Кружок "Обучение грамоте"

Губина Евгения Ивановна

Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте80.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   «Дюймовочка»

г. Советский

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ д/с «Дюймовочка»

_______________ Е.С. Гордеева

«25» сентября 2021г. № 368

Дополнительная общеобразовательная программа

кружок «Обучение грамоте»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 года

     

Губина Евгения Ивановна, учитель-логопед

                                                                                 (Ф.И.О. педагога(ов), составившего(их)  программу)

 2021 г.

Информационная карта

Название программы

Дополнительная  общеобразовательная программа

 «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Классификация программы

  • Дополнительная  общеобразовательная
  • Социально-педагогическая

Название организации реализующей программу,

ее адрес

  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка».
  • ХМАО, г. Советский, ул. Зои Космодемьянской, 1.
  • Телефон: 3-18-87.

Автор программы

Губина Е.И. Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка».

Цель, основные задачи программы

Цель: обеспечение качественной подготовки дошкольника к обучению в школе, профилактика дислексии и дисграфии.

Задачи:

Воспитательные:

- формирование познавательного интереса;

- формирование познавательных способностей;

- прививать любовь к чтению;

- воспитывать старательность;

- воспитывать любовь к художественным произведениям;

Развивающие:

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи;

- развивать словесно-логическое мышление, память, внимание;

- развивать графические умения;

- развивать умения и навыки работы ребенка в коллективной, учебной и игровой деятельности.

Образовательные:

- дать представление об основных единицах языка (звук, буква, слово, предложение);

- познакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие) сопоставлять слова по звуковому составу;

- формировать умения членить слова по слогам, выделять слоги из слов ставить ударения в словах, определять ударный слог;

- формировать умение сливать слоги в слова.

Ожидаемые результаты  

Цель: оценка уровня сформированности фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи: получение объективной информации о состоянии уровня речевого развития детей, базисных умений, навыков, которыми овладели воспитанники в процессе реализации данной программы.

В сентябре – педагогическая диагностика сформированности фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза с целью составления плана организованной образовательной деятельности.

В мае - итоговая диагностика базисных умений, навыков, уровня речевого развития, которыми овладели воспитанники в процессе реализации данной программы.

Периодичность: 2 раза в год (сентябрь, май)

 Участники   программы   

 

Участниками программы дети 6-7 лет    

(с согласия родителей, либо законных представителей)        

  Система работы:  индивидуальная работа

Количество детей в группе

До 4 чел.

Количество модулей

Срок реализации программы- 1 модуль/1 год                                                                                        

1.1. ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Важно, чтобы ребёнок: не пропускал буквы, не смешивал их при написании; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы. Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Программа  предусматривает игровую форму работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи и профилактике дисграфии и дислексии. Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребенка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

В программу включены несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Основной целью программы является обеспечение качественной подготовки дошкольника к обучению в школе, профилактика дислексии и дисграфии.

Задачи:

Воспитательные:

- формирование познавательного интереса;

- формирование познавательных способностей;

- прививать любовь к чтению;

- воспитывать старательность;

- воспитывать любовь к художественным произведениям;

Развивающие: - развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи;

- развивать словесно-логическое мышление, память, внимание;

- развивать графические умения;

- развивать умения и навыки работы ребенка в коллективной, учебной и игровой деятельности.

Образовательные:

- дать представление об основных единицах языка (звук, буква, слово, предложение);

- познакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие) сопоставлять слова по звуковому составу;

- формировать умения членить слова по слогам, выделять слоги из слов ставить ударения в словах, определять ударный слог;

- формировать умение сливать слоги в слова.

Новизна данной программы заключается в следующем:

- Наличие для ее реализации рабочей тетради «Звукознайка для ребенка на данном возрастном этапе обучения (Приложение 1).

- Возможность использования заданий тетради полностью или частично от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения.

- Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. На первом занятии дается понятие «Звук», на втором занятии – «Буква». Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Методы реализации программы:

- методы организации и осуществления образовательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельная работа и работа под руководством педагога);

- методы стимулирования и мотивации (метод формирования интереса – познавательной игры, создание ситуации успеха);

- метод контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);

Принципы реализации программы:

- принцип природосообразности;

- онтогенетический принцип (учитываются закономерности развития детской речи)

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принцип интеграции усилий специалистов;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствие требований, методов, приемов и условия образования к индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип системности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания учебного материала.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Цель: оценка уровня сформированности фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи: получение объективной информации о состоянии уровня речевого развития детей, базисных умений, навыков, которыми овладели воспитанники в процессе реализации данной программы.

В сентябре – педагогическая диагностика сформированности фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза с целью составления плана организованной образовательной деятельности.

В мае - итоговая диагностика базисных умений, навыков, уровня речевого развития, которыми овладели воспитанники в процессе реализации данной программы.

Периодичность: 2 раза в год (сентябрь, май)

Методы:

- наблюдение;

- беседа; игра и игровые упражнения,

- игровые ситуации;

- опрос;

- сравнительный анализ.

По окончании обучения дети должны справиться с поставленными задачами и должны:

- хорошо владеть понятиями: «Слово», «Звук», «Слог», «Буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- владеть навыками звукового анализа и синтеза слов;

- правильно ставить ударение в словах;

- свободно и осознанно читать слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры.

Диагностирование дошкольников по обучению грамоте проводилось по диагностике Е.В.Колесниковой «Тесты для детей» в которой автором предлагаются игровые задания для детей, позволяющие определить степень готовности к последующему обучению (Приложение 2)

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются открытые занятия, конкурсы, викторины, выступления на родительских собраниях, консультации для родителей, проведение диагностики.

1.4. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие» включает:

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя развитию коммуникативной деятельности:

- развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и

сверстниками путем формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада);

- развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа).

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению сознания:

обогащать словарь:

- расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых

представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;

- продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов, родовые

(фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и др.) и отвлеченные обобщённые понятия (добро, зло, красота, смелость и т. д.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — наземный, воздушный, водный, подземный);

- развивать смысловую сторону речи.

формировать грамматический строй речи:

- осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам): употребление имён существительных во множественном числе (один — много); образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей — ульев, пень — пней, лоб — лбов, карась — карасей и др.); согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами;

- упражнять в правильном употреблении категории рода (женского, мужского, среднего);

- практически освоить некоторые способы словообразования;

- учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счет однородных членов (подлежащих, определений, сказуемых); составлению сложных конструкций предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых);

- закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные

пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.);

- развивать произносительную сторону речи:

- развивать речевой слух: фонематический и фонетический;

- уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и т. д. ;

- совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих [с — ш], [з — ж], [ц — с]; звонких и глухих [ж — ш], [з — с], [б — п], [д — т], [г — к], [в — ф]; соноров [р —л]; твердых и мягких [с — с’], [з — з’], [п — п’], [б — б’], [т — т’], [д — д’], [к —к’], [г — г’], [в — в’], [ф — ф’], [р — р’], [л — л’];

- упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные — согласные, мягкие - твердые);

- работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение;

- предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в

начале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах;

- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

- упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям;

- развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и т. д. ;

- развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи

окружающих;

- развивать и совершенствовать связную речь

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание программы дополнительного образования «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:

- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;

- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;

- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий;

- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.

В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь.

Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов.

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

3. Слова:

- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4. Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»

- буквы, обозначающие согласные и гласные звуки;

- соотнесение букв и звуков.

Учебный план

Кол-во

занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1

Развитие высших психических функций

1

2

Падежные конструкции: именительный падеж множественного числа

1

3

Звук [у] и буква у

1

4

Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения

1

5

Развитие связной речи. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

1

6

Звук [а] и буква А

1

7

Приставочные глаголы

1

8

Предлоги в, на, под

1

9

Звуки [а], [у] и буквы а, у

1

10

Глаголы совершенного и несовершенного вида

1

11

Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных

1

12

Звук [и] и буква и

1

13

Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными

1

14

Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ

1

15

Звук [к] и буква к

1

16

Предлоги в, из

1

17

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов

1

18

Звук [т] и буква т

1

19

Падежные конструкции Творительный падеж множественного числа существительных

1

20

Относительные прилагательные

1

21

Звук [п] и буква п

1

22

Падежные конструкции. Предложный падеж множественного числа существительных

1

23

Согласование числительного с существительным в родительном падеже

1

24

Звук [о] и буква о

1

25

Согласование числительного с существительным в дательном падеже

1

26

Согласование числительного с существительным в творительном падеже

1

27

Гласные звуки [а], [о], [у], [и]

1

28

Согласование числительного с существительным в предложном падеже

1

29

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картинок

1

30

Звуки [и], [ы] и буквы и, ы

1

31

Звук [с] и буква с

1

32

Звуки [з], [з']

1

33

Родительный падеж множественного числа существительных

1

34

Звук [з] и буква з

1

35

Притяжательные прилагательные

1

36

Звуки [з], [з]

1

37

Предлог с (со)

1

38

Обучение самостоятельной постановке вопросов

1

39

Звуки [с], [з] и буквы с, з

1

40

Родственные слова

1

41

Звук [ц] и буква ц

1

42

Предлог из-под

1

43

Звуки [с], [ц]

1

44

Предлог из-за

1

45

Звуки [б], [п] и буквы б, п

   1

46

Предлоги из-под, из-за

1

47

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом а

1

48

Звуки [м], [н] и буквы м, н

1

49

Звуки [в], [ф] и буквы в, ф

1

50

Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение с союзом потому что

1

51

Звуки [д], [т] и буквы д, т

1

52

Согласование числительного, прилагательного и существительного

1

53

Звуки [г], [к] и буквы г, к

1

54

Звуки [с], [ш] и буквы с, ш

1

55

Несклоняемые существительные

1

56

Звук [л] и буква л

1

57

Звук [р] и буква р

1

58

Предлог над

1

59

Звуки [л], [р] и буквы л,р

1

60

Звуки [ж], [з] и буквы ж, з

1

61

Звуки [ч], [щ] и буквы ч, щ

1

62

Звуки Щ - Т'

1

63

Звуки Й - Л'

1

64

Буква Ю.

1

Содержание программы обучения детей 6 – 7 лет

Кол-во

занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемый результат

Задачи

Средства оценки усвоения материала

1

Развитие высших психических функций

1

Четко выполнять инструкцию, отвечать полными предложениями

Развивать речевое внимание и память, продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения

Игра «Кто больше заметит?»

2

Падежные конструкции: именительный падеж множественного числа

1

Уметь пользоваться в речи существительными множественного числа в именительном падеже

Учить образовывать существительное в именительном падеже единственного числа во множественное число

Игра «Один и много»

3

Звук [у] и буква у

1

Выделять звук [у] в начале и конце слова. Печатание буквы У

Познакомить с буквой у, объяснить различие понятий «звук» и «буква», учить определению позиции звука [у] в словах (в начале, в конце)

Игра «Где спрятался звук [у]?»

4

Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения

1

Уметь составлять предложения из четырех слов с одним определением

Учить подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять четырехсловные предложения с введением этого определения, продолжать учить подсчету слов в предложении

Игра «Исправьте Незнайкины ошибки»

5

Развитие связной речи. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

1

Уметь точно передавать содержание прослушанного текста

Учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картинок, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания

Пересказы

6

Звук [а] и буква а

1

Выделять звук [а] в начале и конце слова. Печатание буквы а

Познакомить с буквой а, закреплять понятия «звук» и «буква», выделять звук [а] в начале и в конце слова

Игра «Где спрятался звук [а]?»

7

Приставочные глаголы

1

Употреблять в речи приставочные глаголы, со-гласуя их с другими словами в предложении

Продолжать учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол

Игра «Скажи наоборот»

8

Предлоги в, на, под

1

Уметь выкладывать схемы предложений с предлогами, составлять предложения по двум опорным словам с заданным предлогом

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами в, на, под. Учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации, включать в предложение пропущенный предлог

Игра «Подставь картинку»

9

Звуки [а], [у] и буквы а, у

1

Уметь анализировать и синтезировать звукосочетания и короткие слова

Учить выделять звуки [а], [у] в начале и конце слова, анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа ауа и короткие слова типа ум

Игра «Добавь нужный звук (букву)»

10

Глаголы совершенного и несовершенного вида

1

Уметь составлять предложения с глаголами совершенного вида по сюжетным картинкам

Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок

Игра «Назови законченное действие»

11

Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных

1

Уметь изменять существительные в дательном падеже множественного числа.  Составлять с ними предложения

Учить образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного

Игра «Поможем Айболиту вылечить животных»

12

Звук [и] и буква и

1

Выделять звук [и] в начале и конце слова. Чтение сочетаний ауи, иуа

Познакомить с буквой и. Уметь определять позиции звука [и] в словах. Анализ сочетаний типа ауи

Игра «Где спрятался звук [и]?»

13

Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными

1

Использовать в речи местоимения наш, наша, наши, согласовывая их с существительными в роде и числе

Учить различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения

Игра «Какая будет наша школа?»

14

Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ

1

Уметь подбирать к объекту несколько определений

Учить составлять предложения с несколькими определениями, а из этих предложений небольшой рассказ

Упражнение «Составь рассказ»

15

Звук [к] и буква к

1

Уметь определять место звука [к] в слове. Читать обратные слоги

Учить определять позицию звука [к] в начале и конце слова, активизировать подбор слов в соответствии с позицией в них звука [к]

Игра «Где спрятался звук [к]?»

16

Предлоги в, из

1

Уметь   составлять   предложения   с   заданным предлогом

Уточнять пространственное представление, выраженное предлогами в, из, учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом, включать пропущенный предлог в предложение

Упражнение «Вставь пропущенное маленькое слово»

17

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов

1

Пересказывать текст полно, точно

Продолжать учить полно, логично и без пауз пересказывать текст, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий

Упражнение с мячом «Пересказать рассказ по одному предложению, передавая мяч»

18

Звук [т] и буква т

1

Совершенствовать навыки звукового  анализа. Читать обратные слоги

Уточнять позицию звука [т] в начале, в середине, в конце слова, учить выбирать слова из текста и подбирать действия с учетом позиции в них звука [т]. Закрепить знание буквы т и навык чтения обратных слогов с этой буквой

Игра «Подставим картинки к схемам»

19

Падежные конструкции Творительный падеж множественного числа существительных

1

Уметь употреблять существительные в творительном падеже множественного числа. Составлять с ними предложения

Учить употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного, уточнять и активизировать словарный запас

Игра «В зоопарке»

20

Относительные прилагательные

2

Уметь образовывать новые слова (относительные прилагательные от существительных). Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

Совершенствовать навыки словообразования, учить включать в предложения относительные прилагательные

Игра «Помоги Незнайке»

21

Звук [п] и буква п

1

Совершенствовать навык звукового анализа. Читать сочетания ап, ип

Уточнить артикуляционную характеристику звука [п], познакомить с буквой п, учить определять позицию звука [п] в словах и делать в них звуковые замены (для получения новых слов)

Игра «Четвертый — лишний»

22

Падежные конструкции. Предложный падеж множественного числа существительных

1

Изменять существительные в предложном падеже. Использовать предлоги в, о, на

Учить употреблять существительные в предложном падеже множественного числа

Игра «Закончи предложение, используя предлог»

23

Согласование числительного с существительным в родительном падеже

1

Пользоваться в речи числительными, согласовывая их с существительными в родительном падеже, составлять из них предложения

Учить образовывать словосочетания в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой

Игры «Сосчитай-ка», «Без чего предмет?»

24

Звук [о] и буква о

1

Уметь анализировать обратные слоги ок, оп, от. Читать сочетания оп, от, ок

Познакомить с буквой о, закреплять умение определять позицию звука в слове

Упражнение «Расставь картинки»

25

Согласование числительного с существительным в дательном падеже

1

Уметь пользоваться в речи числительными, согласовывая их с существительными в дательном падеже

Учить образовывать словосочетание в дательном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное с существительным

Игра «Кому сколько?»

26

Согласование числительного с существительным в творительном падеже

1

Уметь отвечать на вопросы, используя в ответах числительные с существительными в творительном падеже

Учить образовывать словосочетания из числительного и существительного в творительном падеже от исходной формы — именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголом в предложении

Игра «Добрый дедушка»

27

Гласные звуки [а], [о], [у], [и]

1

Запомнить понятие «гласный звук», называть гласные звуки

Закреплять полученные навыки звукового анализа. Уточнять понятие «гласный звук»

Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?»

28

Согласование числительного с существительным в предложном падеже

1

Уметь пользоваться в речи числительными, согласовывая их с существительными в предложном падеже

Учить образовывать словосочетания в предложном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая числительное с существительным

Упражнение «Закончи предложение»

29

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картинок

1

Составлять рассказы, придумывая события, которые могли произойти до и после изображенного на картинке

Продолжать учить составлять развернутое и логичное высказывание, развивать творческие способности, побуждать придумывать различные варианты событий, не изображенных на картинках

Игра «Фантазеры»

30

Звуки [и], [ы] и буквы и, ы

1

Овладеть навыками звукового анализа коротких слов

Упражнять в определении позиции звуков [и], [ы] в середине, конце слона.

Игра «Найди место звука в слове»

31

Звук [с] и буква с

1

Уметь делить слово на слоги; определять позицию звука [с] в начале, середине, конце слова. Полный анализ слов суп, сок, сам

Познакомить с понятием «слог», учить определять количество слогов в словах со звуком [с], уточнить позицию звука [с] в словах, активизировать подбор слов с учетом позиции звука. Понятие «согласный звук»

Игра «Выбери слова со звуком [с]»

32

Звуки [з], [з']

1

Уметь  делать  звуковой  синтез  односложных слов. Читать односложные слова типа сок, суп, сом

Учить различать звуки, оппозиционные по твердости — мягкости; продолжать учить синтезу односложного слова типа сок-

Игра «Составим новые слова»

33

Родительный падеж множественного числа существительных

1

Уметь использовать в речи существительные в родительном падеже множественного числа

Учить правильно образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы; развивать языковое чутье

Игра «Чего не стало?»

34

Звук [з] и буква з

1

Уметь делить слово на слоги и определять позицию звука [з] в слове

Закреплять понятие «согласный звук», учить определять количество слогов в словах со звуком [з]; познакомить с понятием «звонкий согласный звук». Познакомить с буквой з

Игра «Где спрятался звук [з] в слове?»

35

Притяжательные прилагательные

1

Уметь пользоваться в речи притяжательными прилагательными

Учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение

Игра «Угадай, чьи вещи»

36

Звуки [з], [з]

1

Уметь дифференцировать звуки [з], [з] в словах, читать односложные слова

Учить дифференцировать звуки, оппозиционные по твердости-мягкости, закреплять навык выкладывания схем слов, Продолжать учить читать односложные СЛОВ

Игра «Выбери слово»

37

Предлог с (со)

1

Уметь составлять предложения с заданным предлогом по двум опорным словам

Познакомить с пространственным значением и схемой предлога с (со), учить составлять предложения и схемы к ним с этим предлогом

Игра «Помоги Незнайке»

38

Обучение самостоятельной постановке вопросов

1

Уметь самостоятельно задавать вопросы, пользоваться в речи распространенными предложениями

Учить запрашивать информацию, правильно и самостоятельно формулировать вопрос; совершенствовать умение грамматически правильно строить четырех-, пятисловные предложения; развивать речевую активность, память и внимание

Игры «Хочу все знать!», «Сказочный зверь»

39

Звуки [с], [з] и буквы с, з

1

Уметь определять звуки [с] ([с']), [з] ([з']) в словах, дифференцировать их по твердости-мягкости, звонкости-глухости

Продолжать учить дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, читать слоги и короткие слова

Игра «Допиши, прочитай»

40

Родственные слова

1

Уметь подбирать родственные слова. В цепочке слов выбирать родственные и неродственные

Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать их из потока слов и связного текста; учить в цепочке слов выбирать родственные и неродственные

Игры «Как растут слова?», «Словесный сад»

41

Звук [ц] и буква ц

1

Уметь проводить звукослоговой анализ слов

Познакомить со звуком [ц] и буквой и; обучать зву-кослоговому анализу слов, совершенствовать навыки слитного чтения

Игра «Слоговые шары»

42

Предлог из-под

1

Уметь придумывать разные фразы с предлогом из-под

Учить выделять в предложении и правильно употреблять предлог из-под, уточнять пространственное значение; упражнять в составлении схем предложений с предлогами

Игра «Что пропустил Незнайка?»

43

Звуки [с], [ц]

1

Уметь проводить звуковой анализ слов со звуками [с], [ц]

Учить различать звуки [с], [ц] на слух; продолжать развивать навыки звукобуквенного анализа слов

Игра «Закончи слово»

44

Предлог из-за

1

Уметь составлять разнообразные предложения с предлогом из-за

Уточнять   пространственное   значение   предлога из-за, упражнять в правильном его употреблении, выкладывать схему предложения с данным предлогом

Игра с мячом «Скажи наоборот»

45

Звуки [б], [п] и буквы б, п

   1

Дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости

Познакомить с буквами б, п, звуками [б], [б'], [п], [п'], уметь читать слоги и слова

Игра «Закончи слово»

46

Предлоги из-под, из-за

1

Уметь составлять предложения с заданным предлогом. Замечать и исправлять ошибки в тексте

Уточнить  пространственное  значение  предлогов из-под, из-за; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с ними; включать пропущенный предлог в предложение

Упражнение «Вставь пропущенное маленькое слово»

47

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом а

1

Уметь составлять сложные предложения с союзом а из двух простых

Учить составлять сложносочиненное предложение с опорой на зрительные символы, уточнять понятия «слово», «предложение», «действие»; активизировать словарный запас

Упражнение «Составим сложное предложение по двум картинкам»

48

Звуки [м], [н] и буквы м, н

1

Уметь проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные — согласные. Читать слова с буквами м, н

Познакомить с согласными звуками [м], [н], используя условное обозначение — синий квадрат, учить обозначать на схеме место звуков [м], [н] в слове, познакомить с буквами м, н

Игры «Определи место звука в слове», «Дочитай слово»

49

Звуки [в], [ф] и буквы в, ф

1

Уметь проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные — согласные. Читать слова с буквами в, ф

Познакомить с согласными звуками [в], [ф], используя условное обозначение — синий квадрат, учить обозначать на схеме место звуков [в], [ф] в слове, познакомить с буквами в, ф

Игры «Подбери слова к схеме», «Читай-ка»

50

Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение с союзом потому что

1

Уметь составлять сложные предложения, используя союз потому что

Учить составлять сложноподчиненные предложения с опорой на зрительные символы; активизировать словарный запас

Упражнение «Составим схему предложения»

51

Звуки [д], [т] и буквы д, т

1

Уметь читать слоги с буквами д, т; выделять звуки, слоги в слове

Познакомить со звуками [д], [т] и буквами д, т; учить различать звуки по звонкости-глухости; учить читать слоги с буквами д, т, делить слова на слоги

Игры «Слоговые домики», «Найди звук в слове»

52

Согласование числительного, прилагательного и существительного

1

Уметь употреблять в речи числительные, прилагательные и существительные, согласовывая их в роде и числе

Закреплять умение согласовывать числительные, прилагательные и существительные в роде и числе; составлять предложения по опорным словам, согласовывая эти слова в роде и числе

Упражнение «Найди ошибку»

53

Звуки [г], [к] и буквы г, к

1

Уметь читать слоги с буквами г, к и всеми гласными

Познакомить со звуками [г], [к] и буквами г, к; учить выделять эти звуки в слове

Игра «Слоговые домики»

54

Звуки [с], [ш] и буквы с, ш

1

Уметь дифференцировать звуки [с], |ш| в слонах, замечать ошибки (и игре) и исправлять их

Учить дифференциации звуков [с], [ш] в словах; продолжать учить чтению двусложных слов и слов со стечением согласных

Игры «Шмель», «Скажи наоборот» (с мячом)

55

Несклоняемые существительные

1

Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные

Упражнять в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях; учить составлять предложения с этими существительными и разными предлогами

Упражнение «Составим письмо Буратино»

56

Звук [л] и буква л

1

Уметь выполнять анализ и синтез слов, определять позицию звука [л] в слове

Познакомить со звуком [л] и буквой л; уточнить позицию звука [л] в словах; учить выделять в тексте слова с учетом позиции в них этого звука

Игра «Раз, два, три»

57

Звук [р] и буква р

1

Уметь определять позицию звука [р] в слове, читать слоги, слова с этим звуком

Познакомить со звуком [р] и буквой р, уточнить позицию звука [р] в словах; учить выделять в тексте слова с учетом позиции в них этого звука

Игра «Телефон»

58

Предлог над

1

Составлять различные предложения с предлогом над

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом над, познакомить со схемой, учить выделять предлог над в тексте, составлять предложения по опорным словам с этим предлогом

Составление предложений по сюжетным картинкам

59

Звуки [л], [р] и буквы л,р

1

Уметь различать слова со звуками [л], [р], замечать ошибки в произношении этих звуков (в игре)

Учить различать звуки [л], [р], уметь анализировать слова с ними

Игра «Четвертый — лишний»

60

Звуки [ж], [з] и буквы ж, з

1

Уметь различать слова со звуками [ж], [з], читать с ними, замечать ошибки в произношении этих звуков (в игре)

Учить дифференцировать звуки [ж], [з], уметь анализировать с ними слова, совершенствовать навык чтения слогов, слов

Игра «Скажи наоборот»

61

Звуки [ч], [щ] и буквы ч, щ

1

Уметь определять позицию звука в слове, дифференцировать звуки [ч], [щ] в словах на слух

Познакомить со звуками [ч], [щ] и буквами ч, щ, закреплять умение определять место звука в слове

Игра «Соедини правильно»

62

Звуки Щ - Т'

1

Уметь определять наличие звуков [Щ] , [Т'] в слогах, словах, фразовой речи.

Закрепление произношения и различения звуков [Щ - Т']. Закрепление навыков печатания.

Игра «Телефон»

63

Звуки Й - Л'

1

Запомнить характеристики звуков [Й],  [Л']

Закрепление представлений о мягкости согласных звуков.

Игра «Хлопни в ладошки если услышишь звук»

64

Буква Ю.

1

Уметь находить и узнавать букву Ю среди других букв алфавита.

Знакомство с буквой Ю. Закрепление навыков печатания буквы Ю.

Игра «Где мой домик?»

Игра «Эхо»

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально техническое обеспечение

В группе дошкольного учреждения большое внимание уделяется организации предметно-пространственной развивающей среды. Это дает возможность ребенку с проблемами в развитии лучше адаптироваться к новым условиям, расширить опыт эмоционально – практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и детьми, а также позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Хорошо организованная среда стимулирует развитие у ребенка самостоятельности, инициативности, даёт возможность проявить себя в разных видах детской деятельности.

Материально-техническое обеспечение.

1. Магнитная доска и комплект материала к ней.

2. Наборное полотно.

3. Зеркало настенное.

4. Методическая литература.

5. Дидактические материалы: игры и пособия, картинки, демонстрационный и раздаточный материал по всем разделам логопедической работы.

6. Диагностические материалы для обследования детей по всем разделам речевой карты.

7. Картотеки по всем разделам логопедической работы.

8. Шкафы для пособий.

Организация речевого уголка в группе

Основная цель развивающей речевой среды – содействие формированию речевой коммуникации ребёнка в детском саду с взрослыми и сверстниками.

  1. Игрушки и картинки для звукоподражаний.

2. Звучащие игрушки, набор музыкальных инструментов для развития слухового внимания.

3. Игры и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания, речевого дыхания.

4. Зеркало.

5. Магнитные доски и ковролин.

6. Материалы для артикуляционной гимнастики (для опоры – картинки).

7. Картинки для автоматизации и дифференциации звуков: свистящих, шипящих, соноров, аффрикат.

8. Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков.

9. Раздаточный материал, игры для развития фонематических процессов.

10. Картинки, игры по лексическим темам.

11. Картотека словесных игр для обучения словообразованию.

12. Дидактические игры по формированию грамматического строя речи.

13.Картины для развития связной речи.

14. Различные игры, задания на развитие зрительного внимания.

15. Картотека с речевым материалом: потешки, чистоговорки, стихотворения,

короткие рассказы для автоматизации звуков.

16.Пособия по развитию мелкой моторики.

3.2 Обеспечение методическим материалом обучения и воспитания.

ПОСОБИЯ

Для проведения диагностического обследования:

1. Обследование звукопроизношения;

2. Обследование понимания речи;

3. Обследование связной речи;

4. Обследование грамматического строя речи;

5. Обследование состояния словарного запаса;

6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза,

фонематических представлений;

7. Обследование слоговой структуры слова;

8. Счетный материал для обследования;

9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

10. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Профили звуков;

3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

4. Пособия для работы над речевым дыханием;

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

4. Тексты на дифференциацию звуков

Для обучения грамоте (чтению и письму):

1. Магнитный алфавит; 18


2. Настенный алфавит;

3. Бумажный алфавит;

4. Схемы для анализа предложений;

5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

6. Логопедические буквари;

7. Кассы букв на каждого ребенка

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1. Предметные картинки

Ягоды;

Головные уборы;

Мебель;

Птицы;

Растения;

Обувь;

Продукты;

Грибы;

Одежда;

Посуда;

Игрушки;

Насекомые;

Профессии;

Деревья;

Животные и их детеныши;

Инструменты;

Времена года;

Овощи

Фрукты

2. Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки на подбор синонимов; 19


4. Многозначные слова;

5. Предметные картинки «один-много»;

6. Схемы предлогов;

7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;

8. Пособия на согласование слов;

9. Деформированные тексты и др.

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;

2. Сюжетные картинки;

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;

4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов

ИГРУШКИ

1. Кукла большая – 1 шт;

2. Кукла маленькая – 1 шт;

3. Набор овощей и фруктов – 1 шт;

4. Мяч маленький – 1 шт;

5. Мягкие игрушки – в ассортименте (более 10 шт.)

6. Мозаика – 1шт 20


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет/ Е.В.КолесниковаМ.,Издательство «Ювента»,2008.-110 с.

2. Белова Т.В.Готовимся к школе/Т.В.Белова, В.А.Солнцева-М.,2007-112 с.

3. Богуславская З.М.Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова-М.,2001-208 с.

4. Болотина Л.Р.Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие/Л.Р.Болотина, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова-М.,:Айрис пресс, 2006-115 с.

5. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие/Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, -М.,Школьная пресса,2004 6. Смоляная В.С.Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению/В.С.Смоляная-М.,Содействие,2010-84 с.

7. Тихеева Е.И.Развитие речи/Под.ре.Ф.А.Сохина-М.,Просвефение,2005-159 с.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

9.Эльконин Д.Б.Как учить детей читать. Серия «Педагогика и психология»/Д.Б.Эльконина-М.,2005-48 с.

10. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов/Б.И.Яшина-М.,2004-204 с.

                     Приложение 2

Диагностика детей подготовительных групп по разделу программы «Подготовка детей старшего дошкольного возраста обучению грамоте»

Ф.И. ребенка

Умение делить слова на слоги

Умение называть слово с заданным звуком

Умение различать согласные звуки: твердые и мягкие

Умение

понимать роль

звука в

слове

Умение проводить звуковой анализ слова

Умение вычленять ударение, определят ь его место в слове

Умение различать слово и предложение

Диагностические методики.

1. Ребенку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя.

Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

-Ребенок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно.

-Ребенок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.

-Ребенок не справляется с заданием.

2. Ребенку дается задание: Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [Р], потом со звука [Р']

Слова: рак, речка, рыба,

-Ребенок правильно выполняет задание.

-Ребенок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.

-Справляется с заданием с помощью воспитателя.

3. Вниманию ребенка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы.

Логопед спрашивает:

Какой первый звук в слове лиса ?

Какой первый звук в слове луна?

Какие это звуки?

Что еще мы можем сказать про звук «Л»?(

Фишкой какого цвета обозначает твердый согласный звук?

Что мы можем сказать про звук [Л']. Как мы его еще называем?

Какой фишкой его обозначаем?

Обозначь твердые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелеными.

Назови парные звуки этих согласных.

-Ребенок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то

исправляет их самостоятельно.

-Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

-Ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

4. Задание: Найти звук, который заблудился.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? (Ч).

На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? (С).

Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? (Г).

-Ребенок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.

-Ребенок с правился с заданием, но не очень быстро.

-Ребенок справился с заданием с помощью воспитателя.

5. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нем услышала ударный гласный звук.

Поставь фишку над ударным звуком. Затем логопед переставляет фишку (теперь она стоит над звуком И). Предлагает прочитать ребенку слово с перенесённым ударением.

Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребенок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.

-Ребенок правильно справляется с заданием без ошибок.

-Ребенок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи

воспитателя.

-Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется

совсем.

7. Воспитатель показывает картинку с изображением белки.

Кто здесь нарисован? (Белка).

Что ты сейчас сказал? (Слово белка).

Придумай предложение со словом белка .

Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении

содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.).

-Ребенок правильно справляется с заданием без ошибок.

-Ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый

подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо.

-Ребенок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММ

ВЫСОКИЙ - Ребенок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в

слове (гласный-согласный, твёрдый -мягкий, ударный -безударный гласный, место звука в слове).

СРЕДНИЙ - Ребенку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

НИЗКИЙ - Ребенок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.