Перспективное планирование образовательной деятельности: формирование основ финансовой грамотности

Байбакова Эльвира Тимерьяновна

Перспективное планирование образовательной деятельности:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов ежедневно, в первую и/или вторую половину дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов ежедневно, в первую и/или вторую половину дня

№ п/п

Тема

Содержание организованной образовательной деятельности (задачи)

1

2

3

Сентябрь

1

«Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;

Познакомить с историей возникновения денег.

2

Беседа «Что такое деньги? Зачем они нужны?»

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

3

Интерактивное занятие « Какие деньги бывают. Виды денег».

Дидактическая игра «Заветные желания».

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

4

Беседа «Понятие цены, стоимости».

Демонстрация мультфильма «Телефон».

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Октябрь

1

Беседа  «Современный вид денег - пластиковая карта».

Сюжетно- ролевая игра  «Магазин»

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.

2

Беседа «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие). Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

3

Презентация «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная

экскурсия.)

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

4

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Продолжать знакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

5

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;

Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;

Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Ноябрь

1

Деловая игра «Раз не найден клад - беги в банке делать вклад».

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

2

Беседа «Что такое бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?»

Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

3

Беседа «Семейный бюджет»

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

4

Беседа «Семейный бюджет: доходы семьи»

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

Декабрь

1

Деловая игра «Семейный бюджет: расходы семьи»

Сформировать понятие об основных расходах семьи.

2

Деловая игра «Правильный выбор: куда тратить деньги?»

Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

3

Беседа «Что такое налоги и зачем их платить»

Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России.

4

Беседа «Как правильно делать покупки?»

Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках.

Январь

1

Деловая игра « Семейная копилка. Учимся экономить»

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

2

Игра «Хочу и надо».

Формировать представление детей о понятии «бюджет»

3

Беседа «Настоящие и фальшивые деньги».

Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Февраль

1

Беседа «Что такое долг? Долг платежом красен»

Дать детям, понятие денежный долг.

2

Игра «Карманные деньги»

Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

3

Беседа  «Что за деньги купить нельзя»

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

4

Беседа «Как правильно тратить деньги?». Сюжетно-ролевая игра «В магазин за покупками».

Формировать такое понятие, как «экономия».

Март

1

Беседа «Рекламы разные нужны»

Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу.

2

Деловая игра «Рекламное агентство»

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

3

Беседа «Благотворительная деятельность».

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

4

Беседа «Чем пахнут ремесла?»

Формировать представление о потребностях и возможностях. Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

5

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Формировать представление о потребностях и возможностях. Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Апрель

1

Игра «Путешествие в страну  профессий». 

Обобщить знания о профессиях.

2

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

3

Сюжетно - ролевые игры в профессии

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

4

Д/игра «Любой труд – оплачиваем»

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики

Май

1

Чтение сказки «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления; давать нравственную оценку поступкам героев.

2

Квест – игра «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

3

Изготовление копилок детьми совместно с родителями

Привлечь родителей к изготовлению копилок своими руками.

Ожидаемые результаты.

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Е.Н. Табих. Минск: Выш. шк, 2007

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет