Конспекты занятий

Байбакова Эльвира Тимерьяновна

Предварительный просмотр:

Конспект беседы

«Информационная безопасность для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для закрепления представлений детей о правилах безопасного поведения в сети Интернет.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;
  • расширить лексический запас;
  • конкретизировать знания детей о правилах использования Интернет - ресурсов;

Развивающие:

  • повысить познавательную активность;
  • развивать навыки самоконтроля при работе в сети Интернет.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.

Оборудование: проектор, презентация, флэшка, цветные круги для рефлексии.

Ход

Дети занимаются свободной деятельностью, воспитатель обращается к ним с призывом посмотреть мультфильм.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вчера вечером я нашла один сайт с видео и скачала на свою флэшку интересный мультфильм для вас! Кто хочет его посмотреть?

 (дети изъявляют желание посмотреть мультфильм)

Воспитатель: Отлично! Тогда занимайте места перед экраном, а я вставлю флэшку в компьютер. (рассаживаются перед экраном проектора; внезапно на экране появляются помехи)

Слайд 2

Воспитатель: Ой, что это! (выпрыгивает вирус) Кажется, я поймала вирус, когда скачивала мультфильм в интернете! Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое вирус? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Во многом вы правы, ребята. Как в обычной жизни нас окружают микробы, так и в интернете легко можно поймать вредоносный вирус, который поражает компьютер и может удалить все его содержимое! И вот…кажется, прямо сейчас этот злобный вирус пожирает все ваши мультики на нашем ноутбуке! Что же нам теперь делать! (предположения детей)

А давайте спросим у гостей!

(кто-то из гостей говорит, что у него есть с собой программа антивирус, и передает флэшку воспитателю, он вставляет ее и помехи пропадают)

Слайд 3

Кажется, помогло! Я так рада! Ведь помимо мультфильмов на нашем ноутбуке хранится и другая важная информация!

Ребята, а кто из вас знает, что такое Интернет? (дети высказывают предположения)

Слайд 4

Интернет - это глобальная сеть, которая объединяет огромное количество компьютеров по всему земному шару и дает возможность получения доступа к информационным ресурсам.

Вы когда-нибудь видели, как пауки плетут свои сети? Так вот Интернет чем-то похож на паутину. Интернет - это миллиарды компьютеров всего мира, связанных между собой.

У каждого компьютера есть свой цифровой адрес. Адрес этот никогда не повторяется, поэтому потеряться в огромной сети Интернет невозможно.

Зато можно найти все, что угодно! А еще в интернете все происходит очень быстро! Например, мы можем послать электронное письмо даже в самый отдаленный уголок мира, и его мгновенно прочитает адресат на своем компьютере!

Слайд 5

Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны - черную и белую.

Давайте посмотрим на экран. Узнаем, что же хорошего несет в себе интернет?

Слайды 6 - 11

  • Можно смотреть развивающие детские передачи и узнавать много нового!
  • Можно смотреть познавательные мультфильмы!
  • В интернете много развивающих программ для детей!
  • В интернете легко учиться!
  • В интернете можно найти ответы на любые интересующие вопросы!
  • Благодаря интернету можно разговаривать с родными, находящимися в любой точке земного шара!

А чем же опасен интернет?

Слайды 12 - 15

  • В интернете очень много вредоносных вирусов. Компьютер может поймать их и перестать работать!!
  • Спасти его сможет только мастер по ремонту компьютеров!
  • Интернет затягивает, как настоящая паутина! Люди проводят в нем часы напролет.
  • В интернете много злоумышленников, которые пытаются выведать информацию про нас!

Воспитатель: Ребята, но так ли плох Интернет? На самом деле без Интернета современному человеку обойтись довольно сложно. Взрослые часто работают через интернет, зарабатывают деньги, ищут нужную им информацию, читают новости, созваниваются с друзьями и родными из других стран и городов, ищут рецепты и даже читают книги.

Конечно, польза от интернета велика. Однако стоит помнить о правилах безопасной работы с ним.

Слайд 16

НИКОГДА не сообщайте в интернете!

  •  свое имя;
  •  имена родителей;
  •  место работы родителей;
  •  свой домашний адрес;
  •  личные номера телефонов родителей.
  • НИКОГДА не переходите по всплывающим окнам.

Кроме этого, важно не забывать о допустимом времени пребывания перед компьютером или иным устройством с выходом в интернет. Для детей это время составляет не более 15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы посмотреть интересный мультфильм или поиграть в игру. А все остальное время лучше потратить на игру со своими друзьями!

Дорогие мои, такие правила существуют не зря. Дело в том, что долгое сидение перед экраном монитора пагубно воздействует на ваши глазки. Поэтому в перерывах между просмотрами врачи рекомендуют делают простую зрительную гимнастику.

Ребята, мы много смотрели в экран, давайте сделаем гимнастику для глаз!

(гимнастика для глаз)

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю посмотреть интересный мультфильм про Интернет!

(просмотр мультфильма)

В заключении нашей беседы хочу вам напомнит о том, насколько важно ответственно подходить к выходу в интернет. Ведь от грамотности его использования зависит и ваша безопасность, и ваше здоровье.

А сейчас оцените свое время, проводимое в течение дня за компьютером: красный кружок – много, синий – мало; зеленый – крайне мало.

(дети оценивают себя, беседа окончена)



Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Расскажем ежику про деньги»

Цель занятия: повысить уровень знаний моих воспитанников в вопросе финансовой грамотности через создание обучающих ситуаций с использованием мультимедийных технологий.

Задачи занятия:

  1. Познакомить детей с такими понятиями, как «финансы», «заработная плата», «планирование расходов», «бюджет семьи».
  2. Расширять словарный запас детей по теме «деньги».
  3. Развивать интерес к финансовой жизни семьи.
  4. Помочь детям сформировать правильное отношение к потреблению - соотносить возможности с потребностями.
  5. Воспитывать бережное отношение к своей и чужой собственности, семейным ценностям, материальным ресурсам.

Планируемые результаты: я планирую, что в результате постоянного и комплексного образовательного процесса дети научатся:

- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.).

- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

- Понимать, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Тематическое занятие с использованием современных техник и технологий.

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, технология «ТРИЗ» и технология сотрудничества.

Фронтальная форма организации обучения.

В процессе занятия используются наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения. Также используются печатные, электронные и аудиовизуальные средства обучения.

Используемые методы контроля: наблюдение, беседы и анализ понимания детьми информации.

В процессе занятия использую интеграцию таких областей, как: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Применяемые организационные условия:

- уважение педагога к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; 

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учет социальной ситуации его развития; 

- поддержка педагогом положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействия детей в разных видах деятельности; 

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфическом для них виде деятельности.

Предварительная работа. Короткие беседы с детьми об общих финансовых вопросах: «Что такое деньги», «Откуда берутся деньги», «Зачем люди работают» и т.д. Рассматривание иллюстраций о разных работах, иллюстраций с торговыми центрами, магазинами. Проведени е сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Мы – покупатели», «Работа». Дидактические игры по теме «финансы». Словесные игры. Чтение пословиц и поговорок о труде.

Используемые материалы.

Ежик – мягкая игрушка с корзинкой в которой лежат денежные банкноты и монетки (имитация). Карточки или мультимедийные изображения предметов – товаров и не товаров, профессий, доход - расход. Деньги для демонстрации. Картины на тему «финансовая грамотность». Аудио и мультимедийное оборудование.

Примерный ход образовательной деятельности

1. Введение.

Дети заняты свободной деятельностью. Вдруг раздается повторяющийся два – три раза ритмичный стук. Дети удивлены. Воспитатель привлекает к себе внимание.

Воспитатель: Дети, я знаю, кто к нам стучится! Это один мой знакомый. Он давно хотел зайти в гости, но никак не решался, потому что очень стеснительный. Давайте его пригласим?

Дети: Давайте пригласим!

Воспитатель: Чтобы узнать, кто пришел к нам в гости, надо отгадать загадку. Сможете?

Дети: Конечно, сможем. Загадывайте нам загадку, мы ее отгадаем.

Воспитатель:

Вместо шубки лишь иголки, не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек. Звать его, конечно…

Дети: Ежик!

Воспитатель: Правильно – это ежик. Посмотрите, какой симпатичный и совсем не колючий! Это потому, что он пришел к нам из волшебного леса, где все звери дружат. Поэтому колючки нашему ежику совсем не нужны.

Дети рассматривают ежика, обращают внимание на корзинку, которую он с собой принес.

Воспитатель: Ежик, дети интересуются, что у тебя в корзинке – грибы или ягоды?

