1.6. Контрольные, самостоятельные работы, карточки по предметам.

Кузьмёнко Мария Владимировна

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по биологии

(10 класс)

Вариант 1

Часть А. Выберите один правильный ответ:

1.Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом:

 а) 

наблюдения

 б) 

моделирования

 в) 

описания

 г) 

эксперимента

2. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

 а) 

систематика

 б) 

палеонтология

 в) 

генетика

 г) 

эмбриология

3. Циркуляция азота между телами неживой природы и живыми организмами - это:

а) круговорот веществ

б) обмен веществ

в) цепь питания

г) саморегуляция

4. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро, – это

 а) 

вакуоль

 б) 

цитоплазма

 в) 

лизосома

 г) 

эндоплазматическая сеть

5. Прокариоты  это организмы,

  

а)

которые не имеют клеточного строения

  

б) 

состоящие из одинаковых клеток, не образующих тканей

  

в) 

состоящие из разных клеток, содержащих одно или несколько ядер

  

г) 

клетки которых не имеют оформленного ядра

6. Какой из указанных процессов сопровождается образованием энергии (АТФ) в клетках?

а) синтез белка

б) удвоение ДНК

в) окисление глюкозы

г) деление клетки

7. Структура белка, образованная пептидной связью:

а) первичная

б) вторичная

в) третичная

г) четвертичная

8. Растения выполняют роль в экосистеме:

а) редуцентов

б) консументов 1 порядка

в) продуцентов

г) консументов 2 порядка

9. Универсальный биологический аккумулятор энергии:

а) НАД

б) АТФ

в) НАДФ

г) НАДФ*Н

10. Захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь называют:

а) пиноцитоз

б) активный транспорт

в пассивный транспорт

г) фагоцитоз

11. Органоид клетки, в котором находится набор ферментов, обеспечивающий расщепление веществ, называют:

а) рибосомы

б) лизосомы

в) митохондрии

г) пластиды

12. Доставляет аминокислоту к месту синтеза белка:

а) иРНК

б) гРНК

в) тРНК

г) рРНК

13. Непостоянные структуры цитоплазмы, которые в отличие от органоидов то возникают, то исчезают, называют:

а) микрофилламенты

б) микротрубочки

в) клеточные включения

г) центриоль

14. Организмы, способные к фотосинтезу, называют:

а) фотоавтотрофы

б) хемотрофы

в) гетеротрофы

г) сапротрофы

15. Световая фаза фотосинтеза протекает в:

а) в строме хлоропласт

б) в гранах хлоропласт

в) в тилокоидах хлоропласт

г) в митохондриях

Часть В.

1. При выполнении к каждой позиции, данной в левом столбце, надо подобрать соответствующую позицию из правого столбца и вписать полученный ответ в таблицу. (2 балла)

ПРИМЕР

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1) повышение давления воздуха

2) конкуренция за территорию между растениями

3) изменение численности популяции в результате эпидемии

4) изменение рельефа экосистемы

5) взаимодействие между особями одного вида

а) абиотический

б) биотический

Ответ:

1

2

3

4

5

2. Выберите два верных ответа. На каком уровне организации живого происходит нервно-гуморальная регуляция функций? (2 балла)

1. биосферном                                4. экосистемном

2. клеточном                                   5. тканево-органном

3. организменном

Ответ:

3. Установите соответствие между характеристиками и видами обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (2 балла)

Характеристика обмена                                                                           Виды обмена

А) образуются белки                                                                      1) пластический

Б) происходит синтез глюкозы                                                     2) энергетический

В) накапливаются молекулы АТФ

Г) удваиваются молекулы ДНК

Д) расщепляются жиры до жирных кислот и глицерина

Е) образуются молекулы ПВК

А

Б

В

Г

Д

Е

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которому они указаны.  (2 балла)

Во время физической нагрузки в организме человека усиливается

  1. Выделение слюны
  2. Биосинтез белка в мышцах
  3. Число эритроцитов в плазме крови
  4. Приток крови к коже
  5. Потоотделение
  6. Частота сердцебиения

Ответ:

Часть С.

Дать развернутый ответ. (3 балла)

Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.

Диагностическая работа по биологии

(10 класс)

Вариант 2

Часть А. Выберите один правильный ответ:

1.Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод:

 а) 

наблюдения

 б) 

измерения

 в) 

эксперимента

 г) 

моделирования

2. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

  

 а) 

генетика

  

 б) 

экология

  

 в) 

антропология

  

 г)

молекулярная биология

3. Все живые организмы объединяет:

а) клеточное строение

б) способность к фотосинтезу

в) наличие ядра

г) способность к движению

4. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между:

а) микроорганизмами и грибами

б) растениями и почвой

в) животными, растениями и микроорганизмами

г) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

5. Органоид, на котором находятся рибосомы,  это

 а) 

хлоропласт

 б) 

клеточная мембрана

 в) 

аппарат Гольджи

 г) 

эндоплазматическая сеть

6. Бактерии отличаются от одноклеточных зелёных водорослей отсутствием

 а) 

ядра

 б) 

цитоплазмы

 в) 

жгутиков

 г) 

клеточной оболочки

7. Нарушение природной структуры белка называют

а) ренатурация

б) редупликация

в) транскрипция

г) денатурация

8. Микроорганизмы, бактерии выполняют роль в экосистеме:

а) редуцентов

б) консументов 1 порядка

в) продуцентов

г) консументов 2 порядка

9. Азотистое основание, которое входит в состав АТФ:

а) А

б) Т

в) Г

г) Ц

10. Захват клеточной поверхностью жидкости с содержащимися в ней веществами называют:

а) пиноцитоз

б) активный транспорт

в пассивный транспорт

г) фагоцитоз

11. Органоид клетки, в котором происходит синтез белка:

а) рибосомы

б) лизосомы

в) митохондрии

г) пластиды

12. Определяет структуру и функционирование рибосом:

а) иРНК

б) гРНК

в) тРНК

г) рРНК

13. Парное образование, состоящее из двух удлиненных цилиндров, называют:

а) микрофилламенты

б) микротрубочки

в) клеточные включения

г) центриоль

14. Живые существа, потребляющие готовые органические соединения для получения запасенной в них энергии, называют:

а) фотоавтотрофы

б) хемотрофы

в) гетеротрофы

г) сапротрофы

15. Темновая фаза фотосинтеза протекает в:

а) в строме хлоропласт

б) в гранах хлоропласт

в) в тилокоидах хлоропласт

г) в митохондриях

Часть В.

1. При выполнении к каждой позиции, данной в левом столбце, надо подобрать соответствующую позицию из правого столбца и вписать полученный ответ в таблицу. (2 балла)

ПРИМЕРЫ

ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

1) человек - вирус герпеса

2) муха - венерина мухоловка

3) собака - клещ

4) человек - дизентерийная амёба

5) крот - дождевой червь

а) хозяин-паразит

б) хищник-жертва

Ответ:

1

2

3

4

5


2. Выберите два верных ответа из пяти. К достижениям современной биологии относят информацию о: (2 балла)

  1. Клеточном строении организмов
  2. Расшифровке генома человека
  3. Методах генной инженерии
  4. Гомеостазе
  5. Строении вирусов

Ответ:

3. Установите соответствие между белками и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (2 балла)

Белки                                                                                                      Функции

А) антитела                                                                                      1) структурная

Б) миозин                                                                                         2) каталитическая

В) пепсин                                                                                         3) двигательная

Г) белки в рибосомах                                                                      4) транспортная

Д) гемоглобин                                                                                  5) защитная

А

Б

В

Г

Д

4. Выберите три верных ответа из шести. (2 балла)

Витамины-это органические вещества, которые

  1. Оказывают влияние на обмен веществ, рост и развитие
  2. Обеспечивают превращение глюкозы в гликоген
  3. Служат коферментами
  4. Являются в организме источником энергии
  5. Необходимы организму в ничтожно малых количествах
  6. Входят в состав клеточных мембран

Ответ:  

Часть С.

