Картотеки

Байбакова Эльвира Тимерьяновна

Картотека – это систематизированный и упорядоченный материал по конкретной теме, способствующая быстрому нахождению необходимой информации. В данном разделе и педагоги, и родители могут найти ценные картотеки по различным темам по развитию, воспитанию и обучению детей дошкольного возраста!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Название игры, цель.

Методические рекомендации.

«Цепочка» или «По кругу».  Цель: Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Предложения по цепочке» или «Антилогическое лото» Цель: Учить составлять предложения.

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

«Угадай по описанию». Цель: Учить детей по описанию определять объект

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Цель: Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.  

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Цель: Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.) В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Цель: Учить детей выделять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой…-что такое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие выражено ярко. ПР:

-Воробей что делает?

-Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста

«Сравни разных зверят» Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).                                                                            

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя. Проводится с младшего возраста.

«Назови одним словом» Цель: Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. НП: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. Потом играющие меняются ролями. Проводится с младшего возраста.

«Опиши, одним словом» Цель: Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги—бумажный, варенье из клубники— клубничное, сок из яблока—яблочный. Потом играющие меняются ролями. Проводится с младшего возраста.

«Исправь ошибку» Цель: Развивать связную речь, логическое мышление

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

Рекомендуется со среднего возраста.

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов.

Название игры, цель.

Методические рекомендации.

«О ком? О чем?» Цель: Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Каким признаком наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко» Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад» Цель: Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).

Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки» Цель: Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.

ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше» Цель: Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы».

ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня» Цель: Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем» Цель: Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).

"Складные картинки" Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.    ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и добавляет "Квак".

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной.

Название игры, цель.

Методические рекомендации.

Игры с «подзорной трубой» Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы» Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Волшебный гость» Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки» Цель: Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

«Да - нет» Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).

Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

«Кто о чем говорит?» Цель: Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Цель: Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.

Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Цель: Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Цель: Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.

«Что было, что будет?» Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

«В гости пришли Волшебники Времени» Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.

Название игры, цель

Методические рекомендации.

«Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок

ПР: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями.

«Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки.

ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.

«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце - изображение обычных предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ).

Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.

ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло.

«Где-то, кто-то…» Цель: Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить.

Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.

ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т.д.

«Парад волшебников времени» Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени

Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект.

ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.

«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.

ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.

Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо ( представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

«Сказочные слова» Цель: Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. )

«В какой сказке?» Цель: Учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу.

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат.

ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.

«Знакомые герои в новых обстоятельствах» Цель: Учить детей составлению творческих рассказов на основе знакомого сюжета.

Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Винни Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.

«Шкатулка со сказками» Цель: Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей.

На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Воспитатель предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

Игры и творческие задания на формирование у детей системного мышления.

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Угадай, кто я?» Цель: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Дети загадывают себе образ, но не называют его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» Действие изображается при помощи пластики. Остальные называют изображаемое действие. «А еще я умею…» и т.д., пока дети не отгадывают объект

«Что умеет делать?» Цель: Формирование умения выявлять функции объекта.

Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Рекомендуется с младшего возраста.

«Мои друзья» Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Воспитатель выбирает любой объект из детского окружения. Дети выделяют его свойства, функциональное назначение, а затем каждый должен найти в группе такой объект, который имел бы нечто общее с заданным. Рекомендуется со среднего возраста.

 «Я еду в деревню» Цель: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т.д.

Игры и творческие задания для развития творческого мышления, воображения.

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Превращения» Цель: Развивать образное мышление, воображение детей.

Взрослый дает задание назвать то, во что может превратиться предмет без некоторых частей. НП: кружка без ручки (стакан), кепка без козырька (шапка), кувшин без горлышка и ручки (ваза), диван без спинки (кровать), стул без спинки (табурет), кресло без подлокотников (стул).

«Паровоз» Цель: Учить детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление.

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,  прикладывает ее к последней («лампа») и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

«Объяснялки» Цель: Учить детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление.

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

-Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками..

"Хорошо - плохо" Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. НП:

- В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.

- Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.

- А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.

  Вопросы к детям:

- Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?

- Что в этом хорошего?

-А что плохого в том, что шарик легкий? Рекомендуется с младшего возраста.

"На что похоже" Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.                                                                                Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Рекомендуется с младшего возраста.

"Теремок" Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

1-й вариант: Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:                         - Тук, тук, кто в теремочке живет?                                      - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?           - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

 - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант:

То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".

3-й вариант:

Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Примечания:

Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы.

"Держи вора!» Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения.

каждый ребенок держит перед собой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!" Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то задержал, ведущий говорит "стоп! " и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он. (называет известный ему признак, например, "С ручкой") ". Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что. (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я - книжки"). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщиков можно награждать.

"Маша-Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

1-й вариант:

Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?)

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

2-й вариант:

То же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей.

Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку.

"Красная шапочка" Цель: развитие творческого воображения.

Напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает:

- Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться).

                                                               Кравченко Юлия Васильевна



Предварительный просмотр:

Картотека творческих игр и упражнений по

ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее. Термин «сторителлинг» употребляется в последнее время все чаще. Данный термин пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании.

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Цельсторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

 обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

 систематизировать и донести информацию;

 обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

 наглядно мотивировать поступки героев;

 сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

 разнообразить образовательную деятельность с детьми;

 заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

 научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

 обогатить устную речь дошкольников;

 облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

"Загадки"

Предложите детям выбрать по одному сказочному персонажу/ предмету/ явлению природы/ цвету/ животному/ растению/ действию/ чувству и так далее, но не называть это слово вслух (можно записать на бумажке, чтобы не забыть самому и спрятать ее в карман), а потом описать остальным участникам то, что ты загадал, таким образом, чтобы случайно не назвать сам предмет. Другие дети должны внимательно выслушать рассказ и попробовать разгадать загадку. Можно использовать таймер или песочные часы, чтобы играть на время, а также ввести жетоны, например, красивые пуговицы или камушки, чтобы выбрать того, кто больше всех разгадает загадок, либо сочинит самую трудную/ захватывающую/ смешную загадку. Эта игра развивает не только воображение и речь, но и память, внимание, ассоциативное мышление.

"Сделай коллаж и расскажи"

Для этой игры вам понадобятся: различные иллюстрированные журналы, которые вам не жалко пустить в дело, клей, ножницы, а также плотные листы картона или ватмана. Участники получают задание найти наиболее понравившиеся им картинки в журнале, вырезать их и наклеить на более плотную основу так, чтобы у каждого получилось от 10 до 15 карточек. Размер произвольный и вы можете его выбрать заранее сами. Из иллюстраций можно по-своему усмотрению делать коллажи на карточках, либо просто произвольно наклеивать понравившиеся ребёнку фрагменты картинок из журнала. Последний способ подходит для детей младшего возраста. После подготовки карточки перемешиваются и кладутся картинками вниз. Участники игры по очереди открывают по одной карточке, придумывая и рассказывая свою часть общей истории, продолжая с того момента, где остановился предыдущий игрок. История должна иметь начало, завязку и конец. Взрослыйможет в это время записывать получившееся повествование, а потом прочесть всем, какая история получилась.

"Сундук сказочных историй"

Взрослому заранее необходимо самому или вместе с детьми вырезать из большого листа картона и раскрасить плоскую форму, напоминающую сундук или же шкатулку, а так же нарезать из плотной цветной или белой бумаги карточки размером примерно 10х10 см. Затем группа детей придумывает ключевые сюжетные элементы для будущей истории, делает небольшую картинку и надпись (буквально одно слово или словосочетание) для каждого элемента на карточках, а потом раскладывает их поверх нарисованного "сундука" так, чтобы всем было их хорошо видно. В качестве сюжетных элементов могут выступать различные сказочные персонажи, люди, животные, события, места действия, предметы, пейзажи, погодные условия, черты характеры или эмоции и так далее. Каждый ребёнок может нарисовать от 3 до 7-10 карточек. Не обязательно помещать в "сундук" сразу все карточки. Когда дети решат, что убранных в "сундук" карточек уже достаточно для придумывания захватывающей и осмысленной истории, можно будет начать сочинять и записывать общими усилиями сказку, опираясь на имеющиеся карточки. Чтобы расширить возможности этого упражнения можно в начале дать какую-то объединяющую тему для карточек, которую дети сейчас изучают, например, "Моя семья", "Любимый праздник" и другие.

"Storycubes"

Наверняка, многим из вас знакомы подобные кубики, продающиеся в магазинах настольных игр? Но гораздо интереснее изготовить их самим. Для этого вам понадобятся небольшие по размеру деревянные (можно использовать старые детские) или картонные кубики от 6 до 10 шт., способные уместиться в детской ладони, чтобы ребёнку было их удобно захватывать и кидать. На них можно нарисовать специальными тонкими фломастерами или же наклеить сверху различные символы, изображающие предметы, природные явления, людей, животных, сказочных существ, эмоции и вообще все что угодно, пришедшее вам в голову. Чтобы с помощью кубиков выпадали наиболее интересные комбинации, лучше всего сделать для каждой категории свой отдельный кубик, например, один только с персонажами, второй только с предметами, третий с событиями или местом действия и так далее. Тогда при бросании кубиков вы гарантированно получите для будущего сюжета все необходимые элементы. Как играть? Каждый участник по очереди бросает кубики и придумывает свою часть общего повествования так, чтобы фрагмент одного участника соединялся со следующим, пока у истории не появится начало, середина и конец. Наиболее интересные и удачные истории можно записывать и потом перечитывать вместе с детьми.

"Волшебный мешочек"

Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Такой мешочек удобно брать с собой в поездки, чтобы отвлечь ребёнка. Педагоги могут в соответствии с лексической темой подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море".

"Истории с помощью разноцветных магнитиков"

Эта игра помогает детям визуализировать детали будущей истории, научиться составлять план и сформировать пространственно-временные представления. Что вам понадобится? Различные небольшие разноцветные картинки, вырезанные из журналов, открыток или пособий (их можно заламинировать), плоские магниты, клей, магнитная доска. Картинки приклеиваются к магнитам и таким образом позволяют их перемещать в любой последовательности на пространстве доски. Ход игры можно организовать следующим образом: первый участник выбирает один магнит для себя и начинает рассказ, а потом прикрепляет ещё один магнит для следующего участника, так повествование идёт по кругу, пока все игроки не примут участие или история не примет завершенную форму. Играть можно по-разному, например, в свободной форме или придумать свои правила.

"Поменяйся местами"

Подобный приём используют в драматургии и психологии, особенно он будет полезен в работе детского психотерапевта, так как позволяет автору истории присвоить себе какие-то важные части своей личности, чувства, ценности и по-новому взглянуть на ситуацию, переосмыслить ее. После того, как ребёнок уже сочинил свою историю, вы можете предложить ему рассказать ее заново от лица других действующих персонажей, предметов или даже явлений природы, появляющихся в повествовании. Инструкция может звучать примерно так:"А теперь расскажи, пожалуйста, историю, как если бы ты был... (цветком в том волшебном саду/ могучим ветром/ спящей кошкой/ злым приведение) и мог говорить о случившемся! Что ты видел, ощущал, слышал, чувствовал или делал?".

"Картинки на камушках"

Это творческое задание, во время которого взрослый вместе с детьми вырезает из кусочков цветной бумаги, журналов или лоскутов ткани небольшие фрагменты, создавая при помощи них и клея ПВА на плоской гальке картинки с изображением различных предметов, персонажей, явлений живой и неживой природы и прочее для будущих сказочных историй. По сути это работа в технике декупаж, а получившиеся арт-объекты напоминают по своей функции "storycubes". Когда клей высохнет, камушки лучше всего сложить в специальный мешочек, а потом доставать по очереди, чтобы использовать то, что на них изображено в своей истории.

"Кукольный театр"

Театр позволяет разнообразить сторителлинг, дополнив его с помощью кукол или игрушек, которые можно всегда найти в детском саду или сшить вместе с ребёнком. Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. Куклы могут быть не только перчаточными, но и марионеточными, либо пальчиковыми.

Когда у вас появится достаточный набор самодельных кукол, предложите детям выбрать понравившуюся им игрушку, придумать ей имя и сочинить историю с ее участием, а потом рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком. Используя перчаточные, пальчиковые или марионеточные куклы, вы сможете разыгрывать свои истории и у вас получится отличный домашний кукольный театр для весёлой детской компании!

"Клуб путешественников".

Основная идея этой игры заключается в создании ребёнком или всей семьёй "карточек-воспоминаний" о приятных совместных путешествиях или значимых событиях в жизни ребёнка, которые будут их иллюстрировать и помогать пересказывать друзьям и близким, как вы провели летние или зимние каникулы, семейные праздники и многое другое. Карточки можно нарисовать от руки, либо сделать коллаж из фотографий и вырезок из различных журналов, снабдив их небольшими комментариями, например:"Когда мы приехали на море, то в первый день был сильный шторм", или "Больше всего мне понравился земляничный торт, который для меня испекла мама на даче!". Так же можно сшить "волшебный мешочек", в котором будут храниться памятные вещицы из семейных поездок: ракушки, камушки, шишки, монетки, браслетики, обертки от конфет, старые билетики и многое другое. Ребёнок будет их доставать, трогать, рассматривать и строить свой рассказ со зрительной опорой на эти предметы. Если вы создали несколько наборов таких карточек к разным семейным событиям или путешествиям, то попробуйте их перемешать и предложить ребёнку снова разложить на две стопки в соответствии с подходящим событием. Кроме того, эти карточки станут прекрасной основой для придумывания новых историй о каких-нибудь фантастических путешествиях, в которых вы или дети хотели бы побывать.

