Разработки уроков
Разработки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.23 МБ |
![]() | 996.95 КБ |
![]() | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Создание условий для 1) формирования у учащихся знаний неметаллах, положении химических элементов неметаллов в ПСХЭ, особенностей строения их атомов, окислительных способностях неметаллов, о внешнем виде простых веществ неметаллов, их физических и химических свойствах, о закономерностях изменений свойств неметаллов с увеличением порядкового номера, о способах их получения; 2) формирования у учащихся умений определять и описывать положение неметаллов в ПСХЭ, отличать металлы и неметаллы по физическим свойствам, классифицировать вещества с точки зрения строения внешних электронных оболочек, сопоставлять научное и реальное; 3) совершенствования навыков анализировать экспериментальные данные, составлять уравнения химических реакций, находить закономерности в изменении свойств веществ, строить речевое высказывание, находить и использовать нужную информацию в учебнике. 4) формирования личностных результатов – химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Задачи урока 1) ознакомить учащихся с понятием о неметаллах; 2) использовать знания о строении атома, чтобы изучить особенности строения атомов неметаллов, их окислительных способностей; 3) проследить закономерности изменения свойств неметаллов в соответствии с положением в ПСХЭ; 4) продолжить формирование навыков составления химических уравнений; 5) ознакомить учащихся с внешним видом веществ неметаллов путем демонстрации образцов; 6) сравнить физические свойства неметаллов и металлов; 7) узнать основные способы получения неметаллов; 8) закрепить полученные знания.
План урока Организационный момент Актуализация знаний Определение темы и целей урока Изучение нового материала Закрепление знаний Домашнее задание
неметаллы
Неметаллы – это химические элементы, атомы которых принимают электроны для завершения внешнего энергетического уровня, образуя при этом отрицательно заряженные ионы Особенности неметаллов: - элементов-неметаллов всего 16 - кислород и кремний составляют 75 % земной коры - С, Н, О, S , Р, N – элементы жизни - гелий и водород – элементы Вселенной - кислород и водород составляют воду
Строение атомов неметаллов Атом водорода Атом углерода Атом серы Атом азота Атом хлора Атом кислорода
Найдите неметаллы и назовите их
Чем правее и выше стоит элемент в псхэ , тем ярче выражены его неметаллические свойства Показатель В периоде: В группе: заряд ядра радиус атома число электронов на внешнем энергетическом уровне электроотрицательность окислительные свойства неметаллические свойства
Степень окисления Степень окисления соответствует числу электронов , которое следует присоединить к положительному иону , чтобы восстановить его до нейтрального атома, или отнять от отрицательного иона , чтобы окислить его до нейтрального атома
Определите степени окисления неметаллов в соединениях Укажите какие из оксидов являются высшими для данных неметаллов, а какие – низшими
Способность присоединять электроны обусловливает окислительные свойства неметаллов Окислительные свойства неметаллов проявляются в первую очередь при их взаимодействии с металлами Неметаллы (кроме фтора) могут проявлять и восстановительные свойства. В образующихся соединениях они имеют положительную степень окисления
1 группа NH 3 H 2 SO 4 Al(NO 3 ) 3 . CH 3 CH 2 OH 2 группа FeCl 3 H 2 CO 3 Fe 2 (SO 4 ) 3 C 6 H 5 Cl Определите степени окисления в веществах 3 группа P 2 S 5 HNO 3 Na 2 SO 4 CH 3 COOH 4 группа H 2 S H 3 PO 4 CH 3 Cl Na 2 CO 3