Дать развернутый ответ. (3 балла)

Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используются кислород этими организмами?

Система оценивания выполнения заданий

За верное выполнение каждого из заданий 1-15 выставляется 1 балл, в другом

случае – 0 баллов.

За верное выполнение заданий из части В выставляется 2 балла, если допущена одна ошибка – выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

За верное выполнение задания из части С выставляется 3 балла, если ответ включает в себя два названных элемента, выставляется 2 балла, если ответ включает в себя один из названных элементов, выставляется 1 балл, ответ неправильный – 0 баллов.

Максимальный балл за работу: 26 баллов

0-10 баллов - «2»

11-16 баллов - «3»

17-20 баллов - «4»

21-26 баллов - «5»



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по биологии  8 класс

 

Вариант 1

Часть 1.

1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности в живых организмах:

 а) анатомия   б) генетика в) физиология  г) психология

2.  Выберите черты сходства между человеком и млекопитающими: 

а) наличие ушной раковины   б) прямохождение  в)  мозговой отдел черепа преобладает над лицевым  г) речь как средство общения

3. О какой клеточной структуре идет речь: передает информацию дочерним клеткам с помощью хромосом при делении:

  а) митохондрии б) лизосома в) ядро   г) клеточный центр 

4. Опорно-двигательная система состоит из:

а) костей и мышц б) мышц и сухожилий в) мышц г) костей

5. Кровь относиться к тканям:

а) нервным б) мышечным в) соединительным г) эпителиальным

6. Какую функцию выполняют тромбоциты:

а) переносят кислород б) уничтожают микробы в) вырабатывают антитела г) участвуют в свертывании крови

7. При артериальном кровотечении кровь

а) ярко-алого цвета, вытекает пульсирующей струей б) вишневого цвета, вытекает ровной струей в) ярко-алого цвета, вытекает ровно, без толчков г) вишневого цвета, вытекает пульсирующей струей

8. Заболевание дыхательной системы, не передающее воздушно-капельным путем:

 а) туберкулез    б) ангина в) СПИД  г) грипп

9. В пищеварительном тракте белки расщепляются до

а) аминокислот б) нуклеотидов в) глюкозы г) глицерина

10) Гипофункция гипофиза:

 а) карликовость   б) базедова болезнь   в) гипогликемия     г) микседема

11. Структурной и функциональной единицей почки является

а) корковое вещество б) почечная лоханка в) мозговое вещество г) нефрон

12. Нервная система не выполняет функцию:  

 а) транспорт питательных веществ   б) нервная регуляция   в) связь организма с внешней средой  Г) согласованная деятельность органов

13. За координацию движений отвечает

а) мозжечок        б) продолговатый мозг        в) промежуточный мозг        г) средний мозг

14.  Какая часть органа зрения выполняет следующую функцию: преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией? 

  а) сетчатка   б) зрачок   в) стекловидное тело    г) хрусталик

15. Барабанная перепонка находится

а) на границе между средним и внутренним ухом б) между наковальней и стремечком

в) между улиткой и вестибулярным аппаратом г) на границе между наружним и средним ухом

16. Выделение слюны при попадании пищи в рот – это пример

а) условного рефлекса б) безусловного рефлекса в) элементарной рассудочной деятельности в) торможения

17. Каким образом нельзя заразиться СПИДом: 

  а) воздушно-капельным   б) при переливании крови   в) при кормлении материнским молоком   г) половым способом

18. Желчь поступает  в

а) 12-перстную кишку        б) желудок        в) пищевод        г) слепую кишку

19. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

Эритроциты – клетки крови

1) шаровидной формы 2) дисковидной формы 3) многоядерные 4) содержащие гемоглобин 5) живущие в среднем до 100-120 суток 6) участвующие в свертывании крови

20. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНЫ

А) печень

Б) сердце

В) двенадцатиперстная кишка

Г) пищевод

Д) лёгкие

Е) трахея

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

  1. грудная полость
  2. брюшная полость

А

Б

В

Г

Д

Е

21. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОСОБЕННОСТИ

А) полость, заполненная воздухом, в которой находятся слуховые косточки

Б) улавливает и проводят звуки

В) уменьшает амплитуду и увеличивает силу звука в 20 раз

Г) расположено в височной кости, состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов

Д) полость, заполненная жидкостью

Е)представлено ушной раковиной, слуховым каналом и барабанной перепонкой

ОТДЕЛЫ ОРГАНА СЛУХА

  1. наружное ухо
  2. среднее ухо
  3. внутреннее ухо

Часть II

22.           С какой целью человеку измеряют пульс?

Контрольная работа по биологии 8 класс

 

Вариант 2

Часть I.

1. Наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха:

 а) экология   б) гигиена    в) эмбриология   г) цитология

2. Выберите черты различия между человеком и млекопитающими:

 а) нижняя челюсть с выступающим подбородком б) деление зубов  в) ушная раковина  г) вскармливание детенышей молоком

3. Какую функцию выполняет клеточная мембрана:

а) участвует в делении клеток  б) синтез белка

в) обмен веществами между клетками и межклеточным веществом г) самоочищение клетки 

4. Стенки внутренних органов состоят из мышечной ткани:  

       а) скелетной    б) гладкой     в) сердечной      в) поперечнополосатой 

5. Передняя прозрачная часть белочной оболочки (склеры) – это:

а) радужка б) стекловидное тело в) глазница г) роговица

6. У взрослого человека зубов

а) 12                б) 24                в) 32                г) 46

7. Главным органом выделительной системы является(ются)

а) мочевой пузырь  б) почки        в) мочевыделительный канал  г) мочеточники

8. Слуховые косточки в среднем ухе – это

а) стремечко и молоточек        б) наковальня и стремечко        

в) барабанная перепонка, молоточек и наковальня        

г) молоточек, наковальня и стремечко

9. Нервные клетки называют:  

  а) аксоны   б) нейроны  в) дендриты    г)синапсы

10. Биологические катализаторы, под действием которых происходит расщепление пищи, - это:

а) витамины б) гормоны в) ферменты г) субстраты

11. Способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом:

 а) раздражимость б) сердечный цикл    в) автоматия    г) кровоснабжение

12. Внутреннюю среду организма образуют:

а) кровь и лимфа б) тканевая жидкость и кровь в) лимфа и тканевая жидкость

г) тканевая жидкость, кровь и лимфа

13. Газообмен происходит в:

а) гортани б) носоглотке в) легких г) бронхах

14. Биологические катализаторы, под действием которых происходит расщепление пищи, - это:

а) витамины б) гормоны в) ферменты г) субстраты

15. Отсутствие, какого витамина в организме вызывает заболевание «цинга»:

а) А    б) В1    в) С     г) D

16. Как называется резервуар в почке, в котором собирается моча?

а) мочевой пузырь б) почечная лоханка в) почечная чашка  г) мочеточник

17. Сахарный диабет развивается при недостаточной выработке гормона:

а) инсулина  б) роста  в) норадреналина  г) адреналина

18. Сок поджелудочной железы выделяется в

а) двенадцатиперстную кишку         б) желудок

в) пищевод                г) кишечник

19. Установите соответствие

Особенности пищеварения

А) происходит механическая переработка пищи                        1) ротовая полость

Б) происходит неполное расщепление белков                        2) желудок

В) происходит неполное расщепление углеводов                

Г) пищевой комок превращается в полужидкую кашицу

Д) ферменты активны в слабощелочной среде

Е) ферменты активны в кислой среде

А

Б

В

Г

Д

Е

20. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

Лейкоциты – клетки крови, которые

  1. защищают организм от болезнетворных микроорганизмов
  2. переносят кислород
  3. имеют ядро
  4. образуются в красном костном мозге
  5. образуются в желтом костном мозге
  6. участвуют в свертывании крови

21. Установите соответствие между видами рефлексов и их особенностями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОСОБЕННОСТИ

А) являются общевидовыми

Б) имеются только у определенных особей вида

В) непостоянные

Г) стойкие, в течение жизни не изменяются

Д) передаются по наследству

Е) приобретаются в течении жизни

ВИДЫ РЕФЛЕКСОВ

  1. безусловные
  2.  условные

Часть II

22. Каковы функции кожи человека? Укажите не менее 4-х функций.

