Транслирование опыта работы

Шнар Светлана Владимировна

Образовательное видеозанятие нравственной направленности, которое включено в банк лучших муниципальных педагогических практик "Вся семья вместе, так и душа на месте" Данная работа стала призером муниципального конкурса "Педагог цифрового века"      https://cloud.mail.ru/public/zVHb/zWNZEGzBZ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

Представление опыта работы на ГМО по теме:

«Развитие у детей представлений о Родине, Отечестве

и социокультурных ценностях нашего народа».

Подготовила: Шнар С.В., воспитатель

Ребенок - удивительное чудо,

Которое не просто нам дано,

И миссия у нас, у педагогов, -

Любить, понять, посеять в нем зерно:

Зерно, где милосердие и вера,

Терпимость и сочувствие живут,

Где сострадание и преданность, и честность

Друг с другом рука об руку идут.

Ю.С. Калинкина

Главное предназначение детского сада и семьи – воспитывать хорошего ЧЕЛОВЕКА. Этому и посвящена вся моя работа.

Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольника в процессе воспитания оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

  • к своей работе;
  • к воспитанникам;
  • к другим людям;
  • к самому себе.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

Принципы педагогической деятельности, которые выделил Ш.А. Амонашвили, как основные, в гуманном подходе к детям:

  1. Любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
  2. Очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку.

Для меня посеять в детских душах доброту, это значит:

  • ласково и только по имени называть детей;
  • создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию;
  • обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например, «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»;
  • радоваться проявлению внимания и чуткости детей;
  • рассказывать родителям о добрых поступках детей;
  • не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей;
  • не унижать ребенка;
  • после замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете;
  • оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей;
  • заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.);
  • читать стихи, сказки, рассказы о добре;
  • учить с детьми стихи о доброте;
  • использовать пословицы о доброте;
  • составлять с детьми сказки о доброте;
  • проводить экскурсии в лес.

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляю в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания.

Для реализации данных задач нами проводятся: сезонные музыкальные тематические праздники «Мы вместе - мы едины!», «День сибирского валенка», «Мы помним те великие годы…», развлечения «Масленичная неделя», «Мамин день», «Мы - космонавты», театрализованные этюды «Рождественские колядки», Фестиваль национальных культур, тематическая выставка «Дружат люди всей Земли», конкурс-выставка миниатюр-инсталляций «Мой родной край».

Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.

При подборе литературы для чтения детям, уделяем большое внимание тем произведениям, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. Например, «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» - наказ слушаться старших; «Финист-ясный сокол» - воспитание любви, заботы о ближнем; «Зимовье зверей» - развитие дружеских взаимоотношений, т.к. дружба помогает победить трудности; «Заяц - хваста» - осуждение хвастовства; «Снегурочка» - воспитание доброжелательности и сочувствия. При обсуждении произведений задаю детям вопросы, побуждающие их помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную нацеливаю детей на то, чтобы они могли придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирали самую оптимальную, подходящую, удобную. Детям подготовительной группы предлагаю стать сказочниками и сочинить свои сказки. Прежде чем привлекать детей к сочинению сказок учу их следующим приемам: обдумывание замысла, образов, логическое развертывание сюжета, завершение сюжета.  

Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле.

Чувства уважения и гордости прививаем через беседы-рассуждения по презентации, дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр о родном городе помогает формировать чувство любви к Родине: «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?» «Птицы нашего города», «Собери целое», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости.

Разработаны и реализованы разные детские и педагогические проекты «Новогодний праздник - волшебная сказка, которую творим мы сами», «Дружба народов», психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения».

Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.

В своей работе совместно с родителями, помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной деятельности. Решая задачи эстетического воспитания дошкольников, проводим занятия по изобразительной деятельности «Народные умельцы», «Дымка, гжель и хохлома», «Герои любимой сказки», устраиваем выставки творческих работ детей и родителей «Расписные ложки», «Народные куклы», «Книжное царство - премудрое государство», выставки детского рисунка «О папе с любовью», «Мы живем на Ямале», «Любимый город». Дети вместе с родителями принимают активное участие и в других мероприятиях: акция «Изготовление кормушек для птиц», выставка фотоколлажей «Моя семья», изготовление группового коллажа «Тайны зеленой планеты».