Химические свойства неметаллов Используя учебник на странице продолжите уравнения, расставьте стехиометрические коэффициенты и степени окисления Окислительные свойства Восстановительные свойства 1. Взаимодействие с металлами-восстановителями Na + S = 2. Взаимодействие с водородом (с образованием летучих соединений): Н 2 + S ↔ 3. Взаимодействие с неметаллом с меньшей электроотрицательностью Р + S = 4. Взаимодействие со сложными веществами: FeCl 2 + Cl 2 → 1. Взаимодействие с фтором (фтор – всегда окислитель) S+F 2 = 2. Взаимодействие с кислородом: S+O 2 → 3. Взаимодействие со сложными веществами-окислителями: Н 2 +С uO →
Большинство неметаллов могут выступать в химических реакциях как в роли восстановителя , так и в роли окислителя (восстановительные свойства неприсущи только фтору)
Получение неметаллов Выпишите в тетрадь из учебника на странице 122 основные способы получения неметаллов
Задание для закрепления материала Перед вами на партах находятся задания для закрепления и проверки усвоения материала по теме «Неметаллы». После выполнения заданий п оменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест вместе со мной. Система оценивания проверочной работы по теме «Неметаллы» Верное выполнение заданий блока А с установлением соответствия оценивается 1 баллом за каждое правильно указанное соответствие. Максимальное количество набранных баллов – 10. Верное выполнение каждого задания Блока Б, т.е. заданий с выбором ответа, оценивается одним баллом. Максимальное количество набранных баллов – 10. Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение заданий: «5» - 17-20 баллов «4» - 12-16 баллов «3» - 7 - 11 баллов «2» - 1 – 6 баллов
Домашнее задание Разработайте 10 тестовых заданий по теме: « Аллотропные модификации углерода, олова и кислорода» Для выполнения задания используйте учебники - Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян – М: Просвещение, 2007.- 254 с. - Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват . учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2014. - 224 с. - Рудзитис Г.Е. Химия 11 класс: учебник для общеобразоват . учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: «Просвещение», 2011. - 159 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменчивость Свойство живых организмов приобретать в течении жизни новые признаки.
Различают два вида изменчивости Ненаследственная (фенотипическая, модификационная , определенная) Наследственная (генотипическая, неопределенная) фенотип изменяется под действием факторов окружающей среды, генотип не изменяется; по наследству не передается; носит приспособительный (адаптивный ) и массовый характер; предсказуема и обратима пределы определяются нормой реакции; наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определенных условиях, то есть наследуется норма реакции. изменяется фенотип вследствие изменения генотипа; передается по наследству; носит случайный характер; непредсказуема, необратима является основой разнообразия живых организмов и главной причиной эволюционного процесса (источник материала естественного отбора).
Ненаследственная изменчивость
Равнинная и горная формы одуванчика
Норма реакции Пределы модификационной изменчивости какого-либо признака называют нормой реакции Листья клена имеют разные размеры, так как тепло и свет распределяются неравномерно Наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определенных условиях, или можно сказать, что наследуется норма реакции организма на внешние условия.
Значение изменчивости Ненаследственная Наследственная Значение для особи Повышает или понижает жизнеспособность, продуктивность, адаптацию. Полезные изменения приводят к победе в борьбе за существование, вредные к гибели Значение для вида Способствует выживанию Образуются новые популяции, виды в результате процесса дивергенции Роль в эволюции Формируются адаптации (приспособления) организмов к условиям окружающей среды Поставляет материал для естественного отбора
Выполните тест Вопрос 1 Модификационная изменчивость: Варианты ответов является наследственной называется фенотипической затрагивает молекулы ДНК передается от родителей потомству Вопрос 2 Форма листовой пластинки растения стрелолиста зависит от: Варианты ответов условий, при которых происходит их формирование (в воздухе, воде, на поверхности) от генотипа растения от набора хромосом в клетках формируемого листа от количества полученных ультрафиолетовых лучей Вопрос 3 Что является примером фенотипической изменчивости: Варианты ответов окраска семени гороха группы крови у человека количество зерновок в колосках одного сорта пшеницы цвет кожи у людей разных рас
Вопрос 4 Норма реакции – это Варианты ответов врожденная реакция организма на факторы внешней среды изменения наследственного материала организма пределы модификационной изменчивости один из видов хромосомных мутаций Вопрос 5 Какое утверждение является верным и для модификационной, и для мутационной изменчивости: Варианты ответов изменения носят массовый характер изменения происходят под влиянием факторов внешней среды изменения не затрагивают наследственный материал изменения у организма ограничены нормой реакции Вопрос 6 Наследственная изменчивость – это Варианты ответов способность организма приобретать новые признаки и свойства изменения, которые не затрагивают генотип изменения, которые не играют роли в эволюции вида нет правильного ответа
Вопрос 7 Организмы приспосабливаются к конкретным условиям среды, не меняя генотип за счет изменчивости Варианты ответов мутационной комбинативной относительной модификационной Вопрос 8 У листьев, сорванных с одного дерева, изменчивость: Варианты ответов мутационная комбинативная модификационная все листья одинаковые, изменчивости нет Вопрос 9 Роль модификационной изменчивости: Варианты ответов приводит к изменению генотипа приводит к перекомбинации генов позволяют приспосабливаться к изменяющимся условиям среды Не имеет значения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос Алканы Общая формула Гомологический ряд Строение Виды изомерии Физические свойства Химические свойства I . Замещение 1.Галогенирование 2.Нитрование II .Окисление III . Отщепление 1.Дегидрирование IV. Крекинг V . Изомеризация Получение Получение метана 1.Гидролиз карбида алюминия Общие способы получения алканов 1.Гидрирование алкенов и алкинов 2.Реакция Вюрца 3. Декарбоксилирование Применение
C n H 2n+2
Простейшим представителем алканов является метан. Рассмотрим строение его молекулы. CH 4 - ковалентная полярная связь. 109 ° 28 ’ – угол между связями Длина связи C-H 0 . 109 нм C-C 0.154 нм
Алканы имеют молекулярную кристаллическую решетку С 1 -С 4 - бесцветные газы С 5 -С 17 -бесцветные жидкости, имеющие запах бензина С 18 -твердые вещества
Для алканов характерны реакции: I. Замещения -Галогенирование свет CH 4 + Cl 2 → CH 3 Cl + HCl -Нитрование t СН 4 + HONO 2 → CH 3 NO 2 +H 2 O II .Окисление -Горение СН 4 +2О 2 →СО 2 + 2Н 2 О -Каталитическое окисление СН 3 ОН СН4 + [О] → НСОН НСООН
III .Отщепления 1. Дегидрирование t,Ni С 3 Н 8 →С 3 Н 6 + Н 2 1500 0 C 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 2. Пиролиз 1000 0 c СН 4 →С+ 2Н 2 IV. Крекинг 600 0 c С 8 Н 18 →С 4 Н 10 + С 4 Н 8 IV. Изомеризация t ,AlCl 3 СН 3 - СН 2 - СН 2 - СН 3 → СН 3 - СН - СН 3 / СН 3
1.Разложение карбида алюминия водой или кислотой. Al 4 C 3 +12H 2 O → 4Al(OH) 3 + 3CH 4 Al 4 C 3 +12H С l → 4AlCl 3 + 3CH 4 2 .Синтез из простых веществ t,Ni С + 2Н 2 →СН 4 3.Восстановление оксидов углерода: t,Ni СО + 3Н 2 → СН 4 + Н 2 О 4 .Декарбоксилирование CH 3 COONa + NaOH CH 4 + Na 2 CO 3
1.Гидрирование алкенов и алкинов ( Ni,t) СН 2 =СН 2 +Н 2 → СН 3 -СН 3 СН ≡ СН + 2 Н 2 → СН 3 -СН 3 2 .Реакция Вюрца СН 3 С l + 2Na + CH 3 Cl → C 2 H 6 + 2NaCl
Для получения: 1. Резины 2.Типографской краски 3.Синтетического бензина 4.Синтез-газа 5.Растворителей 6.Горючего 7.Хладаагентов