Контрольная работа по биологии  8 класс

 

Вариант 3

Часть I.

1. Какая наука изучает внешнее и внутреннее строение организма человека и его особенности: рост, вес, пропорции тела?

а) анатомия   б) валеология  в) гигиена   г) физиология

2. К людям современного типа относят

а) австралопитека   б) кроманьонца    в) неандертальца   г) питекантропа

3. Центральная нервная система образована

а) головным и спинным мозгом        б) нейронами и отростками

в) нервами и нервными узлами        г) спинно-мозговыми и черепно-мозговыми нервами

4. После какого перенесенного заболевания вырабатывается стойкий иммунитет

а) ангины        б) бронхита        в) ветрянки        г) гриппа

5. Кровь НЕ транспортирует

а) гормоны       б) питательные вещества     в) продукты обмена     г) ферменты

6. Большой круг кровообращения заканчивается в

а) левом желудочке     б) левом предсердии   в) правом желудочке  г) правом предсердии

7. Дыхательный орган, имеющий вид воронки, в слизистой оболочке которого расположены рецепторы, реагирующие на твердые, жидкие и газообразные вещества, - это

а) бронхи      б) глотка       в) гортань      г) трахея

8. Основными органами выделения являются

а) легкие        б) мочеточники        в) потовые железы        г) почки

9. В результате реабсорбции ( обратного всасывания) образуется

а) вторичная моча      б) лимфа       в) первичная моча     г) тканевая жидкость

10. К оптической системе глаз НЕ относится

а) ресничное тело    б) роговица      в) стекловидное тело    г) хрусталик

11. Отдел пищеварительной системы, в котором происходит полостное и пристеночное пищеварение, - это

а) желудок   б) 12-перстная кишка  в) толстый кишечник   г) тонкий кишечник

12. Вестибулярный аппарат расположен в (во):

а) внутреннем ухе  б) наружном ухе  в) слуховой трубе  г) среднем ухе

13. У человека мужские половые клетки образуются в

а) предстательной железе  б) семенниках  

В) семенных пузырьках  г) семявыводящих протоках

14. Недостаток двигательной активности – это

а) гипогликемия  б) гиподинамия  в) гипокинезия   г) гипоксия

15. К «заболеванию грязных рук» относится:

а) грипп   б) дизентерия  в) СПИД   г) стенокардия

16. Для профилактики гельминтозов необходимо

а) избегать контактов с больными                б) соблюдать режим питания

в) тщательно мыть овощи и фрукты        

г) употреблять в пищу консервированные продукты

17. Органом голосообразования является

а) бронх        б) гортань        в) трахея        г) глотка

18. «Куринная слепота» развивается при недостатке витамина:

а) В                      б) С                       в) А                     г) D

19. Мышечный слой имеется в стенках

1) артерий

2) вен

3) кровеносных капилляров

4) лимфатических сосудов

5) сердца

6) легочных альвеол

20. Установите соответствие между клетками крови и их особенностями

Особенности

Клетки крови

А) имеют непостоянную форму

Б) вырабатывают антитела

В) кровяные пластинки округлой или овальной формы

Г) ядро отсутствует

Д) участвуют в свертывании крови

Е) способности к фагоцитозу

1) лейкоциты

2) тромбоциты

21.Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

К мочевыделительной системе относятся:

1) печень  2) почки  3) селезенка  4) мочеточники  

5) мочевой пузырь 6) поджелудочная железа

Часть II

22.  Каковы функции кровеносной системы человека? Укажите не менее 4-х функций.

