеоролика, наглядного пособия, слайд-программы, «живого» выступления и т.д. В бумажном варианте – это распечатка презентации, распечатка кадров (основных), сценарий, буклет и т.д.

  • заключении обобщаются результаты; делаются выводы по решению выдвинутой вами проблемы.

После заключения помещают список литературы, изученной по теме проекта.

  • приложениях помещают иллюстрации, фото, схемы.

Оформление творческого проекта

  1. Проект должен быть напечатан на стандартных листах писчей бумаги формата А4.

  1. Размер полей: левое – 30 мм, правое – 10мм, верхнее – 20 мм, нижнее

– 20 мм.

  1. Размер шрифта – 14, гарнитура Times New Roman, цвет – черный.
  2. Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
  3. Отступ красной строки – 1,25см.
  4. Выравнивание текста – по ширине.

  1. Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу посередине. Отсчет страниц начинается с титульного листа, но цифры проставляют, начиная с текста введения.

  1. Оглавление (содержание), введение, каждая глава или раздел, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы.

  1. В содержание выносят все заголовки работы. Справа указывают страницы (цифрой, без буквы «с»), с которых начинаются разделы. Между последним словом заголовка и номером страницы ставится отточие.

  1. Иллюстративный материал располагается в работе непосредственно после текста, в котором упоминается. Обозначается словом «Рис…» и нумеруется арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста.

  1. Таблица должна иметь название и номер. Таблицы нумеруются в пределах всего текста. Слово «Таблица» и еѐ номер помещают над названием таблицы слева.
  2. Сокращения в тексте не допускаются, кроме: т.е., и т.д., и др.

  1. В списке литературы используется алфавитное расположение источников под общей нумерацией.

  1. Приложения располагают после списка литературы. Слово Приложение печатают в правом верхнем углу. Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами без знака №.

15. Все листы подшивают в папку.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский техникум бизнеса и технологий»

Методические рекомендации

для написания и оформления доклада

по дисциплинам и профессиональным модулям

Составитель:

преподаватель М.Б. Денисова

Дзержинск,2019        

Методические рекомендации для написания и оформления

доклада 

Методические рекомендации содержат указания и рекомендации к выполнению самостоятельной работы.

Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.

При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.

В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.

К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Выбор темы доклада.

Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над докладом 

Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).

Составление списка использованных источников. Обработка и систематизация информации. Разработка плана доклада. Написание доклада. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура доклада: 

- титульный лист

- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

 - введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

 - основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);

- список использованных источников.

Структура и содержание доклада 

Введение - это вступительная часть работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.

Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.

В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.

В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.

Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».

Требования к оформлению доклада 

  1. Внимательно прочитайте текст, проверив его на наличие недопустимых выражений, оборотов, англоязычных синонимов, применение числовых величин, математических знаков, применение сокращенных обозначений единиц измерения величин, применение индекса стандартов без регистрационного номера.
  2. Оформите грамотно формулы (при наличии), примечания (при наличии), таблицы и иллюстрации.
  3. Составьте список использованных источников информации
  4. Оформите содержание документа.

Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

- риторические вопросы;

- актуальные местные события;

- личные происшествия;

- истории, вызывающие шок;

- цитаты, пословицы;

- возбуждение воображения;

- оптический или акустический эффект; неожиданное для слушателей начало доклада.

Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.

Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для убеждения следует использовать:

-сообщение о себе - кто?

-обоснование необходимости доклада - почему?

-доказательство - кто? когда? где? сколько?

-пример - берём пример с …

-сравнение - это так же, как…

-проблемы - что мешает?

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:

-  обобщение;

-  прогноз;

-  цитата;

-  пожелания;

-  объявление о продолжении дискуссии;

-  просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание.

Фазы доклада:

Информация

Объяснение

Обоснование

Доказательство

Пример

Проблемы

Сравнение

Заключение открытие

Фазы

Мотивация  убеждение побуждение

Обратная связь

При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы. Правильная реакция на вопрос:

- «Да».

- «Хорошо».

- «Спасибо, что вы мне сказали».

- «Это является совсем новой точкой зрения».

- «Это можно реализовать».

- «Вы попали в точку».

- «Именно это я имею в виду».

- «Прекрасная идея».

- «Это можно делать и так».

- «Вы правы».

- «Спасибо за Ваши указания».

- «Это именно и является основным вопросом проблемы». 

Доклады выполняются на листах формата А 4, шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. На листах формата А 4 на первой странице оформляется титульный лист, в котором указывается название филиала сверху по центру, посередине страницы пишется заглавными буквами жирным начертание слово ДОКЛАД, ниже – по дисциплине:….(название дисциплины), ниже по цетру пишется тема. После темы оставляем два пробела и справа пишем: Выполнил (-а) студент (-ка) ..курса, специальности…..(код и наименование специальности), фамилия и инициалы автора, руководитель…(ФИО руководителя).

Структура выступления

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть

суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.

Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Составляющие воздействия докладчика на слушателей:

1.Язык доклада (короткие предложения,  выделение главных предложений,  выбор слов, образность языка.

2.  Голос (Выразительность. Вариации громкости. Темп речи.)

3.  Внешнее общение. Зрительный контакт. Обратная связь. Доверительность. Жестикуляция.

 Критерии оценки доклада 

- актуальность темы исследования;

 - соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

 «Отлично»- объем доклада - 5-6 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями.

При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» -  объём доклада - 4-5 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно,  текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки.

При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - объём доклада - менее 4 страниц, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

«Неудовлетворительно» - объем доклада -  менее 4 страниц, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.