Самообразование

Валиуллина Ираида Ибрагимовна

2019 - 2020 г "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

2020 - 2021 г «Развитие связной речи детей средней группы»  

2021 - 2022 г «Развитие речи с помощью дидактических игр»

2022 - 2023 г  «Связанная речь в подготовительной группе»

2023 - 2024 г «Расширение словарного запаса у детей 5 - 6 лет с помощью речевых игр и упражнений»

2024 - 2025 г «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

2025 - 2026 г "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"


 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Самообразование на тему:

"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Валиуллина И.И.

                                                   Когалым 2019

Цель: развитие мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  1.  Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Объект: дети 3-4 лет.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

План самообразования по теме:

"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

на 2019 - 2020 учебный год

Название мероприятия

Сроки

1

Изучить литературу по данной теме.

сентябрь

2

Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

октябрь

3

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

ноябрь

4

Заучивание  с детьми пальчиковых игр

декабрь

5

Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».

январь

6

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

февраль

7

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

март

8

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

апрель

9

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

май



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Самообразование на тему:

«Развитие связной речи детей средней группы»  

Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Валиуллина И.И.

                                                   Когалым 2020

Цель: повысить уровень знаний по методике развития связной речи у детей средней группы.

Задачи: 

- развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

- работать над произношением.


План самообразования по теме:

«Развитие связной речи  в средней группе»

на 2020 – 2021 учебный год

Сентябрь

Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей средней группы»

2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:

- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);

- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);

- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).

Октябрь-Ноябрь

1. Проработать отобранную литературу по теме.

2.Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика ;

- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Осень»;

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;

- Загадки-складки о профессиях;

-картинки для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».

3.Беседы:

- «Что я знаю о себе»;

- «Речевой аппарат.

4.Знакомство с пословицами и поговорками о труде:

- Земелька черная, а белый хлеб родит.

- Торопливый дважды одно дело делает.

- Без труда нет плода.

- Муравей не велик, а горы копает.

- Больше дела - меньше слов.

- Всякая работа мастера хвалит.

- Глазам страшно, а руки сделают.

- Баловством хлеба не добудешь.

5.Знакомство со считалкой:

Начинается считалка:

На дорогу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

6.Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Осень».

- «Осень в лесу».

- «По грибы».

7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Огород».

- «Мальчик и щенок».

- «Еж и яблоки».

8. Чтение, беседы, пересказ.

9.Чтение и заучивание стихотворения:

- И. Бунин «Листопад» (отрывок).

1о. Чтение и обсуждение,пересказ сказок:

- В. Сутеев «Мешок яблок».

- «Война грибов».

- «Вершки и корешки».

11. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «ветры»;

- «подуем на плечо»;

- «листики осенние»;

- «запасливые хомячки»;

- «пузыри»;

- «надуем шарик».

12.Артикуляционная гимнастика:

- «Чашечка»;

- «Бегемот»;

- «Хоботок»;

- «Иголочка»;

- «Вкусное варенье»;

- «Утиный клювик».

13.Дидактические игры:

- «Буква моего имени»;

- «Назови слова»;

- «Употребление предлогов»;

- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);

- «Придумай новое слово»;

- «Что лишнее?»;

14. Консультации для родителей.

Декабрь-Январь

1. Внедрение отработанных методик.

2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей старшей группы».

3. Работа с литературой.

4.Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы и сказки: «Три сына» В. Осеевой, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».

5.Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

- Без шубы и валенок - и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

6.Знакомство с считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велел.

7. Чтение и заучивание стихотворения

- И. Суриков «Зима».

- С. Есенин «Пороша».

8. Чтение и обсуждение,пересказ сказок:

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

9. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «надуем шарик»;

-«запасливые хомячки»;

- «Снежинки»;

10. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Погреем пальчики»;

- «Дед Мороз»;

- «Фонарики»;

- «Огоньки».

