Транслирование опыта

Губина Евгения Ивановна

Предварительный просмотр:

«Упражнения на развитие высоты голоса»

Работа с родителями

Игра «По ямкам , по кочкам.».

На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук «А», а на горке высокий звук А. Найди и покажи место каждого звука. (Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук А)

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

https://refdb.ru/images/543/1085531/64dfbac8.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/64dfbac8.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/64dfbac8.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/1ebb852d.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/1ebb852d.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/1ebb852d.gif

У  А    И         У   А    И

Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и трех звуков.

https://refdb.ru/images/543/1085531/64dfbac8.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/538364bf.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/64dfbac8.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/1ebb852d.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/64dfbac8.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/1ebb852d.gif

АУ   АУ        УИ    УИ

АУИ  АУИ   АУИ    АУИ

 

https://refdb.ru/images/543/1085531/3ad92fd3.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m499fb268.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/7535677b.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m389227ee.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m389227ee.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/216a5d44.gif

АУ АУ    УИ           АУ     АУ    УИ

АУИ АУИ АУИ     АУИ  АУИ  АУИ

Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

https://refdb.ru/images/543/1085531/3ad92fd3.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m499fb268.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m67c37a92.gif https://refdb.ru/images/543/1085531/m67c37a92.gif               https://refdb.ru/images/543/1085531/m389227ee.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m389227ee.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m41d4e19.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/m41d4e19.gif

ЗА  ЗА      ДА   ДА                         ЗА   ЗА      ДА   ДА

АЗА АЗА  АЗА  АЗА                      АЗА АЗА  АЗА АЗА

Упражнение «Укачивание»

 (имитация укачивания ребенка, куклы).

https://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifА А А А А А А

А А А А А А А

https://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/11e6c0e2.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifhttps://refdb.ru/images/543/1085531/363187ec.gifМ М М М М М М

М М М М М М М

Игровое упражнение «Ступеньки» 

C:\Users\Семья\Desktop\са.jpg

Я иду наверх

(голос постепенно повышается )  

Я шагаю вниз .

(голос постепенно понижается)

Игровое упражнение «Капельки» 

Большая капелька капает-КАП (низким голосом). А маленькая-кап (высоким голосом ) Спой песенку : КАП-кап- КАП-кап -КАП-кап- КАП-кап

800x600_e5896512f96baeded684512c632ac76f800x600_e5896512f96baeded684512c632ac76f800x600_e5896512f96baeded684512c632ac76f800x600_e5896512f96baeded684512c632ac76f800x600_e5896512f96baeded684512c632ac76f800x600_e5896512f96baeded684512c632ac76f800x600_e5896512f96baeded684512c632ac76f

Игра «Мышка и лошадка»

 1. Рассмотри и назови животных. Они произносят звук И, но каждый по-своему. Каким голосом произносит звук И мышка? Произнеси звук И, как мышка. А каким голосом произносит звук И лошадь? Произнеси звук И, как лошадка.

 2. Догадайся, кто поет: мышка или лошадка? (Логопед произносит звук И, меняя голос по высоте.) А теперь ты загадай мне, а я отгадаю, какое животное поет песенку. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок менял голос по высоте.)

 3. Ты узнаешь, что любит каждое из этих животных, когда проведешь дорожки карандашами разных цветов по пунктирным линиям. Теперь, проводя пальчиком по каждой дорожке, пропой звук И соответствующим голосом (мышки или лошадки).

Игра «Колыбельная для Въюгокрута»

 Чтобы помочь Зимушке отыскать волшебный снежок, нужно усыпить Вьюгокрута. Давай споем ему колыбельную песенку. Посмотри на волшебные снежинки. Они показывают, как поднимается и опускается голос. Споем песенку с помощью гласных.

Сделать вдох, на выдохе пропеть гласный [а], изменяя высоту голоса согласно направлениям стрелки на схеме.

      A        A       A

A         A       A      A

Аналогично пропеть звуки [у], [и].

Игра «Поющие игрушки»

На картинке нарисована елка с игрушками, на которых изображены буквы, обозначающие гласные звуки .(см. приложение)

 Посмотри на елочку. Она украшена необычными игрушками. Прочитай буквы, написанные на игрушках. Давай попробуем спеть «Песенку елочки». Будем произносить все гласные на одном выдохе. Чем ниже на елочке расположена игрушка с буквой, тем ниже будет наш голос. Чем выше игрушка с буквой — тем выше звучит голос.

Сначала взрослый поет «Песенку елочки» с повышением голоса. Следует сделать вдох, а на выдохе пропевать гласные с постепенным повышением голоса, с одновременным движением руки от игрушки к игрушке вверх по елочке.

Теперь можно выполнить задание вместе с ребенком, добиваясь постепенного повышения голоса.

Затем нужно сделать вдох и пропеть гласные с понижением голоса с одновременным движением руки вниз по елочке, от игрушки к игрушке

В более сложном варианте задания взрослый вместе с ребенком пропевают гласные с повышением, а затем с понижением голоса.

Упражнение «Самолет»

Повторить стихотворение, отразив изменениями высоты голоса стремительность подъема самолета вверх.

Белоснежный лайнер «Ту» Набирает высоту. Он летит все выше, выше, Выше, выше мчится «Ту», Набирай высоту. Игра «Мамы и детки»

В этой игре взрослый изображает птицу, а ребенок — птенца. При проведении игры в группе детям предлагается разбиться на пары и изобразить разговор птиц со своими птенцами. Дети, не участвующие в диалоге, должны угадать, каких птиц изображают играющие.

Условием игры является то, что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Например: Гусыня учит гусенка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.) Гусенок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.) Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ». Утенок: «Кря-кря, кря-кря-кря». Курица: «КО-КО-КО, КО-КО». Цыпленок: «Пи-пи-пи, пи-пи».

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание:

Педагог  начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Слышим кто – то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу – мяу» (произносим звукоподражание «тоненьким» голосом)

И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец педагога.)

Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом).

Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

Методические указания: Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

«Кот – кошка – котенок»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Описание. Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу»  с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.

«Неваляшки»

Дети покачиваются влево-вправо, переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги-ла-, -ла-. –ла-,изменяя высоту голоса на каждый слог (словно шагая по лесенке снизу вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги  –ло-. – лу-. –лы-.

 «Медвежата»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал. Три маски медведей.

Описание: Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду нам, мам, молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!»

«Высоко – низко»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять высоту голоса.

Описание: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах,  изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.

Игра : «Три медведя»

Вспоминайте сказку. Жили в лесу три медведя: медведь-папа Михайло Иванович, медведица-мама Анастасия Петровна и медвежонок Мишутка. Михайло Иванович шел по лесу вот так: ТОП-ТОП-ТОП (произносится низким голосом), Анастасия Петровна шла так: топ-топ-топ (произносится  обычным голосом), а Мишутка – топ-топ-топ (произносится высоким голосом).  А сейчас послушайте и догадайтесь, кто топает в лесу. (Проговаривание звукосочетания ТОП-ТОП голосом разной высоты)

- Скажите, как топал большой медведь? А Мишутка?

- Шли медведи по лесу, видели много интересных предметов и называли их. Догадайтесь, кто называет предметы по голосу:  

Игра – занятие : «Три медведя»

Цель: Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Краткое описание:

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел,  кто ел с моей тарелки?»

Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса

Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е.

чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.

Бьют часы,

Бьют часы: динъ –дан – дон

На дереве, на веточках

Воробышки сидят:

«Чирик –чирик , чирик -чирик ,

Чирик - чирик » — кричат.

Бежал ручей по камешкам —

Бежал , бежал , бежал .

Потом в глубокой лужице —

Лежал, лежал , лежал

***

Дали туфельку слону

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире

И не две, а все четыре»

«Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Ну, Весна, как дела? (высоко)

- У меня уборка, ( низко)

- Для чего тебе метла? (высоко)

- Снег мести с пригорка, (низко)

(О. Высотская)

- Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко)

- Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко)

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко)

- Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко)

- Был сапожник? (высоко)

- Был. (низко)

- Шил сапожки? (высоко)

- Шил. (низко)

- Для кого сапожки? (высоко)

- Для пушистой кошки, (низко)

- Почему корова эта

Маленького роста? (высоко)

- Это же — ребенок,

Это же — теленок, (низко)

(А. Шибаев)

Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Материал подготовила:

Учитель-логопед:

Губина Е.И.



Предварительный просмотр:

«Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи»

Работа с родителями.

 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e098461effab2aded6e16d8bb6f09c8d-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=1080     https://hotgeo.ru/uploads/posts/2019-04/1554448382_1j.jpg   https://uslugi-nsk.speczakaz.info/uploads/ob/376385/imag1.jpg

       Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершённости, незавершённости, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определённым образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с формирования голосовых модуляций. (Это относится к каждому из направлений работы на этом этапе, завершая дифференциацией голосовых модуляций). Такая тренировка проводится на материале эталона гласных. Обучение в начале происходит по образцу, который даёт логопед. Предлагается интонационно завершённый ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А – о – у – и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, ответа, завершённости, незавершённости.

Например: Аоуи? Аоуи! Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи? Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!

      Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идёт вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершённости – плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершённости сопровождается плавным движением руки вниз. Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.

      Закрепление и различение различной интонации на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок. Сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев. Работа строится следующим образом: - Произнесение фразы с интонацией вопроса, удивления, сообщения. Папа пришёл с работы. (!)(?) – ответить на данную фразу-вопрос согласием, несогласием, переспросом. _ Передать во фразе интонацию перечисления. _ Прочитать реплики литературных персонажей, передавая интонацией эмоциональное состояние героев, используя мимику и жесты.

Материал подготовила:

Учитель-логопед:

Губина Е.И.



Предварительный просмотр:

«Логопедическая работа по устранению сигматизма»

План:

1.Подготовительный этап работы по преодолению нарушения произношения свистящих и шипящих звуков.

2.Методика постановки:

А) свистящих звуков;

Б) шипящих звуков.

3.Автоматизация звуков.

4.Работа по дифференциации звуков.

Методические указания и дополнительный материал

При ответе на вопрос о методике постановки звуков раскройте основные приёмы, используемые при постановке шипящих и свистящих звуков (таблица).

Отвечая по плану на вопрос об автоматизации звуков, вспомните последовательность закрепления звука: изолированно – в слогах – словах – предложениях – в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма ка свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

Освещая четвёртый вопрос плана, обратите внимание на то, что при сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации – ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала нас на слух, а затем в произношении). Дифференциальные признаки свистящих и шипящих звуков со звуками-заменителями отражает  таблица…

Основные приёмы постановки свистящих и шипящих звуков

Виды нарушений

Методика постановки

Свистящих звуков

Шипящих звуков

I. Межзубный сигматизм

1.По подражанию.

2.С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка». Задвинуть кончик языка за нижние резцы.

3.Пение [т’]

1.По подрожанию.

2.с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

3.От артикуляционного упражнения «Чашечка».Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.

4.От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперёд губами.

5.От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперёд трубочкой.

II. Боковой сигматизм

1.Через межзубное произношение.

Далее см.: 1.2; 1.3

1.Через межзубное произношение.

Далее см.: 1.3;1.4; 1.5

III. Носовой сигматизм

1.От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами.

2.Произнесите [с] при сжатых крыльях носа.

3.Через межзубное произношение

Произнесите [ш] при зажатых крыльях носа.

Через межзубное произношение.

IV. Губно-зубной парасигматизм

1.Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик». Произнесите звук [с], придерживая нижнюю губу.

2.Пение [т]

Произнеси звук [ш], вытянув губы вперёд и придерживая нижнюю губу

V. Призубный парасигматизм

1.Через межзубное произношение

2.С механической помощью (см.1.2)

1.Через межзубное произношение

2.С механической помощью

VI.

а)Шипящий парасигматизм

Б)Свистящий парасигматизм

1. С механической помощью (см.1.2)

2.Через межзубное произношение звука [ф]

С механической помощью(см.1.2)

Дифференциальные признаки звуков

Вид

парасигматизма

Дифференциальные признаки звуков

[с] = [ш]

[с]

[ш]

1.Нижнее положение кончика языка

2.Губы в улыбке.

3.Воздушная струя холодная

1.Верхнее положение кончика языка.

2.Губы вытянутые вперёд.

3.Воздушная струя воздуха тёплая

[с] = [ф]

[с]

[ф]

1.Губы в улыбке

2.Зубы сближены и расположены друг над другом

1.Верхние резцы сближаются с нижней губой

[с] = [т]

[с]

[т]

1.Щелевой

2.Нижнее зазубное положение языка

1.Смычно-взрывной

2.Верхнее призубное положение языка

[с] = [щ]

[с]

[щ]

1.Кончик языка расположен за нижними резцами.

2.Средняя линяя языка не напряжена

1.Кончик языка поднят к альвеолам

2.Средняя линия языка напряжена

[с] = [з]

[с]

[з]

1.Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют («горлышко молчит»)

1.Голосовые складки сомкнуты  («горлышко гудит»)

[ж] = [ш]

[ж]

[ш]

1.Голосовые складки разомкнуты  («горлышко молчит»)

1.Голосовые складки сомкнуты («горлышко молчит»)

[ж] = [з]

[ж]

[з]

1.Кончик языка вверху

2.Выдыхаемая воздушная струя тёплая

1.Кончик языка внизу

2.Выдыхаемая воздушная струя холодная

[ш] = [ф]

[ш]

[ф]

1.Зуды сближены и раполагаются друг над другом

1.Верхние резцы сближены с нижней губой

[ш] = [т]

[ш]

[т]

1.Щелевой.

2.Кончик языка поднят к твёрдому нёбу

1.Смычно-взрывной.

2.Кончик языка касается верхних резцов

[ш] = [щ]

[ш]

[щ]

1.Кончик языка образует щель с твёрдым нёбом.

2.Средняя линяя языка не напряжена

1.Кончик языка образует щель с альвеолами.

2.Средняя линяя языка напряжа

[ц] = [ч]

[ц]

[ч]

1.Нижнее положение кончика языка.

2.Состоит из звуков [т] и [с].

3.Средняя линия языка не напряжена

1.Верхнее положение кончика языка.

2.Состоит из звуков [т'] и [щ].

3.Средняя линия языка напряжена

Материал подготовила:

Учитель-логопед:

Губина Е.И.



Предварительный просмотр:

«Использование заданий на занятиях по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада»

Работа с родителями.

     Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение — это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.

https://fb.ru/misc/i/gallery/41272/2665812.jpg

     ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения. ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА СЛОВА. Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения. В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах, предлагается составлять предложения с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ. В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения, необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Соблюдение этого требования позволяет ребенку ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нем ударение. После этого родитель должен произнести выделением безударного гласного (книга). Такая работа поможет показать детям, какую роль играет ударение в слове: показать, что изменение, перенос ударения с одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным. Предлагаются специальные задания по определению ударения в словах. Родитель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка — ударный гласный звук «у»). Или родитель может предложить детям называть слова с определенным ударным гласным звуком. Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и — после мягких согласных. По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «ш», «й» — мягкие согласные, не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» — твердые согласные, не имеют мягкой пары. Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: «йа», «йо», «йу», «йэ». Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-й звук «й» — мягкий согласный, 2-й звук «а» — гласный, 3-й звук «м» — твердый согласный и 4-й звук «а» — гласный. Все звуки они последовательно обозначают соответствующими фишками (зеленой, красной, синей, красной), убеждаясь при этом, что в заданном слове четыре звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и «вводит» правило: если в слове рядом слышатся два звука «й» и «а», то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ё могут в словах обозначать два звука. Им предлагается некоторое время фиксировать звуки фишками, а затем заменять их буквами. Постепенно они перестают нуждаться в этом и сразу выкладывают нужную букву. Однако и здесь необходимо использовать прием, позволяющий закреплять данные знания: детям предлагается сказать, сколько звуков в слове и сколько в нем букв. Например, дети определяют, что в слове маяк — 4 буквы, но 5 звуков («м», «а», «й», «а», «к»), так как буква я обозначает два звука («й», «а»). Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое называние воспитателем и детьми звука «й». Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки и буквы. Например, при анализе слова Юра ребенок не называет вслух последовательность звуков: «й», «у», «р», «а», а молча выкладывает слово: буквы ю, р, а. На вопрос «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ — «ю», т.е. название буквы используется вместо названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два — «й» и «у», а буква одна — ю.

