Участие воспитанников во внеурочной деятельности

Шнар Светлана Владимировна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Золушка»

Рабочая программа

по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

«Возвращение к истокам»

На 2020 – 2021 учебный год

Воспитатель:   Шнар С.В.

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Возвращение к истокам – это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей. 

Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Занятия проводятся со всей группой во второй половине дня 1 раз в неделю (во вторник в 15.30). Продолжительность занятия 20 минут. Для проведения занятий используется групповое помещение, музыкальный зал, мини –музей «Русская изба».

Срок реализации: 1 год.

В основу данной программы «Возвращение к истокам» заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Кроме этого ее существенно дополняют интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию дошкольников и направленна на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. 

Рабочая программа «Возвращение к истокам» предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством и направлена на воспитание интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам.

Программа «Возвращение к истокам» построена на концепции познавательного развития, эстетического воспитания и развития художественно -творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

Новизна. 

Новизна Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: нетрадиционные техники рисования, а также лепка и аппликация народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства. 

Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа. 

Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.

Цель программы:

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.

Задачи:

  • Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
  • Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
  • Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
  • Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
  • Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
  • Развивать и обогащать словарный запас;
  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.

При создании Программы были учтены следующие принципы:

  1. Принцип доступности:
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала. 
  1. Принцип систематичности и последовательности:
  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение пройденного материала. 
  1. Принцип дифференциации:
  • создание предметно-развивающей среды для усвоения материала. 
  1. Принцип интеграции:
  • позволяет использовать данную Программу как часть комплексной программы в дошкольном образовательном учреждении;
  1. Принцип вариативности:
  • дает возможность творчески использовать материал, подбирая методические приемы;
  1. Принцип реалистичности:
  • связь с жизнью.

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Посещение мини-музея «Русская изба»;
  • Выставки совместных работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня.
  • Продолжительность занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей среднего дошкольного возраста.

Для определения эффективности работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуре были выбраны следующие показатели:

  1. Быт и предметы обихода;
  2. Традиции и обычаи русской народной культуры;
  3. Устное народное творчество;
  4. Русское народные, календарные праздники;
  5. Русские народные промыслы.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
  2. Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам; 
  3. Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
  4. Обогащение знаниями об основных православных праздниках, о духовном мире;
  5. Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
  6. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

  1. «Приобщение детей к народным традициям»;
  2. «Устное народное творчество в жизни детей дошкольного возраста».
  3. «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью.»
  4. «Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;
  5. «Народная музыкотерапия»;
  6. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре».

Анкетирование родителей:

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

Мастер класс для родителей и детей:

Изготовление тряпичной куклы «Отдарок на подарок»;

Знакомство с техникой плетения. «Эх лапти мои»

Участие в фольклорных праздниках. 

Совместная работа родителей и детей: 

«Создание родословного древа»;

«Лоскутное одеяльце для Матрешки».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Месяц

\неделя\

Тема

Цель

сентябрь

1 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. 

Разучивание потешки «Наш козел».

2 неделя

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

3 неделя

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. 

 Разучивание потешек про корову и бычка.

4 неделя

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка.

Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца».

октябрь

1 неделя

«Гуси – лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тары, тары, тары».

2 неделя

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение потешки «А тары, тары, тары».

Аппликация из ткани «Русский сарафан».

3 неделя

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма. 

Проведение русских народных игр «Кошки-мышки»,

«Салки-догонялки».

4 неделя

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода –  прялкой и веретеном. 

Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

ноябрь

1 неделя

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. 

 Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть

 (козья, овечья).

2 неделя

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

3 неделя

«Петушок – золотой гребешок»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Дидактическая игра «Похвали петушка».

Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

4 неделя

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных).

Повторение потешек и попевок о домашних животных.

декабрь

1 неделя

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2 неделя

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». повторение песенки «Как на тоненький ледок».

3 неделя

«Одень зверей»

Аппликация по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей».

4 неделя

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка».

январь

2 неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

3 неделя

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о зиме.

4 неделя

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

февраль

1 неделя

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

2 неделя

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

3 неделя

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

4 неделя

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

март

1 неделя

«При солнышке – тепло при матушке – добро».

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.  Самостоятельный рассказ «Какая моя мама».

Пение песенок о маме.

2 неделя

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. 

Заучивание заклички о весне.

3 неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором –  дразнилками, скороговорками.

4 неделя

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

апрель

1 неделя

«Русская свистулька».

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

2 неделя

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

3 неделя

«Времена года»

Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок.

Повторение закличек, песенок о временах года.

4 неделя

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка»,

 «Солнышко-ведрышко».

май

1 неделя

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба».

Проведение русских народных игр с яйцами.

2 неделя

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

3 неделя

«Игра с Колобком»

Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок».

4неделя

«Прощание с избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  2. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
  3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
  4. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997
  5. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
  6. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
  7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000
  8. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
  9. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
  10. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975
  11. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999
  12. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  13. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Золушка»

Рабочая программа по кружковой работе

Средней группы №7 «Улыбашки»

на 2021-2022 учебный год

«Народная культура и традиции»

с использованием уголка «Русская изба»

Воспитатель:   Шнар С.В.

              Когалым 2021

Актуальность

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры – одна из актуальных проблем, которая должна быть не безразлична всем тем, кто имеет отношение к детям. Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала. Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в дошкольном возрасте. Cистема знаний, представленных в программе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.


Цель:   сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей средней группы;  сформировать понятие о русском народном творчестве.  

Задачи: 1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2.  Прививать интерес к культуре русского народа  через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

4. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя, не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них: воспитывать любовь  к русской природе, взвивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года.

Вид  кружка: долгосрочный (октябрь - май)

Участники проекта: дети  средней  группы,  воспитатель.

Количество детей:13

Форма проведения:

 • Беседы;

 • Занятия на основе метода интеграции;

 • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

 • Выставки в этнографической комнате «Русская изба» предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

 • Дидактические игры;

 • Работа с различными художественными материалами;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

 • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

 • Использование народных игр, в том числе хороводов.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Октябрь

1  неделя     «Ах, эта русская изба»

Цель: Познакомить детей с мини-музеем «Русская изба», с экспонатами музея, с её хозяйкой.

Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомить с традиционно – бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь новыми словами: изба, горенка. Развивать интерес к посещению избы.

2 неделя   «Как у нашего кота»

Цель: Знакомить  с обитателем избы – котом Васькой.

 «Кот» в технике аппликация из нитей.

3  неделя   «Маша варежку надела»

Цель: знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять  словарный запас:  варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как результату труда взрослых.

4 неделя    Праздник «Капустница»

Цель: Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.

Ноябрь

1 неделя      «Народная игрушка – матрешка»

Цель: знакомить с р.н.и.   (матрешкой) как символом русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная. Развивать  интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

2 неделя      «Ходит сон близ окон»

Цель: Знакомить со старинным предметом -  колыбелькой и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни). Активизировать  в речи слова:  колыбелька, люлька, зыбка. Развивать интерес к песенкам, потешкам.

3 неделя   «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Цель: знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением;  с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать  познавательную деятельность, расширять словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

4 неделя   «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Цель: знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем»

Декабрь

  1. неделя    «Мишуткина сказка»

Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.

2  неделя    «Здравствуй, зимушка – зима»            

Цель: Показать красоту и величие русской зимы; формировать знания детей о признаках зимы и ее особенностях. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы Воспитывать любовь к родной природе, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа

3  неделя   «Веселые ложки»

Цель: Приобщать детей к истокам народной культуры. Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками, учить различать народные промыслы, любоваться красотой народного искусства. Углублять интерес к культуре.

4 неделя    «Волшебная дудочка»

Цель: знакомить с русскими народными  музыкальными инструментами.  Упражнять различать инструменты по типу: ударные, духовые – и звучанию. Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русским народным  музыкальным инструментам.

5 неделя     «Сундучок Деда Мороза»

Цель: познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание, баловство) на Новый год. Привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России.

Январь

1  неделя    «Золотое веретено»

Цель: знакомить с женским  народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном.  Расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха. Развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины.

  1. неделя    « Вся семья вместе, так и душа на месте»  

Цель: дать понять детям, что семья – это любовь, забота, согласие. Вызывать желание говорить о своей семье добрые слова, называть положительные качества членов семьи. Воспитывать желание помогать близким, делать что-либо полезное.

Февраль        

1 неделя    «Зимние забавы на Руси»

Цель: Прививать любовь к русской природе. Формировать знания детей о русских зимних забавах. Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях (дружеские взаимоотношения).

 

2  неделя     «Глиняный  человек»  

Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Активизировать слова: глина, глиняный, тяжелый, бьется. Развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

3 неделя      «День защитника Отечества»

«Своя земля и в горсти мила»

Цель: познакомить с понятием «армия» (для чего она необходима). Формировать образ защитника земли Русской. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

4 неделя       «Тень - теньпотетень, веселимся целый день»

Цель: Весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

Март

1 неделя     «При солнышке тепло, при матушке – добро»

Цель: показать, значимый для ребенка образ мамы. Формировать нравственные эмоции детей. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери.

2 неделя    «Сошью Дуне сарафан»

Цель: познакомить с  русским народным костюмом (мужская, женская); формировать понятия «праздничная» и «будничная» (домашняя) одежда. Расширять словарный запас:  словами: штаны, рубаха-косоворотка, сарафан, сорочка.  Развивать творчество, интерес к прошлому.

3  неделя                                                                                                                                                     «Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат»

Цель: знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

4  неделя    «Привередница»

Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни — каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».

5 неделя   «Путешествие в прошлое ручки»

Цель: знакомить с историей ручки, процессом преобразования ее человеком. Учить понимать ее назначение и функции ручки, ее необходимость  в жизни человека. Развивать интерес и желание знать прошлое человека.

Апрель

1 неделя     «Хозяйкины помощники»

Цель: Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку .

2 неделя  «Приди,  весна, с радостью»

Цель: Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.

3 неделя   «Пасхальная забава»

Цель: знакомство с пасхальными обычаями и играми. Изготовление двупланного панно. Учить дружно работать и играть.

4 неделя  «Комнатные растения, цветы»

«Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Цель: формировать потребность  в познании рукотворного мира. Развивать связную речь

Май

1 неделя    «Хочешь есть калачи — не лежи на печи»

Цель: беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Лакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме — учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.

2 неделя    «Край родной, навек любимый!»

Цель: Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой Родины. Продолжать знакомство с жилищем русских людей, посудой в старину, с предметами старинного быта. Активизировать мыслительную деятельность через разгадывание загадок, решение проблемных ситуаций. Воспитывать сплочение, коммуникабельность, гражданско-патриотические чувства к родному городу, желание сделать свой город лучше.

3  неделя     «Петушок – золотой гребешок»

Цель: закрепить правила вежливого обращения к гостям. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко» Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.

4  неделя     Прощание с «избой»

Цель: Обобщить знания детей об обычаях, традициях и укладе жизни наших предков.

Список литературы:

1. Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (средняя группа)

 1. Ботякова О.А «Солнечный круг. Детский народный календарь» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2004 г.

2. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции»

3. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

4. О. Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.

 5. Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Золушка»

Рабочая программа по кружковой работе

Средней группы №7 «Улыбашки»

на 2022-2023 учебный год

«Народная культура и традиции»

с использованием уголка «Русская изба»

Воспитатель:   Шнар С.В.

             

Когалым 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1.

1.1.Пояснительная записка…………………............................................................ 3

1.2.Учебный план……………………………………………………………………6

1.3.Содержание программы………………………………… .……………………..8

        1.4.Планируемые (ожидаемые) результаты……………………………………… 17

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы……… ……………17

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы

2.1.Календарный учебный график………………………………………………... 19

2.2.Условия реализации программы……………………………………………… 19

2.3.Методические материалы……………………………………………………... 20

2.4. Список литературы……………………………………………………………. 21

Раздел 1

1.1.        Пояснительная записка

 «У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура».

Д. С. Лихачёв.

Приобщение детей к истокам русской народной культуре, остается  весьма актуальной. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Дошкольный возраст отличается большой восприимчивостью, поэтому для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка  «Народная культура и традиции». В данной программе представлено содержание патриотического воспитания, обучения и развития детей с пяти до шести лет.

Кружковая работа кружка «Народная культура и традиции» с использованием уголка «Русская изба» направлена на приобщение детей к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев; направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды (уголка Русской избы), позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Программу к кружку я дополнила различным методическим материалом, других пособий, конспектов занятий: Косарева В. Н. «Народная культура и традиции»;  Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (старшая  группа); Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивого интереса к истории и культуре нашего народа, формирование представлений о предметах обихода, народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов, уважительное отношение к историческому наследию, разовьются творческие способности детей. Занятия строятся на основе хорошо знакомых детям с раннего возраста сказках, учим новые потешки, заклички, отгадываем загадки. Занятия посещают персонажи этих фольклорных произведений. Дети здесь знакомятся с предметами быта, их названиями и основными частями, с их назначением и со способами действия с ними.

Актуальность

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры – одна из актуальных проблем, которая должна быть не безразлична всем тем, кто имеет отношение к детям.

Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно. Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в дошкольном возрасте. Cистема знаний, представленных в программе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа.

 В программе предусматривается знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий.

Отличительными особенностями программы являются последовательное и легкоусвояемое построение учебного плана.

Программа адресована детям  от 5 до 6 лет.

Количество обучающихся от 10 до 14 человек.

Уровень программы базовый, объем 36   часов,  срок реализации 1 год.

Форма обучения очная.

Реализация  образовательной программы – традиционная.

Организационные формы обучения групповые. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25- 30 минут.

Направления работы:

• ознакомление с бытом и трудом, обрядами, обычаями  русского народа;

• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;

• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;

• ознакомление детей с народным искусством;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Цель и задачи программы
Цель:   сформирование  интереса  к познанию истории и культуры наших предков у детей старшей  группы;  сформирование  понятия о русском народном творчестве.

Задачи: 

Обучающие:

•        познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа,  с устройством русской избы;  с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

•        пробудить интерес к русской народной культуре;

•        дать представления о разнообразных древних ремеслах;

• познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

•        познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.

•        познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

•        формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Воспитывающие:

•        сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;

•        воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;

•        Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

•  Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя, не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них: воспитывать любовь  к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года.

•        Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Развивающие:

•        развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;

•        развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;

•        способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии;

•        развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;

•        развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.

Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

В основе программы лежат следующие принципы:

• Принцип индивидуального подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

• Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.

• Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

• Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

• Принцип  наглядности, просматривается  при проведении наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.

• Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

  1. Учебный план

Начало учебного года

Конец  учебного

года

Продолжительность учебного года

всего

01.09.2022

31.05.2023

37 недель

I полугодие

II полугодие

17 недель

20 недель

        

Учебный (тематический) план

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Вводное занятие

1

Вводное занятие

2

Беседа «Обычаи и традиции русского народа»

Раздел 2.  Домашняя жизнь и нравы  русского народа (быт)

Изготовить макет «Русская изба»

3

  «Теремок»

4

«Русь деревянная»  

5

«Матушка печка, укрась своих детушек»

6

«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»

Раздел 3.  Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок

Праздник «Осенняя ярмарка»

7

«Октябрь пахнет капустой.  «Капустные вечеринки»

8

«Как рубашка в поле выросла»

9

Зеленей, стебелек, наливайся, колосок.

Раздел 4.  Русские традиции

10

Именины

11

«Красному гостю - красный угол»

12

«Семья вместе -  душа на месте»  

13

«Традиционная национальная кухня»

Раздел 5.  Календарные народные праздники

Проведение развлечения «Раз, в Крещенский вечерок…».

14

«Покров».

15

«Рождество»

16

«Пришла Коляда, отворяй ворота…»

17

   «Светлая пасха»

18

«Госпожа честная Масленица  

19

Новый год

Раздел  6. Русское народное творчество

«Посиделки».

Фольклорное развлечение

20

«Чудо – чудное, диво – дивное».

21

«В морозный денек – да за сказочку»

22

«Небылица в лицах, небывальщина»

23

«Где песня поется, там весело живется»

24

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!»

25

Народные приметы на зиму и на лето

Раздел  7. История и особенности русского народного костюма

26

«Путешествие в прошлое одежды»

27

«Зима не лето в шубу одета»

28

«Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Раздел  8. Значение природы в жизни человека

Фотоальбом «Природа  в жизни ребят»

29

«Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает»        

30

«Весна - красна»

31

«То  березка, то рябина»

Раздел  9. Народные ремесла

Выставка  «Народная игрушка»

32

«Голубая Гжель»

33

  «Из прошлого  ложки»

34

«Гончарные мастеровые»  

35

Народная игрушка – кукла – самоделка.

Бабушкина кукла

Раздел 10.  Прощание с «избой»

Итоговое  мероприятие – игра «Знатоки старины»

36

Мероприятие – игра «Знатоки старины»

  1. Содержание Программы

Раздел 1.  Вводное занятие

№ п/п

Теория.

Практика.

  1.  Вводное занятие        

Открытие кружка «Народная культура и традиции».  Познакомить детей с особенностями работы кружка. Инструктаж по ТБ.

Вступительная беседа о том,  как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций. Игры на знакомство «Плетень»,  попевка «Гости».

  1.  Беседа «Обычаи и традиции русского народа»        

Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

Презентация «Путешествие в старину».

Рассматривание  Мини музея «Русской избы»  в группе

Раздел 2.  Домашняя жизнь и нравы  русского народа (быт)

  1.  «Теремок»

Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Расширять словарный запас: изба, сруб, помочь, рубить, конек, крыльцо. Воспитывать уважение  и восхищение мастерством человеческих рук.

Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Слушание русской народной песни. Проведение  Р.Н.И. «Заинька»

  1.  «Русь деревянная»  

Развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Рассказ  «Русь деревянная»

 Беседа о труде мастеров деревянных дел. Рассматривание иллюстраций  «Деревянные храмы России», Деревянные узоры», «Волшебные шкатулки»

Предварительная  работа: Чтение русской народной сказки «Летучий корабль»,  Пословицы о труде. Словесная игра «Отгадайте , что за ширмой». Отгадывание загадок о деревянных предметах. Русская народная игра «Двенадцать палочек»

Речевое упражнение Деревянный – стол, табурет

Деревянная – изба,…

С.Р.И.  «Строим дом, заживем мы в нем»

Конструирование «Колодец»

  1. «Матушка печка, укрась своих детушек»        

Закрепить знания о русской печке, о кухонной утвари об овощах на русском столе. Расширять словарный запас.

 «Беседа о Русской печи», Беседа об овощах, Беседа «Заготовки впрок»

Рассказ педагога о домашней утвари.

Чтение р.н. сказки «За дурной головой  ногам работа». Чтение скороговорок.

 Рассматривание иллюстрации «Домашняя утварь» Презентация «Русская печь» , Прослушивание музыки «Барыня».

Д/игра: «Назови предметы домашней утвари»

Подвижная игра «Горяча картошка»,  «Пирог».

С.Р.И. «Сбор урожая»

6. «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»        

Рассказ воспитателя о прялке. Рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека.

Проведение русской народной игры «Прялица», «Дедушка Мазай»

Плетение поясков.

Раздел 3.  Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок

7.  «Октябрь пахнет капустой.  «Капустные вечеринки»»        

Познакомить с традицией молодежи,  устраивать капустные вечеринки. Беседа о  характерных  для октября явлениях природы, народных обычаях. Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

Беседа о капустных вечеринках. Рассказывание р.н. сказки

«Никита Кожемяка»

Аппликация «Овощи»

Р.н. хоровод «Вейся

капуста»

С.Р.И.  «К бабушке в деревню. Квасим капусту»

8.  «Как рубашка в поле выросла»        

Рассказать детям о труде крестьян; дать представление о русском народном национальном костюме.

чтение рассказов К. Ушинского «как рубашка в поле выросла» и «Как Мите сшили сюртук», беседы по их содержанию.

Р.Н. сказка  «Хаврошечка».

Слушание  русских народных песен: «Вот те гребень»,

«Уж я сеяла, я сеяла ленок», хоровода «посев льна».

Р.Н.И.  «Прялица».

Рисование и украшение трафаретов русского костюма.

9.  Зеленей, стебелек, наливайся, колосок.                                Праздник «Осенняя ярмарка»

Дать понятие о том, что хлеб – главный продукт питании на Руси, настоящее богатство земли русской. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне.  Формировать  уважительное отношение к хлеборобам,  бережное отношение к хлебу. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы». Рассматривание картин:  А. Венецианова «На пашне». И. Шишкин «Рожь», А. Саврасов «Рожь».  Знакомство с пословицами  «Хлеб всему голова», «У кого хлебушко - у того и счастье».

Беседа о хлебе; «Без хлеба сыт не будешь»

Театрализация «Колосок».

П.и. «Каравай»

        Раздел 4.  Русские традиции        

10.  Именины

Знакомство с историей и традициями праздника «Именины»; раскрыть значение имени для человека; познакомить с историей наречения имени в России; познакомить с традициями празднования именин нашими предками.

Видео  «Подарок на именины». «Тайна имени».

Игра с мячом «Почему ребенка так назвали»,  «Назови полное имя».

Лепка из пластилина «Сладости  для праздничного стола»

С.Р.И. «В гости, на именины»

11.  «Красному гостю - красный угол»        

Уточнить представления о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах.

Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре.

Воспитывать стремление быть гостеприимными, доброжелательными, благодарными.

Познакомить с пословицами о гостеприимстве.

Беседа «Гость на пороге»

Беседа «Чаепитие на Руси» Чтение р.н. сказки «Конь, скатерть и рожок».

«Лиса и Журавль» провести беседу по их содержанию. Литературная викторина «Отгадай загадку»

Беседа об обычаях и приметах связанных с гостеприимством.

Предварительная  работа: Правила поведения за столом.

Хороводная игра «Зайчик»

С.Р.И. «К нам гости пришли.  Встреча у самовара»

Подвижная игра «Каравай»

12.  «Семья вместе -  душа на месте»  

Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье: о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девочек - свои обязанности. Объяснить выражение «Семейный очаг». Дать понять детям, что семья – это любовь, забота, согласие. Вызывать желание говорить о своей семье добрые слова, называть положительные качества членов семьи. Воспитывать желание помогать близким, делать что-либо полезное.

Беседа «Дружная семейка» (рассматривание  иллюстрации). Беседа «Птица рада весне, а младенец матери»

Объяснение пословиц «Семья вместе, душа на месте» Составление рассказов на тему «Мой семейный очаг» Слушание р.н. песни «Было у Матушки двенадцать сыновей» Предварительная  работа: Беседа «Мое имя»,  «Опиши сестренку, братишку и т.д.»

Рисование на тему «Моя семья»

П/и «Как у деда Трифона»

С.Р.И. «Семья»

13.  «Традиционная национальная кухня»        

Познакомить ребят   с традициями и особенностями русской кухни. Презентация «Традиционные  русские блюда» Пословицы и поговорки.

Д.И. «Варим борщ», «Компот».

Изготовление баранок из соленого теста.

Раздел 5.  Календарные народные праздники

14.  «Покров».         

Беседа о  характерных  для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках «Покров».

Разучивание русской народной песни: «Поехал наш батюшка на базар», слушание русской народной песни «Ай, тари, тари».

 Р.Н.И.  «Найди платок», «Пугало», «Веселая ярмарка».

15.  Новый год        

Продолжать формировать представления детей о традициях Нового года. Разучивание заклички «Мороз, Мороз не морозь мой нос.

«Сундучок Деда Мороза»

Изготовление гирлянды из  бумажных колечек,  для украшения группы.

16.  «Рождество»

Познакомить с праздником Рождества, традициями, связанными с  праздником.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков. Рассказ педагога о празднике Рождестве Христовом.

Чтение стихотворения И. Рутенина «Рождество» Рассматривание иллюстраций о Рождестве Слушание песни Рождество Христово.

Слушание аудиозаписи колокольного звона.

Изготовление рождественских подарков, для своих друзей.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем Рождество»

17.  «Пришла Коляда, отворяй ворота…»           «Светлая пасха»        

Знакомить  с праздниками  народного календаря Святки, Коляда. Познакомить с традициями, связанными с зимними праздниками.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков.

Рассказ о Святках. Разучивание колядок «Сею-вею посеваю»

П/и «Шла коза по лесу» П/и «Золото»

Хоровод «Как на тоненький ледок»

18.  «Госпожа честная Масленица  

Рассказать о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником. Познакомить с картинами В. Сурикова «Взятие снежного городка» Б.Кустодиеваа  «Масленица». Беседа о Масленице. Чтение р.н. сказки «Как мужик гусей делил» Беседа по содержанию. Разучивание потешки «Ох блины мои блины» Разучивание песни «Пришла к нам Масленица»

С.Р.И.  «Встречаем праздник Масленицу» П/и «В снежки» П/и «Блинчики»

Изготовление  «Чучело»

19.  «Светлая пасха»

Рассказать о празднике Светлой Пасхе, пасхальных традициях.

Беседа о традициях празднования Пасхи.

Познакомить с народными приметами на день Пасхи. Рассматривание видеозаписей, фото Храмов России. Разучивание закличек.  Слушание  р.н. песни «Во поле орешина»

Роспись пасхальных яиц.

П.и. «Кто быстрее возьмет яйцо», «Жмурки»

Раздел  6. Русское народное творчество

20.  «Чудо – чудное, диво – дивное».

Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

Р.Н.И.  «Горшки». Загадки, пословицы и поговорки русские.

21.  «В морозный денек – да за сказочку»        

Познакомить со сказкой (бытовой, волшебной о животных), как жанром устного народного творчества. Беседа «Русские народные сказки»

Беседа по теме «Сказка ложь, да в ней намек

Д/и «Любимые сказки»

Сложи иллюстрацию.

Угадай название сказки. Выставка книг. «Сказки народов мира».

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

П/и «Гори, гори ясно» Предложить для чтения дома русские народные сказки.

22.  «Небылица в лицах, небывальщина»        

Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами,

Вера Васильевна Малова: «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» 15

дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).

Разыгрывание по ролям р.н. небылиц «Что я видел»

Русская народная игра по выбору воспитанников.

23.  «Где песня поется, там весело живется»        

Предварительная работа: Чтение р.н. сказки «Пастушья дудочка»

Познакомить с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, формировать умение передавать характер песен при исполнении. Познакомить с репродукциями картин К.Лебедева «Пляска», «Гармонист». Рассказ о любви русского народа к песне.

Беседа «Хороводная песня»

Беседа «Плясовая песня»

Хороводная подвижная игра «А мы просо сеяли»

Расписать трафареты народных инструментов.

Хоровод «Как на тоненький ледок».

24 «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!»        

Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и её разновидностях, приговорок. Знакомство детей с новыми колыбельными песнями. Встреча с  Котом Баюном.  Рассматривание иллюстраций  «Мама у колыбельной»

Слушание и заучивание Колыбельной «Зеленая карета»,  «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!»

25 Народные приметы на зиму и на лето

Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.

Раздел  7. История и особенности русского народного костюма

26  «Путешествие в прошлое одежды»         

Знакомить с изменениями  и преобразованием одежды человека. Обогащать и активизировать  речь детей. Рассказать о процессе изготовления шерстяной и льняной ткани в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Хаврошечка». Презентация «Одежда наших предков».

Раскраски «Русский национальный костюм»

27 «Зима не лето в шубу одета»        

Предварительная работа: Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» Беседа по содержанию.

Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе, делать выводы.

Рассказать о старинной зимней одежде.

Беседа: «Что бы было?»

Беседа: «Старинная зимняя одежда» Рассматривание фото, иллюстраций «Зима в деревне»

Речевое упражнение «Зимние вопросы»

П.И.  «Морозко»

Слушание р.н. песен о зиме.

Игра-хоровод «Подушечка»

28 «Эх, лапти мои, лапти липовые…»        

Ознакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки.

Частушки о лаптях.

Игра «Лапти».

Плетение лаптей из ленточек.

Раздел  8. Значение природы в жизни человека

29 «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает»        

Показать красоту и величие русской зимы; формировать знания детей о признаках зимы и ее особенностях. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы.  Воспитывать любовь к родной природе, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа. Продолжать знакомить с произведениями пейзажной живописи И.Леви- тан «Деревня зимой», И.Бродская «Лес зимой в снегу», И.Грабарь «Зимний пейзаж», А.Саврасов «Зимний пейзаж», В.Токарев «Зимушка зима», Н.Ульянов «Снегири». Предварительная работа: Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Просмотр фильма по мотивам «Двенадцать месяцев» Наблюдения на прогулке.

Разучивание  русской  народной   песни «Как  на    тоненький  ледок»  в  обр. Рубца.

Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

Загадывание загадок о природных явлениях.

«Морозные узоры» Вырезание ажурных снежинок для украшения группы.

П.И.  «Мороз-Красный нос»

30 «Весна - красна»                 

Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи (картина И.Левитана «Весна. Большая вода»,  «Весна в деревне» Чтение скороговорок. Рассматривание дерева – вербу. (почки). 

Предварительная работа: Загадывание загадок о весне

Беседа о весне. Чтение р.н. сказки «Волшебная дудочка» (беседа по содержанию)

Д/и «Назови весенние слова»

Хоровод «Травушка - муравушка»

Разучивание р.н. п/и «Верба- хлест»

 Весенние работы на огороде.

П.И. «Стадо»

31 «То  березка, то рябина»

Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Беседа «Русская береза - символ России»

Загадки про березу. Рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща»

Украсить узорами берестяную полоску.

Хоровод «Во поле березка стояла»

Раздел  9. Народные ремесла

32 «Голубая Гжель»         

Познакомить с гжельским промыслом.

Беседа об изделиях гжельского промысла Рассматривание предметов р.н. декоративного искусства.

Речевая игра « Узнай и назови»

С.Р.И.  «Мастера по изготовлению гжельской посуды» Рисование «Укрась посуду гжельской росписью»

Р.Н.И. «Горшки», «Краски»

33 «Из прошлого  ложки»        

Приобщать детей к истокам народной культуры. Знакомить с кухонной утварью, (деревянными ложками),  ее возникновением и использованием.  Развивать  интерес к ремеслам наших предков.

Роспись деревянной ложки.

Игра на ложках.

34 «Гончарные мастеровые»  

Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе.

Д.И. «Что как называется?». Лепка из глины  «Горшочек для каши».

35  Народная игрушка – кукла – самоделка. Бабушкина кукла        

Рассказ об игрушках-самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили. Знакомить с процессом изготовления куклы – самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная, стригунок. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить  игрушку самостоятельно.

Изготовление куклы  из лоскутков.

Выставка.

        Раздел 10.  Прощание с «избой»        

36  Итоговое мероприятие – игра  «Знатоки старины»

Обобщить знания детей об обычаях, традициях и укладе жизни наших предков.

Итоговое мероприятие – игра  «Знатоки старины»

Перспективный план работы с родителями

Раздел 1

Мини - Музей «Русская изба»

Вводное занятие.

Экскурсия в мини музей

«Русская изба» в группе.

Раздел 2

Домашняя жизнь и нравы  русского народа (быт)

Изготовить макет «Русская изба»

Раздел 3

Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок

Праздник «Осенняя ярмарка».   Принести поделки из фруктов, овощей и природного материала.

Обмен рецептами «Самый вкусный пирог»

Раздел 4

Русские традиции        

Консультация «Народные традиции, их роль в семейном воспитании».

Раздел 5

Календарные народные праздники

Консультация «Проведение русских национальных праздников, развлечений, досугов – одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к русской национальной культуре»

Раздел 6

Русское народное творчество

Консультация «Колыбельная песня в жизни ребенка»

Раздел 7

История и особенности русского народного костюма

«Самый лучший русский национальный костюм» Конкурс рисунков.

Раздел 8

Значение природы в жизни человека

Консультация «Весенние народные приметы. Фотовыставка  детей на природе

Раздел 9

Народные ремесла

Выставка  «Народная игрушка»

Раздел 10

Прощание с «избой»        

Предложить  родителям посетить городской музей.

  1. Планируемые (ожидаемые) результаты

У детей появится интерес к истории и культуре своей Родины.

 Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

Дети будут знать,  и исполнять русский фольклор: потешки, прибаутки, попевки, заклички, частушки, считалки.

Дети смогут выразительно передавать образ в русской народной игре, в инсценировке песен, потешек, небылиц, закличек.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.  Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

  1. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития способностей.

 

Критерии оценки

Ф. И. ребенка

Имеет представление о русской народной игрушке, игрушке из глины, тряпичной кукле.

Имеет представление о русских народных песенках, потешках, колыбельных

Имеет представление о предметах народного быта.

Имеет представление о характерных особенностях русского костюма и о старинной русской обуви - лапти

Имеют представление о традиционной кухне русского народа.

Имеет представление о народных праздниках

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы

2.1. Календарный учебный план

Учебный период

Количество

учебных недель

Продолжительность

каникул

Мониторинг

01.09.2022 –

31.05.2023

36 недель

30.12.22 – 09.01.23

2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации Программы

Групповая комната, соответствующая действующим Санитарным правилам.

Средства, необходимые для обучения.  Технические средства: телевизор, наглядные пособия, мультфильмы.

Основная часть занятий проходит в музее   группы «Русская изба», где можно увидеть предметы, наиболее часто упоминаемые в русских сказках: печь,  горшки, лапти, сундук, чугун, кувшины, прялка, рушники, льняные полотенца, деревянная балалайка, керосиновая лампа, половик вязанный крючком, деревянные ложки, лапти детские и для взрослых, вышитые скатерти,  самодельные куклы, самовар, деревенская печь, ухват, набор посуды хохломской росписи, набор керамической посуды, набор глиняной посуды, деревянные столы, полки деревянные, стиральная доска и др. Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек. В обстановке убранства русской избы дети знакомятся с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.). Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем.  Для организации НОД и самостоятельной деятельности детей в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях, кукольный и пальчиковый театр. 

Материалы для ознакомления с историей, культурой, бытом родного края, России и народов мира; карты, энциклопедии, познавательная литература; книги о жизни людей

в древности, сказки и былины, тематический материал; дидактические игры.

Кадровые условия

Организация реализации программы осуществляется педагогом с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и квалификации.

Время и сроки реализации Программы

Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня, в ходе кружковой деятельности «Народная культура и традиции».

 Программа рассчитана на 9 месяцев (сентябрь - май) по 1 занятию в неделю, длительность 25-30 минут (старшая группа)

Численность детей в кружке – 14 человек. Возраст детей 5- 6 лет.

Место проведения: Групповая комната № 7 с использованием уголка «Русская изба»

2.3.Методические материалы 

Общая методика работы в соответствии с направленностью содержания и

индивидуальными особенностями.

Для реализации программы используются следующие методы и приемы: 

Методы:

• словесный: беседы; объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок…);  чтение художественной литературы; заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок; праздники, развлечения; консультации.

• наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных

пособий и т.п.;  организация фотовыставок;

• практический: создание развивающей предметно – пространственной среды в  группе; создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий;

• игровой: сюжетно - ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое; дидактические, настольно-печатные игры; участие детей в различных народных и детских праздниках.

Формы:

 • Беседы;

 • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

 • Выставки в уголке «Русская изба» предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

 • Дидактические игры;

 • Работа с различными художественными материалами;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

 • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

 • Использование народных игр, в том числе хороводов.

2.4.  Литература

1. Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (средняя группа)

 1. Ботякова О.А «Солнечный круг. Детский народный календарь» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2004 г.

2. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции»

3. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

4. О. Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.

 5. Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г.