11.Артикуляционная гимнастика:

- «Лошадка»;

- «Качалочка»;

- «Змея»;

- «Киска сердится»;

- «Часики»;

- «Маляр».

12.Дидактические игры:

- «Сочини предложение»;

- «Противоположности»;

- Что означает выражение?

13.Консультации для родителей:

14.Беседы с родителями:

- «Развитие речевого дыхания».

15.Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь».

Февраль – март.

1.Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».

2.Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

- Без шубы и валенок - и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

3.Знакомство с считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):

Сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Сидит девица в темнице

А коса на улице

(Морковь)

5.Чтение и беседы по рассказам:

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

6.Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Зима».

- «Зимние забавы».

7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Катание на лыжах».

- «Зимние забавы».

8.Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

- С. Есенин «Пороша».

- С. Есенин «Береза».

9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «надуем шарик»;

- «запасливые хомячки»;

- «Снежинки»;

11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Погреем пальчики»;

- «Дед Мороз»;

- «Фонарики»;

- «Огоньки».

12.Артикуляционная гимнастика:

- «Лошадка»;

- «Качалочка»;

- «Змея»;

- «Киска сердится»;

- «Часики»;

- «Маляр».

13.Дидактические игры:

-«Логопедическая ромашка»;

- «Сочини предложение»;

- «Противоположности»;

- «Что означает выражение?

14.Театрализованная деятельность:

- Новогодний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Зимовье зверей».

- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».

15.Консультации для родителей:

- «Воспитание ответственности у детей».

- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».

16.Беседы с родителями:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Здоровый образ жизни в семье».

17.Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь.

Апрель-май.

1. Внести в группу - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;

- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;

-картинки для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Расческа», Комарик», «Блинчики», «Лягушка».

2.Знакомство с пословицами и поговорками о весне:

- Весной трех погожих дней подряд не бывает.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Весною сутки мочит, а час сушит.

- Весною сверху печет, а снизу морозит.

- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

- Матушка весна всем красна.

- Пришел марток— надевай семеро порток.

- Сколько проталинок, столько жаворонков.

- Увидел грача — весну встречай.

- Хороший год по весне видно.

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

3.Знакомство с считалкой:

Над горою солнце встало

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось, покатилось,

В речку с мостика свалилось,

Кто увидел - не дремли,

Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец,

Ведь считалочке конец!

4. Разгадывание логических загадок (например):

- Сколько горошин может войти в один стакан?

(Нисколько, т. к. горошины не ходят)

- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?

(Желток не может быть белым)

- Из какой посуды нельзя ничего поесть?

(Из пустой.)

5.Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Весна».

- «Птицы прилетели».

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Рыболовы».

- «Маша и цыплята».

- «Спасение птенцов».

7. Чтение и беседы по рассказам,пересказ:

- «Кораблик» В. Сутеев.

- «Лисята» С. Чарушин.

-«Утренние лучи» К. Ушинский.

- «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

Анализ и оценка своей деятельности.

Формы и методы работы с детьми и родителями:

- занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры – инсценировки;

- досуговые игры;

- подвижные игры;

- музыкально-хороводные игры;

- наглядно – информационный метод;

- анкетирование родителей;

- проведение родительских собраний;

- оформление уголка «Для Вас, родители»;

- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Самообразование на тему:

«Развитие речи с помощью дидактических игр»

Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Валиуллина И.И.

                                                   Когалым 2021

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. 

План самообразования по теме:

«Развитие речи с помощью дидактических игр»

на 2021 – 2022 учебный год

Наименование

Сроки

1

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме.

Роль игры в жизни детей

Сентябрь-Октябрь

2

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (Дидактические игры на занятиях.)

Ноябрь

3

Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»

Декабрь-Январь

4

Приемы обогащения словаря. Дидактические игры направленные на обогащение словаря.

В течение года

5

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи(Просмотр мультфильмов, слушание песен.)

