Взаимодействие с коллегами
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалым «Колокольчик»
Сюжетно – ролевая игра
в средней группе детского сада
Подготовила: воспитатель
Валиуллина И. И.
2021г.
Сюжетно – ролевые игры в средней группе.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры детей средней группы детского сада
У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50—70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.
Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной-двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.
Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей, и задавая, отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом воспитатель может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.
Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры.
В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений, например: в пути испортился поезд (развалился один вагон), и дети больше заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на себя роль механика, быстро исправляет повреждение. Игра продолжается дальше.
Цели и задачи сюжетно-ролевой игры в детском саду
Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
В средней группе (4 – 5 лет) выделяют следующие задачи сюжетно - ролевой игры.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
- Обогащение социального опыта детей (правила поведения в магазине, общественном транспорте, больнице и т. д.).
- Развитие навыка диалогической речи.
Виды сюжетно-ролевых игр
Игры в детском саду проводятся после занятий в первой половине дня и во время
прогулки. После тихого часа дети проявляют самостоятельную активность в игровом центре (уголке). По условиям проведения и содержанию сюжетно-ролевые игры с детьми 4–5 лет можно делятся на следующие виды:
Тематика | Примеры игр |
Бытовые |
|
Деловые |
|
Литературные |
|
Дети 4–5 лет начинают разграничивать людей по половой принадлежности, поэтому в картотеке воспитателя средней группы должны иметься сценарии игр для девочек и для мальчиков. Девочкам в играх нравится воплощать идеал женской роли в семье: матери и хозяйки дома. А мальчиков увлекают игры в защитников и спасателей.
Подготавливая сценарии, воспитатель прогнозирует разыгрывание таких сюжетов в игре, чтобы одновременно участвовали и девочки, и мальчики. Ведь домашний быт — это взаимодействие всех членов семьи, а не только мамины хлопоты. В деловых играх дети усваивают, что важен труд каждого человека, независимо от половой принадлежности. Есть должность медсестры — бывает и медбрат, на стройке работают и женщины, а учителя — часто мужчины.
Также сюжетно-ролевые игры на свежем воздухе помогают сделать прогулки содержательными и интересными для детей. Ребята охотно собираются на улицу, когда знают, что их ждёт игра. Воспитатель подготавливает детей к будущей игре, показывает выносной материал (элементы костюмов, куклы, игровые атрибуты). Дети высказывают предположения, в какую ситуацию они перенесутся. Воспитатель распределяет роли, намечает сюжет, и начинается игра. Самостоятельная игровая деятельность на прогулке длится 30–40 минут. При этом следует помнить, что прогулка состоит из обязательных структурных компонентов: наблюдения, физической активности, трудовой и речевой деятельности. Рекомендуется связывать формы.
Способность смены ролей во время одной игры вырабатывается успешнее, если у ребёнка накоплен достаточный багаж образов (зрительных, речевых, смысловых) для действия в конкретной игровой ситуации. Поэтому можно сказать, что организация каждой игры начинается с предварительной работы:
- Тематические беседы о профессиях и различных жизненных ситуациях. Для создания мотивации к участию в обсуждении воспитатель использует наглядный материал. Например, показывает карточки с профессиями и спрашивает у детей, кто изображён и как они это поняли (по спецодежде, профессиональным инструментам). Воспитатель активизирует речевую деятельность детей при помощи вопросов об их личном опыте:
«Кто был на приёме у врача? Что делал врач?»
«Кто из вас бывал на вокзале? Чем вам запомнилось это место?»
- Также детям нравится слушать истории, участником или очевидцем которых был воспитатель, — эти образы они смогут использовать в игровой деятельности.
Затем беседа направляется к совместному продумыванию сюжета предстоящей игры:
«Когда мы будем играть в вокзал, как нам можно сделать место для покупки билетов?» (Вырежем из картона окошко, будет касса.)
«Какие роли для игры в кабинет врача мы можем придумать, кроме самого доктора и пациента?» (Медсестра, другой врач-коллега.)
