Методические материалы
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание студентов.
Ишигенова Л.Е. преподаватель биологии, химии, географии
ГБПОУ РБ «Бурятский Республиканский
индустриальный техникум»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших студентов искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В статье представлены различные методы духовно-нравственного воспитания у студентов.
Ключевые слова: образование, стандарты второго поколения, духовно-нравственное воспитание, методы воспитания, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель исследования: духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи: духовно-нравственного развития, воспитания и социализации у студентов.
- Вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства.
- Овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими людьми.
Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в студенте благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог преподавателя и студента, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями. Применяются также поощрение и наказание. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Г, И. Щукиной, в которой выделяют методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них духовно-нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности). К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример.
Я работала с детьми в закрытом специальном училище. Из опыты работы могу сказать, что это дети в большинстве своём или из социально-неблагополучных, неполных семей, или из семей, в которых родители, в основном, занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребёнка. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же, воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы.
В своей работе мы ставим перед собой цели и задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе; сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие связной устной и письменной речи.
В моей группе «Мастер слесарных работ» 24 студента со временем вводятся свои традиции и обычаи, при этом духовно – нравственное воспитание – одно из важных направлений в моей работе классного руководителя. Работу в разделе духовно-нравственное воспитание я начинаю с наблюдений за детьми, за семьей с помощью различных методов: анкетирование, беседы, опросы, тесты, диагностика и.т.д. С помощью анкет я выясняю уровень образованности у студентов, их материальное благосостояние, социальную устойчивость (работающие, материально-обеспеченные и социально благонадежные семьи), а так же воспитательный потенциал семей. На основании проведенных мною различных методов изучения семьи я выясняю, насколько высоким является уровень духовно-нравственного воспитания и развития у самих родителей. Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других фактов. Студенты, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить студента видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая у студентов добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Заключение.
Под методами воспитания принято понимать способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы духовно-нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования духовно-нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. На выбор методов духовно-нравственного воспитания влияет как возраст учащихся, так и их жизненный опыт.
Таким образом, методы духовно-нравственного воспитания школьников должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст]/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М., 2009. –С.23Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш. Натанзон. –М., 2009.-С. 349.
2.Щукина, Г.И. Педагогика школы [Текст]/ Г.И.Щукина. –М., 2004.-С. 291. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации [Текст]/ Т.Л.Белоусова. –М., 2011.
равственное здоровье нашего общества.
3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - С.104.
5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. - М.: Альма Матер, 2006. - 208 с.
6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие дл студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд.-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 176 с.
12. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие М.: Гардарики, 2004. - 480 с.