Контрольная работа по биологии  8 класс

 

Вариант 4

Часть I

1.Наука, изучающая процессы жизнедеятельности в живых организмах:

 а) анатомия   б) генетика в) физиология  г) психология

2. Вестибулярный аппарат расположен в

а) внутреннем ухе        б) наружном ухе        в) слуховой трубе        г) среднем ухе

3. Зрительная зона расположена в …. доле больших полушарий.

А) височной                б) затылочной        в) лобной        г) теменной

4. «Бери-бери» развивается при недостатке витамина:

а) В                      б) С                       в) А                     г) D

5. Структурной и функциональной единицей почек является:

а) нефрон             б) аксон              в) нейрно             г) синапс

6. Какую функцию выполняют тромбоциты:

а) переносят кислород б) уничтожают микробы в) вырабатывают антитела г) участвуют в свертывании крови

7 . Кровь НЕ транспортирует

а) гормоны       б) питательные вещества     в) продукты обмена     г) ферменты

8.  Опорно-двигательная система состоит из:

а) костей и мышц б) мышц и сухожилий в) мышц г) костей

9. Желчь поступает  в

а) 12-перстную кишку        б) желудок        в) пищевод        г) слепую кишку

10. Биологические катализаторы, под действием которых происходит расщепление пищи, - это:

а) витамины б) гормоны в) ферменты г) субстраты

11. Способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом:

 а) раздражимость б) сердечный цикл    в) автоматия    г) кровоснабжение

12. В результате реабсорбции (обратного всасывания) образуется

а) вторичная моча      б) лимфа       в) первичная моча     г) тканевая жидкость

13. Слуховые косточки в среднем ухе – это

а) стремечко и молоточек        б) наковальня и стремечко        

в) барабанная перепонка, молоточек и наковальня        

г) молоточек, наковальня и стремечко

14. Каким образом нельзя заразиться СПИДом: 

  а) воздушно-капельным   б) при переливании крови   в) при кормлении материнским молоком   г) половым способом

15. Нервные клетки называют:  

  а) аксоны   б) нейроны  в) дендриты    г)синапсы

16. Какую функцию выполняет клеточная мембрана:

а) участвует в делении клеток  б) синтез белка

в) обмен веществами между клетками и межклеточным веществом г) самоочищение клетки 

17. К оптической системе глаз НЕ относится

а) ресничное тело    б) роговица      в) стекловидное тело    г) хрусталик

18. Недостаток двигательной активности – это

а) гипогликемия  б) гиподинамия  в) гипокинезия   г) гипоксия

19. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

К мочевыделительной системе относятся:

1) печень  2) почки  3) селезенка  4) мочеточники  

5) мочевой пузырь 6) поджелудочная железа

20. Установите последовательность расположения костей в скелете верхней конечности, начиная с фаланг пальцев

А) фаланги пальцев   Б) плечевая кость  В) лучевая кость Г) запястье  Д) локтевая кость

Е) пястье

21. Установите соответствие между органическими веществами и их характеристиками

А) при полном окислении 1 г образуется 38,9 кДж энергии         1) белки

Б) откладываются в виде гликогена в печени и в мышцах            2) жиры

В) состоят из аминокислот                                                                3) углеводы

Г) служат основным источником энергии

Д) восполнение происходит при поступлении с пищей

Е) суточная потребность 80 – 150 г

Часть II

22.  Какую помощь необходимо оказать человеку, отравившемуся угарным газом?

Контрольная работа по биологии  8 класс

 

Вариант 5

Часть I

1.Наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидумами, называется

а) гигиена          б) физиология            в) анатомия     г) психология

2. Артериальная кровь в отличие от венозной: а) ярко-красная, бедная кислородом;       в) темная, бедная кислородом  б) ярко-красная, богатая кислородом                                           г) темная, богатая кислородом

3. О какой клеточной структуре идет речь: передает информацию дочерним клеткам с помощью хромосом при делении:

  а) митохондрии б) лизосома в) ядро   г) клеточный центр 

4. Кровь относиться к тканям:

а) нервным б) мышечным в) соединительным г) эпителиальным

5. Нервная система не выполняет функцию:  

 а) транспорт питательных веществ   б) нервная регуляция   в) связь организма с внешней средой  Г) согласованная деятельность органов

6. Большой круг кровообращения начинается в

а) левом желудочке     б) левом предсердии   в) правом желудочке  г) правом предсердии

7. Какая часть органа зрения выполняет следующую функцию: преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией? 