"Книга историй"

Смастерите вместе с детьми собственные книжки или дневники для записи историй и сказок. Такие поделки могут стать хорошим подарком кому-то из друзей или близких. Подумайте о формате будущей книжки (альбомная или стандартная, большая или маленькая), нарежьте белые или цветные листы, а так же картон или крафт бумагу в соответствии с нужными вам параметрами, соедините их стопкой и сшейте с помощью толстой иголки, а затем украсьте наклейками, обрезками красивой бумаги, блёстками и другими понравившимися вам материалами, либо разрисуйте обложку фломастерами и ручками по своему вкусу. Большой выбор всего необходимого для декорирования "книги историй" вы найдёте в отделах по скрапбукингу. Кроме того, наличие такой замечательной книжки, сделанной вручную, будет поощрять юных рассказчиков совершенствовать свои графические навыки при самостоятельной записи историй. Этот блокнот можно использовать и как дневник для фиксирования значимых событий в жизни или необычных снов.

"Сказочный город"

Здесь вам вместе с детьми предстоит стать архитекторами или волшебниками (для тех, кто помладше) и создать свой собственный город вместе с различными улицами, зданиями, транспортом и автомагистралями, парками, водоемами и мостами, а так же сделать жителей и придумать название для самого города, а так же для основных объектов его инфраструктуры. Но город не обязательно должен быть реалистичным. Он может быть абсолютно фантастическим или сказочным, например, находиться под землёй и состоять из многочисленных ходов и пещер, которые населяют гномы, добывающие драгоценные камни. А лесные феи, крошечные эльфы и насекомые могут обитать в жилищах в форме грибов и цветов или располагаться все вместе на ветвях огромного дуба.

В качестве материалов для изготовления домов вам подойдут плотные бумажные пакеты из-под молока или кефира, которые можно оклеить цветной бумагой и картоном или раскрасить гуашью, либо акрилом. Дома можно мастерить из пластиковых банок и бутылок, вырезав у них отверстия для будущих окошек и дверей, или же сделать плоскими, нарисовав их на картоне и украсив наклейками. Так же город и его жителей можно лепить из глины или пластилина, либо задействовать природный материал: веточки, камушки, листья, мох, каштаны и жёлуди, морские ракушки и прочее.

После того как город будет построен предложите детям придумать истории о его жителях и событиях в нем происходящих, или о прошлом города, о том, как он возник. Кто правит в этом городе? Какие обычаи и традиции города хранят его обитатели? Может быть в городе проводятся ежегодно какие-то необычные праздники?

Другой вариант этой игры заключается в том, чтобы нарисовать или смастерить отдельный дом и его убранство, придумать семью, которая там проживает (людей, животных или каких-то фантастических существ), а затем сочинить про них историю и разыграть ее с помощью бумажных, вылепленных или сшитых вместе с ребёнком фигурок. В группе детей бывает интересно увидеть, как происходит взаимодействие между соседними домами, как общаются между собой члены одной семьи или жильцы разных домов.

"Карта волшебной страны"

Сочините вместе с детьми историю про сказочную страну, придумав ее название, природу и ландшафт с лесами, горами, пустынями, озёрами, реками и морями, жителей этой страны, города, в которых они живут, законы и обычаи, а так же важные события, разворачивающиеся в этой стране в текущий период времени. Затем попросите участников игры нарисовать на большом ватмане одну общую карту придуманной вами волшебной страны, либо предложите каждому проявить свою фантазию и создать отдельные карты, посмотрев и обсудив в конце получившиеся варианты и видение каждого. Может быть вы обнаружите похожие карты? А чем будут отличаться изображения одной и той же страны?

"Вдохновение музыкой"

Чтобы придумать историю или сказку иногда достаточно поймать определённое настроение, отпустить свою фантазию в свободный полет и почувствовать рождающиеся внутри образы. Помочь в этом способна музыка. Для начала подберите музыкальные записи (лучше начать с классической музыки), которые передают слушателям различные эмоции и переживания. Послушайте с детьми какую-то короткую мелодию, а потом попросите сделать спонтанный рисунок или записать рассказ на основе тех чувств, образов и ассоциаций, которые вызвала у них музыка. Интересно будет сравнить у кого какие истории или образы рождаются в ответ на прослушивание одного и того же музыкального произведения.

"Живые истории вокруг нас"

Часто детям хочется проявлять больше физической активности, двигаться, бегать, прыгать, исследуя окружающее пространство или природу. Поэтому данный способ поиска вдохновения для новых историй подойдёт как нельзя лучше. Отправляйтесь с детьми на прогулку за город или по интересным улочкам вашего города, либо в какие-то специальные места, как например зоопарк или планетарий. Перед этим дайте им задание найти и зарисовать в блокнотах, либо записать словами, или даже сфотографировать от 5 до 10 предметов/ людей/ животных/ природных явлений, которые привлекут их внимание. Когда прогулка закончится, предложите всем собраться вместе и по очереди рассказать сказочные истории, используя те предметы, которые ребёнок увидел или нашел во время экскурсии.

"Правда или вымысел?"

Эта игра наверняка известна многим ещё с детства. Участники по очереди рассказывают свои истории, а остальные игроки должны отгадать произошла ли эта история на самом деле, или нет. Играть можно на очки или фанты, а характер истории определять жребием, когда участники вытягивают, например, игральные карты: чёрная масть означает, что игроку нужно придумать вымышленную историю, а красная - правдивую. Тогда угадывающим легче будет проверить правильность своих ответов.

"Весёлая чепуха"

В этой игре взрослому потребуется заранее подготовить какой-нибудь забавный рассказ, специально оставив пропуски в тексте. Пропущены могут быть имена персонажей, прилагательные, глаголы и так далее. Задача участников - прочесть придуманную историю и самостоятельно заполнить пропуски, чтобы получилось как можно смешнее. В такую игру весело играть во время детских праздников, разбив участников на несколько команд и попросив их зачитать получившиеся у них варианты одной и той же истории, либо разных.

"Тактильные истории"

Для этой игры попросите детей в доме или на улице собрать в общую корзину различные предметы и материалы, интересные наощупь, например: шишки, камушки, ракушки, пуговицы, небольшие игрушки, нитки, кусочки ткани и так далее. Когда дети закончат поиски, сядьте вместе и рассмотрите, исследуйте все найденные трофеи. Предложите потом каждому ребенку по очереди угадать с закрытыми глазами один из предметов, потрогав его руками. Теперь откройте глаза и пусть все участники выберут по одному понравившемуся им предмету. Далее попробуйте сочинить по кругу общую историю, где каждый придумывает кусочек повествования, используя свой предмет. Такая сенсорная игра легко приобретает новый оттенок, если детям предложить найти предметы, которые звучат, имеют определённый цвет, форму, размер или текстуру. Взрослый может также заранее приготовить что-то съедобное (кусочки овощей и фруктов) или баночки с запахами (пищевыми или нет) и тогда придумывать с детьми "вкусные истории".

"История на день рождения или ребёнок как главный герой сказочной истории"

Данный приём хорошо использовать для дошкольников во время дня рождения. Основной рассказчик здесь - взрослый, однако можно попробовать привлечь к непосредственному участию и маленьких гостей, пришедших на праздник. Соберите детей в круг и начните своё повествование так, чтобы главным героем сказочной истории был именинник. В истории обязательно должен быть хэппи-энд, а чтобы эффект был более сказочным, можно заранее продумать и подготовить какой-то симпатичный сказочный предмет, которым в сказке ребенка одаряют волшебные помощники. Потом этот предмет вы сможете все вместе торжественно вручить ему наяву. Например, красивая диадема из фетра, расшитая бисером - прекрасный подарок от цветочных фей, или же мешочек с разноцветными камешками - сюрприз от гнома. Когда история будет рассказана, предложите всем детям нарисовать по своему желанию любые иллюстрации к услышанному рассказу, а потом сразу же соединить их в самодельную книгу и подарить имениннику. Главное, чтобы ваша история не была слишком долгой, иначе младшие дети могут устать ее слушать в силу своего возраста.

"Истории на основе мировой живописи"

Запаситесь различными художественными открытками, каталогами, журналами или распечатайте наиболее интересные репродукции на цветном принтере. Пусть каждый ребёнок возьмёт для себя одну или пару картин, внимательно рассмотрит их, а затем попробует сочинить свою историю, которая будет рассказывать слушателям о том, что произошло до или после событий, изображённых на картине. Самые маленькие участники игры могут для начала просто описывать, что они видят на картинке, а так же попытаться обсудить эмоции и ситуации, которые создал на своём полотне художник. После завершения рассказов или описаний вы можете кратко рассказать участникам о реальной истории появления той или иной художественной картины и основных периодах жизни ее автора. Будет здорово, если вы сходите вместе с детьми в музей, чтобы увидеть эти картины в подлиннике и поделитесь потом друг с другом своими впечатлениями.

"Машина времени"

Взрослый заранее запасается какими-то интересными или необычными предметами, например это могут быть старинные часы, фотографии прошлого века, монетки, найденные на берегу моря красивые раковины и камушки и так далее. Затем он приглашает детей отправиться вместе с ним в путешествие на "машине времени", выбрав по желанию прошлое или будущее, и просит всех поразмышлять: какое прошлое, возможно, скрывается за тем или иным предметом?; откуда взялся этот предмет?; кому он принадлежал?; в каких приключениях побывал и где?; что он "чувствует" и мог бы нам "рассказать", если бы обладал душой?; что ожидает этот предмет в будущем?; что могло бы с ним произойти?

Каждый ребёнок выбирает понравившийся ему предмет и сочиняет историю о его прошлом, либо будущем, а потом рассказывает остальным участникам. Если вы хотите усложнить задачу, то предложите детям написать истории от первого лица, как если бы они сами стали этим предметом и умели разговаривать. Ещё один вариант этой игры - дети рисуют или лепят какие-либо предметы/ изобретения будущего, которых ещё нет, но им хотелось бы, чтобы они появились, а потом придумывают истории про них.

"История по кругу"

В этом простом упражнении история сочиняется сообща всей компанией детей. Первый игрок берет в руки мяч или какую-либо мягкую игрушку, или "волшебный камушек" и начинает своё повествование. В любой момент он может передать предмет в руки другого участника и тогда тот продолжит повествование. Таким образом, история путешествует по кругу до тех пор, пока игроки не будут довольны концовкой и не решат остановиться. Важно, чтобы участники учились не перебивать друг друга и говорить по очереди. Поэтому взрослому важно ввести основное правило игры:"Говорит только тот, у кого сейчас в руках есть волшебный предмет". Ведущий может записывать историю, а потом зачитать ее игрокам или включить прослушивание аудиозаписи.

"Рассказы по картинкам"

Возможно, вы знакомы с игрой в "каракули"? Это один из ее вариантов: участники с закрытыми глазами рисуют размашистыми, свободными движениями каракули на листе бумаги, а потом обмениваются рисунками. Задача партнёра, взяв в руки другой цвет, дорисовать любые детали так, чтобы получился осмысленный образ. Дополнением здесь является необходимость придумать рассказ, включив в него созданный с помощью каракулей образ. Интересно так же будет попросить каждого из детей придумать свою собственную историю, показав им один и тот же рисунок "каракулей", либо серию таких изображений, а потом послушать, у кого какая история получилась.

"Бесконечная история"

В данном упражнении вам пригодятся различные карандаши, фломастеры или восковые мелки, а также рулон бумаги или ненужных плотных обоев. В чем заключается суть игры? Каждый участник по очереди делает рисунок и рассказывает по нему историю, а когда ход игры переходит к следующему ребёнку, то он должен придумать продолжение предыдущей истории, нарисовать его рядом и рассказать другим игрокам. Так по кругу рождается общая история с необычными поворотами сюжета и самодельными иллюстрациями. Взрослый может записывать групповую историю, а затем прочитать ее ребятам или включить прослушивание аудиозаписи, чтобы познакомиться с целостным замыслом и вспомнить все части получившейся истории. Придумывать общий рассказ можно до тех пор, пока запас фантазии участников не иссякнет.

"Ожившие предметы или истории в стиле Андерсона"

Ведущий с помощью "волшебной палочки" (изготавливается из подручных материалов и красиво декорируется) оживляет предметы, и они становятся способными говорить на человеческом языке. Выбрав для себя любой предмет в окружающем пространстве, ведущий должен затем рассказать от его лица небольшую историю, а остальные участники игры в это время внимательно слушают ("Что расскажет нам старое бабушкино кресло, если мы его оживим?"). В роли "волшебника" выступают все желающие по очереди. Чтобы познакомить детей с подобным форматом сказок, можно предварительно почитать с ними, например, произведения Г.Х. Андерсона.

"Детский театр"

Истории, придуманные вместе с детьми, способны стать отличным сценарием для театральных постановок дома, в саду или школе, в которых будут участвовать не только взрослые, но и сами ребята. Декорации для театра можно изготовить вместе с детьми из подручных материалов: различных тканей и платков, фольги, прочного картона из-под бытовой техники, раскрасив их гуашью, фломастерами и цветным скотчем. Ткани пригодятся для оформления занавеса, на фоне которого будет разворачиваться театральное действо, а так же костюмов или ландшафта (озера, реки и моря, горы, лес, пещеры и многое другое). Из картона, покрашенного гуашью, получится остальная необходимая бутафория, например, мечи, волшебные предметы, интерьер дома или королевского дворца. Останется только нарисовать красочную афишу, подготовить билеты и пригласить зрителей! Во время антракта или после спектакля ребята могут угощать зрителей самодельным печеньем и соком.

Литература:

Друитт Э., Файнес-Клинтон К. Книга Дня Рождения. Праздник для всех. СПб., 2013.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб., 2006.

Ламперт Р. Работа с детьми в гештальт-терапии. М., 2013

Ньюбургер Э. Банка с историями. М., 2016.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 2011.



Предварительный просмотр:

Игра «На пожар»

От каждой команды выбирается один игрок. По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»: например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков – например, три. Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу. Выигрывает команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.

Можно сделать эстафету двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Тогда каждая команда разбивается на две части. Одни игроки – «одевающиеся пожарные», другие – «готовящие пожарную машину». После того как члены первой группы оденутся и построятся на линии старта, они передают эстафету игрокам другой группы. В задачу последних входит собрать разрезную картинку – изображение пожарной машины.

Игра «После пожара»

 

От каждой команды выбирается два игрока.

Они садятся на стульчики и берут в руки катушку, к которой одним концом прикреплен шнур. По команде играющие  начинают наматывать шнур. Побеждает тот, кто закончит первым.

Игру можно повторить несколько раз – с участием других членов команд.

Игра «Смелые пожарные»

 

От каждой команды выбирается один игрок.

По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами.

Игра «Тушим пожар»

 

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые нужно тушить (большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли – бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой потушит пожар.


Игра «Костер»

 

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.

Эстафета «Верхний этаж»

Дети взбираются по наклонной скамейки на гимнастическую стенку, перелезают на соседний пролет, затем спрыгивают на мат.

Спортивная  игра «Пожарные учения»

 

Ведущий приветствует всех участников, болельщиков, гостей и сообщает, что спортивная игра посвящена людям, профессия которых – пожарный.

Ведущий. Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. Они борются с огнем, спасают пострадавших.

Затем ведущий представляет команды детей, называет судей и объявляет о начале игры.

Эстафета «Разборка брандспойтов»

Стоящий в колонне каждой команды первый ребенок бежит к пирамиде, на которую намотан канат, разматывает его и возвращается обратно. Второй бежит и наматывает канат на пирамиду. И т.д.

Игра «Что нужно при пожаре»

Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Игра «Кто быстрее оденется»

Ход игры. Команды строятся за линией старта, на небольшом расстоянии от которой поставлены два чемодана с одинаковым набором предметов: каска, куртка, сапоги. По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к своему чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему игроку, который, одевшись, бежит к чемодану, снимает и кладет вещи и возвращается к команде и т.д.


Эстафета «Тушение пожара»

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняет следующий игрок.

Игра «Топаем, хлопаем»

Условие:

Если дети поступают правильно - хлопают,

Если неправильно – топают.

Ведущий:

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя!  (хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (топают)

Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает (хлопают)

Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают  (топают)

Клим увидел: дом горит,

Мальчик «01» звонит.  (хлопают)

Эстафета «Задымленный коридор»

Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

Игра «Что нужно при пожаре»

 

Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Эстафета «Тушение пожара»

 

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняет следующий игрок.


Игра «Да» и «Нет»

 

Игра называется «Да» и «Нет»

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите «Да» иль «Нет».

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают?     (Да)

А с огнем они играют?

Для ребят пожары шутка?

Все ли дети тут послушны?

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать?

Палит листья мальчик Тихон,

У костра он скачет лихо.

Дети дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

Под столом играет света,

Зажигает она свечи.

Дети дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

Вова спичками играет,

Мама это запрещает.

Дети дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет?

Непослушный мальчик Вова,

Спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают,

Маму Вова огорчает?

Вот свеча, горит огонь,

Ты огонь попробуй – тронь!

Дайте, дети мне ответ,

Будет больно или нет?

Нам пожары не беда? (нет)

Друга выручим всегда?

Врать не будем никогда?

Маму слушаем всегда?

Можно спичками играть?

Детям свечи зажигать?

Причиняет огонь зло?

А дает огонь добро?

Ты труслив, когда беда?

Силы жалко для труда?

С огнем всегда ты осторожен?

Что ж завершать игру мне можно?



Предварительный просмотр:

Дидактические игры

 «Угадай на вкус» (пшеничный, ржаной хлеб, батон, булочка и т.д.)

 «Угадай на ощупь» (муляжи хлебных изделий)

 «Кто назовёт больше блюд? » (из муки)

, «Из чего сварили кашу? (Знать виды круп)

 «Как превратить муку в тесто? » (приготовление кислого теста) Показать способ получение теста, как микроско-пические организмы-дрожжи-помогают приготовить тесто.

«Цена хлеба»

 - Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.

 Мне больно, когда я случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий

Эй, ты, попирающий корку нагою

Ты топчешь достоинство наше людское

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

 Игра «Расставь правильно».

Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. Дети выполняют задание у доски.

Упражнение «Все по полочкам»

Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.

хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)

хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)

хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Малоподвижная игра «Назови ласково».(речь)

Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.

 Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

 Калач - … (калачик);

 Блин -…(блинчик);

Булка - … (булочка);

Батон - …(батончик);

Пряник - …(пряничек);

Торт - … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка - …(бараночка);

Ватрушка - … (ватрушечка);

 Бублик - …(бубличек);

Дидактическая игра «Раз,два,три-сказка выходи»

Умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.

 Игра «Золушка»(мелкая моторика)

Посчитать зерна, выложить буквы и цифры,

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.

Комментарий для взрослых:

Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек

Конкурс для детей «Что — сначала, что — потом». 

Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель  контролирует правильность и скорость выполнения задания.

 Игра « Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

— Что вы делали?

—  Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились — пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.

Из чего сварили кашу?

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную — (просо)        

Гречневую — (гречиха)

Перловую — (ячмень)

Геркулесовую — (овес)

Манную — (пшеница)

Овсяную — (овес)

Кукурузную — (кукуруза)

Загадки

 Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

 Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

(Макаронные изделия)

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Игра «Слушай внимательно»

Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Поиск соответствующего понятия

Где хлеб купили? — ... (В магазине.)

А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)

Из чего? — ... (Из муки.)

Из чего мука? — ... (Из зерна.)

Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)

«Пекарь»

Все встают в круг (это пирог или торт или ватрушка) Сейчас будем готовить пирог. Каждый придумывает, чем он будет (молоком, мукой, дрожжами, сахаром, яйцом и т.д.) Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдушего. Пока все компоненты не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный пирог – просто объеденье.

Словесная игра «Хлебник-калачник»

 В старину  пекари делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Хлебники выпекали хлеб. Как вы думаете, что выпекали калачники? Думайте внимательно, за каждый правильный ответ получите по волшебному жетону.(воспитатель старается чтоб у каждого ребенка стало по одному жетону). А как вы думаете, что выпекали пирожники? И т.д.



Предварительный просмотр:

Приложение №8

Картотека мирилок «Давай дружить»

Мирилка предназначена для непосредственной образовательной области «Социализация», «Познание», «Коммуникация».

Мирилки  это небольшие, забавные, рифмованные стишки, которые дети обычно произносят после ссоры или обиды для того, чтобы помириться.

Расскажите ребенку, что с помощью «мирилки» очень удобно (а главное весело!)

мириться с подружками и друзьями. При этом нужно соблюдать специальный

«волшебный» ритуал: зацепиться мизинчиками одной руки, слегка потрясывая ими,

произнести наизусть текст «мирилки».

Цель: помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону.

сохранение доброжелательного отношения детей друг к другу в течение всего дня.

Пальчик за пальчик

Крепко возьмём,

Раньше дрались,

А теперь мы поём!

               

                Мир – миром,

Вареники с сыром,

Пирожочки с маслом,

А мы друзья навсегда!

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

               Мирись – мирись,

Больше не дерись,

Если будешь драться,

  • буду кусаться,

  • кусаться не причем, Я ударю кирпичом. Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

Давай с тобой мириться

И во всем делиться,

  • кто не будет мириться,
  • тем не будем водиться!

Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться

  • Ты мой друг!
  • И ты мой друг!

Мы обиды все забудем,

  • дружить как прежде будем!

  • мирюсь, мирюсь, мирюсь И я больше не дерусь, Ну а если подерусь, В грязной луже окажусь!

Ссориться не будем,

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Дружно будем жить!

Мир – мир навсегда,

Больше ссориться нельзя,

  • то бабушка придёт, И по попе надаёт!