Сюжетно-ролевая игра - самое привлекательное занятие для детей дошкольного возраста. Его привлекательность объясняется тем, что в сюжетно-ролевой игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подчиненности ему вещей, действий, отношений – все то, что в практической продуктивной деятельности сопротивляется, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры-действия в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является та роль, которую ребенок берет на себя. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «я-космонавт», «я-врач», но, что самое главное, действует как взрослый, роль которого он взял на себя и тем самым отождествляет себя с ним. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального, осязаемого продукта, все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком; он может быть «доктором» и «лечить» больных кукол и животных. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Большинство игр отражают работу взрослых: дети имитируют домашние дела матери, работу воспитателя, врача, водителя и т. д. Поэтому в играх воспитывается уважение ко всему полезному труду, утверждается желание участвовать в нем.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В игре дети лучше ориентируются и запоминают больше, чем прямая задача взрослого.
Игра оказывает сильное влияние на психическое развитие дошкольника. Действуя с предметами-заменителями, ребенок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра побуждает ребенка мыслить в терминах образов и представлений.
Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные объекты используются как другие, воображаемые. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию у детей способности к творческому воображению.
Сюжетно-ролевая игра - это комплексное образование, включающее в себя как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимной координации действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и поступки другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие детского общения в этот период.
У каждой возрастной группы наблюдается своя специфика развития сюжетно – ролевой игры.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для детей средней группы заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны. Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.
Дети начинают претендовать на исполнение любимых ролей, часто эти роли оспариваются ими друг у друга, выделяются главные роли, чем-либо особо привлекающие детей.
Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берет на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей в играх друг с другом, а также самое направление руководства. Если в младшей группе взаимоотношения детей в значительной мере определялись теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры, столкновения и нужно было руководить детьми в этой области, то при наличии роли взаимоотношения детей концентрируются вокруг нее, особенно вокруг выполнения правил. Правила творческих игр дети заимствуют из общественной жизни, которую они наблюдают: мамы в играх ведут себя таким образом, это наблюдал ребенок у своей или чужой мамы. Чем ближе изображаемая роль в быту детей, следовательно, к их непосредственному восприятию, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений. В этом смысле игра до некоторой степени является зеркалом жизни взрослых, но лишь до некоторой степени, так как зеркало отражает статистику, в то время как детская игра отражает динамику отношения ребенка с фактом и явлением.
Таким образом, воспитательные возможности ролевых игр чрезвычайно высоки, и для педагога важно уметь их реализовывать.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалым «Колокольчик»
Формы и методы работы с родителями
по патриотическому воспитанию дошкольников
Подготовила: воспитатель
Валиуллина И. И.
2022г.
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, основанный на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.)
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
- Анкетирование «Семейные традиции»
- Консультации в родительских уголках
- Родительские собрания
- Совместная деятельность детей и родителей:
- Оформление рисунков «Мой любимый город»
- Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)
- Беседа
- Гостиные;
- Круглый стол;
- Совместные занятия родителей и детей;
- Тренинги;
- Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»
- Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»
- Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: Беседы о Родине. «День матери», семейные праздники, развлечения, выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Расскажи другу о Когалыме», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья».
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать». Папки-передвижки, фотовыставки, «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско - патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Мы с нашей группой организовали экскурсию в Парк Военной техники. На вечный огонь. Провели беседу. Создали картотеки, со стихами о Родине, с патриотическими и народными играми. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. В рамках реализации проекта, мы также провели много бесед о символике нашей страны, создали дидактические игры.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты для родителей; стенгазеты; буклеты; папки - передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Заключение:
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности
воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Детское экспериментирование – развитие интеллектуальных способностей детей»
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образования. Одним из эффективных методов реализации этой задачи является организация поисковой деятельности, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок.
Основной целью экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка учить мыслить шаблонно. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. Задачи экспериментальной деятельности равнозначны задачам развития ребенка, это:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- Развитие творческого воображения и мышления
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие познавательных способностей
В экспериментальной деятельности наиболее выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самореализации дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, вызывает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения.
Опыты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования : при формировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словестном рассказе об увиденном. Общаясь в процессе деятельности, у детей развивается диалогическая речь, умение четко выразить свою мысль, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признать правду товарища. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда идет непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности побуждает к творческой активности детей.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Дети знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь.
