Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в общеобразовательной организации

На этой странице представлены дополнительные программы узкой направленности и рабочие программы.

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный краевед"
Рабочая программа старшей группы 2023-2024
Рабочая программа подготовительной группы 2024-2025 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

         Основной целью кружковой работы  «Юный краевед» формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Югорского края.

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Тюменской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Югорского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

  1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
  2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Югорского края.

         При отборе содержания кружка учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Юный краевед» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Югре.
  2. Человек Югры имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  3. История Югорского края - часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Югры включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Югорского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на югорской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Югры и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Югры; воспитания у учащихся уважения к истории Югорского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы кружка использовался принцип спиралевидности.

Структура кружковой работы «Юный краевед»

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

3 раздел «Город, в котором я живу».

4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью;

прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать

посильную помощь.

Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи: Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой

Родины, символике родного края.

Расширять представления о природных богатствах тамбовской земли, растительном и животном мире; полезных

ископаемых.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

Формировать представление об исторических корнях города.

Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

Формировать представление об основных профессиях жителей города.

Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Ожидаемый результат реализации программы

         Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
  • активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними;
  • делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Этапы внедрения программы

  1. Сбор информации.
  2. Разработка и внедрение программы.
  3. Разработка и реализация плана программы.
  4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  5. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
  6. Регулирование выполнения программы.
  7. Текущий мониторинг выполнения программы.
  8. Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

         Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

         Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Когалыма, символика). Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д. «Наш город» и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество; Экскурсии в музей г. Когалыма;

Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др. Оформление групповых комнат.

Благоустройство ДОУ.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с

художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. ).


Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации Программы. 
Материалы и пособия:

  • столы, стулья
  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • художественная литература;
  • карты, атласы;
  • альбомы «Символика города, края, страны», «Ханты и манси», «Когалым», «Улицы нашего города», «Орнаменты»;
  • цветная бумага, картон, пластилин, краски, карандаши;
  • бисер, кожа, мех, ткань;

Методические материалы (Федеральный закон №273-ФЗ, ст. 2, ч.2, п.9).

Методы и приемы работы, используемые в данном направлении:
Традиционные методы:

Словесные:

Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей (дети обсуждают результаты продуктивной деятельности; делятся впечатлениями от экскурсии в музей, в библиотеку; составляют небольшие рассказы о достопримечательностях города, и т. д.)  Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно – речевых умений детей.

Беседы («Достопримечательности Когалыма», «Изделия прикладного искусства» и др). Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Практические

(продуктивная деятельность детей)

Игровые
(дидактические, подвижные игры, игры-забавы, театрализованные игры)

Наглядные методы

(показ иллюстраций)

Инновационные методы:
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Применение компьютерных и мультимедийных средств обучения стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства, очень увлекательны и интересны детям.

Список литературы.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014г.
  2. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3.  Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
  4.  Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
  5.  Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. -М; АРКТИ,2003
  6. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
  7. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
  8. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
  9.  Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
  10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10.
  11. М. Маханева «Театрализованные занятия в д/с»
  12. О.Князева, М.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  13. Лисенко О. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2009. - № 3 – С. 60 – 64.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: