Проектирование инициатив

Губина Евгения Ивановна

Проектирование инициатив

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Лекотека138.52 КБ
Файл Дорожная карта1.1 МБ
Файл Проект "Одарённый ребёнок"29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект 3. «Одаренный ребенок».

За последние годы работа с одаренными детьми в МАДОУ д/с «Дюймовочка» приобрела системный характер, разработаны индивидуальные программы, определены  приоритетные направления, создаются условия для развития и поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми, осуществляются организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Неотъемлемыми составляющими системы являются различные творческие конкурсы, социальные проекты. Все это создаёт благоприятную среду для раскрытия потенциальных задатков и возможностей воспитанников, формирует у них интерес к творческой и интеллектуальной деятельности.

За период 2015-2018 годов  доля детей, вовлеченных в мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности, составляет более 30% от общего количества воспитанников. Каждый второй воспитанник старшего дошкольного возраста является участником разного рода конкурсов от муниципального до всероссийского уровня. Эффективность сложившейся системы работы в данном направлении подтверждается количественными показателями. За последние три года на 60% произошел прирост доли детей, вовлеченных в мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности.

        Тем не менее, в работе ДОУ сложилось противоречие:

- между необходимостью раскрытия индивидуальных способностей воспитанника и отсутствием системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей;

- между приоритетной ролью взрослого в раскрытие индивидуальных способностей воспитанника и недостаточной профессиональной компетентностью педагога, работающего с одаренным ребенком.

        Проблема: Отсутствие программы по работе  с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации, учитывающей неравномерность культурного развития одаренного ребенка и недостаток психолого-педагогических знаний педагогов и родителей  (законных представителей) о развитии одаренных детей.

            Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива МАДОУ д/с «Дюймовочка», родителей (законных представителей) воспитанников к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности дошкольной образовательной организации, что позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень

    Цель: разработка программы работы  с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации, с учетом неравномерности культурного развития одаренного ребенка и недостатка психолого-педагогических знаний педагогов и родителей  (законных представителей) о развитии одаренных детей.

        Задачи:

- обеспечить возможности для раннего выявления одаренных детей через оптимальную образовательную структуру учреждения;

- повысить психолога - педагогическую компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми;

- развивать просветительскую и партнёрскую работу с родителями и общественными организациями.

Основное содержание проекта

         Для реализации проекта  главным направлением в деятельности нашего детского сада стал ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей воспитанника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Пути решения поставленных задач:

  • Постоянное приобретение методической литературы;
  • Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
  • Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
  • Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
  • Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях районного уровня (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах.

Механизм реализации проекта:

Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:

-        эффективное использование внутренних и внешних ресурсов повышения профессионального мастерства педагогов, направленных на овладение новыми развивающими технологиями в обучении детей, через различные активные формы обмена опыта;

-         совершенствование методов и стиля взаимодействия педагогов друг с другом на принципах демократизации, гуманизации и гласности в форме организации сотворческой продуктивной деятельности и общения;

-        приобщение педагога к исследовательской, творческой деятельности на основе вовлечения его в работу творческих групп;

-        выработка потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании посредством работы над единой методической темой.

        Ресурсы

Временные: 2018-2021гг.;

информационные: методическая литература, официальный сайт учреждения, интернет – сайты; локальная сеть, нормативно – правовые документы для родителей;

кадровые: воспитатели, учителя – логопеды,  инструктора по физической культуре,  музыкальный руководитель, воспитатель по ритмике, воспитатель по изодеятельности, педагог - психолог

организационные: педагогический совет учреждения, разработчики и исполнители проекта;

материально – технические: ноутбук, интерактивная доска, акустическая система,  музыкальный и физкультурные залы видеокамера, фотоаппарат.

финансовые: смета  на проведения мероприятий, поощрения воспитанников, создание методичек.

Партнеры

1. Муниципальное казенное учреждение «Центр материально-технической и методической помощи» (МКУ «Центр МТиМО») - участие педагогов ДОО в постоянно-действующих семинарах, заседаниях, методических объединениях с целью обмена опытом.

2. МБУК «Межпоселенческая  библиотека» - посещение конкурсов, выставок, мастер – классов, игровых программ  для всей семьи.

3. МАУ ДО СР «Центр «Созвездия» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.» - практические занятия с детьми и родителями, семинары практикумы с педагогами, совместное проведение мероприятий, проведение конкурсов.

4. Музей – заповедник «Малая Сосьва» - практические занятия с детьми и родителями, семинары практикумы с педагогами, совместное проведение мероприятий, проведение конкурсов.

5. МБУК «Музей истории и ремесел» - практические занятия с детьми и родителями, семинары практикумы с педагогами, совместное проведение мероприятий, проведение конкурсов.

6. Муниципальное автономное учреждение физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп» - проведение спортивных соревнований.

7. МБУ ДО "Советская ДШИ" – проведение конкурсов, мероприятий.

8. МБУК  «Советский районный центр культуры и досуга «Сибирь»-- проведение конкурсов, мероприятий.

Целевая аудитория

Целевая группа, на которую рассчитан проект – воспитанники, педагоги, родители (законные представители);

Предполагаемое количество: 110 человек.

Возраст от 5 лет до 55 лет.

План реализации проекта

Название этапа

Название деятельности

 Срок

Ответственные

Организационный

1. Углубленное изучение педагогами специфики педагогических современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными воспитанниками.

2. Разработка нормативно – правовых документов:

Положение об инновационной деятельности.

- Положение о психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей.

- План проектной деятельности.

- Положение о педагогическом совете стратегии развития одаренности воспитанников.

- Положение о творческой группе педагогов, занимающихся внедрением проектной деятельности.

- Разработка информационно-методических документов:

- Банк данных одаренных детей.

- Модель одаренного ребенка

- Структурная модель работы с одаренными детьми.

- План работы с кадрами по теме “Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей”.

- Перспективный план работы с родителями в рамках психолого-педагогического

сопровождения одаренных детей.

- Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности.

- Система контроля по теме “Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей”.

- Методические рекомендации в помощь педагогам по составлению “Портфолио».

- Разработка индивидуальных маршрутов по направлениям одаренности.

- Выявления и поддержки одаренных детей

3. Сообщение на общем родительском собрании о предстоящем проекте.

- Родительское собрание: «Способности ребенка и как их распознать»

- Анкетирование родителей «Мой ребенок - одаренный»

- Информационное просвещение для родительской общественности

4. Анализ социальных институтов воспитания и развития воспитанников.

5. Заключение договоров с социальными структурами.

6. Выявление одаренности: педагогическая и психологическая диагностика детей (при согласии

родителей)

7. Подготовка к участию в олимпиадах,

конкурсах и т.д.

8. Творческие задания выявление индивидуальных: музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей

детей.

сентябрь 2018г. -февраль 2019г.)

педагоги

зам. зав. по МР, зам. зав. по ВиОР, старший воспитатель

зам. зав. по ВиОР

педагоги

старший воспитатель

педагоги

зам. зав. МР

зам. зав. МР

психолог

педагоги

педагоги, специалисты

Практический

1.Наблюдения

2.Беседы

3.Диагностические исследования

4.Проектную деятельность

- Активно – игровые методы

- Практикумы и тренинги

- Микрогрупповые мысли

- Профессиональные конкурс

- Лекции (проблемные, лекции-диалоги)

- Интернет-поиск        под определенное задание

- Часы заинтересованного информационного обмена

При непосредственном участии творческой группы педагогов провести такие значимые мероприятия, как:

- Теоретический семинар «Одаренные дети – приоритетное направление современного образования»;

- Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования

педагогического процесса.

- Коллективная мыслительная деятельность «Управление развитием одаренных детей».

- Организация систематической профессиональной

подготовки        педагогических кадров  в области одаренности воспитанников.

- Педагогическое проектирование;

- Открытые показы, семинары-практикумы

- Использование разных форм работы со даренными детьми, проявления одаренности

4. Работа воспитателя, педагога- психолога с каждым родителем

- беседы,

- консультации,

- практические советы и т.д.)

- участие родителей в совместных праздниках, развлечениях

- Совместное творчество родителей с детьми; участие родителей в мастер – классах («развиваемся играя» и т.д.)

- Передача опыта воспитания одаренных детей через газету и сайт ДОО

5. Курс родительских собраний «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка» Формы собраний очень разнообразные: круглые столы (на который приглашаются люди интересно рассказывающие о своей жизни), конференции, педагогические практикумы (когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию), «творческие копилки» и т.д.

6. Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.

7. Создание условий для равноправного  взаимодействия МАДОУ и семьи в развитии личности воспитанника (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектной деятельности, анкетирование)

8. Участие в творческих  объединениях, кружках;

- в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности;

- участие в выставках, конкурсах, мини, олимпиадах и т.д.;

- кружков по интересам

(март 2019г.- декабрь 2020г.)

педагоги

педагоги

психолог, педагоги

зам. зав. по МР

педагоги, психолог

педагоги

педагоги

педагоги

старший воспитатель

педагоги, родители (законные представители)

Информационно-аналитический

1.Анализ результатов диагностики.

2.Представление опыта работы по проекту для педагогической и родительской общественности

- МАДОУ, района,  

- обобщения и трансляции опыта

- работы на педагогическом совете

 -печатной  продукции (конспекты НОД, сценарии, фотографии наглядно-иллюстративный материал

3. Мониторинг детской одаренности.

- итоговая педагогическая и психологическая диагностика.

- анкетирование родителей по результатам проекта.

- участие родителей в презентации проекта

4. Поддержка и поощрение родителей на  уровне дошкольного учреждения

5. Конкурс рисунков и поделок по проведенным экскурсиям.

6. Анализ взаимодействия  с социумом и МАДОУ.

7. Оформление   стенгазет и фото выставок.

8. Информирование  СМИ о результатах работы с одаренными детьми.

(январь 2021- май 2021г.)

зам. зав. по МР, зам. зав. по ВиОР, старший воспитатель

педагоги, психолог

 зам. зав. по ВиОР, старший воспитатель

педагоги

старший воспитатель

Ожидаемые результаты

- Программа работы с одаренными детьми, обеспечивающая раннее выявление и сопровождение одаренных детей, разработка нормативно-правовой базы  (локальной нормативно-правовой документации);

- Обеспечение условий  для поддержки  одаренных детей, укрепление материально – технической базы МАДОУ в рамках работы с одаренными детьми.

- Повышение уровня профессиональной компетентности 94% педагогов, работающих с одаренными детьми дошкольного возраста.

- Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми дошкольного возраста в средствах массовой информации, максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе различных окружных и районных конкурсов.

Оценка результатов проекта

Методы диагностики в ходе проекта:

1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (портфолио).

2. Интервью и беседы помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.

3. Специальные методы (деятельность психолога ДОО: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).

4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

7. Конкурсы, фестивали, выставки.