В ходе проведения экспериментальной деятельности следует научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью также очень важна для развития детей. Чем глубже ребенок изучает объект в процессе ознакомления в природе, тем точнее он передаст его детали во время изображения. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее результат эксперимента будет отображен на бумаге. Все проводимые опыты ребенку нужно зарисовать. Работа над развитием технических навыков в изображении моделей часто проводится на ННОД по рисованию: рисование изогнутых линий, приемы штрихования, графические наброски и т. д.
Также имеется связь с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Проводя, экспериментирование, используется также и театральная деятельность: работа в «лаборатории», встреча с волшебником. Путешествие.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей.
И в заключение хочется сказать: помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться! Ведь «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе №7
Тема: «Путешествие в Звукоград» с применением ИКТ.
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных звуках "А, О, У, И"
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У», «И»;
- совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах;
- упражнять детей в умении выделять слова с заданным звуком;
- упражнять в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
- упражнять в преобразовании существительных среднего рода множественного числа в единственное число;
Развивающие:
- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память;
- развивать логическое мышление.
- закреплять знания детей о транспорте.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать дружелюбие, доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, выдержку.
Методы и приемы.
Словесный: беседа, загадки, упражнение для языка, стихотворение «Устала утка».
Игровой: д/и «Много - один», музыкальная физминутка «Барбарики - доброта», дыхательное упражнение «Парашют».
Наглядный: картинки с отгадками на загадки, карта города Звукограда, видеообращение «Королевы Грамоты»
Практический: упражнение «Найди место звука в слове» - (арбуз, жираф, утка); «Подели слова на слоги»
Предварительная работа: знакомство с гласными звуками "А, О, У, И"; нахождение места звуков в слове; составление звукового анализа; подбор слов, которые начинаются на заданный гласный звук;
Оборудование: проектор, ноутбук, мяч, подарки в виде медалей на каждого ребёнка, картинки с отгадками, «парашют», письмо, карточки с заданиями.
Ход.
- Организационно-мотивационная часть. 1 слайд
Воспитатель: (Заносит в группу сундучок, обращая внимание детей на него) Ребята, кто оставил в раздевалке сундучок? (Дети должны переключиться с игр на сундучок)
Воспитатель: (заглядывает в него, делает удивленное лицо) Ой ребята, тут, что - то очень интересное! Хотите узнать, что в нем? Тогда быстренько наводим порядок в группе и присаживаемся на коврик. (Дети убирают игрушки и садятся вокруг воспитателя на ковер, без стульчиков)
Воспитатель: Здесь письмо. Интересно от кого? Читаем?
"Дорогие ребята! В нашем городе Звукограде случилась беда! Злой волшебник похитил гласные звуки "А, О, У, И". Он вернёт все звуки, если вы выполните все его задания. Я очень прошу, помогите нам! Без этих звуков наш город пропадёт! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые! Здесь же вы найдёте задания, которые приготовил злой волшебник. Ваша королева Грамота".
Воспитатель: Ребята, поможем королеве Грамоте? (Да) Тогда отправляемся в город Звукоград. Но как туда попасть? На чем можно отправится в Звугоград? (ответы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята, сколько видов транспорта знаете. Я предлагаю сначала посмотреть по карте, как далеко он находится. 2 слайд (Включает экран, где изображена карта и отмечены остановки) Вот куда нам надо добраться.
А давайте мы туда отправимся на воздушном шаре. Возьмитесь за края и начнем его надувать, приготовьтесь дуть сильнее, не забываем, вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот. Полетели!
Дыхательное упражнение с «Парашют»
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами и оказались в Звукограде. Но перед тем, как мы начнем выполнять задания, нам необходимо сделать упражнение для язычка.
В некотором царстве,
Звуко государстве,
Жили – не тужили,
С язычком дружили:
Вопелочка: ААААААА,
Ревелочка: УУУУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИИ,
Свистелочка: СССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШ.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами произносили? (Звуки).
Воспитатель: А какие звуки мы произносили? (Мы произносили гласные и согласные звуки).
Воспитатель: А чем отличаются гласные от согласных звуков? (Гласные звуки можно пропеть и им ничего не мешает, когда мы их произносим, а согласные пропеть нельзя).