Февраль

6

Игра на развитие словарного запаса.( Буклет для родителей)

Апрель

7.

Результаты проведенной работы по самообразованию(Отчет)

Май



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Самообразование на тему:

 «Связанная речь в подготовительной группе»

Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Валиуллина И.И.

                                                   Когалым 2022

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Для реализации поставленной цели определила ряд задач:

1.Развитие свободного общения со взрослыми;

2.совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

3. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

4.учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

5.Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

                                         План самообразования по теме:

«Связанная речь в подготовительной группе»

на 2022 – 2023 учебный год

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь Октябрь

«Развитие связной речи в подготовительной группе »

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»

Ноябрь

Развитие речи по средствам дидактических игр.

 

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.

 

Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра как средство связанной речи».

Картотека дидактических игр для изучения  с детьми

Деление опытом с коллегами. Показ  для родителей.

Декабрь

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов  «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.

Январь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Внести картотеку игр для родителей на развитие связанной речи:

«Найди картинке место»

«Хорошо – плохо»

«Где начало рассказа?»

 

Февраль

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.

Март

Развитие связной речи через театральную деятельность.

Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Показ сказки для детей младшей группы.

«Гуси - лебеди »

Апрель

Совместное творчество детей и родителей

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».

 

Май

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Самообразование на тему:

«Расширение словарного запаса у детей 5 - 6 лет с помощью речевых игр и упражнений»

Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Валиуллина И.И.

                                                   Когалым 2023

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования речевых игр и упражнений по речевому развитию  в соответствии с ФГОС

Задачи:

1.  Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте.

2.    Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

3. Разработать и подобрать речевые игры и упражнения, способствующие речевому развитию.  

План самообразования по теме:

«Расширение словарного запаса у детей 5 – 6  лет с помощью речевых игр и упражнений»

на 2023 – 2024 учебный год

Месяц

Формы работы

дети

самообразование

родители

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области.

•Изучение нормативных документов

•Выбор и определение темы самообразования

•Планирование работы по теме самообразования

Октябрь

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

•«Повтори правильно»

•«Скажи чистоговорку»

•«Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

•«Закончи предложение»

•«Прятки»

•«Сервируем стол»

•Изучить и обобщить психолого-педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста.

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Консультация:  «Ребенок 5 - 6 лет» (особенности развития детей)

Ноябрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Послушай и скажи»

•«Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•«Что бывает осенью?»

•«Один -много»

• «Назови ласково»

Игры для грамматического строя речи:

•«Подумай и назови»

•«Чего много»

•Мой-моя-моё-мои»

Игры для развития связной речи:

•«Дай определение словам»

•«Дай действия словам»

•«Наоборот»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

Декабрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Чей голос»

•«Придумай своё слово»

•«Найди ошибку»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•Магазин «Фрукты»

• «Кто во что одет?»

Игры для грамматического строя речи:

•«Наоборот»

•«Кто больше»

•«Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

•«Четвертый лишний»

•«Кто у кого?»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

Январь

Упражнение на речевое дыхание: «Ветерок»

Игры для грамматического строя речи:

•«Узнай игрушку»

•«Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

•«Угадай звук»

•«Используй каждое мгновение»

•«Вкус и запах»

•«Измени предложение»

«Кто это, что это?»

Февраль

•Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

•«Закончи фразу»

•«Какое это бывает»

•«Кто что делает»

Игры для развития связной речи:

•«Когда это бывает?»

•«Разноцветный сундучок»

•Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр и упражнений

•Разработка конспектов ООД с использованием речевых игр

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

Март

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Чей голос»

•«Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

•«Назови одним словом»

•«Скажи наоборот»

•«Закончи фразу»

Игры для развития связной речи:

•«Чего не стало, кого не стало?»

•«Подбери разные слова»

•«Смысл слова»

•«Закончи предложение»

•Оформить карточки - схемы (мнемотаблицы) для разучивания стихотворений.  

•Консультация для педагогов «Как выполнять артикуляционную гимнастику»

Консультация для родителей «Как можно легко выучить стихотворение по опорным картинка?»

Апрель

Игры для развития связной речи:

•«На чем дети катаются?»

•«Доскажи словечко»

•«Что за предмет?»

•Разучивание стихотворения по опорным картинкам

Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.

Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

Май

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Оформление работы в полном варианте

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Колокольчик»

Самообразование на тему:

 «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Валиуллина И.И.

     

Когалым 2024

Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у дошкольников устойчивого интереса к художественной литературе; создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе

Задачи: 

  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги);
  • развивать у детей умений с помощью игр рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки.
  • составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей

Актуальность темы:

    Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами.

    Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

   Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга  является  учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,  творческое воображение, способствует гармоничному  нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

   Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

    Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

План самообразования по теме:

«Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

на 2024 – 2025 учебный год

Месяц

Формы работы

Дети

Самообразование

Родители

Сентябрь

Мониторинг по образовательной деятельности

- Изучение нормативных документов

-Выбор и определение темы самообразования

- Планирование работы по теме самообразования

Октябрь

Просмотр презентации «Рождение книги»

Экскурсия в библиотеку

Создание презентации, подготовка к экскурсии

Привлечение родителей к экскурсии в библиотеку

Ноябрь

«Кто за кем?»,  «Расскажи по картинке»

Игра-викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем»

Пополнение предметно-развивающей среды  

Изготовление игр по сказкам  

Декабрь

«12 месяцев», «Снегурочка»

Создание «Книжкиной больницы»

Подготовка атрибутики для создания «Книжкиной больницы»

Онлайн – консультация «Роль книги в воспитании и развитии детей»

Январь

Инсценировка сказки «Муха цокотуха»

Показ сказки «Муха цокотуха» детям младших групп

Разработка конспекта – сценария, Разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, музыки.

Привлечение изготовлению атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности.

Февраль

Экспериментирование «Изготовление книги»

Продуктивная деятельность: аппликация «Непослушный мышонок»,  рисование «Усатый полосатый»

Организация тематических книжных выставок в группе

Привлечение родителей к пополнению книжного уголка группы

Март

Изготовление книжек-малышек для ярмарки в ДОО. Участие в ярмарке.

Подготовка атрибутики для изготовления книжки - малышки

Оформление консультации            «Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению»

Апрель

Физкультурный досуг «В гостях у сказки»

Разработка конспекта сценария, подбор музыки.

Участие родителей в физкультурном досуге

Май

Театрализованные игры в группе

Разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, музыки

Буклет: «Воспитываем детей с помощью сказок»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»

Самообразование на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Валиуллина И.И.

           

 

Когалым 2025

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • -развивать монологическую форму речи;
  • -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 
  • -учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
  • -развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

План работы на 2025-2026 учебный год

1 этап. Подготовительный

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Изучить и проанализировать:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В.Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).

сентябрь-май

2.

Изучение материалов на сайтах:

- http://maam.ru;

- http://nsportal.ru;

- http://infourok.ru;

- http://detsad-kitty.ru/

- http://loqopedy.ru.

сентябрь-май

2 этап. Практический

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

сентябрь

2.

Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

октябрь

3.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

октябрь

4.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова)

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

октябрь-апрель

5.

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.

ноябрь

6.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

декабрь

7.

Разучивание стихов на тему «Зима»

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима»

январь

8.

«В мире загадок»

Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

февраль

9.

Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

февраль

10.

Обучение сочинению сказок

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

март

11.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

май

3 этап. Обобщающий

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии по данной теме.

сентябрь-май

2.

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

сентябрь-май

3.

Подобрать материал и разработать консультации для родителей

октябрь-ноябрь

4.

Подведение итогов. Оформление результатов и распространение своего педагогического опыта

май