Волонтерское движение "Лучики добра"
Реализация технологии эффективной социализации "Дети - волонтеры" - проект "Лучики добра".
"Мы лучикик веселые,Озорные, клевые,
Мы будем вам всегда светить
Чтобы ярче было жить!"
У нас возникло много вопросов:
- Как воспитать у дошкольника духовно - нравственные качества?
- Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?
- Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Ответить на эти вопросы помогает технология "Дети - волонтеры".
Волонтерское движение показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выбое способов проявления своих интересов.
Скачать:

Предварительный просмотр:
Проект «Лучики добра»
Наш девиз:
"Мы лучики веселые.
озорные, клевые.
Мы будем вам всегда светить
чтобы ярче было жить!»
Методический паспорт проекта
Руководители проекта: воспитатели Емельянова Оксана Михайловна, Унрау Анастасия Андреевна
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: 1 год
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема: Отсутствие опыта у детей дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности имногообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты внауке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такойдеятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у нихдуховно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступаютинициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении иближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти удетей самоуважение к себе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальнымблагополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний,
наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать иразделять огорчения и радости другого.
Актуальность: Всё чаще в обществе наблюдаются проявления равнодушия, агрессивности не только между людьми разных возрастов, но в том числе и у дошкольников. Актуален проект тем, что он оригинален.
В целевых ориентирах ФГОС ДО, в качестве возможных достиженийдошкольника отмечены:
- проявлять симпатию по отношению к другим людям, готовностьприйти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- проявлять уважение к старшим и заботу о младших
Новизна проекта : Организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Цель: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно- нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
создать в ДОУ волонтерское движение, объединив активных, творческих
педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста для участия в добровольных,
социально важных акциях и мероприятиях.
Задачи
для дошкольников:
- формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность; воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способную к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать нравственные качества (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельность, ответственность, умение взаимодействовать в разновозрастном коллективе;
- формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа, способствовать повышению значения семейных ценностей;
- пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи проведения акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
- создать условия для ситуации развития, способствующей передачи опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим;
- поощрять проявление инициативы при выборе рода занятий и участников по совместной деятельности;
- расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста;
для педагогов:
- составить план мероприятий и реализовать его в течение 2023– 2025 учебных годах;
- разработать и провести цикл практических встреч с педагогами, направленный на повышениепедагогической компетенции в вопросах организации волонтёрского движения в ДОУ;
- сформировать инициативную группу, участвующую в данном движении;
- внедрять в организацию волонтерского движения формы и методы работы, способствующиеобъединению усилий педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия,трудолюбия, доброты, толерантности;
- создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования,достижения целевых ориентиров;
для социальных партнеров:
- инициировать проявление интереса к содержанию волонтерского движения в ДОУ, создатьвозможность приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал иуверенность в себе;
- мотивировать ответственно относится к волонтерскому движению;
- вооружить практическими навыками участия в волонтерских акциях;
- сформировать инициативную группу, участвующую в данном движении.
Ожидаемые результаты реализации проекта:Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей исотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социальнозначимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющихэту деятельность добровольцев.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
- Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.
- Создание развивающей среды.
- Подбор методической литературы
Второй этап (основной)
- Поиск ответов на поставленные вопросы.
- Реализация плана мероприятий проекта в соответствии с указанными сроками.
- Достижение результатов.
Третий этап (заключительный)
- Анализ и обобщение результатов работы.
План реализации проекта с указанием сроков и результатов.
мероприятия | результат |
Акция «Мы вместе – мы едины» приуроченная ко Дню народного единства | |
Участие в «Чистых играх» совместно с родителями | Грамота за участие |
Поздравление работников медицинского учреждения с профессиональным праздником. | Вручение подарков, изготовленных волонтерами |
День России | |
День памяти и скорби | |
Поздравление с международным днем пожилых людей | Вручение открыток пожилым людям города |
Возложение цветов к Вечному огню | |
Всероссийская патриотическая акция «Окно Победы» | Публикация в социальных сетях, грамоты за участие |
«Вальс Победы» приуроченный к 9 мая | Онлайн-концерт, публикация в соц.сетях |
Всероссийская акция «Чистый берег» совместно с родителями | Публикация в СМИ, грамота за участие |
Всероссийская акция «Покорми птиц зимой» | |
Всероссийская акция Зажги синим» приуроченная к всемирном дню распространения информации об аутизме | |
День воссоединения Крыма с Россией | Изготовление и передача открыток жителям Крыма |
Поздравление работников дошкольного учреждения с Международным Женским Днем | |
Международный день инвалидов | Приобретение и передача сертификатов в специализированный центр «Радуга надежды» |
Акция «Посылка солдату» «Письмо солдату» | Благодарственные письма |
День вежливых людей | |
Поздравление с Днем дошкольного работника | |
Акция «Книги Донбассу» | |
Общероссийская акция «Дарите книги с любовью» | Сертификаты участника |
Серия мероприятий «Читаем детям о войне» | Публикация в СМИ |
Серия мероприятий | Благодарственное письмо от директора «ЮТЭК-Когалым», публикация в СМИ |
Предполагаемые результаты:
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально - значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющихэту деятельность добровольцев.
Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Результаты работы руководителей волонтерского движения «Лучики Добра»:
- благодарственные письма от социальных партнеров города
- диплом участника муниципального конкурса среди добровольцев города Когалым «Несу добро» в номинации «Юное волонтерское объединение»
- дипломы руководителям волонтерского движения от директора АНО ЦРД «Навигатор добра» города Когалым
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Реализация инновационной технологии
«Дети - волонтеры»
в старшей группе «Пчелки»
Воспитатели: Емельянова О.М.
УнрауА.А.
г. Когалым 2024 год
Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации
Педагогическая технология «Дети-волонтеры» - одна из новых технологий социализации ребёнка-дошкольника, позволяющих эффективно сформировать и развить у него самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и в жизни в современном обществе.
Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Наша группа «Дружная семейка» реализует технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Слайд 3 (фото) Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, были обозначены цель и определены задачи работы волонтерского движения «Добрые сердца»
Слайд 4
Цель: Создать условия для развития волонтерского движения формирующего позитивные установки воспитанников и родителей на добровольческую деятельность.
Задачи:
1.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2.Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.
3.Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
4.Создавать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
5.Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
6.Создавать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.
7.Создать план мероприятий и реализовывать его.
Слайд 5
Работа проводиться по следующим блокам
- Работа с детьми (волонтерское движение)
- Работа с педагогами
- Работа с семьей
Слайд 6
В процессе работы мы придерживаемся таких принципов:
• Принцип самостоятельности;
- Принцип добровольности;
- Принцип создания ситуации успеха;
• Принцип творчества
• Принцип сотрудничества и социального партнерства;
Слайд 7
Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:
I этап - Социально-психологическая подготовка волонтёров
II этап -Формирование волонтёрского движения.
III этап – Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий
Обучение волонтеров, развитие коммуникативных навыков, освоение новых волонтерских умений является важным моментом технологии волонтерства. Поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров.
В доступной для детей форме раскрыть понятие "волонтер". Дать детям представление о волонтерской деятельности в детском саду и в городе через беседы, чтение художественной литературы; решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, просмотр мультфильмов. Мотивировали детей на волонтерскую деятельность, организацию команды.
II этап. Формирование волонтёрского движения.
Слайд 8 (Фото)
Из ребят, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась команда.
Мы продумали атрибутику и организацию деятельности волонтерского отряда. Выделили уголок, сшили красные галстуки и синие пилотки с эмблемой. Придумали название команды, свой девиз. Состоялось торжественное мероприятие принятие в ряды волонтерского движения. Воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась активная группа, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами.
Слайд 9 (Фото)
С целью привлечения к совместной деятельности был проведен опрос родителей группы. Шестеро родителей вошли в команду вместе с детьми. Остальные согласились оказывать помощь в добровольческом движении
Слайд 10
Совместно с детьми разработали правила волонтера.
1.Волонтер тот, кто хочет и может помочь.
2. Мы рядом с теми, кто в нас нуждается!
3. Будь примером для подражания!
4. Быть волонтером, значит быть полезным!
5. Умеешь сам – научи другого.
6. Уважай мнение других.
7.Добро начинается с нас!
Эти правила мы разбираем обсуждаем в рефлексивном круге.
III этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
На третьем этапе происходит разработка, подготовка и проведение. Практическая работа. На этом этапе реализовывались конкретные дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение акций.
Слайд 11«Научи тому, что умеешь сам»
В понимании детей «Дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Самые близкие нам - это малыши групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников.
В рамках волонтерского движения 1раз в неделю дети – волонтеры приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело (играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, подвижные, проводят утреннюю зарядку, помогают собраться на прогулку, провожают с прогулки до группы, расправляют кровати, проводят целевые прогулки по детскому саду и.т. д). По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Так волонтеры выступают в качестве наставника малышей.
Во время проведения прививок «Дети - волонтеры» подбадривают малышей и сопровождают их вместе с взрослыми. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости». Передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Слайды12 -13 фото Волонтеры друзья малышей
Слайды 14-15-16
«Трудовой десант» -
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность, желание помочь малышам.
Зимой волонтеры чистят снег на участке малышей, до их выхода на прогулку.
В летнее время приносят песок в песочницы, учат малышей строить и лепить из песка.
Все это способствовало формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка, уверенность в себе. Они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Это постепенно входит в практику педагогической работы.
Слайды 17-18
«Мы в ответе за природу»
Волонтеры «Добрые сердца» периодически организовывают уборку участка. В ходе работы дети получают массу положительных эмоций и впечатлений.
Такая работа развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Учит детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными.
Слайд 20.
Проводим пропаганду здорового образа жизни во время «Недели здоровья», утренних зарядок «На зарядку становись!» (как в зале, так и на свежем воздухе), выпуск бюллетеней «Мы за здоровый образ жизни». Воспитываем желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни)
С детьми волонтёрами - «Добрые сердца» мы принимаем участие во всех акциях как внутри сада, так и в городских. Надежными помощниками являются наши родители.
Слайд 21
Участие в социальных акциях: «Дети дороже цветов», «Ангелы среди нас», способствовало развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, больного; бескорыстно помочь нуждающимся.
Слайд22
Акция «День добра и уважения»
В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения прошла акция «День добра и уважения». С детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли на улицу с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, любознательность.
Слайд 23-24
«Дарите людям доброту»
К Международному дню инвалидов – волонтеры с родителями собрали и отправили в посылку в Урайский специализированный Дом ребенка. Такие мероприятия способствуют формированию потребности в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу.
Слайд 25-26
«Спешите делать добро»
В рамках празднования «Дня Матери» дети волонтёры приготовили подарки для всех мам и сотрудников детского сада. Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца.
Слайд 27.
Акция «Новогодний подарок от волонтеров»
способствовала формирование и развитию творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям. Разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.
Слайд 28-29
В рамках акции Акция «Покорми птиц зимой»
Воспитанники вместе с родителями изготовили кормушки из разных материалов и вывесили их на участке детского сада. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада. Всю зиму дети заботятся о птицах, ежедневно чистят от снега кормушки, пополняют их кормом. Вовремя сильных морозов на помощь приходят родители-волонтеры. Эта прекрасная возможность проявить сочувствие, заботу.
Слайд 30
«Белочка в гостях у ребят»
Этой зимой на участке детского сада поселилась белочка, о которой ребята тепло и нежно заботятся: в саду сушат хлеб, из дома приносят орешки. Приглашают малышей понаблюдать за гостей.
Слайд 31-32
Благотворительная акция «Новогодний подарок маленькому другу» способствовала формированию заинтересованного, бережного отношения к бездомным животным, пользе человека и развития в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим») Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Слайд 33-34
«Крещенская вода» «В праздник крещения»
Волонтеры — это сильные люди, способные прийти на помощь.
Большинство детей не знает, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные старики, все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадание. Проявляя заботу и внимание, в праздник Крещения волонтеры вместе с детьми посетили одиноких стариков с пакетом продуктов и крещенской водой. Для волонтеров это было прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста. Милосердные дети растут только у милосердных родителей.
Слайд 35
Для отслеживания деятельности волонтера завели «Копилку добрых дел», в которой дети отмечают красным сердечком, проделанную работу. Ребята очень стараются, чтобы копилка была наполнена «добрыми делами». Это побуждает малоактивных детей быть инициативными, а застенчивых - более решительными.
Слайд 36. Стенд
В приемной размещен стенд, отражающий ежедневные дела волонтеров.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности - забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие. Все это способствует успешной социализации ребенка.
Слайд 37
Практика показала, «Волонтерское движение» способствовало развитию:
у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
Волонтерами не рождаются ими становятся!
Слайд 38
Разрешите закончить свое выступление словами Ч. Айтматова
«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь.
Добру человек у человека учится».