Ежик: Нет, в корзинке у меня не грибы и не ягоды. Я по лесу гулял и нашел вот эти интересные бумажки и кругляшки. У нас в волшебном лесу никто не знает, зачем они нужны. Вот я и пришел к вам, друзья за советом, что делать с моей находкой?

Воспитатель: А вы ребята знаете, что это такое?

Дети: Конечно, знаем. Это – деньги.

Воспитатель: Ну что, поможем ежику разобраться, что такое деньги и для чего они нужны?

Дети: Обязательно поможем!

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям устроиться поудобнее и занять заранее приготовленные места на стульчиках.

Воспитатель: Сейчас мы объясним ежику, зачем нужны деньги.

Пальчиковая гимнастика «Деньги любят счет»

Один, два, три, четыре, пять                        Разгибаем пальцы на счет из кулачка

Будем денежки считать.                                Сжимаем и разжимаем пальцы рук

Один и два – оплатим дом                                Отгибаем из кулачка два пальца

Дом, в котором мы живем.                                

Третья монетка – одежду купить,                        Отгибаем из кулачка третий палец

На четвертую купим поесть и попить.                Отгибаем из кулачка четвертый палец

Ну а пятую пока –                 Отгибаем последний, пятый палец (раскрытая ладонь)

Спрячем в копилочку наверняка.                        Сжимаем кулачок, большой палец внутри.

Воспитатель: Дети, ежик никак не может понять, откуда в семье берутся деньги?

Ответы детей: Мама и папа работают. За работу им платят деньги.

Если дети затрудняются с ответом, можно помочь им наводящими вопросами. Например: «Твой папа ходит на работу? Чем ему платят за работу? Куда он приносит заработанные деньги?»

Воспитатель: Вы знаете, кем работают ваши родители, что они делают на работе, за что им платят зарплату?

Ответы детей (только по желанию).

Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Уроки тетушки Совы». Называется он «Работа и зарплата» (6 серия).

Воспитатель: Понравился тебе мультфильм, ежик, понятней стало, как люди деньги зарабатывают?

Ежик: Да, теперь я начал понимать, что для того, чтобы получить деньги, надо работать.

Воспитатель: А сейчас мы с ребятами покажем, что делают люди разных профессий.

Игра – импровизация «Делай так»

Игра сопровождается показом слайдов с людьми названных профессий за работой.

Если хочешь стать поваром – делай так (режут на воображаемой разделочной доске, мешают в кастрюле).

Если хочешь стать водителем – делай так (крутят руль).

Если хочешь стать сапожником – делай так (забивают гвоздики).

Если хочешь стать пожарным – делай так (лезут по воображаемой лесенке).

Если хочешь стать портным – делай так (строчат на швейной машинке).

Количество и виды профессий можно подобрать исходя из базы знаний и физико-эмоциональной готовности детей к импровизации.

Воспитатель: Видишь, Ежик, люди ходят на работу. За их труд платят деньги – заработную плату. Или, если говорить короче, зарплату. Заработанные деньги можно тратить.

Ежик: Я уже забыл, как называются деньги, которые зарабатывают наши мамы и папы и какие они бывают?

Дети отвечают на вопросы ежика (по желанию).

Ежик: А для чего нужны деньги?

Ответы детей (лучше спрашивать детей, которые еще не участвовали, но только по их инициативе).

Воспитатель: Правильно, на деньги можно купить много всего нужного. Одним словом это можно назвать – товар. Деньги можно копить дома на большие покупки или класть в банк под проценты для преумножения.

Воспитатель: А как вы думаете, можно тратить сразу все заработанные деньги за один день, или их надо распределять на все время до следующей зарплаты?

Ответы детей: тратить все деньги сразу нельзя.

Воспитатель: Правильно. Если потратить сразу все деньги, то может не хватить на очень нужные вещи.

Ежик: А на что обычно люди тратят деньги?

Дети отвечают. Воспитатель может подсказывать, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель: Видишь, Ежик, сколько всего нужно людям. Поэтому деньги ни в коем случае нельзя тратить за один раз. Их нужно распределять на весь месяц до следующей зарплаты. А то можно остаться голодным.

Ежик: Я все понял, я никогда не буду тратить все деньги сразу. Я буду совершать покупки обдуманно.

Воспитатель: Вот и молодец, Ежик, ты быстро учишься!

Предлагаю поиграть в одну интересную игру, хотите?

Дети: Да, хотим.

