Самообразование
2019 - 2020 г "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
2020 - 2021 г «Развитие связной речи детей средней группы»
2021 - 2022 г «Развитие речи с помощью дидактических игр»
2022 - 2023 г «Связанная речь в подготовительной группе»
2023 - 2024 г «Расширение словарного запаса у детей 5 - 6 лет с помощью речевых игр и упражнений»
2024 - 2025 г «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
2025 - 2026 г "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
Самообразование на тему:
"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
Валиуллина И.И.
Когалым 2019
Цель: развитие мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи:
- Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Объект: дети 3-4 лет.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
План самообразования по теме:
"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
на 2019 - 2020 учебный год
№ | Название мероприятия | Сроки |
1 | Изучить литературу по данной теме. | сентябрь |
2 | Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики. | октябрь |
3 | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. | ноябрь |
4 | Заучивание с детьми пальчиковых игр | декабрь |
5 | Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?». | январь |
6 | Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. | февраль |
7 | Создание разнообразного «Пальчикового театра» | март |
8 | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» | апрель |
9 | Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» | май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
Самообразование на тему:
«Развитие связной речи детей средней группы»
Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
Валиуллина И.И.
Когалым 2020
Цель: повысить уровень знаний по методике развития связной речи у детей средней группы.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- работать над произношением.
План самообразования по теме:
«Развитие связной речи в средней группе»
на 2020 – 2021 учебный год
Сентябрь
Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей средней группы»
2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:
- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);
- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).
Октябрь-Ноябрь
1. Проработать отобранную литературу по теме.
2.Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика ;
- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Осень»;
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;
- Загадки-складки о профессиях;
-картинки для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».
3.Беседы:
- «Что я знаю о себе»;
- «Речевой аппарат.
4.Знакомство с пословицами и поговорками о труде:
- Земелька черная, а белый хлеб родит.
- Торопливый дважды одно дело делает.
- Без труда нет плода.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Больше дела - меньше слов.
- Всякая работа мастера хвалит.
- Глазам страшно, а руки сделают.
- Баловством хлеба не добудешь.
5.Знакомство со считалкой:
Начинается считалка:
На дорогу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
6.Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Огород».
- «Мальчик и щенок».
- «Еж и яблоки».
8. Чтение, беседы, пересказ.
9.Чтение и заучивание стихотворения:
- И. Бунин «Листопад» (отрывок).
1о. Чтение и обсуждение,пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок».
- «Война грибов».
- «Вершки и корешки».
11. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «ветры»;
- «подуем на плечо»;
- «листики осенние»;
- «запасливые хомячки»;
- «пузыри»;
- «надуем шарик».
12.Артикуляционная гимнастика:
- «Чашечка»;
- «Бегемот»;
- «Хоботок»;
- «Иголочка»;
- «Вкусное варенье»;
- «Утиный клювик».
13.Дидактические игры:
- «Буква моего имени»;
- «Назови слова»;
- «Употребление предлогов»;
- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);
- «Придумай новое слово»;
- «Что лишнее?»;
14. Консультации для родителей.
Декабрь-Январь
1. Внедрение отработанных методик.
2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей старшей группы».
3. Работа с литературой.
4.Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы и сказки: «Три сына» В. Осеевой, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
5.Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
6.Знакомство с считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велел.
7. Чтение и заучивание стихотворения
- И. Суриков «Зима».
- С. Есенин «Пороша».
8. Чтение и обсуждение,пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
9. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
-«запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
10. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
11.Артикуляционная гимнастика:
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
12.Дидактические игры:
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- Что означает выражение?
13.Консультации для родителей:
14.Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
15.Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
Февраль – март.
1.Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
2.Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
3.Знакомство с считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Сидит девица в темнице
А коса на улице
(Морковь)
5.Чтение и беседы по рассказам:
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.
6.Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Зима».
- «Зимние забавы».
7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Катание на лыжах».
- «Зимние забавы».
8.Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Поет зима – аукает».
- С. Есенин «Пороша».
- С. Есенин «Береза».
9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
- «запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
12.Артикуляционная гимнастика:
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
13.Дидактические игры:
-«Логопедическая ромашка»;
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- «Что означает выражение?
14.Театрализованная деятельность:
- Новогодний театрализованный праздник.
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
15.Консультации для родителей:
- «Воспитание ответственности у детей».
- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
16.Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Здоровый образ жизни в семье».
17.Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь.
Апрель-май.
1. Внести в группу - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;
- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;
-картинки для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Расческа», Комарик», «Блинчики», «Лягушка».
2.Знакомство с пословицами и поговорками о весне:
- Весной трех погожих дней подряд не бывает.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Весною сутки мочит, а час сушит.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
- Матушка весна всем красна.
- Пришел марток— надевай семеро порток.
- Сколько проталинок, столько жаворонков.
- Увидел грача — весну встречай.
- Хороший год по весне видно.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
3.Знакомство с считалкой:
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
4. Разгадывание логических загадок (например):
- Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т. к. горошины не ходят)
- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?
(Желток не может быть белым)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)
5.Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели».
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Рыболовы».
- «Маша и цыплята».
- «Спасение птенцов».
7. Чтение и беседы по рассказам,пересказ:
- «Кораблик» В. Сутеев.
- «Лисята» С. Чарушин.
-«Утренние лучи» К. Ушинский.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.
Анализ и оценка своей деятельности.
Формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- подвижные игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
Самообразование на тему:
«Развитие речи с помощью дидактических игр»
Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
Валиуллина И.И.
Когалым 2021
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
План самообразования по теме:
«Развитие речи с помощью дидактических игр»
на 2021 – 2022 учебный год
№ | Наименование | Сроки |
1 | Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме. Роль игры в жизни детей | Сентябрь-Октябрь |
2 | Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (Дидактические игры на занятиях.) | Ноябрь |
3 | Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи» | Декабрь-Январь |
4 | Приемы обогащения словаря. Дидактические игры направленные на обогащение словаря. | В течение года |
5 | Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи(Просмотр мультфильмов, слушание песен.) | Февраль |
6 | Игра на развитие словарного запаса.( Буклет для родителей) | Апрель |
7. | Результаты проведенной работы по самообразованию(Отчет) | Май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
Самообразование на тему:
«Связанная речь в подготовительной группе»
Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
Валиуллина И.И.
Когалым 2022
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Для реализации поставленной цели определила ряд задач:
1.Развитие свободного общения со взрослыми;
2.совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
3. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
4.учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
5.Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План самообразования по теме:
«Связанная речь в подготовительной группе»
на 2022 – 2023 учебный год
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь Октябрь | «Развитие связной речи в подготовительной группе » | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения» |
Ноябрь | Развитие речи по средствам дидактических игр.
| Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.
| Консультация для родителей на тему: «Дидактическая игра как средство связанной речи». Картотека дидактических игр для изучения с детьми Деление опытом с коллегами. Показ для родителей. |
Декабрь | Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста | Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок. |
Январь | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Внести картотеку игр для родителей на развитие связанной речи: «Найди картинке место» «Хорошо – плохо» «Где начало рассказа?»
|
Февраль | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами. |
Март | Развитие связной речи через театральную деятельность. | Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. | Показ сказки для детей младшей группы. «Гуси - лебеди » |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».
|
Май | Подготовка к летней оздоровительной работе. | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
Самообразование на тему:
«Расширение словарного запаса у детей 5 - 6 лет с помощью речевых игр и упражнений»
Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
Валиуллина И.И.
Когалым 2023
Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования речевых игр и упражнений по речевому развитию в соответствии с ФГОС
Задачи:
1. Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте.
2. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
3. Разработать и подобрать речевые игры и упражнения, способствующие речевому развитию.
План самообразования по теме:
«Расширение словарного запаса у детей 5 – 6 лет с помощью речевых игр и упражнений»
на 2023 – 2024 учебный год
Месяц | Формы работы | ||
дети | самообразование | родители | |
Сентябрь | Мониторинг по образовательной области. | •Изучение нормативных документов •Выбор и определение темы самообразования •Планирование работы по теме самообразования | |
Октябрь | Уровень сформированности звуковой культуры речи: •«Повтори правильно» •«Скажи чистоговорку» •«Выдели первый звук в слове» Уровень сформированности грамматической стороны речи: •«Закончи предложение» •«Прятки» •«Сервируем стол» | •Изучить и обобщить психолого-педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста. Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.) | Консультация: «Ребенок 5 - 6 лет» (особенности развития детей) |
Ноябрь | Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: •«Послушай и скажи» •«Угадай, кто меня позвал» Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): •«Что бывает осенью?» •«Один -много» • «Назови ласково» Игры для грамматического строя речи: •«Подумай и назови» •«Чего много» •Мой-моя-моё-мои» Игры для развития связной речи: •«Дай определение словам» •«Дай действия словам» •«Наоборот» | •Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию •Создание картотеки речевых игр | |
Декабрь | Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: •«Чей голос» •«Придумай своё слово» •«Найди ошибку» Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): •Магазин «Фрукты» • «Кто во что одет?» Игры для грамматического строя речи: •«Наоборот» •«Кто больше» •«Какой предмет» Игры для развития связной речи: •«Четвертый лишний» •«Кто у кого?» | •Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию •Создание картотеки речевых игр | Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи) |
Январь | Упражнение на речевое дыхание: «Ветерок» Игры для грамматического строя речи: •«Узнай игрушку» •«Давай познакомимся» Игры для развития связной речи: •«Угадай звук» •«Используй каждое мгновение» •«Вкус и запах» •«Измени предложение» «Кто это, что это?» | ||
Февраль | •Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики» Игры для грамматического строя речи: •«Закончи фразу» •«Какое это бывает» •«Кто что делает» Игры для развития связной речи: •«Когда это бывает?» •«Разноцветный сундучок» •Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | •Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию •Создание картотеки речевых игр и упражнений •Разработка конспектов ООД с использованием речевых игр | Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет» |
Март | Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: •«Чей голос» •«Кто как кричит» Игры для грамматического строя речи: •«Назови одним словом» •«Скажи наоборот» •«Закончи фразу» Игры для развития связной речи: •«Чего не стало, кого не стало?» •«Подбери разные слова» •«Смысл слова» •«Закончи предложение» | •Оформить карточки - схемы (мнемотаблицы) для разучивания стихотворений. •Консультация для педагогов «Как выполнять артикуляционную гимнастику» | Консультация для родителей «Как можно легко выучить стихотворение по опорным картинка?» |
Апрель | Игры для развития связной речи: •«На чем дети катаются?» •«Доскажи словечко» •«Что за предмет?» •Разучивание стихотворения по опорным картинкам | Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа. | Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?» |
Май | Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» | Оформление работы в полном варианте | Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Колокольчик»
Самообразование на тему:
«Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
Валиуллина И.И.
Когалым 2024
Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у дошкольников устойчивого интереса к художественной литературе; создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе
Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги);
- развивать у детей умений с помощью игр рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки.
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей
Актуальность темы:
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами.
Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
План самообразования по теме:
«Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
на 2024 – 2025 учебный год
Месяц | Формы работы | ||
Дети | Самообразование | Родители | |
Сентябрь | Мониторинг по образовательной деятельности | - Изучение нормативных документов -Выбор и определение темы самообразования - Планирование работы по теме самообразования | |
Октябрь | Просмотр презентации «Рождение книги» Экскурсия в библиотеку | Создание презентации, подготовка к экскурсии | Привлечение родителей к экскурсии в библиотеку |
Ноябрь | «Кто за кем?», «Расскажи по картинке» Игра-викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем» | Пополнение предметно-развивающей среды | Изготовление игр по сказкам |
Декабрь | «12 месяцев», «Снегурочка» Создание «Книжкиной больницы» | Подготовка атрибутики для создания «Книжкиной больницы» | Онлайн – консультация «Роль книги в воспитании и развитии детей» |
Январь | Инсценировка сказки «Муха цокотуха» Показ сказки «Муха цокотуха» детям младших групп | Разработка конспекта – сценария, Разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, музыки. | Привлечение изготовлению атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности. |
Февраль | Экспериментирование «Изготовление книги» Продуктивная деятельность: аппликация «Непослушный мышонок», рисование «Усатый полосатый» | Организация тематических книжных выставок в группе | Привлечение родителей к пополнению книжного уголка группы |
Март | Изготовление книжек-малышек для ярмарки в ДОО. Участие в ярмарке. | Подготовка атрибутики для изготовления книжки - малышки | Оформление консультации «Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению» |
Апрель | Физкультурный досуг «В гостях у сказки» | Разработка конспекта сценария, подбор музыки. | Участие родителей в физкультурном досуге |
Май | Театрализованные игры в группе | Разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, музыки | Буклет: «Воспитываем детей с помощью сказок» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
Самообразование на тему:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
Валиуллина И.И.
Когалым 2025
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- -развивать монологическую форму речи;
- -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- -учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- -развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План работы на 2025-2026 учебный год
1 этап. Подготовительный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1. | Изучить и проанализировать: 1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001. 2. Лебедева Л.В. Козина И.В.Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008 3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. 4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007). | сентябрь-май |
2. | Изучение материалов на сайтах: - http://maam.ru; - http://nsportal.ru; - http://infourok.ru; - http://loqopedy.ru. | сентябрь-май |
2 этап. Практический
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | сентябрь |
2. | Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | октябрь |
3. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | октябрь |
4. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова) Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | октябрь-апрель |
5. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | ноябрь |
6. | Памятки для родителей по обучению связной речи. | декабрь |
7. | Разучивание стихов на тему «Зима» Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима» | январь |
8. | «В мире загадок» Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | февраль |
9. | Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | февраль |
10. | Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | март |
11. | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | май |
3 этап. Обобщающий
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1. | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии по данной теме. | сентябрь-май |
2. | Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах | сентябрь-май |
3. | Подобрать материал и разработать консультации для родителей | октябрь-ноябрь |
4. | Подведение итогов. Оформление результатов и распространение своего педагогического опыта | май |
