5. Учитель года - 2022

Кузьмёнко Мария Владимировна

Методические разработки к конкурсу "Учитель года"

1. Эссе "Я - учитель"

2. Образовательный проект "Ситуационные задачи на уроках биологии как средство формирования естественно-научной грамотности"

3. Методический семинар "Использование мнемотехники на уроках биологии для активизации познавательной деятельности обучающихся 5-8 классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kuzmenko_m.v.doc69 КБ
Файл obrazovatelnyy_proekt_2022_uchitel_goda.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс профессионального

мастерства

«Учитель года – 2022»

Конкурсное испытание "Я - учитель"

Эссе

Кузьмёнко М.В., учителя биологии

первой квалификационной категории

МАОУ Абатская СОШ№1

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»

Д.И.Менделеев.

Почему я стала учителем?  Не могу сказать, что с детства мечтала стать учителем…нет! Еще со школьной скамьи я с безмерным удовольствием увлекалась биологией – этим интересным и познавательным предметом. С 10 класса уже определилась с будущей профессией, хотела связать свою жизнь с медициной. В этом же русле меня направляла мой учитель биологии – Вилицева Нина Михайловна.

      Нина Михайловна – это учитель с большой буквы, мастер своего дела. В ней всегда чувствовалось желание заинтересовать, зажечь, повести за собой. Она всегда была строгая, справедливая. Вроде бы прошло немало лет, но уроки Нины Михайловны помню до сих пор…

Впереди был 11 класс…экзамены, поступление… но долгие разговоры с родными, внутренние переживания, ну, и, конечно же, боязнь уехать далеко от дома сделали свое дело – я выбрала Ишимский государственный педагогический институт им.П.П.Ершова, это было связано с биологией, на биофак. Я ничуть не пожалела о выбранном мною пути.  Пять лет пролетели незаметно!  Мне запомнились полевые практики по ботанике, где мы собирали около 200 видов растений, оформляли гербарий и учили названия на латинском языке. По зоологии, оформляли коллекции насекомых и учили их названия на латинском языке. Интересны были экскурсии по орнитологии, где мы определяли русские и латинские названия летящей птицы. Очень познавательны были лекции Алены Юрьевны по теории эволюции и еще много интересного и запоминающегося.

    Когда я училась в институте, до 4-го курса я не могла себя представить учителем. Но как только перешагнула порог класса, как только встретилась с пытливыми и искренними взглядами ребят, как только начала разбираться во всех их «Почему…?», пришло осознание: «Вот оно! Это моё! Это мне и нужно!»

         Школьный день заполнен разными событиями: приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями, разговорами, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря выбранной профессии. Мне некогда скучать!

      Тому, кто не постиг тайны нашей профессии, она кажется будничной: тетради, уроки, конспекты, журналы… А по сути своей, она подарок судьбы, потому что рядом с нами самые чистые и искренние люди – наши дети.

        Учитель! Какая же это ответственная профессия! Не случайно Симон Соловейчик назвал её «профессией для людей с мужественной совестью». Кому ещё такое выпадает – наблюдать рост посеянных тобой «семян», радоваться, как заметил поэт Андрей Дементьев, «…всякий раз за тех, кто снова где-то выдержал экзамен на мужество, на честность, на успех».

         Каждый учитель помнит три кита, три основных учительских заповеди: в совершенстве владеть предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. Но со временем понимаешь, что так нельзя только работать. Так нужно жить. Нужно всю себя отдавать делу, которому служишь. Учитель – это не профессия. А что же? Диагноз? Образ жизни? Особый склад характера? Пожалуй, всё вместе. Адольф Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». А ведь это трудно: и времени нет, и собственная семья требует сил и внимания. Но надо, я точно знаю, что так надо. Новые стандарты – надо вникнуть. Новые технологии – надо освоить. Новый ученик – надо узнать, понять, принять, познакомить с классом.

    Как тут не вспомнить цитату Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать» …ну, и, конечно же, учитель, профессия учителя…требует поиска нового…новых продуктивных технологий, методов и приемов.

       Давно убедилась: нет неспособных детей. Нужно только вызвать даже у самого неусидчивого или ленивого ученика интерес к знаниям, зародить в нём любопытство. И поддерживать этот интерес в течение всего урока. К счастью, сейчас достаточно возможностей сделать уроки яркими, зрелищными, динамичными. Хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а, главное, заговорит свободно…»? «Картинки» - это наши совместные открытия, совершаемые и при изучении нового материала, и в процессе выполнения лабораторной работы. И тогда учение станет не обязаловкой, а захватывающим познавательным процессом. «Картинки» - понятие не только буквальное. Это обязательно что-то новое, интересное современному ребёнку или подростку. Основной технологией работы я выбрала использование дифференцированного обучения в процессе преподавания биологии, целью которой является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы.

Дифференцированное обучение способствует развитию качеств ученика:

  • Повышение у обучающихся уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности;
  • Формируются навыки самостоятельной работы;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков;

         Для повышения интереса обучающихся к биологии важно кроме уроков проводить и внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, предметные недели. Это тоже своеобразная дифференциация, которая позволяет даже слабоуспевающим обучающимся проявить себя в различных видах деятельности (поиск интересного материала, рисование, написание творческих работ и т. д.), порой опережая своих одноклассников с высоким уровнем развития познавательных интересов.

       Несомненно, роль личности учителя в образовательном процессе не просто огромная, эта роль основополагающая, которую нельзя сводить лишь к представлению услуги. В деятельности учителя важна душа! Образовательный процесс – это не только передача знаний, но и процесс взаимодействия учителя, и ученика – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Поэтому учителю важно сеять в своих учениках добрые мысли, положительные эмоции. Ведь как гласит русская народная пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2022» Конкурсное испытание "Образовательный проект" Ситуационные задачи на уроках биологии как средство формирования естественно-научной грамотности Кузьмёнко Мария Владимировна, учитель биологии первой квалификационной категории МАОУ Абатская СОШ №1

Слайд 2

Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон.

Слайд 13

ЗАДАЧА РЕЗУЛЬ-ТАТЫ

Слайд 16

Класс Тема урока Задания из банка данных 5 Голосеменные растения Как вырастить новогоднюю ёлку? 5 Царство растений Суперспособности растений 5 Лишайники. Мхи Чем мы дышим? 5 Органы растений Чем питаются растения? 7 Простейшие Зеленые водоросли 7 Простейшие. Споровики Малярия 7 Молочнокислые невидимки Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии 7 Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу Трава Геракла 7 Тип Моллюски Антиграв и хватка осьминога 7 Класс Птицы Берегите птиц! 8 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья Загрязнение атмосферы 8 Работа скелетных мышц и их регуляция Кто дальше и кто быстрее 8 Значение опорно-двигательного аппарата Сапоги-скороходы 8 Питание и пищеварение Сколько съест синица?

Слайд 17

Промежуточные результаты Итоги выполнения тренировочных заданий по естественно-научной грамотности через платформу РЭШ, 5 класс (октябрь 2021, январь,2022г) Гипотеза: использование ситуационных задач повышает уровень сформированности естественно-научной грамотности обучающихся

Слайд 18

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 21

Спасибо за внимание !