  а) сетчатка   б) зрачок   в) стекловидное тело    г) хрусталик

8. . Передняя прозрачная часть белочной оболочки (склеры) – это:

а) радужка б) стекловидное тело в) глазница г) роговица

9. Для профилактики гельминтозов необходимо

а) избегать контактов с больными                б) соблюдать режим питания

в) тщательно мыть овощи и фрукты        

г) употреблять в пищу консервированные продукты

10. Слуховые косточки в среднем ухе – это

а) стремечко и молоточек        б) наковальня и стремечко        

в) барабанная перепонка, молоточек и наковальня        

г) молоточек, наковальня и стремечко

11. Центральная нервная система образована

а) головным и спинным мозгом        б) нейронами и отростками

в) нервами и нервными узлами        г) спинно-мозговыми и черепно-мозговыми нервами

12. . В пищеварительном тракте углеводы расщепляются до

а) аминокислот б) нуклеотидов в) глюкозы г) глицерина

13. «Рахит» развивается при недостатке витамина:

а) В                      б) С                       в) А                     г) D

14. У человека мужские половые клетки образуются в

а) предстательной железе  б) семенниках  

в) семенных пузырьках  г) семявыводящих протоках

15. Вестибулярный аппарат расположен в (во):

а) внутреннем ухе  б) наружном ухе  в) слуховой трубе  г) среднем ухе

16. К людям современного типа относят

а) австралопитека   б) кроманьонца    в) неандертальца   г) питекантропа

17. Отдел пищеварительной системы, в котором происходит полостное и пристеночное пищеварение, - это

а) желудок   б) 12-перстная кишка  в) толстый кишечник   г) тонкий кишечник

18. Дыхательный орган, имеющий вид воронки, в слизистой оболочке которого расположены рецепторы, реагирующие на твердые, жидкие и газообразные вещества, - это

а) бронхи      б) глотка       в) гортань      г) трахея

19. . Симпатическая нервная система оказывает следующие воздействия на органы кровообращения

      1)     снижает кровяное давление
     2)     расширяет кровеносные сосуды мозга
     3)     уменьшает частоту сокращений сердца 
     4)     расширяет кровеносные сосуды скелетных мышц 
     5)     поддерживает тонус кровеносных сосудов кишечника
     6)     увеличивает амплитуду сокращений сердца  

20. Установите соответствие между функцией и слоем кожи человека. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

              ФУНКЦИЯ                                                     СЛОЙ  КОЖИ

А) теплорегуляторная                                       1) эпидермис

Б) термоизоляция                                              2) дерма

В) запасающая                                                   3) подкожная жировая клетчатка

Г) дыхательная

             Д) пигмент меланин, защищающий от УФ лучей  

21. Соляная кислота в желудке

 1) оказывает бактериостатическое действие

2) повышает активность желудочных ферментов

3) размягчает пищу

4) расщепляет белки

5) активирует моторику желудка

6) защищает стенки желудка от самопереваривания

Часть II

22. Почему зубы рекомендуется чистить пастами, в состав которых входят фтор и кальций?



Предварительный просмотр:

Моногибридное скрещивание

Задача 1.

У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 2.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 3.

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?

Задача 4.

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

Задача 5.

Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?



Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Задача №1.

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц, а широкие пушистые брови – над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.

Задача №2.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность владеть правой рукой – над способностью владеть левой рукой. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой правшой, а отец – кареглазым правшой, женился на голубоглазой левше. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.

Задача №3.

У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической. Какое потомство получится от скрещивания двух дигетерозиготных растений? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

Задача №4.