Воспитатель: Совершенно верно.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Воспитатель: А теперь, ребята, нужно помочь вернуть звуки "А, О, И, У" Какие же задания придумал нам злой волшебник? Проходите, садитесь на стульчики. (воспитатель вынимает первое задание)
Какая первая остановка? Остановка загадочная, и мы будем искать первый звук А.
Задание 1
(Детям нужно отгадать загадки и определить место звука в слове-отгадке). Отгадки на мольберт со схемами (в начале, середине, конце слова). Слушайте первую загадку.
Загадки с отгадками на звук "А".
Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
с полосатой кожей гладкой
А разрежешь - посмотри
Красный, красный он внутри....(Арбуз) (звук «А» - в начале слова)
Самый рослый из зверей
Африканский длинношей
Ходит гордо словно граф,
Называется .... жираф. (звук «А» - в середине слова)
Кря кря кря, иди сюда!
Раздаётся из пруда
Так зовёт своих малюток
Кряква, по другому...Утка (звук «А» - в конце слова)
Воспитатель: Отлично, ребята, а теперь давайте определим, где спрятался звук «А» в этих словах (дети определяют, в начале, середине, конце слова). Молодцы, справились с первым заданием! Ребята, мы с вами знаем, что у каждого звука, есть свое графическое изображение, которое мы называем буквой. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Посмотрите на экран, мы вернули первый звук А. 3 слайд. Следующая остановка, называется «Игровая». Какое же следующее задание? Злой Волшебник предлагает нам поиграть с ним. Игра называется «Много - один». Пройдем на ковер, вставайте вокруг меня. (Дети встают кругом на ковре)
Воспитатель: Ребята, в этой игре нужно будет изменять слова. Я вам говорю слово, обозначающее много предметов, а вы мне – один.
Окна - …(окно)
Кольца - …(кольцо)
Брёвна - …(бревно)
Сёла - …(село)
Гнёзда - …(гнездо)
Перья - …(перо)
Стёкла - …(стекло)
Озёра - …(озеро)
Вёдра - …(ведро)
Облака - …(облако)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какой звук слышится в конце слов, которые вы называли? (Слышится звук «О»)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились! Нашли звук О. Идем дальше. Ребята садитесь на стульчики. Посмотрите, вернули звук О. 4 слайд. Следующая, третья остановка «Слоговая». В этом задании мы должны поделить слова на слоги. А мы умеем делить слова на слоги? Как мы это делаем? (мы можем поделить слова на слоги, при помощи хлопков, кулачков и притопыванием) - дать детям выбрать.
Игра «Подели слова на слоги и определи их количество»
Слова:
Индюк (2 слога),
Варежки (3 слога),
Кит (1 слог)
Воспитатель: Ребята, а какой звук есть во всех этих словах? (Во всех словах есть звук "И").
Воспитатель: Вы молодцы. Справились и с этим заданием. Нашли звук И. 5 слайд.
Воспитатель: Ребята, какая следующая остановка!? Остановка «Музыкальная» Наверно нам надо немного отдохнуть. Вставайте, возле стульчиков. 6 слайд.(Мультик с зарядкой)
Воспитатель: 7 слайд. Отдохнули? Присаживайтесь на стульчики. И у нас остался ещё один звук (У). А искать его мы будем на остановке "Стихотворной". Сейчас я вам прочитаю стих, а вы внимательно слушайте, и запоминайте слова со звуком У.
Воспитатель читает стихотворение Г. Виеру «Устала утка»
«Запомни и скажи слова, в которых есть звук «У»
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну что ж из них получится!
(Дети называют слова со звуком "У")
Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли и этот звук. 8 слайд. Все звуки вернулись в Звукоград. 9 слайд. (На экране появляется королева Грамота со словами благодарности и говорит, что в сундучке есть для них подарки, прощается с детьми). 10 слайд. (Дети говорят досвидания, смотрим в сундучок, рассматриваем подарки). Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад, где наш воздушный шар?
3. Рефлексия. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие задания злого волшебника вам показались лёгкими, а какие вызывали трудности? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Вы добрые и отзывчивые! А сейчас я предлагаю Вам слепить из пластилина те звуки, которые мы сегодня искали.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи у детей второй младшей группы»
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:
- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
-- интонационная выразительность речи,
-- достаточная громкость,
-- отчётливость произношения.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.
Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Выделяют типы монологов:
Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).
Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями Анкетирование «Семейные традиции» Консультации в родительских уголках Родительские собрания Совместная деятельность детей и родителей: Оформление рисунков «Мой любимый город» Поисковая деятельность: Подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей) Беседа Мастер-классы «Изготовление народных, обрядовых кукол» Обсуждение и распространение семейного опыта Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» Посиделки, досуги.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым «Колокольчик» Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников Валиуллина И. И. Когалым 2022г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры Роль игры Это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Основной стержень игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени .
Цели и задачи сюжетно-ролевой игры в детском саду Цель: разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации. Задачи: Развитие коммуникативных способностей. Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры. Обогащение социального опыта детей (правила поведения в магазине, общественном транспорте, больнице и т. д.). Развитие навыка диалогической речи.
Виды сюжетно-ролевых игр Тематика Примеры игр Бытовые «Автобус» «Банный день», «Большая стирка» «Гости», «Принимаем гостей», «В гости к бабушке» «Дом» «Дочки-матери» «Кухня», «Семейный обед» «Праздник дома», «День рождения», «Новый год» «Семейная поездка», «Кораблик» «Семья», «У нас родился малыш!» Деловые «Аптека» «Больница» «Гараж/Автосервис», « Автомойка » «Доктор» «Зоопарк» «Кафе» «Магазин» «Моряки» «Парикмахерская» «Повар» «Больница» «Шофёры» Литературные «Айболит лечит зверей» «Колобок» «Путешествие на остров Чунга-Чанга » « Чебурашка в детском саду»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Нестандартные подходы в работе воспитателя к заучиванию стихотворения детьми дошкольного возраста»
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Одним из наиболее действенных методов развития детей является заучивание стихотворных строк, которое расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
В младшем дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Это - непроизвольное запоминание. В старшем дошкольном возрасте детей необходимо учить запоминанию, это требование, поскольку ребѐнок еще не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания.
Произвольное запоминание - это внутренняя, интеллектуальная работа, которая помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребѐнка, интенсивнее развивает эстетические чувства и укрепляет память.
Как же учить детей произвольному запоминанию? Этот вопрос стал для меня главным, значимым в обучении заучивания стихотворений.
На основе наблюдений за детьми выяснила, что традиционные приѐмы
произвольного запоминания стихотворных текстов (методика Л.П. Федоренко:
повторение текста, припоминание текста) вызывали трудности, такие как:
- потеря, искажение смысла стихотворения;
- изменения порядка слов, что нарушает художественную форму;
- длительность процесса заучивания (запоминания);
-припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;
Тогда я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных методик заучивания стихотворений, которые помогают развиваться не только посредством запоминания, но и получать от этого огромное удовольствие. А так же позволяют ребѐнку проявить фантазию, сократить время на заучивание, способствуют развитию творческих способностей, помогают учитывать его индивидуальные способности.
1способ. Учим стихи построчно.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели».
Первый понедельник – зайка рукодельник,
Зв понедельником вторник – соловей задорник.
За вторником – среда, лисичкина еда.
За средою – четверг, волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница, колобком прикатится,
За пятницей – суббота, баня у енота.
За субботой воскресенье – целый день у нас веселье.
2 способ. Мнемотехника.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Для того чтобы выработать у детей раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворения зарисовываются схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
3 способ. Учим стихи в движении.
Большинство детей знакомятся с первыми стишками хлопая ручками в такт потешки про ладушки. Дети быстро растут и такие простые движения со стишками становятся им не интересны. Но все же стихи с движениями очень важны для развития детей. Они помогают развить чувство ритма, улучшить координацию и сделать небольшую зарядку. Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
(изображают ходьбу на лыжах)
А потом – на коньках,
(изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах!
(падают)
А потом снежки лепили,
(стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)
А потом снежки катили,
(катят воображаемый комок)
А потом без сил упали
(падают)
И домой мы побежали.
(бегут по кругу)
5 способ. Учим стихи по картинкам.
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно- иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы образы были максимально яркими и конкретными, используйте какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Практически все методы и приѐмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.
Предварительный просмотр:
«Необычное в обычном»
«Приемы ТРИЗ-технологии на занятиях по изобразительной деятельности»
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит»
(К.Д.Ушинский)
Цель: распространение педагогического опыта по применению ТРИЗ-технологий, как средства развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом работы по использованию ТРИЗ-технологии на занятиях по изобразительной деятельности;
- создать условия для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть. Тема моего выступления «Необычное в обычном» и готова поделиться с вами своим опытом работы по решению вопросов развития творческого воображения дошкольников средствами ТРИЗ и нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
В современном обществе человеку необходимо уметь творчески применять те знания и умения, которыми он обладает; уметь преобразовать свою деятельность так, чтобы сделать ее более эффективной.
Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирования занятий по художественной деятельности детей, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.
Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.
Алгоритм решения изобретательских задач:
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Надеюсь, что вы проведете время с пользой.
Перед началом занятия можно поиграть с детьми в игру «Да-Нет» или «Угадай, что я загадала?». Дети в игрофой форме узнают, что будем рисовать
Игра «Да-Нет» или «Угадай, что я загадала?».
Только делать мы это будем не совсем обычным способом. Теперь предлагаю отгадать, что я загадала, задавая вопросы ответы должны быть только «да» или «нет, с помощью которых они смогут угадать.
Например: загадываю слово "Кошка”, вы задаете мне вопросы (Это живое? Это животное? Оно большое? Это домашнее животное?).
(Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.)
Понятие «изделие» и «инструмент»: «Мозговой штурм».
Одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения – помочь детям понять, что в нетрадиционной технике есть объекты, которые взаимодействуют друг с другом действие, изделие и инструмент. Инструмент – это чем мы выполняем действие, чем воздействуем на изделие, с помощью чего мы будем что-то изменять, и изделие, которое изменяется под действием инструмента.
Итак, коллеги, например, есть бумага и есть краски. Что из них будет изделием, а что инструментом? (Ответы коллег: краска – инструмент, бумага – изделие, которое изменяется под его воздействием).
Что делает краска с бумагой? (Ответы коллег: краска пачкает бумагу: сначала бумага была чистой, мы провели по ней линии, нарисовали кружок, она стала грязной, испачканной).
А что еще, кроме красок, может каким-то образом пачкать бумагу? (Предположения участников).
Наша задача – подвести ребенка к экспериментальной работе, которую он будет выполнять в соответствии с определенной целью. Какой может быть цель?
Например, ребенок захотел нарисовать пушистую картинку (котенка, снеговика, зимний пейзаж). В соответствии с этой целью ему нужно подобрать подходящие средства, но подобрать не с помощью или по указке педагога, а в процессе экспериментирования с теми ресурсами, которые есть под рукой. Какие ресурсы он может использовать для передачи пушистости объекта? (предположения участников).
При применении ресурсного подхода также важно научить ребенка определять, чем он может заменить изделие или инструмент, если чего-то у него в данный момент нет; научить подбирать то, чем он будет рисовать и то, на что он будет наносить свой рисунок.
Игра «Пальчики-палитра».
Создаем проблемную ситуацию: Под рукой нет кисточки? (Ответы и предложения коллег.)
Рисование пальчиками.
Один палец обмакнем в красную краску, другой - в синюю, третий - в желтую… Чем не палитра! (дети могут выполнять эту работу коллективно)
Игра «На что похоже?»
Кляксография.
Сначала нарисуем кляксы (черные, разноцветные). Затем, глядя на них, попытаемся увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?». Далее можно перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.
За отведенное время дети должны сочинить сказку.
Например: Клякса путешествует. Ставят кляксу, она отправилась в гости к, потом в магазин, затем в… (проводят линии-траектории движения кляксы). Затем рассматривают рисунок со всех сторон, определяют на что похоже и дорисовывают образ.
С детьми можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”, "Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”.
Геометрические фигуры – на что они похожи. Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье.
Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур и из них нужно составить композицию.
У Комаровой («Изобразительная деятельность в детском саду») есть тест по изодеятельности на развитие творческого потенциала детей посредством дорисовывания 6 кругов.
Игра «Необычный портрет».
Моделировать графическое изображение на конструктивном языке.
Детям предлагаются пуговицы (или другой бросовый материал) разного цвета и размера, из которых предстоит сделать любой понравившийся образ.
Игра «Волшебный карандаш».
Моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. Развивать стремление к групповому взаимодействию.
Дети объединяются в пары. Они должны совместно нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем анализируют получившиеся изображения.
Игра «Рисунок по кругу».
В течении нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.
Проделав работу, я пришла к выводу, что используя элементы ТРИЗ в изобразительной деятельности, ребёнок не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Использование элементов ТРИЗ является основой развивающего обучения, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит » К.Д. Ушинский
Цель : распространение педагогического опыта по применению ТРИЗ- технологий , как необходимого средства развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности . Задачи . П ознакомить педагогов с опытом работы по использованию ТРИЗ-технологии на занятиях по изобразительной деятельности; С оздать условия для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Основное средство – педагогический поиск! Педагог не дает готовый ответ Педагог приглашает к рассуждению Педагог указывает на противоречие Педагог ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ самому
ИГРА «ДА-НЕТ»
ИЗДЕЛИЕ И ИНСТРУМЕНТ Мозговой штурм
ИГРА «ПАЛЬЧИКИ-ПАЛИТРА» Проблемная ситуация-нет кисточки!
ИГРЫ: «НА ЧТО ПОХОЖЕ ?», ПУТЕШЕСТВИЕ КЛЯКСЫ, СМАЙЛИКА… кляксография , нейрография
ИГРА «МОДЕЛИРУЕМ ИЗ ТОГО, ЧТО ПОД РУКАМИ» конструктивный язык
«ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» рисуем в паре
ИГРА «РИСУНОК ПО КРУГУ»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели задачи: Вызывать активность и заинтересованность родителей через письменную форму общения. Обеспечивать обратную связь между педагогами и родителями для повышения уровня информированности о пребывании ребёнка в детском саду. Оперативно реагировать на различные запросы родителей, а также учитывать образовательные потребности воспитанников и интересы каждой семьи. Дать возможность получить в персональном порядке ответы на интересующие вопросы или помощь в решении проблемы. Кроме того, родительская почта служит альтернативой для «неудобных» вопросов или вопросов, которые не хотелось бы задавать в присутствии других родителей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» Нетрадиционные формы работы с родителями «Родительская почта» Выполнила: Валиуллина И.И. Тапакова Л.Ф Когалым 2025
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
План
1. Требования к современному занятию по обучению грамоте.
2. Примерная структура занятия по обучению грамоте.
Требования к современному занятию по обучению грамоте
Одним из условий успешного обучения ребенка в школе является сформировавшееся на определённом уровне произвольное управление собственной деятельностью.
В связи с этим в период предшкольной подготовки ставятся задачи формирования волевой готовности дошкольника к обучению, выработки у него положительных мотивов учения.
Для решения этих задач используется фронтальная форма занятий по подготовке к обучению чтению и письму. Эти занятия должны соответствовать следующим требованиям:
• ориентировка на психическую защищенность обучающихся;
• соблюдение триединой задачи: обучение, развитие, воспитание;
• развитие сенсомоторных и интеллектуальных функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников;
• соблюдение принципа смены видов деятельности;
• использование сюжетно-тематической формы занятий и разнообразного учебного материала;
• сочетание игровых и наглядных приемов.
Проведение занятий по обучению грамоте с соблюдением данных требований позволяет поддерживать работоспособность шестилетних детей в течение 30 минут.
Примерная структура занятия по обучению грамоте.
На этапе предшкольной подготовки занятия должны иметь урочную форму, но при этом сохранять игровые элементы, организованный физический отдых, музыкальное сопровождение, сюрпризные моменты.
Приведем примерную структуру занятия по обучению чтению и письму.
1. Организационный момент. Цель: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на учение. Рекомендуется использовать имитирующие, релаксационные и артикуляционные упражнения.
2.Повторение пройденного материала. Цель: актуализировать знания дошкольников. Чаще всего проводится в игровой форме или с использованием сказочного героя, которому нужно оказать какую-либо помощь.
3. Сообщение новой темы. Цель: через проблемную ситуацию направить внимание обучающихся к изучаемому на данном занятии звуку (и букве).
4. Знакомство со звуком. Цель: учить характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Обучая дошкольников артикуляционному анализу звука, необходимо уточнить положение губ, языка и нижней челюсти при его произнесении. При характеристике акустических признаков изучаемого звука указывается, какой он: гласный — согласный, согласный мягкий — твердый, звонкий — глухой.
Также на этом этапе звуки обозначаются определенными символами.
5.Упражнения по развитию фонематического слуха.
Цель: развивать умения слышать, выделять из потока речи и дифференцировать изученные звуки. Основными видами упражнений на данном этапе являются выделение звуков в слове, определение места изучаемого звука в слове, подбор слов с изучаемым звуком, звуковой анализ слова.
6. Физкультминутка. Цель: снятие напряжения, выполнение речедвигательных упражнений. Рекомендуется содержание физкультминутки связать с темой занятия так, чтобы она стала переходом к следующему этапу занятия.
7.Знакомство с буквой. Цель: установить связь изучаемого звука с его графическим образом (буквой). Важно помнить, что при знакомстве с новой буквой необходимо демонстрировать дошкольниками заглавную и строчную печатные буквы.
Для запоминания буквы предлагаются следующие виды работ:
1) обсудить, на что похожа буква;
2) сравнить строчную и заглавную букву;
3) отыскать ее в разрезной азбуке;
4) сконструировать из счетных палочек, проволоки;
5) раскрасить или заштриховать ее и др.
8. Формирование навыков чтения и письма. Цель: формирование навыка плавного слогового чтения, печатания и письма буквы и ее элементов. На этом этапе читаются слоги, слова и предложения с изученными буквами. При обучении письму изученной буквы сначала осваивается ее написание в печатном виде. Этот вид работы называют печатанием, его выполняют в тетради в клеточку. Затем после анализа начертания буквы в прописном виде пишут элементы буквы и букву целиком в тетради в косую линию (или в прописи).
9. Итог занятия. Цель: рефлексия содержания учебного материала, в ходе которой осуществляется выявление уровня осознания содержания.
А сейчас мы проверим ваши знания по развитию речи и обучению грамоте.
Блиц - опрос
- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)
- из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
- формы речи – (устная и письменная)
- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем, видим и читаем)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
- Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)
- Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.
- А теперь давайте немножко поиграем и узнаем в какие игры можно играть с детьми, на занятиях по обучению грамоте.
Игра «Твердый – мягкий» педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. (М – мяч, М – море; Т – тесто, Т – торт) Педагоги, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.
- Звук может стоять в начале, середине и конце слова.
Игра «Разноцветные корзинки»
Педагог помещает на доску три корзинки с изображенными на них схемами, а на стол – карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, названия, которых начинается с гласного звука, в синию – те картинки, названия, которых начинается с твердого согласного, в зеленую – те картинки, названия которых начинаются с мягкого согласного.
- Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»
Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.
1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)
2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)
3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)
4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)
5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)
6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?
Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.
«Игра – разминка»
Небольшая разминка для педагогов.
1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Р.
2. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 3,4,5 слогов.
3. Встаньте те, у кого во первом слоге фамилии есть звук О.
Игра называется «Полслова за вами»
Бросающий громко говорит половину какого- либо слова и бросает мяч, тот кто ловит должен назвать его вторую половину (ма-ма)
Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)
На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.
Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занятия по обучению грамоте, должны соответствовать следующим требованиям: ориентировка на психическую защищенность обучающихся; соблюдение триединой задачи: обучение, развитие, воспитание; развитие сенсомоторных и интеллектуальных функций; развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников; соблюдение принципа смены видов деятельности; использование сюжетно-тематической формы занятий и разнообразного учебного материала; сочетание игровых и наглядных приемов.
Примерная структура занятия по обучению грамоте Организационный момент. Повторение пройденного материала . Сообщение новой темы . Знакомство со звуком. Упражнения по развитию фонематического слуха . Физкультминутка . Знакомство с буквой. Формирование навыков чтения и письма . Итог занятия.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» «Структура занятия по обучению грамоте в детском саду» Подготовила: Воспитатель Валиуллина И.И. Когалым 2025г.
