Волонтерское движение "Лучики добра"

Реализация технологии эффективной социализации "Дети - волонтеры" - проект "Лучики добра".

"Мы лучикик веселые,
Озорные, клевые,
Мы будем вам всегда светить
Чтобы ярче было жить!"

У нас возникло много вопросов:

- Как воспитать у  дошкольника духовно - нравственные качества?

- Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?

- Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Ответить на эти вопросы помогает технология "Дети - волонтеры".

Волонтерское движение показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выбое способов проявления своих интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Лучики добра»

 

Наш девиз:

                           "Мы лучики веселые.
озорные, клевые.
Мы будем вам всегда светить
чтобы ярче было жить!»

Методический паспорт проекта

 

Руководители  проекта:  воспитатели Емельянова Оксана Михайловна, Унрау Анастасия Андреевна

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: 1 год 

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

 

Проблема: Отсутствие опыта у детей дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности имногообразии.

 Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты внауке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такойдеятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у нихдуховно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступаютинициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении иближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти удетей самоуважение к себе.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальнымблагополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний,

наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать иразделять огорчения и радости другого.

 

Актуальность: Всё чаще в обществе наблюдаются проявления равнодушия, агрессивности не только между людьми разных возрастов, но в том числе и у дошкольников. Актуален проект тем, что он оригинален.

В целевых ориентирах ФГОС ДО, в качестве возможных достиженийдошкольника отмечены:

- проявлять симпатию по отношению к другим людям, готовностьприйти на помощь тем, кто в этом нуждается;

- проявлять уважение к старшим и заботу о младших

  

Новизна  проекта : Организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

 

Цель: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно- нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

создать в ДОУ волонтерское движение, объединив активных, творческих

педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста для участия в добровольных,

социально важных акциях и мероприятиях.

Задачи

для дошкольников:

  • формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность; воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способную к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать нравственные качества (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельность, ответственность, умение взаимодействовать в разновозрастном коллективе;
  • формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа, способствовать повышению значения семейных ценностей;
  • пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи проведения акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
  • создать условия для ситуации развития, способствующей передачи опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим;
  • поощрять проявление инициативы при выборе рода занятий и участников по совместной деятельности;
  • расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста;

для педагогов:

  • составить план мероприятий и реализовать его в течение 2023– 2025 учебных годах;
  • разработать и провести цикл практических встреч с педагогами, направленный на повышениепедагогической компетенции в вопросах организации волонтёрского движения в ДОУ;
  • сформировать инициативную группу, участвующую в данном движении;
  • внедрять в организацию волонтерского движения формы и методы работы, способствующиеобъединению усилий педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия,трудолюбия, доброты, толерантности;
  • создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования,достижения целевых ориентиров;

для социальных партнеров:

  • инициировать проявление интереса к содержанию волонтерского движения в ДОУ, создатьвозможность приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал иуверенность в себе;
  • мотивировать ответственно относится к волонтерскому движению;
  • вооружить практическими навыками участия в волонтерских акциях;
  • сформировать инициативную группу, участвующую в данном движении.

Ожидаемые результаты реализации проекта:Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей исотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социальнозначимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющихэту деятельность добровольцев.

Этапы реализации проекта:

Первый этап (подготовительный)

  • Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор методической литературы

Второй этап (основной)

  • Поиск ответов на поставленные вопросы.
  • Реализация плана мероприятий проекта в соответствии с указанными сроками.
  • Достижение результатов.

Третий этап (заключительный)

  • Анализ и обобщение результатов работы.

  

План реализации проекта с указанием сроков и результатов.

мероприятия

результат

Акция «Мы вместе – мы едины» приуроченная ко Дню народного единства

Участие в «Чистых играх» совместно с родителями

Грамота за участие

Поздравление работников медицинского учреждения с профессиональным праздником.

Вручение подарков, изготовленных волонтерами

День России

День памяти и скорби

Поздравление с международным днем пожилых людей

Вручение открыток пожилым людям города

Возложение цветов к Вечному огню

Всероссийская патриотическая акция «Окно Победы»

Публикация в социальных сетях, грамоты за участие

«Вальс Победы» приуроченный к 9 мая

Онлайн-концерт, публикация в соц.сетях

Всероссийская акция «Чистый берег» совместно с родителями

Публикация в СМИ, грамота за участие

Всероссийская акция «Покорми птиц зимой»

Всероссийская акция Зажги синим» приуроченная к всемирном дню распространения информации об аутизме

День воссоединения Крыма с Россией

Изготовление и передача открыток жителям Крыма

Поздравление работников дошкольного учреждения с Международным Женским Днем

Международный день инвалидов

Приобретение и передача сертификатов в специализированный центр «Радуга надежды»

Акция «Посылка солдату» «Письмо солдату»

Благодарственные письма

День вежливых людей

Поздравление с Днем дошкольного работника

Акция «Книги Донбассу»

Общероссийская акция «Дарите книги с любовью»

Сертификаты участника

Серия мероприятий «Читаем детям о войне»

Публикация в СМИ

Серия мероприятий
«Посылка солдату»
Изготовление окопных свечей, сбор гуманитарной помощи российским военнослужащим, изготовление открыток, акция «Весточка солдату»

Благодарственное письмо от директора «ЮТЭК-Когалым», публикация в СМИ

 

Предполагаемые результаты:

Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально - значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющихэту деятельность добровольцев.

 

         Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Результаты работы руководителей волонтерского движения «Лучики Добра»:

  • благодарственные письма от социальных партнеров города
  •  диплом участника муниципального конкурса среди добровольцев города Когалым «Несу добро» в номинации «Юное волонтерское объединение»
  • дипломы руководителям волонтерского движения от директора АНО ЦРД «Навигатор добра» города Когалым


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение

города Когалыма «Золушка»

Реализация инновационной технологии

«Дети - волонтеры»

в старшей группе «Пчелки»

Воспитатели: Емельянова О.М.
УнрауА.А.

г. Когалым 2024 год

Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации

Педагогическая технология «Дети-волонтеры» - одна из новых технологий социализации ребёнка-дошкольника, позволяющих эффективно сформировать и развить у него самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и в жизни в современном обществе.

Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Наша группа «Дружная семейка» реализует технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.  

Слайд 3 (фото) Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, были обозначены цель и определены задачи работы волонтерского движения «Добрые сердца»

Слайд 4

Цель: Создать условия для развития волонтерского движения формирующего позитивные установки воспитанников и родителей на добровольческую деятельность.

Задачи:

1.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

2.Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.

3.Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.

4.Создавать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.

5.Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.

6.Создавать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.

7.Создать план мероприятий и реализовывать его.

Слайд 5

Работа проводиться по следующим блокам

- Работа с детьми (волонтерское движение)

- Работа с педагогами

- Работа с семьей

Слайд 6

В процессе работы мы придерживаемся таких принципов:

•        Принцип самостоятельности;

  • Принцип добровольности;
  • Принцип создания ситуации успеха;

•        Принцип творчества

•        Принцип сотрудничества и социального партнерства;

Слайд 7

Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:

I этап - Социально-психологическая подготовка волонтёров

II этап -Формирование волонтёрского движения.

III этап – Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий

Обучение волонтеров, развитие коммуникативных навыков, освоение новых волонтерских умений является важным моментом технологии волонтерства. Поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров.

В доступной для детей форме раскрыть понятие "волонтер". Дать детям представление о волонтерской деятельности в детском саду и в городе через беседы, чтение художественной литературы; решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, просмотр мультфильмов. Мотивировали детей на волонтерскую деятельность, организацию команды.

II этап. Формирование волонтёрского движения.

Слайд 8  (Фото)

Из ребят, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась команда.

Мы продумали атрибутику и организацию деятельности волонтерского отряда. Выделили уголок, сшили красные галстуки и синие пилотки с эмблемой.  Придумали название команды, свой девиз. Состоялось торжественное мероприятие принятие в ряды волонтерского движения.  Воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась активная группа, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами.

Слайд 9  (Фото)

С целью привлечения к совместной деятельности был проведен опрос родителей группы.   Шестеро родителей вошли в команду вместе с детьми. Остальные согласились оказывать помощь в добровольческом движении

Слайд 10

Совместно с детьми разработали правила волонтера.

1.Волонтер тот, кто хочет и может помочь.

2. Мы рядом с теми, кто в нас нуждается!

3. Будь примером для подражания!

4. Быть волонтером, значит быть полезным!

5. Умеешь сам – научи другого.

6. Уважай мнение других.

7.Добро начинается с нас!

Эти правила мы разбираем обсуждаем в рефлексивном круге.

III этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.

На   третьем этапе происходит разработка, подготовка и проведение. Практическая работа. На этом этапе реализовывались конкретные дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение акций.

Слайд 11«Научи тому, что умеешь сам»

 

В понимании детей «Дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Самые близкие нам - это малыши групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников.

В рамках волонтерского движения 1раз в неделю дети – волонтеры приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело (играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, подвижные, проводят утреннюю зарядку, помогают собраться на прогулку, провожают с прогулки до группы, расправляют кровати, проводят целевые прогулки по детскому саду и.т. д). По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Так волонтеры выступают в качестве наставника малышей.

Во время проведения прививок «Дети - волонтеры» подбадривают малышей и сопровождают их вместе с взрослыми.  Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости». Передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Слайды12 -13   фото Волонтеры друзья малышей

Слайды 14-15-16

«Трудовой десант» -

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность, желание помочь малышам.

Зимой волонтеры чистят снег на участке малышей, до их выхода на прогулку.

В летнее время приносят песок в песочницы, учат малышей строить и лепить из песка.

Все это способствовало формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка, уверенность в себе. Они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Это постепенно входит в практику педагогической работы.

Слайды 17-18

«Мы в ответе за природу»

Волонтеры «Добрые сердца» периодически организовывают уборку участка. В ходе работы дети получают массу положительных эмоций и впечатлений.

Такая работа развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Учит детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными.

Слайд 20.

Проводим пропаганду здорового образа жизни во время «Недели здоровья», утренних зарядок «На зарядку становись!» (как в зале, так и на свежем воздухе), выпуск бюллетеней «Мы за здоровый образ жизни». Воспитываем желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни)

  С детьми волонтёрами - «Добрые сердца» мы принимаем участие во всех акциях как внутри сада, так и в городских. Надежными помощниками являются наши родители.

Слайд 21

Участие в социальных акциях: «Дети дороже цветов», «Ангелы среди нас», способствовало развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, больного; бескорыстно помочь нуждающимся.

Слайд22

Акция «День добра и уважения»

В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения прошла акция «День добра и уважения». С детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли на улицу с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, любознательность.

Слайд 23-24

«Дарите людям доброту» 

К Международному дню инвалидов – волонтеры с родителями собрали и отправили в посылку в Урайский специализированный Дом ребенка. Такие мероприятия способствуют формированию  потребности в совершении добрых поступков,  в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу.

Слайд 25-26

«Спешите делать добро»

В рамках празднования «Дня Матери» дети волонтёры приготовили подарки для всех мам и сотрудников детского сада. Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца.

Слайд 27.

Акция «Новогодний подарок от волонтеров»

 способствовала формирование и развитию творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям. Разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.

Слайд 28-29

В рамках акции Акция «Покорми птиц зимой»

Воспитанники вместе с родителями изготовили кормушки из разных материалов и вывесили их на участке детского сада. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада. Всю зиму дети заботятся о птицах, ежедневно чистят от снега кормушки, пополняют их кормом.  Вовремя сильных морозов на помощь приходят родители-волонтеры. Эта прекрасная возможность проявить сочувствие, заботу.

Слайд 30

«Белочка в гостях у ребят»        

Этой зимой на участке детского сада поселилась белочка, о которой ребята тепло и нежно заботятся: в саду сушат хлеб, из дома приносят орешки. Приглашают малышей понаблюдать за гостей.

Слайд 31-32

Благотворительная акция «Новогодний подарок маленькому другу» способствовала формированию заинтересованного, бережного отношения к бездомным животным, пользе человека и развития в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим») Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Слайд 33-34

«Крещенская вода» «В праздник крещения»

Волонтеры — это сильные люди, способные прийти на помощь.

Большинство детей не знает, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные старики, все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадание. Проявляя заботу и внимание, в праздник Крещения волонтеры вместе с детьми посетили одиноких стариков с пакетом продуктов и крещенской водой. Для волонтеров это было прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста. Милосердные дети растут только у милосердных родителей.

Слайд 35

Для отслеживания деятельности волонтера завели «Копилку добрых дел», в которой дети отмечают красным сердечком, проделанную работу. Ребята очень стараются, чтобы копилка была наполнена «добрыми делами». Это побуждает малоактивных детей быть инициативными, а застенчивых - более решительными.

Слайд 36. Стенд

В приемной размещен стенд, отражающий ежедневные дела волонтеров.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности - забота  о  младших, уважение к старшим, доброта, милосердие. Все это способствует успешной социализации ребенка.

Слайд 37

 Практика показала, «Волонтерское движение» способствовало развитию:

у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.

Волонтерами не рождаются ими становятся!

Слайд 38

 Разрешите закончить свое выступление  словами Ч. Айтматова

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь.

Добру человек у человека учится».