СЛОВО Основные цели: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

     РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮ. Основные цели: обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

     СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Словесные игры включены в каждое занятие, и их введение дано с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игры такого рода, основной целью которых является закрепление знаний, сложны для проведения: с одной стороны, они должны быть достаточно жестко регламентированы воспитателем, с другой стороны, нельзя превращать их в скучнейшее дидактическое упражнение, т.е. при соблюдении точности и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер. В подготовительной к школе группе кроме игр, которые проводятся и на предыдущем этапе обучения, включаются следующие дидактические игры.

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RklCzKtCofZTVH2wltk_8Ep6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Игра «Найди свой домик» (для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков). Воспитатель раздает детям по одной гласной букве. Выбираются два ведущих. Одному дается фишка синего цвета, обозначающая твердый согласный звук, другому — зеленого цвета (мягкий согласный звук). Ведущими выбираются те дети, которые свободно ориентируются в звуковой структуре слова и прочно усвоили правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков. Раздав гласные буквы и выбрав ведущих, воспитатель обращается к детям: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета — там жил твердый согласный звук, другой — зеленого цвета — в нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики, надо вспомнить, после какого согласного звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в свой домик». Каждый ведущий пропускает в домик только те гласные буквы, которые пишутся после соответствующих согласных звуков. Следовательно, в зеленый домик должны войти дети, у которых буквы я, ю, е, ё, а в синий — буквы а, о, у, ы, э. Воспитатель почти не вмешивается в игру, деликатно выполняя незаметно контролирующую функцию. Игра «Кто внимательней» (для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков). Воспитатель на доску ставит зеленую и синюю фишки и обращается к детям: «За синей фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных. За зеленой фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных». Дети называют буквы, а воспитатель ставит их. Далее проводится игра: воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в этот момент меняет местами гласные буквы, например переставляет буквы а и я из одного ряда в другой. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось. Воспитатель может также убрать отдельные буквы, добавить одну из букв в другой ряд и т.д.

Игра «Назови слова по заданной модели». Она вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слов и различают звуки гласные и согласные, знают, что согласные бывают твердые и мягкие. Эта игра может успешно развиваться лишь в том случае, если ей предшествует внимательное рассмотрение на занятиях всех моделей разбираемых слов. Например, разобрали четырехзвуковое слово лиса, получили модель: зеленая фишка, красная, синяя, красная. В другой раз разбираем слово пила, вспоминаем: у нас уже было похожее слово — лиса, в нем так же были расположены звуки: сначала мягкий согласный звук, потом гласный, потом твердый согласный и снова гласный. Если регулярно не проводить такую работу, детям будет трудно мысленно оценивать слова с точки зрения их звуковой структуры. Нужно взять за правило каждое разбираемое слово сравнивать с предыдущими. Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным, например: твердый согласный звук — гласный — твердый согласный. Воспитатель ставит на доске фишки (синяя, красная, синяя) и предлагает детям назвать слова с такими звуками: «Смотрите, ребята, первый звук здесь твердый согласный, потом гласный и снова твердый согласный. Знаем мы такие слова? Конечно! Мак, дом... Кто еще помнит?» Сначала дети называют те слова, которые они разбирали на занятии. Пусть вас не смущает, что тут же будут названы слова и лес, и конь, т.е. слова, звуковое строение которых не соответствует выставленной вами модели. Спокойно «прочтите» ошибочно названное слово, ведя указкой по модели: «Нет, слово лес нам не подходит, у него первый звук мягкий согласный, а нам нужно только твердый согласный». Очень хорошо, проводя эту игру, когда она уже начинает идти легко и быстро, поменять модель: скажем, убрать первую синюю фишку, поставив вместо нее зеленую, и обратить внимание детей: «А теперь какие слова будем называть?» В зависимости от степени подвинутости группы такого рода замены можно провести дважды и трижды: поменять третью фишку на зеленую, добавить в конце красную фишку и т.п. Вы увидите, что это очень оживляет игру, каждая перестановка дает новый всплеск ответов.

     В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Материал подготовила

Учитель-логопед:

Губина Е.И.



Предварительный просмотр:

«Формирование восприятия в устной речи в процессе различения правильного и искажённого произнесённого звука»

Работа с родителями.

https://www.culture.ru/storage/images/34a20c3ceeb456e7225316a0c05902e9/b49effe48e619e827cd3ac2c3e173699.jpeghttps://object.pscloud.io/cms/cms/Uploads/849_detskie_nastolnye_igry_svoimi_rukami_interesnye_idei.jpghttps://forum.ageofclones.com/uploads/default/original/3X/7/9/79f7bce4573fc07ed54fd372a8001768ccdb2087.jpeg

     Речь, которую мы слышим и произносим, называется устной. Речь – это способность человека говорить и слышать произнесённые слова при помощи губ, языка, рта. Устная речь произошла от слова «Уста» - губы.

     Чтобы научиться читать и писать без лишних проблем, необходимо быть готовым к этому. Это значит, нужно иметь достаточно развитую речь, хорошо слышать её нюансы, выделять в речевом потоке отдельные звуки речи. Отчего зависят эти способности? В первую очередь от состояния головного мозга, центральной нервной системы. Человеческий мозг устроен так, что его нервные клетки от природы «обучены» только самому простому6 чувствовать тепло, холод, громкие звуки. Остальные клетки должны «научиться» всему, а значит созреть. Левое полушарие предназначено стать главным, доминантным у человека, в том числе и речевым. Но соотношение активности полушарий мозга у разных детей различное, что связано с врождёнными особенностями функционирования мозга. Для речевых клеток нужно, чтобы вокруг говорили (желательно образец речи был фонетически и грамматически правильным.

     Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что речевая среда, в которой ребёнок находится, должна являться нормальной, без искажённо произнесённых звуков. И все этапы речевого развития деятельности будет осваиваться детьми именно теми структурами мозга, которые для этого предуготованы. Такие условия накладывают серьёзные обязательства на взрослых. В конечном счёте родители ответственны за то, как будет созревать детский мозг.

     Основываясь на закономерностях  формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведётся в определённой последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого и последнего звуков, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования  (направленного восприятия звуков речи), способствующий развития слушать и слышать  речевой материал.

     Среди многих важных задач в дошкольном возрасте, обучение родному языку, развитие устной речи, – одна из главных. Эта задача состоит из воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование диалогической и связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки обучению грамоте. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Материал подготовила:

Учитель-логопед:

Губина Е.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по произведениям Для детей 5 – 6 лет по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Материал подготовила Учитель-логопед: Губина Е. И. ХМАО-Югра , г. Советский МАДОУ «Детский сад « Дюймовочка »

Слайд 2

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Слайд 3

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый .

Слайд 4

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

Слайд 5

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова. — Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей: — Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг! Рассердилась Сова.

Слайд 6

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Слайд 7

Любите сказки!!!