Может ли от брака голубоглазой (рецессивный признак) женщины с 1 группой крови и кареглазого мужчины с 4 группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребенок с голубыми глазами и 1 группой крови? Ответ поясните. Определите генотипы родителей и детей. Составьте схему решения задачи.

Задача №5.

У человека нормальный обмен углеводов определяется доминантным геном, а рецессивный аллель несет ответственный за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых родителей больны сахарным диабетом. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребенок и какова вероятность этого события. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.



Предварительный просмотр:

Решение генетических задач

Задача №1.

Известно, что при дигибридном анализирующем скрещивании у потомков происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1. Объясните, почему же в опытах, которые проводил Т.Морган, при скрещивании самки дрозофилы, имеющей серое тело и нормальные крылья(дигитерозиготная), с самцом, у которого чёрное тело и зачаточные крылья (рецессивные признаки), произошло расщепление по фенотипу в следующем соотношении: 41,5% дрозофил с серым телом и нормальными крыльями, 41,5% мух имели черное тело и зачаточные крылья, 8,5%-с серым телом, зачаточными крыльями и 8,5%- с черным телом и нормальным крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства.

Задача №2.

У кошек и котов ген черной окраски шерсти (А) и рыжей окраски (В) локализованы в X-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование - черепаховую окраску (АВ). От черной кошки родились черепаховый и два черных котенка. Определите генотип кошки, фенотип и генотип кота, а также пол черепахового и черных котят. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

Задача №3.

У здоровой матери, родители которой тоже были здоровы, и больного дальтонизмом отца родились дети- мальчик и девочка. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.

Задача №4.

Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (С) и голые ноги (d), с дигетерозиготной курицей с гребнем и оперёнными ногами. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого поколения, вероятность появления потомков с признаками родителей. Составьте схему решения задач.

Задача №5.

У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей, длинная щетина-над короткой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного самца с дигомозиготной самкой. Какова вероятность появления потомков с признаками самки? Составьте схему решения задачи.



Предварительный просмотр:

Решение генетических задач на 1, 2, 3 законы Г. Менделя

Задача№ 1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с плодами?

Задача№ 2. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Задача№ 3. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело жёлтую окраску?

Задача№ 4. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен , а мать не страдает миоплегией.

Задача №5. У человека кареглазость доминирует над голубоглазостью, а тёмный цвет волос над светлым. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей. Каждый ребёнок отличается от другого по одному из данных признаков.Каковы генотипы родителей и детей?



Предварительный просмотр:

«Взаимодействие аллельных и неаллельных генов»

Задача №1.

При скрещивании одного из сортов белоцветкового душистого горошка с другим сортом белоцветкового душистого горошка оказывается, что все гибриды растения в первом поколении -красноцветковые. Определите генотипы родительских форм и потомства. Укажите тип взаимодействия генов.

Задача №2.

Растения дурман с пурпурными цветками (K) и гладкими коробочками (r) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве оказались растения: с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с пурпурными цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей и потомков, а также характер наследования признаков и потомства, тип скрещивания.

Задача №3.

Рыжий цвет шерсти у лис доминирует над серебристым. В маленьком государстве Лисляндия разводят серебристых лис (они очень ценятся). Их провозить через границу запрещено по законам государства. Как контрабандисту обмануть таможню и провезти через границу пару лис, не нарушая законов Лисляндии? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы



Предварительный просмотр:

Решение задач на сцепленное наследование генов.

Задание №1.

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

Задание №2.

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

Задача №3.

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.

Задача №4.

У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?



Предварительный просмотр:

Сцепленное с полом наследование

Задача №1.

Отсутствие потовых желез у человека наследуется как рецессивный признак (с), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать женя имела этот дефект. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей в этой семье.

Задача №2.

У человека ген дальнозоркости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген дальтонизма рецессивный (d) и сцеплен с Х-хромосомой. Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей-дальтоников и их пол.

Задача №3.

У человека гемералопия (куриная слепота) наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Родители здоровы, но отец матери был болен. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы детей. Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье.

Задача №4.

От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоником. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.