Игра называется «Купим или нет»

Я сейчас буду показывать разные предметы. Часть из них – товары, их можно купить за деньги. Другую часть за деньги купить нельзя. Если это товар, то вы будете хлопать – вот так! А если предмет купить нельзя, то топать – вот так.

Воспитатель показывает слайды (интерактивные изображения) с различными предметами (мяч, облако, конфета, игрушка, дом, радуга…). Дети выполняют заданные действия.

Ежик: А кто управляет финансами в семье?

Ответы детей.

Воспитатель подводит итог: обычно, финансами распоряжаются старшие члены семьи или тот, кто деньги зарабатывает. Бывает, что за все покупки отвечает мама. В разных семьях бывают разные традиции. Но в семье лучше  обсуждать, что планируется купить, на какие крупные расходы откладываются деньги. Тогда все понимают, какую помощь они могут оказать семье.

Все деньги, которые зарабатывают члены семьи – это доход. А все деньги, которые они тратят – расход.

Кто запомнил, что такое доход? Ответы детей

Что такое расход? Ответы детей.

Ежик: боюсь, я запутаюсь, не запомню…

Воспитатель: Не переживай, ежик, сейчас мы и поиграем, и поможем тебе запомнить, что является доходом, а что расходом.

Игра «По доходам и расход»

Воспитатель: я сейчас буду вам говорить фразу, а вы закончите ее, решив доход это или расход. Начнем.

- Мы купили дом.

- Папа получил разплату.

- Всей семьей едем в отпуск.

- Идем в парк кататься на аттракционах.

- Я весь месяц следил за выключением света дома и сэкономил электричество.

- Купили мороженое.

- Вырастили и собрали в саду яблоки.

Количество фраз зависит от заинтересованности и утомления детей. Хорошо сопровождать игру показом тематических картинок или слайдов (мультимедийных изображений).

Воспитатель: все доходы и расходы вместе – это бюджет семьи. Его надо вести правильно. Иначе расходы могут превысить доходы, и денег не хватит на очень нужные вещи – например, еду и одежду. Дети тоже могут помочь взрослым членам семьи правильно вести бюджет.

Ежик: а разве дети тоже могут помочь взрослым зарабатывать деньги?

Воспитатель: дети могут помочь семье экономить и излишними требованиями не подрывать семейный бюджет.

Ежик: а как дети могут помочь?

Воспитатель: дети, давайте расскажем Кузе, как вы можете помочь семье экономить!

Дети отвечают, полемизируют друг с другом, делают выводы.

Воспитатель: видишь, Кузя, как много всего могут даже дети, а ты, мудрый домовенок, наверняка, сможешь еще больше.

3. Заключительная часть (рефлексия).

Воспитатель: много нового ты сегодня узнал, Ежик?

Ежик: ой, я столько всего узнал, что даже боюсь запутаться. Помогите мне, пожалуйста, вспомнить, чем мы сегодня занимались, о чем говорили.

Дети вспоминают, что делали сегодня на занятии, что нового для себя узнали, что больше всего понравилось.

Воспитатель: вот и пришло время прощаться с Ежиком. Давайте еще раз сформулируем правила обращения с деньгами, чтобы он их точно запомнил и всегда соблюдал.

- Нужно экономно распоряжаться деньгами.

- Если деньги потратил, их уже не вернешь.

- Невозможно получить все, что хочешь.

- Нужно распределять бюджет так, чтобы в первую очередь хватило на необходимые вещи.

- Нужно уважать старших и прислушиваться к их мнению, планируя покупки.

- Хорошо с детства научиться копить деньги, чтобы это вошло в привычку, и доход всегда превышал расход.

Ежик: а что, уже в детском саду можно начинать копить деньги?

Воспитатель: конечно. Ведь в любом возрасте можно завести копилку и складывать туда часть дохода. Про запас.

Дети, когда вернутся домой, попросят родителей найти или сделать им копилку (можно даже из банки или коробочки) и попробуют начать копить. Правда, дети?

Дети: Да.

Ежик: спасибо большое, дети. Я сегодня очень много нового и интересного узнал про деньги и финансовую грамотность. Пойду своим лесным друзьям расскажу!



Предварительный просмотр:

Викторина по теме: Лекарственные растения. Старший дошкольный возраст

Цель: 
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности
1-й тур
1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).
2.Плоды  каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).
3. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).
4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?
5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
( Шиповник и черёмуха.)
6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).
7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох.  Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)
8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)
9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).
Краткая информация для детей.
Считалось ,что название «валериана» было дано растению в честь  римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.
2-й тур называется «Узнай растение».
а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно.  И как будто дрожит цветок на ветру.                      
(Ответ: ветреница).
б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.
(Ответ: ландыш)
в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный  перезвон.        
(Ответ: колокольчик)
 3-й тур называется «Отгадайка».
Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
Семя; 
Взрослое растение с плодами и семенами;
Проросток с развивающим корешком;
Взрослое растение с цветками;
Проросток с развивающимися стеблем и листочком
(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами.)
 4-й тур называется «Отгадай загадки».
1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. 
(Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века 
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. 
(Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная, 
Жёлтая иль красная, 
Я достать её боюсь - 
О шипы уколюсь. 
Но уважаю с детства 
Сердечное средство. 
(боярышник)

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

Подведение итога.



Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Лекарственные растения»

Задачи:

- Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

- Расширять знания о пользе и применении лекарственны растений.

- Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка – Колобок. Ход беседы

(Дети сидят полукругом.)Хочу такой сайт

Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.

Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя мать и мачеху)

Колобок: Что это за растение?

Дети: Мать – и - мачеха.

Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке «Крошечка – Хаврошечка». Она была злая.

Колобок: Отчего же? Ведь это травка, которая раньше всех появляется?

Дети: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

Колобок: припоминаю, дедушка с бабушкой её так и называли: кашель. А это что за цветок, похожий на мать – и - мачеху?

Дети: Одуванчик.

Колобок: А вы знаете, для чего он нужен?

Дети: Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус - он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик - лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Колобок: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?

Дети: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.

Колобок: Надо попробовать. Ну, а это что за растение, маленькие лопушки?

Дети: Подорожник.

Колобок: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?

Дети: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.

Колобок: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?

Дети: Крапива.

Колобок: Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?

Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.

Колобок: а мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

А вот это растение похоже на «лошадиный хвост». Никто не знает, что это? Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще, его бабушка лечила, когда у него горло болело. А чем ещё можно полоскать горло?

Дети: Ромашкой.

Колобок: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение похожее на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили? А теперь давайте поиграем, а потом я ещё что-нибудь расскажу.

Игра «Одуванчик»

Колобок говорит: - Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут - (дети встают).

- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик - (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

- Ветер подул ещё сильнее - (дети разбегаются в разные стороны на носочках).

- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).

- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики - (дети встают). (можно повторить 2-3р.)

Колобок: Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.

Повторим правила сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.

Колобок: До свидания, ребята. Не забудьте про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение.

Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Космос»

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса у детей, интеллектуальной активности.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах. Обогащать словарный запас детей словами: «вселенная», «кратеры», «солнечная система», «воздушная волна», названиями планет, и др. 

Развивающие:

Развивать у детей навыки экспериментирования. Развивать наблюдательность, активный познавательный интерес, умение делать выводы по результатам экспериментирования. Развивать двигательную активность детей.

Воспитательные: Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний. Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками. Воспитание активности, умения работать в коллективе.

Демонстрационный материал: мультимедиа презентация к занятию, макет солнечной системы, воздушные шары по количеству детей, глубокая емкость округлой формы для создания мини-космоса, пипетки на каждого ребенка, миска с мукой, пластилиновые шары на веревке, металлические гайки, вещества для проведения опытов и экспериментов: спирт, вода, растительное масло.

Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, практические

Ход занятия:

Воспитатель заходит вместе с детьми в зал.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие «Передай звездочку дружбы»

Воспитатель: А сейчас давайте познакомимся друг с другом.  У меня в руках ярко светящаяся звезда дружбы, которую мы будем передавать друг другу, называя свое имя. Я, .........…. , следующий ребенок говорит свое имя и передает и т.д. (передаем звездочку дружбы по кругу, и она возвращается обратно к воспитателю)

Воспитатель: Молодцы, вот и мы познакомились. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено космосу.

Воспитатель: С давних пор люди, глядя на небо хотели знать, а что там есть. А вы, ребята, обращали внимание на прогулках на дневное и вечернее небо? А какая между ними разница? Что нам видно вечером или ночью на небе, чего не видно днем и наоборот? (предположения детей: днем они видят солнце, а вечером и ночью звезды и Луну).

Воспитатель: А может вы знаете,  что такое Солнце?

Ответы детей.

Воспитатель: Солнце – это огромная звезда, похожая на те, которые мы видим ночью. Но Солнце во много раз больше других звезд и светит намного ярче. У  Солнца есть «семья», в нее входит и наша планета. А как называется наша планета?

Воспитатель: Правильно, Земля. Кроме Земли в эту семью входят также и другие планеты, и называется эта семья «Солнечная система». В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг вращаются восемь главных планет. Третья по счёту и есть наша Земля.

Еще с детства я знаю одну сказку про солнечную систему. Хотите послушать? Присаживайтесь поудобнее на подушки и послушайте.

Сказка «Солнечная система»  с демонстрацией модели солнечной системы.

Живет во Вселенной дружная семейка "Солнечная система".

Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает.

Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку - "Венерой", самую добрую - Землей, самый драчливый носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.

Сатурн — это весельчак с красивыми кольцами. 

У планет есть друзья- спутники. У Земли есть подружка  – спутник, которую зовут Луна. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Кто теперь мне может сказать, что такое солнечная система.

Ответы детей.

Воспитатель подытоживает: Солнечная система - это солнце - вокруг которого вращаются 8 планет. Солнце считают центром Солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласил в гости в свою лабораторию мой давний друг, профессор Потомучкин, чтобы вы узнали больше интересного о космосе. Сейчас он должен выйти с нами на связь.

Воспитатель:

Потомучкин: Здравствуйте юные друзья. Кроме Солнечной системы существуют и другие, и все они находятся в космосе. Космос еще называют Вселенная, со звездами, планетами и множествами других небесных тел. Это бескрайнее пространство, даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. (видео космоса)

Воспитатель: Как красиво, правда, ребята. Жаль, что мы не можем днем увидеть космос.

Потомучкин: В моей лаборатории вы можете создать космос и понаблюдать за движением планет.

Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть космос своими глазами?

Дети: да

Воспитатель: Ну тогда пройдемте в лабораторию и сделаем с вами мини космос.

 Опыт 1: «Космос в сосуде»

Оборудование: Круглая ваза, пипетки на каждого ребенка, шпажки деревянные на каждого ребенка, растительное масло, спирт медицинский, вода.

Подготовка опыта: В круглый сосуд (вазу) заранее налит спирт, растительное масло (нерафинированное) набрано в пипетки.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступить с вами выполнению опытов, я хочу вам напомнить правила безопасности:

1.Руками не трогать жидкость в сосуде.

2.При работе с пипеткой быть аккуратными, держать ее строго за резиновую часть.

3.Запрещается пробовать вещества на вкус.

Выполнение опыта:

Воспитатель: Пипеткой осторожно капаем в наш сосуд со спиртом большую каплю масла. Понаблюдайте за каплей. В воде бы капля всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в спирте капля сразу же опустилась на дно в виде как красивого золотистого шара!   Все дело в плотности и тяжести этих жидкостей.   Тяжелые жидкости "тонут" в более легких.

Как вы думаете, если масло оказалось на дне, т.е. утонуло, оно легче или тяжелее спирта?

Рассуждения детей.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю каждому взять пипетку с маслом и капнуть его в сосуд. Дети капают масло в сосуд.

Воспитатель: Но, если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт более плотным – т.е. чтоб он был тяжелее масла. Посмотрите, я осторожно в спирт буду добавлять маленькими порциями воду,  и  шар начинает "парить" над дном сосуда. Дело в том, что вода самая тяжелая из трех этих жидкостей, и она хорошо смешивается со спиртом. Разбавляя спирт водой, он становится тяжелее и начинает выталкивать масло вверх. 

Вот посмотрите, как наши шары всплывают и у нас в сосуде появляется свой небольшой космос, где масляные шары и есть космические тела: планеты, звезды. А теперь можно шпажкой взболтать осторожно нашу жидкость и увидеть, как небесные тела будут двигаться в космосе. (проделывает воспитатель)

Воспитатель: Итак, мы увидели, что космос – это множество планет,  звезд и других небесных тел.

Воспитатель: Я очень любила в детстве смотреть на звездное небо. Предлагаю нам сейчас отправиться в полет вокруг Земли, посмотреть на звезды. А полетим мы с вами на ракете.

Физкультминутка «Ракета»

Приготовимся, ребята

Нас уже ракета ждёт!        встать смирно

руки над головой «домиком»

Отправляемся сегодня
мы в космический полёт.        

шагаем на месте

Проверяем снаряженье,

Тренировку проведем.        

руки вперёд, вверх, в стороны

Сквозь космические дали

Вокруг Земли мы «поплывем»        

Повороты в стороны, руки поочередно ко лбу - смотрим

Быстро мчимся мы в ракете,

Невесомость в корабле.        

Руки в стороны, имитация движений, присесть

Перегрузки знаем эти
машем мы рукой Земле!        

Встать и помахать руками

Воспитатель: А сейчас пройдемте в ракету (макет ракеты из ткани и стоек с вырезанными иллюминаторами).

Воспитатель: К старту готовы?

Дети: готовы

Воспитатель: 5,4,3,2,1 – пуск!

Воспитатель: во время полета попрошу всех подойти к иллюминаторам, тогда вы сможете наблюдать за звездным небом.

Включается видео со звездным небом, луной под космическую музыку, во время полета слышен голос Потомучкина.

Потомучкин: Не все звезды  может наблюдать человеческий глаз на небе ночью. А с помощью телескопа можно рассмотреть даже далекие звезды. Можно увидеть, что  большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми и даже красноватыми.

А вот крутящиеся звезды – пульсары. С огромной скоростью они вращаются из стороны в стороны и издают резкий звук.

Вот Луна,  каждый день она разная. Луна это  спутник Земли.   На каменистой поверхности Луны много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.

В конце видео воспитатель говорит детям:

Воспитатель: Приготовиться к посадке, приземляемся.

После приземления дети выходят из ракеты.

Воспитатель: Вот мы с вами облетели вокруг Земли на ракете. И что же мы увидели в космосе?

Дети: Луну, звезды, вращающиеся звезды.

Воспитатель: А меня очень поразили вращающиеся звезды, какой они звук издают. А я всегда думала, что в космосе нет звука.

Включается Потомучкин.

Потомучкин: На самом деле, звучат очень много объектов космоса: «падающие звезды», пролетающие метеориты, пульсары - быстро вращающиеся звезды. Но их звук так просто услышать нельзя, потому что в космосе нет воздуха, который позволяет нам слышать звуки. Ученые используют для этого специальные приборы. Вы можете провести опыт с шариком и гайкой и услышать, как звучат пульсары. Ведь шарик у вас и будет в роли прибора, улавливающего звуки.

Эксперимент 2: «Звуки вращающихся звезд»

Для опыта понадобятся: воздушные шарики на каждого ребенка, мелкие гайки.

Воспитатель: Гайку просунем внутрь шарика и надуваем его. Пальчиками закрутим горловину шарика и, придерживая руками шарик, будем его раскручивать.  Затем остановим шарик и услышим необычный звук.

Дети проводят эксперимент.

Воспитатель: Когда мы раскручиваем шарик, то предмет в нем начинает бегать по кругу с огромной скоростью. Когда мы остановили   крутить шар, гайка внутри него продолжает свое движение. Перекатываясь на большой скорости внутри шарика, она заставляет поверхность шарика вибрировать, т.е. двигаться мелко-мелко. Эти мелкие движения шарика передаются воздуху внутри шарика и вызывают в нем воздушную волну. А уже наши уши воспринимают эту волну как звук.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание в полете на поверхность Луны. Из-за чего поверхность Луны вся в ямах, и как они называются?

Дети: это кратеры, они образовались при падении метеоритов на луну.

Воспитатель: Давайте посмотрим с вами, как образуются кратеры.

Эксперимент 3 «Лунные кратеры»

В чашку или тарелку насыпать горку муки (песка, манки). Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.

Вывод: Это происходит, потому что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

После эксперимента на экране включается космическая музыка и появляется инопланетянин.

Воспитатель: Ребята, кажется, к нам прибыл инопланетный гость. Инопланетянка:  Вижу небольшие неопознанные объекты, они шевелятся, приступаю к исследованию (стучит надувной палкой по плечам, коленкам детей, взрослых).

У объектов есть устройства обработки (показывает на голову, по бокам две антенны (показывает на уши, исследуем память…

Воспитатель: Ребята, да это же настоящая инопланетянка, давайте поприветствуем ее.

Инопланетянка:  Объекты выходят на контакт.

Здравствуйте, земляне.

Воспитатель: Здравствуйте, все правильно. Мы – земляне, а вы пришелец из космоса?

Инопланетянка:  Ха-ха-ха, какой пришелец, я прилетелец, по космосу пешком не походишь.

Воспитатель: Как вы к нам попали?

Инопланетянка:  Очень просто. Я услышала звук пролетающей ракеты и полетела за ней на звездолете. Вот я здесь.

Воспитатель: А как вы вообще узнали о нашей планете?

Инопланетянка:  Я давно знала, что есть такая планета Земля.  И  давно хотела побывать на вашей планете. Я вижу, вы многое знаете про космос. Думаю, что и о моей планете вы скоро узнаете.

Инопланетянка: Меня зовут Юла. Я с планеты Янсеп, что означает на языке землян – Песня. На нашей планете все очень любят петь и танцевать. Хотите я научу вас танцевать танец инопланетян.

Воспитатель: Конечно, хотим.

Танец и инопланетянкой.

Инопланетянка: Ой, мне пора лететь, меня уже ищут. Еще раз спасибо, друзья! Надеюсь еще с вами встретиться.

Инопланетянка улетает.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, и нам пора. Вам понравилось наше занятие? А что больше всего вам запомнилось? Вам было трудно?

Спасибо вам за интересную встречу, думаю, что полученные знания вам очень пригодятся. До свидания.

Используемая литература: 

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» конспекты занятий в разных возрастных группах.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Е.Ульева "Изучаем космос"



Предварительный просмотр:

Перелётные  птицы

Оборудование: цветные обручи, шапочка аиста, корзиночка, фонограмма голосов птиц.

  1. Орг. момент

Мы сегодня отправляемся в интересное путешествие. Чтобы узнать,  в какое путешествие, нужно отгадать загадку

Собрались в небе дружно,
На юг лететь им нужно.
Далёк их путь, мои друзья,
Туда, где тёплые края.

(Перелётные птицы)

        Вставайте друг за другом  в большой круг. Я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в птиц.

Тук. Тук. Тук.

Все три раза повернитесь,

И все в птичек превратитесь.

  1.    Подвижная игра «Перелетные птицы»

Есть у нас игра одна, вам понравится она.

Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает

По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала,

 читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную

сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого

запятнали, тот пропускает одну игру.

Считалка

Ветер за море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной!

А потом взял выходной.

Наша очередь считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

  1. Игра «Узнай по силуэту»

Ребята, птицы решили с вами поиграть. Попробуйте , догадайтесь какие это птицы. Отгадайте загадки:    

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? – ….

(Утка)

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали...

Кто скажите? ...

(Журавли)

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

На панно размещены силуэтные изображения птиц. Дети должны узнать и назвать птицу.

  1. Координация речи с движениями. Дети выполняют движения по тексту.

Аист

Один ребенок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких

 шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу.

 Увидев аиста, ребенок обращается к нему:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою  ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

  1. Подвижная игра

Журавль и лягушки

На полу с помощью ориентиров обозначается  прямоугольник – река. На расстоянии от нее сидят дети -«лягушки» на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

И, надувшись, как пузырь,

Стали квакать из воды:

«Ква, ке,ке,

Ква,ке,ке.

Будет дождик на реке».

Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды.

  1. «Птичий гомон»

Дети слушают фонограмму пения птиц.

  1. Динамическое упражнение «Кто как передвигается (летает)»

Под музыку все дети (птицы) исполняют знакомые танцевальные движения. По окончании музыки звучит фонограмма пения птиц. Дети замирают на месте, изображая птицу.

8.Дидактическая игра «Закончи предложение»

Соловей живет в лесу, а журавль - …. (на болоте).

У ласточки клюв короткий, а у журавля ….(длинный).

Иволга строит гнездо на дереве, а журавль .... (на земле).

  1. Зрительная гимнастика  "Наступила осень..."

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Посмотреть вверх

Листья на березе

Золотом горят.

Посмотреть вправо

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Посмотреть влево

Улетели птицы

В дальние края.

Поморгать глазами

А. Ерикеев

10.        Игра «Лес, сад. озеро»

На полу три обруча  зеленый – лес, синий – озеро, желтый – сад; три команды детей-птиц: скворцы, соловьи,  утки  под музыку все птицы летают по залу, по окончании музыки занимают свои места.

11.     Завершение занятия

 Молодцы! А теперь  скажу  волщебные  слова и вы снова превратитесь в ребяток.

Тук. Тук. Тук.

Все три раза повернитесь,

И все в ребяток  превратитесь.

Дети возвращаются в группу.