Знакомство ребенка с народным искусством, творчеством художников, развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные и хороводные игры «Каравай», «Игра с платочком», «Солнышко и дождик», «Ловишки», «Раз, два, три - беги!», «Жмурки» и др. являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Главный результат такой совместной с родителями и детьми работы заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В.А. Сухомлинский долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».

При подборе литературы для чтения детям, уделяем большое внимание тем произведениям, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. Например, «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» - наказ слушаться старших; «Финист-ясный сокол» - воспитание любви, заботы о ближнем; «Зимовье зверей» - развитие дружеских взаимоотношений, т.к. дружба помогает победить трудности; «Заяц - хваста» - осуждение хвастовства; «Снегурочка» - воспитание доброжелательности и сочувствия. При обсуждении произведений задаю детям вопросы, побуждающие их помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную нацеливаю детей на то, чтобы они могли придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирали самую оптимальную, подходящую, удобную. Детям подготовительной группы предлагаю стать сказочниками и сочинить свои сказки. Прежде чем привлекать детей к сочинению сказок учу их следующим приемам: обдумывание замысла, образов, логическое развертывание сюжета, завершение сюжета.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Моя Родина»

Подготовила и провела  Шнар С.В., воспитатель

Цель: формирование первичных представлений об отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах.

Задачи:

  • продолжать формировать представления о том, что Российская

Федерация (Россия) — огромная страна. Закрепить знания о флаге и гербе России, мелодии гимна;

  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
  • продолжать развивать свободное общения с взрослыми и детьми.
  • совершенствовать диалогическую форму речи.

Оборудование: разные изобразительные материалы для росписи матрешек (гуашь, фломастеры, цветные карандаши); силуэты матрешек по количеству детей; иллюстрации с изображением флага и герба Российской Федерации; карта Российской Федерации.

Методы и приемы:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2.Методы коррекции и уточнения детских представлений (создание проблемных ситуаций, беседа).

3.Методы, повышающие познавательную активность

4. Методы, способствующие   взаимосвязи различных видов деятельности (перспектива, направленная на последующую деятельность).

5. Наглядный метод (мультимедийная презентация о Родине (картинки герба, флага России).

6. Наглядно-практический метод (упражнения).

7. Словесный метод (загадывание загадок, чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина», «Береза» С. А. Васильевой).

8. Прием эмоциональной заинтересованности (работа в мастерской).

9.Приёмы оценки (похвала).

10.Игровой прием (музыкальные игры и танцы: «Песня о Родине», «Веселые матрешки»).

Предварительная работа:

  • беседы о российской символике о родном крае;
  • рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе;
  • экскурсии;
  • чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок.

ХОД ООД

Воспитатель:

  • Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.

Воспитатель:

  • Как называется наша страна? Дети: Россия.

Воспитатель:

  • А, мы, живущие в ней? Кто? Дети: россияне.

Воспитатель:

  • Расскажите, какая наша с вами страна? (большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы и т. д.)
  • Давайте вспомним стихотворение Н. Забила «Наша Родина». Во время чтения стихотворения, педагог комментирует жестами слова на карете РФ.

«Как велика моя земля, Как широки просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна От севера до юга:

Когда в одном краю весна, В другом - снега и вьюга». Воспитатель:

  • Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?

Дети:

  • Флаг, герб, гимн.

Педагог предлагает детям найти среди иллюстраций флаг и герб России. Воспитатель:

  • Давайте вспомним, что означают цвета нашего флага. Дети:

Белый цвет говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – это цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.

Воспитатель:

-Герб России — красивый и величественный. Вспомните, что

означает изображение двуглавого орла на гербе России? Верно! Единство и независимость страны.

  • А изображение всадника? Правильно! Победу добра над злом! Воспитатель:
  • Что такое гимн?

Дети: - Эта главная песня страны. Воспитатель:

  • В каких случаях он исполняется? Когда исполняется гимн, что мы должны
  • сделать?

