Методические материалы

Ишигенова Лилия Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.p.k._ishigenova_l.e._dekabr.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Духовно-нравственное воспитание студентов.

                                                      Ишигенова Л.Е. преподаватель     биологии,        химии, географии  

ГБПОУ РБ «Бурятский Республиканский

 индустриальный техникум»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших студентов искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В статье  представлены  различные  методы духовно-нравственного  воспитания у студентов.

Ключевые  слова: образование, стандарты  второго  поколения,  духовно-нравственное воспитание, методы воспитания, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель исследования:  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи: духовно-нравственного развития, воспитания и социализации у студентов.

- Вовлечение обучающегося в процессы самопознания,  самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства.

- Овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими людьми.

 Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию  в студенте  благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог преподавателя  и студента,  писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями. Применяются также поощрение и наказание. Наиболее  последовательной  и  современной представляется классификация, разработанная Г, И. Щукиной, в которой выделяют методы    разностороннего    воздействия    на    сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них духовно-нравственных взглядов и убеждений (методы  формирования  сознания  личности).  К  ним  относятся  рассказ, объяснение,  разъяснение,  лекция,  увещевание, внушение,  диспут,  доклад, пример.

Я работала с детьми в закрытом специальном училище. Из опыты работы могу сказать, что это дети в большинстве своём или из социально-неблагополучных, неполных семей, или из семей, в которых родители, в основном, занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребёнка. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же, воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы.

В своей работе мы ставим перед собой цели и задачи:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе; сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие связной устной и письменной речи.

В моей группе «Мастер слесарных работ» 24 студента   со временем вводятся  свои традиции и обычаи, при этом духовно – нравственное воспитание – одно из важных направлений в моей работе классного руководителя.  Работу в разделе духовно-нравственное воспитание я начинаю с наблюдений за детьми, за семьей с помощью различных методов: анкетирование, беседы, опросы, тесты, диагностика и.т.д. С помощью анкет я выясняю уровень образованности у студентов, их материальное благосостояние, социальную устойчивость (работающие, материально-обеспеченные и социально благонадежные семьи), а так же воспитательный потенциал семей. На основании проведенных мною различных методов изучения семьи я выясняю, насколько высоким является уровень духовно-нравственного воспитания и развития у самих родителей. Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других фактов. Студенты, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить студента  видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая у студентов  добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Заключение.

Под  методами  воспитания  принято  понимать  способы  воздействия воспитателей  на  воспитанников  и  организацию  их  деятельности.  Методы духовно-нравственного  воспитания  выступают  как  пути  и  способы формирования духовно-нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. На  выбор  методов духовно-нравственного  воспитания  влияет  как возраст учащихся, так и их жизненный опыт.

 Таким образом, методы  духовно-нравственного воспитания школьников должны  обеспечивать полноценную и  последовательную идентификацию обучающегося   с   семьёй,   культурно-региональным   сообществом, многонациональным  народом  РФ,  открытым  для  диалога  с  мировым сообществом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности

гражданина России [Текст]/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М., 2009. –С.23Натанзон,  Э.Ш.  Психологический  анализ  поступков  ученика  [Текст]/Э.Ш. Натанзон. –М., 2009.-С. 349.

2.Щукина, Г.И. Педагогика школы [Текст]/ Г.И.Щукина. –М., 2004.-С. 291. Белоусова,  Т.Л.  Духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  младших школьников. Методические рекомендации [Текст]/ Т.Л.Белоусова. –М., 2011.

равственное здоровье нашего общества.

3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - С.104.

5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. - М.: Альма Матер, 2006. - 208 с.

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие дл студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд.-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 176 с.

12. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие М.: Гардарики, 2004. - 480 с.