Воспитатель:

«Русь деревянная - края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные песни поют..»

«Песня о Родине». Исполняют девочки. Воспитатель :

  • Россия - страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.
  • Назовите дерево, которое у славян издревле считалось священным. Дети:- Береза.

Воспитатель:

  • Давайте вспомним стихотворение «Береза» С. А. Васильевой.

«В белых платьицах подружки Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели. В мае россыпью сережек Их украсится наряд Много исходив дорожек, Я всегда березе рад».

Воспитатель:

  • А теперь представьте, что мы с вами отправляемся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров. Что будем

покупать? Отгадайте загадки:

«В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь Наша русская»..

Дети: гармонь.

  • Алина, загадай, нам еще загадку:

«Ой, звенит, она звенит, Всех в округе веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша»..

Дети: балалайка. Воспитатель:

  • К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.
  • Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? Если дети затрудняются, загадать загадку:

«В этой молодице прячутся девицы,

каждая сестрица -

для меньшей темница.

Красные щечки, пестрые платочки, хлопают в ладоши веселые.

Дети: матрешки.

Воспитатель (демонстрируя матрешку:

  • Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. А прообразом нашей матрешки послужила фигурка добродушного старичка мудреца Фукуруму, из Японии. Как выглядела первая русская матрешка? Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.
  • А как вы думаете, почему игрушку назвали матрешка? (выслушать версии детей). В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка в честь ее назвали игрушку.

«Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь -

Вам за нами не успеть».

  • Ну, матрешки, выходите, да для нас попляшите. Танец - песня «Русские матрешки». Воспитатель:
  • А сейчас мы, с вами отправляемся в мастерскую, где сами распишем матрешки.

Выбирайте, кто какую матрешку будет украшать. И приступаем к работе. Педагог вместе с детьми расписывает матрешку.

Когда все работы будут выполнены, педагог предлагает вспомнить детям, что сегодня понравилось - не понравилось, что узнали нового.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Организация среды для воспитания патриотических чувств у дошкольников»

 

Подготовила и провела:

 Шнар С.В., воспитатель

Цель: повысить компетентность педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию.

2.Вызвать интерес к России, её достопримечательностям.

3.Формировать   чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей  Родины.

Оборудование: на восемь участников мастер – класса: кубики, маркеры, скотч, клей, картинки, ножницы.

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада Вас приветствовать. Вашему вниманию представляется мастер-класс тему «Организация среды для воспитания патриотических чувств у дошкольников».

Уважаемые коллеги,  все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).

 Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.

 Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)

Педагог: У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для меня Родина - это дом моих родителей, построенный своими руками. Это запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Родина это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать радость, гордость от того, что ты дома, в детстве.

Педагог: Уважаемые коллеги, мы не случайно  поговорим о родине, потому что сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольников ценностного отношения к родине. Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно  проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви и уважения ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Патриотическое воспитание - один из сложных и многогранных аспектов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Всем известно, что основные фундаментальные мироощущения будущего гражданина, связанные со своей Родиной, закладываются в детстве.

 Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Хочется напомнить слова Омар Хайяма что «Дети нас не слышат.  Они на нас смотрят». Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо, прежде всего, построить себя как личность и обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины тем самым формируя задатки социально активной личности.

Для воспитания юных патриотов в своей работе можно использовать разные технологии, формы, методы и приемы. Но, шагая в ногу со временем, нужно учитывать современные требования и тенденции, внедряя инновационные приёмы, которые позволяют добиться положительных  результатов.

Для начала, я предлагаю Вам поиграть, подойти к столу и выбрать по одному предмету из предложенного набора картинок, который, по- вашему мнению, в мире считают символом России.

Игра

Валенки

Сандалии

Кроссовки

Самовар

Сковорода

Вилка

Пиала

Балалайка

Гитара

Скрипка

           Барабан

Матрешка

Барби

Робот

Лего

(Педагоги выбирают)

Педагог: Поместим их вместе, а ведь такими нашу страну представляют иностранцы, а теперь скажите, кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку. Но матрёшку мы ещё можем себе позволить купить.

Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.

Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в  детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка.  Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины  – это настоящее искусство и мастерство воспитателя.

 

Педагог: Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры…  Ни для кого не секрет, что важное место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра. В своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития.  Сегодня  я хочу вам показать подход к реализации темы нравственно - патриотического воспитания дошкольников посредством инновационных игр - игрового трансформируемого куба.

Уважаемые коллеги, я предлагаю  вам окунуться в мир игры. Перед вами трансформируемый куб (состоит из 8 кубиков).

Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Давайте на мгновение представим, что вот этот куб (показывает) означает маленького человека, который родился. В ходе нашей совместной деятельности мы наполним его теми качествами, которые определят богатый духовный мир человека, который любит свою родину, то есть мы создадим  «Модель патриота своей Родины».

 (Раздаю кубики участникам мастер- класса)

 

Педагог: Уважаемые коллеги, перед нами стоит задача пробудить в ребенке - дошкольнике чувство любви к Родине.  Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Я предлагаю вам ответить на вопрос: «Что такое патриотизм?»

Ответы запишите на одной из сторон нашего куба и озвучьте их. (Ответы педагогов)

Педагог: Правильно, великое чувство патриотизма начинается с самого  простого:  любви к родителям и своей семье, к своему дому, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, любви к месту, где родился - своей малой родине, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему.

Предлагаю вам продолжить наполнение «модели».

Давайте ответим на вопрос: «Что нам дает Родина?» - ответы запишите на второй стороне куба. Выскажите свое мнение. (Ответы педагогов)

 

Педагог: Правильно,  Родина нам даёт  право на бесплатное образование, независимость, право на труд, право на отдых, право на свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать, право быть избранным, мир, работа конституции и т.д.

 

Педагог: Вот мы с вами ответили для себя, что нам дает родина, но возникает вопрос, а что мы можем сделать для своей Родины?

Я предлагаю ответить на вопрос: «Что я сделал, хорошего для своего района, посёлка, села», ответы прошу записать на третьей стороне куба.

(Был участником акции «Бессмертный полк», посадил дерево, участвовал в субботнике  и т.д.). Ответ озвучьте. (Ответы педагогов) 

 

 

Педагог: Уважаемые участники, продолжая нашу встречу, я хочу предложить вам ассоциативную игру «Продолжи высказывание».

Перед вами ассоциативные картинки, я предлагаю вам продолжить высказывание «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает…» выбрав одну из картинок. Приклейте ее на одну из сторон вашего куба. Обоснуйте ваш выбор. (Ответы педагогов)

 

Педагог:  Уважаемые коллеги, несомненно, сердцем России является Москва, но каждый ли из Вас был в Москве, каждый ли смог прогуляться по ее улицам? Думаю, что нет, тогда возникает вопрос, какой же город  или посёлок является для нас родным и близким? (Ответы педагогов)

Уважаемые коллеги я уверена, что вы хорошо знаете свой посёлок, свой район, поэтому хочу предложить вам вспомнить и  записать достопримечательности посёлка Ровеньки (Памятник Неизвестному солдату, Вечный огонь, памятник воинам интернационалистам, погибшим в Афганистане, памятник Ленину, Аллея славы, Доска почёта и др.)

 (Ответы педагогов)

 

Педагог:  Молодцы, вот и получилась у нас светлая, с богатым внутренним миром, активная личность, которая знает и любит свою Родину.

Уважаемые коллеги, вот подходит к концу наша встреча, а у нас осталась пустая еще одна сторона куба.  Предлагаю вам оценить работу, проделанную на мастер - классе и выбрать, как поступить с полученной информацией. Перед вами картинки:

Чемодан - все пригодится

Мясорубка - переработаю информацию.

Корзина - выброшу в корзину.

Выберите одну и наклейте на оставшуюся сторону куба. (Ответы педагогов)

 

Педагог:  Уважаемые коллеги, спасибо за работу, я хочу подарить вам созданную вами модель патриота своей Родины. Надеюсь, что работа в данном направлении будет продолжаться хотя бы для того чтобы заполнить оставшуюся «тайную сторону», которая осталась в самом сердце вашего куба. Удачи вам!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Когалыма «Золушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно нравственному воспитанию в средней группе

Тема:  «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Составила и провела:

 Шнар С.В.

Когалым 2022

Цель: Расширение представления дошкольников о семье, о ценности семейных праздников, о важности любви, добра и уважения в семейных отношениях.

Задачи:

Образовательные:  Уточнять представление детей о том, что такое семья.

Обобщить и расширить знания о семейных праздниках.

Дать преставление о планировании семейных праздников.

Развивающие: Развивать внимание, память, умение обобщать знакомый материал по теме.

Развивать интерес к произведениям устного народного творчества.

Формировать навык детей разыгрывать несложные представления, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Развивать у детей интерес к театрально - игровой деятельности.

Развивать интерес к народным праздникам и семейным традициям.

Воспитательные: Способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и взрослым.

Воспитывать интерес к русским традициям.

Предварительная работа:

1. Беседы о семье.

2. Рисование на тему «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои…»

3. Рассказывание сказки о Масленице.

4. Чтение русской народной потешки  «Едет Масленица дорогая».

5. Заучивание русской народной потешки  «Ладушки», «Киска брысь», пальчиковой игры «Семья»,  колыбельной «Баюшки - баю»

6. Разучивание русских народных игр «Ой, блин золотой!»

7. Рассматривание репродукций картин Бориса Кустодиева «Масленица».

8. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных праздничных костюмов.

9. Беседа с детьми о членах их семьи, об их любимых занятиях.

10. Рассматривание семейных альбомов.

11. Чтение художественных произведений о семье

12. Работа с пословицами о семье.

13.  Просмотр презентации «Гуляние на Масленицу»

Методы и приемы: 

Словесный:  Художественное слово, пословицы, поговорки, загадки,  беседа, пояснения.

Наглядный:   Исполнение песен, презентация.

Игровой: Сюрпризный момент. Пальчиковая игра «Семья»,  

Словарная работа: Старина.

Ожидаемые результаты:  Дети представляют, что такое семья, семейные традиции; имеют представление  о народном празднике «Масленица».

Оборудование:  Кукла Ванюша, игрушечная кошка, блин  для игры «Кто быстрее», музыкальные инструменты,  солнце на палочке, русские народные костюмы для исполнителей ролей. Убранство для избы.

Участники сценки:  Маменька, папенька,  бабушка,  дедушка, дети: девочка и мальчик, воспитатель.

Ход НОД

 1. Вводная часть

Воспитатель:   Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Садитесь ко мне в круг.

Все мы в группе как семья

Рады все и вы, и я,

Теплота наших рук

Обойдёт весь наш круг.

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг  на друга, и подарите свою улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение.                       

  (Дети садятся в круг и берутся за руки).

Воспитатель:   Какие у вас красивые улыбки, счастливые лица!  Я пришла к вам не просто так, у меня есть волшебный сундучок. Сундучок  историй и сказок! А вы хотите узнать,  о чем  он сегодня  нам поведает?

Дети: Да

(Сундучок открывается, дети переодеваются)

Воспитатель:   

Здравствуйте, здравствуйте,
Веселья вам и радости!
Сегодня мы зимушку провожаем,
Блинами угощаем,
Весну к нам зазываем!
Кто же скажет, как мы этот праздник называем?

Дети: Масленица!

Воспитатель:   Правильно Масленица. И сегодня мы с вами  узнаем, что это за праздник,  как встречали его  в семье.

Масленица – радостный  и светлый  праздник.  В  старину Масленица являлась  одним из любимых праздников.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей).    Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.                                                                                                  Так вот, длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и  угощают  их.

Этот праздник шумный, весёлый с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу  народ веселится, катается  с горки, водит  хоровод.

На Масленицу собирались всей семьёй, ходили в гости к родным людям, праздновали, радовались вместе, а если поссорились, прощения друг у друга просили.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ведь  Масленица – это не только народные гуляния, но и семейный праздник.

Дома, в семье, тоже следует отменить этот праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом жить весь год «в радости».

Вот какая она, русская Масленица!                                                                                        Воспитатель:   Ребята, а вы когда - нибудь бывали на Масленице?                                            Я предлагаю вам  отправиться  на Масленичные гуляния.                                           Становитесь в круг! Покажем, как Масленицу встречали!                                                                                                                                                          Ой, вставала я ранешенько,

Убиралась я быстрешенько!

Пришла к нам Масленица,

Принесла  блинов и маслица.

Ой, подружки собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся!

Пришла к нам Масленица,

Принесла  блинов и маслица.

Будем вместе хороводы водить,

Надо нам еще и зиму  проводить!      

 Пришла к нам Масленица,

Принесла  блинов и маслица.

 (Заходят участники сценки в избу, пританцовывая, с пением песни)                                   Маменька:  Какой чудесный праздник!

Папенька:  Давно я так не веселился!

Бабушка:  А народу сколько гуляло!                                                                                 Дедушка:  Так ведь праздник! (поёт)

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Дети (мальчик и девочка) подхватывают песню и пританцовывают:

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Девочка: Маменька, папенька, а есть будем?

Маменька: Что, проголодались?  Пойду блинов напеку, обязательно будем есть!

Воспитатель:  Ребята, что это за праздник такой весёлый?

Почему все такие радостные, у всех хорошее настроение?

Дети:  Мы  были на празднике,  праздник называется Масленица.

Воспитатель:   Все любят Масленицу. Особенно дети. Нагулялись дети, проголодались. Маменька пошла им приготовить блины. А вот малыш Ванюша на празднике не был, оставался с няней, потому что совсем маленький, ещё сам ходить не умеет - вот и не взяли его на праздник. Как же все соскучились по нему! Первой бабушка подбежала, гладит, целует, обнимает, ласкает, с ладошками играет.

Бабушка: (играет с куклой Ванюшей).                                                                                                        Ладушки, ладушки.    Где были?  У бабушки!

Что ели?  Кашку!    Что пили?  Бражку!

Кашка масленька,  Бражка сладенька,

Бабушка добренька.    Попили, поели,

Шу, полетели!   На головку сели!

Сели, посидели!   Прочь улетели!

Воспитатель:  Папенька поиграет с пальчиками малыша.

Маменька: Ребята, давайте и мы поиграем вместе с ними.

Папенька:

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

А этот пальчик – мизинчик

Мы подарим ему гостинчик!

Воспитатель: Дедушка учит малыша ходить. А киска возле дорожки лежит, на Ванюшу глядит.

Дедушка:

Киска, киска, Киска, брысь!

На дорожку  не садись!

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Воспитатель:  А тут и маменька с блинами поспела. Старших детей накормила. А малыш Ванюша наигрался, устал. Спать пора. Дети, как называется песня, которую поют, когда укладывают спать малышей?

Дети: колыбельная.

 Воспитатель:  Уж как наша маменька любит деточку, приласкает, приголубит, укачает. Давайте вместе с ней споём колыбельную песню Ванюше.

Маменька:  (укачивает куклу Ванюшу, поёт).

Баю – баюшки - баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Тебя схватит за бочок.

Баю-баюшки-бай-бай,

Поскорее засыпай!

Баю-бай! Баю-бай!

Воспитатель:  Уснул малыш. А дети постарше ещё поиграют.

Маменька:  Давайте мы вместе поиграем. «Ой, блин золотой!»                                                                                                                 Условия игры:    Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт, используя любую русскую народную мелодию. Ребёнок, которого «выбрал» блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.                                                     Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Маша, в круг выходи, пляску заводи,

А мы похлопаем, а мы потопаем!                                                                                           Воспитатель: Понравилось вам играть, дети? Какой мы сегодня праздник праздновали?

(Ответы детей)

 Ребята, я хочу вам сказать, что самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья.

Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга.

Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи. Бережно сохраняйте семейные традиции отмечать праздники и создавать свои. Дружная семья – большое счастье!

Я желаю вам, ребята, хорошего праздничного настроения.

Желаю, чтобы вы и ваши родные с доброй душой порадовались празднику, чтобы всем вам и вашим семьям было хорошо и тепло на душе, ведь не зря в старину говорили: «Вся семья вместе, так и душа на месте».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: